Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация гласных А-Я, служащих для обозначения твердости и мягкости согласных ».
план-конспект занятия на тему
1. Формирует умение дифференцировать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;
2. развивает фонематическое восприятие; навыки фонематического анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differ_a-ya_svoy_11.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Дифференциация гласных А-Я, служащих для обозначения твердости и мягкости согласных .
Цель: Дифференциация гласных А-Я, служащих для обозначения твердости и мягкости согласных в слогах, словах, словосочетаниях
Задачи:
Образовательные :
1. закрепить знания о гласных А-Я
2. учить дифференцировать твердые и мягкие согласные перед гласными а,я в слогах, словах.
Коррекционные :
1. формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;
2. развивать фонематическое восприятие; навыки фонематического анализа.
3. развивать мелкую и общую моторику;
4. обогащать и уточнять словарный запас;
5. развивать слуховое и зрительное внимание;
Воспитательные :
- воспитывать умение осуществлять самоконтроль;
- воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;
- воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Ход занятия
- I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас с вами начнется занятие. Мы узнаем много нового и интересного, но сначала мы сделаем пальчиковую гимнастику: которая поможет нам достойно справиться с поставленными задачами.
Пальчиковая гимнастика:
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Молодцы. А теперь, я разрешаю сесть только тому, кто назовет все гласные звуки в своем имени.
II. Основной этап.
1). Введение в новую тему.
- Ребята, я неслучайно попросила назвать вас гласные. Сегодня на занятии мы будем говорить о гласных. Узнать с какой парой гласных букв мы будем работать, вы сможете отгадав имя этого веселого человечка — клоуна , который пришел к вам в гости
-В его имени есть две парные гласные, но они убежали : Т__ п __ .
Прежде всего давайте вспомним, какие гласные называют парными, почему? Назовите пары гласных, которые вы знаете.
Отгадайте какие это гласные и как зовут человечка ?
Правильно это гласные я, а, а имя клоуна Тяпа.
-Ребята вы поняли, о каких гласных сегодня будет идти речь? Правильно героями нашего занятия вместе с клоуном будут гласные а, я. А вы не удивлены? Ведь мы уже знакомы с этой парой гласных. Почему же они будут героями занятия.
Оказывается это волшебные буквы , они умеют творить чудеса. - превращать согласные то в твердые то в мягкие.
Ну а раз речь идет о чудесах Тяпа хочет вас пригласить в место, где живут волшебство и чудеса. Слайд 3
Отгадайте его загадку:
Все глядят на середину.
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали...
И слоны там выступали.
А котята-акробаты,
Через голову - кувырк,
Ну, конечно, это – (Цирк)
– Правильно, сегодня мы отправляемся в цирк и конечно, будем учиться различать на слух твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами а, я.
-Вы уже сказали , чем похожи парные гласные.
-А чем они отличаются? Ответить нам поможет Клоун Тяпа. Давайте произнесем вслух по слогам его имя Тя-па.
– Как звучит согласный в слоге Тя? (Мягко) Произнесем [ ть] Что делают наши губы?
- Сомкнуты , но напряжение мы не чувствуем.
Что делает язык? Спинка языка поднялась горкой изогнулась.
– Какая гласная буква является показателем мягкости согласного? (Я)
– Как звучит согласный в слоге па (Твердо). Давайте произнесем этот звук изолированно [ т] и понаблюдаем, что делают наши губы, что делает язык
- правильно губы сомкнуты и напряжены.
- язык спокойно лежит во рту.
– Какая гласная буква является показателем твердости согласного? (а)
Сформулируем тему нашего занятия.
После ответов тема появляется на доске: “Буквы А-Я после согласных”
3. Основная часть
1. Дифференциация А-Я на уровне слога:
а)А теперь посмотрите на картинку, доскажите словечко.
─ Вот цирковая сцена, называется она -… слайд 5
Дети: Арена.
─ А как по-другому можно назвать цирковую арену? (манеж)
Какой она формы?
─ Цирковая арена имеет круглую форму, чтобы зрителям было удобнее смотреть за выступлениями артистов и животных.
У вас на столах тоже кружки . Они разного цвета. Если я произнесу слог или слово с мягким согласным, поднимите зеленый круг; если с твердым согласным – поднимите синий круг (у уч-ся на партах два круга: зеленый и синий).
б)Тяпа хочет загадать вам еще одну цирковую загадку.
Удивляются вокруг:
Как ему хватает рук?
Всем известный гастролер,
Ловкий, сильный, он -
Дети: Жонглер.
Жонглеры – артисты, которые ловко подбрасывают и ловят несколько предметов, например шары, кольца; булавы.
– Давайте мы тоже побудем жонглерами. Подбрасывать и перекидывать мы будем мяч и заодно потренируемся различать твердые и мягкие согласные на слух.
“Игра с мячом”.
услышав слог (слово) с твердым согласным, нужно назвать слог (слово) с мягким , аналогично к мягкому варианту подобрать твердый (с перекидыванием мяча)
да-дя, ня-на, са-ся , ля-ла, пря-пра, дра-дря, свя-сва; мал-мял, вял-вал, ряд-рад
3)Диктант слогов
-Посмотрите на картинку Кто это? Слайд
-Правильно дрессировщик, он дрессирует животных , а если он укрощает хищных животных , то это укротитель .
- Давайте и мы с вами попробуем быть укротителями. Будем укрощать слоги : Нужно расставить слоги чётко на свои места - записать слоги, содержащие мягкий согласный в первый столбик, а твердый согласный во второй столбик.
са, фа, тя , ла, ля, ял, ад, пря, сма, ква, дря, сва, тля. Подчеркните нужным цветом и твердые и мягкие согласные после гласных а,я.
Проверяем.
– Какая гласная буква является показателем твердости согласного?
– Какая гласная буква является показателем мягкости согласного?
2. Развитие общей и мелкой моторики.
Посмотрите на следующую картинку, доскажите словечко
Ловко ленточкой владеет,
Делать ласточку умеет.
Вам покажет номер гладко
Цирковая …...(акробатка.)
(акробат под музыку выполняет свои движения (упражнения с лентой: змейка сверху вниз, слева направо, по спирали, ласточка, мостик)
- Физкультминутка “
А сейчас давайте встанем и тоже подвигаемся под музыку, будем стараться выполнять упражнения как настоящие акробаты.
Головами покиваем
Щечки быстро растираем
По ним легонько постучим
И немножко помолчим
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем
Пальчиками потрясём
немножко отдохнём (потянулись вверх и опустили руки)
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем
Колено локтем достаем раз, два, раз, два (перекрестные шаги)
И работать мы начнём…
3. Дифференциация А-Я на уровне слова
1) Игра «Фокусники»
-Посмотрите на экран слайд
Отгадайте ещё одну загадку от клоуна :
В моих руках любой предмет
Как будто заколдован.
Вот шарик есть, а вот уж нет!
Вот появился снова! То там, то здесь, То нет, то есть!
И вот уж шариков не счесть! Смотри, пропали!
Где ж их взять?! И очень даже странно, Что достаю я их опять...Из твоего кармана!
-Как называется эта цирковая профессия? (Фокусник)
-Давайте тоже поработаем фокусниками .
-Посмотрите на картинки: (слайд ) и скажите, как можно обобщить каждую группу предметов (слов)?
мяч, юла, кукла;
дятел, зяблик, рябчик
слива, вишня, рябина
- А теперь спрячем слова , обозначающие эти предметы как настоящие фокусники. Запишите название этих картинок не используя слова . Как такое возможно? Слова нужно Зашифровать буквами А-Я , и цифрой , которая обозначает место буквы в слове.
Сначала сделаем вместе. Посмотрите что это нарисовано на первой картинке? (мяч)
Какую букву напишем в слове ? (Я)
Какой по счету напишем букву? (2)
Зашифруем первую картинку: Я2. Так же будем работать с остальными картинками.
2) Дифференциация А-Я на уровне словосочетания.
-А теперь опять загадка
Я у всех на виду
Смело, без заминки
По канату пройду,
Словно по тропинке! (слайд )
- Правильно канатоходец. Это сложное слово образовано от двух простых слов: канат, ходить . Кто нам расскажет что такое канат ?
Канат- это очень толстая веревка.
Нам с вами тоже сейчас понадобятся веревки, чтобы соединить слова из зеленого столбика со словами синего столбика и составить словосочетания . Но сначала нужно вставь букву А или Я в слова. (Слайд )
Пр.мая одежд_
ст_рый дорог_
т_желая соб_ка
гр_зная пл_ж
п_тнистая гир_
- Запишите получившиеся словосочетания.
Обозначьте выбор гласной буквы в словах цветом, объяснив свой выбор.
Каким цветом обозначим твердость согласного? (Синим.)
Каким цветом обозначим мягкость согласного? (Зеленым.)
- Посмотрите на экран. Слайд Это ведущий – конферансье, он вышел на арену что бы объявить, что цирковое представление подходит к концу, но прежде он хочет задать вам два вопроса :
1. каких артистов работающих в цирке вы запомнили?
(Клоунов, акробатов, дрессировщиков, фокусников, жонглеров, канатоходцев.)
2.- Какие «чудеса» умеют «творить» гласные «а», «я». Что происходит с согласным, если он стоит после «а», после «я»?
Молодцы! В цирке обычно говорят До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация букв и звуков [дь -ть] с презентацией
конспект логопедического занятия ( 2 класс)...
Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [Г]-[К]"
Цели занятия: Образовательные: учить различать звуки Г, К; уточнить акустико-артикуляционные характеристики данных звуков, учить дифференцировать звуки Г,К на письме.Коррекцион...
Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш]"
Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирова...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация гласных I и II ряда: [ы] - [и] в слогах и словах".
Занятие разработано для группы учащихся второго класса КРО для детей с ЗПР, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные НВОНР....
Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков «Р» / «Рь»
Этот конспект логопедического занятия составлен на основе здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы с ОНР....
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков з -з"
Материал для закрепления звуков з - з в словах, предложениях....