Коррекция устной и письменной речи для школьников 4-6 классов
рабочая программа на тему
Коррекция устной и письменной речи для школьников 4-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_ustnoy_i_pismennoy_rechi_dlya_shkolnikov_4-6_klassov.docx | 106.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 2127»
Салтыковская ул., д. 13Б, Москва, 111672
Телефон: (495) 701-2200, факс: (495) 701-2211, e-mail: 2127@edu.mos.ru, http://www.2127.mskobr.ru
ОКПО 51296098, ОГРН 5157746151921, ИНН/КПП 7720325492, 772001001
Принято на заседании педагогического Утверждаю
совета ГБОУ Школа № 2127 Директор ГБОУ Школа № 2127
от «____»___________20___г. _______________И.Ю.Солодкий
Протокол № 1 «____» ________________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекция устной и письменной речи
составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 2005 г. под редакцией проф. Бгажноковой И.М. для учащихся 4,5,6 классов
Учитель-логопед:
Ляпкова Елена Хайдяровна
Москва 2017-2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 2005 г. под редакцией проф. Бгажноковой И.М. для учащихся 4,5,6 классов
Целевая аудитория – обучающиеся 4,5,6 классов. Возраст 11-13 лет. При составлении программы учитывались следующие особенности детей с интеллектуальной недостаточностью: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развиты навыки чтения, устной и письменной речи.
Форма реализации программы: индивидуальная, подгрупповая
Коррекция нарушений речи учащихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий. Учитель – логопед комплектует подгруппы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов.
Наполняемость подгрупп для логопедических занятий 2 – 5 обучающихся.
Основной формой организации коррекционного процесса являются индивидуальные и подгрупповые занятия.
Длительность индивидуального занятия – 15 – 20 минут, подгруппового 40 минут.
Коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия проводятся во вторую половину дня.
Объём рабочей программы рассчитан на 1 год (2017-2018 учебный год) 34 часа
Индивидуальные занятия по коррекции устной речи:
в 4 классах -1 раз в неделю. -34 часа
Индивидуальные занятия по коррекции письменной речи в 4, 5 классах – 2 раза в неделю -68 часов
Подгрупповые занятия по коррекции письменной речи проводятся:
в 6 классах- 1 раз в неделю. -34 часа
С 1 по 15 сентября и 15 по 30 мая – диагностика речевого нарушения. Обследование речевой деятельности детей проводится с соблюдением определенной последовательности этапов.
Цель программы – помощь в реализации АОП
Основные задачи программы:
1/Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с умственной отсталостью.
2.Коррекция и развитие слухового и зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления.
3. Коррекция и развитие фонематического восприятия.
4 Коррекция и развитие процессов слухового и зрительного гнозиса, дифференциация артикуляторно и акустически сходных фонем.
5. Закрепление четкой связи между звуком и буквой.
6. Коррекция и развитие процессов фонематического анализа и синтеза.
7. Коррекция и развитие процессов языкового анализа и синтеза на всех уровнях (слог, слово, предложение, текст).
8. Коррекция и развитие процессов зрительного гнозиса, дифференциация оптически сходных фонем.
9. Обогащение лексического запаса.
10. Коррекция и развитие грамматического строя речи.
11. Коррекция и развитие связной речи.
12. Развитие мелкой и ручной моторики.
13. Коррекция и развитие навыков само и взаимоконтроля, умение работать в коллективе.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, лексики, словарный запас, связной речи), а также умений и навыков грамотно пользоваться этими средствами в целях общения. Поэтому логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе формирования всех компонентов речевой системы у детей с СНР с интеллектуальной недостаточностью.
Контингент учащихся за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у поступающих в учреждение детей носят характер системного недоразвития речи (СНР) средней и тяжёлой степени. Для СНР характерны нарушения всех компонентов языка: звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, словарного запаса и лексики, связной речи, нет словотворчества, трудно формируются навыки словообразования.
Для обучающихся детей в школе характерны нарушения звукопроизношения по типу полиморфной, часто органической дислалии, обусловленной нарушениями в строении артикуляционного аппарата, псевдобульбарной дизартрией в стёртой форме, закрытой или открытой ринолалией. Практика показывает, что у детей с дефектами звукопроизношения чаще наблюдаются – выраженная дислексия, смешанная дисграфия с ведущей:
- артикуляторно–акустической (как говорят, так и пишут, не дифференцируя звуки С-Ц, С-Ш, Ш-Щ, звонкие и глухие согласные, пропуская буквы, заменяя гласные [О] на [У, Е] на [И] под ударением, допуская ошибки в обозначении мягкости согласных Ь и йотированными гласными);
- дисграфией на основе нарушений различных форм языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова (слитное написание предлогов и слов, раздельное написание одного слова, пропуски согласных при стеченияхсогласных, пропуски гласных, добавление и перестановка слогов, слов);
- аграмматической (нарушения грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений)
- оптической (нарушено письмо букв в словах, трудности в соединении букв, хотя изолированное написание букв бывает правильным);
- нарушением словообразования от двух слов и подбор родственных слов;
- недостаточной сформированностью связной речи, что проявляется при составлении предложений, в пересказах, при составлении рассказов по серии картинок и сюжетной картинке, большая трудность в составлении описательных рассказов.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на коррекционный процесс в целом, а не только на один изолированный дефект. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом индивидуальных особенностей учащихся, степени дефекта, программы по русскому языку и чтению. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается при использовании дидактического материала в соответствии с темой программы. Такая взаимосвязь необходима с предметами: ознакомление с окружающим миром, развитие речи на основе знаний и представлений об окружающей действительности (в начальных классах), в старших классах – с предметами география, биология, история , трудового обучения.
Методологические и теоретические основы программы
Программа логопедических занятий для учащихся 4 ,5, 6 классов имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований выступают принципы, определяющие построение, организацию и реализацию работы по программе:
- принципгуманизма – вера в возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода в речевой коррекции и развитии;
- принцип системности – представление о речи как о сложной функциональной системе и коррекции системного недоразвития речи;
- принцип систематичности - как последовательности и целенаправленности обучения и воспитания с целью коррекции компонентов речи;
- принцип субъективности - рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта, речевые нарушения которого находятся во взаимосвязи с его психическим развитием;
- принцип реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- принцип развития - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- - принцип комплексного подхода - выбор содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных психофизических особенностей ребёнка, целей работы.
Важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились работы, зарекомендовавшие себя в науке, о различных формах речевых нарушений и эффективных методиках их преодоления - Р.Е. Левиной, Н.А.Власовой, М.Е. Хватцева, О.В.Правдиной, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюкова, и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева. Учитывая специфику образовательного процесса для обучающихся с умственной отсталостью детей, использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии Г.Е. Сухаревой, С. М. Рубинштейн, М.С Певзнер.
Содержание изучаемого курса «Коррекция устной речи»
Учебно-тематический план рабочей программы по коррекции устной речи
4,5 класс -34 часа
№ | Наименование разделов/тем занятий | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
теории | практики | ||||
1 | Обследование | 2 | диагностическое обследование | ||
2 | Подготовительный этап к постановке звука | 2 | |||
3 | Постановка звука | 3 | |||
4 | Автоматизация звука. (Формирование первичных произносительных умений) | 13 | |||
5 | Формирование коммуникативных умений и навыков | 12 | |||
6 | Обследование | 2 | диагностическое обследование | ||
Итого: | 34 |
Ожидаемый результат
- чётко произносить звуки
- различать близкие по звучанию и артикуляционному укладу звуки русского языка;
- грамматически правильно составлять простые высказывания;
- составлять небольшие рассказы по картине, серии сюжетных картин из простых распространённых предложений.
-артикуляционные профили корректируемых звуков;
- владеть терминами (гласный звук, согласный звук, речь, буква, артикуляция, слог, слово, твёрдый звук, мягкий звук, звонкий звук, глухой звук)
Содержание изучаемого курса «Коррекция письменной речи»
Учебно-тематический план рабочей программы по коррекции письменной речи
4 класс 68 часов
№ | Наименование разделов/тем занятий | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
теории | практики | ||||
1 | Обследование | 6 | диагностическое обследование | ||
2 | Предложение. Слово | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Звуки речи | 5 | 2 | 3 | |
4 | Слоговая структура слова | 6 | 2 | 4 | |
5 | Ударение | 2 | 1 | 1 | |
6 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными | 7 | 3 | 4 | |
7 | Дифференциация звонких и глухих парных согласных | 7 | 3 | 4 | |
8 | Дифференциация согласных | 15 | 3 | 12 | |
9 | Буква Ь | 4 | 1 | 3 | |
10 | Анализ и синтез слов различной слоговой структуры | 11 | 2 | 9 | |
11 | Обследование | 4 | диагностическое обследование | ||
Итого: | 34 |
Ожидаемый результат
-узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;
-понимать условно-графической схемы звукового состава слова;
-проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без;
-дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;
-уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
-узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
-правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;
-правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
-уметь распространять предложения.
5 класс 68 часов
№ | Наименование разделов/тем занятий | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
теории | практики | ||||
1 | Обследование | 4 | диагностическое обследование | ||
2 | Звуки и буквы родного языка | 8 | 2 | 6 | |
3 | Слоговая структура слова | 7 | 2 | 5 | |
4 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными | 7 | 2 | 5 | |
5 | Дифференциация звонких и глухих парных согласных | 5 | 1 | 4 | |
6 | Слова, обозначающие предмет | 7 | 2 | 5 | |
7 | Слова, обозначающие действия предмета – | 7 | 2 | 5 | |
8 | Слова, обозначающие признак предмета | 8 | 3 | 5 | |
9 | Предлоги | 5 | 2 | 3 | |
10 | Предложение | 6 | 2 | 4 | |
11 | Текст | 4 | 1 | 4 | |
12 | Обследование | 4 | диагностическое обследование | ||
Итого: | 68 |
6 класс-34 часа
№ | Наименование разделов/тем занятий | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
теории | практики | ||||
1 | Обследование | 2 | диагностическое обследование | ||
2 | Звуки и буквы | 5 | 1 | 4 | |
3 | Состав слова | 4 | 1 | 3 | |
4 | Дифференциация звонких и глухих парных согласных | 6 | 1 | 5 | |
5 | Дифференциация согласных звуков | 4 | 1 | 3 | |
6 | Словообразование (образование прилагательных) | 3 | 1 | 2 | |
7 | Словоизменение | 8 | 2 | 6 | |
8 | Обследование | 2 | диагностическое обследование | ||
Итого: | 34 |
Ожидаемый результат
-активно пользоваться различными способами словообразования;
-правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь в предложении);
-ориентироваться в составе слова, т. е. определять при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются их значения;
-определять основную мысль, тему рассказа;
-определять последовательность и связность предложений в тексте;
-устанавливать смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;
-составлять план связного высказывания.
Методическая литература
Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой
1. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
2. Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.
3. Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос», 1998 г.
4. Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: « Просвещение», 1978 г.
5. Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.
6/ Ефименкова, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
7.Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
Учитывая особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью на логопедических занятиях , для закрепления знаний и выполнения практических работ, возможно использование рабочих тетрадей на печатной основе следующих авторов:
.Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
Мазанова, Е. « Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.
.Колесникова Е.В. «От слова к звуку» - М. Ювента
.Колесникова Е.В. «От А до Я» - М. Ювента
.Коноваленко В.В . «Пишем и читаем», -М: «Гном» 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции устной и письменной речи для 5 класса (КРО)
Коррекция устной и письменной речи...
Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает еще больша...
Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает еще больша...
программа логопедического пункта по коррекции и формированию грамотной устной и письменной речи для обучающихся 1-4 классов
Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в образовательном учреждении. Логопед не только открывает ему неограни...
рабочая программа по коррекции устной и письменной речи обучающихся, имеющих ФНР, ФФНР и ОНРIII уровня (для обучающихся 2-4 классов)
В пояснительной записке описаны все особенности коррекционной работы на каждом этапе.Дано календарно тематическое планирование по классам и для индивидуальных занятий....
«Коррекция устной и письменной речи младших школьников со стойким дефицитом внимания»
Изучение детей по критериям нейропсихологической диагностики, позволяет выделить среди них группу детей со стойким дефицитом внимания и специфическим нарушением орфографического навыка при со...
Рабочая программа «Коррекция устной и письменной речи у учащихся 1-4 классов»
Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, п...