Рабочая программа по адаптивной физкультуре для обучающихся с тмнр с выраженными нарушениями
рабочая программа на тему
Программа по адаптивной физкультуре (или может использоваться в освоении коррекционного курса "Двигательное развитие") расчитана на обучающихся с минимальным уровнем обучаемости с глубокой умственной отсталостью на 68 чч
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по адаптивной физкультуре для обучающихся с ТМНР с выраженными нарушениями | 35.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету адаптивная физическая культура для 1 класса разработана в соответствии со следующими документами:
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений";
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Цели рабочей программы. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - Стандарт) в качестве основных задач реализации содержания предмета адаптивная физическая культура в течение всего срока освоения адаптированной основной образовательной программы (далее - АООП) выделяет следующие:
- Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
- Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием технических средств).
- Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
- Формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств.
- Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ПАООП) (2 вариант) целью занятий адаптивной физической культурой определяет повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Основные задачи:
1. Формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;
2. Формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры;
3. Укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Исходя из этого, целью примерной рабочей программы по адаптивной физической культуре (2 вариант)для 1 дополнительного класса является оптимизации физического состояния и развития ребенка.
Задачи:
1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений и игровой деятельности.
2.Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим.
3. Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса.
4.Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).
5. Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни ребенка с тяжелыми комплексными нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой. В примерной рабочей программе представлен учебный материал, который может быть скорректирован с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предметная область Физическая культура входит в число обязательных предметных областей учебного плана и для 2 варианта ее освоение обеспечивается в рамках учебного предмета адаптивная физическая культура. В примерном годовом учебном плане БОУ «⬇ ←↑• •↘↗ ▾↙ ↑▾↙•↗↖▾↘↗•↑◂ ▴↗ ↘▾◂↗↖↗▴•↑•▴↗• →◂ ▾↙ ↗ ↗ • • ▾←•↗▴↗ ↑▴▴ ▸↗ ↘▾↖▸▾↓▴▾•• ▸↗ ↖→▾•▾↘ » Минобразования Чувашии выделяется 2 часа в неделю, 68 уроков в год.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА:
Требования к результатам освоения АООП: основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.
Устанавливаются требования к результатам:
- личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.
Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Личностные результаты освоения АООП:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Предметные результаты освоения АООП:
1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:
1.1 освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т. ч. с использованием технических средств);
1.2 освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;
2. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:
2.1 умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ключевой направленностью учебного предмета адаптивная физическая культура является формирование базовых учебных действий на основе предметного содержания, а именно формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). Формирование базовых учебных действий включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения (направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание; умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Основные виды учебной деятельности по достижению планируемых результатов | Планируемые результаты (личностные, предметные) | |
1 четверть | ||||
1-6 | Правильное позиционирование | Поза на животе спиной вверх. Поза предназначена для игры, руки необходимо вывести вперед (локоть строго под плечевым суставом), а под грудь подложить валик или клиновидную подушку | Установление контакта с обучающимся. Повышение мышечного тонуса и двигательной активности | |
7-10 | Изменение позы | Выполнение движений головой, Изменение позы в положении сидя с помощью педагога | Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя), повороты (вправо, влево в положении сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, вправо, влево). | |
11-16 | Разрабатываем руки | Выполнение движений руками, с помощью педагога в положении лежа на спине. Движения кисти, в локтевом и плечевом суставе адекватно физическим возможностям обучающихся | Выполнение движений руками: вперед, вверх, в стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. Выполнение движений плечами (поднять, отпустить, вперед, назад, круговые движения) с полной физической помощью . | |
2 четверть | ||||
17-20 | Разрабатываем ноги | Формируем двигательные умения и навыки. | Изменение позы в положении лежа, движения адекватно физическому состоянию обучающегося с полной физической помощью, пассивные | |
21-25 | Формирование навыка произвольного изменения позы | Формируем двигательные умения и навыки, способствующие развитию произвольного изменения позы | Учимся понимать словесные инструкции. Переход пассивных движений в произвольные, активные с полной физической помощью | |
26-30 | Упражнения на поддержание мышечного тонуса | Элементарные гимнастические упражнения с применением фитбола, валиков. Развитие двигательных способностей и физических качеств верхнего и нижнего пояса конечностей | Элементарные движения руками: руки вверх, вниз, на пояс, вперед, за голову с полной физической помощью | |
31-33 | Упражнения с мячами | Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия. Элементарные сведения по овладению игровыми умениями с мячами различного размера и с разной текстурой поверхности | Приобретение элементарных сведений по овладению игровыми умениями (катание мяча, бросок, ловля, передача, удары по мячу). Повышение двигательной активности | |
3 четверть | ||||
34-38 | Захват предметов | Формируем правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками | Удерживание предметов одной и двумя руками с полной физической помощью | |
39-42 | Передача предметов | Сформировать навыки передачи и переката мяча | Перекатывание мячей, захват мячей с полной физической помощью | |
43-50 | Упражнения на мягких гимнастических формах | Выполнение статических упражнений с полной физической помощью с использованием мягких гимнастических форм | Повышение двигательной активности, поддержание мышечного тонуса | |
51 -55 | Обеспечение правильного позиционирования | Обеспечение правильного позиционирования с применением коляски, вертикализаторов, ходунков | Повышение двигательной активности. Удерживать принятое в начале упражнения положение адекватно физическому состоянию обучающегося | |
4 четверть | ||||
56-64 | Вертикализация с различной степенью поддержки | Вертикализация с различной степенью поддержки адекватно состоянию обучающегося | Возможная вертикализация. Повышение двигательной активности | |
64-68 | Повороты на месте в разные стороны | Повороты туловища из разных исходных положений | Повороты на месте в разные стороны из положения лежа, сидя. Повышение двигательной активности |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, мячи;
- технические средства реабилитации: кресла-коляски комнатные и прогулочные, опор для стояния (вертикализаторы, ходунки), опоры для ползания, тренажеры (мотомед и др.), кресла-стулья с санитарным оснащением (для туалета, ванные); мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, для переодевания, стулья, стол, столы-кушетки.
Методическая литература
- Аксенова О. Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев// Под общей редакцией С. П. Евсеева, СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СП., 2003.
- Баряева Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Спб ЦДК. 2011.
- Горская и. Ю. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта. Учебное пособие / И. Ю. Горская, Т. В. Синельникова.- Омск, Сиб ГАФК, 1999
- Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ А. А. Дмитриев.- М.: Академия, 2002
- Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 1. — С. 49-53.
- Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями развития/ Под общей редакцией проф. Л. В. Шапковой, М.: Советский спорт, 2002
- Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. — СПб.: Союз художников, 2007.
- Потапчук А. А. Фитбол- гимнастика в дошкольном возрасте: Учебное пособие / А. А. Потапчик, Г. Г. Лукина- СПб.: СПб ГАФК им. П. ФЙ. Лесгафта, 1999
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
- Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Информационно-методический сборник для специалистов под редакцией А.Л. Битовой, Москва, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по лечебной физкультуре для обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья «Азбука здоровья»
В 7 – 12 – летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставного - связочного аппар...
Рабочая программа по ручному труду для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа разработана по предмету «Ручной труд» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по трудовому обучению для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа разработана по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультура Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультураКласс: 0- 1ВВид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...
Рабочая программа по воспитательной работе с обучающимися с ТМНР 6 класс
Рабочая программа по воспитательной работе с обучающимися с ТМНР6 класс...
Рабочая программа по адаптивной физкультуре для детей с отклонением в здоровье
Адаптивная физкультура для детей с отклонением в здоровье...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ 3 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ 3 КЛАСС...
- Мне нравится (1)
Комментарии
пригодиться
пригодиться