Рабочая программа курса "Биология. Человек" 9 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программу VII и (или) VIII вида.
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
В рабочей программе представлена пояснительная записка, календарно - тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.docx | 60.58 КБ |
8_klass.docx | 65.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Человек.» разработана на основе:
- Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.
- Учебного плана Образовательного учреждения.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Цели:
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний:
- об основных биологических понятиях;
- об особенностях животного мира;
- об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования.
Овладение умениями
- ориентироваться в мире животных;
- использовать полученные знания в повседневной жизни;
- применять биологические знания.
Развитие
- познавательных интересов,
- творческих способностей в процессе наблюдений,
- самостоятельного приобретения новых знаний.
Воспитание
- любви к своей местности, своей стране,
- толерантности;
- экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Применение биологических знаний и умений
- в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально – ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определённой территории;
- самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Основными задачами преподавания биологии являются:
В программе 9 класса предусматривается:
- сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека;
- учащиеся знакомятся с ними и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной жизнедеятельности;
- в связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться;
- соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней;
- какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.
Преподавание биологии в коррекционной школе 8 - го вида направлено:
- на коррекцию недостатков умственного развития учащихся;
- в процессе знакомства с живой и неживой природой развиваются у учащихся наблюдательность, речь и мышление;
- дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой;
- взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Основные виды организации учебного процесса.
Формы работы:
- урок;
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- работа в парах и группах;
- коллективная работа.
Методы обучения.
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
- практический метод;
- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
- работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
- устные или письменные методы контроля;
- фронтальные, групповые или индивидуальные;
- итоговые и текущие.
Используемые технологии:
- разноуровневого и дифференцированного подхода;
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- информационно-коммуникативные.
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Обучающиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят его нормальной жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека обучающимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.
При изучении программного материала обращается внимание обучающихся на значение физической культуры и спорта для здоровья и закаливания организма и нормальной его жизнедеятельности.
Учебные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете естествознания
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;
- о влиянии физической нагрузки на организм;
- нормы правильного питания;
- о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека;
- названия специализации врачей, к которым можно обращаться за помощью;
- меры предупреждения сколиоза;
- свою группу крови и резус-фактор;
- норму кровяного давления;
- состояние своего зрения и слуха;
- санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
- применять приобретенные знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования;
- измерять температуру тела;
- оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.
Группы учащихся:
Базовый стандарт.
- 1 группа дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Достаточный уровень.
- 2 группа, для этой группы детей характерен более замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы эта группа так же справляется.
Результаты индивидуальных достижений
- 3 группа, эти дети отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам при решении различных задач, примеров, списывание текстов и других заданий. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе по всем предметам.
Способы и формы оценки образовательных результатов
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Биология. Человек.", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания детей по предмету оцениваются по их активному участию в работе класса, по правильности ответов на вопросы, по умению составлять словосочетания и предложения, по умению находить связь между предметами и явлениями, по умению составлять рассказы по серии картинок, по плану – вопроснику, по схематическому плану.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение:
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату:
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов.
1. Оценка устных ответов.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнании большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Итоговая оценка знаний и умений учащихся.
- За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
- При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
- Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
Практические и лабораторные работы. Экскурсии.
Тема | Практические (как часть урока) | Лабораторные (демонстрация опытов), как часть урока | Экскурсии |
Общий обзор организма человека | 1 | ||
Опора тела и движение | 1 | 2 | |
Кровь и кровообращение | 0 | 1 | |
Дыхание | 0 | 1 | |
Пищеварение | 1 | 1 | |
Почки | |||
Кожа | |||
Органы чувств | 2 | ||
Нервная система | 1 |
Учебный план по курсу «Биология.Человек».
№ урока | № урока по теме | Тема |
1.Введение (1час) | ||
1 | 1.1 | Инструктаж по технике безопасности. Место человека среди млекопитающих в живой природе. |
2.Общий обзор организма человека (4 часа) | ||
2 | 2.1 | Общее знакомство с организмом человека. |
3 | 2.2 | Краткие сведения о строении клеток организма. |
4 | 2.3 | Краткие сведения о строении тканей организма. |
5 | 2.4 | Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная, органы чувств). |
3.Опора тела и движение (12 часов) | ||
6 | 3.1 | Значение опорно-двигательной системы. |
7 | 3.2 | Состав и строение костей. |
8 | 3.3 | Скелет человека. Скелет головы. |
9 | 3.4 | Скелет человека. Скелет туловища. |
10 | 3.5 | Скелет человека. Скелет конечностей. |
11 | 3.6 | Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов и переломах костей. |
12 | 3.7 | Основные группы мышц человеческого тела. |
13 | 3.8 | Работа мышц. |
14 | 3.9 | Гигиена физического труда. |
15 | 3.10 | Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. |
16 | 3.11 | Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. |
17 | 3.12 | Повторение темы «Опорно-двигательная система» |
4.Кровь и кровообращение (8 часов) | ||
18 | 4.1 | Значение крови и кровообращения. Состав крови. |
19 | 4.2 | Сердце, его строение и работа. |
20 | 4.3 | Большой и малый круги кровообращения. Кровеносные сосуды. |
21 | 4.4 | Движение крови по сосудам. Пульс. |
22 | 4.5 | Первая помощь при кровотечениях. |
23 | 4.6 | Предупреждение сердечно - сосудистых заболеваний. |
24 | 4.7 | Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды. |
25 | 4.8 | Повторение темы «Кровеносная система». |
5.Дыхание (7 часов) | ||
26 | 5.1 | Значение дыхания. Органы дыхания, строение и функции. |
27 | 5.2 | Газообмен в легких и тканях. Строение легких. |
28 | 5.3 | Голосовой аппарат. |
29 | 5.4 | Болезни, передающиеся через воздух. |
30 | 5.5 | Гигиена органов дыхания. |
31 | 5.6 | Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. |
32 | 5.7 | Повторение темы «Органы дыхания» |
6.Пищеварение (10 часов) | ||
33 | 6.1 | Значение пищеварения. |
34 | 6.2 | Питательные вещества и витамины. |
35 | 6.3 | Пищевые продукты. Демонстрация опыта «Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле» |
36 | 6.4 | Органы пищеварения. |
37 | 6.5 | Пищеварение в ротовой полости. Строение и значение зубов. |
38 | 6.6 | Пищеварение в ротовой полости, пищеварительные железы. |
39 | 6.7 | Пищеварение в желудке и кишечнике. |
40 | 6.8 | Всасывание питательных веществ в кровь. |
41 | 6.9 | Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений. |
42 | 6.10 | Повторение темы « Пищеварение». |
7.Почки (2 часа) | ||
43 | 7.1 | Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. |
44 | 7.2 | Предупреждение почечных заболеваний. |
8.Кожа (3 часа) | ||
45 | 8.1 | Кожа человека и её значение как органа защиты организма, осязания, выделения и терморегуляции. |
46 | 8.2 | Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. |
47 | 8.3 | Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожении. |
9.Нервная система (7часов) | ||
48 | 9.1 | Строение и значение нервной системы. |
49 | 9.2 | Строение и значение нервной системы. Спинной мозг, его строение и значение. |
50 | 9.3 | Строение и значение нервной системы. Головной мозг, его строение и значение. |
51 | 9.4 | Гигиена умственного труда. |
52 | 9.5 | Особенности ВНД человека. |
53 | 9.6 | Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. |
54 | 9.7 | Сон и его значение. |
55 | 9.8 | Повторение темы «Нервная система». |
10.Органы чувств (8 часов) | ||
56 | 10.1 | Значение органов чувств. |
57 | 10.2 | Строение, функции, органа зрения. |
58 | 10.3 | Гигиена органа зрения. |
59 | 10.4 | Строение органа слуха. |
60 | 10.5 | Предупреждение нарушений слуха. |
61 | 10.6 | Органы обоняния и вкуса. |
62 | 10.7 | Кожное и мышечное чувство. |
63 | 10.8 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Органы чувств». |
11.Охрана здоровья человека в Российской Федерации (5 часов) | ||
64 | 11.1 | Система здравоохранения в Российской Федерации. |
65 | 11.2 | Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. |
66 | 11.4 | Организация отдыха. Медицинская помощь. |
67 | 11.5 | Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). |
68 | 11.6 | Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ – инфекция. Меры профилактики. |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | № урока по теме | Тема урока, практические работы, Лабораторные (демонстрация опытов). Экскурсии. | Дата | коррекционная работа | Формируемые понятия ФП, Закрепляемые понятия ЗП. | Контроль (проверочные и самостоятельные работы) | Словарь |
1.Введение (1час) | |||||||
1 | 1.1 | Инструктаж по технике безопасности. Место человека среди млекопитающих в живой природе. | Выявить степень подготовленности каждого ученика к изучению предмета. | ФП-анатомия, физиология, гигиена | |||
2.Общий обзор организма человека (4 часа) | |||||||
2 | 2.1 | Общее знакомство с организмом человека. | Формирование умения работы с учебной литературой. | ФП - разум, мышление ЗП - анатомия, физиология, гигиена | вводный вопрос 2, 3 стр.14 | ||
3 | 2.2 | Краткие сведения о строении клеток организма. | Формирование умения работы с учебной литературой, навыков чтения и составления рассказа по плану. | ФП - цитоплазма, ядро, органоиды | текущий вопрос 1,3 стр.17; 1,2 стр.19 | белки, жиры, углеводы | |
4 | 2.3 | Краткие сведения о строении тканей организма. | Формирование умения работы с учебной литературой, навыков заполнения таблиц по шаблону. | ФП - эпителиальная, соединительная. мышечная, нервная ткани. ЗП - цитоплазма, ядро, органоиды | текущий заполнение таблицы, вопросы | ткань | |
5 | 2.4 | Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная, органы чувств). | Формирование умения работы с учебной литературой, навыков чтения и составления рассказа по плану. | ФП - покровная, опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы. ЗП - эпителиальная, соединительная. мышечная, нервная ткани. | текущий рассказ по рис. 28 стр.30 | орган, система органов | |
3.Опора тела и движение (12 часов) | |||||||
6 | 3.1 | Значение опорно-двигательной системы. | Формировать умения работать с рисунками учебника, сравнивать, делать выводы. | ФП - скелет головы, туловища, конечностей. ЗП - покровная, опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы. | вводный работа с рис. 35, 36, 37 стр. 41 | скелет, мышцы | |
7 | 3.2 | Состав и строение костей. | Развивать умение работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос. | ФП - состав кости, типы костей ЗП - скелет головы, туловища, конечностей. | текущий вопросы стр.39 | сустав, связки, суставная жидкость | |
8 | 3.3 | Скелет человека. Скелет головы. | Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма. | ФП - мозговой отдел, лицевой отдел | текущий задания 1,2,3 стр. 46 | лобная, затылочная, теменная, височная | |
9 | 3.4 | Скелет человека. Скелет туловища. | Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма. | ФП - отделы позвоночника, изгибы ЗП - мозговой отдел, лицевой отдел | текущий задания 1,2 стр. 50 | грудная клетка, ребра | |
10 | 3.5 | Скелет человека. Скелет конечностей. | Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану. | ФП - скелеты конечностей, пояса конечностей ЗП - отделы позвоночника, изгибы | текущий рассказ с использованием рис. 47, 52; задания 1,2,3,4 стр. 54 | кисть, стопа, пояс конечностей | |
11 | 3.6 | Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов и переломах костей. | Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма. | ФП - растяжение, вывих, перелом | текущий задание стр. 57, 60 | ||
12 | 3.7 | Основные группы мышц человеческого тела. | Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану. | ФП - виды мышечной ткани | текущий рассказ с использованием рис. 60 стр.62 | сократимость | |
13 | 3.8 | Работа мышц. | Формирование навыков выполнения практической работы, коррекция зрительного восприятия. | ФП - группы мышц, работа мышц ЗП - виды мышечной ткани | текущий заполнение таблицы с использованием текста учебника | сгибатели, разгибатели, утомление | |
14 | 3.9 | Гигиена физического труда. | Развивать умение работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос. | ФП - осанка, плоскостопие ЗП - сгибатели, разгибатели, | текущий ответы на вопросы стр. 74 | ||
15 | 3.10 | Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. | Развивать умение работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос. | ФП - осанка, плоскостопие ЗП - сгибатели, разгибатели, | текущий ответы на вопросы стр. 78 | ||
16 | 3.11 | Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. | Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма. | ФП - минеральные, органические вещества кости ЗП - состав кости, типы костей | текущий рассказ с использованием плана | ||
17 | 3.12 | Повторение темы «Опорно-двигательная система» | Формировать навыки творческой работы, используя шаблон. Формировать внимание, наблюдательность | итоговый Тестовый контроль | |||
4.Кровь и кровообращение (8 часов) | |||||||
18 | 4.1 | Значение крови и кровообращения. Состав крови. | Формирование навыков выполнения практической работы, коррекция зрительного восприятия. | ФП - кровь, плазма, гемоглобин | вводный оформление результатов лабораторной работы | эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, иммунитет | |
19 | 4.2 | Сердце, его строение и работа. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника. | ФП - строение и работа сердца ЗП - кровь, плазма, гемоглобин | текущий работа с рис. 88, стр. 94 | предсердия, желудочки, клапаны | |
20 | 4.3 | Большой и малый круги кровообращения. Кровеносные сосуды. | Формировать навыки работы с учебной литературой, развивать умение выявлять главное и на основе этого делать выводы. | ФП - малый, большой круг кровообращения ЗП - строение и работа сердца | текущий задания 1,2 ,3 стр. 99 | артерии. вены, капилляры | |
21 | 4.4 | Движение крови по сосудам. Пульс. | Формировать навыки работы с учебной литературой, развивать умение выявлять главное и на основе этого делать выводы. | ФП - кровяное давление, перераспределение крови ЗП - малый, большой круг кровообращения, артерии, вены, капилляры | текущий задания 1,2 стр. 101 | пульс, тонометр | |
22 | 4.5 | Первая помощь при кровотечениях. | Формировать навыки работы с учебной литературой, развивать умение выявлять главное и на основе этого делать выводы. | ФП - свертываемость крови, виды кровотечений ЗП - кровяное давление. | текущий задания 1,2 стр.107 | капиллярное, венозное, артериальное кровотечение | |
23 | 4.6 | Предупреждение сердечно - сосудистых заболеваний. | Развивать умение работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос. | ФП - автоматия сердца | текущий вопросы стр.109 | ритм | |
24 | 4.7 | Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды. | Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану. | ФП - сужение кровеносных сосудов | текущий рассказ по дополнительному материалу | ожирение сердечной мышцы | |
25 | 4.8 | Повторение темы «Кровеносная система». | Формировать навыки самостоятельной работы , выполнения творческих заданий. | ЗП - кровяное давление, перераспределение крови, малый, большой круг кровообращения, артерии, вены, капилляры | итоговый кроссворд по изученной теме | ||
5.Дыхание (7 часов) | |||||||
26 | 5.1 | Значение дыхания. Органы дыхания, строение и функции. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника. | ФП - органы дыхательной системы | вводный работа с рис.105, стр. 118, вопросы стр. 119 | дыхательные пути, легкие, голосовой аппарат | |
27 | 5.2 | Газообмен в легких и тканях. Строение легких. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника. | ФП - обмен газов в легких и тканях, состав воздуха ЗП - дыхательные пути, легкие, голосовой аппарат | текущий работа с рис.109, стр. 121, задание стр. 122 | легочные пузырьки | |
28 | 5.3 | Голосовой аппарат. | Развивать умение работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос. | ФП - дыхательные движения, регуляция дыхания ЗП - обмен газов в легких и тканях, состав воздуха. | текущий вопросы стр. 125 | вдох, выдох, диафрагма | |
29 | 5.4 | Болезни, передающиеся через воздух. | Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма. | ФП - инфекционные заболевания дыхательных путей ЗП - дыхательные движения, регуляция дыхания | текущий дополнительный материал | флюорография | |
30 | 5.5 | Гигиена органов дыхания. | Формирование навыков выполнения практической работы, коррекция зрительного восприятия. | ФП - искусственное дыхание | текущий практическая работа | ||
31 | 5.6 | Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. | Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану. | ЗП - необходимость свежего воздуха, борьба с пылью ФП – влияние никотина | текущий рассказ «Для чего нужен свежий воздух» | чистый воздух | |
32 | 5.7 | Повторение темы «Органы дыхания» | навыки творческой работы, используя шаблон. Формировать внимание, наблюдательность | ЗП - обмен газов в легких и тканях, состав воздуха, дыхательные пути, легкие, голосовой аппарат | итоговый тестовый контроль | ||
6.Пищеварение (10 часов) | |||||||
33 | 6.1 | Значение пищеварения. | Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану. | ФП - питательные вещества, пищевые продукты, состав пищи | вводный рассказ по рис.123, 124, 125, 126 | пища, белки, жиры, углеводы | |
34 | 6.2 | Питательные вещества и витамины. | Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану. | ФП - витамины, жирорастворимые, водорастворимые ЗП - питательные вещества, пищевые продукты, состав пищи | текущий рассказ по таблице стр. 146-147 | авитаминоз, гипервитаминоз | |
35 | 6.3 | Пищевые продукты. Практическая работа «Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле» | Формирование навыков выполнения практической работы, коррекция зрительного восприятия. | ФП - пищевые продукты ЗП - питательные вещества | текущий оформление результатов опыта | ферменты | |
36 | 6.4 | Органы пищеварения. | Развивать умение работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос. | ФП - система органов пищеварения ЗП - значение питания | текущий вопросы стр. 151 | пищеварение, пищеварительные железы | |
37 | 6.5 | Пищеварение в ротовой полости. Строение и значение зубов. | ФП - строение зубов ЗП - система органов пищеварения | текущий задания 1,2 стр.155 | молочные, постоянные зубы | ||
38 | 6.6 | Пищеварение в ротовой полости, пищеварительные железы. | Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану. | ФП - ротовая полость, слюнные железы ЗП - молочные, постоянные зубы | текущий рассказ по рис.134 стр. 156 | слюна | |
39 | 6.7 | Пищеварение в желудке и кишечнике. | Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма. | ФП - пищеварение в желудке, | текущий | желудок, тонкий, толстый кишечник | |
40 | 6.8 | Всасывание питательных веществ в кровь. | Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма. | ФП - всасывание питательных веществ ЗП - пищеварение в желудке | текущий чтение текста стр. 160-162 | ворсинки, аппендикс | |
41 | 6.9 | Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений. | Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма. | ФП - профилактика заболеваний | текущий сообщение по теме урока | паразитические черви | |
42 | 6.10 | Повторение темы « Пищеварение». | Развивать навыки творческой работы, используя шаблон. Формировать внимание, наблюдательность | ЗП - система органов пищеварения значение питания | итоговый тестовый контроль | ||
7.Почки (2 часа) | |||||||
43 | 7.1 | Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. | Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма. | ФП - строение, работа почек | вводный объяснение основных понятий урока | моча, мочеточник, мочевой пузырь | |
44 | 7.2 | Предупреждение почечных заболеваний. | Формировать навыки здорового образа жизни. Умения работать с заданиями учебника. | ФП - почечные заболевания ЗП - строение, работа почек | текущий задания стр. 187 | почечные камни | |
8.Кожа (3 часа) | |||||||
45 | 8.1 | Кожа человека и её значение как органа защиты организма, осязания, выделения и терморегуляции. | Развивать умение работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос. | ФП - основные слои кожи | вводный вопрос стр.191 | ногти, волосы | |
46 | 8.2 | Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника. | ФП - защитная, выделительная функция кожи ЗП - основные слои кожи | текущий работа с рис.154 стр.190 | ||
47 | 8.3 | Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожении. | Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма. | ФП - терморегуляция организма ЗП - основные слои кожи | текущий чтение текста | закаливание | |
9.Нервная система (8 часов) | |||||||
48 | 9.1 | Строение и значение нервной системы. | Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма. | ФП - органы нервной системы, возбудимость, проводимость | вводный объяснение основных понятий темы | головной, спинной мозг, нервы, рефлекс | |
49 | 9.2 | Строение и значение нервной системы. Спинной мозг, его строение и значение. | Развивать навыки творческой работы, используя шаблон. | ФП - строение, функции СМ ЗП - органы нервной системы | текущий задание стр.214 | белое, серое вещество | |
50 | 9.3 | Строение и значение нервной системы. Головной мозг, его строение и значение. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника. | ФП - строение, функции ГМ ЗП - строение, функции СМ | текущий работа с рис. 169, 171, 172 | отделы головного мозга | |
51 | 9.4 | Гигиена умственного труда. | Развивать навыки правильного изложения материала, | ФП - врожденное, приобретенное поведение, речь ЗП - строение, функции ГМ | текущий задание стр.222 | мышление, мысль | |
52 | 9.5 | Особенности ВНД человека. | Формировать внимание, наблюдательность | ФП - врожденное, приобретенное поведение, речь ЗП - строение, функции ГМ | текущий задание стр.222 | ||
53 | 9.6 | Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. | Развивать навыки правильного изложения материала, | ФП - врожденное, приобретенное поведение, речь ЗП - строение, функции ГМ | текущий сообщения учащихся по теме урока | речь | |
54 | 9.7 | Сон и его значение. | Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма. | ФП - сновидения, профилактика сна ЗП - врожденное, приобретенное поведение | текущий чтение текста | сон, бодрствование | |
55 | 9.8 | Повторение темы «Нервная система». | Формировать внимание, наблюдательность | ФП - виды памяти ЗП - врожденное, приобретенное поведение | итоговый, чтение текста, тестовые задания | эмоции | |
10.Органы чувств (7 часов) | |||||||
56 | 10.1 | Значение органов чувств. | Развивать умение работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос. | ФП - разнообразие и значение органов чувств | вводный вопросы стр.244 | ||
57 | 10.2 | Строение, функции, органа зрения. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника. | ФП - внутреннее строение глаза ЗП - значение органов чувств | текущий работа с рис. 187, 188 стр.246-247 | хрусталик, сетчатка, глазное яблоко | |
58 | 10.3 | Гигиена органа зрения. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника | ФП - внутреннее строение глаза ЗП - значение органов чувств | текущий работа с рис. 187, 188 стр.246-247 | хрусталик, сетчатка, глазное яблоко | |
59 | 10.4 | Строение органа слуха. | Развивать умение работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос. | ФП - наружное, среднее, внутреннее ухо ЗП - значение органов чувств | текущий вопросы стр.256 | барабанная перепонка, улитка, звук | |
60 | 10.5 | Предупреждение нарушений слуха. | Формировать навыки беглого чтения, умение работать с текстом учебника. | ФП - потеря слуха | текущий чтение текста учебника стр.257-259 | гигиена слуха | |
61 | 10.6 | Органы обоняния и вкуса. | Формировать навыки беглого чтения, умение работать с текстом учебника. | ФП - восприятие запаха и вкуса ЗП - значение органов чувств | текущий чтение текста учебника стр.260-262 | вкусовые сосочки | |
62 | 10.7 | Кожное и мышечное чувство. | Формировать навыки беглого чтения, умение работать с текстом учебника. | ФП - осязание, мышечное чувство ЗП - значение органов чувств | текущий чтение текста учебника стр.259-260 | кожная чувствительность | |
63 | 10.8 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Органы чувств». | Формировать внимание, наблюдательность, развивать умение работать по шаблону. | итоговый составить кроссворд по теме | |||
11.Охрана здоровья человека в Российской Федерации (5 часов) | |||||||
64 | 11.1 | Система здравоохранения в Российской Федерации. | Развивать навыки правильного изложения материала, | ФП - система здравоохранения | здоровье | ||
65 | 11.2 | Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. | Развивать навыки правильного изложения материала, | ФП - виды государственных пенсий и пособий | нетрудоспособность | ||
66 | 11.3 | Организация отдыха. Медицинская помощь. | Развивать навыки правильного изложения материала, | ФП - медицинская помощь | медицина | ||
67 | 11.4 | Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). | Развивать навыки правильного изложения материала. | итоговый тестовая контрольная работа | |||
68 | 11.5 | Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ – инфекция. Меры профилактики. | Формировать внимание, наблюдательность. |
Перечень учебно-методического обеспечения
образовательного процесса:
Основная литература:
- Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Просвещение 2003. – 170-175.
- Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В.В. Воронкова, М.Н. Петрова. – М: Владос 2011. 57-62с.
- И.В.Романов, И.Б.Агафонова Биология. Человек. – М. Дрофа 2008
Дополнительная литература:
1. Л.А.Панфилова, Э.Г.Донцова Анатомия, физиология и гигиена человека М Рипол Кдассик 1999
2. И.Д.Зверев Книга для чтения по анатомии физиологии и гигиене человека – М: Просвещение 1978.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Животные.» разработана на основе:
- Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.
- Учебного плана Образовательного учреждения.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Цели:
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний:
- об основных биологических понятиях;
- об особенностях животного мира;
- об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования.
Овладение умениями:
- ориентироваться в мире животных;
- использовать полученные знания в повседневной жизни;
- применять биологические знания.
Развитие:
- познавательных интересов;
- творческих способностей в процессе наблюдений;
- самостоятельного приобретения новых знаний.
Воспитание:
- любви к своей местности, своей стране;
- толерантности;
- экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Применение биологических знаний и умений:
- в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально – ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определённой территории;
- самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи
В 8 классе программа раскрывает:
- многообразие животного мира;
- образ жизни некоторых животных;
- сведения о внешнем и внутреннем строении их организма;
- приспособленность животных к условиям их жизни.
Преподавание биологии в коррекционной школе 8 -го вида направлено:
- на коррекцию недостатков умственного развития учащихся;
- в процессе знакомства с живой и неживой природой развиваются у учащихся наблюдательность, речь и мышление;
- дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой,
- взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Основные виды организации учебного процесса.
Формы работы:
- урок;
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- работа в парах и группах;
- коллективная работа.
Методы обучения:
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
- практический метод;
- -наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
- работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
- устные или письменные методы контроля;
- -фронтальные, групповые или индивидуальные;
- итоговые и текущие.
Используемые технологии:
- разноуровневого и дифференцированного подхода;
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- информационно-коммуникативные.
Рабочая программа составлена на основе государственной программы и в соответствии с требованиями минимума содержания образования.
В процессе знакомства с живой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся устанавливают простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи с человеком.
В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных. Получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям жизни. Так же через весь курс проводится экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, животных и людей), а так же бережное отношение к природе.
Программа 8 класса состоит из 2-х разделов: «Беспозвоночные животные» и «Позвоночные животные».
В разделе «Беспозвоночные животные» рассматриваются: многообразие беспозвоночных, общие признаки беспозвоночных. Даются сведения о внешнем и внутреннем строении дождевого червя, его роли в почвообразовании, а так же многообразии насекомых их внешнем и внутреннем строении, о пользе и вреде насекомых. Проводится экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Раздел «Позвоночные животные» охватывает сведения об общих признаках рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих их внешнем и внутреннем строении, размножении, образа жизни, поведении, а так же значение в хозяйственной деятельности человека. В этом разделе изложены основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными. Проводится экскурсия в питомник для наблюдения за поведением животных.
Учебные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете естествознания.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- основные отличия животных от растений;
- признаки сходства и различия между изученными группами животных;
- общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
- места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
- названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а так же в хозяйственной деятельности человека;
- основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах;
- кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
- устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
- проводить несложный уход за некоторыми домашними животными, рассказывать о своих питомцах;
- рассказывать о своих питомцах.
Группы учащихся:
Базовый стандарт.
- 1 группа дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Достаточный уровень.
- 2 группа, для этой группы детей характерен более замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы эта группа так же справляется.
Результаты индивидуальных достижений.
- 3 группа, эти дети отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам при решении различных задач, примеров, списывание текстов и других заданий. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе по всем предметам.
Способы и формы оценки образовательных результатов:
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Биология. Животные." оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания детей по предмету оцениваются по их активному участию в работе класса, по правильности ответов на вопросы, по умению составлять словосочетания и предложения, по умению находить связь между предметами и явлениями, по умению составлять рассказы по серии картинок, по плану – вопроснику, по схематическому плану.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов.
1. Оценка устных ответов.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнании большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Итоговая оценка знаний и умений учащихся.
- За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
- При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
- Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
Практические и лабораторные работы. Экскурсии.
Тема | Практические работы. (как часть урока) | Лабораторные и демонстрации (демонстрация опытов и презентаций), как часть урока | Экскурсии |
1.Беспозвоночные животные; | 1 | 1 | 1 |
2. Позвоночные животные; | 11 | 7 | 1 |
Учебный план по биологии 8 класс (68 часов)
№ урока | № урока по теме | Тема урока | Количество часов |
Беспозвоночные животные | 11 | ||
1.Введение | 3 | ||
1 | 1.1 | Инструктаж по технике безопасности. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. | |
2 | 1..2 | Многообразие животного мира. | |
3 | 1.3 | Значение животных в народном хозяйстве и их охрана. | |
2.Черви | 2 | ||
4 | 2.1 | Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. | |
5 | 2.2 | Круглые черви-паразиты человека. | |
3.Насекомые | 6 | ||
6 | 3.1 | Бабочка – капустница, внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред. | |
7 | 3.2 | Яблонная плодожорка - внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред. | |
8 | 3.3 | Майский жук - внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред. | |
9 | 3.4 | Комнатная муха - внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред. | |
10 | 3.5 | Медоносная пчела - полезное в хозяйственной деятельности человека насекомое. | |
11 | 3.6 | Тутовый шелкопряд – полезное в хозяйственной деятельности человека насекомое. | |
Позвоночные животные | 55 | ||
4.Рыбы | 8 | ||
12 | 4.1 | Общие признаки рыб. | |
13 | 4..2 | Среда обитания – водоемы. | |
14 | 4.3 | Речные рыбы: окунь, щука. | |
15 | 4.4 | Речные рыбы: карп. | |
16 | 4.5 | Морские рыбы (треска, сельдь). | |
17 | 4.6 | Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение рыб. | |
18 | 4.7 | Нервная система, органы чувств рыбы. | |
19 | 4.8 | Размножение рыб. Охрана и увеличение рыбных богатств. | |
5.Земноводные | 2 | ||
20 | 5.1 | Общие признаки земноводных. Лягушка. Место обитания, образ жизни, внешнее строение. | |
21 | 5.2 | Внутреннее строение земноводных. | |
6.Пресмыкающиеся | 3 | ||
22 | 6.1 | Общие признаки пресмыкающихся. | |
23 | 6.2 | Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. | |
24 | 6..3 | Размножение пресмыкающихся. | |
7.Птицы | 9 | ||
25 | 7.1 | Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего строения. | |
26 | 7.2 | Общая характеристика птиц: особенности внутреннего строения. | |
27 | 7.3 | Размножение и развитие птиц. Особенности образа жизни. | |
28 | 7.4 | Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса. | |
29 | 7.5 | Хищные птицы. Серая сова. Степной орел. | |
30 | 7.6 | Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). | |
31 | 7.7 | Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). | |
32 | 7.8 | Домашние птицы (курица, гусь, утка). | |
33 | 7.9 | Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. | |
8.Млекопитающие | 11 | ||
34 | 8.1 | Внешнее строение млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.. | |
35 | 8.2 | Скелет млекопитающих: грудная клетка, позвоночник, скелет передних и задних конечностей.. | |
36 | 8.3 | Внутренние органы млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы. Значение. | |
37 | 8.4 | Грызуны. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности. | |
38 | 8.5 | Зайцеобразные, общие признаки, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. | |
39 | 8.6 | Разведение домашних кроликов. | |
40 | 8.7 | Ластоногие морские животные. Китообразные. | |
41 | 8.8 | Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. | |
42 | 8.9 | Парнокопытные Непарнокопытные. Особенности внешнего вида, передвижения, питания | |
43 | 8.10 | Приматы. Общая характеристика, внешний вид, образ жизни. | |
44 | 8.11 | Обобщающий урок по теме: «Млекопитающие». | |
9.Сельскохозяйственные животные | 24 | ||
45 | 9.1 | Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. | |
46 | 9.2 | Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание коров в них. | |
47 | 9.3 | Выращивание телят. | |
48 | 9.4 | Особенности внешнего строения и питания овец. | |
49 | 9.5 | Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. | |
50 | 9.6 | Содержание овец: зимнее – на фермах и летнее – на пастбищах. | |
51 | 9.7 | Выращивание ягнят. | |
52 | 9.8 | Верблюд. Особенности внешнего строения – приспособленность к засушливым условиям жизни. | |
53 | 9.9 | Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека. | |
54 | 9.10 | Северный олень. Особенности внешнего строения – приспособленность к суровым северным условиям жизни. | |
55 | 9.11 | Особенности питания северного оленя. Значение северного оленя в хозяйстве человека. | |
56 | 9.12 | Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. | |
57 | 9.13 | Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. | |
58 | 9.14 | Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. | |
59 | 9.15 | Выращивание поросят. Откорм свиней. | |
60 | 9.16 | Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. | |
61 | 9.17 | Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. | |
62 | 9.18 | Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. | |
63 | 9.19 | Содержание лошадей. Выращивание жеребят | |
64 | 9.20 | Работа на пришкольном участке. | |
65 | 9.21 | Работа на пришкольном участке. | |
66 | 9.22 | Животные, занесенные в Красную книгу Алтая. | |
67 | 9.23 | Особо охраняемые территории Алтайского края. | |
68 | 9.24 | Летние задания. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | № урока по теме | Тема урока, практические работы, Лабораторные (демонстрация опытов). Экскурсии. | Дата | Коррекционная работа | Формируемые понятия ФП, Закрепляемые понятия ЗП. | Контроль (проверочные и самостоятельные работы) | Словарь |
1.Введение (3 часа). | |||||||
1 | 1.1 | Инструктаж по технике безопасности. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. | Выявить степень подготовленности каждого ученика к изучению предмета. | Вводный | |||
2 | 1..2 | Многообразие животного мира. | Формирование умения работы с учебной литературой, навыков заполнения таблиц по шаблону. | ЗП – дикие и домашние животные, среда обитания. | Текущий Самостоятельная работа Заполнить таблицу. | Среда обитания | |
3 | 1.3 | Значение животных в народном хозяйстве и их охрана. | Формирование умения работы с учебной литературой, навыков чтения и составления рассказа по плану. | Текущий Составить рассказ по плану; | |||
Беспозвоночные животные(8 часов). 2.Черви (2 часа) | |||||||
4 | 2.1 | Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. | Развитие мелкой моторики рук и зрительного восприятия. | ФП – беспозвоночные животные, членики, щетинки, слизь. | Вводный Самостоятельная работа В тетради рисунок дождевого червя; Работа по карточкам с заданиями. |
| |
5 | 2.2 | Круглые черви-паразиты человека. | Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану. | ФП – черви – паразиты; аскарида, печеночный сосальщик; | Текущий Самостоятельная работа Составить рассказ по плану; В тетради правила гигиены. |
| |
3.Насекомые (6 часов). | |||||||
6 | 3.1 | Бабочка – капустница, внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред. | Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану. | ФП – хоботок, нектар, поколение, куколка. | Вводный Самостоятельная работа Составить рассказ по плану о бабочке – капустнице. Выполнить задание №5 с.3 раб.тетради. |
| |
7 | 3.2 | Яблонная плодожорка - внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред. | Развивать умение работать с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос. | ФП – яблонная плодожорка; ловчие пояса. | Текущий Самостоятельная работа Ответы на вопросы 2-4 на стр.20 |
Плодожорка. | |
8 | 3.3 | Майский жук - внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред. | Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану. | ФП – щупики, перепончатые крылья. | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задания № 2,3,4, с.2-3 раб.тетради. Составить рассказ о жуке по плану. |
| |
9 | 3.4 | Комнатная муха - внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред. | Формирование навыков индивидуальной работы, четкого изложения мысли. | ФП – кокон, кишечные инфекции, ленты-ловушки. | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задания на карточках. |
| |
10 | 3.5 | Медоносная пчела - полезное в хозяйственной деятельности человека насекомое. | Формирование навыков выполнения практической работы, коррекция зрительного восприятия. | ФП – улей, матка, трутень, рабочая пчела, нектар, мед, соты, роение. | Текущий Самостоятельная работа Составить рассказ о пчелах по плану. Выполнить задание №8 с.4 р.т. |
| |
11 | 3.6 | Тутовый шелкопряд – полезное в хозяйственной деятельности человека насекомое. | Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану. | ФП – тутовый шелкопряд, шелковица. | Текущий Самостоятельная работа Составить рассказ-описание по плану о тутовом шелкопряде. Выполнить задание №10,11. |
| |
Позвоночные животные (55 час). | |||||||
4.Рыбы (8 часов). | |||||||
12 | 4.1 | Общие признаки рыб. | Формирование навыков правильного письма, составления рассказа по плану. Развивать умение сравнивать и делать выводы на основе сравнения. | ФП – позвоночные, чешуя, слизь, плавники. - органы пищеварения, дыхания, кровообращения. | Вводный Самостоятельная работа Составить рассказ-описание рыбы по плану. Выполнить задание №2 с.8 |
| |
13 | 4..2 | Среда обитания – водоемы. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника. | ФП – речная рыба, хищник. | Текущий Найти основные особенности внешнего строения. |
| |
14 | 4.3 | Речные рыбы: окунь, щука. | Формирование навыков правильного письма, четкого формулирования ответа на вопрос, использования учебной литературы. | ФП – икринка, зародыш, малек. | Текущий Самостоятельная работа Чем личинка отличается от малька? |
| |
15 | 4.4 | Речные рыбы: карп. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника. | ФП – речная рыба, хищник. | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание №6 с.9 |
| |
16 | 4.5 | Морские рыбы (треска, сельдь). | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника. | ЗП – речная рыба, хищник. ФП – морская рыба | Текущий Ответы на вопросы. |
| |
17 | 4.6 | Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение рыб. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника. | ЗП – морские, придонные, косяки. ФП – питание, дыхание, кровообращение | Текущий Самостоятельная работа Ответы на вопросы; Выполнить задания №8,9 с.10 |
| |
18 | 4.7 | Нервная система, органы чувств рыбы. | Корректировать умения выполнять работу по шаблону, навыки чтения и письменного изложения материала. | ЗП – питание, дыхание, кровообращение ФП – головной, спинной мозг, нервы, нервные узлы | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание №11,12,13, с.12-13. |
| |
19 | 4.8 | Размножение рыб. Охрана и увеличение рыбных богатств. | Развивать навыки правильного изложения материала, умения, составлять рассказ, используя шаблон. | ЗП – трал, траулер, рыболовство | Текущий Сообщения учащихся по теме урока. |
| |
5.Земноводные (2 часа). | |||||||
20 | 5.1 | Общие признаки земноводных. Лягушка. Место обитания, образ жизни, внешнее строение. | Формирование умения работы с учебной литературой, навыков заполнения таблиц по шаблону. Развивать умение работы с таблицами. | ФП – земноводные, тритоны, спячка. | Вводный Самостоятельная работа Выполнить задание №1,с.13; №2,3 с.14. |
| |
21 | 5.2 | Внутреннее строение земноводных. | Развивать навыки работы с рисунками учебника. Выполнения практических работ. | ФП – костный скелет, череп, четырехкамерное сердце, головастик. | Текущий Самостоятельная работа Ответы на вопросы в конце параграфа. |
| |
6.Пресмыкающиеся (3 часа). | |||||||
22 | 6.1 | Общие признаки пресмыкающихся. | Развивать навыки работы с рисунками учебника. Выполнения практических работ. | ФП – пресмыкающиеся, роговая чешуя. | Вводный Самостоятельная работа Выполнить задание № 1,2 с.19. |
| |
23 | 6.2 | Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника. | ЗП – пресмыкающиеся, роговая чешуя. ФП –смешанная кровь, перегородка | Текущий Самостоятельная работа Ответы на вопросы в конце параграфа. |
| |
24 | 6.3 | Размножение пресмыкающихся. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника. | ФП – клоака | Текущий Самостоятельная работа Ответы на вопросы в конце параграфа. |
| |
7.Птицы (9 часов). | |||||||
25 | 7.1 | Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего строения. | Развивать навыки правильного изложения материала, умения составлять рассказ, используя шаблон. | ФП – пернатые, стержень, очин, опахало. | Вводный Самостоятельная работа Рассказ о птице по плану; Выполнить задания №1,2,3 с.22 раб.т. |
| |
26 | 7.2 | Общая характеристика птиц: особенности внутреннего строения. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника. | ФП – клюв, грудина, киль, двойное дыхание. | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание № 4,5,6 с. 23. |
| |
27 | 7.3 | Размножение и развитие птиц. Особенности образа жизни. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки индивидуальной работы. | ФП – желток, белок, зародыш, канатики, воздушная камера. | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание №7,8,9 с.24. |
| |
28 | 7.4 | Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса. | Развивать навыки работы с рисунками учебника. Выполнения практических работ. | ЗП – перелетные ФП - насекомоядные; | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание №10 с. 25. Выполнить задание № 11,12 с. 26. |
| |
29 | 7.5 | Хищные птицы. Серая сова. Степной орел. | Развивать навыки работы с рисунками учебника. Выполнения практических работ. | ФП – хищник, «Соколиная охота». | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задания № 13,14, с. 26. |
| |
30 | 7.6 | Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). | Развивать навыки правильного изложения материала, умения составлять рассказ, используя шаблон. | ФП – перепонка, подкожный жир. | Текущий Самостоятельная работа Составить рассказ по плану. Выполнить задания №15,16,17. |
| |
31 | 7.7 | Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). | Развивать навыки правильного изложения материала, умения составлять рассказ, используя собственный опыт. | ФП – птицы обитающие вблизи жилища человека | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задания № 19, 20, 21. | ||
32 | 7.8 | Домашние птицы (курица, гусь, утка). | Развивать навыки правильного изложения материала, умения составлять рассказ, используя шаблон. | ЗП – инкубатор, бройлерный цех. | Текущий Рассказ по плану |
| |
33 | 7.9 | Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. | Развивать навыки творческой работы, используя шаблон. Формировать внимание, наблюдательность. | Итоговый Составление кроссворда | |||
8.Млекопитающие (11 часов). | |||||||
34 | 8.1 | Внешнее строение млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. | Развивать навыки правильного изложения материала, умения составлять рассказ, используя шаблон. | ФП - млекопитающие, шерсть, ушная раковина, линька. | Вводный Самостоятельная работа Рассказ по плану о млекопитающем. Выполнить задание №1,с 32. |
| |
35 | 8.2 | Скелет млекопитающих: грудная клетка, позвоночник, скелет передних и задних конечностей. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника. | ЗП – млекопитающие; ФП – грудная клетка, позвоночник, скелет передних и задних конечностей | Текущий Самостоятельная работа Ответы на вопросы; Выполнить задания № 2,3, с. 33. |
| |
36 | 8.3 | Внутренние органы млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы. Значение.. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника. | ФП – головной мозг, спинной мозг, нервы | Текущий Самостоятельная работа Ответы на вопросы; Выполнить задания № 4,5,6, с. 34. |
| |
37 | 8.4 | Грызуны. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности. | Развивать навыки работы с рисунками учебника. Выполнения практических работ. | ФП – грызуны, растительноядные, слепая кишка. | Текущий Самостоятельная работа Рассказ о любом грызуне по плану. Выполнить задания № 8,9, с. 35. |
| |
38 | 8.5 | Зайцеобразные, общие признаки, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. | Развивать навыки работы с рисунками учебника. Выполнения практических работ. | ФП – русак, беляк, листопадники. | Текущий Самостоятельная работа Составить рассказ-описание по плану. |
| |
39 | 8.6 | Разведение домашних кроликов. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника. | ФП – кролиководческая ферма. | Текущий Самостоятельная работа Ответы на вопросы; Выполнить задания № 10, 12, 13. с.36-37. |
| |
40 | 8.7 | Ластоногие морские животные. Китообразные. | Формировать умения выбирать материал из предложенных учителем материалов, развивать внимание, слух, зрительное восприятие. | ФП – китообразные, ноздря, дыхало, китовый ус | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задания № 18,19, 20. |
| |
41 | 8.8 | Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. | Развивать навыки работы с рисунками учебника. Выполнения практических работ. | ФП – хищник | Текущий Самостоятельная работа Составить рассказ-описание по плану. Выполнить задания № 14,15, с. 37-38. |
| |
42 | 8.9 | Парнокопытные Непарнокопытные. Особенности внешнего вида, передвижения, питания | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с тетрадью. | ФП – непарнокопытные, табун, вожак. | Текущий Самостоятельная работа Сравнительная характеристика зебры и лося. Выполнить задания №22,23,с. 42. |
| |
43 | 8.10 | Приматы. Общая характеристика, внешний вид, образ жизни. | Формировать умения выбирать материал из предложенных учителем материалов, развивать внимание, слух, зрительное восприятие. | ФП – человекообразные обезьяны | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание №24 с. 43. |
| |
44 | 8.11 | Обобщающий урок по теме: «Млекопитающие». | Развивать навыки творческой работы, используя шаблон. Формировать внимание, наблюдательность. | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задания №25, 26. | |||
9. Сельскохозяйственные млекопитающие (22 часа). | |||||||
45 | 9.1 | Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. | ФП – порода, мясная, молочная, мясо-молочная. | Вводный Самостоятельная работа Сравнительная характеристика разных пород коров. Выполнить задание №2,с. 45. |
| |
46 | 9.2 | Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание коров в них. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника. | ФП – коровник, беспривязное и стойловое содержание коров. | Текущий Самостоятельная работа Ответить на вопросы. Выполнить задание №3,с.45. |
| |
47 | 9.3 | Выращивание телят. | Развивать навыки правильного изложения материала, умения, составлять рассказ, используя шаблон. | ФП – телятник, кормилица, телятница. | Текущий Самостоятельная работа Рассказ по плану о содержании телят. |
| |
48 | 9.4 | Особенности внешнего строения и питания овец. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника. | ФП – комолая овца, айран, брынза, муфлон, овцеводство. | Текущий Самостоятельная работа Ответить на вопросы. |
| |
49 | 9.5 | Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с тетрадью. | ФП – тонкорунные, грубошерстные, полугрубошерстные. | Текущий Самостоятельная работа Сравнительная характеристика пород овец. |
| |
50 | 9.6 | Содержание овец: зимнее – на фермах и летнее – на пастбищах. | Формировать умения выбирать материал из предложенных учителем материалов, развивать внимание, слух, зрительное восприятие. | ФП – чабан, кошар, овчарня, ягнята. | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задания №5,6,с. 46 |
| |
51 | 9.7 | Выращивание ягнят. | Развивать навыки работы с рисунками учебника. Выполнения практических работ. | ФП – чабан, кошар, овчарня, ягнята. | Текущий Самостоятельная работа Рассказ по плану о верблюде. Выполнить задание №7,с. 47. |
Овчарня. | |
52 | 9.8 | Верблюд. Особенности внешнего строения – приспособленность к засушливым условиям жизни. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с тетрадью. | ФП – горб, мозолистая подушка, одногорбые, двугорбые. | Текущий Самостоятельная работа Сравнительная характеристика верблюда и оленя. |
| |
53 | 9.9 | Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника. | ФП – горб, мозолистая подушка, одногорбые, двугорбые. | Текущий Самостоятельная работа Ответить на вопросы. |
| |
54 | 9.10 | Северный олень. Особенности внешнего строения – приспособленность к суровым северным условиям жизни. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника. | ФП - «олений мох», нарты, замша. | Текущий Самостоятельная работа Ответить на вопросы о содержании свиней. |
| |
55 | 9.11 | Особенности питания северного оленя. Значение северного оленя в хозяйстве человека. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с тетрадью. | ФП – «олений мох», нарты, замша. | Текущий Самостоятельная работа Сравнительная характеристика выращивания телят и поросят. |
| |
56 | 9.12 | Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. | Корректировать умения сравнивать и анализировать увиденное. Развивать навыки работы с рисунками учебника. Развивать навыки самостоятельной работы. | ЗП – свиноматка; свинарка ФП - хрящевой пятачок, щетина, свиноводство. | Текущий Самостоятельная работа Ответить на вопросы. |
| |
57 | 9.13 | Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. | Формировать умения выбирать материал из предложенных учителем материалов, развивать внимание, слух, зрительное восприятие. | ФП – свиноматка; свинарка | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание №11 с.48. |
| |
58 | 9.14 | Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. | Развивать навыки правильного изложения материала, умения составлять рассказ, используя шаблон. | ФП – свиноматка; свинарка | Текущий Сообщения учащихся |
Свинарка. | |
59 | 9.15 | Выращивание поросят. Откорм свиней. | Развивать навыки правильного изложения материала, умения составлять рассказ, используя шаблон. | ФП – свиноматка; свинарка | Текущий Сообщения учащихся |
Свинарка. | |
60 | 9.16 | Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. | Развивать навыки правильного изложения материала, умения, составлять рассказ, используя шаблон. | ФП - конюшня, конюх, жеребята. | Текущий Сообщения учащихся |
Легкоупряжные | |
61 | 9.17 | Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. | Развивать навыки правильного изложения материала, умения, составлять рассказ, используя шаблон. | ФП - конюшня, конюх, жеребята. | Текущий Сообщения учащихся |
Коневодство | |
62 | 9.18 | Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. | Развивать навыки правильного изложения материала, умения, составлять рассказ, используя шаблон. | ЗП - конюшня, конюх, жеребята. ФП – верховые лошади, рысаки, тяжеловозы. | Текущий Сообщения учащихся |
Легкоупряжные | |
63 | 9.19 | Содержание лошадей. Выращивание жеребят | Развивать навыки творческой работы, используя шаблон. Формировать внимание, наблюдательность. | ЗП - конюшня, конюх, жеребята. ФП – верховые лошади, рысаки, тяжеловозы. | Итоговый Проверочная работа: /Тестированный опрос по теме «Домашние животные» |
| |
64 | 9.20 | Работа на пришкольном участке. | Формировать навыки практической работы. | ||||
65 | 9.21 | Работа на пришкольном участке. | Формировать навыки практической работы. | ||||
66 | 9.22 | Животные, занесенные в Красную книгу Алтая. | Развивать навыки правильного изложения материала, умения составлять рассказ, используя шаблон. | ||||
67 | 9.23 | Особо охраняемые территории Алтайского края. | Развивать навыки правильного изложения материала, умения составлять рассказ, используя шаблон. | ||||
68 | 9.24 | Летние задания. | Формировать навыки практической работы. |
Перечень учебно-методического обеспечения
образовательного процесса:
Основная литература:
1.Бгажнокова И.М. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Просвещение 2003. – 170-175.
2.Воронкова В.В. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В.В. Воронкова, М.Н. Петрова. – М: Владос 2011. 57-62с.
3.Никишов А.И. Естествознание. Животные. 8 класс/А.И. Никишов, А.В. Теремов. – М: Просвещение 2004.
4.Никишов А.И. Биология. Животные. 7-8 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений/А.И. Никишов, И.Х. Шарова. – М: Просвещение 2000.
Дополнительная литература:
1.Занимательный атлас «Дикие животные». Издательство Атлас.
2.Никифоров М.Е. Птицы Белоруссии. Минск: Высшая школа, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Биология. Животные" 8 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Пояснительная записка, тематическое планирование курса, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по курсу "Биология. Неживая природа." 6 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе предоставлено календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа педагога по изобразительному искусству для 1-7 классов для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
Школьный курс по изобразительному искусству с 1– 7 классы направлен на продолжение решения следующих основных задач:Коррекции недостатков развития познавательной деятельности обучающихся путем с...
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....