Рабочая программа курса "Биология. Человек" 9 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программу VII и (или) VIII вида.
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Телегина Наталья Ивановна

В рабочей программе представлена пояснительная записка, календарно - тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass.docx60.58 КБ
Файл 8_klass.docx65.89 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Человек.» разработана на основе:

  • Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.
  • Учебного плана Образовательного учреждения.

Программа построена  по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Цели:

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Освоение знаний:

  • об основных биологических понятиях;
  • об особенностях животного мира;
  • об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования.

Овладение умениями

  • ориентироваться в мире животных;
  •  использовать полученные знания в повседневной жизни;
  •  применять биологические знания.

Развитие 

  • познавательных интересов,
  •  творческих способностей в процессе наблюдений,
  •  самостоятельного приобретения новых знаний.

Воспитание

  • любви к своей местности, своей стране,
  •  толерантности;
  • экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

Применение биологических знаний и умений

  • в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально – ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определённой территории;
  • самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Основными задачами преподавания биологии являются:

В программе 9 класса предусматривается:

  • сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека;
  • учащиеся знакомятся с ними и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной жизнедеятельности;
  • в связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться;
  • соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней;
  • какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.

Преподавание биологии в коррекционной школе 8 - го вида направлено:

  • на коррекцию недостатков умственного развития учащихся;
  • в процессе знакомства с живой и неживой природой развиваются у учащихся наблюдательность, речь и мышление;
  • дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой;
  • взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

Основные виды организации учебного процесса.

Формы работы:

  • урок;
  • фронтальная работа;
  • индивидуальная работа;
  • работа в парах и группах;
  •  коллективная работа.

Методы обучения.

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

  • словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
  • практический метод;
  • наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
  • работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

  • методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
  • методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

  • устные или письменные методы контроля;
  • фронтальные, групповые или индивидуальные;
  • итоговые и текущие.

Используемые технологии:

  • разноуровневого и дифференцированного подхода;
  • здоровьесберегающие;
  • игровые;
  • личностно-ориентированные;
  • информационно-коммуникативные.

В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Обучающиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят его нормальной жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека обучающимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.

При изучении программного материала обращается внимание обучающихся на значение физической культуры и спорта для здоровья и закаливания организма и нормальной его жизнедеятельности.

    Учебные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете естествознания

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;
  • о влиянии физической нагрузки на организм;
  • нормы правильного питания;
  • о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека;
  • названия специализации врачей, к которым можно обращаться за помощью;
  • меры предупреждения сколиоза;
  • свою группу крови и резус-фактор;
  • норму кровяного давления;
  • состояние своего зрения и слуха;
  • санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

  • применять приобретенные знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;
  • соблюдать санитарно-гигиенические требования;
  • измерять температуру тела;
  • оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.

Группы учащихся:

Базовый стандарт.

  • 1 группа дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

Достаточный уровень.

  • 2 группа, для этой группы детей характерен более замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы эта группа так же справляется.

Результаты индивидуальных достижений

  • 3 группа, эти дети отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам при решении различных задач, примеров, списывание текстов и других заданий. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе по всем предметам.

  Способы и формы оценки образовательных результатов

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Биология. Человек.", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Знания детей по предмету оцениваются по их активному участию в работе класса, по правильности ответов на вопросы, по умению составлять словосочетания и предложения, по умению находить связь между предметами и явлениями, по умению составлять рассказы по серии картинок, по плану – вопроснику, по схематическому плану.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение:
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату:
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов.

1. Оценка устных ответов.

     Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

     Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; которые исправляет с помощью учителя.

     Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

     Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнании большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

     Оценка «1» за устные ответы не ставится.

Итоговая оценка знаний и умений учащихся.

  • За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
  • При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
  • Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.

                      Практические и лабораторные работы. Экскурсии.

          Тема

    Практические

(как часть урока)

  Лабораторные (демонстрация опытов), как часть урока

Экскурсии

Общий обзор организма человека

1

Опора тела и движение 

1

2

Кровь и кровообращение

0

1

Дыхание

0

1

Пищеварение

1

1

Почки

Кожа

Органы чувств

2

Нервная система

1

Учебный план по курсу «Биология.Человек».

№ урока

№ урока по теме

Тема

1.Введение (1час)

1

1.1

Инструктаж по технике безопасности. Место человека среди млекопитающих в живой природе.

2.Общий обзор организма человека (4 часа)

2

2.1

Общее знакомство с организмом человека.

3

2.2

Краткие сведения о строении клеток организма.

4

2.3

Краткие сведения о строении тканей организма.

5

2.4

Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная, органы чувств).

3.Опора тела и движение (12 часов)

6

3.1

Значение опорно-двигательной системы.

7

3.2

Состав и строение костей.

8

3.3

Скелет человека. Скелет головы.

9

3.4

Скелет человека. Скелет туловища.

10

3.5

Скелет человека. Скелет конечностей.

11

3.6

Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов и переломах костей.

12

3.7

Основные группы мышц человеческого тела.

13

3.8

Работа мышц.

14

3.9

Гигиена физического труда.

15

3.10

Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

16

3.11

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

17

3.12

Повторение темы «Опорно-двигательная система»

4.Кровь и кровообращение (8 часов)

18

4.1

Значение крови и кровообращения. Состав крови.

19

4.2

Сердце, его строение и работа.

20

4.3

Большой и малый круги кровообращения. Кровеносные сосуды.

21

4.4

Движение крови по сосудам. Пульс.

22

4.5

Первая помощь при кровотечениях.

23

4.6

Предупреждение сердечно - сосудистых заболеваний.

24

4.7

Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды.

25

4.8

Повторение темы «Кровеносная система».

5.Дыхание (7 часов)

26

5.1

Значение дыхания. Органы дыхания, строение и функции.

27

5.2

Газообмен в легких и тканях. Строение легких.

28

5.3

Голосовой аппарат.

29

5.4

Болезни, передающиеся через воздух.

30

5.5

Гигиена органов дыхания.

31

5.6

Отрицательное влияние никотина на органы дыхания.

32

5.7

Повторение темы «Органы дыхания»

6.Пищеварение (10 часов)

33

6.1

Значение пищеварения.

34

6.2

Питательные вещества и витамины.

35

6.3

Пищевые продукты. Демонстрация опыта «Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле»

36

6.4

Органы пищеварения.

37

6.5

Пищеварение в ротовой полости. Строение и значение зубов.

38

6.6

Пищеварение в ротовой полости, пищеварительные железы.

39

6.7

Пищеварение в желудке и кишечнике.

40

6.8

Всасывание питательных веществ в кровь.

41

6.9

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений.

42

6.10

Повторение темы « Пищеварение».

7.Почки (2 часа)

43

7.1

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме.

44

7.2

Предупреждение почечных заболеваний.

8.Кожа (3 часа)

45

8.1

Кожа человека и её значение как органа защиты организма, осязания, выделения и терморегуляции.

46

8.2

Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде.

47

8.3

Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожении.

9.Нервная система (7часов)

48

9.1

Строение и значение нервной системы.

49

9.2

Строение и значение нервной системы. Спинной мозг, его строение и значение.

50

9.3

Строение и значение нервной системы. Головной мозг, его строение и значение.

51

9.4

Гигиена умственного труда.

52

9.5

Особенности ВНД человека.

53

9.6

Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.

54

9.7

Сон и его значение.

55

9.8

Повторение темы «Нервная система».

10.Органы чувств (8 часов)

56

10.1

Значение органов чувств.

57

10.2

Строение, функции, органа зрения.

58

10.3

Гигиена органа зрения.

59

10.4

Строение органа слуха.

60

10.5

Предупреждение нарушений слуха.

61

10.6

Органы обоняния и вкуса.

62

10.7

Кожное и мышечное чувство.

63

10.8

Повторительно-обобщающий урок по теме «Органы чувств».

11.Охрана здоровья человека в Российской Федерации (5 часов)

64

11.1

Система здравоохранения в Российской Федерации.

65

11.2

Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда.

66

11.4

Организация отдыха. Медицинская помощь.

67

11.5

Здоровье человека и современное общество (окружающая среда).

68

11.6

Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ – инфекция. Меры профилактики.

Календарно-тематическое планирование.

№ урока

№ урока по теме

Тема урока, практические работы, Лабораторные (демонстрация опытов). Экскурсии.

Дата

коррекционная работа

Формируемые понятия ФП,

Закрепляемые понятия ЗП.

Контроль (проверочные и самостоятельные работы)

Словарь

1.Введение (1час)

1

1.1

Инструктаж по технике безопасности. Место человека среди млекопитающих в живой природе.

Выявить степень подготовленности каждого ученика к изучению предмета.

ФП-анатомия, физиология, гигиена

2.Общий обзор организма человека (4 часа)

2

2.1

Общее знакомство с организмом человека.

Формирование умения работы с учебной литературой.

ФП - разум, мышление

ЗП - анатомия, физиология, гигиена

вводный

вопрос 2, 3 стр.14

3

2.2

Краткие сведения о строении клеток организма.

Формирование умения работы с учебной литературой, навыков чтения и составления рассказа по плану.

ФП - цитоплазма, ядро,

 органоиды

текущий

вопрос 1,3 стр.17; 1,2 стр.19

белки, жиры, углеводы

4

2.3

Краткие сведения о строении тканей организма.

Формирование умения работы с учебной литературой, навыков заполнения таблиц по шаблону.

ФП - эпителиальная,  соединительная. мышечная, нервная ткани.

ЗП - цитоплазма, ядро,

 органоиды

текущий

заполнение таблицы, вопросы

ткань

5

2.4

Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная, органы чувств).

Формирование умения работы с учебной литературой, навыков чтения и составления рассказа по плану.

ФП - покровная, опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы.

ЗП - эпителиальная, соединительная. мышечная, нервная ткани.

текущий

рассказ по рис. 28 стр.30

орган, система органов

3.Опора тела и движение (12 часов)

6

3.1

Значение опорно-двигательной системы.

Формировать умения работать с рисунками учебника, сравнивать, делать выводы.

ФП - скелет головы, туловища, конечностей.

ЗП - покровная, опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы.

вводный работа с рис. 35, 36, 37 стр. 41

скелет, мышцы

7

3.2

Состав и строение костей.

Развивать умение работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос.

ФП - состав кости, типы костей

ЗП - скелет головы, туловища, конечностей.

текущий

вопросы стр.39

сустав, связки, суставная жидкость

8

3.3

Скелет человека. Скелет головы.

Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма.

ФП - мозговой отдел, лицевой отдел

текущий

задания 1,2,3 стр. 46

лобная, затылочная, теменная, височная

9

3.4

Скелет человека. Скелет туловища.

Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма.

ФП - отделы позвоночника, изгибы

ЗП - мозговой отдел, лицевой отдел

текущий

задания 1,2 стр. 50

грудная клетка, ребра

10

3.5

Скелет человека. Скелет конечностей.

Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану.

ФП - скелеты конечностей, пояса конечностей

ЗП - отделы позвоночника, изгибы

текущий

рассказ с использованием рис. 47, 52; задания 1,2,3,4 стр. 54

кисть, стопа, пояс конечностей

11

3.6

Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов и переломах костей.

Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма.

ФП - растяжение, вывих, перелом

текущий

задание стр. 57, 60

12

3.7

Основные группы мышц человеческого тела.

Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану.

ФП - виды мышечной ткани

текущий

рассказ с использованием рис. 60 стр.62

сократимость

13

3.8

Работа мышц.

Формирование навыков выполнения практической работы, коррекция зрительного восприятия.

ФП - группы мышц, работа мышц

ЗП - виды мышечной ткани

текущий

заполнение таблицы с использованием текста учебника

сгибатели, разгибатели, утомление

14

3.9

Гигиена физического труда.

Развивать умение работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос.

ФП - осанка, плоскостопие

ЗП - сгибатели, разгибатели,

текущий

ответы на вопросы стр. 74

15

3.10

Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Развивать умение работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос.

ФП - осанка, плоскостопие

ЗП - сгибатели, разгибатели,

текущий

ответы на вопросы стр. 78

16

3.11

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма.

ФП - минеральные, органические вещества кости

ЗП - состав кости, типы костей

текущий

рассказ с использованием плана

17

3.12

Повторение темы «Опорно-двигательная система»

Формировать навыки творческой работы, используя шаблон. Формировать внимание, наблюдательность

итоговый

Тестовый контроль

4.Кровь и кровообращение (8 часов)

18

4.1

Значение крови и кровообращения. Состав крови.

Формирование навыков выполнения практической работы, коррекция зрительного восприятия.

ФП - кровь, плазма, гемоглобин

вводный

оформление результатов лабораторной работы

эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, иммунитет

19

4.2

Сердце, его строение и работа.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника.

ФП - строение и работа сердца

ЗП - кровь, плазма, гемоглобин

текущий

работа с рис. 88, стр. 94

предсердия, желудочки, клапаны

20

4.3

Большой и малый круги кровообращения. Кровеносные сосуды.

Формировать навыки работы с учебной литературой, развивать умение выявлять главное и на основе этого делать выводы.

ФП - малый, большой круг кровообращения

ЗП - строение и работа сердца

текущий

задания 1,2 ,3 стр. 99

артерии. вены, капилляры

21

4.4

Движение крови по сосудам. Пульс.

Формировать навыки работы с учебной литературой, развивать умение выявлять главное и на основе этого делать выводы.

ФП - кровяное давление, перераспределение крови

ЗП - малый, большой круг кровообращения, артерии, вены, капилляры

текущий

задания 1,2 стр. 101

пульс, тонометр

22

4.5

Первая помощь при кровотечениях.

Формировать навыки работы с учебной литературой, развивать умение выявлять главное и на основе этого делать выводы.

ФП - свертываемость крови, виды кровотечений

ЗП - кровяное давление.

текущий

задания 1,2 стр.107

капиллярное, венозное, артериальное кровотечение

23

4.6

Предупреждение сердечно - сосудистых заболеваний.

Развивать умение работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос.

ФП - автоматия сердца

текущий

вопросы стр.109

ритм

24

4.7

Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды.

Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану.

ФП - сужение кровеносных сосудов

текущий

рассказ по дополнительному материалу

ожирение сердечной мышцы

25

4.8

Повторение темы «Кровеносная система».

Формировать навыки самостоятельной работы , выполнения творческих заданий.

ЗП - кровяное давление, перераспределение крови,

малый, большой круг кровообращения, артерии, вены, капилляры

итоговый

кроссворд по изученной теме

5.Дыхание (7 часов)

26

5.1

Значение дыхания. Органы дыхания, строение и функции.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника.

ФП - органы дыхательной системы

вводный

работа с рис.105, стр. 118, вопросы стр. 119

дыхательные пути, легкие, голосовой аппарат

27

5.2

Газообмен в легких и тканях. Строение легких.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника.

ФП - обмен газов в легких и тканях, состав воздуха

ЗП - дыхательные пути, легкие, голосовой аппарат

текущий

работа с рис.109, стр. 121, задание стр. 122

легочные пузырьки

28

5.3

Голосовой аппарат.

Развивать умение работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос.

ФП - дыхательные движения, регуляция дыхания

ЗП - обмен газов в легких и тканях, состав воздуха.

текущий

вопросы стр. 125

вдох, выдох, диафрагма

29

5.4

Болезни, передающиеся через воздух.

Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма.

ФП - инфекционные заболевания дыхательных путей

ЗП - дыхательные движения, регуляция дыхания

текущий

дополнительный материал

флюорография

30

5.5

Гигиена органов дыхания.

Формирование навыков выполнения практической работы, коррекция зрительного восприятия.

ФП - искусственное дыхание

текущий

практическая работа

31

5.6

Отрицательное влияние никотина на органы дыхания.

Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану.

ЗП - необходимость свежего воздуха, борьба с пылью

ФП – влияние никотина

текущий

рассказ «Для чего нужен свежий воздух»

чистый воздух

32

5.7

Повторение темы «Органы дыхания»

навыки творческой работы, используя шаблон. Формировать внимание, наблюдательность

ЗП - обмен газов в легких и тканях, состав воздуха,

 дыхательные пути, легкие, голосовой аппарат

итоговый

тестовый контроль

6.Пищеварение (10 часов)

33

6.1

Значение пищеварения.

Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану.

ФП - питательные вещества, пищевые продукты, состав пищи

вводный

рассказ по рис.123, 124, 125, 126

пища, белки, жиры, углеводы

34

6.2

Питательные вещества и витамины.

Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану.

ФП - витамины, жирорастворимые, водорастворимые

ЗП - питательные вещества, пищевые продукты, состав пищи

текущий

рассказ по таблице стр. 146-147

авитаминоз, гипервитаминоз

35

6.3

Пищевые продукты. Практическая работа «Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле»

Формирование навыков выполнения практической работы, коррекция зрительного восприятия.

ФП - пищевые продукты

ЗП - питательные вещества

текущий

оформление результатов опыта

ферменты

36

6.4

Органы пищеварения.

Развивать умение работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос.

ФП - система органов пищеварения

ЗП - значение питания

текущий

вопросы стр. 151

пищеварение, пищеварительные железы

37

6.5

Пищеварение в ротовой полости. Строение и значение зубов.

ФП - строение зубов

ЗП - система органов пищеварения

текущий

задания 1,2 стр.155

молочные, постоянные зубы

38

6.6

Пищеварение в ротовой полости, пищеварительные железы.

Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану.

ФП - ротовая полость, слюнные железы

ЗП - молочные, постоянные зубы

текущий

рассказ по рис.134 стр. 156

слюна

39

6.7

Пищеварение в желудке и кишечнике.

Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма.

ФП - пищеварение в желудке,

текущий

желудок, тонкий, толстый кишечник

40

6.8

Всасывание питательных веществ в кровь.

Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма.

ФП - всасывание питательных веществ

ЗП - пищеварение в желудке

текущий

чтение текста стр. 160-162

ворсинки, аппендикс

41

6.9

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений.

Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма.

ФП - профилактика заболеваний

текущий

сообщение по теме урока

паразитические черви

42

6.10

Повторение темы « Пищеварение».

Развивать навыки творческой работы, используя шаблон. Формировать внимание, наблюдательность

ЗП - система органов пищеварения

значение питания

итоговый

тестовый контроль

7.Почки (2 часа)

43

7.1

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме.

Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма.

ФП - строение, работа почек

вводный

объяснение основных понятий урока

моча, мочеточник, мочевой пузырь

44

7.2

Предупреждение почечных заболеваний.

Формировать навыки здорового образа жизни. Умения работать с заданиями учебника.

ФП - почечные заболевания

ЗП - строение, работа почек

текущий

задания стр. 187

почечные камни

8.Кожа (3 часа)

45

8.1

Кожа человека и её значение как органа защиты организма, осязания, выделения и терморегуляции.

Развивать умение работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос.

ФП - основные слои кожи

вводный

вопрос стр.191

ногти, волосы

46

8.2

Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника.

ФП - защитная, выделительная функция кожи

ЗП - основные слои кожи

текущий

работа с рис.154 стр.190

47

8.3

Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожении.

Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма.

ФП - терморегуляция организма

ЗП - основные слои кожи

текущий

чтение текста

закаливание

9.Нервная система (8 часов)

48

9.1

Строение и значение нервной системы.

Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма.

ФП - органы нервной системы, возбудимость, проводимость

вводный

объяснение основных понятий темы

головной, спинной мозг, нервы, рефлекс

49

9.2

Строение и значение нервной системы. Спинной мозг, его строение и значение.

Развивать навыки творческой работы, используя шаблон.

ФП - строение, функции СМ

ЗП - органы нервной системы

текущий

задание стр.214

белое, серое вещество

50

9.3

Строение и значение нервной системы. Головной мозг, его строение и значение.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника.

ФП - строение, функции ГМ

ЗП - строение, функции СМ

текущий

работа с рис. 169, 171, 172

отделы головного мозга

51

9.4

Гигиена умственного труда.

Развивать навыки правильного изложения материала,

ФП - врожденное, приобретенное поведение, речь

ЗП - строение, функции ГМ

текущий

задание стр.222

мышление, мысль

52

9.5

Особенности ВНД человека.

Формировать внимание, наблюдательность

ФП - врожденное, приобретенное поведение, речь

ЗП - строение, функции ГМ

текущий

задание стр.222

53

9.6

Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.

Развивать навыки правильного изложения материала,

ФП - врожденное, приобретенное поведение, речь

ЗП - строение, функции ГМ

текущий

сообщения учащихся по теме урока

речь

54

9.7

Сон и его значение.

Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма.

ФП - сновидения, профилактика сна

ЗП - врожденное, приобретенное поведение

текущий

чтение текста

сон, бодрствование

55

9.8

Повторение темы «Нервная система».

Формировать внимание, наблюдательность

ФП - виды памяти

ЗП - врожденное, приобретенное поведение

итоговый, чтение текста, тестовые задания

эмоции

10.Органы чувств (7 часов)

56

10.1

Значение органов чувств.

Развивать умение работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос.

ФП - разнообразие и значение органов чувств

вводный

вопросы стр.244

57

10.2

Строение, функции, органа зрения.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника.

ФП - внутреннее строение глаза

ЗП - значение органов чувств

текущий

работа с рис. 187, 188 стр.246-247

хрусталик, сетчатка, глазное яблоко

58

10.3

Гигиена органа зрения.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника

ФП - внутреннее строение глаза

ЗП - значение органов чувств

текущий

работа с рис. 187, 188 стр.246-247

хрусталик, сетчатка, глазное яблоко

59

10.4

Строение органа слуха.

Развивать умение работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос.

ФП - наружное, среднее, внутреннее ухо

ЗП - значение органов чувств

текущий

вопросы стр.256

барабанная перепонка, улитка, звук

60

10.5

Предупреждение нарушений слуха.

Формировать навыки беглого чтения, умение работать с текстом учебника.

ФП - потеря слуха

текущий

чтение текста учебника стр.257-259

гигиена слуха

61

10.6

Органы обоняния и вкуса.

Формировать навыки беглого чтения, умение работать с текстом учебника.

ФП - восприятие запаха и вкуса

ЗП - значение органов чувств

текущий

чтение текста учебника стр.260-262

вкусовые сосочки

62

10.7

Кожное и мышечное чувство.

Формировать навыки беглого чтения, умение работать с текстом учебника.

ФП - осязание, мышечное чувство

ЗП - значение органов чувств

текущий

чтение текста учебника стр.259-260

кожная чувствительность

63

10.8

Повторительно-обобщающий урок по теме «Органы чувств».

Формировать внимание, наблюдательность, развивать умение работать по шаблону.

итоговый

составить кроссворд по теме

11.Охрана здоровья человека в Российской Федерации (5 часов)

64

11.1

Система здравоохранения в Российской Федерации.

Развивать навыки правильного изложения материала,

ФП - система здравоохранения

здоровье

65

11.2

Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда.

Развивать навыки правильного изложения материала,

ФП - виды государственных пенсий и пособий

нетрудоспособность

66

11.3

Организация отдыха. Медицинская помощь.

Развивать навыки правильного изложения материала,

ФП - медицинская помощь

медицина

67

11.4

Здоровье человека и современное общество (окружающая среда).

Развивать навыки правильного изложения материала.

итоговый

тестовая контрольная работа

68

11.5

Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ – инфекция. Меры профилактики.

Формировать внимание, наблюдательность.

Перечень учебно-методического обеспечения

образовательного процесса:

            Основная литература:

  1. Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Просвещение 2003. – 170-175.
  2. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В.В. Воронкова, М.Н. Петрова. – М: Владос 2011. 57-62с.
  3. И.В.Романов, И.Б.Агафонова Биология. Человек. – М. Дрофа 2008

Дополнительная литература:

1. Л.А.Панфилова, Э.Г.Донцова Анатомия, физиология и гигиена человека М Рипол Кдассик 1999

         2. И.Д.Зверев Книга для чтения по анатомии физиологии и гигиене человека  – М: Просвещение 1978.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Животные.» разработана на основе:

  • Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.
  • Учебного плана Образовательного учреждения.

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Цели:

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Освоение знаний:

  • об основных биологических понятиях;
  • об особенностях животного мира;
  • об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования.

Овладение умениями:

  • ориентироваться в мире животных;
  •  использовать полученные знания в повседневной жизни;
  •  применять биологические знания.

Развитие: 

  • познавательных интересов;
  •  творческих способностей в процессе наблюдений;
  •  самостоятельного приобретения новых знаний.

Воспитание:

  • любви к своей местности, своей стране;
  • толерантности;
  • экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

Применение биологических знаний и умений:

  • в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально – ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определённой территории;
  • самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи

В 8 классе программа раскрывает:

  • многообразие животного мира;
  • образ жизни некоторых животных;
  • сведения о внешнем и внутреннем строении их организма;
  • приспособленность животных к условиям их жизни.

Преподавание биологии в коррекционной школе 8 -го вида направлено:

  • на коррекцию недостатков умственного развития учащихся;
  • в процессе знакомства с живой и неживой природой развиваются у учащихся наблюдательность, речь и мышление;
  • дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой,
  • взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

Основные виды организации учебного процесса.

Формы работы:

  • урок;
  • фронтальная работа;
  • индивидуальная работа;
  • работа в парах и группах;
  •  коллективная работа.

Методы обучения:

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

  •  словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
  • практический метод;
  • -наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
  • работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

  • методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
  • методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

  • устные или письменные методы контроля;
  • -фронтальные, групповые или индивидуальные;
  •  итоговые и текущие.

Используемые технологии:

  • разноуровневого и дифференцированного подхода;
  • здоровьесберегающие;
  • игровые;
  • личностно-ориентированные;
  • информационно-коммуникативные.

         Рабочая программа составлена на основе государственной программы и в соответствии с требованиями минимума содержания образования.

       В процессе знакомства с живой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся устанавливают простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи с человеком.

       В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных. Получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям жизни. Так же через весь курс проводится экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, животных и людей), а так же бережное отношение к природе.

     Программа 8 класса состоит из 2-х разделов: «Беспозвоночные животные» и «Позвоночные животные».

     В разделе «Беспозвоночные животные» рассматриваются: многообразие беспозвоночных, общие признаки беспозвоночных. Даются сведения о внешнем и внутреннем строении дождевого червя, его роли в почвообразовании, а так же многообразии насекомых их внешнем и внутреннем строении, о пользе и вреде насекомых. Проводится экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

     Раздел «Позвоночные животные» охватывает сведения об общих признаках рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих их внешнем и внутреннем строении, размножении, образа жизни, поведении, а так же значение в хозяйственной деятельности человека. В этом разделе изложены основные требования ухода за домашними  и некоторыми сельскохозяйственными животными. Проводится экскурсия в питомник для наблюдения за поведением животных.

    Учебные занятия проводятся в  специально оборудованном кабинете естествознания.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • основные отличия животных от растений;
  • признаки сходства и различия между изученными группами животных;
  • общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
  • места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
  • названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а так же в хозяйственной деятельности человека;
  • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными.

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах;
  • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
  • устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
  • проводить несложный уход за некоторыми домашними животными, рассказывать о своих питомцах;
  • рассказывать о своих питомцах.

Группы учащихся:

Базовый стандарт.

  • 1 группа дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

Достаточный уровень.

  • 2 группа, для этой группы детей характерен более замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы эта группа так же справляется.

Результаты индивидуальных достижений.

  • 3 группа, эти дети отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам при решении различных задач, примеров, списывание текстов и других заданий. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе по всем предметам.

Способы и формы оценки образовательных результатов:

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Биология. Животные." оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Знания детей по предмету оцениваются по их активному участию в работе класса, по правильности ответов на вопросы, по умению составлять словосочетания и предложения, по умению находить связь между предметами и явлениями, по умению составлять рассказы по серии картинок, по плану – вопроснику, по схематическому плану.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов.

1. Оценка устных ответов.

     Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

     Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

     Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

     Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнании большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

     Оценка «1» за устные ответы не ставится.

Итоговая оценка знаний и умений учащихся.

  • За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
  • При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
  • Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.

          Практические и лабораторные работы. Экскурсии.

          Тема

    Практические работы.

(как часть урока)

  Лабораторные и демонстрации (демонстрация опытов и презентаций), как часть урока

Экскурсии

1.Беспозвоночные животные;

1

1

1

2. Позвоночные животные;

11

7

1

                                                     

Учебный план по биологии 8 класс (68 часов)

№ урока

№ урока по теме

Тема урока

Количество часов

 Беспозвоночные животные

11

1.Введение

3

1

1.1

Инструктаж по технике безопасности. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни.

2

1..2

Многообразие животного мира.

3

1.3

Значение животных в народном хозяйстве и их охрана.

2.Черви

2

4

2.1

Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.

5

2.2

Круглые черви-паразиты человека.

3.Насекомые

6

6

3.1

Бабочка – капустница, внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред.

7

3.2

Яблонная плодожорка - внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред.

8

3.3

Майский жук - внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред.

9

3.4

Комнатная муха - внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред.

10

3.5

Медоносная пчела - полезное в хозяйственной деятельности человека насекомое.

11

3.6

Тутовый шелкопряд – полезное в хозяйственной деятельности человека насекомое.

Позвоночные животные

55

4.Рыбы

8

12

4.1

Общие признаки рыб.

13

4..2

Среда обитания – водоемы.

14

4.3

Речные рыбы: окунь, щука.

15

4.4

Речные рыбы: карп.

16

4.5

Морские рыбы (треска, сельдь).

17

4.6

Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение рыб.

18

4.7

Нервная система, органы чувств рыбы.

19

4.8

Размножение рыб. Охрана и увеличение рыбных богатств.

5.Земноводные

2

20

5.1

Общие признаки земноводных. Лягушка. Место обитания, образ жизни, внешнее строение.

21

5.2

Внутреннее строение земноводных.

6.Пресмыкающиеся

3

22

6.1

Общие признаки пресмыкающихся.

23

6.2

Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств.

24

6..3

Размножение пресмыкающихся.

7.Птицы

9

25

7.1

Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего строения.

26

7.2

Общая характеристика птиц: особенности внутреннего строения.

27

7.3

Размножение и развитие птиц. Особенности образа жизни.

28

7.4

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса.

29

7.5

Хищные птицы. Серая сова. Степной орел.

30

7.6

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

31

7.7

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

32

7.8

Домашние птицы (курица, гусь, утка).

33

7.9

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

8.Млекопитающие

11

34

8.1

Внешнее строение млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни..

35

8.2

Скелет млекопитающих: грудная клетка, позвоночник, скелет передних и задних конечностей..

36

8.3

Внутренние органы млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы. Значение.

37

8.4

Грызуны. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности.

38

8.5

Зайцеобразные, общие признаки, черты сходства и различия между зайцами и кроликами.

39

8.6

Разведение домашних кроликов.

40

8.7

Ластоногие морские животные. Китообразные.

41

8.8

Хищные звери. Общие признаки хищных зверей.

42

8.9

Парнокопытные Непарнокопытные. Особенности внешнего вида, передвижения, питания

43

8.10

Приматы. Общая характеристика, внешний вид, образ жизни.

44

8.11

Обобщающий урок по теме: «Млекопитающие».

9.Сельскохозяйственные животные

24

45

9.1

Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.

46

9.2

Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание коров в них.

47

9.3

Выращивание телят.

48

9.4

Особенности внешнего строения и питания овец.

49

9.5

Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец.

50

9.6

Содержание овец: зимнее – на фермах и летнее – на пастбищах.

51

9.7

Выращивание ягнят.

52

9.8

Верблюд. Особенности внешнего строения – приспособленность к засушливым условиям жизни.

53

9.9

Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

54

9.10

Северный олень. Особенности внешнего строения – приспособленность к суровым северным условиям жизни.

55

9.11

Особенности питания северного оленя. Значение северного оленя в хозяйстве человека.

56

9.12

Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.

57

9.13

Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование.

58

9.14

Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление.

59

9.15

Выращивание поросят. Откорм свиней.

60

9.16

Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.

61

9.17

Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве.

62

9.18

Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.

63

9.19

Содержание лошадей. Выращивание жеребят

64

9.20

Работа на пришкольном участке.

65

9.21

Работа на пришкольном участке.

66

9.22

Животные, занесенные в Красную книгу Алтая.

67

9.23

Особо охраняемые территории Алтайского края.

68

9.24

Летние задания.

                                                         

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

№ урока по теме

Тема урока, практические работы, Лабораторные (демонстрация опытов). Экскурсии.

Дата

Коррекционная работа

Формируемые понятия ФП,

Закрепляемые понятия ЗП.

Контроль (проверочные и самостоятельные работы)

Словарь

1.Введение (3 часа).

1

1.1

Инструктаж по технике безопасности. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни.

Выявить степень подготовленности каждого ученика к изучению предмета.

Вводный

2

1..2

Многообразие животного мира.

Формирование умения работы с учебной литературой, навыков заполнения таблиц по шаблону.

ЗП – дикие и домашние животные, среда обитания.

Текущий

Самостоятельная работа

Заполнить таблицу.

Среда обитания

3

1.3

Значение животных в народном хозяйстве и их охрана.

Формирование умения работы с учебной литературой, навыков чтения и составления рассказа по плану.

Текущий

Составить рассказ по плану;

Беспозвоночные животные(8 часов).

2.Черви (2 часа)

4

2.1

Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.

Развитие мелкой моторики рук и зрительного восприятия.

ФП – беспозвоночные

животные, членики, щетинки, слизь.

Вводный

Самостоятельная работа

В тетради рисунок дождевого червя;

Работа по карточкам с заданиями.

  • Беспозвоночные
  • Членики;
  • Щетинки;

5

2.2

Круглые черви-паразиты человека.

Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану.

ФП – черви – паразиты;

аскарида, печеночный сосальщик;

Текущий

Самостоятельная работа

Составить рассказ по плану;

В тетради правила гигиены.

  • Аскарида;
  • Печеночный сосальщик;

3.Насекомые (6 часов).

6

3.1

Бабочка – капустница, внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред.

Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану.

ФП – хоботок, нектар, поколение, куколка.

Вводный

Самостоятельная работа

Составить рассказ по плану о бабочке – капустнице.

Выполнить задание №5 с.3 раб.тетради.

  • Хоботок;
  • Нектар;
  • Куколка.

7

3.2

Яблонная плодожорка - внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред.

Развивать умение работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос.

ФП – яблонная плодожорка; ловчие пояса.

Текущий

Самостоятельная работа

Ответы на вопросы 2-4 на стр.20

  • Яблонная;

Плодожорка.

8

3.3

Майский жук - внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред.

Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану.

ФП – щупики, перепончатые крылья.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задания № 2,3,4, с.2-3 раб.тетради.

Составить рассказ о жуке по плану.

  • Щупики;

9

3.4

Комнатная муха - внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред.

Формирование навыков индивидуальной работы, четкого изложения мысли.

ФП – кокон, кишечные инфекции, ленты-ловушки.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задания на карточках.

  • Кокон;
  • Инфекции;

10

3.5

Медоносная пчела - полезное в хозяйственной деятельности человека насекомое.

Формирование навыков выполнения практической работы, коррекция зрительного восприятия.

ФП – улей, матка, трутень, рабочая пчела, нектар, мед, соты, роение.

Текущий

Самостоятельная работа

Составить рассказ о пчелах по плану.

Выполнить задание №8 с.4 р.т.

  • Трутень;
  • Роение.

11

3.6

Тутовый шелкопряд – полезное в хозяйственной деятельности человека насекомое.

Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану.

ФП – тутовый шелкопряд, шелковица.

Текущий

Самостоятельная работа

Составить рассказ-описание по плану о тутовом шелкопряде.

Выполнить задание №10,11.

  • Тутовый;
  • Шелкопряд;
  • Шелковица.

Позвоночные животные (55 час).

4.Рыбы (8 часов).

12

4.1

Общие признаки рыб.

Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану. Развивать умение сравнивать и делать выводы на основе сравнения.

ФП – позвоночные, чешуя, слизь, плавники.

- органы пищеварения, дыхания, кровообращения.

Вводный

Самостоятельная работа

Составить рассказ-описание рыбы по плану.

Выполнить задание №2 с.8

  • Позвоночные;
  • Жабры;
  • Плавники.

13

4..2

Среда обитания – водоемы.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника.

ФП – речная рыба, хищник.

Текущий

Найти основные особенности внешнего строения.

  • Хищник;

14

4.3

Речные рыбы: окунь, щука.

Формирование навыков правильного письма, четкого формулирования ответа на вопрос, использования учебной литературы.

ФП – икринка, зародыш, малек.

Текущий

Самостоятельная работа

Чем личинка отличается от малька?

  • Икринка;
  • Зародыш;
  • Малек.

15

4.4

Речные рыбы: карп.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника.

ФП – речная рыба, хищник.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание №6 с.9

  • Хищник;

16

4.5

Морские рыбы (треска, сельдь).

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника.

ЗП – речная рыба, хищник.

ФП – морская рыба

Текущий

Ответы на вопросы.

  • Хищник

17

4.6

Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение рыб.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника.

ЗП – морские, придонные, косяки.

ФП – питание, дыхание, кровообращение

Текущий

Самостоятельная работа

Ответы на вопросы;

Выполнить задания №8,9 с.10

  • Придонные.

18

4.7

Нервная система, органы чувств рыбы.

Корректировать умения выполнять работу по шаблону, навыки чтения и письменного изложения материала.

ЗП – питание, дыхание, кровообращение

ФП – головной, спинной мозг, нервы, нервные узлы

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание №11,12,13, с.12-13.

  • Головной мозг
  • Боковая линия

19

4.8

Размножение рыб. Охрана и увеличение рыбных богатств.

Развивать навыки правильного изложения материала, умения, составлять рассказ, используя шаблон.

ЗП – трал, траулер, рыболовство

Текущий

Сообщения учащихся по теме урока.

  • Траулер;
  • Рыболовство;
  • Рыбоводство.

5.Земноводные (2 часа).

20

5.1

Общие признаки земноводных. Лягушка. Место обитания, образ жизни, внешнее строение.

Формирование умения работы с учебной литературой, навыков заполнения таблиц по шаблону. Развивать умение работы с таблицами.

ФП – земноводные, тритоны, спячка.

Вводный

Самостоятельная работа

Выполнить задание №1,с.13;

№2,3 с.14.

  • Земноводные.

21

5.2

Внутреннее строение земноводных.

Развивать навыки работы с рисунками учебника. Выполнения практических работ.

ФП – костный скелет, череп, четырехкамерное сердце, головастик.

Текущий

Самостоятельная работа

Ответы на вопросы в конце параграфа.

  • двухкамерное.

6.Пресмыкающиеся (3 часа).

22

6.1

Общие признаки пресмыкающихся.

Развивать навыки работы с рисунками учебника. Выполнения практических работ.

ФП – пресмыкающиеся, роговая чешуя.

Вводный

Самостоятельная работа

Выполнить задание № 1,2 с.19.

  • Пресмыкающиеся.

23

6.2

Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника.

ЗП – пресмыкающиеся, роговая

чешуя.

ФП –смешанная кровь, перегородка

Текущий

Самостоятельная работа

Ответы на вопросы в конце параграфа.

  • Трубчатая НС

24

6.3

Размножение пресмыкающихся.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника.

ФП – клоака

Текущий

Самостоятельная работа

Ответы на вопросы в конце параграфа.

  • клоака

7.Птицы (9 часов).

25

7.1

Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего строения.

Развивать навыки правильного изложения материала, умения составлять рассказ, используя шаблон.

ФП – пернатые, стержень, очин, опахало.

Вводный

Самостоятельная работа

Рассказ о птице по плану;

Выполнить задания №1,2,3 с.22 раб.т.

  • Пернатые;
  • Очин;
  • Опахало.

26

7.2

Общая характеристика птиц: особенности внутреннего строения.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника.

ФП – клюв, грудина, киль, двойное дыхание.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание № 4,5,6 с. 23.

  • Грудина;

27

7.3

Размножение и развитие птиц. Особенности образа жизни.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки  индивидуальной работы.

ФП – желток, белок, зародыш, канатики, воздушная камера.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание №7,8,9 с.24.

  • Зародыш.

28

7.4

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса.

Развивать навыки работы с рисунками учебника. Выполнения практических работ.

ЗП – перелетные

ФП - насекомоядные;

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание №10 с. 25.

Выполнить задание № 11,12 с. 26.

  • Насекомоядные..

29

7.5

Хищные птицы. Серая сова. Степной орел.

Развивать навыки работы с рисунками учебника. Выполнения практических работ.

ФП – хищник, «Соколиная охота».

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задания № 13,14, с. 26.

  • Соколиная охота.

30

7.6

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

Развивать навыки правильного изложения материала, умения составлять рассказ, используя шаблон.

ФП – перепонка, подкожный жир.

Текущий

Самостоятельная работа

Составить рассказ по плану.

Выполнить задания №15,16,17.

  • Перепонка.

31

7.7

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Развивать навыки правильного изложения материала, умения составлять рассказ, используя собственный опыт.

ФП – птицы обитающие вблизи жилища человека

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задания № 19, 20, 21.

32

7.8

Домашние птицы (курица, гусь, утка).

Развивать навыки правильного изложения материала, умения составлять рассказ, используя шаблон.

ЗП – инкубатор, бройлерный цех.

Текущий

Рассказ по плану

  • Инкубатор;
  • Брудерный цех.

33

7.9

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Развивать навыки творческой работы, используя шаблон. Формировать внимание, наблюдательность.

Итоговый

Составление кроссворда

8.Млекопитающие (11 часов).

34

8.1

Внешнее строение млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.

Развивать навыки правильного изложения материала, умения составлять рассказ, используя шаблон.

ФП -  млекопитающие, шерсть, ушная раковина, линька.

Вводный

Самостоятельная работа

Рассказ по плану о млекопитающем.

Выполнить задание №1,с 32.

  • Млекопитающие;
  • Ушная раковина.

35

8.2

Скелет млекопитающих: грудная клетка, позвоночник, скелет передних и задних конечностей.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника.

ЗП – млекопитающие;

ФП – грудная клетка, позвоночник, скелет передних и задних конечностей

Текущий

Самостоятельная работа

Ответы на вопросы;

Выполнить задания № 2,3, с. 33.

  • Резцы;
  • Клыки;
  • Мозг.

36

8.3

Внутренние органы млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы. Значение..

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника.

ФП – головной мозг, спинной мозг, нервы

Текущий

Самостоятельная работа

Ответы на вопросы;

Выполнить задания № 4,5,6, с. 34.

  • Головной мозг
  • Спинной мозг.

37

8.4

Грызуны. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности.

Развивать навыки работы с рисунками учебника. Выполнения практических работ.

ФП – грызуны, растительноядные, слепая кишка.

Текущий

Самостоятельная работа

Рассказ о любом грызуне по плану.

Выполнить задания № 8,9, с. 35.

  • Растительноядные.

38

8.5

Зайцеобразные, общие признаки, черты сходства и различия между зайцами и кроликами.

Развивать навыки работы с рисунками учебника. Выполнения практических работ.

ФП – русак, беляк, листопадники.

Текущий

Самостоятельная работа

Составить рассказ-описание по плану.

  • Листопадники.

39

8.6

Разведение домашних кроликов.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника.

ФП – кролиководческая ферма.

Текущий

Самостоятельная работа

Ответы на вопросы;

Выполнить задания № 10, 12, 13. с.36-37.

  • Кролиководческая.

40

8.7

Ластоногие морские животные. Китообразные.

Формировать умения выбирать материал из предложенных учителем материалов, развивать внимание, слух, зрительное восприятие.

ФП – китообразные, ноздря, дыхало, китовый ус

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задания № 18,19, 20.

  • Китообразные;
  • Дыхало;
  • Ноздря.

41

8.8

Хищные звери. Общие признаки хищных зверей.

Развивать навыки работы с рисунками учебника. Выполнения практических работ.

ФП – хищник

Текущий

Самостоятельная работа

Составить рассказ-описание по плану.

Выполнить задания № 14,15, с. 37-38.

  • Хищник.

42

8.9

Парнокопытные Непарнокопытные. Особенности внешнего вида, передвижения, питания

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с тетрадью.

ФП – непарнокопытные, табун, вожак.

Текущий

Самостоятельная работа

Сравнительная характеристика зебры и лося.

Выполнить задания №22,23,с. 42.

  • Непарнокопытные.

43

8.10

Приматы. Общая характеристика, внешний вид, образ жизни.

Формировать умения выбирать материал из предложенных учителем материалов, развивать внимание, слух, зрительное восприятие.

ФП – человекообразные обезьяны

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание №24 с. 43.

  • Человекообразные.

44

8.11

Обобщающий урок по теме: «Млекопитающие».

Развивать навыки творческой работы, используя шаблон. Формировать внимание, наблюдательность.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задания №25, 26.

9. Сельскохозяйственные млекопитающие (22 часа).

45

9.1

Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное.

ФП – порода, мясная, молочная, мясо-молочная.

Вводный

Самостоятельная работа

Сравнительная характеристика разных пород коров.

Выполнить задание №2,с. 45.

  • Мясо-молочная.

46

9.2

Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание коров в них.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника.

ФП – коровник, беспривязное и стойловое содержание коров.

Текущий

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы.

Выполнить задание №3,с.45.

  • Стойловое.
  • Коровник.

47

9.3

Выращивание телят.

Развивать навыки правильного изложения материала, умения, составлять рассказ, используя шаблон.

ФП – телятник, кормилица, телятница.

Текущий

Самостоятельная работа

Рассказ по плану о содержании телят.

  • Телятник;
  • Телятница.

48

9.4

Особенности внешнего строения и питания овец.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника.

ФП – комолая овца, айран, брынза, муфлон, овцеводство.

Текущий

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы.

  • Комолая;
  • Айран;
  • Брынза;
  • Муфлон;
  • Овцеводство.

49

9.5

Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с тетрадью.

ФП – тонкорунные, грубошерстные, полугрубошерстные.

Текущий

Самостоятельная работа

Сравнительная характеристика пород овец.

  • Тонкорунные;
  • Грубошерстные;
  • Полугрубошерстные.

50

9.6

Содержание овец: зимнее – на фермах и летнее – на пастбищах.

Формировать умения выбирать материал из предложенных учителем материалов, развивать внимание, слух, зрительное восприятие.

ФП – чабан, кошар, овчарня, ягнята.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задания №5,6,с. 46

  • Чабан;
  • Кошар;
  • Овчарня.

51

9.7

Выращивание ягнят.

Развивать навыки работы с рисунками учебника. Выполнения практических работ.

ФП – чабан, кошар, овчарня, ягнята.

Текущий

Самостоятельная работа

Рассказ по плану о верблюде.

Выполнить задание №7,с. 47.

  • Чабан;
  • Кошар;

Овчарня.

52

9.8

Верблюд. Особенности внешнего строения – приспособленность к засушливым условиям жизни.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с тетрадью.

ФП – горб, мозолистая подушка, одногорбые, двугорбые.

Текущий

Самостоятельная работа

Сравнительная характеристика верблюда и оленя.

  • Одногорбый;
  • Двугорбый.

53

9.9

Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника.

ФП – горб, мозолистая подушка, одногорбые, двугорбые.

Текущий

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы.

  • Одногорбый;
  • Двугорбый.

54

9.10

Северный олень. Особенности внешнего строения – приспособленность к суровым северным условиям жизни.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника.

ФП - «олений мох», нарты, замша.

Текущий

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы о содержании свиней.

  • Замша;
  • Нарты.

55

9.11

Особенности питания северного оленя. Значение северного оленя в хозяйстве человека.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с тетрадью.

ФП – «олений мох», нарты, замша.

Текущий

Самостоятельная работа

Сравнительная характеристика выращивания телят и поросят.

  • Замша;
  • Нарты.

56

9.12

Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.

Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника. Развивать навыки самостоятельной работы.

ЗП – свиноматка; свинарка

ФП - хрящевой пятачок, щетина, свиноводство.

Текущий

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы.

  • Свиноматка;
  • Свинарка.

57

9.13

Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование.

Формировать умения выбирать материал из предложенных учителем материалов, развивать внимание, слух, зрительное восприятие.

ФП – свиноматка; свинарка

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание №11 с.48.

  • Свиноматка;
  • Свинарка.

58

9.14

Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление.

Развивать навыки правильного изложения материала, умения составлять рассказ, используя шаблон.

ФП – свиноматка; свинарка

Текущий

Сообщения учащихся

  • Свиноматка;

Свинарка.

59

9.15

Выращивание поросят. Откорм свиней.

Развивать навыки правильного изложения материала, умения составлять рассказ, используя шаблон.

ФП – свиноматка; свинарка

Текущий

Сообщения учащихся

  • Свиноматка;

Свинарка.

60

9.16

Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.

Развивать навыки правильного изложения материала, умения, составлять рассказ, используя шаблон.

ФП - конюшня, конюх, жеребята.

Текущий

Сообщения учащихся

  • Тяжеловозные;

Легкоупряжные

61

9.17

Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве.

Развивать навыки правильного изложения материала, умения, составлять рассказ, используя шаблон.

ФП - конюшня, конюх, жеребята.

Текущий

Сообщения учащихся

  • Конюшня;

Коневодство

62

9.18

Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.

Развивать навыки правильного изложения материала, умения, составлять рассказ, используя шаблон.

ЗП - конюшня, конюх, жеребята.

ФП – верховые лошади, рысаки, тяжеловозы.

Текущий

Сообщения учащихся

  • Тяжеловозные;

Легкоупряжные

63

9.19

Содержание лошадей. Выращивание жеребят

Развивать навыки творческой работы, используя шаблон. Формировать внимание, наблюдательность.

ЗП - конюшня, конюх, жеребята.

ФП – верховые лошади, рысаки, тяжеловозы.

Итоговый

Проверочная работа:

/Тестированный опрос по теме «Домашние животные»

  • Конюшня;
  • Коневодство

64

9.20

Работа на пришкольном участке.

Формировать навыки практической работы.

65

9.21

Работа на пришкольном участке.

Формировать навыки практической работы.

66

9.22

Животные, занесенные в Красную книгу Алтая.

Развивать навыки правильного изложения материала, умения составлять рассказ, используя шаблон.

67

9.23

Особо охраняемые территории Алтайского края.

Развивать навыки правильного изложения материала, умения составлять рассказ, используя шаблон.

68

9.24

Летние задания.

Формировать навыки практической работы.

                                 Перечень учебно-методического обеспечения

образовательного процесса:

Основная литература:

1.Бгажнокова И.М. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Просвещение 2003. – 170-175.

2.Воронкова В.В. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В.В. Воронкова, М.Н. Петрова. – М: Владос 2011. 57-62с.

3.Никишов А.И. Естествознание. Животные. 8 класс/А.И. Никишов, А.В. Теремов. – М: Просвещение 2004.

4.Никишов А.И. Биология. Животные. 7-8 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений/А.И. Никишов, И.Х. Шарова. – М: Просвещение 2000.

Дополнительная литература:

1.Занимательный атлас «Дикие животные». Издательство Атлас.

2.Никифоров М.Е. Птицы Белоруссии. Минск: Высшая школа, 1989.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа педагога по изобразительному искусству для 1-7 классов для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Школьный курс по изобразительному искусству с 1– 7 классы направлен на продолжение решения следующих основных  задач:Коррекции недостатков развития познавательной деятельности обучающихся путем с...

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....