Программа по адаптивной физкультуры для учащихся с проблемами в развитии
рабочая программа по теме
В данной программе по АФК отражены образовательные, оздоровительные коррекционно-компенсаторные и воспитательные задачи. Программа предусматривает обучение школьников с 1 по 9 класс элементарно жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам, и составлена с учетом физических, психических и интеллектуальных возможностей учащихся, с учетом уровня их знаний, умений и навыков, Разноплановые физические упражнения, представленные в данной программе, способствуют моторно-волевому развитию личности школьников, социализации и интеграции в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_o.r._1-9_kl.doc | 224.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы коррекционного образовательного учреждения VIII вида. В нашей школе обучаются дети с множественными сочетанными дефектами в развитии. Эти дети относятся к группе обучающихся по программе «Адаптивная физическая культура» и занимаются в классах под названием «Сложная структура дефекта». В эту группу обучающихся входят и дети с ранним детским аутизмом (РДА).
Клинические и психолого-педагогические исследования показали, что у таких детей возникают проблемы с пониманием значения информации. Воспринимая информацию дети, страдающие РДА, ограничены в своих способностях ее интерпретировать и понимать смысл. Например: они не извлекают такие главные признаки, как правила, они не понимают значение того что видят и слышат. Особенно затруднено понимание экспрессивных жестов, которые они сами не используют. Им так же сложно понять эмоциональные высказывания людей. Выше перечисленные отклонения показывают, что у детей с РДА низкий уровень психомоторики. В двигательной сфере отмечается медленное формирование контроля двигательных действий, трудности формирования пространственной ориентировки, становления их целенаправленности и координированности, трудности зрительно-моторной координации, нарушение развития крупной и мелкой моторики. У детей младшего школьного возраста не сформирована двигательная база, т.е. нет достаточного объема двигательных действий.
На сегодняшний день не существует стандартной программы по АФК.
В данной программе по АФК отражены образовательные, оздоровительные коррекционно-компенсаторные и воспитательные задачи. Программа предусматривает обучение школьников с 1 по 9 класс элементарно жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам, и составлена с учетом физических, психических и интеллектуальных возможностей учащихся, с учетом уровня их знаний, умений и навыков, полученных ранее.
Разноплановые физические упражнения, представленные в данной программе, способствуют моторно-волевому развитию личности школьников, социализации и интеграции в обществе.
Предлагаемая программа по адаптивному физическому воспитанию ориентируется на решение следующих целей и задач.
Цель программы:
- Обеспечение всестороннего и гармоничного развития школьников со сложной структурой дефекта средствами адаптивной физической культуры.
- Развитие и совершенствование физических и психофизических способностей.
3. Активизация процесса социальной адаптации учащихся со сложной структурой дефекта средствами адаптивного физического воспитания.
Задачи программы
Образовательные задачи:
1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.
2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
3. Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
4. Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.
Развивающие задачи:
- Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).
- Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.
- Развитие пространственно-временной дифференцировки.
- Обогащение словарного запаса.
Оздоровительные и коррекционные задачи:
- Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.
- Активизация защитных сил организма ребёнка.
- Повышение физиологической активности органов и систем организма.
- Укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной системы.
- Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).
- Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).
- Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
- Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.
Воспитательные задачи:
- Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
- Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
- Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
- Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.
Средства, используемые при реализации программы:
- физические упражнения;
- корригирующие упражнения;
- коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
- материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
- наглядные средства обучения.
Разделы программы:
- Основы знаний. Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения.
- Двигательные умения и навыки.
- Подвижные игры и элементы спортивных игр.
Краткое содержание программы:
В I раздел программы вошли:
- «Основы знаний» - общие сведения теоретического характера, которые излагаются во время урока при изучении того или иного материала.
- «Общеразвивающие упражнения» - упражнения без предметов и с предметами: г/палкой, с малым мячом, со средним-большим мячом, с г/обручем, с набивным мячом.
- «Корригирующие упражнения» специально подобранные упражнения, направленные на коррекцию и компенсацию тех или иных отклонений в физическом развитии: упражнения на осанку; упражнения на дыхание, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения для развития общей и мелкой моторики, упражнения для развития точности и координации движений.
Во II раздел программы вошли основные двигательные умения и навыки:
- различные виды построений и перестроений;
- различные виды бега, прыжков;
- упражнения в бросках, ловле, метании, переноске и передаче предметов;
- упражнения в равновесии, лазанье, перелезании, подлезании;
- элементы художественной гимнастики с предметами (г/мячом, г/обручем, г/лентой);
- упражнения на тренажерах, которые направлены для тренировки сердечнососудистой и дыхательной систем, для профилактики кардиореспираторных заболеваний и гармоничного физического развития учащихся.
III важнейшим разделом программы являются игры, включающие в себя, как подвижные игры, направленные на коррекцию нарушенных функций, так и игры, направленные на развитие координационных способностей, пространственной ориентировки, на формирование зрительно-моторной координации, игры, направленные на совершенствование функции дыхания, а также элементы спортивных игр (настольный теннис, баскетбол, хоккей на полу, пионербол, бочче).
Контроль за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся должен быть обязательным. Для этого необходимо дважды в год (сентябрь, май) проводить контрольное тестирование, начиная со второго класса, по следующим видам упражнений:
Тесты для учащихся 2 – 4 классов:
Тест №1 Приседания (кол-во раз за 30 секунд)
Тест №2 Упражнение на пресс: поднимание туловища из положения лежа в положение сидя с поддержкой ног (кол-во раз за 30 секунд)
Тест № 3 Прыжки на месте на двух ногах (кол-во прыжков за 30 секунд)
Тесты для учащихся 5 – 9 классов:
Тест №1 Приседания (кол-во раз за 30 секунд)
Тест №2 Бросок набивного мяча из исходного положения стоя (вес мяча 1- 2 кг)
Тест №3 Упражнение на пресс: поднимание туловища из положения лежа в положение
сидя с поддержкой ног (кол-во раз за 30 секунд)
Тест №4 Прыжок в длину с места толчком двух ног
Важное значение имеет внеклассная и внешкольная работа по АФК. Это участие детей в школьных спортивных праздниках и спортивных фестивалях по программе Специальной Олимпиады.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО АДАПТИВНОМУ ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ 1-9 КЛАССОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА
№ п/п | Разделы программы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
1. | Основы знаний. Общеразвивающие и корригирующие упражнения. | 39 | 38 | 38 | 38 | 28 | 28 | 28 | 22 | 22 |
2. | Двигательные умения и навыки. | 36 | 38 | 38 | 38 | 45 | 45 | 45 | 43 | 43 |
Подвижные игры и элементы спортивных игр. | 24 | 26 | 26 | 26 | 32 | 32 | 32 | 40 | 40 | |
Итого часов: | 99 | 102 | 102 | 102 | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 |
1 класс (99 часов)
1 Раздел: Основы знаний. Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения.
Основы знаний:
- Формирование понятий названий частей тела (рука, нога, голова, туловище).
- Форма одежды для занятий АФК.
Практический материал
Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения:
Основные положения и движения головы, конечностей и туловища: Основная стойка. Стойка – ноги на ширине плеч. Положение рук вниз, в стороны, вперед, на пояс, за голову, за спину.
Общеразвивающие упражнения: без предметов на месте и с предметами (г/палка, средний мяч).
Упражнения на дыхание: Правильное глубокое дыхание без упражнений (учение выполнению медленного вдоха и медленного выдоха в И.П. стоя, сидя, лежа). Дыхание по подражанию: «понюхать цветок» - вдох; «дуем на кашу» - выдох.
Упражнения на осанку: Упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «ползание на четвереньках как собачка», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения у г/стенки; удерживание мешочка на голове, стоя у стенки.
Упражнения для профилактики плоскостопия: Сидя («каток», «хождение на носках», хождение на пятках», «серп»); ходьба приставными шагами по канату с поддержкой; ходьба по массажной дорожке для стоп.
Упражнения на общую и мелкую моторику: С массажными мячами-ежиками большого размера (сжимание, перекладывания, вращения, катания); с гимнастическими палками (скольжения, переставления рук, повороты); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, катание вдоль гимнастической скамейки, броски в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, удары в стену; удары об пол).
2 Раздел: Двигательные умения и навыки.
Построения и перестроения: Построения в одну шеренгу в нарисованных кружках. Построение в колонну по одному с помощью учителя. Перестроение в круг, взявшись за руки.
Ходьба и бег: Ходьба по следовой дорожке. Ходьба парами, взявшись за руки. Ходьба приставным шагом по начерченной линии правым и левым боком. Ходьба друг за другом приставным шагом с соблюдением интервала. Свободный бег.
Прыжки: Подпрыгивание на месте на двух ногах. Спрыгивание с высоты 10 – 20 см.
Броски, ловля мяча и передача предметов: Произвольные броски малого мяча правой (левой) рукой. Правильный захват среднего мяча руками. Выполнение основных движений с удержанием мяча. Катание мяча по полу друг другу. Подбрасывание мяча вверх. Переноска кубиков, кеглей, мячей и других мелких предметов поочередно (поднимание и опускание предметов). Передача флажка, мяча, палки в шеренге.
Равновесие: Ходьба по начерченному коридору шириной 20 см. Движения руками в стойке.
Лазание, перелезание, подлезание: Ползание на четвереньках по полу в медленном темпе. Подлезание под шнур высотой до 60 см. Передвижение вправо, влево по нижней рейке г/стенки. Перелезание через г/скамейку и мягкий модуль с опорой на руки. Пролезание в малые и средние обручи и в мягкий модуль-тоннель.
3 Раздел: Подвижные игры и элементы спортивных игр.
Подвижные игры:
Коррекционно-развивающие игры: «Пойдем на прогулку», «Пойдем в гости», »На праздник», «Солнышко – дождик», «Доползи до погремушки», «Паровоз», «Обезьянки».
Игры с бегом и прыжками: «Беги к флажку», «Возьми ленточки», «Найди свой домик», «Зайцы», «Поймай комара», «Сорви шишку».
Игры с мячом: «Мячики», «Догони мяч», «Мой веселый звонкий мяч», «Попади в ворота».
Основные, предполагаемые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Знания:
1. Иметь представление о схеме тела (рука, нога, голова, туловище).
Название частей тела (рука, нога, голова, туловище).
Умения:
1. Переходить парами из класса в спортзал.
2. Строиться в одну шеренгу в кружках.
3. Ходить по начерченной линии приставным шагом.
4. Уметь выполнять движения руками в стойке.
2 класс (102 часа)
1 Раздел: Основы знаний. Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения.
Основы знаний:
- Правила поведения в спортивном зале и на уроках АФК.
- Форма одежды для занятий АФК.
Практический материал
Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения:
Основные положения и движения головы, конечностей и туловища, выполняемые на месте. Круговые движения руками в И.П. руки к плечам.
Общеразвивающие упражнения без предметов на месте и с предметами (малый мяч, г/ палка, средний мяч, малый обруч).
Упражнения на дыхание: Правильное глубокое дыхание без упражнений (учение выполнению медленного вдоха и медленного выдоха в И.П. стоя, сидя, лежа). Дыхание по подражанию ("понюхать цветок", "подуть на кашу", «согреть руки», сдуть пушинку»).
Упражнения на осанку: Упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног, скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы); упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «ползание на четвереньках как собачка», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); удерживание мешочка на голове с различными положениями рук.
Упражнения для профилактики плоскостопия: сидя («каток», «серп», «окно»); ходьба на месте, не отрывая носки от пола; ходьба лицом вперед по канату с поддержкой; ходьба по массажной дорожке для стоп.
Упражнения на общую и мелкую моторику: С массажными мячами-ежиками различного размера (сжимание, перекладывания, вращения, катания); с гимнастическими палками (скольжения, переставления рук, повороты, вращения); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание над собой и ловля, броски в стену и ловля после отскока от пола); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание двумя руками и ловля с отскоком от пола, удары в стену и ловля после отскока от пола; удары об пол и ловля).
2 Раздел: Двигательные умения и навыки.
Построения и перестроения: Построения в одну шеренгу, равнение по черте. Построение в колонну по одному, равнение в затылок. Перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки.
Ходьба и бег: Ходьба по линии в колонне по одному. Ходьба на носках. Ходьба по кругу, взявшись за руки. Ходьба по следовой дорожке. Бег в колонне по одному по начерченной линии. Чередование бега с ходьбой.
Прыжки: Прыжки на двух ногах на месте. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед по разметке. Подпрыгивание вверх толчком двух ног с доставанием предмета. Спрыгивание с высоты 20 – 30 см.
Броски, ловля мяча и передача предметов: Произвольные броски малого мяча правой (левой) рукой на дальность. Передача мяча из рук в руки. Передача мяча в шеренге. Катание мяча друг другу. Подбрасывание мяча вверх и ловля его после отскока от пола. Передача и переноска предметов (флажков, мячей, палок).
Равновесие: Ходьба по начерченной линии. Ходьба по доске, положенной на пол, приставными шагами с помощью. Стойка на одной ноге, другая согнута в колене (поочередно меняя ноги, выполнять со страховкой).
Лазание, перелезание, подлезание: Ползанье на четвереньках по полу в медленном темпе. Лазанье вверх-вниз по г/стенке приставным шагом с помощью. Подлезание под препятствием на четвереньках (стойки, г/козел). Пролезание через обруч, стоящий вертикально и в мягкий модуль-тоннель. Перелезание через препятствие высотой до 70 см с опорой на руки.
3 Раздел: Подвижные игры и элементы спортивных игр.
Подвижные игры: Коррекционно-развивающие игры: «Порядок и беспорядок», «Море волнуется», «Сбор овощей», «Найди свой цвет», «Не урони мешочек», «Ловкие ручки».
Игры с бегом и прыжками: «Беги к флажку», «Поймай бабочку», «Наездники».
Игры с мячом: «Догони мяч», «Попади в ворота», «Мой веселый звонкий мяч».
Основные, предполагаемые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Знания:
1. Название частей тела (рука, нога, голова, туловище).
2. Правила поведения в спортивном зале.
Умения:
1. Надевать спортивную форму с помощью.
2. Строиться по начерченной линии.
3. Ходить в колонне по одному.
4. Прыгать на двух ногах на месте.
5. Ползать на четвереньках по полу в медленном темпе.
6. Выполнять простейшие ОРУ и корригирующие упражнения с помощью.
7. Выполнять игровые задания индивидуально.
3 класс (102 часа)
1 Раздел: Основы знаний. Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения.
Основы знаний:
- Правила поведения в спортивном зале и на уроках АФК.
2. Влияние физических упражнений на формирование правильной осанки школьника.
3. Знакомство с инвентарем.
Практический материал
Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения:
Основные положения и движения головы, конечностей и туловища, выполняемые на месте. Комплексы общеразвивающих упражнений без предметов на месте и с предметами (малый мяч, г/ палка, средний мяч, малый обруч).
Упражнения на дыхание: Согласование дыхания с различными движениями. Дыхание по подражанию ("понюхать цветок", "подуть на кашу", «согреть руки», сдуть пушинку»).
Упражнения на осанку: Самостоятельное принятие правильной осанки стоя, сидя, лежа. Упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «ползание на четвереньках как собачка», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); удерживание мешочка на голове с различными положениями рук.
Упражнения для профилактики плоскостопия: Сидя («каток», «серп», «окно», «маляр», «мельница», «кораблик»); ходьба на месте, не отрывая носки от пола; ходьба приставными шагами и лицом вперед по канату с поддержкой; ходьба по массажной дорожке для стоп
Упражнения на общую и мелкую моторику: С массажными мячами-ежиками различного размера (сжимание, перекладывания, вращения, катания), с гимнастическими палками (переставления рук, повороты, вращения, подбрасывание и ловля); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание над собой и ловля с отскоком от пола, броски в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание двумя руками, произвольные удары в стену в квадраты; удары об пол одной рукой); набивные мячи –1 кг (удерживание на груди 30 сек, ходьба с мячом в руках).
2 Раздел: Двигательные умения и навыки.
Построения и перестроения: Построение в шеренгу, в колонну. Выполнение команд «Становись!», «Разойдись!», «Стой!» по словесной инструкции. Повороты на месте по ориентирам с помощью.
Ходьба и бег: Ходьба с высоким подниманием бедра. Ходьба в колонне с различными движениями рук: на пояс, вперед, в стороны, вверх, за голову. Бег в колонне по одному. Быстрый и медленный бег.
Прыжки: Прыжки на одной ноге на месте. Прыжки в длину с мест толчком двух ног с пола на мат. Спрыгивание с высоты 20-30 см. Прыжки в глубину. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур.
Броски, ловля мяча и передача предметов: Броски малого мяча правой (левой) рукой из-за головы в стену. Подбрасывание мяча вверх и ловля его. Передача большого мяча в колонне над головой. Сбивание большим мячом предметов: кубики, кегли. Передача предметов: флажки, мячи, палки и переноска их на расстояние 10 м.
Равновесие: Стойка на одной ноге на полу, другая согнута в колене со страховкой (поочередно меняя ноги). Ходьба по г/скамейке приставными шагами со страховкой. Ходьба по г/скамейке прямо с помощью.
Лазание, перелезание, подлезание: Ползанье на четвереньках по г/скамейке, захватывая кистями рук края скамейки. Лазанье вверх-вниз по г/стенке, не пропуская рейки, с поддержкой. Передвижение по г/стенке в сторону приставным шагом. Переползание через препятствии высотой до 80 см на животе (г/скамейка, г/конь). Подлезание под препятствия высотой до 40-50 см. лежа на животе. Пролезание через г/обруч. Пролезание на животе в модуль-тоннель. Перешагивания через предметы высотой 15-20 см (кубики, кегли, набивные мячи).
3 Раздел: Подвижные игры и элементы спортивных игр.
Подвижные игры: Коррекционно-развивающие игры: «Порядок и беспорядок», «Подбеги к своему предмету», «Найди предмет», «Не урони мешочек», «Запрещенное движение».
Игры с бегом и прыжками: «Совушка», «Сбор овощей», «Птичка-невеличка», «Кто быстрей?».
Игры с мячом: «Метание мячей и мешочков», «Не урони мяч», «Мой веселый звонкий мяч», «Попади в ворота».
Основные, предполагаемые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Знания:
1. Правила поведения на уроках АФК.
2. Требования, предъявляемые к одежде для занятий.
Умения:
1. Надеть спортивную форму с помощью.
2. Строиться в шеренгу; перестраиваться из одной шеренги в круг; выполнять команды: «Становись!», «Разойдись!».
3. Ходить и бегать в медленном темпе в колонне по одному.
4. Прыгать на месте на одной ноге; спрыгивать с высоты 10-15 см.
5. Бросать малый мяч правой (левой) рукой; передавать мяч в шеренге;
6. Передвигаться по г/стенке в сторону приставным шагом.
7. Выполнять ОРУ и корригирующие упражнения с помощью и по показу учителя.
8. Выполнять игровые задания индивидуально.
4 класс (102 часа)
1 Раздел: Основы знаний. Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения.
Основы знаний:
- Правила поведения в спортивном зале и на уроках АФК.
2. Правила техники безопасности при выполнении физических упражнений.
3. Название спортивного инвентаря и снарядов.
Практический материал
Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения:
Основные положения и движения головы, конечностей и туловища выполняемые на месте. Сочетание движений туловища, ног с одноименными движениями рук. Комплексы общеразвивающих упражнений без предметов на месте и с предметами (малый мяч, г/ палка, средний мяч, средний обруч).
Упражнения на дыхание: Правильное дыхание в различных и.п. сидя, стоя, лежа; глубокое дыхание при выполнении упражнений без предметов; дыхание по подражанию
( "понюхать цветок", "подуть на кашу", «согреть руки», «сдуть пушинки»), дыхание во время ходьбы с произношением звуков на выдохе.
Упражнения на осанку: Упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног, скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы); упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «ползание на четвереньках как собачка», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения на сенсорных набивных мячах различного диаметра (сидя на мяче с удержанием статической позы с опорой со страховкой); ходьба с мешочком на голове; ходьба на месте, не отрывая носки от пола; поднимание на носки и опускание на пятки с мешочком на голове, держась руками за рейку гимнастической стенки.
Упражнения для профилактики плоскостопия: сидя («каток», «серп», «окно», «маляр», «мельница», «кораблик»); сидя: кружение стопами поочередно и одновременно вправо и влево, катание мяча ногами; ходьба приставными шагами и лицом вперед по канату со страховкой. Ходьба по массажной дорожке для стоп.
Упражнения на общую и мелкую моторику: С сенсорными набивными мячами разного диаметра (прокатывание, перекатывание партнеру); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание мяча над собой и ловля, броски мяча в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание двумя, удары мяча в стену в квадраты и ловля с отскоком от пола двумя; удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя); набивные мячи –1 кг (ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди и за головой по 30 секунд; поднимание мяча вперед, вверх, вправо, влево).
Упражнения на развитие пространственно-временной дифференцировки и точности движений: построение в шеренгу с изменением места построения; ходьба между различными ориентирами; бег по начерченным на полу ориентирам (все задания выполняются вместе с учителем).
2 Раздел: Двигательные умения и навыки.
Построения и перестроения: Построения в шеренгу (равнение по носкам). Построение в колонну (равнение в затылок). Размыкание на вытянутые руки в колонне с помощью учителя. Размыкание на интервал руки в стороны в шеренге. Повороты на месте по ориентирам. Выполнение команд: «Шагом марш!», «Класс стой!».
Ходьба и бег: Ходьба с остановками по слуховому и зрительному сигналу. Ходьба в колонне с различным положением рук (на пояс, вперед, в стороны, вверх, за голову). Ходьба на носках. Ходьба с перешагиванием через предметы (высотой 10-15 см). Бег в колонне по одному. Быстрый и медленный бег. Бег с изменением направления за учителем.
Прыжки: Подпрыгивания на месте на двух ногах. Прыжки на одной ноге на месте. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед по разметке. Прыжки в длину с места толчком двух ног. Спрыгивание с высоты 20-30 см. Прыжок в глубину с г/скамейки на мат (с двух ног на две).
Броски, ловля, метание мяча и передача предметов: Метание малого мяча с места через натянутую веревку. Метание малого мяча правой (левой) рукой на дальность способом «из-за головы через плечо». Метание малого мяча в горизонтальную цель (круги, квадраты на стене). Подбрасывание волейбольного мяча и ловля его. Передача большого мяча в шеренге, в колонне. Катание большого мяча (футбол) между расставленными предметами. Передача и переноска предметов на расстояние 10 метров (флажков, мячей, палок, набивных мячей -1 кг).
Равновесие: Стойка на полу на одной ноге другая согнута в колене (поочередно сменяя ноги). Ходьба по г/скамейке приставными шагами с различным положением рук (на пояс, в стороны, вверх). Ходьба по г/скамейке прямо с различными положениями рук.
Лазание, перелезание, подлезание: Лазанье на четвереньках по наклонной г/скамейке попеременным способом. Лазание вверх-вниз по г/стенке попеременным способом. Передвижение по нижней рейке г/стенки в сторону. Перелезание через г/скамейку, мягкие модули с опорой на одну руку. Пролезание и подлезание под препятствия разной высоты (стойки, г/скакалка, г/обручи) и в мягкий модуль-тоннель. Перешагивание через предметы: кубики, кегли, набивные мячи.
3 Раздел: Подвижные игры и элементы спортивных игр.
Подвижные игры: Коррекционно-развивающие игры: «Порядок и беспорядок», «Найди свой цвет», «Узнай, где звонили», «Аист ходит по болоту».
Игры с бегом и прыжками: «Подбеги к своему предмету», «Собери урожай», «День и ночь», «Кот и мыши», «Пятнашки»; «Сорви шишку», «Цапля».
Игры с мячом: «Метание мячей и мешочков»; «Кого назвали – тот и ловит», «Мяч по кругу», «Передача мячей в шеренге и колонне».
Основные, предполагаемые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Знания:
1. Название простейшего спортивного инвентаря.
2. Понятие о строе, шеренге, колонне.
Умения:
1. Надевать спортивную форму с помощью.
2. Строиться в шеренгу и в колонну; перестраиваться в колонну по одному.
3. Принимать правильное исходное положение по показу учителя.
4. Ходить с перешагиванием через предметы; бегать с изменением направления за учителем.
5. Пролезать в г/обруч.
7. Удерживать равновесие в положении «стойка на одной ноге».
9. Выполнять игровые задания индивидуально.
5 класс (102 часа)
1 Раздел: Основы знаний. Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения.
Основы знаний:
- Правила поведения в спортивном зале и на уроках АФК.
2. Гигиенические требования к занятиям АФК (гигиена одежды и обуви).
3. Соблюдать правила простейшие подвижных игр.
Практический материал
Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения:
Основные положения и движения головы, конечностей и туловища, выполняемые на месте. Сочетание движений туловища, ног с одноименными движениями рук. Комплексы общеразвивающих упражнений без предметов на месте и с предметами (малый мяч, г/ палка, средний мяч, средний обруч).
Упражнения на дыхание: Правильное дыхание в различных И.П. сидя, стоя, лежа; глубокое дыхание при выполнении упражнений без предметов; дыхание по подражанию
( "понюхать цветок", "подуть на кашу", «согреть руки», «сдуть пушинки»), дыхание во время ходьбы с произношением звуков на выдохе, выполнение вдоха и выдоха через нос.
Упражнения на осанку: Упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног, скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы); сохранение правильной осанки при выполнении различных движений руками; упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «вкручивание лампочки», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения на сенсорных набивных мячах различного диаметра (сидя на мяче с удержанием статической позы с опорой с различными движениями рук); ходьба с мешочком на голове; поднимание на носки и опускание на пятки с мешочком на голове.
Упражнения для профилактики плоскостопия: сидя («каток», «серп», «окно», «маляр», «мельница», «кораблик»); сидя: кружение стопами поочередно и одновременно вправо и влево, катание мяча ногами; ходьба приставными шагами и лицом вперед по канату со страховкой. Ходьба по массажной дорожке для стоп.
Упражнения на общую и мелкую моторику: С сенсорными набивными мячами разного диаметра (прокатывание, перекатывание партнеру); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание мяча над собой и ловля, броски мяча в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание двумя, удары мяча в стену в квадраты и ловля с отскоком от пола двумя; удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя); набивные мячи –1 кг (ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди и за головой по 30 секунд; поднимание мяча вперед, вверх, вправо, влево).
Упражнения на развитие точности и координации движений: построение в шеренгу с изменением места построения; ходьба между различными ориентирами; бег по начерченным на полу ориентирам (все задания выполняются вместе с учителем); несколько поворотов подряд по показу.
2 Раздел: Двигательные умения и навыки.
Построения и перестроения: Выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «Класс стой!» с помощью. Размыкание в шеренге и в колонне. Повороты направо, налево с указанием направления.
Ходьба и бег: Ходьба, начиная с левой ноги. Ходьба на пятках, на носках. Бег в чередовании с ходьбой. Бег в медленном темпе, соблюдая строй.
Прыжки: Прыжки на двух (одной) ноге на месте с поворотами вокруг себя. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед. Прыжки в длину с места толчком двух ног. Прыжки в глубину с высоты 50 см с поворотом на45 градусов. Прыжки в длину с шага. Прыжки боком через г/скамейку с опорой на руки. Прыжки, наступая на г/скамейку.
Броски, ловля, метание мяча и передача предметов Метание малого мяча правой (левой) рукой на дальность способом «из-за головы через плечо». Метание малого мяча в горизонтальную цель (мишени на г/стенке). Подбрасывание волейбольного мяча перед собой и ловля его. Высокое подбрасывание большого мяча и ловля его после отскока от пола. Броски большого мяча друг другу в парах двумя руками снизу. Переноска одновременно 2-3 предметов различной формы (флажки, кегли, палки, мячи и т.д.).
Равновесие: Ходьба по г/скамейке с предметом: флажок, г/мяч, г/палка. Ходьба по г/скамейке с различными положениями рук. Поворот кругом переступанием на г/скамейке. Лазание, перелезание, подлезание: Ползанье на четвереньках по наклонной г/скамейке с переходом на г/стенку. Лазанье вверх-вниз по г/стенке одновременным способом, не пропуская реек, с поддержкой. Передвижение по г/стенки в сторону. Подлезание и перелезание под препятствия разной высоты: мягкие модули, г/скамейка, обручи, г/скакалка, стойки и т.д. Пролезание в модуль-тоннель. Перешагивание через предметы: кубики, кегли, набивные мячи, большие мячи.
Элементы художественной гимнастики: Упражнения с мячом – удержание мяча на двух руках перед собой на ладонях; передача мяча из одной руки в другую перед собой; бросок и ловля мяча двумя руками на ладони; отбивы об пол двумя руками. Упражнения с малым обручем – хват обруча двумя руками снизу и сверху; поднимание обруча вперед-вверх; раскачивание обруча на двух руках в лицевой плоскости; вхождение в обруч в лицевой плоскости; перекаты обруча из одной руки в другую в лицевой плоскости.
Упражнения на тренажерах: Простейшие тренажеры: «грация», массажеры, «сгибание-разгибание рук и ног». Кардиотренажеры (беговая дорожка, велотренажер).
3 Раздел: Подвижные игры и элементы спортивных игр.
Подвижные игры: Коррекционно-развивающие игры: «Порядок и беспорядок», «Узнай, где звонили», «Собери урожай»;
Игры с бегом и прыжками: «Сорви шишку», «У медведя во бору», «Подбеги к своему предмету», «День и ночь», «Кот и мыши», «Пятнашки»; «Прыжки по кочкам».
Игры с мячом: «Метание мячей и мешочков»; «Кого назвали – тот и ловит», «Мяч по кругу», «Не урони мяч».
Элементы спортивных игр:
Настольный теннис: Стойка и перемещения теннисиста. Хват ракетки. Подбрасывание и ловля шарика рукой. Удержание шарика на ракетке на месте и в ходьбе. Игра «Кто дольше удержит?».
Хоккей на полу: Способ держания клюшки. Стойка хоккеиста и перемещения в стойке.
Владение клюшкой: прием, остановка и передача шайбы на месте. Ведение шайбы по прямой.
Основные, предполагаемые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Знания:
1. Правила безопасности при выполнении физических упражнений..
2. Гигиенические требования к одежде и обуви для занятий.
Умения:
1. Выполнять повороты на месте по ориентирам.
2. Чередовать ходьбу с бегом.
3. Выполнять прыжок в длину с места толчком двух ног.
4. Выполнять комплексы ОРУ без предметов по показу за учителем.
5. Правильно дышать во время выполнения физических упражнений.
6. Подлезать и перелезать через простейшие препятствия.
7. Правильно держать теннисную ракетку, хоккейную клюшку.
8. Передавать, подбрасывать и ловить мяч.
9.Участвовать в простейших сюжетно-роле
6 класс (105 часов)
1 Раздел: Основы знаний. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Основы знаний:
- Правила техника безопасности на уроках АФК.
- Закаливание организма.
Практический материал
Общеразвивающие и корригирующие упражнения:
Основные положения и движения головы, конечностей и туловища: Комплексы бщеразвивающих упражнений без предметов и упражнения с предметами (с г/палкой, с малым мячом, с большим обручем, с г/мячом, с набивным мячом).
Упражнения на дыхание: Правильное дыхание в различных И.П. сидя, стоя, лежа. Полное углубленное дыхание с различными движениями рук на месте. Дыхание по подражанию ("понюхать цветок", «сдуть пушинки»). Дыхание во время ходьбы с произношением звуков на выдохе, выполнение вдоха и выдоха через нос.
Упражнения на осанку: Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Колечко», « Лодочка». Упражнения для укрепления мышц спины путем складывания: «Птица», «Книжка» «Кошечка». Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны: «»Ежик», «Звезда», «Месяц». Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Лягушка», «Бабочка», «Ножницы».
Упражнения для развития точности и координации движений: построение в шеренгу и в колонну с изменением места построения, ходьба между различными ориентирами, бег по начерченным на полу ориентирам (все задания выполняются вместе с учителем), несколько поворотов подряд по показу, ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью.
Профилактика плоскостопия: Упражнения сидя: «Ходьба», «Лошадка», «Медвежонок», катание мяча ногами; ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба по массажной дорожке для стоп.
2 Раздел: Двигательные умения и навыки.
Построения и перестроения: Выполнение команд «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Повороты на месте кругом с показом направления. Размыкание в колонне, шеренге. Размыкание в шеренге на вытянутые руки.
Ходьба и бег: Ходьба в различном темпе: медленно, быстро. Ходьба и бег в медленном темпе с сохранением дистанции. Бег в колонне по одному в равномерном темпе. Челночный бег 3 Х 10 метров. Высокий старт. Бег на 30 метров с высокого старта на скорость.
Прыжки: Прыжки в длину с места толчком двух ног. Прыжки в длину с двух-трех шагов, толчком одной с приземлением на две через ров. Прыжки в глубину. Прыжки в высоту с шага.
Метание мяча: Метание малого мяча на дальность с места способом «из-за головы через плечо». Метание малого мяча в вертикальную цель. Броски набивного мяча весом 1 кг различными способами: двумя руками снизу и от груди, из-за головы. Передача и переноска предметов на расстояние до 20 метров: набивных мячей -1 кг, г/палок, больших мячей.
Равновесие: «Петушок», «Ласточка» на полу. Ходьба по г/скамейке с опусканием на одно колено. Ходьба по г/скамейке с предметом в руке. Ходьба по г/скамейке с перешагиванием через предметы высотой 15-20 см. Расхождение вдвоем при встрече на г/скамейке.
Лазание, перелезание, подлезание: Лазание по г/стенке вверх-вниз ранее изученными способами. Передвижение по г/стенке вправо-влево. Вис на руках на г/стенке 1-2 секунды. Подлезание под препятствием с предметом в руках. Перелезание через препятствия высотой до 1 метра (г/козел, г/конь). Полоса препятствий из 5-6 заданий в подлезании, перелезании и равновесии.
Элементы художественной гимнастики: Упражнения с мячом – удержание мяча на одной руке перед собой; передача мяча из одной руки в другую; бросок мяча двумя руками и ловля мяча одной рукой; поочередные отбивы мяча об пол. Упражнения с обручем – хват обруча одной рукой снизу и сверху; поднимание обруча вперед-вверх; передача обруча над головой из одной руки в другую; раскачивание обруча на одной руке в лицевой и боковой плоскостях; впрыгивания в обруч в лицевой и боковой плоскостях; перекаты обруча из одной руки в другую в лицевой плоскости и в парах. Упражнения с лентой – хват ленты; горизонтальные и вертикальные махи.
Упражнения на тренажерах: Простейшие тренажеры: «грация», массажеры, «сгибание-разгибание рук и ног». Степ доска. Кардиотренажеры (беговая дорожка, велотренажер, степпер). Тренажеры со свободными весами (силовые тренажеры для мышц спины; брюшного пресса; подтягивание-отжимание; гантели). Тренажеры с встроенными весами (силовые: для брюшного пресса, подтягивание).
3 Раздел: Подвижные игры и элементы спортивных игр.
Подвижные игры: «Ворона и воробей», «Посадка и сбор овощей», «Запрещенное движение», «Узнай фигуру», «Попробуй повторить», «Лохматый пес», «Бросайка», «Мяч по кругу», «Догоняй мяч», эстафеты с передачей предметов сидя и стоя.
Элементы спортивных игр:
Настольный теннис: Подбрасывание и ловля шарика рукой. Хват ракетки. Удержание шарика на внешней (закрытой) и внутренней (открытой) сторонах ракетки. Игра «Кто дольше удержит шарик в движении?».
Пионербол: Броски и ловля мяча в парах через сетку двумя руками снизу и сверху. Нижняя подача мяча (одной рукой снизу).
Хоккей на полу: Хват клюшки, стойка хоккеиста, перемещения. Прием и передача шайбы в парах на месте на разные расстояния. Ведение шайбы змейкой с обводкой конусов. Броски по воротам с одной позиции.
Баскетбол: Хват мяча. Стойка баскетболиста. Перемещения в стойке. Передача и ловля мяча на месте двумя руками от груди в паре с учителем. Ведение мяча на месте. Броски мяча с места двумя руками снизу из-под кольца.
Основные, предполагаемые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Знания:
1. Правила техники безопасности на уроках АФК.
2. Способы и средства закаливания.
Умения:
1. Выполнять корригирующие упражнения по показу за учителем.
2. Выполнять комплексы ОРУ с предметами (г/палка, малый мяч) по показу за учителем.
3.Выполнять размыкание и смыкание на вытянутые руки в шеренге.
4.Выполнять челночный бег 3х10 метров.
5. Прыгать в длину с шага.
6. Метать малый мяч в щит.
7. Лазать по г/стенке вверх-вниз.
8. Выполнять простейшие элементы художественной гимнастики с мячом.
9. Удерживать шарик на теннисной ракетке.
10. Принимать и передавать шайбу в парах на месте.
11. Удерживать мяч и перемещаться в стойке баскетболиста.
7 класс (105 часов)
1 Раздел: Основы знаний. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Основы знаний:
- Правила техника безопасности на уроках АФК.
- Самоконтроль и меры предупреждения травматизма на уроках АФК.
Практический материал
Общеразвивающие и корригирующие упражнения:
Основные положения и движения головы, конечностей и туловища: Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (с г/палкой, с малым мячом, с большим обручем, с г/мячом, с набивным мячом).
Упражнения на дыхание: Выполнение быстрого, короткого вдоха и выдоха в сочетании с движениями; тренировка дыхания в ходьбе с преобладанием выдоха над вдохом. Глубокое дыхание с движениями рук.
Упражнения на осанку: Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Кораблик», «Качели», «Ящерица». Упражнения для укрепления мышц спины путем складывания: «Птица», «Носорог», «Кошечка». Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны: «»Ежик», «Маятник», «Месяц». Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Лягушка», «Зайчик», «Рак». Упражнения на развитие мышц плечевого пояса: «Мельница», «Замочек», «Дощечка».
Упражнения в расслаблении мышц: Расслабление мышц потряхиванием конечностей после выполнения бега, ходьбы. Расслабление, лежа на спине.
Упражнения для развития точности и координации движений: Ходьба между различными ориентирами. Бег по начерченным на полу ориентирам. Несколько поворотов подряд по инструкции. Ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью. Прохождение расстояния до 3 метров от одного ориентира до другого с открытыми глазами за определенное количество шагов и воспроизведение его за столько же шагов без контроля зрения.
Профилактика плоскостопия: Упражнения сидя: «Ходьба», «Лошадка», «Медвежонок», катание мяча ногами; ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба по массажной дорожке для стоп.
2 Раздел: Двигательные умения и навыки.
Построения и перестроения: Выполнение команд «Становись!», «Разойдись!», «равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Повороты на месте направо, налево, кругом с показом направления. Размыкание в колонне, шеренге. Построение в шеренгу, в колонну, в круг в различных частях зала по команде учителя.
Ходьба и бег: Ходьба со сменой направления за учителем. Чередование ходьбы и бега. Сочетание ходьбы и бега в разном темпе. Бег в колонне по одному в равномерном темпе. Челночный бег 3 Х 10 метров. Бег на 30 метров с высокого старта на скорость.
Прыжки: Прыжки в длину с места толчком двух ног в обозначенное место. Прыжки в длину с разбега (место толчка не обозначено). Прыжки в высоту способом «согнув ноги» с трех шагов.
Метание мяча: Метание малого мяча с места на дальность способом «из-за головы через плечо». Метание малого мяча в цель с шага. Броски набивного мяча весом 1 кг различными способами: двумя руками снизу и от груди, из-за головы. Передача и переноска предметов: набивных мячей, г/палок, больших мячей на расстояние до 20 метров.
Равновесие: «Петушок», «Ласточка» на полу с поддержкой. Ходьба по г/скамейке вверх, вниз с помощью. Ходьба по г/скамейке с доставанием предмета с пола наклоном и в приседе (кегли, малые мячи, г/палки и т.д.). Расхождение вдвоем на г/скамейке
Лазание, перелезание, подлезание: Лазание по г/стенке вверх-вниз ранее изученными способами. Лазание по наклонной г/скамейке с переходом на г/стенку, движение по г/стенке вправо, влево. Сочетание переползания через препятствия с подлезанием. Вис на руках на г/стенке до 3 секунд. Полоса препятствий из 5-6 заданий в подлезании, перелезании и равновесии.
Элементы художественной гимнастики: Упражнения с мячом – броски и ловля мяча ранее изученными способами; передача мяча из рук в руки за спиной; поочередные отбивы мяча об пол и ловля на одну руку; перекаты мяча по рукам.
Упражнения с обручем – броски и ловля обруча двумя руками в лицевой плоскости; перекаты из одной руки в другую в лицевой плоскости и в парах различными способами; впрыгивание в качающийся обруч в лицевой плоскости; вращение обруча на руке в лицевой плоскости с помощью.
Упражнения с лентой – хват ленты; горизонтальные и вертикальные махи; спирали и змейки в лицевой плоскости.
Упражнения на тренажерах: Степ доска. Кардиотренажеры (беговая дорожка, велотренажер, степпер). Тренажеры со свободными весами (силовые тренажеры для мышц спины; брюшного пресса; подтягивание-отжимание; гантели). Тренажеры с встроенными весами (силовые тренажеры: разгибание ног; разгибание рук сидя; жим лежа; становая тяга).
3 Раздел: Подвижные игры и элементы спортивных игр.
Подвижные игры: «Рыбаки и рыбки», эстафеты с передачей предметов сидя и стоя, «Снайперы», «Охотники и утки".
Элементы спортивных игр:
Настольный теннис: Удержание шарика на теннисной ракетке на месте и в ходьбе. Набивание шарика открытой ракеткой (внутренней стороной ракетки). Игра-соревнование «Кто больше набьет?».
Бочче: Ознакомление с содержанием игры. Технические правила игры. Вбрасывание шара «паллино». Бросок шара «пунто».
Пионербол: Броски и ловля мяча в парах через сетку одной рукой от плеча. Нижняя подача мяча (одной рукой снизу).
Хоккей на полу: Прием и передача шайбы в парах на месте на разные расстояния. Ведение шайбы по прямой и змейкой с обводкой конусов. Броски по воротам на точность.
Баскетбол: Передача и ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах. Ведение мяча шагом по прямой. Броски мяча двумя руками от груди из-под кольца с места.
Основные, предполагаемые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Знания:
1. Правила техники безопасности на уроках АФК.
2. Меры предупреждения травматизма.
Умения:
1. Надевать спортивную одежду самостоятельно.
2. Строиться в шеренгу, в колонну, в круг в различных частях зала по команде учителя.
3. Выполнять комплексы ОРУ без предметов и с предметами ( г/обруч, г/мяч, набивной мяч-1 кг) по показу за учителем.
4. Сочетать ходьбу и бег в различном темпе.
5. Прыгать в длину с разбега без определения места толчка.
6. Метать малый мяч на дальность способом «из-за головы через плечо».
7. Выполнять лазание по наклонной г/скамейке с переходом на г/стенку.
8. Выполнять простейшие элементы художественной гимнастики с г/обручем.
9.Уметь выполнять простейшие упражнения на тренажерах.
10. Вбрасывать шар «паллино».
11. Вести шайбу по прямой и змейкой; выполнять броски по воротам.
12. Передавать и ловить мяч на месте в парах.
8 класс (105 часов)
1 Раздел: Основы знаний. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Основы знаний:
- Правила техника безопасности на уроках АФК.
- Требования к выполнению утренней гимнастики.
- Влияние физических упражнений на формирование правильной осанки.
Практический материал
Общеразвивающие и корригирующие упражнения:
Основные положения и движения головы, конечностей и туловища: Фиксированное положение головы при сменах исходных положений. В упоре стоя на коленях сгибание и разгибание рук. Вис на г/стенке. Общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении. Общеразвивающие упражнения с предметами (с г/палкой, с малым мячом, с большим обручем, с г/мячом, с набивным мячом).
Упражнения на дыхание: Тренировка дыхания в различных исходных положениях: сидя, стоя, лежа с преобладанием выдоха над вдохом. Регулирование дыхания при переноске груза во время бега.
Упражнения на осанку: Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Кораблик», «Змея», «Рыбка». Упражнения для укрепления мышц спины путем складывания: «Птица», «Носорог», «Кошечка». Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны: «»Морская звезда», «Лисичка», «Месяц». Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Бабочка», «Ножницы», «Велосипед». Упражнения на развитие мышц плечевого пояса: «Мельница», «Замочек», «Дощечка».
Упражнения в расслаблении мышц: Расслабление мышц потряхиванием конечностей после выполнения бега, ходьбы, прыжков. Расслабление, лежа на спине.
Упражнения для развития точности и координации движений: Ходьба между различными ориентирами. Бег «Змейкой» на полу по ориентирам. Несколько поворотов подряд по инструкции. Ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью. Прохождение расстояния до 3 метров от одного ориентира до другого с открытыми глазами за определенное количество шагов и воспроизведение его за столько же шагов без контроля зрения.
Профилактика плоскостопия: Упражнения сидя: «Ходьба», «Гусеница», «Медвежонок». Катание мяча ногами. Ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы. Кружение стопами одновременно в правую и левую стороны.
2 Раздел: Двигательные умения и навыки.
Построения и перестроения: Построения в шеренгу, в колонну в круг в различных частях зала по команде учителя. Перестроение из шеренги в колонну по одному и в круг по инструкции учителя.
Ходьба и бег: Начало ходьбы и бега, остановки по инструкции учителя. Смена направления в ходьбе и беге по конкретным ориентирам. Ходьба и бег с преодолением простейших препятствий. Бег в колонне по одному в равномерном темпе. Челночный бег 3 Х 10 метров. Бег на 30 метров с высокого старта на скорость.
Прыжки: Прыжки в длину с места толчком двух ног. Прыжки в длину с разбега толчком в обозначенном месте (квадрат 50х50 см). Прыжки в глубину с высоты 50 – 60 см. Прыжки в высоту способом «согнув ноги».
Метание мяча: Совершенствование метание малого мяча с места на дальность способом «из-за головы через плечо». Метание малого мяча в цель с шага. Броски набивного мяча весом 2 кг различными способами: двумя руками от груди, из-за головы; одной рукой от плеча.
Равновесие: «Ласточка» на полу. Ходьба по гимнастической скамейке группами. Ходьба по рейке г/скамейке с помощью учителя. Равновесие на одной ноге на г/скамейке.
Лазание, перелезание, подлезание: Лазание по г/стенке вверх-вниз со страховкой; лазание по наклонной г/скамейке (с опорой на руки и стопы) с переходом на г/стенку, движение по г/стенке приставным шагом вправо, влево. Подлезание под препятствие ограниченное с боков лежа на животе и в мягкий модуль-тоннель. Перелезание через г/скамейку (стоя с опорой на руки). Простейшая полоса препятствий с использованием ранее изученных упражнений в лазании, перелезании, подлезании и равновесии.
Эстафеты с передачей и переноской предметов.
Элементы художественной гимнастики: Упражнения с мячом – передача мяча из одной руки в другую над головой; броски мяча двумя и ловля двумя на тыльную сторону ладони; отбивы мяча об пол различными частями тела: локтем, о колено и ловля мяча на ладони. Упражнения с обручем – подбрасывание и ловля обруча двумя руками в лицевой плоскости; прыжки через вращающийся обруч; вращение обруча на руке в боковой плоскости с помощью; вращение обруча на полу: вертушка.
Упражнения с лентой – горизонтальные и вертикальные махи; спирали в лицевой и боковой плоскостях; змейки в лицевой и боковой плоскостях.
Упражнения на тренажерах: Степ доска. Кардиотренажеры (беговая дорожка, велотренажер, степпер). Тренажеры со свободными весами (силовые тренажеры для мышц спины; брюшного пресса; подтягивание-отжимание; гантели). Тренажеры со встроенными весами (силовые тренажеры: разгибание ног; разгибание рук сидя; жим лежа; становая тяга).
3 Раздел: Подвижные игры и элементы спортивных игр.
Подвижные игры: «Пустое место», «Что изменилось?», «Люди, звери, птицы», «Рыбаки и рыбки», эстафеты с бегом и прыжками, «Снайперы», «Охотники и утки"
Элементы спортивных игр:
Настольный теннис: Удержание шарика на теннисной ракетке. Набивание шарика открытой и закрытой ракеткой. Игра «Кто больше набъет?». Подача мяча рукой.
Бочче: Технические правила игры. Вбрасывание шара «паллино». Бросок шара «пунто». Одиночные игры.
Пионербол: Броски и ловля мяча в парах через сетку двумя руками и одной рукой (подбор способа бросания мяча). Боковая подача мяча.
Хоккей на полу: Разучивание и совершенствование тестов: Тест № 1 - ведение шайбы (с обводкой конусов на расстоянии 10 метров – количество обведенных конусов за 1 минуту).
Тест № 2 - пасы (пять пасов на точность из-за линии; шайба посылается на линию между двумя конусами на расстоянии метра друг от друга с полным пересечением линии между конусами, расстояние от одной линии до другой 6 метров.). Тест № 3 – броски по воротам (пять бросков на точность с разных точек за 20 секунд).
Баскетбол: Передача и ловля мяча двумя руками от груди и двумя руками сверху на месте в парах. Ведение мяча шагом по прямой, змейкой. Броски мяча двумя руками от груди из-под кольца с места.
Основные, предполагаемые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Знания:
- Правила техники безопасности на уроках АФК.
- Содержание и значение утренней гимнастики.
3. Название спортивного инвентаря.
Умения:
1. Выполнять положение правильной осанки, стоя у гимнастической стенки.
2. Строиться, выполнять команды по словесной инструкции учителя.
3. Ходить и бегать с преодолением простейших препятствий.
4. Правильно принимать различные исходные положения для выполнения заданий.
5. Принимать положение высокого старта, метать мяч с места в цель и на дальность.
6. Ходить и выполнять равновесие на одной ноге на г/скамейке.
7. Выполнять полосу препятствий, состоящую из упражнений в равновесии, лазании, перелезании и подлезании.
8. Выполнять простейшие элементы художественной гимнастики с лентой.
9. Выполнять упражнения на тренажерах.
10. Выполнять бросок шара «пунто».
11. Выполнять задания по тестам по хоккею на полу.
12. Бросать и ловить волейбольный мяч в парах через сетку; выполнять нижнюю подачу.
13. Выполнять ведение баскетбольного мяча шагом по прямой , змейкой; бросать мяч по кольцу с места.
.
9 класс (105 часов)
1 Раздел: Основы знаний. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Основы знаний:
1. Правила техника безопасности на уроках АФК.
2. Роль АФК в подготовке школьника к жизни и труду.
3. Специальное Олимпийское движение Санкт-Петербурга.
Практический материал
Общеразвивающие и корригирующие упражнения:
Основные положения и движения головы, конечностей и туловища без предметов: Фиксированное положение головы при сменах исходных положений. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя на коленях. Вис спиной на г/стенке. Общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении. Общеразвивающие упражнения с предметами (с г/палкой, с малым мячом, с большим обручем, с г/мячом, с набивным мячом, со скакалкой).
Упражнения на дыхание: Тренировка дыхания в различных исходных положениях в движении с преобладанием выдоха над вдохом. Регулирование дыхания в быстрой ходьбе и беге.
Упражнения на осанку: Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Кобра», «Качели», «Рыбка». Упражнения для укрепления мышц спины путем складывания: «Веточка», «Носорог», «Кошечка». Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны: «»Морская звезда», «Маятник», «Месяц». Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Паучок», «Ножницы», «Велосипед». Упражнения на развитие мышц плечевого пояса: «Мельница», «Замочек», «Дощечка».
Упражнения в расслаблении мышц: Расслабление мышц потряхиванием конечностей после выполнения силовых упражнений. Расслабление, лежа на спине.
Упражнения для развития точности и координации движений: Поочередные разнонаправленные движения рук и ног.
Профилактика плоскостопия: Упражнения сидя: «Ходьба», «Гусеница», «Медвежонок». Катание мяча ногами. Ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы. Кружение стопами одновременно в правую и левую стороны.
2 Раздел: Двигательные умения и навыки.
Построения и перестроения: Повороты направо, налево, кругом на месте и в ходьбе. Размыкание в движении на заданную дистанцию. Перестроение из колонны по одному колонну по два на месте и в движении.
Ходьба и бег: Ходьба на носках с высоким подниманием бедра. Ходьба с остановками для выполнения заданий: присесть, повернуться, выполнить упражнение. Начало бега из различных исходных положений ( упор присев, упор стоя на одном, на двух коленях). Бег в колонне по одному в равномерном темпе до 2 минут. Бег с ускорением по сигналу учителя. Челночный бег 3 Х 10 метров. Бег на 30 метров с высокого старта на скорость.
Прыжки: Прыжки в длину с места толчком двух ног. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» на дальность. Прыжки со скакалкой. Прыжки в высоту способом «согнув ноги».
Метание мяча: Совершенствование метание малого мяча на дальность и в цель. Совершенствование бросков набивного мяча различными способами на дальность.
Равновесие: «Ласточка» на полу самостоятельно. Ходьба по гимнастической скамейке с подбрасыванием и ловлей мячей. Опускание на одно колено без помощи рук на г/скамейке. Равновесие на одной ноге на г/скамейке, повороты на г/скамейке.
Лазание, перелезание, подлезание: Лазание по г/стенке вверх-вниз с изменением способа лазания по инструкции учителя; ходьба и лазание по наклонной г/скамейке различными способами. Полоса препятствий с использованием ранее изученных упражнений в лазании, перелезании, подлезании и равновесии.
Эстафеты с передачей и переноской предметов.
Элементы художественной гимнастики: Упражнения с мячом – различные передачи мяча из одной руки в другую; отбивы; броски; сочетание ранее изученных приемов.
Упражнения с обручем – бросок одной и ловля обруча двумя руками; прыжки через вращающийся обруч; вращение обруча на руке в лицевой и боковой плоскостях; сочетание ранее изученных приемов.
Упражнения с лентой – горизонтальные и вертикальные махи в движении; спирали в лицевой и боковой плоскостях; змейки в лицевой и боковой плоскостях; «восьмерка»; сочетание ранее изученных приемов.
Упражнения на тренажерах: Степ доска. Кардиотренажеры (беговая дорожка, велотренажер, степпер). Тренажеры со свободными весами (силовые тренажеры для мышц спины; брюшного пресса; подтягивание-отжимание; гантели). Тренажеры со встроенными весами (силовые тренажеры: разгибание ног; разгибание рук сидя; жим лежа; становая тяга).
3 Раздел: Подвижные игры и элементы спортивных игр.
Подвижные игры: «Вызов номеров», «Второй лишний», «Снайперы», «Охотники и утки"
Элементы спортивных игр:
Настольный теннис: Набивание шарика открытой и закрытой ракеткой. Игра «Кто больше набьет?». Подача мяча рукой. Удары по мячу: подставкой, толчком.
Бочче: Технические правила игры. Вбрасывание шара «паллино». Бросок шара: «пунто», «волло». Подбор способа бросания шаров. Командные игры.
Пионербол: Разучивание и совершенствование тестов: Тест №1 – подача мяча (выполнение пяти подач подряд). Тест №2 – прием подач (с пяти подач принять три). Тест №3 – броски и ловля мяча в паре с учителем через сетку (кол-во раз за 1 минуту). Выполнение тестов на результат.
Хоккей на полу: Совершенствование тестов: Тест № 1 - ведение шайбы (с обводкой конусов на расстоянии 10 метров – количество обведенных конусов за 1 минуту).
Тест № 2 - пасы (пять пасов на точность из-за линии; шайба посылается на линию между двумя конусами на расстоянии метра друг от друга с полным пересечением линии между конусами, расстояние от одной линии до другой 6 метров.). Тест № 3 – броски по воротам (пять бросков на точность с разных точек за 20 секунд). Прием и передача шайбы партнеру в движении с дальнейшим броском по воротам. Броски по воротам с расстояния 4 метров.
Баскетбол: Разучивание и совершенствование тестов: Тест № 1 – передача (передача мяча в стену и ловля его за одну минуту). Тест № 2 – ведение (ведение мяча с изменением направления между фишками – количество фишек за минуту). Тест № 3 – броски (броски мяча из-под кольца – количество раз за минуту).
Основные, предполагаемые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Знания:
- Правила техники безопасности на уроках АФК.
2. Санитарно-гигиенические требования к занятиям АФК.
3. Значение физических упражнений для жизни человека.
Умения:
- Выполнять задания по показу и словесной инструкции учителя, правильно принимать различные исходные положения для выполнения заданий.
2. Строиться, выполнять команды по словесной инструкции учителя.
3. Бегать на 30 метров с высокого старта.
4. Выполнять броски набивного мяча; метать мяч на дальность и в цель
5. Выполнять полосу препятствий из ранее изученных упражнений.
8. Выполнять простейшие упражнения с предметами (г/мяч, г/обруч, лента) 9. Выполнять упражнения на тренажерах.
10. Выполнять бросок шара «пунто».
11. Выполнять задания по тестам по хоккею на полу.
12. Бросать и ловить волейбольный мяч в парах через сетку; выполнять боковую подачу.
13. Выполнять задания по тестам по баскетболу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Афонасьев Ю.А. Методическое пособие. Теория: "Возрастные особенности детского организма". Практика: Корригирующая гимнастика для детей школьного и дошкольного возраста" /Ю.А. Афонасьев. - М., 1999.
2. Малова, М.Н. Программа по физической культуре для детей с нарушением интеллекта 4-9 классы /М.Н. Малова. - Санкт-Петербург, "Образование", 1994.
3. Креминская М.М Программа по адаптивному физическому воспитанию учащихся 1-9 классов отделения «Особый ребенок». НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», Санкт-Петербург, 2008 г.
4. Ростомашвили, Л.Н. Программа по адаптивному воспитанию детей с множественными нарушениями в развитии (1-4 классы) – Санкт-Петербург, 2008г.
5. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание. Авторская программа по лечебной физкультуре для детей с тяжелой зрительной патологией (начальная школа): Учебно-методическое пособие/СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1997 г.
6. Гербова Г.И. Азбука здоровья. Программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта 1-1V классы /Г.И. Гербова. - Санкт-Петербург, "Образование", 1994 г.
7. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушением в развитии /Под ред. проф. Л.В. Шапковой (Коллектив авторов) - М.: "Советский спорт", 2002.
8. Асикритов А.Н. Поурочное планирование по АФК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие занятия для учащихся с проблемами в развитии 7-12 лет
Коррекционно-развивающие игровые занятия предназначены для детей 7-12 лет специальной коррекционной школы VIIIвида с проблемами в развитии. Данные занятия актуальны, так как стабилизирует ...
Статья педагога «Развитие речи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида».
В данной статье описано какими современными методами и приемами способствовать улучшению и развтию связнойречи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида....
Доклад на семинаре "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ"
Доклад на семинаре "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ"...
Рабочая программа по адаптивной физкультуре для обучающихся с тмнр с выраженными нарушениями
Программа по адаптивной физкультуре (или может использоваться в освоении коррекционного курса "Двигательное развитие") расчитана на обучающихся с минимальным уровнем обучаемости с ...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультура Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультураКласс: 0- 1ВВид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...
Рабочая программа по адаптивной физкультуре для детей с отклонением в здоровье
Адаптивная физкультура для детей с отклонением в здоровье...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ 3 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ 3 КЛАСС...