Технология
методическая разработка по теме

Минина Ольга Ивановна

«Использование нейропсихологического метода в организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Минина О.И., Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида г. Советска Кировской области

Тему моего выступления ярко иллюстрируют слова французского философа, писателя Мишель де Монтень. Он говорил: «Мозг хорошо устроенный стоит лучше, чем мозг хорошо наполненный».

Анализ результатов диспансерного наблюдения показывает, что остро стоит проблема ухудшения здоровья детского населения.

Причины, ведущие к такой ситуации две. Первая связана с неблагоприятной средой, в которой происходит формирование ребенка. В этом случае может возникнуть относительная "незрелость" психических процессов, свойственных данному возрасту.

Вторая причина связана со спецификой созревания мозга ребенка, поскольку наличие даже незначительных отклонений в его работе может отрицательно влиять на формирование функциональных систем психики, обеспечивающих память, внимание, речь и мышление. 

Понимание данного механизма важно при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в специальной школе. Опыт показывает, что традиционные психолого-педагогические методы не всегда результативны, так как у большинства детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.

При организации помощи таким детям хорошо зарекомендовал себя нейропсихологический подход к диагностической и коррекционно-развивающей работе. Поскольку он позволяет оценить на практике и описать психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения.

Теоретическую основу данного метода составляют основные положения Льва Семёновича Выготского, Петра Константиновича Анохина, Александра Романовича Лурия, Петра Яковлевича Гальперина.

В современной психологической и педагогической практике наиболее востребованными и практически значимыми являются работы Любовь Семёновны Цветковой, Татьяны Васильевны Ахутиной. Практически интересен опыт Натальи Владимировны Корсаковой, Анны Владимировны Семенович. С опытом работы, которой я непосредственно знакомилась на авторских курсах 8 лет назад.

В коррекционно-развивающей работе с детьми выделяются два направления.

Первое направление, называемое методом «замещающего онтогенеза» (по А.В. Семенович), исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень ребёнка вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Методически этот подход представляет адаптированный вариант базовых нейропсихологических, телесно-ориентированных, этологических, театральных и иных психотехник, применительно к детскому возрасту.

Второе направление реализует идеи Л. С. Выготского о ходе процесса интериоризации. Взаимодействие психолога и ребенка осуществляется через варьирование заданий от простого к сложному, постепенным включением его в самостоятельную деятельность.

В зависимости от возраста детей и структуры дефекта коррекционно-развивающая работа строится в индивидуальном и групповом режиме. Занятия проводятся с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Предпочтение отдаётся групповым формам работы, так как они более приближены к условиям естественного развития.

Индивидуальная работа важна на начальном этапе и с детьми, имеющими сложную структуру дефекта.

Цель данной работы: повысить сенсомоторный уровень развития детей через использование специально подобранных двигательных упражнений и игр, которые способствуют гармонизации, стимуляции деятельности мозга, формированию психических функций и развитию эмоциональной сферы.

Прикладные задачи, решаемые на занятиях:

  • Формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающего мира;

  • Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  • Формирование пространственно-временных ориентировок;

  • Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;

  • Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии

 

Коррекционно-развивающая работа строится с учетом ведущего вида деятельности в зоне ближайшего развития. И на каждом возрастном этапе реализуется в соответствии с работой функциональных блоков мозга (по А.Р. Лурия):

1 этап – активизация энергетических показателей;

2 этап – совершенствование межполушарных взаимодействий;

3 этап – развитие функции программирования и контроля.

 

На 1 этапе основное содержание занятий направлено на стабилизацию и активизацию энергетического потенциала организма, оптимизацию работоспособности.

Поэтому на данном этапе используются дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, телесные упражнения, растяжки.

Практика показала, что дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Для обучения детей основным приёмам расслабления и напряжения использую упражнения на растяжки. Они нормализуют тонус мышц. Дети учатся основным приёмам расслабления и напряжения. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции.

2 этап работы направлен на формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов. На данном этапе совершенствуются межполушарные связи, происходит специализация полушарий головного мозга.

Телесные упражнения, применяемые на данном этапе работы помогают детям «почувствовать» своё тело, снимают синкенезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. При регулярном выполнении данных упражнений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга.

Эффективны на данном этапе работы глазодвигательные упражнения, которые позволяют расширить поле зрения ребёнка, улучшить его восприятие, развивают общее чувство гармонии и ритма. (Систематические занятия способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии, улучшают межличностные отношения, способствуют росту доброжелательности во взаимоотношениях).

Упражнения для развития мелкой моторики рук способствуют развитию миелинизации нервных сетей. Чем больше задействованы мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и мозжечком.

На 3 этапе проводится работа по оптимизации функциональной роли лобных отделов мозга. Психологический смысл занятий заключается в развитии функции программирования и контроля, как непременного условия адекватности любой деятельности.

С этой целью организую игры и провожу упражнения для развития произвольности, в ходе которых дети учатся подчиняться правилам, строго следовать инструкции. Игры формируют произвольную регуляцию деятельности. Психологический смысл заключается в том, что произвольное выполнение заданий задаётся не инструкцией, а правилами игры, выполнение которых происходит в группе.

Упражнения по визуализации выполняются с закрытыми глазами. Они способствуют воссозданию зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и других образов. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, развивают способность к самонаблюдению, анализу ощущений Использование упражнений активизирует высшие психические функции, воздействуя на эмоциональную и интеллектуальную сферу. Данные упражнения использую и как отдельные части занятия или урока, и как лейтмотив целого занятия.

В ходе всей коррекционно-развивающей работы дети демонстрируют положительную динамику. На представленных слайдах отражены результаты работы с детьми, имеющими ЗПР. У детей улучшилась работоспособность, зрительно-моторная координация, наблюдается положительная динамика в развитии произвольного внимания. (Они наглядно демонстрируют изменения в развитии детей в соответствии с работой 3-х блоков мозга).

Работа в рамках данного метода требует комплексного взаимодействия всех специалистов, участвующих в психолого-медико-педагогическом сопровождении. Вовлечённости родителей в процесс развития ребёнка.

Для успешной реализации данной технологии в работе достаточно пространства кабинета психолога, имеющего напольное покрытие. Желательно наличие в кабинете оборудования для ЛФК, наборов для развития сенсорной стимуляции и атрибутов для подвижных и сюжетно-ролевых игр.

Применение данного метода в практике работы педагога-психолога специальной коррекционной школы жизненно необходимо, поскольку даёт возможность использовать его при работе с разными категориями детей. Данный метод хорошо дополняет медикаментозную и педагогическую коррекцию, а в некоторых случаях (когда ребенку противопоказана медикаментозная терапия) – это единственный путь эффективного развития и коррекции.

Перспективой своей работы по данному направлению вижу:

  • разработку методического блока по данной теме для педагогов района в рамках проекта «Организация специального и коррекционного образования в районе»;

  • организация обучающего семинара для родителей в рамках работы «Школы родителей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon профориентационная работа62.5 КБ
Microsoft Office document icon minina_protasova.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

«Использование нейропсихологического метода в организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Минина О.И., Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида г. Советска Кировской области

Слайд 2

Тему моего выступления ярко иллюстрируют слова французского философа, писателя Мишель де Монтень. Он говорил: «Мозг хорошо устроенный стоит лучше, чем мозг хорошо наполненный».

Слайд 3

Анализ результатов диспансерного наблюдения показывает, что остро стоит проблема ухудшения здоровья детского населения.

Причины, ведущие к такой ситуации две. Первая связана с неблагоприятной средой, в которой происходит формирование ребенка. В этом случае может возникнуть относительная "незрелость" психических процессов, свойственных данному возрасту.

Вторая причина связана со спецификой созревания мозга ребенка, поскольку наличие даже незначительных отклонений в его работе может отрицательно влиять на формирование функциональных систем психики, обеспечивающих память, внимание, речь и мышление. 

Слайд 4

Понимание данного механизма важно при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в специальной школе. Опыт показывает, что традиционные психолого-педагогические методы не всегда результативны, так как у большинства детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.

Слайд 5

При организации помощи таким детям хорошо зарекомендовал себя нейропсихологический подход к диагностической и коррекционно-развивающей работе. Поскольку он позволяет оценить на практике и описать психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения.

Слайд 6

Теоретическую основу данного метода составляют основные положения Льва Семёновича Выготского, Петра Константиновича Анохина, Александра Романовича Лурия, Петра Яковлевича Гальперина.

В современной психологической и педагогической практике наиболее востребованными и практически значимыми являются работы Любовь Семёновны Цветковой, Татьяны Васильевны Ахутиной. Практически интересен опыт Натальи Владимировны Корсаковой, Анны Владимировны Семенович. С опытом работы, которой я непосредственно знакомилась на авторских курсах 8 лет назад.

Слайд 7

В коррекционно-развивающей работе с детьми выделяются  два направления.

Первое направление, называемое методом «замещающего онтогенеза» (по А.В. Семенович), исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень ребёнка вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Методически этот подход представляет адаптированный вариант базовых нейропсихологических, телесно-ориентированных, этологических, театральных и иных психотехник, применительно к детскому возрасту.

Второе направление реализует идеи Л. С. Выготского о ходе процесса интериоризации. Взаимодействие психолога и ребенка осуществляется через варьирование заданий от простого к сложному, постепенным включением его в самостоятельную деятельность.  

Слайд 8

В зависимости от возраста детей и структуры дефекта коррекционно-развивающая работа строится в индивидуальном и групповом режиме. Занятия проводятся с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Предпочтение отдаётся групповым формам работы, так как они более приближены к условиям естественного развития.

Индивидуальная работа важна на начальном этапе и с детьми, имеющими сложную структуру дефекта.

Слайд 9

Цель данной работы: повысить сенсомоторный уровень развития детей через  использование специально подобранных двигательных упражнений и игр, которые способствуют гармонизации, стимуляции деятельности мозга, формированию психических функций  и развитию эмоциональной сферы.

 Слайд 10

Прикладные задачи, решаемые на занятиях:

  • Формирование на основе активизации работы всех органов чувств,  адекватного восприятия явлений и объектов окружающего мира;
  • Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • Формирование пространственно-временных ориентировок;
  • Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии

Слайд 11

Коррекционно-развивающая работа строится с учетом ведущего вида деятельности в зоне ближайшего развития. И на каждом возрастном этапе реализуется в соответствии с работой функциональных блоков мозга (по А.Р. Лурия):

1 этап – активизация энергетических показателей;

2 этап – совершенствование межполушарных взаимодействий;

3 этап – развитие функции программирования и контроля.

Слайд 12

На 1 этапе основное содержание занятий направлено на стабилизацию и активизацию энергетического потенциала организма, оптимизацию работоспособности.

Поэтому на данном этапе используются дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, телесные упражнения, растяжки.

Слайд 13

Практика показала, что дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Слайд 14

Для обучения детей основным приёмам расслабления и напряжения использую упражнения на растяжки. Они нормализуют тонус мышц. Дети учатся основным приёмам расслабления и напряжения. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции.

Слайд 15

        2 этап работы направлен на формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов. На данном этапе совершенствуются межполушарные связи, происходит специализация полушарий головного мозга.

Слайд 16

Телесные упражнения, применяемые на данном этапе работы помогают детям «почувствовать» своё тело, снимают синкенезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. При регулярном выполнении данных упражнений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга.

Слайд 17

Эффективны на данном этапе работы глазодвигательные упражнения, которые позволяют расширить поле зрения ребёнка, улучшить его восприятие, развивают общее чувство гармонии и ритма.  (Систематические занятия способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии, улучшают межличностные отношения, способствуют росту доброжелательности во взаимоотношениях).

Слайд 18

Упражнения для развития мелкой моторики рук способствуют развитию миелинизации нервных сетей. Чем больше задействованы мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и мозжечком.

Слайд 19

        На 3 этапе проводится работа по оптимизации функциональной роли лобных отделов мозга. Психологический смысл занятий заключается в развитии функции программирования и контроля, как непременного условия адекватности любой деятельности.

Слайд 20

С этой целью организую игры и провожу упражнения для развития произвольности, в ходе которых дети учатся подчиняться правилам, строго следовать инструкции. Игры формируют произвольную регуляцию деятельности. Психологический смысл заключается в том, что произвольное выполнение заданий задаётся не инструкцией, а правилами игры, выполнение которых происходит в группе.

Слайд 21

Упражнения по визуализации  выполняются с закрытыми глазами. Они способствуют воссозданию зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и других образов. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело.

Слайд 22

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, развивают способность к самонаблюдению, анализу ощущений Использование упражнений активизирует высшие психические функции, воздействуя на эмоциональную и интеллектуальную сферу. Данные упражнения использую и как отдельные части занятия или урока, и как лейтмотив целого занятия.

Слайд 23 - 25

В ходе всей коррекционно-развивающей работы дети демонстрируют положительную динамику. На представленных слайдах отражены результаты работы с детьми, имеющими ЗПР.  У детей улучшилась работоспособность, зрительно-моторная координация, наблюдается положительная динамика в развитии произвольного внимания. (Они наглядно демонстрируют изменения в развитии детей в соответствии с работой 3-х блоков мозга).

Слайд 26

 Работа в рамках данного метода требует комплексного взаимодействия всех специалистов, участвующих в психолого-медико-педагогическом сопровождении. Вовлечённости родителей в процесс развития ребёнка.

Для успешной реализации данной технологии в работе достаточно пространства кабинета психолога, имеющего напольное покрытие. Желательно наличие в кабинете оборудования для ЛФК, наборов для развития сенсорной стимуляции и атрибутов для подвижных и сюжетно-ролевых игр.

Слайд 27

Применение данного метода в практике работы педагога-психолога специальной коррекционной школы жизненно необходимо, поскольку даёт возможность использовать его при работе с разными категориями детей.  Данный метод хорошо дополняет медикаментозную и педагогическую коррекцию, а в некоторых случаях (когда ребенку противопоказана медикаментозная терапия) – это единственный путь эффективного развития и коррекции.

Слайд 28

Перспективой своей работы по данному направлению вижу:

  • разработку методического блока по данной теме для педагогов района в рамках проекта «Организация специального и коррекционного образования в районе»;
  • организация обучающего семинара для родителей в рамках работы «Школы родителей»



Предварительный просмотр:

Особенности использования психолого-педагогической диагностики  

в системе профориентационной работы Школы-интерната II вида

г. Советска

Минина О.И., педагог-психолог, учитель-дефектолог, Протасова Л.В., педагог-психолог, воспитатель Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида г. Советска Кировской области

Работа по профессиональной ориентации в условиях коррекционной школы имеет большое своеобразие в силу особенностей психофизического и социального развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Именно эти особенности не позволяют ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в общеобразовательной школе.

Одно из главных звеньев профессионального самоопределения – выбор доступной, адекватной возможностям специальности, на которую есть спрос на рынке труда в данном регионе.

Основные направления профориентационной работы: диагностика способностей и профессиональных интересов; трудовая подготовка и социально-бытовая ориентировка; система коррекционных мероприятий по профессиональной социализации.

Работу по профориентации ведут психолог, классный руководитель, воспитатели и учителя профессионально-трудового обучения в тесном контакте со школьным врачом. Пропедевтический этап направлен на формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, Последующие этапы – это целенаправленная работа по формированию профессиональной направленности и становлению профессионального сознания.

Профориентационная работа начинается с изучения учащихся в профессиональных целях. На всех учащихся, заканчивающих первую ступень обучения, заполняется «Карта способностей» (Г.В. Васенков, 1996), в которой отражаются особенности трудовой деятельности, интересы, уровень работоспособности, проявление эмоций и волевых качеств в процессе труда. В дальнейшем «Карта способностей» заполняется ежегодно и дополняется новыми данными, отражающими особенности трудовой деятельности и личностного развития учащихся. Данные по диагностике заносятся в сводную таблицу результатов (Приложение 1). На основе анализа полученных данных выстраивается траектория развития будущего выпускника.

Работа с «Картой способностей» помогает определиться и с профилями трудовой подготовки на начальном этапе обучения, поскольку опыт «примеривания» профессии (занятия по социально-бытовой ориентировке, кружки, внеурочная  и общественная работа и др.) в школе позволяет детям осознанно делать свой собственный выбор.

При комплектовании групп по профессионально-трудовой подготовке целесообразно учитывать не только возможности детей в практической деятельности, но и их собственную оценку своих способностей, уровень притязаний. Диагностика систематически осуществляется в рамках занятий по профориентации. Курс занятий «Профессиональное самоопределение и технология поиска работы» включает деловые и ролевые игры, социальные пробы (Приложение 2).

        Одна из трудностей приспособления выпускников специальных школ к самостоятельной жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают. Для коррекционной работы с учащимися и родителями используются две диагностические методики: опросник профессиональных интересов (А.Е. Голомшток, 1979) и анкета «Хочу. Могу» (Н.И. Букун, А.И. Иваницкий, 1990).        Полученные в ходе диагностики данные позволяют быстро и качественно оценить уровень притязаний и выявить в совместной работе преобладающие интересы в различные возрастные периоды, соотнести их с реальными возможностями детей.

Практика показывает, что в младшем подростковом возрасте (6-7 классы) интересы учащихся очень широкие и разноплановые, к моменту окончания школы (9-11 классы), интересы приобретают большую устойчивость  и направленность на выбираемую профессию, при этом примерно у 80% учащихся уровень притязаний по-прежнему остается завышенным.

Поэтому, важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни является прогнозирование профессиональной, производственной и социальной адаптации выпускников, поскольку не менее важную роль в успешном прохождении адаптационного периода играют умения и навыки вхождения в социально-ролевую структуру новой группы, коммуникативные качества личности.

Для изучения этого вопроса со старшеклассниками можно использовать анкету для диагностики сформированности общепрофессиональных компетенций студентов (Е.А. Белорыбкина, 2009). В результате анкетирования выявляются общепрофессиональные и личностные компетенции по 8 параметрам:

  1. способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
  2. готовность проявлять ответственность за выполняемую работу;
  3. готовность к деловому взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
  4. готовность самостоятельно и эффективно решать профессиональные проблемы;
  5. способность к системному мышлению;
  6. готовность к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
  7. стремление к самосовершенствованию, творческой самореализации;
  8. готовность вести здоровый образ жизни.

Таким образом, получение профессии для подростка с ограниченными возможностями здоровья является главным на этапе вхождения его во взрослую жизнь и помощь в выборе профессии необходимо оказывать всесторонне, включая работу по психолого-педагогической диагностике.

При этом нельзя оставлять трудоустройство выпускников неконтролируемым процессом и заканчивать всю профориентацию в школе выдачей аттестатов. Необходима непосредственная помощь учащимся после окончания школы в реализации профконсультационных советов и их намерений.

Список использованной литературы

  1. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст]  / Сост. Т.М. Лифанова. – М., 1995. – 527 с.
  2. Белорыбкина Е.А. Формирование компетенций студентов среднего профессионального образования: теория и практика [Текст] / пособие для руководителей образовательных учреждений, преподавателей, классных руководителей системы НПО, СПО. – Киров: МГИУ, 2009. – 236 с.
  3. Богданова Т.Г., Ярошевич Н.О. Психолого–педагогические условия профессиональной социализации неслышащих подростков, выпускников школ. [Текст] // Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. - 2000. - №3. С. 34-42.
  4. Букун Н.И., Даний А.И., Иваницкий А.И. Совершенствование процессов социально-трудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ [Текст] / Н.И. Букун, А.И. Даний, А.И. Иваницкий. – Кишинев, 1990

Приложение 1

Результаты диагностики учащихся по «Карте способностей»

Целевая сторона деятельности

Оценка деятельности

(средний результат по 7-9 классам)

«2»

«3»

«4»

«5»

1.Усвоение технико-технологических знаний

-

70%

27%

3%

2.Усвоение конечной цели работы

-

56%

42%

3%

3.Усвоение плана работы из объяснений учителя

-

41%

59%

-

4.Самостоятельное планирование работы

17%

64%

20%

-

Энергетическая сторона деятельности

на занятиях теоретического обучения

-

66%

34%

-

в процессе практической работы

-

8%

92%

-

Исполнительная сторона деятельности

Этапы сформированности навыка

по основным технологическим операциям

Количество учащихся (в %)

7 класс

8 класс

9 класс

1 этап – усвоение знаний и первоначальных представлений

8%

25%

58%

2 этап – уточнение образа действия

84%

50%

33%

3 этап – образ действия сформированный

8%

25%

9%

4 этап – применение в работе ранее усвоенных знаний

-

-

-

5 этап – сформированность самоконтроля

-

-

-

Интерес к труду

Интересы выражены

34%

58%

33%

Слабо выраженный интерес

58%

42%

33%

Интересы отсутствуют

8%

33%

33%

Работоспособность

Быстрая утомляемость

34%

25%

67%

Средняя степень утомляемости

58%

50%

33%

Высокая работоспособность

8%

25%

-

Проявление волевых качеств

Спокойно и самостоятельно старается преодолеть трудности

26%

50%

-

Возбуждается, проявляет недовольство, но трудности преодолевает

58%

25%

33%

Преодолевает трудности только при воздействии учителя или не преодолевает

16%

25%

33%

Отказывается от работы

-

-

33%

Приложение 2

Программное содержание и тематический план занятий по программе «Профессиональное самоопределение и технология поиска работы»

Разделы и темы

Содержание занятий

Кол-во часов

Введение

Анкета выпускника. Человек и его потребности

1

Человек и профессия – 12 часов

Понятие о профессии и специальности.

Профессия и специальность, классификация профессий, профессиограмма. Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии.

Диагностика профессиональных интересов и склонностей, работоспособности, познавательных способностей.

Экскурсия в профессиональное училище.

Диагностика работоспособности, темперамента, познавательных способностей подростка.

Выполнение упражнений, направленных на развитие познавательных способностей.

1

Профессиональные интересы и склонности.

2

Профессиональная пригодность.

3

Причины ошибок и затруднений при выборе профессии

1

Характеристика профессий. Профессиограмма

3

Где можно получить профессию?

2

Рынок труда – 6 часов

Что такое рынок труда?

Состояние  современного рынка труда. Формы и методы поиска работы. Государственная служба занятости населения; фирмы, занимающиеся трудоустройством.

1

Способы поиска работы

1

Службы, оказывающие помощь в трудоустройстве. Как стать конкурентно-способным на рынке труда?

2

Предприятия и организации нашего города.

Экскурсия на предприятия и организации города.

2

Профессиональное собеседование – 6 часов

Профессиональное собеседования при приёме на работу.

Особые условия прохождения  собеседования.

Виды собеседования при приёме на работу. Организация и этапы собеседования. Типичные вопросы профессионального собеседования. Вербальное и невербальное общение.

1

Подготовка документов для собеседования.

1

Правила поведения при собеседовании.

2

Тренировочное собеседование с работодателем.

2

Первые дни на рабочем месте – 4 часа

Порядок оформления на работу. Деловые бумаги.

Заполнение анкеты. Трудовой договор (контракт).

Практикум делового общения.

1

Трудовой договор.

1

Как освоиться в новом коллективе? Служебный этикет.

2

Законодательство РФ о труде, трудовых отношениях, о льготах для инвалидов. Профсоюзы – 2 часа

Анкета выпускника

1

Итого: 32 часа

Приложение 3

Анкета «Хочу. Могу»

Ф.И.О._________________________________________________________________________

Класс____________ Год рождения__________________________________________________

Инструкция: в первом столбике напишите, кем бы вы хотели стать. Во втором столбике отметьте крестиком то, чему вы хотите научиться. В третьем столбике отметьте крестиком, кем вы могли бы работать. Во втором и третьем столбиках, помимо предложенных умений и профессий, можно дописать свой вариант ответа.

Я хотел (хотела) бы стать:

Я хочу научиться:

Я мог (могла) бы работать

Строить дома

Плотником

Руководить другими людьми

Каменщиком

Продавать товары

Резчиком по дереву

Управлять транспортом

Швеёй

Учить детей

Санитаром

Готовить еду

Маляром

Шить одежду

Штукатуром

Ремонтировать обувь

Мастером по ремонту одежды

Настраивать аппаратуру

Обувщиком

Вырезать по дереву

Столяром

Вышивать на ткани

Помощником повара

Ремонтировать аппаратуру

Овощеводом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...

Учитель технологии Лазарева Т.С. ГБОУ СОШ 629 Планирование по технологии 6 класс. Учебник «Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под

Кулинария (12 часов) 6 класс.1Знать о необходимости и ценности витаминов и минеральных солей для организма человека.2 Знать необходимые злаки и крупы получаемые из них.3 Уметь перебирать крупы и...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...