Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р`] в слогах, словах и предложениях.
план-конспект
План-конспект занятия по развитию произносительной стороны речи по теме: Звук [Р`].
Цель: автоматизация навыков произношения звука [Р`] в слогах, словах, предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Звук [Р`]
Цель: автоматизация навыков произношения звука [Р`] в слогах, словах и предложениях.
Основные задачи:
- Автоматизировать звук [Р`] в слогах, словах и предложениях.
- Развивать фонематическое восприятие в работе со звуком [р`]
- Формировать слоговую структуру слова, развивать умение и использовать в речи двусложные и трёхсложные слова с одним стечением согласных в начале слова; развивать умение образовывать глаголы будущего времени, относительные прилагательные.
- Развивать умение использовать силу голоса в произношении слогов, слов, предложений; формировать темпоритмическую сторону речи, работать над интонацией.
- Формировать навык фонемного анализа двусложных слов с одним стечением.
Дидактический материал: карточки, сюжетные картинки, колокольчики, схемы.
Речевой материал:
- Мя, ря, не, ре, си, ри, вё, рё
Ям, яр, ен, ер, ис, ир, ёв, ёр.
- ------ --------- арь-арь, орь-орь, урь-урь, ирь-ирь, эрь-эрь
------ -------- --------- арь-арь-арь, орь-орь-арь, урь-урь-урь, ирь-ирь-ирь, эрь-эрь-эрь
- Рис, утюг, крик, снег, репа, жаба, время, ножи, зверь, джем, бревна, урюк, брюки.
- Репа, теремок, ребенок, орехи, река, гиря, рюкзак, дерево, ремень.
- Работа над темпо-ритмической стороной речи.
Ритмический рисунок - ------- ------- --------, ------- ------- --------
Прилетели снегири – ри-ри-ри, ри-ри-ри.
Зацвела в саду сирень- рень-рень-рень, рень-рень-рень.
Вот зеленый огурец – рец-рец-рец, рец-рец-рец.
К тренеру идет вратарь – арь-арь-арь, арь-арь-арь
Открывает Варя дверь –ерь-ерь-ерь, ерь-ерь-ерь.
- Использование суффикса ОК.
Гриб-грибок, крюк-крючок, терем-теремок, рюкзак-рюкзачок, зверь-зверек, снегирь-снегирек
- Одушевлённые и неодушевленные существительные
Двери, звери, фонари, снегири, пескари, дикари, сухари, пузыри, богатыри.
- Относительные прилагательные.
Какая каша из риса? (рисовая)
Какая каша из гречки?(гречневая)
Какой суп из грибов?(грибной)
Какой листик у березы? (березовый)
Какой листик рябины?(рябиновый)
Руки, на которых грязь, какие? (грязные)
- Слова для фонемного анализа: река, брюки, берет.
- Употребление глаголов в будущем времени:
Рита собирает матрешку, и Игорь …соберет матрешку.
Рита перебирает грибы и Игорь… переберет грибы.
Рита кормит снегиря и Игорь… накормит снегиря.
Рита покупает перец и Игорь …купит перец.
План-конспект
Ход занятия
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, давайте пожелаем себе хорошего настроения и начнем занятие.
- Артикуляционная гимнастика
Давайте подготовим наш язычок.
Дети выполняют упражнения: «Лопаточка», «Чашечка», «Почистим зубки», «Маляр», «Индюк», «Барабанщик»
-Ребята, как рычит собака?
-Ребята, давайте вспомним, что нужно для произнесения звука [Р`]
Возьмите зеркала, давайте посмотрим, что же происходит с нашим язычком?
Рот широко открыт, зубы на большом расстоянии, язык широкий, кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Горлышко гудит, дуем и гуди в кончик язычка, он дрожит РЬ.
Упражнение «Спортивный свисток». Футбольная команда уже собралась, а тренер Боря почему-то опаздывает. Помоги Боре быстро доб1раться до стадиона. Проводи пальчиком, произнося отчетливо: РЬ- РЬ- РЬ-РЬ…- ведь именно так звучит свисток тренера.
Какой звук [Р`]? (Согласный, звонкий, мягкий)
- Развитие фонематического восприятия.
-Послушайте внимательно слоги и подними колокольчик, если услышишь звук [Р`].
Мя, ря, не, ре, си, ри, вё, рё
Ям, ярь, ен, ерь, ис, ир, ёв, ёрь.
- А теперь повтори за мной слог в определенном ритме. (Логопед показывает схемы)
------ --------- арь-арь, орь-орь, урь-урь, ирь-ирь, эрь-эрь
------ -------- --------- арь-арь-арь, орь-орь-арь, урь-урь-урь, ирь-ирь-ирь, эрь-эрь-эрь
-А теперь хлопни, когда услышишь звук [Р`] в слове.
Рис, утюг, крик, снег, репа, жаба, время, ножи, зверь, джем, бревна, урюк, брюки.
- Если слышишь звук в начале слова, то присядь, а если в середине подпрыгни. (Логопед показывает карточки)
Репа, теремок, ребенок, орехи, река, гиря, рюкзак, дерево, ремень.
- Автоматизация звука в слогах и словах.
- Слушайте внимательно и повторяйте за мной только последний слог столько раз, сколько показано на ритмическом рисунке.
-------- --------- ---------, --------- --------- ---------
Прилетели снегири – ри-ри-ри, ри-ри-ри.
Зацвела в саду сирень- рень-рень-рень, рень-рень-рень.
Вот зеленый огурец – рец-рец-рец, рец-рец-рец.
К тренеру идет вратарь – арь-арь-арь, арь-арь-арь
Открывает Варя дверь –ерь-ерь-ерь, ерь-ерь-ерь.
-Я назову тебе большой предмет, а ты назови маленький.
Гриб-грибок, крюк-крючок, терем-теремок, рюкзак-рюкзачок, зверь-зверек, снегирь-снегирек.
Упражнение «Живое-неживое» (Перед ребенком предметные картинки). Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а затем-неживые предметы.
Двери, звери, фонари, снегири, пескари, дикари, сухари, пузыри, богатыри.
- Физминутка «Песенка про рыбок»
Пять маленьких рыбок
Играли в реке,
Лежало большое
Бревно на песке,
И рыбка сказала:
“Нырять здесь легко!”
Вторая сказала:
“Ведь здесь глубоко”.
А третья сказала:
“Мне хочется спать!”
Четвёртая стала
Чуть-чуть замерзать.
А пятая крикнула:
“Здесь крокодил!
Плывите скорей,
Чтобы не проглотил!”
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок.
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.
Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
Быстро качаем ладонями (дрожь).
Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).
- Относительные прилагательные.
Упражнение «Какой? Какая? Какие?». Ответь на вопросы одним словом, отчетливо произноси звук [Р`].
Какая каша из риса? (рисовая)
Какая каша из гречки?(гречневая)
Какой суп из грибов?(грибной)
Какой листик у березы? (березовый)
Какой листик рябины?(рябиновый)
Руки, на которых грязь, какие? (грязные)
- Фонемный анализ слов: река, брюки, берет.
- Найди на наборном полотне слова со звуком [Р`].
- На каком месте находится звук [Р`] в словах река, брюки, берет?
-Какой звук находится перед звуком [Р`]в словах брюки, берет?
Какой звук находится после звука [Р`]в словах река, брюки, берет?
Какой звук последний в этих словах?
- Автоматизация в предложениях.
Упражнение «Друзья». Игорь и Рита –друзья и многое делают вместе, повторяя друг за другом. Закончи предложения про ребят по образцу. Образец: Рита режет огурец, и Игорь порежет огурец.
Рита собирает матрешку, и Игорь …соберет матрешку.
Рита перебирает грибы и Игорь… переберет грибы.
Рита кормит снегиря и Игорь… накормит снегиря.
Рита покупает перец и Игорь …купит перец.
- Итог занятия. Рефлексия.
- Над каким звуком мы работали? Что получилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада по теме:"Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.
На занятии отрабатывается автоматизвация звука [Р], уточняется понимание причинно - следственных связей при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, воспитывается интерес к учебе....

Конспект индивидуального логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [С ] в слогах и словах».
Коррекционное индивидуальное занятие для детей дошкольного возраста автоматизация звука "С"....

Конспект занятия по автоматизации звука С в слогах, словах и предложениях.
Цель: правильно и четко произносить звук С в слогах и словах.Задачи:обучающие:Формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука С;коррекционн...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и предложениях «В гостях у Смешариков»
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах, предложениях...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».
Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия«Автоматизация звука [ш] в слогах, словахи предложениях»...