Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников "Природа- наша матушка"
проект по экологии на тему

Карачева Надежда Михайловна

Экологическое воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_priroda-nasha_matushka.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Районная научно - методическая конференция педагогов

 по единой методической теме

«Управление качеством образования»

Доклад:

Экологической воспитание дошкольников посредством метода проекта.

Проект «Природа -  наша матушка».

Автор : воспитатель 1 кв. категории

Карачева Надежда Михайловна

МБОУ «Уемская СОШ»

 структурное подразделение

«Детский сад п. Уемский»

2015 г.

Одной из годовых задач в работе детского сада п. Уемский в 2013 -2014 учебном году было использование инновационных технологий в экологическом воспитании дошкольников. Наблюдая за поведением детей на прогулке и в группе, я неоднократно замечала их безжалостное или равнодушное  отношение ко всему живому: деревьям, траве, комнатным растениям, насекомым. Детям моей группы было тогда 4-5 лет. Поэтому требовался системный, продуманный подход в воспитании экологической культуры детей, формировании представлений о живой и неживой природе. Метод проекта оказался, на мой взгляд, наиболее эффективным в достижении результата. Был разработан образовательный проект по экологическому воспитанию дошкольников « Природа — наша матушка».

Актуальность этого проекта заключается в том, что чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень. Выбранная тема актуальна, поскольку экологическое воспитание дошкольников невозможно без осознания ими принципов существования живой и неживой природы, без формирования восприятия объектов живой природы, как организмов, живущих по общим для всех живых, в том числе для человека, законам. «Гуманность человека проявляется в умении осуществлять взаимодействие с любым живым существом на основе признания его самоценности и права на жизнь, уважение принципов милосердия как нормы отношения, понимание его значения для жизни других природных объектов» (Н.Н. Кондратьева)  Вот почему задача педагога и родителей — воспитать у детей ответственность за своё поведение в природе через осознание ребёнком, что вокруг него есть живые существа и объекты, которые питаются, растут, дышат, двигаются и размножаются так же, как и человек. Это является основой для дальнейшего формирования экологического сознания ребёнка.

Тип проекта: информационный, групповой, долгосрочный.

Участники проекта: дети средней группы «Полянка» структурного подразделения «Детский сад п. Уемский» МБОУ «Уемская СОШ», возраст детей  4-5 лет, воспитатель — Карачева Надежда Михайловна, родители.

Сроки реализации проекта: сентябрь-июнь 2013-2014 г.

При составлении  и разработке проекта были использованы принципы и модели Программы экологического образования детей «Мы» Н.Н. Кондратьевой. «Ядром содержания этой программы являются экологические представления о животных, растениях, людях как живых существах. «...» Все живые двигаются, дышат, питаются, чувствуют. Живые существа живут: удовлетворяют свои потребности, растут, развиваются, рождают таких же, как они сами. Живое может существовать,если не повреждены его основные органы, не нарушены связи со средой обитания; если условия среды соответствуют его потребностям и возможностям приспособления».

( Н.Н. Кондратьева)

В проекте также были использованы идеи занятий, экспериментальной деятельности , элементы бесед  из педагогической технологии З. Ф. Аксёновой «Войди в природу другом».

Цель проекта: воспитание гуманно-ценностного отношения к природе, формирование представления о природных объектах, как живых существах.

Задачи:

1.Формировать представление о признаках живого существа: двигается, питается, дышит, растёт, размножается.

2.Учить разделять природные объекты на живые и неживые.

3.Воспитывать желание и умение заботиться о живом.

4.Воспитывать интерес к природным объектам.

Основное содержание проекта:

Проект «Природа – наша матушка» разделён на две основные темы: «Живая природа» и «Неживая природа». Каждая тема имеет несколько объектов изучения. В теме «Живая природа» выделяются следующие объекты: «Деревья», «Птицы», «Животные», «Растения». В теме «Неживая природа» выделяются объекты: «Почва», «Вода», «Воздух», «Солнце». Данная структура позволяет провести детей через все объекты живой и неживой природы и сформировать представление об основных признаках живого: растёт, двигается, дышит, питается, размножается или их отсутствии.

Результатом работы над каждым из объектов является продукт совместной деятельности, несущий определённую информацию, например: «Альбом «Наши меньшие друзья», «Энциклопедия «Это интересно», «Альбом «Деревья и кустарники нашего участка», макет «Почва» и др.

Данные информационные продукты могут быть использованы в будущем при работе над экологическим воспитанием дошкольников.

Для того, чтобы ввести детей в мир природы и помочь осмыслить понятия «живая природа» и «неживая природа», был придуман волшебный герой Матушка Природа,  которую играла воспитатель.

Предполагаемые результаты:

  • знание детьми признаков живой природы;
  • умение разделять природные объекты на живые и неживые;

понимание детьми взаимосвязи живой и неживой природы;

  •  желание детей заботиться о живых существах;
  • познавательный интерес и стимулирование к исследовательской деятельности детей и родителей.

Этапы работы и перспективное планирование мероприятий:

Этапы

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Подгото

витель

ный

Подбор литературы по теме.

Постановка проблемы.

Разработка плана мероприятий.

Август 2013 г.

воспитатель

Живая природа

Основной

Объект изучения: « Деревья».

Продукт:

«Дневник наблюдений: «Деревья нашего участка»

НОД Познание «Деревья и кустарники»

октябрь

воспитатель

Беседа «Откуда берутся деревья?» Рассматривание картины — модели «Стадии развития дерева»

октябрь

Чтение стихотворения Л. Квитко «Жалоба деревьев».Беседа.

октябрь

 Акция «Помощники природы. Поможем деревьям пережить холодную зиму»

октябрь

Изобразительная деятельность «Осеннее дерево», «Деревья зимой».

октябрь

педагог по изо деятельности,

воспитатель.

Наблюдение за деревьями на участке в разное время года.

сентябрь-июнь

воспитатель

Продукт : Открытое мероприятие для слушателей курсов АОИОО.

 НОД «Сини

чкин праздник»

Объект изучения:  «Птицы».

НОД Познание «Перелётные птицы»

ноябрь

Чтение рассказов В.Бианки о птицах.

НОД Познание «Синичкин праздник». Изготовление угощения для птиц.

ноябрь

воспитатель,родители.

Акция «Покормите птиц» (совместно с родителями).Изготовление кормушек.

ноябрь

Ежедневная подкормка птиц. Наблюдение за зимующими птицами.

ноябрь-май

Экспериментирование « Как утка может плавать?»

март

воспитатель

Объект изучения: «Животные».

НОД Познание «Домашние животные»

ноябрь

Дидактические игры «Чья мама?» «Кто, где живёт?»

Продукт: Альбом «Наши меньшие друзья»,

Энциклопедия

«Это интере

сно».

Выставки для родителей

Дидактичес-

кае игра:

«Кто как рожда

ется».

Беседа «Чем полезны домашние животные?»

Беседа «Откуда берётся кошка?»

декабрь

Акция для детей и родителей «Наши меньшие

друзья» Составление рассказов о своих домашних питомцах.

декабрь

родители, воспитатель.

Создание альбома «Наши меньшие друзья»

январь

НОД Познание «Дикие животные»

декабрь

воспитатель

Чтение рассказов Е.Чарушина,  В.Бианки о животных.

Беседа «Лесные спаленки: кто зимой без снега жить не может?»

февраль

Поисково-познавательная деятельность «Зачем зайчику другая шубка».

февраль

Беседа «Как живут звери в лесу весной?»

апрель

Создание энциклопедии « Это интересно». Индивидуальная работа детей и родителей.

февраль

родители,воспитатель.

Продукт: Альбом наблюдений

«Посадка и стадии роста растения».

 Объект изучения: «Растения».

НОД Познание «Комнатные растения»

февраль

воспитатель

Наблюдение «Посадка Бальзамина»

март

Рассматривание модели «Как появляется растение?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Игра «Почемучка 1»

февраль

Наблюдение-беседа  «Бывают ли у растений детки?»

февраль

Знакомство со схемами- моделями по уходу за комнатными растениями

февраль

Экспериментальная деятельность « Посадка гороха». Наблюдение .

февраль

Наблюдение за трудом взрослых на клумбе. Посадка цветов.

Май,июнь

Неживая природа

Подукт:

Макет «Почва»

Продукт:

Экологи-ческий праздник для детей и роди

телей «Праздник Солнца»

Дидактичес-

кая игра «Живое- нежи

вое».

Объект изучения: «Почва».

Беседа «Что такое почва?»

сентябрь

Наблюдение за трудом взрослого «Раскапывание клумбы», рассматривание почвы на участке детского сада.

сентябрь

Экспериментальная деятельность:

Опыт «Что быстрее пропускает воду? (песок, глина, камни)»

Опыт «Есть ли в почве воздух?»

Октябрь

февраль

Объект изучения: « Вода. Воздух. Солнце».

Экспериментирование. Свойства песка.

ноябрь

Рисование на песке

ноябрь-июнь

Театрализованная деятельность: драматизация словацкой сказки

«У Солнышка в гостях»

апрель

воспитатель, муз. руководитель,родители.

Экспериментирование. Свойства воды.

ноябрь

воспитатель

Экспериментирование. «Откуда берётся пар?»

февраль

Экспериментирование. «Изготовление цветных льдинок»

январь

Экспериментирование. «Какие бывают камни?»

январь

Опыты с воздухом. «Чем дышит крот?»

февраль

Беседы: «Кто не может жить без воды?»

«Зачем нужен дождь?»

«Без чего не смогут жить все живые на земле?»

март

Заключитель-

ный.

1. Открытый просмотр для педагогов ДОУ.

НОД Познание «Путешествие в мир природы»

2.Презентация проекта и продуктов проектной деятельности на педагогическом совете «Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников».

3. Экологический праздник для детей и родителей «Праздник Солнца».

март

апрель

воспитатель.

воспитатель,родители.

Взаимодействие с родителями.

Мероприятие                

Сроки

1.Выступление воспитателя на родительском собрании. Постановка проблемы. Обсуждение. Принятие решения о целесообразности проекта.

Октябрь

2.Участие в акции «Покормите птиц». Изготовление кормушек.

Ноябрь

3.Создание альбома «Наши меньшие друзья». Акция для детей и родителей. Составление рассказов о своих домашних питомцах.

Ноябрь

4.Создание энциклопедии о животных «Это интересно» (Исследовательская деятельность ребёнка и взрослого по заданному вопросу)

Февраль

5. Оформление выставок для родителей.

6. Участие в экологическом празднике «Праздник Солнца»

Апрель

Ресурсы и условия реализации проекта:

Временные

Информационные

Кадровые

Организационные

Материально-технические

Сроки реализации:

учебный год

Использование методической литературы

(см. ниже).

Использование

ресурсов сети интернет, энциклопедий о животных.

Дидактические игры по экологическому воспитанию – серии игр «Почемучка», «В деревне»,

« В лесу».

Воспитатели,

музыкальный руководитель.

Организация

родительского собрания.

Организация исследовательской деятельности родителей с детьми дома.

Акции «Покормите птиц».

Постановка

сказки «У солнышка в гостях»

Изготовление дидактических игр «Кто как рождается», «Живое-неживое».

Изобразительные материалы,

бумага,

атрибуты для проведения опытов и экспериментов. Материалы для изготовления костюмов для спектакля, материал для изготовления кормушек, макета «Почва».

Наличие в группе уголка природы.

Оборудование столика для рисования песком.

Достигнутые образовательные результаты и эффекты:

Главным достижением данного проекта считаю формирование представлений детей об объектах природы как живых существах, осознание детьми признаков живой природы: дышат, питаются, растут, размножаются, двигаются. Во время прогулок никто не ломает ветки деревьев, не рвёт беспощадно цветы, как это часто случалось ранее. Родители обращают внимание на то, что дети стали заботливее по отношению к домашним питомцам. Дети с интересом наблюдают за изменениями в жизни комнатных растений в группе.

Работать над проектом было интересно всем его участникам. Метод проекта считаю эффективным при работе над экологическим воспитанием детей, поскольку он гарантирует системность в достижении поставленных целей и задач.

В старшей группе в 2014-2015 учебном году работа над экологическим воспитанием детей продолжилась посредством занятий, наблюдений, экспериментирования, чтения книги «Экологические сказки»

 Л. П. Молодовой.  В своей педагогической деятельности в этом учебном году продолжаю использовать педагогическую технологию З.Ф. Аксёновой «Войди в природу другом». Результатами довольна, дети осознают ценность природных объектов, гуманно относятся к ним.

Использованная литература:

  1. «От рождения до школы». Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Н.Е. Вераксы.
  2. Аксёнова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.-М.:ТЦ Сфера,2008.
  3. Н,Н. Кондратьева «Формирование системы знаний о живом у детей старшего дошкольного возраста».
  4. Метод проектов в дошкольном образовании: метод пособие/авт.- сост. Н.А. Кочкина.- Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011.
  5. Л.Г.Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы.- М.: ВАКО, 2008.
  6. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей.-М.: ТЦ Сфера, 2012.
  7. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - проект по экологическому воспитанию воспитанников 4-5 классов

Природа есть один из могущественных агентов воспитания человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, не приятной искусственностью...

Проект по экологическому воспитанию дошкольников "Наш парк Северный"

В ходе реализации проекта дети получили знания о прекрасных местах парка «Северный». Познакомились с историей парка, достопримечательностями, природными особенностями, осознали необходимость бережного...

Конспект выступления на педагогическом совете тема: « Экологическое воспитание дошкольников»

Конспект выступления на педагогическом совете тема: « Экологическое воспитание дошкольников»...

Педагогический проект по экологическому образованию и воспитанию старших дошкольников от 5 до 6 лет. Тема: "Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает"

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности....

Паспорт педагогического проекта по экологическому воспитанию школьников "ЭкоОко"

Рассказывается структура экологического воспитания в МКОУ "СШ №3"...