Устное сочинение "Осень и весна". Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием графических (знаковых) схем.
план-конспект урока на тему
Конспект занятия в группе детей с нарушениями чтения и письма, направленного на формирование у учащихся навыков построения связного высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnye_sochineniya_vesna_i_osen.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Устное сочинение "Осень и весна". Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием графических (знаковых) схем.
Цели: - формировать умения собирать материал для рассказа путем наблюдений,
- определять и раскрывать тему текста,
- составлять связное высказывание, использовать средства выразительности для описания своих наблюдений;
- закреплять представления об осени и весне;
- развивать фонематические представления, вербально-логическое мышление, операции анализа, сравнения, сопоставления.
Оборудование: презентация, знаковые схемы, магнитофонная запись фрагментов из фортепианного произведения П. И. Чайковского "Времена года".
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
- Сядет тот, кто подберет слово, которое обозначает птицу и имеет звук Л в середине слова. (соловей, перепёлка, голубь, галка, глухарь и др.)
2. Сообщение темы занятия
- Отгадайте загадки:
Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небе гуляют,
Птицы к югу улетают.
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ёжик листья собирает,
Свою норку утепляет. (осень)
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня ... (весна).
- Сегодня мы будем говорить об осени и весне, сравнивать эти времена года.
3. Работа над структурой рассказа
Логопед выставляет знаковую схему (последовательность картинок - символов: солнце, небо с дождевыми тучами, трава на земле, деревья, одежда, животные, птицы, занятия детей.)
- Посмотрите на знаковую схему, она поможет нам составить последовательный и полный рассказ о каждом времени года. Сколько картинок в знаковой схеме на доске? (8)
- О чем мы будем рассказывать по первой картинке? ( О солнце.)
- О чем мы будем рассказывать по второй картинке? ( О небе.)
- О чем мы будем рассказывать по третьей картинке? ( О земле.)
- О чем мы будем рассказывать по четвертой картинке? ( О деревьях.)
- О чем мы будем рассказывать по пятой картинке? ( Об одежде людей.)
- О чем мы будем рассказывать по шестой картинке? ( О животных.)
- О чем мы будем рассказывать по седьмой картинке? ( О птицах.)
- О чем мы будем рассказывать по восьмой картинке? ( О занятиях детей.)
4. Обобщение примет осени
Логопед под музыку ( Чайковский "Времена года" сентябрь ) читает стихотворение:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
( А. С. Пушкин)
- О каком времени года мы составим рассказ?
Объяснение лексического значения слов:
Увядать - вянуть, желтеть, сохнуть, усыхать, умирать; поблёкнуть, теряя вид и свежесть.
Багрец - багровый, пурпурный, ярко - красный.
- Составьте по 1 картинке знаковой схемы предложение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Осенью солнце поднимается невысоко и греет слабо.
- Составьте по 2 картинке знаковой схемы предложение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Небо пасмурное, солнце часто закрывают тучи. Идут моросящие
дожди. Дует пронизывающий ветер.
- Составьте по 3 картинке знаковой схемы предложение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Цветы увяли. Трава пожухла.
- Составьте по 4 картинке знаковой схемы предложение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Листья на деревьях, кустах пожелтели и опали. Они покрыли всю землю.
Остаются зелёными только ели и сосны.
- Послушайте стихотворение и скажите, о каком явлении природы идёт речь.
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
- Правильно, о листопаде. Нравится ли вам листопад?
- Составьте по 5 картинке знаковой схемы предложение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Взрослые и дети стали одеваться потеплее.
- Составьте по 6 картинке знаковой схемы предложение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Звери тоже готовятся к зиме. Они утепляют свои норы, делают запасы
на зиму. Медведь и ёж впадают в спячку, белка и заяц поменяли свои шубки.
- Составьте по 7 картинке знаковой схемы предложение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Перелётные птицы собираются в стаи. Над лесом слышится
курлыканье пролетающих журавлей.
- Составьте по 8 картинке знаковой схемы предложение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Начался новый учебный год. Дети собирают в лесу красивые разноцветные
листья и составляют осенние букеты.
Коллективное составление рассказа об осени с опорой на графические схемы.
Обращать внимание на смысловую связь между предложениями.
Самостоятельное устное сочинение об осени. Рассказывают 2-3 ученика.
5. Физминутка.
- Встаньте, хлопните в ладоши, если вы услышите правильное выражение.
Неправильные выражения исправьте:
Январь перед декабрём. (Декабрь перед январём.)
Февраль перед мартом.
Сентябрь после августа.
Перед августом сентябрь. (После августа сентябрь.)
Июль после июня.
Перед июнем май.
После ноября октябрь. (После октября ноябрь.)
- Сядет тот, кто назовет по порядку месяцы осени.
- Сядет тот, кто назовет по порядку месяцы зимы.
- Сядет тот, кто назовет по порядку месяцы весны.
- Сядет тот, кто назовет по порядку месяцы лета.
6. Обобщение примет весны.
Звучит фрагмент записи Чайковского "Времена года" (март),
логопед читает стихотворение:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Ещё прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют...
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
- О каком времени года мы составим рассказ?
- Составьте по 1 картинке знаковой схемы предложение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Пригревает ласковое солнышко.
- Составьте по 2 картинке знаковой схемы предложение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Небо голубое, чистое, прозрачное. Дует ласковый, теплый ветерок.
- Составьте по 3 картинке знаковой схемы предложение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Сугробы темнеют и тают. Кое-где появились проталинки. Зажурчали
весёлые звонкие ручейки.
- Составьте по 4 картинке знаковой схемы предложение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Деревья оживают и наливаются соком. Набухают почки. Уже выглядывают
кое-где первые клейкие листочки.
- Составьте по 5 картинке знаковой схемы предложение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Люди радуются теплым денькам, одеваются по-весеннему.
- Составьте по 6 картинке знаковой схемы предложение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Проснулись от зимней спячки животные. Они заняты поисками еды.
Зайцы и белки сменили зимние шубки на весенние.
- Составьте по 7 картинке знаковой схемы предложение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Возвращаются из теплых стран грачи, скворцы и жаворонки. Они вьют
гнезда и выводят птенцов.
- Составьте по 8 картинке знаковой схемы предложение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Школьники сделали скворечники и ждут пернатых гостей. Дети пускают
в ручейках бумажные кораблики.
Коллективное составление рассказа о весне с опорой на графические схемы.
Обращать внимание на смысловую связь между предложениями.
Самостоятельное устное сочинение о весне. Рассказывают 2-3 ученика.
7. Составление сравнительного рассказа "Осень и
весна" с использованием графических схем.
Работа над концовкой рассказа.
- Какое время года нравится вам больше? Объясните, почему. Предложите
конец рассказа, где вы выскажете своё личное отношение к осени, весне.
Моё любимое время года - весна, потому что всё живое радуется
теплому солнышку.
Коллективное составление рассказа "Осень и весна" с опорой на
графические схемы.
Самостоятельное устное сочинение. Рассказывают 2-3 ученика.
Логопед редактирует высказывания учащихся.
8. Итог занятия.
- Что сравнивали мы сегодня на занятии?
- Что помогло нам составить рассказ об осени и весне?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Тема: "Составление описательного рассказа по картине с использованием мнемотабицы.
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе....
методическая разработка занятия по теме "Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы"
методическая разработка занятия для дошкольников 6-7 лет, пересказ текста описательного характера с опорой на картинки, вопросы, схемы текст "Березка"...
Наглядно-графический план (схема) для составления описательных загадок о диких, домашних животных, животных Севера и жарких стран для детей с ОНР.
Образец: это большое дикое животное коричневого цвета. У него большое туловище, толстые лапы, короткий хвост; питается рыбой, малиной, медом. Встречается в сказках "Три медведя", "Теремок", "Машенька ...
Составление рассказа по картинкам с использованием информационно-коммуникационных технологий
Составление рассказа можно выполнить 3 способами...........
«Использование наглядного моделирования - кругов Эйлера при составлении сравнительно-описательных рассказов для детей с ОНР»
В своём мастер-классе мне хочется рассказать о развитие связной речи у детей с ОНР через составление сравнительно-описательного рассказа с и...
Конспект логопедического занятия: "Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам".
Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам....