методическая разработка занятия по теме "Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы"
методическая разработка на тему

Семенцова Оксана Ивановна

методическая разработка занятия для дошкольников 6-7 лет, пересказ текста описательного характера с опорой на картинки, вопросы, схемы текст "Березка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

«Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы»

Рекомендуемый возраст: 6-7 лет

Тип занятия: совершенствование знаний , умений, навыков.

Цель: формирование умение пересказывать текст описательного характера с опорой на графические схемы – части изображения предмета.

Задачи:

- развивать активный и пассивный словарь,

- совершенствовать навыки фонематического анализа,

- воспитывать бережное отношение к живой природе.

Место данного занятия в системе: промежуточное занятие

Формы работы: групповая

Методы и приемы:

По источникам знаний: словесный (разъяснение, рассказ), наглядный (показ, демонстрация)

По характеру познавательной деятельности: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Используемые технологии:

Игровые технологии (Подкасистый П.И., Эльконин Д.Б.. Никитин Б.П.): при помощи игровых приемов и ситуаций на занятиях создаются условия, которые выступают как средство активизации, стимулирования обучающихся в учебной деятельности.

Технологии развивающего обучения (Выгодский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Занков Л.В): активизация познавательного интереса, развитие творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Технологии уровней дифференциации (Фирсов В.В.) развитие у воспитанников умения самостоятельно работать, умения оценивать собственные возможности и результаты.

Информационно-коммуникативные технологии (Селевко Г.К., Ревнивцева Р.М.) позволяют повышать эффективность и качество образовательного процесса, развивают память, внимание)

Материально-техническое обеспечение: контурное изображение березы, цветные части ее ствола, веток, листочков, запись на доске, контурные изображения деревьев, листьев, интерактивная доска.

План-конспект учебного занятия.

  1. Организационный момент.

На доске контурные изображения деревьев и листьев:

У каждого дома

Вдоль нашей деревни

Раскинули ветви

Большие деревья.

- Сядет за парту тот, кто назовет дерево и выделит в слове последний согласный звук (ЕЛЬ, КЛЕН, ПЕРСИК, ОРЕХ, КАШТАН, ЯСЕНЬ, ТОПОЛЬ, ЛИМОН, ПЛАТАН)

  1. Сообщение темы занятия. Словарная работа. Однокоренные, родственные слова.

- Ребята, отгадайте загадку:

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке. В белом сарафане.    (береза)

 - Сегодня мы будем говорить о березке. Отгадайте «заколдованные слова», которые изображены на доске, вставьте слово – корень – БЕРЕЗ - , получите новое слово, объясните значение этого слова.

__________ А

__________ ОНЬКА  (небольшая березка)

__________ ОВЫЙ  (лист, прут)

__________ НЯК (лес, где растут только березы)

ПОД ___________ ОВИК (гриб, который растет под березой)

  1. Работа с текстом «Береза»

Возле нашего дома растет береза. Ствол у нее стройный, кора на нем гладкая, белая, с черными пятнами. Веточки тонкие, гибкие, опущенные вниз. Листочки у березы круглые, с зубчиками по краям. Блестящие и клейкие. Березку называют стройной, белоствольной, кудрявой красавицей

- Ребята, объясните:

ГИБКИЕ ВЕТОЧКИ - …(ветки, которые хорошо гнутся)

КЛЕЙКИЕ ЛИСТОЧКИ - … (липкие листочки; как будто намазаны  клеем)

Вопросы по тексту:

- что в начале описывается? (ствол) Прикрепить цветное изображение ствола у контуру (ребята раскрашивают на своих схемах ствол.

- какой у березы ствол? (стройный, кора гладкая, белая, с черными пятнами)

- что затем описывается у березы (веточки) прикрепляем цветное изображение веток дерева к контурному изображению, воспитанники на своих схемах.

- какие у березки веточки? (тонкие, гибкие, опущенные вниз)

- что описывается затем? (листочки) прикрепляем цветное изображение листьев дерева к контурному.

- какие у березки листья? (круглые, с зубчиками по краям, светло-зеленые, блестящие, клейкие)

- что описывается затем? (общий вид: стройня, белоствольная, кудрявая красавица)

На доске получилось цветное изображение березки и ниже, в ряд по порядку описания, расположены дубликаты ствола, веток, листочков дерева, что позволяет детям спланировать предстоящий рассказ.

Указывая на ствол (ветки, листочки, березы) педагог предлагает вспомнить слова-признаки

Педагог заполняет на доске таблицу вместе с ответами ребят:

ствол

какой?

стройный,

кора гладкая, белая,

с черными пятнами

ветки

какие?

тонкие,

гибкие,

опущенные вниз

листья

какие?

круглые,

с зубчиками по краям,

светло-зеленые,

блестящие,

клейкие

березка

какая?

стройная.

белоствольная,

кудрявая красавица

  1. Физминутка.

Деревья

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти стряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Руки на месте лежат.

Клен

Ветер тихо клен качает.

Вправо-влево наклоняет.

Раз – поклон, два – поклон.

Зашумел листвою клен.

  1. Пересказ текста с опорой на картинки, графические схемы (части изображения), таблицу.

Пересказывают 2-3 ребенка, педагог помогает, указывая последовательность пересказа по графическим схемам – частям изображения березки.

  1. Закрепление рассказа с помощью рисунка.

Ребятам предлагается нарисовать березку такой, какой она была описана в тексте.

  1. Итог занятия.

- что вы, ребята. Узнали нового о березке?

- какое задание было самым интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста

Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...

методическая разработка занятия по теме "Последовательный пересказ с опорой на вопросы "Кит","Окунь"

методическая разработка по теме "Последовательный пересказ с опорой на вопросы "Кит", "Окунь" для дошкольников 5-6 лет...

методическая разработка занятия по теме "Последовательный пересказ с опорой на вопросы "Кит","Окунь"

методическая разработка по теме "Последовательный пересказ с опорой на вопросы "Кит", "Окунь" для дошкольников 5-6 лет...

Освоение текстового процессора MS Word. Основные правила ввода текста. Работа с текстом. Методическая разработка занятия кружка "Мир мультимедиа технологий"

Освоение текстового процессора Word. Основные правила ввода текста. Работа с текстом. Методическая разработка занятия кружка "Мир мультимедиа технологий"...

Конспект логопедического занятия: Тема: "Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки, вопросы."

Тема:  "Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки, вопросы."...