"Дифференциация гласных и-у".
методическая разработка по теме
"Дифференциация гласных и-у" - логопедическое занятие для учащихся 2 класса. Тема: "Коррекция оптической формы дисграфии". для усиления наглядности и тем самым сазнательности воспринимаемого материала на занятии используются ИКТ технологии. Занятие предпологает использование принципа "мини - макса", что позволяет педагогу быстро реагировать на индивидуальные особенности, восприятие ими материала занятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа
имени Н.В. Архангельского»
«Дифференциация гласных и-у»
логопедическое занятие для учащихся 2 класса
Тема: «Коррекция оптической дисграфии.
Дифференциация гласный и-у»
Автор: учитель-логопед
Ситникова Наталья Владимировна
с. Мужи
2012
Занятие № 8
Тема: Дифференциация гласных и - у
Цели и задачи: Развитие знаний детей о начертании букв и-у; научить детей соотносить звуки и-у с буквами и символами для обозначения на письме; развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание; закрепить у детей знание орфографии; формировать навыки звуко-буквенного анализа.
Оборудование:
Ход занятия
Орг. момент: (слайд 1)
1. «Найди пару».
При входе на столе лежат карточки с частью геометрических фигур.
-Чтобы найти своё место, надо разыскать вторую половину геометрической фигуры.
2.Артикуляционная гимнастика:
1. «Улыбка»
2. «Заборчик»
3. «Часы»
4. «Песенка гласных» (фонетическая ритмика)
3.Сформулировать и записать на доске тему занятия).
-Вспомните с какими гласными мы работали на прошлом занятии? (и-у)
-Сегодня продолжаем работать с гласными и-у. И будем учиться различать и-у на слух и при письме. (слайд 2)
Основная часть
-К нам на сегодняшнее занятие пришел герой Н.Носова Карандаш.(слайд 3)
1. «Лесенка»
Карандаш, как вы уже догадались, очень любит рисовать. Посмотрите, какую лесенку он нарисовал. (слайд )
На первую ступеньку лесенки запрыгнул…( волк)
-Как продает голос волк? (у-у-у-у) Что он делает? (воет)
На 2-ю ступеньку забралась … (корова)
-Как продает голос корова? (му-му-му-му) Что она делает? (мычит)
На 3-тью ступеньку залетел … (воробей)
-Как продает голос воробей? (чик-чирик) Что он делает? (чирикает)
На 4-ю ступеньку запрыгнула … (кошка)
-Как продает голос кошка? (мяу-мяу-мяу-мяу) Что она делает? (мяукает)
На 5-ю ступеньку залетел … (петух)
-Как продает голос петух? (ку-ка-ре-ку) Что он делает? (кукарекает)
На 6-ю ступеньку забралась … (мышь)
-Как продает голос мышь? (пи-пи-пи) Что она делает? (пищит)
-При звукоподражаниях каким животным и птицам слышим звук /у/?
-При звукоподражаниях каким животным и птицам слышим звук /и/?
2. Уточнение артикуляции звуков
Помогите разобраться Карандашу со звуками и-у. Чем они похожи? Чем отличаются?
Артикуляция звука /у/: при его произнесении губы вытягиваются вперед, они напряжены и оставляют узкий проход для движения выдыхаемой воздушной струи. Воздушная струя на звуке /у/ - самая концентрированная по сравнению с другими гласными звуками.
При произнесении звука /и/ губы тоже напряжены, но растянуты в стороны, а широкая воздушная струя имеет меньшую концентрацию, чем при /у/.
Звук /у/ - «узкий», «вытянутый», «угрюмый» (эти слова даны на доске, буква /у/ выделена красным цветом).
Волк в лесу воет: «У-у-у-у» (произносится вместе с детьми), ветер в трубе воет: «У-у-у-у» (произносится вместе с детьми), с сильным напором воздуха.
Звук /и/ - «широкий», «весёлый», «игривый» (эти слова даны на доске, буква /и/ выделена красным цветом), с ямочками на щеках. «И-и-и-и» (произносится вместе с детьми), - кричит малыш, не умеющий ещё говорить, и радостно гремит погремушкой.
3. Уточнение написания букв:
-Из скольких элементов состоят эти буквы?
Обе буквы имеют два элемента в написании (палочку с закруглением «крючок» и «петлю» - для буквы у; два «крючка» - для буквы «и»). Первый элемент начертания этих букв одинаковый – «крючок», вторые элементы различны: для буквы «у» - это «петля», опущенная ниже строчки, а для буквы «и» - повтор первого элемента.
Буква «у» - «узкая», «вытянутая». Её петелька опускается ниже рабочей строки. «Игривая» буква «и» бежит по строке и веселится.
4. Гимнастика для пальчиков
Карандаш очень торопится начать работать, писать буквы и-у. Но мы-то знаем, нужно сначала сделать зарядку для пальчиков и подготовить их к работе.
5. Гимнастика для пальчиков
- Раз, два, три, четыре, пять, Большим и указательным пальцем одной руки
пересчитываются пальчики другой руки.
Будем пальчики считать Пальчики сжимают в кулачок
Сильные, дружные, Пальчики прямые и смыкаются между собой
Очень – очень нужные. Пальчики обеих рук «здороваются»
Упражнение аналогично выполняется для второй руки
Всем нам очень нужные. Пальцы рук крепко сжимаются в «топорик».
6.Работа в тетрадях:
Запишите в тетради заборчик из букв: и у и у…
7. Физ.минутка
Карандаш устал. И приглашает поиграть в мяч. По очереди я вам бросаю мяч, возвращая, вы называете имя, в котором есть звук /и/.
8. Работа в тетрадях
-Помогите Карандашу вставить нужные буквы в слова.
Слова: Л_к, п_ла, ж_к, с_мка, в_шня, к_к_шка, гр_ша, _ндюк, _тка.
9. игра «Графический диктант»
Карандаш ни как не может научиться делить слова на слоги. Каким правилом мы пользуемся деля слова на слоги? (Сколько гласных, столько и слогов) А какой секрет мы знаем, чтобы разделить правильно слово на слоги? (За слово нужно «поболеть»)
Слова: Гуси, липа, лужа, груша, тишина.
(При работе указывает количество слогов черточками. И наличие в слоге изучаемых букв. А также правило правописания жи-ши)
Итог занятия
Что мы делали на занятии?
Что нового узнали?
Пароль на выход: «Высыпите» буквы «и» - «у». (Крупа –манка)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация гласных I и II ряда: [ы] - [и] в слогах и словах".
Занятие разработано для группы учащихся второго класса КРО для детей с ЗПР, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные НВОНР....
Дифференциация гласных букв у – ю.
Дифференциация гласных букв у – ю. Конспект занятия, для детей с нарушение письма, обусловленных ОНР...
Дифференциация гласных "ы-и".
Логопедическое занятие для 2 класса....
Дифференциация гласных звуков и букв 1и2 ряда (3 класс)
Данное занятие разработано для учащихся 3 класса, имеющих диагноз нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР, по теме дифференциация гласных звуков...
Конспект фронтального занятия по теме: «Дифференциация гласных О-Ё» в группе детей с дисграфией смешанного типа (2 класс)
ЦЕЛИ:Коррекционно-образовательные: учить дифференцировать гласные о-ё в слогах, словах, словосочетаниях; познакомить с образованием гласной Ё; закрепление умений согласования местоимений с существител...
Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация гласных А-Я, служащих для обозначения твердости и мягкости согласных ».
1. Формирует умение дифференцировать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;2. развивает фонематическое восприятие; навыки ...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕМА: «Дифференциация гласных и согласных звуков - школа Бабы Яги»
Детский сад «Детство» Конспект группового логопедического занятия в старшей группе комбинированного вида №10 учитель - логопед Насонова Т.Р. 06.04.2017г.Дети вместе со взр...