Рабочая программа по адаптивной физкультуре для детей с отклонением в здоровье
рабочая программа по физкультуре
Адаптивная физкультура для детей с отклонением в здоровье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovanaya_fiz.docx | 35.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к образовательной программе,
введенной в действие приказом №_______от «_____ » 08. 2019 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры
Протокол № ___ « ____» _______2019 г.
Руководитель кафедры _______________/Е.А.Кудрина/
«Согласовано»
зам. директора _____________ /Е.А.Зверева/
«_____»_________2019г.
Рабочая программа коррекционного курса
«адаптированная физическая культура »
для обучающейся 3 класса
34 часа
Рабочая программа разработана на основе «Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3)».
Составитель: Янышевская И.И.
учитель физической культуры,
высшая квалификационная категория
п. Пионерский
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Адаптированная физическая культура» разработана на основе программы «Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3)», на основе методического пособия «Лечебная физическая культура в детском возрасте» Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д.. - Санкт-Петербург : Речь, 2017.
Специальные занятия являются неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому развитию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
У данной категории детей наблюдается недостаточный уровень развития двигательных способностей, ослаблен опорно-двигательный аппарат, наблюдается отставание в росте, непропорциональное телосложение. При ежегодном медицинском осмотре выявляются обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе здоровья. Проведенная входная диагностика уровня физической подготовленности обучающихся школы – интерната свидетельствует о низком уровне сформированности у них общей моторики, нарушениях координации, слабости мышечного корсета и мышц нижних конечностей. Поэтому необходимы занятия по восстановлению двигательных умений и навыков обучающихся, укреплению их здоровья, улучшению физической подготовленности, профилактике нарушений осанки и плоскостопия, так как слабость мышц, различные отклонения в осанке, низкий объем физической активности отрицательно влияют на деятельность мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других важнейших физиологических систем организма.
Цель:
поддержание оптимального уровня здоровья обучающихся с интеллектуальными нарушениями, профилактика нарушений осанки, плоскостопия, компенсация недостатков физического развития.
Задачи:
1.Формирование установки на ведение здорового образа жизни.
2. Закрепление знаний о правильной осанке, о профилактике нарушений осанки.
3. Совершенствование умений систематически заниматься лечебной гимнастикой.
4. Развитие двигательных умений.
5. Совершенствование работы по развитию мышц брюшного пресса, конечностей, туловища.
6. Укрепление и сохранение гибкости позвоночника, предотвращение его деформации.
7. Совершенствование координационных способностей учеников, их уровня физической подготовленности.
8. Укрепление мышц нижних конечностей и профилактика плоскостопия.
В программу включены оздоровительные физические упражнения, рекомендуемые виды двигательной активности, специальные упражнения в зависимости от заболевания ребенка.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа состоит из базовых и большого количества подготовительных, коррекционных упражнений, включающих следующие комплексы:
Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 1,2,3;
комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1,2,3;
комплекс упражнений дыхательной гимнастики;
упражнения для развития координации;
упражнения для развития функции координации вестибулярного аппарата.
Основной формой работы является коррекционное занятие, состоящее из трех частей. Все части логически взаимосвязаны.
При планировании и проведении занятий учитываются индивидуальные особенности организма обучающихся, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам.
Занятия проводятся как по одному основному комплексу упражнений, так и с добавлением нескольких комплексов или упражнений, в зависимости от преобладающих заболеваний обучающихся. На каждом занятии в течение 5-7 минут проводятся подвижные игры, направленные на решение задач восстановления здоровья. Все проводимые упражнения проводятся с целью совершенствования навыков по профилактике нарушений осанки и плоскостопия.
При профилактике нарушений осанки занятия включают как общие, так и индивидуальные упражнения, направленные на укрепление мышечно-связочного аппарата, закрепление и совершенствование умений, создание «мышечного корсета». Общие упражнения занимают большую часть времени.
При профилактике плоскостопия занятия включают специальные упражнения для мышц нижних конечностей в сочетании с общеразвивающими упражнениями. Специальные гимнастические упражнения используются в положении разгрузки стоп (в исходном положении лежа или сидя). Для закрепления достигнутых результатов в занятия включаются упражнения в специальных видах ходьбы: на носках, на пятках, на наружном крае стопы.
Место учебного курса в учебном плане.
В учебном плане на изучение предмета «Адаптированная физическая культура» в 3 классе отводится 34 часа в год (1 ч. в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного курса.
Всестороннее развитие личности; социальная адаптация.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
Личностные результаты:
• личностное осмысление (по возможности) учения;
• повышение двигательной активности;
• самостоятельность (по возможности) в передвижениях, в выполнении простейших двигательных действий;
•потребность к занятиям физическими упражнениями;
• доброжелательное отношение к одноклассникам и окружающим людям;
• способность к восприятию учебного материала.
Предметные результаты:
• выполнение жизненно необходимых двигательных умений и навыков;
• выполнение простейших согласованных движений по образцу и по инструкции учителя;
•повышение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти:
• ориентировка в пространстве на различные ориентиры (звуковые, осязательные, цветовые, обонятельные, вибрационные и др.);
• повышение физиологической активности органов и систем организма;
• взаимодействие со сверстниками с учетом правил организации и проведения подвижных игр;
• саморегуляция поведения на занятиях физическими упражнениями и в ходе подвижной игры.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
К концу обучения в 3 классе обучающиеся должны:
Знать: комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия и правила проверки осанки в различных положениях.
Уметь: технически верно 4 -5 раз повторять за учителем любое из упражнений; грамотно пользоваться спортивным оборудованием, выполнять элементы самомассажа (поглаживание, растирание, разминание, похлопывание), повторяя за учителем; выполнять вис на средней высоте шведской стенки; уметь проверять правильную осанку.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
К концу обучения в начальной школе обучающиеся должны овладеть следующими жизненными компетенциями:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.
Развитие умения понимать своё состояние и при необходимости попросить о помощи взрослых, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.
Развитие умения у обучающихся преодолевать неадекватные формы собственного поведения.
Обучающиеся должны уметь:
сотрудничать, работать в команде, принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
адекватно реагировать на мнения, позиции, отношения других членов команды;
владеть приемами самоконтроля.
Содержание учебного предмета
Основы знаний. Правила проверки осанки при выполнении упражнений.
Корригирующие упражнения.
Упражнения для формирования правильной осанки.
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия
Упражнения на ребристых досках, сосновых шишках, гимнастических палках, ортопедических ковриках.
Дыхательные упражнения, простейшие приемы дыхания по системе Стрельниковой, комплекс упражнений дыхательной гимнастики.
Упражнения для развития координации.
Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.
Упражнение на равновесие выполняется за ведущим
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Коррекционно-развивающаяся направленность | Дата проведения | |
план | факт | |||
Основы Знаний. | ||||
1 | Правила проверки осанки при выполнении упражнений. | 1.Коррекция основных движений в ходьбе, беге, метании, прыжках, упражнениях с предметам и др. 2. Коррекция и развитие координационных способностей; 3.Коррекция и развитие физической подготовленности,- 4.Коррекция и профилактика соматических нарушений, 5. Развитие познавательной деятельности; 6.Формирование личности ребенка. | ||
Комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки | ||||
2 | Основные исходные положения для формирования правильной осанки. | |||
3 | Упражнения с гимнастическими палками. | |||
4 | Упражнения с длинной, короткой скакалкой. | |||
5 | Прыжки на скакалке. Игра «Часы пробили ровно…». | |||
6 | Упражнения для укрепления мышц туловища, лежа на спине. | |||
7 | Упражнения в «вытяжении». | |||
8 | Подъем туловища с помощью партнера. | |||
9 | Висы на перекладине, лазание по гимнастической стенке | |||
10 | Вис на перекладине, поднимание ног в «уголок». | |||
11 | Упражнения стоя у стены. Игра «Займи свое место». | |||
12 | Упражнения для укрепления мышц туловища в положении лежа на животе. | |||
13 | Упражнения на укрепление мышц шеи, туловища в положении лежа на спине и на животе | |||
14 15 | Укрепление мышц брюшного пресса с использованием мяча фитбол. | |||
16 | Упражнения для развития правильного дыхания. Игра «Громче всех». | |||
Упражнения для развития функции вестибулярного аппарата и координации движений | ||||
17 | Ходьба с мешочком на голове. | |||
18 | Ходьба по гимнастической скамейке. Игра «У медведя во бору». | |||
19 | Бег с преодолением различных препятствий. | |||
20 | Ходьба по наклонной доске с движениями рук | |||
21 | Ходьба на носках по диагонали, противоходом, через набивные мячи. | |||
22 | Упражнения на равновесие с обручами. Ходьба с использованием ориентира. | |||
Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия | ||||
23 | Упражнения для расслабления нижних конечностей. | |||
24 | Упражнения на расслабление ног. Игра «Кто быстрее снимет обувь?» | |||
25 | Упражнения на расслабление нижних конечностей. Игра «Замри». | |||
26 | Катание мячей ступнями. | |||
27 | Катание гимнастических палок ступнями. | |||
28 | Упражнения для укрепления стоп из положения сидя на скамейке. | |||
29 | Ходьба пятками наружу, носками внутрь. | |||
30 | Ходьба по ребристой поверхности. | |||
31 | Ходьба на носках и на пятках. | |||
32 | Ходьба по гимнастическим палкам | |||
33 | Контроль правильной осанки и оценка состояния мышц нижних конечностей. | |||
34 | Подведение итогов работы за год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа развития познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики
Программа нацелена на коррекцию, имеющихся у школьников с ограниченными возможностями здоровья недостатков развития и составлена с учётом индивидуальных особенностей каждого учаще...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функций организма....
Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья 5 класс
Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) 5 класс...
Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья 6 класс
Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья ( для детей с умственной отсталостью) 6 класс...
Рабочая программа по адаптивной физкультуре для обучающихся с тмнр с выраженными нарушениями
Программа по адаптивной физкультуре (или может использоваться в освоении коррекционного курса "Двигательное развитие") расчитана на обучающихся с минимальным уровнем обучаемости с ...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультура Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультураКласс: 0- 1ВВид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ 3 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ 3 КЛАСС...