Программа воспитательной работы по экологическому воспитанию детей "Судьба природы - наша судьба"
рабочая программа по теме
Основными результатами реализации этой программы должно являться изменения в поведении детей (доброта, отзывчивость, помощь и защита слабого), дети научатся видеть и понимать прекрасное, ориентироваться в жизни окружающего мира, осознавать, что судьба природы – это наша судьба. Педагог должен вооружить детей позитивными знаниями, т.е. научить тому, что надо делать, и показать, как это делать правильно. Дети должны понять: мы не можем жить, не пользуясь другими организмами, но надо стараться делать это с минимальными негативными последствиями для природы в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
4 - 5. Содержание изучаемого курса и его методическое обеспечение.
I год.
№ | Раздел тема | Форма занятия, цель занятия | Приемы и методы | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение занятия | Форма подведения итогов |
I. | Раздел: «Что такое экология». | |||||
1. 2. | «Планета Земля в опасности» | Рассказ-беседа. Цель: обобщение знаний детей о том, что на планете Земля обитает много живых существ, которым нужны чистый воздух и земля. Помочь детям осознать, что планета в опасности. | Беседа, рассказ воспитателя, наглядный материал, анкетирование «Любите ли вы природу». | Глобус, плакат «SOS», флажок «SOS», карандаши черного и красного цветов, клей. | Знаками «SOS» отметить на глобусе все точки Земли, где уже существует беда (озеро Байкал, Аральское море и т.д.). | |
«Через добрые дела можно стать юным экологом» | Беседа. Цель: раскрыть перед детьми суть хороших и плохих поступков. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах. | Наглядность, беседа, работа с ножницами и бумагой, чтение художественной литературы. | Книги-сказки «Золушка», стенд «Программа добрых дел», модель «Сухое дерево». | Клей, ножницы, бумага, пластилин, кусочки коры, ткань. | Рисование плакатов и их развешивание. Заключительная беседа. | |
3. | «Судьба природы – наша судьба». | Беседа. Цель: показать детям необходимость охраны природы. Познакомить с Красной книгой, экологическими правилами. Учить бережно относиться к природе. Развивать коррекцию внимания, наблюдательности. | 1.Рассматривание иллюстраций с изображениями леса, моря, рек, гор. 2.Песня «Не дразните собак». 3.Вступительная беседа. 4.Обсуждение. 5.Стихи о природе. 6.Экологические правила. 7.Викторина «Вопросы лесовика». | Иллюстрации лесов, морей, рек, гор. Знаки «Правила поведения в лесу», Красная книга, книги о природе, фотографии. | Магнитофон ная запись | Дети делают вывод. Рисование рисунков о природе. |
II. | Раздел: «В гости к осени». | |||||
1. 2. | «История осенних листочков». | Целевая прогулка. Цель: показать детям изменения в природе, закрепить знания о деревьях. | Беседа, рассматривание, разучивание стихотворения «Бродит в роще листопад». | Набор листьев от разных деревьев для игры «Найди свое дерево». | Фотоаппарат | Сбор листьев, причудливых веток, мха, шишек, изготовление коллективной композиции «осенний лес». |
«Осень, осень в гости просим». | Беседа. Цель: закрепить у детей знания об осенних листьях, о приметах осени, о листопаде, почему это происходит. Воспитывать любовь к природе, умение ею любоваться. | 1.Вступительная беседа. 2.Пословицы и поговорки, стихи об осени. 3.Рассказ воспитателя о листопаде. 4.Викторина. | Картины художников: И. С. Остроухова, И. И. Левитана, плакаты с поговорками и пословицами, с названиями осенних месяцев. | Магнитофон ная запись П. И. Чайковского «Сентябрь». | Рисование рисунков «Здравствуй, осень». | |
3. 4. 5. | «Кузьминки - осень с зимой встречаются» (14 ноября) | Экологический праздник. Цель: знакомство с традиционной и обрядовой культурой русского народа. | Загадки, пословицы, стихи, игры. | Карточки с надписями: грудень, сумерки года, ворота зимы, карточки с пословицами. | Магнитофон. | Экспозиция «Дары осени». |
«Сбор семян». | Труд. Цель: научить детей собирать семена цветов, чтобы они были зрелые, сортировать их, сушить. Закрепить умение делать пакетики для семян, чтобы потом можно было продать их на ярмарке. Вызвать трудолюбие, старание, умение доводить начатое до конца. | Беседа, показ, объяснение, наблюдение за детьми. | Пакетики для семян. | Оформление пакетиков и сортировка семян. | ||
«Перекапываем цветник». | Труд. Цель: объяснить детям, для чего нужно перекапывать почву. Показать детям многолетние цветы. Развивать технику копания. Вызвать трудолюбие, старание. | Беседа, показ, наблюдение за детьми. | Лопаты. | Опыт с почвой (взять рыхлую почву и с тропинки, где все ходят). | ||
III. | Раздел: «Лес – наше богатство». | |||||
1. 2. | «Лес в жизни человека». | Беседа. Цель: уточнить и расширить представление детей о лесе, его обитателях, о значении леса в жизни человека. Воспитывать гуманное отношение к лесу и его обитателям. | Вступительная беседа, загадки, дидактические игры, художественная литература, психогимнастика «На лесной опушке». | Репродукции картин Шишкина И. И., Куинджи И., Васнецова В. М., веточки разных деревьев. | Пластилин. | Лепка «Корзинка с грибами». |
«Кто главный в лесу». | Игра. Цель: дать детям представление о леснике – человеке. Который заботится о лесе, бережет его от пожара, подкармливает его зимой, спасает его от беды. | Загадки, конкурсы, игровой момент, физкультминутка | Форма лесника, карточки с заданиями, плакаты, маски двух мудрых сов. | Магнитофон, кассета с голосами животных и птиц. | Подведение итогов игры, награждение победителей. | |
3. 4. 5. 6. | «Кто, где живет и почему». | Беседа. Цель: дать представление о приспособленности животных к разным средам обитания, которые проявляются во внешнем виде животных особенностях (питание, движение, способы добычи пищи, защита от врагов, выращивание потомства и др.). Развивать познавательный интерес, наблюдательность. | Рассматривание картинок, загадки, рассказ воспитателя, беседа, игра-соревнование. | Картинки с животными леса, художественная литература, карточки с заданиями. | Изготовление шапочек-масок для игры «Знатоки леса». | |
«Экскурсия в зимний лес». | Целевая прогулка. Цель: дать детям представление о зимнем лесе, что происходит в лесу зимой. Вызвать у детей познавательный интерес. | Стихи о зимнем лесе, рассматривание следов на снегу, рассматривание деревьев, беседа, загадки, игра «Узнай дерево по коре». | Кора деревьев. | Фотоаппарат. | Сделать «живую картинку» - «Если бы я был деревом» (дети поднимают руки вверх и стоят неподвижно, затем обсуждают, что они испытывали, будучи деревьями). Стихотворение «До свидания, лес дремучий». | |
«Зимний лес». | Занятие-викторина. Цель: закрепить знание о лесе, как сообществе растений и животных, об особенностях жизни обитателей зимнего леса. Вызвать любовь к родной природе. | Чтение художественной литературы. | Наборное полотно «Лес – многоэтажный дом», картинки с изображением животных и птиц, следов животных, набор веток, шишек. | Плакат «Зимнее дерево». | ||
«Правила поведения в лесу». | Беседа. Цель: познакомиться и обучить детей правилам поведения в лесу, формировать бережное отношение к живым объектам. | Дидактическая игра «Запрещенные знаки», беседа, психогимнастика «Пожар в лесу». | Запрещающие знаки, плакаты. | Рисование «Сигналы в лесу». | ||
IV. | Раздел: «Цикл наблюдений за водой, снегом и льдом». | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | «Вода и ее свойства». | Наблюдение опыт. Цель: учить детей устанавливать связи и взаимоотношения между объектами и явлениями окружающей среды. Развивать логическое мышление, наблюдательность. Умение делать выводы и умозаключения. | Игра, загадка о воде, беседа, опыты, наблюдение, выводы. | Глобус, стакан с водой, цветные полоски бумаги, два стакана с жидкостью (апельсин и лимон), снег на блюдце, лед. | Спиртовка. | Модель «Кому нужна вода». |
«Снег – какой он?». | Наблюдение. Цель: выяснить с детьми свойства снега, отчего он меняет их, можно ли пить талую воду. | Беседа, рассматривание. Загадки. | Лыжи, лопаты. | Лепка снежных скульптур. Игра в снежки. | ||
«Если воду замораживать». | Наблюдение-опыт. Цель: познакомить детей со свойствами льда, для чего нужен лед. Откуда берется лед. | Рассматривание, беседа, выводы, загадки про лед, про каток. | Кусочки льда, разноцветный лед, картинки про каток, коньки. | Коньки, просмотр мультфильма «Снежная королева». | Украшение елки на участке разноцветными льдинками. | |
«Где живет вода». | Беседа. Цель: закрепить знания и расширить о том, где живет вода. Вызвать бережное отношение к воде. | Вступительная беседа, показ картинок с морями и реками. | Плакаты «Вода – это жизнь», «Берегите воду», «Не загрязняйте реки». | Анкетирование «Что мы знаем о воде». | ||
«Путешествие в подводный мир». | Игра. Цель: закрепить знания детей о тех. кто живет в воде, чем они питаются и как размножаются. | Беседа, объяснение, игра, чтение художественной литературы. | Картинки с обитателями воды, картинки с описанием среды их обитания. | Подведение итогов игры – рисование обитателей морей и рек. | ||
«Наша река». | Наблюдение. Цель: формировать у детей желание улучшить состояние реки (убирать мусор). | Беседа труд на благо реки. | Мусорные мешки. | Составление альбома «Такой мы хотим видеть реку». | ||
V. | Раздел: «Птицы». | |||||
1. 2. 3. | «Что мы знаем о птицах». | Беседа. Цель: уточнить представление о знакомых птицах, условиях жизни, роли человека в жизни птиц. Формировать гуманное отношение к ним. | Беседа, рассказ воспитателя, загадки, чтение художественной литературы. | Записи пения птиц, картинки, художественная литература. | Магнитофон. | Дидактическая игра «Перелетные и зимующие». |
«Подкормка птиц». | Беседа. Цель: уточнить знания детей о жизни птиц зимой, чем они питаются, как им можно помочь выжить в этот трудный период. | Чтение книги Танасийчука «Птичий город на деревьях». Беседа. Показ картинок. | Картинки «Птицы на кормушке», «Зимующие птицы», «Птицы на деревьях». | Изготовление календаря наблюдений за зимующими птицами, развешивание кормушек и подкормка птиц. | ||
Поле чудес «Наши пернатые друзья» (25 марта – «День птиц»). | Игра. Цель: закрепить знания о птицах, уметь узнавать птиц по описанию. Развивать мышление, память, активность, коррекцию внимания. | Стихи о перелетных птицах, беседа об охране птиц, игра, загадки. | Табло с зашифрованы ми словами, стол «Поле чудес», две шкатулки | Магнитофон. | Награждение дипломом победителя, сувениры всем участникам игры. | |
VI. | Раздел: «Ясна - красна идет Весна». | |||||
1. 2. 3. 4. 5. | «Здравствуй, Весна!» | Беседа. Цель: формировать у детей представление о смене времен года. Видеть и наблюдать происходившие изменения в природе. Создать приподнятое настроение с приходом весны. Развивать воображение, память, речь. | Вступительная беседа, стихи, песни о весне, загадки, игры. | Картины художников о весне, карточки с загадками, с первыми цветами. | Магнитофон, кассеты с записями птиц, с музыкой из серии «Времена года» («Весенняя песня», «Подснежник», «Мой милый май»). | Рисование «Скворечник для птиц». |
«Как снеговики правду о весне искали». | Беседа. Цель: познакомить детей с основными приметами весны; нацелить на последующие наблюдение за природой весной; рассказать о влиянии весенних изменений в природе на жизнь и деятельность людей; приобщить детей к действенному отношению к природе, к выращиванию цветов, развивать наблюдательность, мышление и речь; мелкая моторика рук. | Лепка снеговиков, вступительная беседа «Приметы весны в природе», рассказы детей о весне, стихи, загадки о весне, рассматривание иллюстраций, труд. | Картинки, иллюстрации о деревьях, животных, птицах весной. Плакат с изображением последовательности роста цветка. | Земля, ящик, подготовленные семена к посеву. | Практическая работа посадка цветочной рассады, полив и наблюдение, беседа об уходе за ними. | |
«Пробуждение». | Экскурсия. Цель: учить детей устанавливать связь сезонных изменений с поступлением тепла, появлением солнца (набухание почек, появление насекомых, пробуждение всей природы). Создать у детей радостное настроение от восприятия весенней природы. | Беседа, наблюдение, обобщение, показ, чтение стихов, загадки, игры. | Рисование на тему «Весна». | |||
«Пересадка растений в группе» | Труд. Цель: учить детей пересаживать цветы, для чего это нужно цветам. Развивать трудолюбие, желание сделать приятное, умение доводить начатое до конца. | Вступительная беседа, показ, объяснение. | Земля, совок, камешки речные, цветочный горшок. | Полив растений. | ||
«Посади дерево!» | Экологическая акция. Цель: организовать детей на совместный труд с взрослыми, сообщить о пользе этого труда. Развивать желание участия в судьбе природы. | Беседа, сообщение цели. | Лопаты, кустарники. | Повязать на каждое дерево ленточку. | ||
VII | Раздел: «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко!» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | «У природы нет плохой погоды». | Беседа. Цель: учить видеть и понимать изменения, которые происходят в природе в разные времена года, развивать умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, движений. Воспитывать способность чувствовать природу, общаться в ней, переносить это в общение с людьми. | Беседа; рассматривание картинок, календаря; игра «Азбука настроений», стихи, загадки, психогимнастика «Дождь и солнце». Чтение сказки «Четыре художника» (Г. Скребитцкий). | Картинки с изображением различных явлений природы (дождь, солнце, ветер, гром, снегопад и т.д.), календарь, шапочки-маски тучи, солнца, дождя, снега, сосульки и т.д.. | Магнитофон и аудиозапись голоса природы. | Рисование рисунков «Хорошее настроение». |
«Здравствуй, солнечный денек!» | Беседа. Цель: обратить внимание детей на постоянное присутствие солнца (света, тепла) в повседневной жизни человека, о пользе и вреде солнца для всего живого на Земле, развивать наблюдательность, уметь делать выводы. | Загадки о солнце, чтение сказки «У солнышка в гостях», беседа, психогимнастика «Солнечный зайчик», игра, беседа о солнечных зайчиках. | Сказка «У солнышка в гостях», загадки о солнце, стихотворение «Солнечный зайчик». | Маленькие зеркала. | Игра «Поймай, солнечного зайчика». | |
«Радуга-дуга». | Опыт. Цель: показать детям, что солнечный луч может превратиться в разноцветный, познакомить с особенностями радуги, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира, развивать у детей умение делать выводы. | Вступительная беседа, чтение стихов «Радуга-дуга», рассматривание картинок, психогимнастика «Радуга», показ и объяснение. | Иллюстрации с радугой, стих «Радуга-дуга». | Ванночки с водой, плоское карманное зеркальце и лист белой бумаги. | Рисование рисунков «Цвета радуги». | |
«Свет и тень». | Беседа. Познавательная прогулка. Цель: познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных. | Игра «Догони свою тень», наблюдение, рассматривание, беседа. | Моделирование и сказка «Царство теней». | Настольная лампа, пластмассовая или бумажная тарелка, игрушечные человечки. | Моделирование и составление сказки «Царство теней». | |
«Животные в темноте». | Беседа. Цель: познакомить детей с особенностями поведения и зрения у животных, обитающих в условиях недостатка света или при полном отсутствии света, расширять знания детей, развивать умение делать выводы. | Игра «День и ночь», «Животные в темноте», наблюдение, рассматривание иллюстраций с животными, загадки, обсуждение. | Иллюстрации с животными, загадки. | Зеркало для каждого ребенка. | Игра «Слушаем ночные звуки». | |
«Солнце – большая звезда». | Беседа. Цель: дать представление о Солнце как о звезде и о планетах солнечной системы, развивать познавательный интерес детей, любознательность. | Вступительная беседа «Видим ли мы солнце ночью», беседа о других планетах, рассматривание картинок о космосе, игровые задания для детей. | Картинки о космосе. | Цветные карандаши, бумага. | Рисование рисунков «Солнце и я». | |
«Солнце и планеты». | Беседа. Цель: познакомить детей со строением солнечной системы, дать представление о планетах и об их расположении, продолжать развивать познавательный интерес, воображение. | Беседа, рассматривание глобуса, рассматривание иллюстраций, книг, труд, игра. | Глобус, иллюстрации с изображением планет солнечной системы (желательно на каждого ребенка). | Пластилин разных цветов, картон, цветная бумага, фломастеры, ножницы. | Разгадывание кроссворда «Солнечная система», игровое задание «Раскрась, планеты солнечной системы нужным цветом». |
Помимо этих занятий планируется самостоятельное чтение детьми художественной литературы. Это чтение поможет детям самостоятельно добывать знания, наблюдать оценивать и сравнивать, высказывать предложения и прогнозы, их обсуждать. Помощь взрослого в таком познавательном общении с книгой неоценима. Он беседует с детьми о прочитанном, закрепляет полученные знания.
Чтение художественной литературы о природе:- Авдеев Н. Н. «Кто живет в воде: реке, озере».
- Бианки В. «Птичьи разговоры», «Кто чем поет», «Лесные были и небылицы».
- Дежникова Н. С., Цветкова И. В. «Умеет ли природа говорить».
- Дижур Б. «Жалобная книга природы».
- Дмитриев Ю. «Рассказы моей полянки», «Большая книга леса».
- Ерофеева Т. «Семь шагов по радуге».
- Зотов В. «Лесная мозаика».
- Константиновский М. «Почему вода мокрая?»
- Корк Б. «Птицы».
- Онегов А. «На берегу озера».
- Полак И., Голь Н. «Как живут зверюшки».
- Сахарнов С. «На дне морском».
- Скребицкий Г. «Лесной голосок».
- Сладкое Н. «В лес по загадке», «Лесные шорохи».
- Танайсичук В. «Цепочки в лесу», «Удивительная прогулка», «Птичий город на деревьях».
- Хоранжин В. «Как ежик зиму зимовал».
- Чарушин Е. «Болтливая сорока», «В лесу».
3. Учебно-тематический план на 1 год.
№ | Наименование разделов, тем. | Количество часов. | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. | Раздел: «Что такое экология». | 3 | 2 | 1 |
1. | «Планета Земля в опасности». | 1 | ||
2. | «Через добрые дела можно стать юным экологом». | 0,5 | 0,5 | |
3. | «Судьба природы – наша судьба». | 0,5 | 0,5 | |
II. | Раздел: «В гости к осени» | 5 | 1,5 | 3,5 |
1. | «История осенних листочков». | 1 | ||
2. | «Осень, осень в гости просим». | 0,5 | 0,5 | |
3. | «Сбор семян». | 0,5 | 0,5 | |
4. | «Работа на цветнике». | 1 | ||
5. | «Кузьминки – осень с зимой встречаются» (14 ноября). | 0,5 | 0,5 | |
III. | Раздел: «Лес – наше богатство». | 6 | 2,5 | 3,5 |
1. | «Лес в жизни человека». | 0,5 | 0,5 | |
2. | «Кто главный в лесу». | 1 | ||
3. | «Кто, где живет и почему». | 1 | ||
4. | «Экскурсия в зимний лес». | 0,5 | 0,5 | |
5. | «Зимний лес». | 1 | ||
6. | «Правила поведения в лесу». | 0,5 | 0,5 | |
IV. | Раздел: «Цикл наблюдений за водой, снегом и льдом». | 6 | 3 | 3 |
1. | «Вода и ее свойства». | 0,5 | 0,5 | |
2. | «Снег – какой он». | 0,5 | 0,5 | |
3. | «Если воду заморозить». | 0,5 | 0,5 | |
4. | «Где живет вода». | 1 | ||
5. | «Путешествие в подводный мир». | 0,5 | 0,5 | |
6. | «Наша река». | 1 | ||
V. | Раздел: «Птицы». | 3 | 1,5 | 1,5 |
1. | «Что мы знаем о птицах». | 1 | ||
2. | «Подкормка птиц». | 0,5 | 0,5 | |
3. | Поле чудес «Наши пернатые друзья». | 1 | ||
VI. | Раздел: «Ясна – красна идет Весна». | 5 | 2,5 | 2,5 |
1. | «Здравствуй, Весна!» | 1 | ||
2. | «Как снеговики правду о весне искали». | 0,5 | 0,5 | |
3. | «Пробуждение». | 0,5 | 0,5 | |
4. | «Пересадка растений в группе». | 0,5 | 0,5 | |
5. | Экологическая акция «Посади дерево». | 1 | ||
VII. | Раздел: «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко!» | 7 | 3,5 | 3,5 |
1. | «У природы нет плохой погоды». | 0,5 | 0,5 | |
2. | «Здравствуй, солнечный денек!» | 0,5 | 0,5 | |
3. | «Радуга-дуга». | 1 | ||
4. | «Свет и тень». | 0,5 | 0,5 | |
5. | «Животные в темноте». | 0,5 | 0,5 | |
6. | «Солнце – большая звезда». | 1 | ||
7. | «Солнце и планеты». | 0,5 | 0,5 | |
ИТОГО: | 35 | 16,5 | 18,5 |
Предварительный просмотр:
Содержание изучаемого курса и его методическое обеспечение.
II год.
№ | Раздел, тема. | Форма, цель занятия. | Приемы и методы. | Методический и дидактический материал. | Техническое оснащение занятия. | Форма подведения итогов. |
I. | Раздел: «Как прекрасен этот мир». | |||||
1. 2. 3. 4. | «Времена года». | Конкурс-игра. Цель: обобщить знания детей обо всех временах года, об их сезонных изменениях. Развивать чувство коллективизма, воображение, творческие и интеллектуальные способности. | Вступительная беседа, сообщение цели, конкурсы, поддержка, оценка. | Таблички с названиями команд: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», таблички с заданиями. | Бумага, карандаши и краски. | Подведение итогов, награждение победителей. Рисование «Времена года». |
«Славный город Урожайск». | Праздник. Цель: создать у детей праздничное настроение, развивать активность, общение, речь, память. | Роли детей (овощи, птицы, пугало, осень), стихи про осень, игры, конкурсы, загадки. | Лозунги: «Без хозяина земля – круглая сирота». «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь». Выставка «Дары огорода» из листьев огородных растений. | Магнитофон. | Праздник заканчивается «Балом овощей». За лучший танец пара получает приз. | |
«Не шуба греет, а хлеб». | Занятие-викторина. Цель: формировать у детей знания о важности хлеба, о труде тех, кто его растит. Вызвать любовь к хлебу, уважение к труду взрослых. | Беседа. Рассматривание картины (Шишкин И. И. «Рожь»), загадки, викторина. | Пословицы о хлебе, книжная выставка, хлебные изделия, картина Шишкина И. И. «Рожь». | Магнитофон. | Чаепитие в конце занятия. | |
«Посадка лука и наблюдение». | Опыт. Цель: выяснить, как растет лук в разных климатических условиях (на свету, без света, без полива и т.д.). | Вступительная беседа, показ, уточнения. | Баночки с землей и водой, таблица для наблюдений и пометок первых всходов. | Календарь проращивания лука. Сделать пометки на банки в виде кружков разных цветов: белый – нет воды; черный – темно; голубой – есть вода; синий – холодно; желтый – светло; красный – тепло. | ||
II. | Раздел: «Птицы, рыбы, звери». | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12 | «Мы - друзья природы». | Беседа. Цель: подвести детей к пониманию роли человека в окружающей его среде. Формировать потребность соблюдения правил поведения в природе. Вызвать сопереживание, сочувствие у детей, бережное, заботливое отношение ко всему живому. | Вступительная беседа, загадки, стихи об обитателях леса, рассматривание иллюстраций с изображением насекомых, птиц, животных. | Иллюстрации с изображением животных, птиц, насекомых, выставка книг об обитателях леса. | Инсценировка сказки «Заяц-хваста». | |
«За лесами, за долами, за высокими горами». | Беседа. Цель: формировать у детей умение устанавливать связь между возможностью удовлетворения в пище и отлетом птиц в теплые края. Уметь делить птиц на группы – зимующие и перелетные. Дать детям знания о странах, куда улетают птицы на зиму. Развивать наблюдательность, познавательный интерес. | Беседа, рассказ воспитателя, психогимнастика, стихи, дидактическая игра «отгадай. Какая птица». | Картинки к дидактической игре, таблички со словами «перелетные» и «зимующие». | Магнитофон. | Песня «Птицы на юг улетают», подвижная игра «Птицы». | |
«Зимовье зверей». | Викторина. Цель: продолжить формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Формировать гуманное отношение к обитателям леса. | Вступительная беседа, вопросы и загадки, рассматривание картинок, чтение сказки «Зимовье зверей». | Картинки с животными, сказка «Зимовье зверей». | Заключительная беседа. Игра «Квартиры в лесу». | ||
«Эти забавные животные» (о домашних животных). | Игра. Цель: расширить знания детей о некоторых животных. Об их особенностях и повадках в игровой форме. Развивать мышление и воображение. | Беседа, дидактическая игра «Накорми животных», рубрика «Интересное об известном» - «Моя любимая кошка». | Картинки с домашними животными, таблички, что они едят. | Подведение итогов игры, награждение медалями «Знатоки животных». | ||
«Собака – друг человека». | Беседа. Цель: учить детей моделировать ситуации; закрепить знания детей о жизни собак, почему они являются другом человека. Вызвать эмоционально-положительное ответственное отношение к животным. | Беседа, загадки, чтение художественной литературы, рассматривание картинок, фотографий, стихи. | Выставка фотографий собак различной породы. Карточки со словами: «доброта», «ответственность», «сострадание», «Мы в ответе за тех, кого приручили». | DVD, кассеты. | Просмотр мультфильма «Пес Шарик». | |
«Попробуй, тронь!» | Беседа. Цель: формировать представление детей о том, как животные защищаются от врагов. Развивать познавательный интерес, мышление и речь. | Чтение сказки «Встреча с ежом», беседа, обсуждение экологической сказки «Для чего зверю хвост?», окно в природу «Кое-что о хвостах» (беседа), рубрика «Интересное об известном» - «Лиса-краса». | Сказка «Встреча с ежом», картинки с разными животными. | Составить экологическую модель для ежа: 1.модель-понятие; 2.модель-приспособление к сезону; 3.модель-защита; 4.модель-потребность. | ||
«Кто такие рыбы?» | Беседа. Цель: познакомить детей с отличительными признаками рыб, с их местом и образом обитания, какую пользу приносят они человеку. Расширить и закрепить знания детей о рыбах. Развивать познавательный интерес, мышление и воображение. | Загадки, игровой момент (разговор муравья и черепахи о рыбах), беседа, составление рассказов о рыбах детьми по плану. | Иллюстрации с насекомыми, птицами, животными, рыбами; план для составления описательных рассказов. | Магнитофон. | Заключительная беседа, деление всех рыб на две группы: 1.речные; 2.морские. Практическая работа «Смоделируй «одежду рыб» из бумажных кружков». | |
«Подледное царство». | Беседа. Цель: познакомить детей с приспособленностью к жизни в водной среде в зимний период, разъяснить необходимость охраны рыб и их среды обитания. | Беседа, психогимнастика «Рыбка», рассматривание, чтение книги «Песенки подо льдом» Сладкова Н. | Рассказ Н. Сладкова «Песенки подо льдом». | Чтение рассказа и беседа. | ||
«По лесным тропинкам» | Игра-путешествие. Цель: в занимательной форме активизировать знания детей о животных, птицах, об экологии родного края. Стимулировать их познавательную активность, развивать мышление, интеллектуальные способности. Вызывать любовь к природе, к своему родному краю. | Сообщение цели, конкурсы и задания, загадки, математическая задача, пословицы и поговорки. | Наборы букв для слов – «человек» и «природа»; карта «Лесная тропинка», кубик, карточки с пословицами. | Карандаши, ручки, бумага. | Привал: изобразите пантомимой – радугу и дождь, земля и дерево. Подведение итогов игры-путешествия. Награждение команд. | |
«Птицы – наши друзья». | Беседа. Цель: закрепить знания детей о пользе птиц для человека. Вызвать любовь к птицам. | Беседа, рассказ воспитателя, загадки, стихи о птицах. | Картинки с птицами. Песня «Раненная птица». | Магнитофон. | Рисование птиц. | |
«Кто такие птицы и звери?» | Беседа. Цель: закрепить знания детей о птицах и зверях. Учить определять тех и других к своей группе. | Беседа, рассматривание картинок, обобщение. | Картинки с изображением птиц и зверей, перья птиц. | Лупа, ножницы. | Дидактическая игра «Третий лишний». | |
Звездный час «Птицы». | Игра. Цель: продолжить закреплять знание детей о птицах. Развивать мышление, память. | Чтение высказывания Н. Сладкова, вопросы. | Карточки с вопросами. | Награждение победителей. | ||
III | Раздел: «Путешествие по экологической тропе». | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | «Лес – бесценный дар природы». | Игра-путешествие. Цель: создать условия для воспитания чувства ответственности за сохранение леса как природного сообщества. Развивать творческие способности, познавательный интерес. | Беседа, стихи, загадки, конкурсы, игровые моменты, обобщение. | Правила поведения в лесу, жетоны, круги из бумаги (срезы от дерева). | Компас, магнитофон, ручки, бумага, кассеты. | Подведение итогов, повторение правил поведения в лесу. |
«Этот жужжащий, летающий, ползающий мир». | Беседа. Цель: формировать у детей представление о насекомых, о их среде обитания, о вреде и пользе насекомых для человека. Развивать познавательный интерес, память. | Беседа, рассказ воспитателя о насекомых, загадки, стихи, викторина. | Картинки с насекомыми. Их среда обитания. | Шаблоны бабочек. | Рисование бабочек по шаблону и по памяти. | |
«Чудеса в пестром царстве». | Беседа. Цель: показать детям богатство природного мира. Помочь им увидеть признаки приспособления насекомых к выживанию. Учить видеть и воспринимать ее красоту, беречь прекрасные творения природы. Вызвать доброе отношение к природе. | Беседа, психогимнастика «Бабочки», чтение сказки «Дремучий медведь». | Сказка «Дремучий медведь». | Чтение и заключительная беседа по сказке. | ||
«В царстве цветов». | Экскурсия-путешествие. Цель: познакомить детей с полевыми цветами, научить любоваться их красотой, выяснить какую пользу они приносят человеку. Вызвать умение видеть прекрасное, любить и ценить его. | Беседа, показ, конкурс стихов, викторина «Прекрасное рядом». | Картинки с полевыми цветами. | Бумага, краски, карандаши. | Рисование «Цветочные радости». | |
«Самые смелые». | Беседа. Цель: учить различать и правильно называть раннецветущие растения – первоцветы. Помочь им установить причину их раннего цветения. Развивать наблюдательность. | Беседа. показ, рассказ воспитателя, обобщение. | Картинки с цветами-первоцветами. | Бумага, фломастре- ры. | Написание плаката «Не губите первые цветы!» | |
«В дни зеленой весны». | Экскурсия в лес. Цель: отметить изменения в природе, развивать наблюдательность, умение восхищаться красотой природы, красотой цветка. Вызвать бережное отношение ко всему живому. | Беседа, рассказ и показ, стихи о весне, игра. | Ножницы, цветная бумага, картон, клей. | Фотоаппарат. | Аппликация «Узоры из цветов». | |
«Лекарственные растения». | Беседа. Цель: изучить лекарственные растения нашей местности. Обобщить знания о них, выяснить значение лекарственных растений для человека. Определить, какой вред может нанести человек «зеленому другу». Развивать навыки исследовательской работы. Вызвать бережное отношение к природе. | Анкеты, беседа, составление историй о своем лекарственном растении, обобщение результатов, рассказ воспитателя. | Иллюстрации с лекарственными растениями. | Чайник, сбор трав. | Фиточай. | |
«Охрана растений». | Беседа. Цель6 обобщение и закрепление правил поведения в лесу на лугу при сборе лекарственных растений, познакомить детей с растениями, занесенными в Красную книгу. Вызвать бережное отношение к природе. | Беседа, показ, рассказ воспитателя, сценка, викторина, слушание музыки Чайковского «Времена года». | Карточки с заданиями, карточки с редкими растениями, выставка книг о лекарственных растениях. | Магнитофон, кассета с записью Чайковского «Времена года», Красная книга России растения. | Заключительная беседа. | |
IV | Раздел: «Земля – наш общий дом». | |||||
1. 2. 3. | «Экологические катастрофы». | Беседа. Цель: познакомить детей, что происходит в мире по вине человека, выяснить причины этих катастроф. Развивать познавательный интерес, умение задуматься и сделать выводы. | Беседа, показ иллюстраций, рассказ воспитателя. | Иллюстрации с изображением экологических катастроф. | DVD, кассеты. | Обсуждение и беседа. |
«Природа – наш общий дом». | Праздник. Цель: пробудить интерес и любовь к окружающей среде, научить детей общению с ней, формировать чувства сопричастности к природе, личной ответственности за нее. | Стихи о природе, песни, сказочные герои (Водяной, Леший, Баба-Яга, Иван Царевич), загадки. | Клятва «Мы обещаем…» 1.не ломать деревья; 2.не рвать цветы охапками; 3.не разорять гнезда; 4.не вырывать грибы; 5.не оставлять мусор и т.д. | Магнитофон. | Произношение клятвы. | |
«Природа и мы». | Устный журнал. Цель: сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой: человек – часть с природы. Вызвать у детей бережное, заботливое отношение к своему удивительному дому. | Страницы устного журнала, стихи, загадки, частушки, викторина, чаепитие. | Корзина с испеченными орехами и грибами для чаепития. | Магнитофон. | Чаепитие. | |
v. | Раздел: «Давайте чистым воздухом дышать!» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. | «Здравствуй, дерево!» | Прогулка в лес. Цель: учить детей различать деревья по их названию, по коре, узнавать возраст дерева, закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, птицами, животными; расширить знания детей о том, для чего нужна древесина и что из нее изготавливают, воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним. | Рассматривание деревьев, цвета коры у разных деревьев, беседа, наблюдение, игра «Узнай дерево», загадки. | Карточки с загадками. | Рисование рисунков «Мое любимое дерево». | |
«Сочинение рассказов о деревьях». | Занятие по развитию речи. Цель: предложить детям составить рассказ по результатам экскурсии в лес, предварительно обсудив результаты наблюдений (темы: «Наше дерево летом», «Наше дерево весной» и т.д.), развивать речь, память, умение обобщать, использовать различные выражения, связанные со словом дерево. | Беседа, план составления рассказа, рассматривание иллюстраций, обсуждение рассказов. | Иллюстрации с изображений дерева зимой, летом, весной, осенью. | Бумага и ручки. | Заслушивание рассказов детей, обсуждение. | |
«Чистый и загрязненный воздух». | Беседа. Цель: дать представление о том, какую роль играют деревья и растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья человека, воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух. | Беседа, рассматривание иллюстраций. | Две картины (на одной изображен город, фабрики, автомобили; на другой красивая природа, лес, луг, летают бабочки, птицы поют). | Обобщающая беседа и высказывания детей. | ||
«День дерева». | Праздник. Цель: создать у детей праздничное настроение от того, что дерево является другом; формировать у детей доброжелательное отношение к дереву и желание поздравить его с праздником. | Стихи, загадки, игры, конкурсы, рисование. | Загадки, стихи, листья, кора от разных деревьев. | Магнитофон, аудиозаписи, бумага, карандаши. | Рисование рисунков «Праздничный портрет». | |
«Лесной пожар». | Экологическая сказка. Цель: показать детям, что может навредить жизни деревьев и всем обитателям леса, воспитывать у детей осторожное обращение с огнем, соблюдение правил поведения в лесу. | Разыгрывание сценок. Песни. Игры. | Шапочки-маски зайца, совы, лисы, медведя, волка. | Магнитофон, аудиозаписи. | Исполнение песни «Большой хоровод». | |
VI | Раздел: «Знакомим детей с почвой» (исследовательская работа). | |||||
1. 2. 3. | «Опыт № 1». | Опыт. Цель: показать детям, что в почве есть воздух. | Беседа об обитателях почвы, чем они дышат, рассматривание картинок с обитателями почвы, проведение опыта, обобщение. | Картинки с изображением обитателей почвы. | Образцы почвы (рыхлой), банки с водой (на каждого ребенка), большая банка с водой (у воспитателя). | Дети делают выводы из проведенного опыта. |
«Опыт № 2». | Опыт. Цель: показать, что в результате вытаптывания почвы (на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит их становиться меньше, помочь детям самостоятельно придти к этому выводу. | Рассматривание почвы, ее сравнение, обоснование, обобщение, проведение опыта. | Два образца почвы (рыхлая и утрамбованная), банки с водой для каждого ребенка и этикетки для этих банок (силуэт человеческого следа и растение). | Дети делают выводы из проведенного опыта. | ||
«Опыт № 3». | Опыт. Цель: показать детям, как происходит загрязнение почвы, обсудить возможные последствия этого. | Рассматривание чистой и грязной (грязной) воды, беседа, обобщение, проведения опыта. | Две стеклянные банки с почвенными образцами, две банки с водой (с чистой и грязной). | Дети делают выводы из проведенного опыта, заключительная беседа «Какой должна быть почва». |
Помимо этих занятий планируется самостоятельное чтение детьми художественной литературы. Это чтение поможет детям самостоятельно добывать знания, наблюдать оценивать и сравнивать, высказывать предложения и прогнозы, их обсуждать. Помощь взрослого в таком познавательном общении с книгой неоценима. Он беседует с детьми о прочитанном, закрепляет полученные знания.
Чтение художественной литературы о природе:
- Вахрушев А. «Мир и человек».
- Плешаков А. «Зеленые страницы».
- Глушев Г. «Кузнец и кузнечики».
- Михайлов М. «Лесные хоромы».
- Благинина Е. «Улетают, улетели…»
- Соколов-Микитов И. «Год в лесу».
- Скребицкий Г. «Заяц», «Еж», «Лесной голосок», «На пороге весны».
- Чарушин В. «Что за зверь?»
- Сладков Н. «Заяц и полевка», «Весенние радости».
- Бианки В. «Холодно в лесу, холодно!», «Кто сыт, тому холод не страшен».
- Павлова Н. «Белые шубки» (из книги «Четыре времени года»), «Под кустом».
- Михалков С. «Зяблик».
- Бауэр Э. «Чудеса Земли» («Все цвета радуги»).
- Александров «О чем рассказывали цветы».
- Дорохов А. «Как себя вести».
- Пришвин М. «Золотой луг».
Учебно-тематический план на 2 год.
№ | Наименование разделов, тем. | Количество часов. | ||
всего | теория | практика | ||
I. | Раздел: «Как прекрасен этот мир». | 4 | 1,5 | 2,5 |
1. | «Времена года». | 0,5 | 0,5 | |
2. | «Славный город Урожайск». | 0,5 | 0,5 | |
3. | «Не шуба греет, а хлеб». | 0,5 | 0,5 | |
4. | «Посадка лука». | 1 | ||
II. | Раздел: «Птицы, рыбы, звери». | 12 | 8,5 | 3,5 |
1. | «Мы – друзья природы». | 0,5 | 0,5 | |
2. | «За лесами, за долами, за высокими горами». | 1 | ||
3. | «Зимовье зверей». | 1 | ||
4. | «Эти забавные животные» (о домашних животных). | 1 | ||
5. | «Собака – друг человека». | 0,5 | 0,5 | |
6. | «Попробуй, тронь!» | 1 | ||
7. | «Кто такие рыбы». | 1 | ||
8. | «Подледное царство». | 1 | ||
9. | «По лесным тропинкам». | 1 | ||
10. | «Птицы – наши друзья». | 0,5 | 0,5 | |
11. | «Кто такие птицы и звери». | 1 | ||
12. | Звездный час «Птицы». | 1 | ||
III. | Раздел: «Путешествие по экологической тропе». | 8 | 4 | 4 |
1. | «Лес – бесценный дар природы». | 1 | ||
2. | «Этот жужжащий, летающий, ползающий мир». | 0,5 | 0,5 | |
3. | «Чудеса в пестром царстве». | 1 | ||
4. | «В царстве цветов». | 1 | ||
5. | «Самые смелые». | 1 | ||
6. | «В дни зеленой весны». | 1 | ||
7. | «Лекарственные растения». | 0,5 | 0,5 | |
8. | «Охрана растений». | 1 | ||
IV. | Раздел: «Земля – наш общий дом». | 3 | 1 | 2 |
1. | «Экологические катастрофы». | 1 | ||
2. | «Природа – наш общий дом». | 1 | ||
3. | «Природы и мы». | 1 | ||
V. | Раздел: «Давайте чистым воздухом дышать!» | 5 | 1,5 | 3,5 |
1. | «Здравствуй, дерево!» | 0,5 | 0,5 | |
2. | «Сочинение рассказов о деревьях». | 1 | ||
3. | «Чистый и загрязненный воздух». | 1 | ||
4. | «День дерева». | 1 | ||
5. | «Лесной пожар». | 1 | ||
VI. | Раздел: «Знакомим детей с почвой» (исследовательская работа). | 3 | 1,5 | 1,5 |
1. | Опыт № 1. | 0,5 | 0,5 | |
2. | Опыт № 2. | 0,5 | 0,5 | |
3. | Опыт № 3. | 0,5 | 0,5 | |
ИТОГО: | 35 | 18 | 17 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Принято педагогическим советом от 30 августа 2011 года Протокол № 1 | «Утверждаю»: Директор школы: _____________ / Г. И. Крылова / « 30 » августа 2011 г. |
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
«Судьба планеты –
наша судьба»
Срок реализации 2 года .
Возраст обучающихся: 7 – 12 лет
Разработчик программы:
Хайдукова Любовь Петровна
воспитатель
д. Большие Круты
Пояснительная записка.
Направленность программы.
Человек и природа – тема древняя и новая, тема вечная. Много веков и тысячелетий человек получал от природы всё, ничего не давая взамен, разрушал среду, в которой жил. Разрушал по необходимости и по неведению, несознательно и стихийно. И лишь совсем недавно, несколько десятилетий назад, миллионы людей стали понимать, что необходимо изменить отношение к природе.
Впервые термин «экология» использовал немецкий натуралист Эрнст Геккель в 1866г, он образовал его из двух греческих корней «ойгос» (жилище, дом) и «логос» (наука), что и обозначает «наука о доме». Этот дом – наша Земля, мы все – жители Земли, и как во всяком доме, человек должен поддерживать чистоту и порядок. Именно человек является главным на этой земле. На протяжении своей истории, человечество не только познавало природу и открывало новые земли, но и использовало природные богатства, тем самым вызывая изменения в природе. Человек действительно изменил Землю. Он сделал её во многом опасней для собственного здоровья, для будущего детей. И чтобы не исчезнуть с лица Земли подобно динозаврам, люди должны:
- сохранить всё живое на планете;
- бороться с уничтожениями лесов;
- остановить наступление пустынь;
- защитить от всех видов загрязнения;
Международная экологическая организация «Гринпис» («Зелёный мир») постоянно выступает за решение экологических проблем, в частности ведёт борьбу с распространением радиоактивных отходов. Эта организация борется за спасение нашего природного дома. Главная экологическая проблема и состоит в том, чтобы наладить взаимодействие человека с природой, не разрушать, а сохранять окружающую среду. Экологические проблемы, прежде всего ухудшения среды жизни человека, являются общей проблемой население Земли. К плохой среде обитания (загрязнение воды и воздуха, продукты питания) особенно чувствительны дети. Экологические проблемы и катастрофы непосредственно связаны с образованностью населения – её недостаточность или полное отсутствие – и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления – единственный для человека выход из сложившейся ситуации. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. А ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш «Дом» стал ещё краше и богаче. И поэтому моя программа направлена на формирование у детей гуманного отношения к природе, на то, чтобы ребёнок понял главное – человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, о его будущем, то, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. При ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для эстетического воспитания. Известно, что истинная красота заложена в природе и надо, помочь ребёнку увидеть её и научить ценить её. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Именно нашим детям так этого не хватает. Дети с ограниченными возможностями здоровья часто проявляют деспотизм и негативизм ко всему их окружающему. Они не умеют любоваться красотой цветка, бабочки, не замечают насекомых, изменение в природе. Очень знаменательным дефектом патологического характера является мучительство животных. Если, несмотря на все увещевания и запрещения, ребёнок упорно продолжает с явным удовольствием и наслаждением мучить птицу, кошек, собак, лягушек, сшибать палкой цветы, ломать деревья, это служит явным доказательством ненормальности их эмоций, чувств. Болезненное стремление к мучительству распространяется и затем на окружающих лиц: сначала на сверстников, затем близких и, наконец, на посторонних людей. Почему такие дети пассивно относятся к природе? Существует несколько причин такого поведения:
- Недостаток знаний у детей о растениях, о животных, как о живых организмах, о взаимосвязях в природе, о их пользе.
- Слабо сформированы трудовые навыки, направленные на обогащение природы.
- Дети не видят, не замечают, не переживают состоянию живого организма.
- Недостаточное общение с природой.
- Эстетическая глухота – не умеют любоваться красотой цветка, не слушают пение птиц.
- Отрицательных пример взрослых.
- Отсутствие разработанной экологической системы воспитания.
Научить видеть детей красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относиться к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам взрослых, они быстро видят положительное или отрицательное и подражают взрослым. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, познание. Нужно подвести детей к выводу, что человек должен рационально относиться к природе и всегда ее беречь и охранять. И тогда она сполна воздаст человеку. Познание природы возможно только при непосредственном общении с ней, которое происходит, как правило, на экскурсиях, во время прогулок. Необходимо помочь детям приоткрыть занавесу прекрасного, научить видеть красивое, неповторимое во всем, что нас окружает.
Цели и задачи программы.
Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленной на формирование системы – знаний, умений, навыков поведения, ориентаций, обеспечивающее ответственное отношение к окружающей природной среде.
Главной целью экологического воспитания является – формирование у детей осознано-правильного отношения к окружающей среде, к тем объектам природы, которые рядом с нами, желание сохранить, поддержать и создать для всего живого нужные условия. Воспитывать у детей эмоциональные отклики, радость на любые проявления животных и растений, их красоту.
Чтобы сформировать у детей основы экологической культуры и сознания определились три группы задач:
- Образовательные, направленные на усвоение детьми экологических знаний
- Создать условия у детей основ экологического образования, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы.
- Привлечь внимание детей к окружающим природным объектам, формировать экологически грамотное поведение в природе и в быту.
- Формировать у детей нравственные качества – желание и умение сохранить окружающий мир природы.
- Развивающие, направленные на развитие базисных характеристик личности ребенка в процессе природоведческой деятельности (компетентности, креативности, инициативности, самостоятельности)
- Развивать у детей познавательный интерес к объектам живой и неживой природы, расширять знания о них.
- Развивать умение видеть красоту, разнообразие красок и форм.
- Развивать навыки рационального природопользования, ухода за животными и растениями.
- Воспитательные, направленные на формирование гуманного отношения к природе и понимание роли человека в окружающей природной среде.
- Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, чувство гордости за свой родной край.
- Воспитывать любовь к природе, желание беречь и охранять ее.
Отличительные особенности данной программы.
В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ президента российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон «Об образовании». В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы являются дети. Отличительной особенностью данной программы является то, что она направлена на воспитание коррекционных детей, на решение у этих детей жизненно важных проблем: в умении общаться с окружающим миром, быть нужным и полезным ему, быть значимым в этом мире. Планируется изучение особенностей природы по такому принципу – от близкого к далекому, от родного края – ко всей стране. Экологическая работа должна идти в тесном сотрудничестве с воспитателями и учителями.
Существуют такие программы по экологии: «Мир вокруг нас», «Экология», «Экологическая азбука», «Живая экология» - это программы для детей детского сада, все они направлены на изучение «природоведения» - рассказывают о сезонных изменениях в природе, о деятельности, о том, кто живет в лесу, реке, поле и т.д.
А также существуют программы для начальных школ, такие как «Зеленый дом», «Наш дом - природа». Исходя из опыта этих программ, мною были выработаны четыре основных направления, которые помогут формировать у детей желание поступать хорошо при взаимодействии с природой и друг с другом, воспитывать потребность созидать, а не разрушать:
- Развития элементарных естественнонаучных представлений; сведений о живой и неживой природе, об их взаимосвязях друг с другом, человеком и со средой обитания;
- Развитие экологической культуры детей и экологически грамотного поведения в природе;
- Развитие представлений о человеке в истории и культуре; положительная и отрицательная роль человека в природе;
- Мероприятия по охране природы и реальная природоохранная деятельность детей.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Моя программа составлена для коррекционных детей в возрасте от 7 до 12 лет. Это дети от 1 до 5 класса. У этих «особых» детей имеются нарушения речевых, интеллектуальных, коммуникативных навыков общения, как друг с другом, так и с окружающей средой, а также наблюдается недостаточность развития высших психических функций.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на два года. В течение этих лет можно проследить какие изменения произойдут в сознании детей, как они будут относиться и общаться с окружающим их миром, как повысится их нравственный уровень воспитанности.
Формы и режим занятий.
Для реализации этой программы будут использоваться такие методы и формы занятий: наблюдение, экскурсии, беседы, эксперименты и опыты, труд в природе, дидактические и сюжетно-ролевые игры, конкурсы, викторины, книги о природе, изодеятельность, психогимнастика, зрительная, речедвигательная гимнастика, физ. пауза, гимнастика для развития мелкой моторики рук, тренировки памяти, логического мышления и воображения.
Для внедрения этой программы в жизнь планируется проводить одно занятие в неделю, а также изучение материала по экологии давать в свободной деятельности в виде обычного бытового общения знающего взрослого с любознательным ребенком. Работу по экологическому образованию необходимо вести систематически и планомерно, используя все виды деятельности (игровую, трудовую, изобразительную, наблюдательную и т.д.).
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Основными результатами реализации этой программы должно являться изменения в поведении детей (доброта, отзывчивость, помощь и защита слабого), дети научатся видеть и понимать прекрасное, ориентироваться в жизни окружающего мира, осознавать, что судьба природы – это наша судьба. Педагог должен вооружить детей позитивными знаниями, т.е. научить тому, что надо делать, и показать, как это делать правильно. Дети должны понять: мы не можем жить, не пользуясь другими организмами, но надо стараться делать это с минимальными негативными последствиями для природы в целом.
Задачу по формированию экологического сознания детей можно будет считать выполненной, если они овладеют такими знаниями и умениями:
- каждый живой организм нуждается для существования в одновременном присутствии многих условий и нарушение хотя бы одного из них приводит к ухудшению состояния, а зачастую и к гибели организмов;
- по внешнему можно определить, в каких условиях он нуждается, какие условия жизни нарушены;
- в природе не бывает ни полезных, ни вредных организмов. Таковыми они считаются только по отношению к человеку.
- если человек берет под опеку животное или растение он несет за него ответственность; поэтому вначале нужно узнать, в каких условиях оно нуждается, а затем создать эти условия;
- человек – единственное существо, которое обладает развитым разумом. Благодаря разуму он является самым сильным существом на Земле, поэтому оказывает более значительное влияние на природу, чем животные и растения. Но в то же время, он несет ответственность за создание благоприятных условий жизни.
- последствия поступков человека отражаются не только в ближайшем окружении, но и в масштабах всей планеты.
Применение указанной программы в коррекционном образовании существенно облегчает преподавание учебного материала и благотворно влияет на интеллектуальное и речевое развитие «особых» детей, а также способствует развитию творческой активности обучающихся, воспитанию любознательности и повышению интереса к учебным занятиям.
Проверить знания детей по экологии можно анкетированием, тестированием и диагностическими исследованиями по этой теме.
Формы подведения итогов.
Подведение итогов в реализации программы может проявляться в участии в выставках, в соревнованиях, учебно-иследовательских конференциях, выступлениях на пед. советах и метод. объединениях, проведение общешкольных мероприятий.
Список литературы.
- Бугаева Н. Л.
Материалы для экологической тропы // нач. шк. – 2009. - № 1.
- Бурова Л. И.
Экологическая практика учащихся начальной школы: организация и содержание // нач. шк. – 2009. - № 1.
- Быстрова И.
Поговорим…о природе // дошк. восп. – 2000. - № 7.
- Вострокнутова С. А.
В мире птиц // нач. шк. – 2009. - № 7.
- Грищенко Т. П.
Лес – бесценный дар природы // нач. шк. – 2009. - № 7.
- Досуг в школе. - № 14. – 2000; № 3. – 2001; № 3. – 2002; № 5. – 2006.
- Егорова О. А.
О гуманном отношении к животным // нач. шк. – 2009. - № 7.
- Жиренко О. Е., Яровая Л. Н.
Внеклассные мероприятия: 4 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 272 с. – (Мозаика детского отдыха).
- Закон «Об образовании».
- Закон Р. Ф. «Об охране окружающей природной среды».
- Иванова А. И.
Живая экология: программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с. – (Программа ДОУ).
- Иванова Л. П.
Судьба природы – наша судьба // нач. шк. – 2009. - № 6.
- Миронов А. В.
Еще раз о наблюдениях в природе // нач. шк. – 2009. - № 9.
- Николаева С. Н.
Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М. : Новая школа, 1995. – 160 с.
- Николаева Т.
Родная природа // дошк. вос-е – 2000. - № 7.
- Порхунова В. В.
Планирование эколого-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях: методическое пособие. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2004. – 108 с.
- Рыжова Н.
Наш дом – природа // дошк. вос-е. – 1999. - № 7.
- Тихомирова Е. М.
Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 1 класс. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005. – 224 с.
- Указ Президента Российской Федерации
«Об охране окружающей среды».
- Федорова О. А.
Эффективные формы и методы экологического образования в практике начальной школы // нач. шк. – 2009. - № 8.
- Черемисина Л. Д.
Основы экологии – младшим школьникам: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 88 с. (развитие и воспитание).
- Чижевский А. Е.
Я познаю мир. Экология: ЭНЦИКЛ. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 410 с.
- Чучаева Н. И.
Кузьминки – осень с зимой встречаются // нач. шк. – 2009. - № 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы по нравственному воспитанию "Мы все нужны друг другу"
Пояснительная записка Воспитанный человек… Это понятие охватывает многие качества, в том числе и умение вести себя в обществе так, чтобы общение с окружающими было взаимно приятным и непринуж...
Программа воспитательной работы в группе "Воспитание социально активной личности учащихся"
Назначение программы в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности учащихся, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учетом возра...
Экологический урок "Судьба природы – наша судьба…"
На уроке мы будем говорить о природе, заниматься исследовательской работой и решать экологические задачи. Посмотрите на доску, где написано высказывание замечательного писателя и большого любителя при...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ «Ты мне нужен»
Воспитанный человек…Это понятие охватывает многие качества, в том числе и умение вести себя в обществе так, чтобы общение с окружающими было взаимно приятным и непринужденным. В семье, на работе, в го...
Программа воспитательной работы по нравственному воспитанию детей «Я – подросток»
Программа воспитательной работы с детьми старшего школьного возраста...
Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников "Природа- наша матушка"
Экологическое воспитание дошкольников...
Внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию "Судьба природы - наша судьба"
Внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию. целью которого является показать необходимость охраны природы....