Рабочая программа по адаптивной физкультуре для обучающихся с тмнр с выраженными нарушениями
рабочая программа на тему

Кудрявцева Анастасия Александровна

Программа по адаптивной физкультуре (или может использоваться в освоении коррекционного курса "Двигательное развитие") расчитана на обучающихся с минимальным уровнем обучаемости с глубокой умственной отсталостью на 68 чч

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету адаптивная физическая культура для 1 класса разработана в соответствии со следующими документами:

Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);

Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений";

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

Цели рабочей программы. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - Стандарт) в качестве основных задач реализации содержания предмета адаптивная физическая культура в течение всего срока освоения адаптированной основной образовательной программы (далее - АООП) выделяет следующие:

  1. Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
  2. Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием технических средств).
  3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
  4. Формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств.
  5. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ПАООП) (2 вариант) целью занятий адаптивной физической культурой определяет повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Основные задачи:

1. Формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;

2. Формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры;

3. Укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.

Исходя из этого, целью примерной рабочей программы по адаптивной физической культуре (2 вариант)для 1 дополнительного класса является оптимизации физического состояния и развития ребенка.

Задачи:

1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений и игровой деятельности.

2.Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим.

3. Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса.

4.Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).

5. Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни ребенка с тяжелыми комплексными нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой. В примерной рабочей программе представлен учебный материал, который может быть скорректирован с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предметная область Физическая культура входит в число обязательных предметных областей учебного плана и для 2 варианта ее освоение обеспечивается в рамках учебного предмета адаптивная физическая культура. В примерном годовом учебном плане БОУ «⬇ ←↑• •↘↗  ▾↙ ↑▾↙•↗↖▾↘↗•↑◂ ▴↗   ↘▾◂↗↖↗▴•↑•▴↗• →◂  ▾↙  ↗  ↗ •  • ▾←•↗▴↗ ↑▴▴ ▸↗ ↘▾↖▸▾↓▴▾•• ▸↗ ↖→▾•▾↘  »  Минобразования  Чувашии выделяется 2 часа в неделю, 68 уроков в год.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА:

Требования к результатам освоения АООП: основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.

Устанавливаются требования к результатам:

- личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;

- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.

Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.

Личностные результаты освоения АООП:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Предметные результаты освоения АООП:

1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:

1.1 освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т. ч. с использованием технических средств);

1.2 освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;

2. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:

2.1 умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ключевой направленностью  учебного предмета адаптивная физическая культура является формирование базовых учебных действий на основе предметного содержания, а именно формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). Формирование базовых учебных действий включает следующие задачи:

1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения (направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание; умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию).  


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Основные виды учебной деятельности по достижению планируемых результатов

Планируемые результаты (личностные, предметные)

1 четверть

1-6

Правильное позиционирование

Поза на животе спиной вверх. Поза предназначена для игры, руки необходимо вывести вперед (локоть строго под плечевым суставом), а под грудь подложить валик или клиновидную подушку

Установление контакта с обучающимся. Повышение мышечного тонуса и двигательной активности

7-10

Изменение позы

Выполнение движений головой, Изменение позы в положении сидя с помощью педагога

Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя), повороты (вправо, влево в положении  сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, вправо, влево).

11-16

Разрабатываем руки

Выполнение движений руками, с помощью педагога в положении лежа на спине. Движения кисти, в локтевом и плечевом суставе адекватно физическим возможностям обучающихся

Выполнение движений руками: вперед, вверх, в стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. Выполнение движений плечами (поднять, отпустить, вперед, назад, круговые движения) с полной физической помощью .

2 четверть

17-20

Разрабатываем ноги

Формируем двигательные умения и навыки.

Изменение позы в положении лежа, движения адекватно физическому состоянию обучающегося с полной физической помощью, пассивные

21-25

Формирование навыка произвольного изменения позы

Формируем двигательные умения и навыки, способствующие развитию произвольного изменения позы

Учимся понимать словесные  инструкции. Переход пассивных движений в произвольные, активные с полной физической помощью 

26-30

Упражнения на поддержание мышечного тонуса

Элементарные  гимнастические упражнения с применением фитбола, валиков. Развитие двигательных способностей и физических качеств верхнего и нижнего пояса конечностей

Элементарные движения руками:  руки вверх, вниз, на пояс, вперед, за голову с полной физической помощью

31-33

Упражнения с мячами

Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия. Элементарные сведения по овладению игровыми умениями с мячами различного размера и с разной текстурой поверхности

Приобретение элементарных сведений по овладению игровыми умениями (катание  мяча, бросок, ловля, передача, удары по мячу). Повышение двигательной активности

3 четверть

34-38

Захват предметов

Формируем правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками

Удерживание  предметов одной и двумя руками с полной физической помощью

39-42

Передача предметов

Сформировать навыки передачи и переката мяча

Перекатывание мячей, захват мячей с полной физической помощью

43-50

Упражнения на мягких гимнастических формах

Выполнение статических упражнений с полной физической помощью с использованием мягких гимнастических форм

Повышение двигательной активности, поддержание мышечного тонуса

51 -55

Обеспечение правильного позиционирования

Обеспечение правильного позиционирования с применением коляски, вертикализаторов, ходунков

Повышение двигательной активности. Удерживать принятое в начале упражнения положение адекватно физическому состоянию обучающегося

4 четверть

56-64

Вертикализация с различной степенью поддержки

Вертикализация с различной степенью поддержки адекватно состоянию обучающегося

Возможная вертикализация. Повышение двигательной активности

64-68

Повороты на месте в разные стороны

Повороты туловища из разных исходных положений

Повороты на месте в разные стороны из положения лежа, сидя. Повышение двигательной активности


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, мячи;
  • технические средства реабилитации: кресла-коляски комнатные и прогулочные, опор для стояния (вертикализаторы, ходунки), опоры для ползания, тренажеры (мотомед и др.), кресла-стулья с санитарным оснащением (для туалета, ванные); мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, для переодевания, стулья, стол, столы-кушетки.

Методическая литература

  1. Аксенова О. Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев// Под общей редакцией С. П. Евсеева, СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СП., 2003.
  2. Баряева Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Спб ЦДК. 2011.
  3. Горская и. Ю. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта. Учебное пособие / И. Ю. Горская, Т. В. Синельникова.- Омск, Сиб ГАФК, 1999
  4. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ А. А. Дмитриев.- М.: Академия, 2002
  5. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 1. — С. 49-53.
  6. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями развития/ Под общей редакцией проф. Л. В. Шапковой, М.: Советский спорт, 2002
  7. Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. — СПб.: Союз художников, 2007.
  8. Потапчук  А. А. Фитбол- гимнастика в дошкольном возрасте: Учебное пособие / А. А. Потапчик, Г. Г. Лукина- СПб.: СПб ГАФК им. П. ФЙ. Лесгафта, 1999
  9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
  10. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Информационно-методический сборник для специалистов под редакцией А.Л. Битовой, Москва, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по лечебной физкультуре для обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья «Азбука здоровья»

В 7 – 12 – летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставного - связочного аппар...

Рабочая программа по ручному труду для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа  разработана по предмету «Ручной труд» для обучающихся  1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по трудовому обучению для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа  разработана по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся  3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультура Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультураКласс: 0- 1ВВид программы: АООП  ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...

Рабочая программа по воспитательной работе с обучающимися с ТМНР 6 класс

Рабочая программа по воспитательной работе с обучающимися с ТМНР6 класс...

Рабочая программа по адаптивной физкультуре для детей с отклонением в здоровье

Адаптивная физкультура для детей с отклонением в здоровье...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ 3 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ 3 КЛАСС...


 

Комментарии