Экологический урок "Судьба природы – наша судьба…"
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Ольга Вячеславовна Дмитриева

На уроке мы будем говорить о природе, заниматься исследовательской работой и решать экологические задачи. Посмотрите на доску, где написано высказывание замечательного писателя и большого любителя природы Михаила Пришвина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_urok.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический урок

Вступление

  1. Умолкло все. Пришла беда.

Застыли в ужасе леса.
Земля вся скорчилась от боли.
Лишь тишина, печаль и горе…

  1. Скажите, кто виновен в этом?

Ни чистых рос, ни родников.
Ни нежных песен до рассвета…
Лишь зов измученных дворов,
Да опустевших черных хат…
Скажите, кто же виноват?

  1. Я не хочу такого мира.

Где все так серо, все уныло…
Опомнись, вздрогни человек:
Не долог на земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мертвою плотвой?
Полями с выжженной травой?

  1. Опомнись, вздрогни человек!

Перед природой ты в долгу,
И славен, будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц веселой, звонкой
И шумным плеском родника,
И гроздям рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав…

Экологический урок

Судьба природы – наша судьба…

Провела: Дмитриева О.В.

учитель биологии

II квалификационная категория

ГБОУ СОШ№2  «ОЦ»

с.Борское

Тема:  Судьба природы – наша судьба…

Цель урока: Расширить и обобщить имеющиеся у учащихся знания о родной

                        природе.

                       Формировать экологические представления на примере              

                        жизнедеятельности природных объектов Самарской области.

                        Развивать познавательную активность, речь учащихся.

                        Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного

                         края.

Оборудование: Физическая карта России, Красная книга

                           РФ (плакаты), карточки с заданиями, рисунки – плакаты на

                           тему  «Береги природу».

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.

У. Сегодня на уроке мы будем говорить о природе, заниматься исследовательской работой и решать экологические задачи. Посмотрите на доску, где написано высказывание замечательного писателя и большого любителя природы Михаила Пришвина.

На доске:

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

                                                                                               М. Пришвин.

У. Согласны ли вы с Пришвиным?

Дети отвечают.

У. Родина включает в себя все: и птиц, и рыб, и зверей, и горы, и воздух. Земля – это дом, в котором мы живем, здесь нам жить, пить воду, дышать воздухом. Человек – частица природы.  

  1. Работа с краеведческим материалом.

Ученик.   Дерево, трава, цветок и птица

                  Не всегда умеют защититься.

                  Если будут уничтожены они,

                На планете мы останемся одни.

У. Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилье, одежду. За эти дары мы даем природе свою любовь и защиту. В руках человека – красота и богатство родной земли.

Природа нашего края удивительна и разнообразна. Это единый живой

организм, в котором реки – кровь, они несут жизнь в разные уголки. Покажите по карте самые крупные реки Самарской области

Дети показывают реки по карте.

У. На территории нашей области есть разные природные зоны – леса и степи. И, конечно, везде обитают разнообразные  виды растений и животных. К сожалению, из-за неграмотной деятельности человека многие природные объекты стали исчезать. Вам известно, что ученые – биологи создали Красную книгу, куда занесены редкие и исчезающие виды растений и животных. Как вы думаете, почему это издание так назвали?

Дети. Красный цвет – это значит внимание: не губите эти растения, не убивайте этих животных.

У.  Каждому пятому виду зверей, птиц угрожает опасность. За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей, несколько сотен видов растений и26 видов птиц. Каких животных и какие растения, занесенные в Красную книгу Самарской области, вы знаете?

      Ученики по очереди выходят с изображением исчезающих животных и растений, рассказывают о них и прикрепляют рисунок на доску.

У. Какие из этих растений и животных встречаются в окрестностях нашего села?

      Дети отвечают и отмечают рисунки красным кружком.

У.  Чтобы сохранить природу в стране начали организовывать заповедники, национальные парки. Скажите какие охраняемые территории вы знаете в нашей области?

Дети: Жигулёвский заповедник, национальные парки «Бузулукский бор», «Самарская лука».

У.  Кто помнит или знает когда был организован Бузулукский бор? 2 июня 2007 года.

У. Что вы знаете об этом парке?

Ответы детей.

У. Национальный парк «Бузулукский бор» создан на землях лесного фонда в пределах Оренбургской и Самарской областей в целях сохранения единственного в степном Заволжье лесного массива, состоящего из реликтовых сосновых и сосново-широколиственных лесных культур. Специфика ландшафта парка заключается в уникальном сочетании лесных, степных, луговых и болотных сообществ.

На территории парка отмечено произрастание 13 видов редких видов растений, включенных в Красные книги России и Оренбургской области. Фауна наземных позвоночных включает 55 видов млекопитающих, 180 видов птиц, 8 видов рептилий, 6 видов амфибий, 24 вида рыб. Очень высока доля видов, включенных в Красную книгу Российской Федерации. В Красный список Всемирного союза охраны природы (МСОП) занесены обитающие на территории Бузулукского бора орлан-белохвост, сапсан, дрофа, стрепет, кречетка, русская выхухоль.

 Дата образования

29 Декабрь 2007 г - 9 января 2008 г/

Статус территории

действующий федерального значения

Общая площадь (га)

106788,28

Экосистема

  • хвойно-широколиственные леса
  • степь
  • луга
  • болота
  • Описание
  • Бузулукский бор ведёт свою историю с послеледникового периода; возраст его насчитывает 6—7 тысяч лет. Считается, что чистый сосновый лес сформировался около трёх-четырёх тысяч лет назад.
  • Более 60 тысяч га Бузулукского бора занимают пески, мощность которых местами достигает 90 метров. Более двух третей массива занято сосновыми лесами. Среди них наиболее типичны мшистые, сложные и травяные боры. Достопримечательностью бора являются две сосны в возрасте 300—350 лет. Бор почти со всех сторон окаймлён полосой лиственного леса, граничащего со степью. Полоса лиственных лесов — дубняков, тополёвников и ольшаников — протянулась вдоль течения реки Боровки, отдельные участки осинников и березняков рассеяны по всему бору.
  • В Бузулукском бору встречается 39 видов млекопитающих, 144 вида птиц, 8 видов пресмыкающихся, 4 вида земноводных, 23 вида рыб и около 800 видов насекомых. Обитают лоськосулякабанбарсуккуницабелка обыкновеннаябобр; из птиц обычныберкутмогильниктетеревглухарь. Ранее практически повсеместно встречалась рысь.
  • Лесопользование
  • Регулярное лесопользование в бору ведётся с конца XVIII века. В 1903 году в бору было создано Боровое опытное лесничество, при котором ныне функционирует дендросад. Часть территории лесного массива с 1977 года имеет статус особо ценного лесного массива. С 1933-го по 1948 год на части бора существовал государственный заповедник. В мае 1939 года площадь заповедника была существенно увеличена[1]
  • В дальнейшем на территории бора действовал государственный заказник9 января 2008 года Бузулукский бор получил статус федерального государственного учреждения, национального парка и был передан в ведение Росприроднадзора.[2]
  • 20 июня 2013 года на территории бора произошёл крупный лесной пожар, пострадало 90,1 га леса, были эвакуированы 200 жителей посёлка Лесной. Ущерб составил 1,16 млрд руб.[3]
  • По юго-западной части лесного массива проходит железная дорога Кинель — Оренбург; на юге — посёлок Колтубановский. В посёлке Партизанский и в Колтубановском — базы отдыха.

Учитель показывает все эти участки на карте.

  1. Физкультминутка.

Игра «Совушка».

Учитель: «День наступает, все оживает». Дети изображают летающих птиц, жуков , бабочек (машут руками – крылышками, подпрыгивают). Через некоторое время учитель говорит: «Ночь» - дети замирают.  

  1. Решение экологических задач.

- В чистом пруду жило 50 рыб. Отходы с фабрики загрязнили воду. Чтобы спасти рыб, их необходимо перевести в другое водохранилище. К сожалению, в грязной воде 20 рыб погибли. Посчитайте, сколько рыб удалось спасти.

- В парке был 61 скворечник. 20 из них сломались. Ребята починили 5. сколько сейчас в парке несломанных скворечников?

- В лесу росло 99 красивых дубов. Неосторожный мальчик оставил на опушке леса стеклянную бутылку, которая стала причиной пожара. После того как пожар потушили, выяснилось, что осталось только 73 дуба. Сколько деревьев сгорело во время пожара?

  1. Исследовательская работа.

У.  Сейчас мы будем работать группами. Как только группа подготовится, она сразу посылает ко мне представителя с ответом.

     Учитель раздает карточки с заданиями.

Задача 1.

Какие цветы можно дарить на день рождения?

а) Любые цветы, которые тебе нравятся.

б) Букет можно составить только из тех растений и цветов, которые выращены человеком.

Задача 2.

Можно ли шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры?

а) Да, можно. В лесу ты никому не мешаешь.

б) Нет, нельзя. Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей – искать укромные места.

Задача 3.

Можно ли весной брать с собой в лес собаку?

а) Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес весной. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.

б) Собаку можно выгуливать в лесу в любое время года, чтобы она не мешала людям.

Задача 4.

Не будет ли природе вреда, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток или сорвешь всего 3 – 4 цветка?

а) Нет, природе не будет хуже. Природные богатства неисчерпаемы.

б) Да, природе будет нанесен вред! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе.

Задача 5.

Нанесешь ли ты вред, выискивая мелкие грибочки?

а) Да, нанесешь. Выискивая мелкие грибочки, ты разроешь весь мох и подстилку, погубишь грибницу, возраст которой может достигать 300 – 500 лет.

б) Нет, а мелкие грибочки очень вкусные.

  1. В мире интересного.

Выслушиваются сообщения детей. Например:

  1. Колокольчик уменьшает содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, а газов и дыма – в 2 раза.
  2. Единственный костер загрязняет воздух так же, как 5200 человек, выдохнувшие одновременно. Место под костром не зарастает 5 – 7 лет.
  3. Жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы – принеси жабу, и они исчезнут.
  4. Оберегая лягушек, мы помогаем выжить цапле, которая ими питается.
  5. Крапива вычистит и заживит раны, так как в крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, останавливающие кровь.

  1. Итог урока.

- Какие правила поведения в природе мы должны знать? Что нам дает природа?

- А теперь давайте выберем лучшие плакаты на тему «Береги природу», которые вы приготовили к этому уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В судьбе природы - наша судьба

Урок экологической направленности с использованием ИКТ  для обучающихся 5 класса. Проведение урока сопровождается показом электронной презентации.Данная работа может быть использована на ур...

Программа воспитательной работы по экологическому воспитанию детей "Судьба природы - наша судьба"

Основными результатами реализации этой программы должно являться изменения в поведении детей (доброта, отзывчивость, помощь и защита слабого), дети научатся видеть и понимать прекрасное, ориентировать...

Буклет "Судьба природы - наша судьба, твоя судьба!"

Буклет о необходимости охраны природы....

Судьба природы - наша судьба.

Судьба природы - наша судьба....

Экологический брейн-ринг "Судьба природы - наша судьба" 7-8 классы

Внеклассное мероприятие для учащихся 7 и 8 классов, посвященное Дню Земли.Цели:1.  развитие интеллектуальных способностей в области экологии, творческого потенциала и экологической культуры школь...

Открытое занятие «Судьба природы – наша судьба»

Данное занятие показывает необходимость охраны природы; знакомит с Красной книгой, экологическими правилами; учит бережно относиться к природе; развивает наблюдательность и внимание....

Внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию "Судьба природы - наша судьба"

Внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию. целью которого является показать необходимость охраны природы....