Конспект логопедического занятия: "Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам".
план-конспект

Коваленко Екатерина Валерьевна

Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по  демонстрируемым действиям и картинкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

тема: Устное сочинение. Составление самостоятельных связных

         высказываний, рассказов повествовательного характера по

         демонстрируемым действиям и картинкам.

Цели:  * формировать умения строить связные высказывания по демонстрируемым

            действиям,  определять и раскрывать тему текста, используя разнообразные

            языковые средства;

            * совершенствовать навык фонематического анализа слов;

            *  развивать психологическую базу речи, вербально – логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки: "Цапля", "Цветок", "Огурец", "Палец", "Перец",

                           "Цыплёнок"; блузка (рубашка) белая, белая пуговица, иголка, катушка

                            белых ниток, предметные картинки для рассказа, ЛОС.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

*   Сядет тот, кто назовёт предмет на картинке и определит место звука [Ц] в слове

     ( в начале слова, в середине слова, в конце слова).

     Логопед демонстрирует картинки, ученики по одному называют изображение и

     место звука [Ц] в данном слове. Цапля, веток, огурец, палец, цыплёнок, перец.

*   Артикуляционная гимнастика: " Лопата", "Чистим зубы", "Чашечка", "Иголка".

*   Пальчиковая гимнастика и развитие речи: "Домик", "Очки", "Флажок", "Лодка",

     "Пароход", самомассаж 

  1. Сообщение темы занятия: Устное сочинение. Составление

                                                   самостоятельных высказываний, рассказов

                                                   повествовательного характера по

                                                   демонстрируемым действиям и картинкам.

* Сегодня мы будем составлять рассказ по увиденным действиям и картинкам.

                         * Отгадайте загадки:

                      Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы.)

                      Маленького роста я, тонкая и острая.

                      Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу. (Иголка с ниткой.)

                      Один вход, три выхода. (Рубашка.)

                      Маленький, горбатенький в переулочке завяз. (Пуговица в петле.)

   Демонстрация действия: логопед берёт рубашку, пуговицу, ножницы, иголку с ниткой.

-  Кто догадался,  что я буду делать? (Пришивать пуговицу).

-  Я сейчас буду пришивать к блузке оторванную пуговицу, а вы внимательно наблюдайте за моими действиями.

Логопед пришивает пуговицу к блузке, комментируя свои действия, учащиеся наблюдают.

  1. Составление рассказа по демонстрируемым действиям

Образец рассказа:

*  Для того, чтобы пришить оторванную пуговицу от белой рубашки пуговицу, нужно взять нитки  белого цвета.

*  Затем ножницами необходимо отрезать не очень длинный кусочек нитки.

*  Вставить нитку в иголку, протянуть её, на другом конце нитки завязать узелок.

* Уточнить, примерить, куда необходимо пришить оторванную пуговицу. положить пуговицу на лицевую сторону блузки, а иголку воткнуть с изнаночной стороны так, чтобы она вышла из отверстия пуговицы на лицевой стороне. иголку с ниткой протянуть до конца.

*  Воткнуть в другое отверстие пуговицы и протянуть на изнаночную сторону блузки.

*  Так повторять 5 – 6 раз, пока пуговица не будет плотно держаться на рубашке.

*  Протянуть иголку с ниткой на изнаночную сторону блузки и закрепить. Взять ножницы и отрезать нитку. Проверить, крепко ли пуговица пришита.

4. Работа над структурой текста

* Логопед выставляет картинку с изображёнными инструментами и материалами для шитья (см.   приложение).

- Что необходимо для того, чтобы пришить оторванную пуговицу? Составьте полный ответ на этот вопрос. (Для того, чтобы пришить оторванную от белой блузки пуговицу, нужно взять нитки белого цвета, иглу, ножницы).

- Что нужно сделать затем? Составьте полный ответ на вопрос. (Затем ножницами   необходимо отрезать не очень длинный кусочек нитки).

- Что нужно сделать потом? Составьте полный ответ на вопрос. ( Вставить нитку в иголку, протянуть её, на другом конце нитки завязать узелок).

* Логопед выставляет первую картинку по технологии пришивания пуговицы.

- Что необходимо сделать затем? Составьте полный ответ на вопрос.

( Уточнить, примерить , куда необходимо пришивать оторванную пуговицу. Положить пуговицу на лицевую сторону рубашки, а иголку воткнуть с изнаночной стороны так, чтобы она вышла из отверстия пуговицы на лицевой стороне. Иголку с ниткой протянуть  до конца ).

  • Логопед выставляет следующую картинку.

-  Что необходимо сделать потом? Составьте полный ответ на вопрос.

  ( Воткнуть в другое отверстие пуговицы и протянуть на изнаночную сторону рубашки.)

- Сколько раз повторять эти действия? Составьте полный ответ на вопрос.

( Так повторять 5 – 6 раз, пока пуговица не будет плотно держаться на рубашке.)

  • Логопед выставляет очередную картинку.

- Что нужно сделать затем? Составьте полный ответ на вопрос.

 ( Затем на лицевой стороне обкрутить пуговицу ниткой 2-3 раза.)

  • Логопед выставляет последнюю картинку.

- Что нужно сделать в конце работы? Составьте полный ответ на вопрос.

( Протянуть иголку с ниткой на изнаночную сторону рубашки и закрепить. Взять ножницы и отрезать нитку. проверить, крепко ли пришита пуговица

  1. Физкультминутка

Вот у нас игра какая

Хлоп, ладошка,

Хлоп, другая!

Левой правую ладошку

Мы пошлёпаем немножко.

  1. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам.

Коллективное составление предложений по картинкам, последовательно расположенным на доске. Обращать внимание на смысловую связь между предложениями, на плавный переход от одной части рассказа к другой.

самостоятельное устное сочинение. Рассказывают 2 – 3 ученика. логопед указывает на последовательность картинок, редактирует высказывание учащихся.

  1. Итог занятия

- Умеете ли вы пришивать пуговицу?

- Что необходимо для того, чтобы пришить оторванную пуговицу?

- Что вы использовали для составления рассказа?

- Попробуйте (вместе с мамой) пришить оторванную пуговицу.

Резерв:

Игры на внимание, память, мышление.

                                                                                                        Составила и провела

                                                                                                         учитель – логопед:

                                                                                                         Коваленко Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное сочинение "Осень и весна". Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием графических (знаковых) схем.

Конспект занятия в группе детей с нарушениями чтения и письма, направленного на формирование у учащихся навыков построения связного высказывания....

Семинар для воспитателей "Методы и приемы формирования навыков самостоятельных связных высказываний на занятиях по развитию речи"

Семинар для воспитателей "Методы и приемы формирования навыков самостоятельных связных высказываний на занятияхпо развитию речи"...

План-конспект открытого занятия "Устное народное творчество. Изготовление игрушки-сувенира "Жабка"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»  ПЛАН-КОСПЕКТоткрытого  ...

конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической на тему "Зима. Составление рассказа по сюжетной картине".

dash; активизация словаря по теме;– учить составлять рассказ по сюжетной картине;– учить образовывать родственные слова;– учить образовывать существительные от прилагательных;&nda...

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука й в связной речи» (развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов; со стечением согласных в начале слов)

Цель: Автоматизировать звук й в связной речи.Коррекционно-образовательные задачи:развитие навыка звукового анализа и синтеза (определение места звука в слове);закрепление правильного произношения звук...