Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания.
план-конспект урока по теме
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида на тему: Дифференциация звуков [Д] – [Т] в словах.
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
ГОУ для детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Борзинская специальная (коррекционная) школа – интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Конспект занятия по коррекции дисграфии
на почве нарушения фонемного распознавания
во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида
на тему: Дифференциация звуков [Д] – [Т] в словах.
.
учитель – логопед
высшей квалификационной категории
Адамова Юлия Петровна
2012 г.
Дифференциация звуков [Д] – [Т] в словах.
Цель: учить дифференцировать звуки [Д] – [Т] в словах.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей выделять согласный звук из начала слова;
- Сравнить артикуляцию звуков [Д] – [Т];
- Учить сравнивать звуки с неречевыми звучаниями;
- Закрепить связь между звуками и буквами [Д] – Д, д; [Т] – Т, т;
- Учить дифференцировать звуки [Д] – [Т] в слогах и словах;
- Учить определять наличие и место звуков [Д] и [Т] в слове;
Коррекционные:
- Развивать логическое мышление детей на материале загадок;
- Развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
- Учить поддерживать положительный эмоциональный контакт;
- Оценить эмоциональное состояние детей с помощью игрового приема.
Оборудование:
Магнитная доска; лента, концы которой связаны друг с другом; звездочки с именами детей; макет градусника; цветные кнопки (гвоздики с цветными шляпками); мягкие куклы Даня и Таня; два подарочных пакета; индивидуальные зеркала; картинки для сравнения звуков с неречевыми звучаниями (дятел и молоток); карты с изображением букв Д и Т; таблички с надписями «звонкий» и «глухой»; колокольчики; дидактическое пособие «Гусеница»; предметные картинки: дом, дуб, ведро, топор, кот, лопата; звуковые линейки в виде птички; буквы Д и Т для индивидуальной работы; перфокарты для дифференциации звуков [Д] и [Т] в словах; макет аквариума; рыбки, с одной стороны которых наклеены картинки со звуками [Д] и [Т]; удочка; два ведерка с наклеенными буквами Д и Т; призы для детей: блокноты и цветные карандаши.
Ход занятия.
- Организационный момент, знакомство.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами зарядимся хорошим настроением и крепко подружимся. А для этого возьмитесь крепко за ленточку. (Дети берутся за ленту, а логопед выстраивает их так, чтобы из ленты получилась звезда). Ребята, назовите по очереди свои имена.
Учащиеся называют имена.
Логопед: Ребята, какие у вас у всех красивые имена! Я очень рада, что мы с вами зарядились хорошим настроением. Каждый из вас – маленькая звездочка. Я хочу подарить вам звездочки с вашими именами.
- А теперь, давайте все хором скажем волшебные слова и отправимся с вами в мир звуков и слов.
Пятиконечная звезда
В мир знаний нас ведет всегда!
Дети повторяют за логопедом слова и усаживаются за парты.
- Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята, я пришла к вам на занятие не одна. Со мной приехали мои друзья – Таня и Даня (Вынимает мягких кукол).
- Таня и Даня будут мне помогать вести занятие.
Обращается к детям:
- Ребята, давайте повторим, как зовут моих друзей? (Таня и Даня).
Логопед:
- Ребята, имена у моих друзей разные, они отличаются первыми звуками.
- Какой звук первый в слове Даня? (Звук [Д]).
- А какой звук первый в имени Таня? (Звук [Т]).
Логопед:
- Тема нашего занятия: «Различаем звуки [Д] и [ Т ] в словах».
Мы будем учиться различать звуки [Д] и [Т] в словах.
Логопед просит детей повторить тему занятия, просит детей спросить друг у друга, какова тема занятия и ответить.
3. Сравнение артикуляции звуков [Д] и [ Т].
- Даня и Таня принесли нам волшебные зеркала. Если мы в них посмотрим, то узнаем, как произносятся звуки [Д] и [Т].
Логопед раздает зеркала и просит произнести звук [Д].
Затем спрашивает:
- Ребята, посмотрите, открыты у нас губы, когда мы произносим звук [Д]. (Открыты).
- А что делает язычок? (Язык стучит по верхним резцам).
Та же самая работа проводится со звуком [Т].
Логопед:
- Ребята, так, значит, губы и язык расположены при произнесении звуков [Д] и [Т] одинаково? (Одинаково). Язык встречает на своем пути преграду – он упирается в зубы, значит оба эти звука согласные. На доску вывешивается табличка «согласный».
- А чем же отличаются эти звуки? Давайте приложим ладонь к горлышку и произнесем звук [Д]. Дрожит ли у нас горлышко? (Дрожит). Раз горлышко дрожит, голос дома, то какой это звук: глухой или звонкий? (Звонкий). Вывешивается табличка «звонкий».
- А теперь произнесем звук [Т]. А теперь дрожит горлышко? (Нет). Голоса дома нет, значит, какой это звук: глухой или звонкий? (глухой). Вывешивается табличка «глухой».
4. Сравнение с неречевыми звучаниями.
- Ребята, а как стучит дятел по дереву в лесу? (Д – Д – Д).
На доску вывешивается картинка дятла.
- Ребята, а как стучит молоток? (Т – Т - Т).
На доску вывешивается картинка молотка.
- Закрепление связи между звуком и буквой.
- Ребята, а какой буквой обозначается на письме звук [Д]? (Буквой Д, д).
- А какой буквой на письме обозначается звук [Т]? (Буквой Т, т.).
На доску вывешивается буквенное обозначение звуков. На картинке с буквой Д – колокольчик. На картинке с буквой Т – колокольчик зачеркнут.
- Ребята, что нарисовано рядом с буквой Д? (Колокольчик).
- А что нарисовано рядом с буквой Т? (Колокольчик зачеркнут).
- А что это означает? (Что звук [Д] – звонкий, а звук [Т] – глухой).
Логопед обращает внимание детей на таблички «звонкий» и «глухой».
- Дифференциация звуков [Д] и [Т] в слогах.
Дидактическая игра «Колокольчик».
- Ребята, Даня предлагает нам поиграть в игру… Логопед звонит за ширмой в колокольчик, дети по звуку догадываются и говорят - «Колокольчик». Посмотрите, какие колокольчики он приготовил нам для игры.
- Я вам буду называть слоги, а вы, если услышите звук [Д], звоните в колокольчик¸ а если услышите звук [Т], то зажимайте колокольчик в ладошки.
Слоги: да, та, то, до, ду, ту, да, то, ды, ты, дэ, тэ, ды, то, ты, дэ, та, тэ, да.
- Дифференциация звуков [Д] и [Т] в словах.
- Дидактическая игра «Доскажи словечко».
- Ребята, а Таня предлагает нам сыграть в игру «Доскажи словечко». Послушайте, какие стихи сочинила для нас Таня. Я буду говорить начало стихотворения, а вы будете говорить конец.
Логопед, произнося слова, поднимает нужные картинки.
*
Назовем мы книжку «том»,
Для жилья построим… (дом).
*
Хорошо танцуют Таня
И ее братишка … (Даня).
*
Во дворе растет трава.
Рубит дедушка … (дрова).
*
На реке мы видим уточку,
Рыбу ловим мы на… (удочку).
- Дидактическая игра «Гусеница».
- Ребята, Даня приготовил нам еще одну интересную игру, но чтобы узнать ее название, мы должны отгадать загадку.
Что за насекомое:
Маленькое, зеленое,
В траве ползет, листики жует?
Отгадывают: гусеница.
- Правильно, это гусеница. Поиграем в игру «Гусеница».
На круги, вырезанные из линолеума, наклеены картинки, изображающие слова – паронимы. Логопед раздает ребятам по одной картинке из пары и просит вторую картинку подобрать самостоятельно, и привязать шнурком к первой.
Во время выполнения задания детьми логопед спрашивает детей:
- Саша, назови свои картинки.
- Маша, какая пара у тебя?
- Сережа, какая у тебя была картинка? Какую картинку ты к ней подобрал?
Когда все пары подобраны, логопед предлагает детям завязать все картинки в одну большую гусеницу, в начале которой привязывается шнурком голова.
Уточнение лексического значения слова «гусеница» (насекомое).
Физкультминутка.
Логопед предлагает всем детям выйти из-за парт, взяться за туловище гусеницы и пройти с ней по кабинету, выполняя действия и повторяя слова:
Я иду, иду, иду (шагают обычным шагом).
Я ползу, ползу, ползу (шагают на «гусиным» шагом).
А теперь я поднимаюсь (поднимают руки с гусеницей вверх).
И на ветку забираюсь (шагают на носочках).
- Определение наличия и места звука в слове.
- Ребята, посмотрите, Даня и Таня нарисовали нам рисунки. Даня нарисовал дом, дуб и ведро. Какой звук есть во всех этих словах? (Звук [Д]). Давайте теперь определим: на каком месте в этих словах стоит звук [Д].
Логопед раздает детям звуковые линейки в виде птички и буквы Д. Голова птички – это начало слова, туловище – середина, хвостик – конец.
- Если звук [Д] стоит в начале слова, то поставьте букву Д на головку птичке, если в середине, то на туловище.
Определяют место звука [Д] в словах дом, дуб, ведро.
- А Таня нам нарисовала такие картинки: топор, кот, лопата. Какой звук в этих словах одинаковый? (Звук [Т]).
Так же определяется место звука в словах.
- Перфокарты.
Детям предлагаются перфокарты. На каждой перфокарте по четыре картинки, под каждой картинкой написаны слова, но одна буква в каждом слове пропущена. Ребятам предлагается определить, какой буквы - Д или Т не хватает в слове и вставить пропущенную букву.
- Дидактическая игра «Аквариум».
- Ребята, Таня нам тоже приготовила интересную игру, но чтобы узнать ее название, отгадайте загадку.
Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Этот домик непростой,
Домик рыбки золотой.
Отгадка: аквариум.
- Правильно, ребята, это аквариум. Поиграем в игру «Аквариум».
На столе - аквариум, изготовленный из картона.
В него логопед помещает рыбок, на каждую рыбку наклеена картинка со словом, включающим звук [Д] или [Т]. Логопед предлагает детям по очереди подходить к столу, вылавливать по одной рыбке, называть картинку. А затем, ребенок должен определить, какой звук есть в этом слове - [Д] или [Т] и опустить рыбку в ведерко с буквой Д или Т.
- Оценка эмоционального состояния детей.
Логопед: А сейчас, отгадайте загадку.
Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.
Учащиеся: градусник.
Логопед: Правильно это градусник (достает макет градусника), но он не простой. Этот градусник измеряет не температуру, а настроение.
Логопед показывает на градуснике где самое хорошее настроение, где среднее, а где плохое. Ставит фишку на хорошее настроение и предлагает каждому ребенку поставить свою фишку в зависимости от настроения.
- Подведение итогов занятия.
- Ребята, какие звуки мы учились различать сегодня на занятии? (Звуки [Д] и [Т]).
- А какое задание понравилось вам больше всего (спрашивает всех учащихся).
- Награждение.
- Ребята, Дане и Тане очень понравилось у вас на занятии. Они приготовили вам подарки. Но сначала отгадайте загадку.
Палочка волшебная есть у меня, друзья!
Палочкою этой нарисую я:
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход.
Отгадка: карандаш.
- Правильно, это карандаш. А теперь отгадайте вторую загадку.
Слоги «блок» и «нот» сложите
И подарок получите!
Отгадка: блокнот.
- Правильно, ребята, это блокнот. Даня и Таня приготовили вам в подарок карандаши и блокноты, чтобы вы никогда их не забывали и не путали звуки [Д] и [Т] в словах.
Литература:
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.
2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998.
3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: Издательство «Гном и Д», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Дифференциация о-а. Грамматическая тема: Правописание чк, чн. Лексическая тема: Зима.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П].
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П]...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания у учащихся 3-го класса
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания у учащихся 3-го класса...
План по предупреждению развития дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания с элементами оптической дисграфии (30 часов)
Подготовительная группа...
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЗАНЯТИЙ по устранению дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЗАНЯТИЙпо устранению дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания...
Конспект подгруппового занятия по дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с учащимися в 2 класса.
Конспект подгруппового занятия по дисграфии...
Рабочая программа по преодолению дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания
В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счет автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестет...