Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников "Природа- наша матушка"
проект по экологии на тему
Экологическое воспитание дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_priroda-nasha_matushka.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Районная научно - методическая конференция педагогов
по единой методической теме
«Управление качеством образования»
Доклад:
Экологической воспитание дошкольников посредством метода проекта.
Проект «Природа - наша матушка».
Автор : воспитатель 1 кв. категории
Карачева Надежда Михайловна
МБОУ «Уемская СОШ»
структурное подразделение
«Детский сад п. Уемский»
2015 г.
Одной из годовых задач в работе детского сада п. Уемский в 2013 -2014 учебном году было использование инновационных технологий в экологическом воспитании дошкольников. Наблюдая за поведением детей на прогулке и в группе, я неоднократно замечала их безжалостное или равнодушное отношение ко всему живому: деревьям, траве, комнатным растениям, насекомым. Детям моей группы было тогда 4-5 лет. Поэтому требовался системный, продуманный подход в воспитании экологической культуры детей, формировании представлений о живой и неживой природе. Метод проекта оказался, на мой взгляд, наиболее эффективным в достижении результата. Был разработан образовательный проект по экологическому воспитанию дошкольников « Природа — наша матушка».
Актуальность этого проекта заключается в том, что чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень. Выбранная тема актуальна, поскольку экологическое воспитание дошкольников невозможно без осознания ими принципов существования живой и неживой природы, без формирования восприятия объектов живой природы, как организмов, живущих по общим для всех живых, в том числе для человека, законам. «Гуманность человека проявляется в умении осуществлять взаимодействие с любым живым существом на основе признания его самоценности и права на жизнь, уважение принципов милосердия как нормы отношения, понимание его значения для жизни других природных объектов» (Н.Н. Кондратьева) Вот почему задача педагога и родителей — воспитать у детей ответственность за своё поведение в природе через осознание ребёнком, что вокруг него есть живые существа и объекты, которые питаются, растут, дышат, двигаются и размножаются так же, как и человек. Это является основой для дальнейшего формирования экологического сознания ребёнка.
Тип проекта: информационный, групповой, долгосрочный.
Участники проекта: дети средней группы «Полянка» структурного подразделения «Детский сад п. Уемский» МБОУ «Уемская СОШ», возраст детей 4-5 лет, воспитатель — Карачева Надежда Михайловна, родители.
Сроки реализации проекта: сентябрь-июнь 2013-2014 г.
При составлении и разработке проекта были использованы принципы и модели Программы экологического образования детей «Мы» Н.Н. Кондратьевой. «Ядром содержания этой программы являются экологические представления о животных, растениях, людях как живых существах. «...» Все живые двигаются, дышат, питаются, чувствуют. Живые существа живут: удовлетворяют свои потребности, растут, развиваются, рождают таких же, как они сами. Живое может существовать,если не повреждены его основные органы, не нарушены связи со средой обитания; если условия среды соответствуют его потребностям и возможностям приспособления».
( Н.Н. Кондратьева)
В проекте также были использованы идеи занятий, экспериментальной деятельности , элементы бесед из педагогической технологии З. Ф. Аксёновой «Войди в природу другом».
Цель проекта: воспитание гуманно-ценностного отношения к природе, формирование представления о природных объектах, как живых существах.
Задачи:
1.Формировать представление о признаках живого существа: двигается, питается, дышит, растёт, размножается.
2.Учить разделять природные объекты на живые и неживые.
3.Воспитывать желание и умение заботиться о живом.
4.Воспитывать интерес к природным объектам.
Основное содержание проекта:
Проект «Природа – наша матушка» разделён на две основные темы: «Живая природа» и «Неживая природа». Каждая тема имеет несколько объектов изучения. В теме «Живая природа» выделяются следующие объекты: «Деревья», «Птицы», «Животные», «Растения». В теме «Неживая природа» выделяются объекты: «Почва», «Вода», «Воздух», «Солнце». Данная структура позволяет провести детей через все объекты живой и неживой природы и сформировать представление об основных признаках живого: растёт, двигается, дышит, питается, размножается или их отсутствии.
Результатом работы над каждым из объектов является продукт совместной деятельности, несущий определённую информацию, например: «Альбом «Наши меньшие друзья», «Энциклопедия «Это интересно», «Альбом «Деревья и кустарники нашего участка», макет «Почва» и др.
Данные информационные продукты могут быть использованы в будущем при работе над экологическим воспитанием дошкольников.
Для того, чтобы ввести детей в мир природы и помочь осмыслить понятия «живая природа» и «неживая природа», был придуман волшебный герой Матушка Природа, которую играла воспитатель.
Предполагаемые результаты:
- знание детьми признаков живой природы;
- умение разделять природные объекты на живые и неживые;
понимание детьми взаимосвязи живой и неживой природы;
- желание детей заботиться о живых существах;
- познавательный интерес и стимулирование к исследовательской деятельности детей и родителей.
Этапы работы и перспективное планирование мероприятий:
Этапы | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные | |
Подгото витель ный | Подбор литературы по теме. Постановка проблемы. Разработка плана мероприятий. | Август 2013 г. | воспитатель | |
Живая природа | ||||
Основной | Объект изучения: « Деревья». | |||
Продукт: «Дневник наблюдений: «Деревья нашего участка» | НОД Познание «Деревья и кустарники» | октябрь | воспитатель | |
Беседа «Откуда берутся деревья?» Рассматривание картины — модели «Стадии развития дерева» | октябрь | |||
Чтение стихотворения Л. Квитко «Жалоба деревьев».Беседа. | октябрь | |||
Акция «Помощники природы. Поможем деревьям пережить холодную зиму» | октябрь | |||
Изобразительная деятельность «Осеннее дерево», «Деревья зимой». | октябрь | педагог по изо деятельности, воспитатель. | ||
Наблюдение за деревьями на участке в разное время года. | сентябрь-июнь | воспитатель | ||
Продукт : Открытое мероприятие для слушателей курсов АОИОО. НОД «Сини чкин праздник» | Объект изучения: «Птицы». | |||
НОД Познание «Перелётные птицы» | ноябрь | |||
Чтение рассказов В.Бианки о птицах. | ||||
НОД Познание «Синичкин праздник». Изготовление угощения для птиц. | ноябрь | воспитатель,родители. | ||
Акция «Покормите птиц» (совместно с родителями).Изготовление кормушек. | ноябрь | |||
Ежедневная подкормка птиц. Наблюдение за зимующими птицами. | ноябрь-май | |||
Экспериментирование « Как утка может плавать?» | март | воспитатель | ||
Объект изучения: «Животные». | ||||
НОД Познание «Домашние животные» | ноябрь | |||
Дидактические игры «Чья мама?» «Кто, где живёт?» | ||||
Продукт: Альбом «Наши меньшие друзья», Энциклопедия «Это интере сно». Выставки для родителей Дидактичес- кае игра: «Кто как рожда ется». | Беседа «Чем полезны домашние животные?» | |||
Беседа «Откуда берётся кошка?» | декабрь | |||
Акция для детей и родителей «Наши меньшие друзья» Составление рассказов о своих домашних питомцах. | декабрь | родители, воспитатель. | ||
Создание альбома «Наши меньшие друзья» | январь | |||
НОД Познание «Дикие животные» | декабрь | воспитатель | ||
Чтение рассказов Е.Чарушина, В.Бианки о животных. | ||||
Беседа «Лесные спаленки: кто зимой без снега жить не может?» | февраль | |||
Поисково-познавательная деятельность «Зачем зайчику другая шубка». | февраль | |||
Беседа «Как живут звери в лесу весной?» | апрель | |||
Создание энциклопедии « Это интересно». Индивидуальная работа детей и родителей. | февраль | родители,воспитатель. | ||
Продукт: Альбом наблюдений «Посадка и стадии роста растения». | Объект изучения: «Растения». | |||
НОД Познание «Комнатные растения» | февраль | воспитатель | ||
Наблюдение «Посадка Бальзамина» | март | |||
Рассматривание модели «Как появляется растение? Игра «Почемучка 1» | февраль | |||
Наблюдение-беседа «Бывают ли у растений детки?» | февраль | |||
Знакомство со схемами- моделями по уходу за комнатными растениями | февраль | |||
Экспериментальная деятельность « Посадка гороха». Наблюдение . | февраль | |||
Наблюдение за трудом взрослых на клумбе. Посадка цветов. | Май,июнь | |||
Неживая природа | ||||
Подукт: Макет «Почва» Продукт: Экологи-ческий праздник для детей и роди телей «Праздник Солнца» Дидактичес- кая игра «Живое- нежи вое». | Объект изучения: «Почва». | |||
Беседа «Что такое почва?» | сентябрь | |||
Наблюдение за трудом взрослого «Раскапывание клумбы», рассматривание почвы на участке детского сада. | сентябрь | |||
Экспериментальная деятельность: Опыт «Что быстрее пропускает воду? (песок, глина, камни)» Опыт «Есть ли в почве воздух?» | Октябрь февраль | |||
Объект изучения: « Вода. Воздух. Солнце». | ||||
Экспериментирование. Свойства песка. | ноябрь | |||
Рисование на песке | ноябрь-июнь | |||
Театрализованная деятельность: драматизация словацкой сказки «У Солнышка в гостях» | апрель | воспитатель, муз. руководитель,родители. | ||
Экспериментирование. Свойства воды. | ноябрь | воспитатель | ||
Экспериментирование. «Откуда берётся пар?» | февраль | |||
Экспериментирование. «Изготовление цветных льдинок» | январь | |||
Экспериментирование. «Какие бывают камни?» | январь | |||
Опыты с воздухом. «Чем дышит крот?» | февраль | |||
Беседы: «Кто не может жить без воды?» «Зачем нужен дождь?» «Без чего не смогут жить все живые на земле?» | март | |||
Заключитель- ный. | 1. Открытый просмотр для педагогов ДОУ. НОД Познание «Путешествие в мир природы» 2.Презентация проекта и продуктов проектной деятельности на педагогическом совете «Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников». 3. Экологический праздник для детей и родителей «Праздник Солнца». | март апрель | воспитатель. воспитатель,родители. |
Взаимодействие с родителями.
Мероприятие | Сроки |
1.Выступление воспитателя на родительском собрании. Постановка проблемы. Обсуждение. Принятие решения о целесообразности проекта. | Октябрь |
2.Участие в акции «Покормите птиц». Изготовление кормушек. | Ноябрь |
3.Создание альбома «Наши меньшие друзья». Акция для детей и родителей. Составление рассказов о своих домашних питомцах. | Ноябрь |
4.Создание энциклопедии о животных «Это интересно» (Исследовательская деятельность ребёнка и взрослого по заданному вопросу) | Февраль |
5. Оформление выставок для родителей. | |
6. Участие в экологическом празднике «Праздник Солнца» | Апрель |
Ресурсы и условия реализации проекта:
Временные | Информационные | Кадровые | Организационные | Материально-технические |
Сроки реализации: учебный год | Использование методической литературы (см. ниже). Использование ресурсов сети интернет, энциклопедий о животных. Дидактические игры по экологическому воспитанию – серии игр «Почемучка», «В деревне», « В лесу». | Воспитатели, музыкальный руководитель. | Организация родительского собрания. Организация исследовательской деятельности родителей с детьми дома. Акции «Покормите птиц». Постановка сказки «У солнышка в гостях» Изготовление дидактических игр «Кто как рождается», «Живое-неживое». | Изобразительные материалы, бумага, атрибуты для проведения опытов и экспериментов. Материалы для изготовления костюмов для спектакля, материал для изготовления кормушек, макета «Почва». Наличие в группе уголка природы. Оборудование столика для рисования песком. |
Достигнутые образовательные результаты и эффекты:
Главным достижением данного проекта считаю формирование представлений детей об объектах природы как живых существах, осознание детьми признаков живой природы: дышат, питаются, растут, размножаются, двигаются. Во время прогулок никто не ломает ветки деревьев, не рвёт беспощадно цветы, как это часто случалось ранее. Родители обращают внимание на то, что дети стали заботливее по отношению к домашним питомцам. Дети с интересом наблюдают за изменениями в жизни комнатных растений в группе.
Работать над проектом было интересно всем его участникам. Метод проекта считаю эффективным при работе над экологическим воспитанием детей, поскольку он гарантирует системность в достижении поставленных целей и задач.
В старшей группе в 2014-2015 учебном году работа над экологическим воспитанием детей продолжилась посредством занятий, наблюдений, экспериментирования, чтения книги «Экологические сказки»
Л. П. Молодовой. В своей педагогической деятельности в этом учебном году продолжаю использовать педагогическую технологию З.Ф. Аксёновой «Войди в природу другом». Результатами довольна, дети осознают ценность природных объектов, гуманно относятся к ним.
Использованная литература:
- «От рождения до школы». Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Н.Е. Вераксы.
- Аксёнова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.-М.:ТЦ Сфера,2008.
- Н,Н. Кондратьева «Формирование системы знаний о живом у детей старшего дошкольного возраста».
- Метод проектов в дошкольном образовании: метод пособие/авт.- сост. Н.А. Кочкина.- Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011.
- Л.Г.Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы.- М.: ВАКО, 2008.
- Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей.-М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
План - проект по экологическому воспитанию воспитанников 4-5 классов
Природа есть один из могущественных агентов воспитания человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, не приятной искусственностью...
творческий проект по экологическому воспитанию"следопыт"
развитие следопытсва у детей с овз...
Проект по экологическому воспитанию дошкольников "Наш парк Северный"
В ходе реализации проекта дети получили знания о прекрасных местах парка «Северный». Познакомились с историей парка, достопримечательностями, природными особенностями, осознали необходимость бережного...
Конспект выступления на педагогическом совете тема: « Экологическое воспитание дошкольников»
Конспект выступления на педагогическом совете тема: « Экологическое воспитание дошкольников»...
Педагогический проект по экологическому образованию и воспитанию старших дошкольников от 5 до 6 лет. Тема: "Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает"
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности....
Паспорт педагогического проекта по экологическому воспитанию школьников "ЭкоОко"
Рассказывается структура экологического воспитания в МКОУ "СШ №3"...