Конспект логопедического занятия: "Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам".
план-конспект
Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
тема: Устное сочинение. Составление самостоятельных связных
высказываний, рассказов повествовательного характера по
демонстрируемым действиям и картинкам.
Цели: * формировать умения строить связные высказывания по демонстрируемым
действиям, определять и раскрывать тему текста, используя разнообразные
языковые средства;
* совершенствовать навык фонематического анализа слов;
* развивать психологическую базу речи, вербально – логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки: "Цапля", "Цветок", "Огурец", "Палец", "Перец",
"Цыплёнок"; блузка (рубашка) белая, белая пуговица, иголка, катушка
белых ниток, предметные картинки для рассказа, ЛОС.
Ход занятия:
- Организационный момент
* Сядет тот, кто назовёт предмет на картинке и определит место звука [Ц] в слове
( в начале слова, в середине слова, в конце слова).
Логопед демонстрирует картинки, ученики по одному называют изображение и
место звука [Ц] в данном слове. Цапля, веток, огурец, палец, цыплёнок, перец.
* Артикуляционная гимнастика: " Лопата", "Чистим зубы", "Чашечка", "Иголка".
* Пальчиковая гимнастика и развитие речи: "Домик", "Очки", "Флажок", "Лодка",
"Пароход", самомассаж
- Сообщение темы занятия: Устное сочинение. Составление
самостоятельных высказываний, рассказов
повествовательного характера по
демонстрируемым действиям и картинкам.
* Сегодня мы будем составлять рассказ по увиденным действиям и картинкам.
* Отгадайте загадки:
Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы.)
Маленького роста я, тонкая и острая.
Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу. (Иголка с ниткой.)
Один вход, три выхода. (Рубашка.)
Маленький, горбатенький в переулочке завяз. (Пуговица в петле.)
Демонстрация действия: логопед берёт рубашку, пуговицу, ножницы, иголку с ниткой.
- Кто догадался, что я буду делать? (Пришивать пуговицу).
- Я сейчас буду пришивать к блузке оторванную пуговицу, а вы внимательно наблюдайте за моими действиями.
Логопед пришивает пуговицу к блузке, комментируя свои действия, учащиеся наблюдают.
- Составление рассказа по демонстрируемым действиям
Образец рассказа:
* Для того, чтобы пришить оторванную пуговицу от белой рубашки пуговицу, нужно взять нитки белого цвета.
* Затем ножницами необходимо отрезать не очень длинный кусочек нитки.
* Вставить нитку в иголку, протянуть её, на другом конце нитки завязать узелок.
* Уточнить, примерить, куда необходимо пришить оторванную пуговицу. положить пуговицу на лицевую сторону блузки, а иголку воткнуть с изнаночной стороны так, чтобы она вышла из отверстия пуговицы на лицевой стороне. иголку с ниткой протянуть до конца.
* Воткнуть в другое отверстие пуговицы и протянуть на изнаночную сторону блузки.
* Так повторять 5 – 6 раз, пока пуговица не будет плотно держаться на рубашке.
* Протянуть иголку с ниткой на изнаночную сторону блузки и закрепить. Взять ножницы и отрезать нитку. Проверить, крепко ли пуговица пришита.
4. Работа над структурой текста
* Логопед выставляет картинку с изображёнными инструментами и материалами для шитья (см. приложение).
- Что необходимо для того, чтобы пришить оторванную пуговицу? Составьте полный ответ на этот вопрос. (Для того, чтобы пришить оторванную от белой блузки пуговицу, нужно взять нитки белого цвета, иглу, ножницы).
- Что нужно сделать затем? Составьте полный ответ на вопрос. (Затем ножницами необходимо отрезать не очень длинный кусочек нитки).
- Что нужно сделать потом? Составьте полный ответ на вопрос. ( Вставить нитку в иголку, протянуть её, на другом конце нитки завязать узелок).
* Логопед выставляет первую картинку по технологии пришивания пуговицы.
- Что необходимо сделать затем? Составьте полный ответ на вопрос.
( Уточнить, примерить , куда необходимо пришивать оторванную пуговицу. Положить пуговицу на лицевую сторону рубашки, а иголку воткнуть с изнаночной стороны так, чтобы она вышла из отверстия пуговицы на лицевой стороне. Иголку с ниткой протянуть до конца ).
- Логопед выставляет следующую картинку.
- Что необходимо сделать потом? Составьте полный ответ на вопрос.
( Воткнуть в другое отверстие пуговицы и протянуть на изнаночную сторону рубашки.)
- Сколько раз повторять эти действия? Составьте полный ответ на вопрос.
( Так повторять 5 – 6 раз, пока пуговица не будет плотно держаться на рубашке.)
- Логопед выставляет очередную картинку.
- Что нужно сделать затем? Составьте полный ответ на вопрос.
( Затем на лицевой стороне обкрутить пуговицу ниткой 2-3 раза.)
- Логопед выставляет последнюю картинку.
- Что нужно сделать в конце работы? Составьте полный ответ на вопрос.
( Протянуть иголку с ниткой на изнаночную сторону рубашки и закрепить. Взять ножницы и отрезать нитку. проверить, крепко ли пришита пуговица
- Физкультминутка
Вот у нас игра какая
Хлоп, ладошка,
Хлоп, другая!
Левой правую ладошку
Мы пошлёпаем немножко.
- Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам.
Коллективное составление предложений по картинкам, последовательно расположенным на доске. Обращать внимание на смысловую связь между предложениями, на плавный переход от одной части рассказа к другой.
самостоятельное устное сочинение. Рассказывают 2 – 3 ученика. логопед указывает на последовательность картинок, редактирует высказывание учащихся.
- Итог занятия
- Умеете ли вы пришивать пуговицу?
- Что необходимо для того, чтобы пришить оторванную пуговицу?
- Что вы использовали для составления рассказа?
- Попробуйте (вместе с мамой) пришить оторванную пуговицу.
Резерв:
Игры на внимание, память, мышление.
Составила и провела
учитель – логопед:
Коваленко Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное сочинение "Осень и весна". Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием графических (знаковых) схем.
Конспект занятия в группе детей с нарушениями чтения и письма, направленного на формирование у учащихся навыков построения связного высказывания....
Семинар для воспитателей "Методы и приемы формирования навыков самостоятельных связных высказываний на занятиях по развитию речи"
Семинар для воспитателей "Методы и приемы формирования навыков самостоятельных связных высказываний на занятияхпо развитию речи"...
План- конспект логопедического занятия на тему: Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием приемов технологии ТРИЗ( теория решения изобретательских задач)
План- конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения....
План-конспект открытого занятия "Устное народное творчество. Изготовление игрушки-сувенира "Жабка"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» ПЛАН-КОСПЕКТоткрытого ...
Конспект логопедического занятия "Устное сочинение-описание животных по плану"
Занятие разработано для обучающихся 5 класса с ОВЗ....
конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической на тему "Зима. Составление рассказа по сюжетной картине".
dash; активизация словаря по теме;– учить составлять рассказ по сюжетной картине;– учить образовывать родственные слова;– учить образовывать существительные от прилагательных;&nda...
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука й в связной речи» (развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов; со стечением согласных в начале слов)
Цель: Автоматизировать звук й в связной речи.Коррекционно-образовательные задачи:развитие навыка звукового анализа и синтеза (определение места звука в слове);закрепление правильного произношения звук...