КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания у учащихся 3-го класса
план-конспект занятия на тему
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания у учащихся 3-го класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nar._fonemnogo_raspozn-ya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания у учащихся 3-го класса
Время занятия – 40 мин.
Грамматическая тема: Дифференциация звуков Б и П и их правильное обозначение на письме соответствующими буквами
Лексическая тема: транспорт
Задачи:
- активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников;
- уточнение и сравнение акустико-артикуляторных характеристик звуков
П-Б;
- развитие сложных форм фонематического анализа, развитие слогового анализа и синтеза;
- расширение глагольного словаря;
- уточнение у школьников значений и актуализация слов семантической группы «транспорт»;
- совершенствование и закрепление у школьников навыка правильного использования в устной и письменной речи существительных в единственном и множественном чмсле;
- совершенствование навыка конструирования предложений, в том числе, с предлогами;
- совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки письменной работы;
- совершенствование у школьников пространственных представлений;
- развитие зрительного и слухового внимания, слухоречевой памяти;
-воспитание у детей чувства уверенности в своих возможностях и удовлетворения от успешности выполненной работы;
- воспитание интереса к логопедическим занятиям, к учебной деятельности по русскому языку.
Оборудование: предметные картинки по теме «Транспорт», картинки квазиомонимов (бочка-почка, забор-запор), картинки с изображением букв П, Б, сюжетные картинки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте. Назовите свои имена.
- Я попрошу первым сесть того, в чьем имени есть какой-либо из слогов: ма, ри, ко.
- Молодцы. А теперь садитесь все остальные.
2. Уточнение и сравнение артикуляторно-акустических характеристик звуков П-Б.
- Произнесите звуки Б и П. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Губами. Губы смыкаются).
- А теперь положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука Б-Б. (Дрожит).
- С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).
- А теперь произнесите звук П и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении.(Не дрожит).
- Это значит, что Б звонкий звук, а П глухой.
- Сегодня на занятие мы будем различать парные согласные звуки [п-б] в слогах и словах.
3. Дифференциация звуков П и Б в слогах.
- Закончи стихотворения, вставляя слова с буквами П и Б.
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (баран)
- Какой звук в этом слове Б или П? (б). Определите его место по счету.
- Назовите соседей звука Б (е). Составьте схему этого слова.
Мы посеем зёрна,
пусть заколосится
на широком поле
спелая (пшеница).
- Какой звук в этом слове Б или П? Определите его место по счету.
- Назовите соседей звука П (ш). Составьте схему этого слова.
- Сравним схемы слов баран и пшеница. Посмотрите, одинаково ли количество звуков? Сколько звуков в первой схеме и во второй?
- Какие звуки будут «соседями» звука Б в слове баран? Какие «соседи» у звука П в слове пшеница?
4. Знакомство с лексической темой «Транспорт».
- Посмотрите на картинки, что на них изображено? (поезд, жук, пароход, автомобиль, автобус).
- Посмотрите внимательно, какая картинка лишняя? (жук)
- Почему картинка жук лишняя? Как называются одним словом все оставшиеся картинки? (транспорт)
- В каком слове, названии транспорта, слышится звук Б?(автомобиль, автобус).В слове автомобиль какой звук слышится после Б? В слове автобус какой звук слышится после Б?
- В каких словах, названиях транспорта слышится звук П? (поезд, пароход). Какой звук слышится после П? (поезд, пароход).
5. Дополнение предложения словом по картинкам. (На доске записаны предложения с пропущенным словом и выставлены картинки).
Около сарая стоят……..На деревьях набухли…….(почки, бочки). Около дома большой….Ворота закрыли на….(забор, запор).
- Почему вы поставили слова именно так, объясните, какие значения у этих слов? Какой первый звук в слове Бочки (Б). Какой первый звук в слове Почки? П. А остальные звуки одинаковые или разные? (одинаковые). (аналогично со словами забор, запор).
6. Физкультурная пауза. Все вышли из-за столов. Сейчас я буду произносить стихотворение, а вы должны внимательно слушать его и выполнять те движения, о которых говорится.
Мы – туристы, мы – в дороге. Веселей шагайте, ноги!
Легче выдох, глубже вдох. Путь не близок, путь далек.
У речного плёса, взяли в руки весла.
Пусть скрепят уключины: Мы грести научены.
Тихо к берегу пристанем и на цыпочки привстанем.
Вверх потянемся слегка – станут ближе облака.
Мы в дремучей лес зашли, ветви гнутся до земли:
Ниже, ниже наклонись, под ветвями проберись.
На поляне отдохнем, и букет цветов нарвем.
7.Фифференциация звуков П-Б в письме.
1) Поднимите карточку с буквой П или Б, когда услышите эти звуки в слове.
Плакат, платок, будильник, сапоги, помощь, брошка, пузырек, пилот, боец, пирог.
- Запишите в тетрадь те слова, которые вы запомнили. Подчеркните буквы П и Б.
2) Сейчас я вам раздам карточки. Вставьте пропущенные в словах буквы.
Ка…ачки, ка…уста, ру…ашка, са…оги, …ара…ан, …одушка, …уханка, зу…ы, су…, хло…ок, …лузка, …альто, …бантик, то…ор, о…ои, …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…ольше, …о…утный, …о…еда,…о…оище, …ро…олка.
8. Образование единственного и множественного числа существительных.
1) Измените слова по образцу: карпы-карп, зубы-зуб. Столбы-…, клубы-…, тулупы-…, супы-…, грибы-…, крабы-…
2) Я раздам вам карточки. На них написаны слова. Измените слова так, чтобы после согласных Б, П, появился гласный. Подчеркните последний слог. Например: гриб-грибы. (вспомните правило произношения и написании звонкого согласного звука в конце слова).
зуб-…, карп-…, клуб-…, ястреб-…, гриб-…, столб-…, дуб-…, суп-…, хлеб-…, краб-…, куб-…, боб-…, голубь-…, тулуп-…
9. Придумывание предложений по картинкам.
- Посмотрите на картинки, прикрепленные к доске. Составьте по ним предложения и запишите их в тетрадь. (Мальчик бросает палку. Собака лежит около будки. Рыба плавает в банке. Полина поливает цветы).
- В каждом предложении подчеркните буквы Б и П.
- В каком слове есть данная буква (П-Б)? Сколько всего в этом слове букв? Сколько звуков? Какие звуки будут «соседями» букв (Б-П).
10.Графический диктант. После того, как я прочитаю предложение, вы запишите его в тетради. Но вместо слов со звуками п-б, вы будете писать только буквы П-Б.
Рыбаки поймали рыбу. Поля поливает тюльпаны. Борис кормит Полкана хлебом. Быстро плывет пароход. На полях порхают бабочки.
11. Придумайте и запишите в тетради 5 слов со звуком П и еще 5 со звуком Б. Подчеркните эти буквы разными карандашами.
12. Взаимопроверка.
- Обменяйтесь тетрадями, возьмите зеленые карандаши, проверьте работы своих товарищей и поставьте им оценки.
Логопед проверяет работы, сообщает результаты.
13. Итог урока.
- Наш урок подошел к концу.
- Давайте вспомним, над чем мы сегодня работали?
- Чем различаются звуки П-Б?
- Молодцы! Вы сегодня на уроке хорошо работали. До свидания, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".
В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции смешанного вида дисграфии для учащихся 5-6 классов по теме:"Вода"
Данное занятие направлено на коррекцию смешанного вида дисграфии у учащихсчя 5-6 классов по лексической теме:"Вода" . В ходе данного занятия ученики, выполняя различные логопедические...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса...
Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся вторых классов по преодолению акустической дисграфии.
Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися второго класса. Акустическая дисграфия....
Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися 2 класса по профилактике оптической дисграфии
Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися 2 класса по профилактике оптической дисграфии по теме: «Дифференциация рукописных строчных букв Б - Д»Целью занятия являетс...