Дифференциация гласных "ы-и".
план-конспект урока по теме

Нуждина Ирина Николаевна

Логопедическое занятие для 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_glasnykh_y-i.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 г.Кызыл»

Нуждина Ирина Николаевна

Учитель-логопед

Дифференциация гласных «ы - и»

в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Цель: научить различать гласные ы – и в устной и письменной речи.

Задачи:

  • Образовательная: обогащение словарного запаса учащихся по лексической теме «Животные», обучение согласованию слов в словосочетаниях, синтаксически правильному оформлению предложений.
  • Коррекционная: закрепление знаний о гласных "ы", "и", обучение дифференциации гласных "ы", "и" в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях; закрепление знаний детей о твердости и мягкости согласных звуков; развитие фонематического слуха и восприятия, памяти, мышления, развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, общей координации.
  • Воспитательная: привитие гуманного отношения к животному миру, любви к природе.

Оборудование: профили, разрезная азбука, слоговая таблица, проектор.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята!

Слайд 2.                            Долгожданный дан звонок,

                                            Начинается урок.

                                            Звуки с буквами пришли,

                                            Чтоб порядок навести.

 I. Организационный момент.

"Четвертый лишний".

Слайд 3. Орел, синица, снегирь, тигр.

Внимательно посмотрите и скажите, кто здесь лишний?  

Тигр. 

Почему?

Потому что тигр – животное, а остальные – птицы.

Слайд 4. Дятел, лебедь, филин, рысь.

Внимательно посмотрите и скажите, кто здесь лишний?  

Рысь. 

Почему?

Потому что рысь – животное, а остальные – птицы.

II. Объявление темы занятия. 

  • Назовите гласные звуки в словах тигр, рысь.   И – Ы.
  • Кто догадался, какие звуки мы продолжим учиться различать?  

  Конечно, звуки И – Ы.

III. Акустико-артикуляционная характеристика звуков [и], [ы].

Слайд  5,6. Профили.  Давайте вспомним артикуляционный уклад звуков.

Слайд 7. Таблица.

[и]

[ы]

губы

расходятся в улыбке

нейтральное положение

язык

кончик языка упирается в нижние зубы

кончик языка отодвинут от нижних зубов

воздух

воздушная струя не встречает преграду

воздушная струя не встречает преграду

голос

голосовые складки работают

голосовые складки работают

Значит, эти звуки, какие?         Гласные.

Хорошо. Ребята, что мы сейчас делали?       

    Давали характеристику звуков [и], [ы].

IV. Соотнесение с буквой.

У вас на столах карточки с буквами. Покажите, какой буквой обозначается звук [и].   И.

А какой буквой обозначается звук [ы]?     Ы.

Чем отличается звук от буквы?

Звук – слышим и произносим, букву – видим и пишем.

Правильно. Что мы сейчас делали? 

Вспомнили, какими буквами обозначаются звуки [и], [ы].        

V. Чтение слоговой таблицы.

Слайд 8.  Посмотрите на экран.

РЫ

ЛИ

КИ

СИ

СЫ

ТЫ

БЫ

ТИГ

МЫ

КИ

РЫ

ШИ

Прочитайте слоги, в которых согласные звуки звучат твердо. Читаем по горизонтали.

РЫ, СЫ, ТЫ, БЫ, МЫ, РЫ, ШИ.

Почему мы прочитали слог ШИ? Потому что звук  [ш] всегда твердый.

Хорошо, читаем слоги, в которых согласные звуки звучат мягко.

ЛИ, КИ, СИ, ТИГ, КИ.

Итак, что вы прочитали?             Слоги с твердыми и мягкими согласными.

VI. Составление слов из слогов.

Теперь прочитаем по два слога по вертикали.

РЫ, СИ,    БЫ, КИ,   ТИГ, РЫ,    КИ, ТЫ,    МЫ, ШИ,    ЛИ, СЫ.

Что вы прочитали?                  Слова.

Что за слова?                            Названия животных.

В каком числе эти слова?       Во множественном числе.        

Хорошо, что мы с вами сделали?      Составили слова из слогов.  

VII. Составление словосочетаний.

Мы составили слова из слогов. А теперь давайте к нашим составленным словам – названиям животных подберем признаки.

Слайд 9.       Хищные                  рыси

                      Полосатые              тигры

                      Огромные              киты

                      Мощные                 быки

                      Хитрые                   лисы

                      Серые                      мыши                  

Что мы с вами сделали?

Мы составили словосочетания со словами, в которых есть звуки [и], [ы].

Слайд 10. Готовые словосочетания.

Перед тем, как записать их в тетрадь, давайте разомнем пальчики.

П.Г.             Ежик шел, шел, шел, белый гриб нашел.

                    Раз грибок, два грибок, собери их в кузовок.

VIII. Работа в тетрадях.

Теперь открыли тетради, записали сегодняшнее число.

Запишите любые два, наиболее понравившиеся вам словосочетания.

А ты, Илья, запиши их на доске.

Читаем по очереди.

Хорошо. Ребята, что мы сейчас делали?

Мы записывали словосочетания в тетрадь и читали их.

Ф.Г.                Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.

                       Свои мышцы разомнем и немножко отдохнем.

Слайд  11.  Дилы-дилы-дилы – появились крокодилы.

Слайд 12.  Моты-моты-моты – появились бегемоты.

Слайд 13.  Яны-яны-яны – по веткам скачут обезьяны.

Слайд 14. Афы-афы-афы – жуют листики жирафы.

Слайд 15. Ны-ны-ны- водой брызгают слоны.  

IX. Работа с предложением и текстом.

Ребята, перед вами текст, но предложения в нем не закончены. Вам надо списать понравившееся предложение, заменив в нем картинку словосочетанием.

Слайд 16.                        Из жизни животных.

Серые мыши пищат в углу. Огромные киты уплывают далеко в море. Полосатые тигры отдыхают на  траве. Мощные быки вступили в поединок. Хитрые лисы навострили ушки. Хищные рыси высматривают добычу.

Читаем по очереди.

Хорошо. Ребята, что мы сейчас делали?

Слайд 17,18,19.       А какие орфограммы встретились в тексте?

X. Итог.  Итак, ребята, над какими звуками и буквами мы сегодня работали?

                 Как будет звучать согласный звук, если после него будет гласный звук  [и]?    

                 Как будет звучать согласный звук, если после него будет гласный звук  [ы]?

                 Вспомните названия животных, с которыми мы встретились во время занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"

В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...

Уровневая дифференциация на уроках математики

Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты.    ...