Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация гласных I и II ряда: [ы] - [и] в слогах и словах".
план-конспект занятия на тему
Занятие разработано для группы учащихся второго класса КРО для детей с ЗПР, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные НВОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Дифференциация гласных I и II ряда: [ы] - [и] в слогах и словах.
Цель: создать условия для формирования умения правильно употреблять буквы Ы, И в письменной речи.
Задачи:
- развивать умение дифференцировать звуки [ы], [и] в произношении и на слух;
- развивать умение обозначать твёрдость и мягкость согласных на письме с помощью букв Ы, И;
- развивать фонематическое восприятие, умение фонематического анализа и синтеза;
- уточнить значение многозначных слов «лисички», «кисти»;
- развивать межполушарное взаимодействие посредством кинезиологических упражнений;
- воспитывать организованность, умение слушать инструкцию логопеда и действовать в соответствии с ней.
Оборудование: электронная презентация, артикуляционные профили, мяч, «светофорики», маски - шапочки для инсценировки стихотворения, карточки с заданиями.
№ | Этап занятия | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методический комментарий |
1. | Организационный момент | Учащиеся проверяют готовность к уроку. Учащиеся произносят цепочки слогов в соответствии с заданием логопеда и садятся за парты. Предполагаемые ответы детей: Научиться писать и читать без ошибок. Научиться не путать буквы. | - Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к занятию. - Сесть за парту может тот, кто правильно выполнит задание. Я несколько раз произнесу слог, а вам нужно его повторить на 1 раз меньше, если я покажу маленький круг, или на 1 раз больше, если я покажу большой круг. - Вы пришли на логопедическое занятие. Какова цель наших занятий? | Задание способствует развитию слухового внимания, умения действовать в соответствии с инструкцией. |
2. | Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Учащиеся слушают стихотворение, добавляют последнее слово. Учащиеся анализируют ситуацию, описанную в стихотворении. Учащиеся сравнивают звуковой состав слов «мишка» и «мышка»: слова различаются первым и вторым звуком: слово «мишка» начинается с согласного звука [М’], а слово «мышка» с согласного [М]. В слове «мишка» второй звук [И], а в слове «мышка» - [Ы]. Предполагаемый ответ учащихся: мы будем учиться различать звуки [Ы]-[И]. В тетрадях дети делают запись: «ы?и» и обводят цветным карандашом в «облачко». Учащиеся по опорам формулируют задачи занятия: Мы сегодня будем учиться: слышать звуки [Ы]-[И] в слогах и словах; произносить слоги и слова со звуками [Ы]-[И]; читать слоги и слова с буквами Ы-И; писать слоги и слова с буквами Ы-И. | - Послушайте стихотворение: В маленькую книжку Не поместим мишку. Мы заменим И на Ы – Нарисуем … (мышку). Е. Григорьев, И. Гамозков - Почему в книжке не стали рисовать мишку? - Кого решили нарисовать вместо мишки? - Какими звуками различаются слова «мишка» и «мышка»? - Догадались ли вы, какие звуки и буквы мы будем сегодня учиться различать? - Сегодня мы продолжим работать со звуками и буквами Ы, И. - Расскажите по опорам, что вы будете учиться делать. | 2-3 слайд. Задание способствует развитию фонематического восприятия. 4 слайд. 5 слайд. Использование опор помогает учащимся строить последовательные связные высказывания. Также этот прием позволяет детям запомнить цель работы и проанализировать результаты своей деятельности в конце занятия. |
3 | Работа над закрепляемым материалом. Уточнение артикуляции звуков [ы], [и] с опорой на зрительное восприятие и артикуляционные профили. | Учащиеся произносят звук, наблюдая за работой органов артикуляции с помощью настольных зеркал и рассказывают о работе органов речи: при произнесении звука [И] губы в улыбке; зубы сближены, но не сомкнуты; кончик языка находится внизу ротовой полости около нижних зубов, а спинка языка поднимается вверх, к нёбу; голосовые складки работают. Предполагаемый ответ детей: звук [И] гласный, потому что при его произнесении воздушная струя не встречает преград. При произнесении звука [Ы] губы не напряжены; зубы разомкнуты; язык отодвинут вглубь ротовой полости и поднимается к нёбу; голосовые складки работают. Предполагаемый ответ детей: звук [Ы] гласный, потому что при его произнесении воздушная струя не встречает преград. Двое учащихся рассказывают с опорой на артикуляционные профили: 1-ый - при произнесении звука [И] губы в улыбке, 2-ой – при произнесении звука [Ы] губы не напряжены и т.д. | - Давайте вспомним, как работают органы речи при произнесении звука [И]. - Звук [И] гласный или согласный? - Как работают органы речи при произнесении звука [Ы]? - Звук [Ы] гласный или согласный? - Давайте сравним положение органов артикуляции при произнесении звуков [И], [Ы] с помощью артикуляционных профилей. | При произнесении звука перед зеркалом у ребёнка формируется зрительный образ положения органов артикуляции. Это способствует развитию кинетических и кинестетических ощущений и создаёт более чёткий произносительный и акустический образ звука. |
Выделение звуков [ы], [и] на фоне слова. | Самостоятельная работа учащихся в тетрадях и у доски. Поверка правильности выполнения работы с использованием «светофориков» - логопед читает слова а дети сигнализируют, правильно ли обозначен звук. | - Я буду называть слова со звуками [ы], [и]. Если в слове услышите звук [ы], нарисуйте овал, если услышите звук [и] – горизонтальную линию. Слова: мир, сын, крик, писк, пыль, рыть, лить, мыть, бить. | 6 слайд. При выполнении задания дети беззвучно чётко артикулируют каждое слово. | |
Заполнение слоговой таблицы. | Учащиеся называют слоги. Учащиеся заполняют таблицу в тетради, обводят слоги с буквой Ы синим карандашом, с буквой И – зелёным. | - Я буду показывать клеточки таблицы, а вы их озвучивайте. (Слоги в таблице не записаны.) - Заполните клеточки таблицы. Подумайте, как звучат согласные звуки в слогах – твёрдо или мягко и обведите слоги синим или зелёным карандашом. - Прочитайте столбик, в котором зажглись синие (зелёные) «фонарики». - Почитайте слоги парами. - Как надо читать букву, стоящую перед буквой Ы (И) - твёрдо или мягко? | 7-9 слайды. Использование цветовых обозначений способствует более прочному закреплению правильного чтения слогов с буквами И-Ы и обозначения звуков [И]-[Ы] на письме буквами И-Ы. | |
Чтение слоговых таблиц. | Учащиеся читают слоги в соответствии с заданием. | - Прочитайте слоги по строчкам (по столбикам). - «Пройдите» по дорожкам и прочитайте слоги. | 10-11 слайды. Задание способствует развитию умения правильно читать слоги с буквами И-Ы, умения ориентироваться в пространстве. | |
Упражнение в преобразовании слогов. Игра с мячом «Наоборот». | Дети ловят мяч и произносят слоги. | - Я буду называть слоги со звуком [И] ([Ы]) и бросать вам мяч. Вы возвращаете мне мяч, произнеся слог со звуком [Ы] ([И]). | Слоги: ви – вы сми – смы… бы – би клы – кли… | |
Упражнение в распознавании звуков [И]-[Ы] в окончаниях существительных множественного числа | Дети читают слова, называют предметы одним словом, записывают их, изменив число. 1 ученик пишет на доске, остальные в тетради. Учащиеся читают слова в соответствии с заданием и проверяют правильность выполнения задания. | - Прочитайте слова. –Как можно назвать эти предметы одним словом? Запишите эти слова во множественном числе. - Обведите последние слоги в словах синим или зелёным карандашом. - Прочитайте слова с синими (зелёными) «фонариками». - Перед какой буквой Ы или И буква, обозначающая согласный звук читается твёрдо (мягко)? | 12-13 слайды. Использование цветовых обозначений способствует более прочному закреплению навыка правильного чтения и письма слов с буквами И-Ы. | |
Упражнение в дифференциации слогов НЫ, НИ в словах. | Учащиеся слушают начало слова. Затем показывают и называют пропущенный слог и всё слово. | - Я буду говорить начало слова – названия картинки, а вы должны его закончить, добавив слоги НЫ, НИ и показать соответствующую карточку. | 14-37 слайды. Помимо развития фонематических процессов, задание способствует уточнению словарного запаса по теме «Названия животных». | |
Физ. пауза с использованием кинезиологических упражнений | Учащиеся рисуют все названные предметы одновременно двумя руками (симметричное рисование) влажными кисточками на доске и мольберте. Дети встают у стола, выполняют упражнение «кулак-ладонь», а затем «кулак-ребро-ладонь». | - Представьте, что вы с друзьями вышли во двор. Оглядитесь по сторонам. Вот дом. Давайте его нарисуем. Вокруг лежат сугробы. Около дома растёт ёлочка. А это снеговик, которого вы слепили вчера. Вдруг снеговик ожил и заплясал. А потом вперевалочку побежал в лес. | Кинезиологические упражнения способствуют развитию межполушарного взаимодействия головного мозга, нормализации протекания психических процессов, повышению активности, снятию утомления. | |
Упражнение в дифференциации Ы-И в словах-квазиомонимах. | Каждый учащийся получает карточку со словом «заб__л» («в__л__»), вставляет букву И или Ы. Учащиеся читают слова, соотносят их с картинками и составляют предложения. Учащиеся самостоятельно на карточке вставляют слова «вили», «выли», «вилы», читают предложения. | - Вставьте пропущенные буквы Ы, И. заб _ л - Какие слова у вас получились? Подберите картинку к каждому слову. Составьте по картинкам предложение с каждым словом. - Вставьте пропущенные буквы Ы, И. в _ л _ - Какие слова у вас получились? - Подберите картинку к каждому слову. Составьте по картинкам предложение с каждым словом. - Выполните задание на карточке. - Прочитайте получившиеся предложения. | 38-41 слайды. В ходе выполнения задания у учащихся помимо фонематических процессов формируется понимание смыслоразличительной роли звуков в словах. 42-43 слайд. | |
Воспроизведение слоговых рядов. | Учащиеся воспроизводят слоги, произнесённые логопедом. | - Послушайте цепочки слогов и повторите их: вы-ви-ви, ви-вы-ви…; лы-ли-лы-лы, ли-лы-ды-ли… | ||
Упражнение в определении места звука в слове. | Учащиеся называют изображенные предметы. Учащиеся отвечают на вопросы. Читают адаптированную статью из «Словаря русского языка» И.С. Ожегова. Дети отвечают на вопросы, показывают инсценировку стихотворения А. Шибаева: - Кто вы? - Мы лисички, дружные сестрички. Ну, а вы-то кто же? - Мы лисички тоже. - Как, с одной-то лапкой? - Нет, ещё со шляпкой … Учащиеся произносят слова, определяют, какой звук в слове [ы] или [и] и обозначают его буквой в соответствующей клетке схемы. Первое слово разбирается коллективно, далее работа выполняется самостоятельно на доске и в тетрадях с последующей проверкой. | - Назовите картинки. Картинки: вилка, слива, кисти, лимоны, лисички. - Какие кисти здесь нарисованы? - Чем похожи эти предметы? - Прочитайте значение слова «кисти» в словаре. - Что такое лисички? - Почему грибы так назвали? - Рассмотрите схемы слов. На схеме показано, сколько букв должно быть в записи слова. Произнесите первое слово. (Вилка.) - Какой звук в этом слове - [ы] или [и]? - Обозначьте место звука [и] на схеме. (Схемы даны на доске и в тетрадях. Один ученик работает со схемой у доски, остальные в тетрадях.) - А теперь впишите в схему все буквы слова. (Аналогичная работа со словами слива, кисти, лимоны, лисички.) | 44 слайд. Работа способствует уточнению значения многозначных слов «кисти», «лисички». При выполнении этого задания учащиеся дифференцируют звуки [ы]-[и] в словах, и их место в слове, проводя при этом краткий звуковой анализ слов в умственном плане. | |
Запись скороговорки по памяти с предварительной подготовкой. | Учащиеся проговаривают скороговорку в разном темпе. Один ученик строит схему предложения на доске, остальные – в тетради. Дети определяют и обозначают количество слов в предложении, наличие звуков [ы]-[и] в словах. Дети пишут скороговорку по памяти с проговариванием вполголоса, затем сравнивают свою запись с образцом. | - Послушайте скороговорку: Мыла Мила мишку с мылом. - Повторите скороговорку. - Сколько в предложении слов? - Назовите каждое слово. Обозначим его на схеме. - Какой звук - [ы] или [и] – слышится в этом слове? - Покажите это на схеме. - Прочитайте скороговорку по схеме. - Запишите её по памяти. - Проверьте свою запись. | 45-47 слайды. Задание способствует развитию умения определять количество слов в предложении, наличие звука в слове, его место – начало слова, конец слова, середина слова. Также при выполнении задания учащиеся закрепляют умение проверять правильность своей записи по образцу. | |
4. Подведение итога занятия. | Учащиеся анализируют и оценивают свою работу на занятии. | - Расскажите, чему вы сегодня учились на занятии. (По опорам.) - Какие задания были для вас интересны? Какие задания оказались трудными? - Оцените свою работу. Если вы считаете, что вы хорошо справились со всеми заданиями и усвоили тему, покажите зелёный круг. Если работа вызывала у вас затруднения, и вы считаете, что вам ещё надо поработать по этой теме, то покажите красный круг. | 48-49 слайды. У учащихся формируется умение анализировать результат своей учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях"
Данный конспект позволяет закрепить произношение звука "Р" в речи....
Конспект логопедического занятия "Дифференциация ж-з в слогах, словах и предложениях."
Цели: закрепление правильной артикуляции звуков ж-з в слогах, словах, предложениях, уточнение связи звук - буква, развитие и коррекция слухо...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков с – ц в слогах и словах"
Конспект логопедицеского занятия на тему "Дифференциация звуков с-ц в слогах и словах" предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида....
Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв П – Т, п – т в слогах и словах"
Конспект логопедического занятия предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация О-А в слогах, словах, предложениях"
Материал занятия направлен на коррекцию оптической дисграфии у школьников с интеллектуальной недостаточностью....
Конспект логопедического занятия "Дифференциация гласных I и II ряда: ы – и» (2 класс)
Цели и задачи: 1. Закреплять у учащихся умение различать гласные Ы-И в устной и письменной речи.2. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки пе...
конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".
Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...