Психомоторика
методическая разработка по теме
Материалы к занятиям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_zvukov.ppt | 1.27 МБ |
volshebnyy_kub.doc | 260 КБ |
zanyatie.doc | 62.5 КБ |
2a.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Игра-конструктор «Волшебный куб»
Цели: развитие мелкой моторики рук, пространственного и сенсорного восприятия (различение цветов спектра и геометрических форм), внимания, памяти, мышления, воображения; расширение словарного запаса, отработка и закрепление лексико-грамматических категорий, развитие связной речи.
Материал: куб с разноцветными гранями, на которые нашиты прозрачные кармашки для размещения в них различных предметных и сюжетных картинок, схем и символов, а также шесть двусторонних ковриков, которые соединяясь между собой могут образовать куб или коврик большего размера. На «волшебные коврики» нашиты разъёмные и неразъёмные молнии, ремешки, пряжки, зажимы, кнопки, крючки, пуговицы, узлы, бантики, шнуровки.
Задания: В процессе занятий дети отрабатывают навыки пользования различными типами застёжек, изучают различные цвета и их оттенки, знакомятся с деталями одежды, конструируют различные сюжеты для рассказов и игр.
С помощью предметных картинок (схем), вложенных в кармашки куба, возможно проведение работы по развитию речи: составление словосочетаний, предложений.
Куб и собираемый в процессе игры коврик используются в различных играх детей. Сюжеты в процессе занятий многократно видоизменяются. В процессе игр дети учатся продуктивному сотрудничеству, происходит коррекция эмоциональной сферы.
Дидактическая игра «Собери коврик»
Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильного восприятия, освоение различных типов застёжек, усвоение понятия величины предметов, развитие речи и эмоциональной сферы.
Оборудование: игра-конструктор «Волшебный куб».
Задания:
- Сосчитать количество квадратов.
- Разделить квадраты по количеству игроков поровну
- Назвать цвета или к карточкам (основные и дополнительные цвета) подобрать коврики похожие по цвету.
- Рассказать, что изображено на коврике.
- Выполнить задание к каждому коврику.
- Собрать маленькие коврики в большой коврик.
- Показать маленькие и большие квадраты.
Дидактическая игра «Коврик эмоций»
Цели: знакомство с разнообразием человеческих эмоций, обучение игре по правилам.
Материал: тканевый коврик с яркими разноцветными квадратами. В некоторых из них размещены (пришиты) символы лиц с разными эмоциями (лица также сделаны из ткани, глаза и нос заменяют пуговицы, а брови и рот обозначены тесьмой). В самом последнем квадрате находятся ягоды (пуговицы) - любимая пища медведя, кубик для настольной игры, игрушка медведь.
Правила игры. В игре могут принимать участие не менее 2 человек (обычно 2-6). Перед ребенком ставится задача: как можно быстрее провести «медведя» по дорожкам к заветным ягодам. Фишки устанавливаются в начале пути. Дети передвигаются по дорожкам по направлению стрелочек, бросая по очереди кубик. Участники игры продвигаются на столько квадратов, сколько очков покажет кубик. Если фишка останавливается на изображениях эмоций то дети: получают либо дополнительный ход, пропускают ход, либо начинают игру с начала. Выигрывает тот, кто первым приведёт лесного зверя к ягодам.
Предварительный просмотр:
МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
- Тема: Ориентировка на собственном теле.
- Место урока в системе уроков: первое занятие по данной теме из раздела «Восприятие пространства».
- Тип урока: комбинированное занятие по программе «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
- Цели:
Образовательная
- закрепление понятий «правая/левая рука/нога», «слева/справа», «впереди/позади», «вверху/внизу»;
Развивающая
- обогащение чувственного познавательного опыта;
- развитие моторно-слухой памяти;
- развитие пространственной ориентировки;
- развитие навыка работы со схемой;
Коррекционная:
- выработка правильного дыхания в процессе выполнения упражнений;
- восстановление контакта с собственным телом;
- снятие телесных напряжений;
- оптимизация и стабилизация общего тонуса тела;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий
- улучшение самочувствия и концентрации внимания;
Воспитательная:
- способствовать формированию навыков сотрудничества, развитие эмпатии.
5. Уровневая цель, адаптированная на детей:
- уметь определять правую/левую руку/ногу;
- научиться правильному дыханию и расслаблению.
6. Форма проведения занятия: групповая и индивидуальная работа.
7. Методы обучения:
- традиционная классификация: наглядные, словесные, практические;
- по назначению: формирование умений и навыков;
- по типу познавательной деятельности: репродуктивный;
- функциональный подход: упражнения.
8. Оборудование: карточки-схемы (части тела), карточки-схемы к игре «Замри», верёвочки на левую руку.
9. Средства обучения: изобразительный дидактический материал, игровая деятельность, кинезитерапия.
10. Межпредметные связи: математика, физкультура, развитие речи.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Структурные элементы занятия | Дидактические задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей | Показатель реальных результатов |
I. Орг. момент, мотивация детей на занятие | Подготовить детей к работе на занятии. Создание эмоционально благоприятной обстановки. | Организация эмоционального настроя на занятие, актуализируя состояние детей. | Произнесение и показ своего настроения (задание выполняется в круге). | Полная готовность детей к занятию |
II. Разминка | Организовать внимание детей на цель занятия. | Сообщение цели. | Прослушивание установки. | Мотивационная готовность к занятию. |
III. Работа по теме 1.1 Разминка | Оптимизировать состояние детей | Выполнение разминки с детьми: произвольно сделать вдох и выдох с поднятием и опусканием рук | Выполнение упр. на дыхание, стоя в кругу (повтор 3 раза) | Бодрость детей перед основным этапом работы |
1.2. Дыхательные упражнения | Вырабатывать правильное глубокое диафрагмальное дыхание у детей. | Показ, выполнение и помощь в освоении детьми упражнений | Выполнение упражнений лёжа на спине с усложнением (3 – 5 раз): - упр. на дыхание с включением контроля за вдохом и выдохом; - упр. на дыхание с включением вокализации на выдохе; - упр. на дыхание с согласованием движений; - упр. на контролируемое дыхание через нос | Правильное выполнение упражнений под контролем педагога и самостоятельно |
1.3. Растяжки | Оптимизировать тонус тела | Показ, выполнение и помощь в освоении детьми упражнений | Выполнение упражнений лёжа на животе (3 – 5 раз) | Мышечное расслабление и напряжение. Правильное выполнение задания |
1.4. Игра с включением упражнений растяжки | Формировать ощущение пространства | Организация и помощь в выполнении игровых действий | Выполнение игровых упражнения в пространстве комнаты | Правильное выполнение задания. Хорошее настроение детей |
IV. Заключительная часть | Стабилизировать дыхание детей и оценка успешности работы | Выполнение упр. на восстановление дыхания. Актуализация состояния детей | Выполнение упр. на дыхание, стоя в кругу (повтор 3 - 5 раз) | Стабилизация эмоционального состояния, рассказ детей о том, что понравилось и получилось на занятии |
Дыхательные упражнения:
- «Шарик». Сделать полный выдох, затем набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка всё больше выдавалась вперёд (набирать воздух свободно, не напрягаясь). На 2 - 5 секунд задержать воздух, затем начать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь.
- «Разноцветный шарик». Повышение эффективности описанного ранее упражнения достигается благодаря использованию образного представления. Например, возможен образ жёлтого тёплого шарика, расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания). Детям также предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки (а, о, у, с, ш) и их сочетания.
- По инструкции ребёнок медленно поднимает одну руку (правую, левую) на вдохе и удерживает в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы.
- Дыхание: только через левую, а потом только через правую ноздрю. При этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, а левую - мизинцем правой руки.
Растяжки:
- Упражнение «Брёвнышко». Руки вытянуть вперёд, кисти соединены; ноги вместе. Вытянуться всем телом.
- Упражнение «Лодочка». Вытянуться всем телом. Дети по инструкции поднимают обе руки (ноги); одноименные и разноименные руку и ногу. Затем вместе с конечностями поднимается и опускается голова и глаза.
- Упражнение «Брёвнышки». Дети лежат на полу рядом друг с другом, как в упражнении «Брёвнышко». С помощью педагога, по - очереди, перекатываются друг через дружку.
САМОАНАЛИЗ
Педагог-психолог, учитель-дефектолог: Минина О.И.
Коррекционно-развивающие занятие для детей дошкольного возраста 1 года обучения проводятся три раза в неделю, продолжительность одного занятия 20-25 минут. Работа ведётся с использованием программы «Комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации в детском возрасте», изложенной в учебном пособии А.В. Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте», Москва, 2002. Выбор данной программы обусловлен необходимостью организации работы с детьми со сложной структурой дефекта, так как традиционные методы коррекции познавательной, двигательной, эмоциональной сферы не всегда приносят желаемые результаты: не работает механизм «симптом - мишень».
Методологически «комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитации» опирается на современные (по А.Р. Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе; на учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации; на принцип «замещающего онтогенеза» (А.В Семенович, Б.А. Архипов).
Используются следующие методы: адаптированный вариант базовых нейропсихологических техник, телесно-ориентированные методы, дыхательная гимнастика и др.
При этом важно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне таких психических функций, как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции.
В нейропсихологическом контексте работа ведётся на 3 уровнях, где каждый из описанных уровней имеет свою специфическую «мишень» воздействия. Методы I уровня направлены на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головного мозга. Методы II уровня – на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушарий. Методы III уровня – на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.
Данное занятие проводится в первом квартале, поэтому большее внимание уделено работе на первом уровне. Работа над правильным дыханием является базой для произвольной саморегуляции, поскольку ритм дыхания является единственным из всех телесных ритмов, подвластным сознательной регуляции со стороны человека.
Цели данного занятия конкретны, ориентированы на усвоение конкретных умений и навыков каждым ребёнком. Для достижения поставленных целей двигательные методы обучения в полной мере соответствуют коррекционно-развивающей направленности занятия. В ходе работы осуществлялся постоянный контакт с каждым ребёнком, снималось напряжение, осуществлялся контроль за правильным выполнением заданий, так как на данном этапе работы необходима помощь каждому ребёнку. В работе широко использовались обходные пути коррекции развития: работа в рамках ведущего вида деятельности – игры, включение в работу сенсорных символов и опор. Так, для ориентировки в пространстве комнаты использовался жизнерадостный жёлтый круг, который являлся «солнышком», вокруг которого всё организуется и происходит, край паласа служил линией «забора». Верёвочки на руках детей являются необходимым «якорем» для запоминания правой и левой стороны тела и соответственно расположения предметов относительно ребёнка.
В структуре занятия, кроме орг. момента были выделены три основные блока: мотивация и целеполагание, основная и заключительные части. Постановка цели необходима для детей, поскольку формирует мотивационную готовность и направляет внимание детей на предстоящую работу. Задания основной части предусматривали выработку навыков с постепенным усложнение и увеличением самоконтроля. В конце занятия выполнение упражнений 1 части успокаивает детей и создаёт определённую цикличность, которой подчиняются все биологические ритмы в организме.
В процессе занятия дети активно действовали, стремились показать свои умения, свою ловкость и силу, получили хорошую эмоциональную разрядку. В конце занятия быстро успокоились и были готовы к новой деятельности. Данные результаты могут свидетельствовать о включении в работу механизмов саморегуляции.
Всё это свидетельствует о необходимости работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, в данном направлении, интеграции …
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет: Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Класс: 2А
Учитель: Минина Ольга Ивановна, педагог-психолог
Автор УМК: (Рабочая программа составлена на основе авторской программы Удаловой Э.Я., Матиевой Л.А. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида)
Тема урока: Время, объемность времени.
Тип урока: комбинированный
Задачи: - развитие восприятия времени, закрепление представлений учащихся о существующей системе сенсорных эталонов времени;
- развитие умения воспринимать временные интервалы (сутки, неделя, месяц, год), обозначать словом временные представления и использовать
усвоенные понятия в повседневном общении;
- развитие произвольного внимания;
- развитие зрительного восприятия и памяти;
- развитие слухомоторной координации;
- развитие пространственного восприятия, зрительно-двигательной координации
Оборудование: модели часов, календари, обруч, сигнальные карточки, предметные картинки, карточки со словами-понятиями, печатные задания на карточках, мячики с шипами, мяч
Этап урока | Деятельность учителя | Характеристика деятельности учащихся | Результаты | Реализация индивидуального маршрута сопровождения | ||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||
Личностные УУД | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | |||||
I. Орг. момент | Приветствует детей. Организация эмоционального настроя на занятие. | Приветствуют педагога | Мотивация учебной деятельности | Адекватно воспринимать предложения учителя | Проявлять активность во взаимодействии | Полная готовность к занятию. Сопряженное проговаривание | ||
II. Разминка 2.1.Дыхательное упражнение 2.2.Самомассаж 2.3. Упражнение на развитие слухомоторных координаций | Инструктирует детей на выполнение заданий, помогает правильно выполнять задания | Выполняют дыхательное упр-е: глубокий вдох через нос, задержка дыхания, выдох ртом (3-5 раз) Выполняют самомассаж головы, ушных раковин массаж кистей рук Вращают в руках мячики и считают до 20 по 2 в прямом и обратном порядке | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию | Применять правила и пользоваться инструкциями | Стабилизация эмоционального состояния и активизация энергетического потенциала для решения различных задач | Ставить вопросы; обращаться за помощью | Выполняют счет по 2 в пределах 20 | Правильное выполнение упражнений |
III. Актуализация опорных знаний, определение основных целей занятия | Инструктирует детей на выполнение заданий, ставит задачи урока | 1. Выполняют упражнение на развитие внимания, отыскивая среди цифр буквы и составляя из них слово – тему урока «Время» 2. Повторяют за учителем цель урока. 3. Вспоминают основные знания по теме: времена года, месяцы, дни недели, части суток | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций | Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов | Формулировать и удерживать учебную задачу. Применять установленные правила в планировании способа решения | Вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника | Называют времена года, месяцы, дни недели. Называют части часов (циферблат, стрелки), меры времени (минута, час, сутки) Определяют время по часам (с точностью до одного часа) | Понимание цели занятия, правильное выполнение заданий |
IV. Основная часть | Инструктирует детей на выполнение заданий | 1.Определяют текущую дату по календарю. 2. Определяют время года по картинкам. 3. Соотносят месяцы и время года. 4.Определять текущую дату и день недели. 5. Определяют время конца урока по часам. 6. Выполняют самостоятельную работу по определению времени по часам с точностью до одного часа | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций | Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач | Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах. Использовать речь для регуляции своего действия | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Правильное выполнение заданий и упражнений | |
V. Заключительная часть | Проверяет знания детей и подводит итог работы совместно с детьми | Распределяют временные понятия по их длительности. Оценивают качество своей работы на уроке, отвечая на вопрос «Что сегодня получилось хорошо?» | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | Оценивать процесс и результат деятельности | Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели | Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, строить понятные для партнёра высказывания | Определяют временные понятия по длительности и последовательности | Выход из игровой ситуации. Спонтанная речь детей |
VI. Орг. конец | Эмоциональный настрой на новую встречу. Прощается с детьми. | Выполняют упражнение для профилактики нарушений зрения: глазами пишут печатными буквами слово «Пока» | Мотивация учебной деятельности | Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Проявлять активность во взаимодействии | Сопряженное проговаривание. Хорошее настроение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов
В статье освещается опыт использования развивающих компьютерных программ в учебной работе с учащимися школ VIIIвида по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Автором доказывается це...
Занятие конспект по развитию психомоторики и сенсорных процессов во 2 классе
Тема. Различение вкусовых качеств.Цель:учить детей определять вкусовые качества продуктов.Задачи:1. Закрепление представлений о цвете, форме предметов; учить группировать предметы по вкусовым ка...
Конспект занятия по психомоторике
Конспект занятия по психомоторике с уч-ся 3 класса...
Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников 3 класс.
Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников3 класс.Тема: «Времена года – весна» Задачи:1. Продолжат...
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классе Развитие памяти
Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классеРазвитие памятиЦели: учить правильно выполнять задания по инструкции, воспринятой на слух; развивать речь, мышление, моторику, в...
Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Тема: Коррекция недостатков умственной деятельности. Занятие 1.
Цель данного урока это обогощение словарного запаса, исправление недостатков моторики, формирование точности и целенаправленности движений и действий, формирование пространственно-временных орие...