Коррекция устной и письменной речи для школьников 4-6 классов
рабочая программа на тему

Ляпкова Елена Хайдяровна

Коррекция устной и письменной речи для школьников 4-6 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 2127»

Салтыковская ул., д. 13Б, Москва, 111672

Телефон: (495) 701-2200, факс: (495) 701-2211, e-mail: 2127@edu.mos.ru, http://www.2127.mskobr.ru

ОКПО 51296098, ОГРН 5157746151921, ИНН/КПП 7720325492, 772001001

Принято на заседании педагогического                                                 Утверждаю

 совета ГБОУ Школа №  2127                                                                 Директор ГБОУ Школа № 2127

от «____»___________20___г.                                                              _______________И.Ю.Солодкий

 Протокол № 1                                                                                                    «____»   ________________    20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Коррекция устной и письменной речи

    составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 2005 г. под редакцией проф. Бгажноковой И.М. для учащихся 4,5,6 классов

        Учитель-логопед:

Ляпкова Елена Хайдяровна    

Москва 2017-2018 г.

                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 2005 г. под редакцией проф. Бгажноковой И.М. для учащихся 4,5,6 классов

Целевая аудитория – обучающиеся 4,5,6  классов. Возраст 11-13 лет. При составлении программы учитывались следующие особенности детей с интеллектуальной недостаточностью: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развиты навыки чтения, устной и письменной речи.

Форма реализации программы: индивидуальная, подгрупповая

Коррекция нарушений речи учащихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий. Учитель – логопед комплектует подгруппы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов.

Наполняемость подгрупп для логопедических занятий 2 – 5 обучающихся.

Основной формой организации коррекционного процесса являются индивидуальные и подгрупповые занятия.

Длительность индивидуального занятия – 15 – 20 минут, подгруппового  40 минут.

Коррекционные индивидуальные и  подгрупповые занятия проводятся во вторую половину дня.

 Объём рабочей программы рассчитан на 1 год (2017-2018 учебный год) 34 часа

Индивидуальные занятия по коррекции устной речи:

в 4 классах -1 раз в неделю. -34 часа

Индивидуальные занятия по коррекции письменной речи в 4, 5 классах – 2 раза в неделю -68 часов

Подгрупповые занятия по коррекции письменной речи проводятся:

в 6 классах- 1 раз в неделю. -34 часа

С 1 по 15 сентября и 15 по 30 мая – диагностика речевого нарушения. Обследование речевой деятельности детей проводится с соблюдением определенной последовательности этапов.

Цель программы – помощь в реализации АОП

Основные задачи программы:

1/Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с умственной отсталостью.

2.Коррекция и развитие слухового и зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления.

3. Коррекция и развитие фонематического восприятия.

4 Коррекция и развитие процессов слухового и зрительного гнозиса, дифференциация артикуляторно и акустически сходных фонем.

5. Закрепление четкой связи между звуком и буквой.

6. Коррекция и развитие процессов фонематического анализа и синтеза.

7. Коррекция и развитие процессов языкового анализа и синтеза на всех уровнях (слог, слово, предложение, текст).

8. Коррекция и развитие процессов зрительного гнозиса, дифференциация оптически сходных фонем.

9. Обогащение лексического запаса.

10. Коррекция и развитие грамматического строя речи.

11. Коррекция и развитие связной речи.

12. Развитие мелкой и ручной моторики.

13. Коррекция и развитие навыков само и взаимоконтроля, умение работать в коллективе.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, лексики, словарный запас, связной речи), а также умений и навыков грамотно пользоваться этими средствами в целях общения. Поэтому логопедическая работа в школе  занимает важное место в процессе формирования всех компонентов речевой системы у детей с СНР с интеллектуальной недостаточностью.

Контингент учащихся  за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у поступающих в учреждение детей носят характер системного недоразвития речи (СНР) средней и тяжёлой степени. Для СНР характерны нарушения всех компонентов языка: звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, словарного запаса и лексики, связной речи, нет словотворчества, трудно формируются навыки словообразования.

Для обучающихся детей в школе характерны нарушения звукопроизношения по типу полиморфной, часто органической дислалии, обусловленной нарушениями в строении артикуляционного аппарата, псевдобульбарной дизартрией в стёртой форме, закрытой или открытой ринолалией. Практика показывает, что у детей с дефектами звукопроизношения чаще наблюдаются – выраженная дислексия, смешанная дисграфия с ведущей:

- артикуляторно–акустической (как говорят, так и пишут, не дифференцируя звуки С-Ц, С-Ш, Ш-Щ, звонкие и глухие согласные, пропуская буквы, заменяя гласные [О] на [У, Е] на [И] под ударением, допуская ошибки в обозначении мягкости согласных Ь и йотированными гласными);

- дисграфией на основе нарушений различных форм языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова (слитное написание предлогов и слов, раздельное написание одного слова, пропуски согласных при стеченияхсогласных, пропуски гласных, добавление и перестановка слогов, слов);

- аграмматической (нарушения грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений)

- оптической (нарушено письмо букв в словах, трудности в соединении букв, хотя изолированное написание букв бывает правильным);

- нарушением словообразования от двух слов и подбор родственных слов;

- недостаточной сформированностью связной речи, что проявляется при составлении предложений, в пересказах, при составлении рассказов по серии картинок и сюжетной картинке, большая трудность в составлении описательных рассказов.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на коррекционный процесс в целом, а не только на один изолированный дефект. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом индивидуальных особенностей учащихся, степени дефекта, программы по русскому языку и чтению. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается при использовании дидактического материала в соответствии с темой программы. Такая взаимосвязь необходима с предметами: ознакомление с окружающим миром, развитие речи на основе знаний и представлений об окружающей действительности (в начальных классах), в старших классах – с предметами география, биология, история , трудового обучения.

Методологические и теоретические основы программы

Программа логопедических занятий для учащихся 4 ,5, 6 классов имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований выступают принципы, определяющие построение, организацию и реализацию работы по программе:

  • принципгуманизма – вера в возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода в речевой коррекции и развитии;
  • принцип системности – представление о речи как о сложной функциональной системе и коррекции системного недоразвития речи;
  • принцип систематичности - как последовательности и целенаправленности обучения и воспитания с целью коррекции компонентов речи;
  • принцип субъективности - рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта, речевые нарушения которого находятся во взаимосвязи с его психическим развитием;
  • принцип реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
  • принцип развития - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
  • - принцип комплексного подхода - выбор содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных психофизических особенностей ребёнка, целей работы.

Важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились работы, зарекомендовавшие себя в науке, о различных формах речевых нарушений и эффективных методиках их преодоления - Р.Е. Левиной, Н.А.Власовой, М.Е. Хватцева, О.В.Правдиной, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюкова, и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева. Учитывая специфику образовательного процесса для обучающихся с умственной отсталостью детей, использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии Г.Е. Сухаревой, С. М. Рубинштейн, М.С Певзнер.

            Содержание изучаемого курса «Коррекция устной речи»

Учебно-тематический план рабочей программы по коррекции устной речи

4,5 класс -34 часа

Наименование разделов/тем занятий

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теории

практики

1

Обследование

2

диагностическое обследование

2

Подготовительный этап к постановке звука

2

3

Постановка звука

3

4

Автоматизация звука. (Формирование первичных произносительных умений)

13

5

Формирование коммуникативных умений и навыков

12

6

Обследование

2

диагностическое обследование

Итого:

34

                                Ожидаемый результат

- чётко произносить звуки

- различать близкие по звучанию и артикуляционному укладу звуки русского   языка;
- грамматически правильно составлять простые высказывания;
- составлять небольшие рассказы по картине, серии сюжетных картин из простых распространённых предложений.

-артикуляционные профили корректируемых звуков;
- владеть терминами (гласный звук, согласный звук, речь, буква, артикуляция, слог, слово, твёрдый звук, мягкий звук, звонкий звук, глухой звук)



Содержание изучаемого курса «Коррекция письменной речи»

Учебно-тематический план рабочей программы по коррекции письменной речи

4 класс 68 часов

Наименование разделов/тем занятий

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теории

практики

1

Обследование

6

диагностическое обследование

2

Предложение. Слово

1

0,5

0,5

3

Звуки речи

5

2

3

4

Слоговая структура слова

6

2

4

5

Ударение

2

1

1

6

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными

7

3

4

7

Дифференциация звонких и глухих парных согласных

7

3

4

8

Дифференциация согласных

15

3

12

9

Буква Ь

4

1

3

10

Анализ и синтез слов различной слоговой структуры

11

2

9

11

Обследование

4

диагностическое обследование

Итого:

34

Ожидаемый результат

-узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;

-понимать условно-графической схемы звукового состава слова;

-проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без;

-дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;

-уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;

-узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

-правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;

-правильно употреблять предложно-падежные конструкции;

-уметь распространять предложения.

5 класс 68 часов

Наименование разделов/тем занятий

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теории

практики

1

Обследование

4

диагностическое обследование

2

Звуки и буквы родного языка

8

2

6

3

Слоговая структура слова

7

2

5

4

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными

7

2

5

5

Дифференциация звонких и глухих парных согласных

5

1

4

6

Слова, обозначающие предмет

7

2

5

7

Слова, обозначающие действия предмета –

7

2

5

8

Слова, обозначающие признак предмета

8

3

5

9

Предлоги

5

2

3

10

Предложение

6

2

4

11

Текст

4

1

4

12

Обследование

4

диагностическое обследование

Итого:

68

6 класс-34 часа

Наименование разделов/тем занятий

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теории

практики

1

Обследование

2

диагностическое обследование

2

Звуки и буквы

5

1

4

3

Состав слова

4

1

3

4

Дифференциация звонких и глухих парных согласных

6

1

5

5

Дифференциация согласных звуков

4

1

3

6

Словообразование (образование прилагательных)

3

1

2

7

Словоизменение

8

2

6

8

Обследование

2

диагностическое обследование

Итого:

34

                                  Ожидаемый результат

-активно пользоваться различными способами словообразования;

-правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь в предложении);

-ориентироваться в составе слова, т. е. определять при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются их значения;

-определять основную мысль, тему рассказа;

-определять последовательность и связность предложений в тексте;

-устанавливать смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;

-составлять план связного высказывания.

                                Методическая литература

Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой

1.        Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.

2.        Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.

3.        Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос», 1998 г.

4.        Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: « Просвещение», 1978 г.

5.        Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.

6/ Ефименкова, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.

7.Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.

   Учитывая особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью на логопедических занятиях , для закрепления знаний и выполнения практических работ, возможно использование рабочих тетрадей на печатной основе следующих авторов:

.Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Мазанова, Е. « Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.

.Колесникова Е.В. «От слова к звуку» - М. Ювента

.Колесникова Е.В. «От А до Я» - М. Ювента

.Коноваленко В.В . «Пишем и читаем», -М: «Гном» 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

программа логопедического пункта по коррекции и формированию грамотной устной и письменной речи для обучающихся 1-4 классов

Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в образовательном учреждении. Логопед не только открывает ему неограни...

рабочая программа по коррекции устной и письменной речи обучающихся, имеющих ФНР, ФФНР и ОНРIII уровня (для обучающихся 2-4 классов)

В пояснительной записке описаны все особенности коррекционной работы на каждом этапе.Дано календарно тематическое планирование по классам и для индивидуальных занятий....

«Коррекция устной и письменной речи младших школьников со стойким дефицитом внимания»

Изучение детей по критериям нейропсихологической диагностики, позволяет выделить среди них группу детей со стойким дефицитом внимания и специфическим нарушением орфографического навыка при со...

Рабочая программа «Коррекция устной и письменной речи у учащихся 1-4 классов»

Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни обще­ства и каждого человека, являясь важнейшим средством обще­ния людей, п...