Коррекционно-развивающие занятия для учащихся с проблемами в развитии 7-12 лет
методическая разработка по психологии по теме

Коррекционно-развивающие игровые занятия предназначены для детей 7-12 лет специальной коррекционной школы VIIIвида с проблемами в развитии.   Данные занятия актуальны, так как стабилизирует эмоциональные состояния детей, развивает воображение, умение планировать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки, социально приемлемые допустимые формы выражения отрицательных эмоций.

           Основная целькоррекционно-развивающего занятия состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. Расширение возможностей самовыражения и самопознания на занятии связано с продуктивным характером искусства - созданием продукта, объективирующего в себе чувства, переживания и способности группы детей. На занятиях  решаются следующие задачи:

·                   обеспечить эффективное эмоциональное отреагирование, придать ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы.

·                   облегчить процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей.

·                   создать благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.

·                   оказывать дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний: создавать предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;

·                    повышать личностную ценность, содействовать формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_gorashchenkova.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное специальное коррекционное учреждение  для воспитанников с ограниченными возможностями в здоровье «Набережночелнинская специальная коррекционная общеобразовательная школа № 68 VIII вида» город Набережные Челны Республика Татарстан

Коррекционно-развивающие  занятия для учащимися 7-12 лет с проблемами в развитии

Методические рекомендации

                                            Выполнила: педагог-психолог высшей категории

                                                                 Горащенкова Л.М.

Декабрь 2011

Объяснительная записка:

         

          Актуальность. Коррекционно-развивающие игровые занятия предназначены для детей 7-12 лет специальной коррекционной школы VIII вида с проблемами в развитии.   Данные занятия актуальны, так как стабилизирует эмоциональные состояния детей, развивает воображение, умение планировать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки, социально приемлемые допустимые формы выражения отрицательных эмоций.

           Основная цель коррекционно-развивающего занятия состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. Расширение возможностей самовыражения и самопознания на занятии связано с продуктивным характером искусства - созданием продукта, объективирующего в себе чувства, переживания и способности группы детей. На занятиях  решаются следующие задачи:

  1. обеспечить эффективное эмоциональное отреагирование, придать ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы.
  2. облегчить процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей.
  3. создать благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
  4. оказывать дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний: создавать предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;
  5.  повышать личностную ценность, содействовать формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного детьми.

В основу коррекционно-развивающего занятия положен принцип единства диагностики и коррекции. Этот принцип реализуется в двух аспектах. Во-первых, в том, что   обязательно проходит этап прицельного комплексного диагностического обследо вания, позволяющего выявить характер и интенсивность трудно стей развития, переживаемых ребенком, сделать заключение об их возможных причинах. Во-вторых, во время реализации игровых упражнений проводится постоянный контроль динамики изме нений личности, поведения и деятельности ребенка, динамики его эмоциональных состояний, чувств и переживаний. Такой кон троль позволяет внести необходимые коррективы при работе с ребенком.

Также коррекционно-развивающее занятие опирается на  деятельностный принцип коррекции. Указанный принцип означает, что генераль ным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в "трудных" конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка в коррекционно-развивающем занятии согласует требование соответствия хода пси хического и личностного развития ребенка нормативному разви тию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникаль ности и неповторимости конкретного пути развития каждой лич ности, с другой.

  1. Коррекционно-развивающее занятие

Общая продолжительность занятия составляет от 45 минут до 1,5  часа для младших школьников.  

Психолог при работе с детьми с проблемами в развитии привлекает 2 воспитателей как «направляющих» при проведении основной части.

Основные частные принципы  взаимодействия при проведении занятия:

• Поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я».

• Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка.

• Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми.

• Не применять негативных оценочных суждений, «ярлыков», отрицательного программирования.

• Не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию.

• Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы, качества.

 Занятие   включает три части — вводную, основную и заключительную.

Вводная часть занятия включает ритуал приветствия.

В  начале  занятия дети встают в круг вместе с психологом. Важно, чтобы помимо индивидуальных, личностно-ориентированных приветствий, прозвучало бы и приветствие всей группе, объединяющее детей в единое целое, что способствовало бы формированию чувства принадлежности к группе.

Основная часть занятия занимает большую часть времени (до 3/4) – это сам процесс выполнения и проведения задания.

Заключительная часть занятия — это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на игре и обеспечение условий для плавного перехода из "мира свободы, фантазии и игры" в "мир реальности и обязанностей". Для подведения итогов в конце  игры дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями. Такому обсуждению помогают вопросы типа: «Что вы сегодня создали?», "Во что мы сегодня играли?", "Как мы сегодня играли?", "Что понравилось и что не понравилось, почему?" С учетом динамики игровой коррекции и характера сложившихся взаимоотношений в гpyппe,  могут быть заданы вопросы: "Хочешь ли ты кого-нибудь поблагодарить за помощь? За хорошую игру? За выдумку?" или "Кому хочешь сказать "спасибо" за сегодняшний день?". "Почему?", или "Кто хочет сказать хорошее слово?" и т.д.

Завершающим штрихом, подводящим черту под  занятием, должен стать ритуал прощания. Обычно в качестве такого ритуала используется тихая спокойная песня или действие объединяющего типа.

Ожидаемый  результат: формирование коммуникативных навыков, умение планировать свою деятельность, сплочение группы.

Занятие : «День рождения бумажного человечка»

Цель: гармонизация развития личности через групповую работу

Задачи:  развитие эмпатии, понимания другого; развитие умения планировать деятельность, обговаривая с группой; развитие умения договариваться, сотрудничать, помогать друг другу.

Инструментарий: магнитофон, запись с песней «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты», песня «Песенка крокодила Гены», газеты, 4 скотча,  фломастеры, 4   белых листа формата А 4 ,  цветная бумага, ножницы, бланки с качествами характера.

Ход занятия:

Вводная  часть:

Психолог:  Здравствуйте ребята! Встаньте в круг и давайте друг друга поприветствуем.

Дети встают в круг, психолог с детьми в кругу. Проводится игра «Здравствуйте ребята». Первый ребенок встает в центр круга, приветствует ребят и показывает движение. Дети хором здороваются, называя его по имени и повторяют его движение.

Психолог:  Сегодня мы с вами отправляемся в город Мастеров, но туда могут попасть только дети, которые умеют дружить, умеют трудиться. Мы с вами дружить умеем, и споем все вместе дружно песню «Песенка друзей». ( в кругу, взявшись за руки).

Основная часть:

Психолог: Мы  в городе Мастеров.  Нам предстоит пройти испытание на мастерство. Нужно выбрать умения, которые нам помогут  стать настоящими мастерами (см. приложение 1).Человека, который что-то создает — называют мастером, творцом. Сегодня    у нас будут две команды: одна команда — Мастера, другая — Творцы. (деление детей на две команды). Команда мастеров садится за  один стол, команда творцов — за другой. Сегодня в городе Мастеров день рождения бумажного человечка. Каждой команде  нужно будет создать с помощью бумаги, скотча, цветной бумаги бумажного человечка, придумать, как его зовут и рассказать о нем: какой он по характеру, чем любит заниматься. Для этого вам пригодятся умения, которые мы взяли с собой (вывешивает на доске). Перечислите их  (дети перечисляют умения). Нужно договориться, кого вы будете делать, кто будет делать голову, кто будет делать туловище, кто будет скреплять скотчем. Как вы можете обратиться за помощью друг к другу? Как вы скажете? Можете приступать к работе «мастера» и «творцы»  (команды делают человечка).

Психолог:

Есть в городе у нас две команды — просто класс!

Мастера и Творцы! Вы большие молодцы!

Вы трудились, обсуждали, и друг другу помогали

Вместе сделали, друзья, бумажного человечка — а вот и Я! (приглашает двух человек из команды рассказать про бумажного человечка).

               

 

 Психолог: 

          Давайте порадуемся рождению таких замечательных бумажных человечков и споем песню: «Песенка крокодила Гены». Вот вы и доказали, «мастера» и «творцы», что вместе вы можете делать одно дело. Пора возвращаться в школу, в кабинет психолога

Заключительная часть:

Психолог:

Что вы сегодня создали? Во что мы сегодня играли? Что понравилось и что не понравилось, почему? Хотите  ли вы кого-нибудь поблагодарить за помощь? Кому хотите сказать "спасибо" за сегодняшний день?

           Ритуал прощания: первый ребенок встает в круг, протягивает руку и говорит: «Один за всех!», потом подходит другой, и так все дети, и потом хором: «Все за одного!».

Ожидаемый результат: Дети планируют свою деятельность, распределят обязанности, договорятся. Группа создаст свою куклу, придумает ей имя, характер.

Занятие «Маски  шоу»

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений, самопринятие, раскрепощение, самопознание собственного «Я» через маски.

Задачи:  развитие фантазии, воображения, умения планировать свою деятельность, развитие выразительности движений.

Инструментарий: магнитофон, запись музыки релаксационной, гипсовые заготовки африканских масок, кисточки, гуашь, баночки с водой, клеенки, картинки с изображением племен Африки, бланки  с чертами характера.

Ход занятия:

Вводная  часть:

Психолог: Мы в волшебной стране. Вас превратили в животных. Подумайте, какое вы животное. Подвигайтесь, как оно двигается. Издаем звуки, какие издаете вы как животное.   А теперь вы снова — люди. Темп движения — спокойный. Сделайте несколько глубоких вдохов. Упражнение закончено.

Вопросы: Подумайте, есть ли сходство между поведением вашим и выбранного вами животного?  Что нового узнали сегодня о себе из этого упражнения? Какие чувства возникали в процессе выполнения упражнения?

Основная часть:

Психолог: В  древности и до сих пор сохранились на земле племена, которые по внешнему виду отличались друг от друга раскраской. Краска служила для подчеркивания определенных черт характера у того или иного воина и о принадлежности к племени (показ картинок с изображением племен Африки). Перед вами бланк с качествами характера (см. приложение 2).  Подумайте, какие черты характера есть у вас?  Назовите хорошие качества характера у своего соседа.  Сегодня  каждый из вас заглянет внутрь себя, попробует понять свои качества характера и изобразить на маске. Мы будем раскрашивать гуашью. Каждый цвет для каждого из вас будет означать либо смелость, либо радость, либо доброту, либо решительность, ответственность и другие качества.  Ваша маска должна отражать то, что, на ваш взгляд, видят в вас — ваши положительные и отрицательные стороны.

 

        

Вопросы для обсуждения:
1. Что это за маска? Как бы вы ее назвали, или охарактеризовали?
2. Что видят друзья, когда они смотрят на маску?
3. Что маска им показывает?
4. Что ей хотелось бы показать?
5. Чего маска не хочет показывать?
6. Чего маска боится?
7. Какое самое заветное у маски желание?

Заключительная часть:

Психолог:

Что вы сегодня создали? Во что мы сегодня играли? Что понравилось и что не понравилось, почему? Хотите  ли вы кого-нибудь поблагодарить за помощь? Кому хотите сказать "спасибо" за сегодняшний день?

           Ритуал прощания: первый ребенок встает в круг, протягивает руку и говорит: «Один за всех!», потом подходит другой, и так все дети, и потом хором: «Все за одного!».

Занятие «Моя маска »

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений, самопринятие, раскрепощение, самопознание собственного «Я» через маски.

Задачи:  развитие фантазии, воображения, умения планировать свою деятельность.

Инструментарий: магнитофон, запись музыки релаксационной, грим,  зеркала, ватные диски, молочко для снятия макияжа, бланки  с чертами характера.

Ход занятия:

Вводная  часть:

Психолог: Мы в волшебной стране. Вас превратили в растения. Подумайте, какое вы растение. Подул ветер, растения раскачиваются. Какое ты растение?   А теперь вы снова — люди. Сделайте несколько глубоких вдохов. Упражнение закончено.

Вопросы: Подумайте, есть ли сходство между поведением вашим и выбранного вами растения?  Что нового узнали сегодня о себе из этого упражнения? Какие чувства возникали в процессе выполнения упражнения?

Основная часть:

Психолог: В  древности и до сих пор сохранились на земле племена, которые по внешнему виду отличались друг от друга раскраской. Краска служила для подчеркивания определенных черт характера у того или иного воина и о принадлежности к племени. Перед вами бланк с качествами характера (см. приложение 2).  Подумайте, какие черты характера есть у вас?  Назовите хорошие качества характера у своего соседа.  Сегодня  каждый из вас заглянет внутрь себя, попробует понять свои качества характера и изобразить на своем лице. Мы будем раскрашиваться гримом. Каждый цвет для каждого из вас будет означать либо смелость, либо радость, либо доброту, либо решительность, ответственность и другие качества.  Ваша маска должна отражать то, что, на ваш взгляд, видят в вас — ваши положительные и отрицательные стороны.

Вопросы для обсуждения:
1. Что это за маска? Как бы вы ее назвали, или охарактеризовали?
2. Что видят друзья, когда они смотрят на маску?
3. Что маска им показывает?
4. Что ей хотелось бы показать?
5. Чего маска не хочет показывать?
6. Чего маска боится?
7. Какое самое заветное у маски желание?

Заключительная часть:

Психолог:

Что вы сегодня создали? Во что мы сегодня играли? Что понравилось и что не понравилось, почему? Хотите  ли вы кого-нибудь поблагодарить за помощь? Кому хотите сказать "спасибо" за сегодняшний день?

 

Занятие «Город мастеров»

Цель: гармонизация развития личности через групповую работу

Задачи:  развитие эмпатии, понимания другого; развитие умения планировать деятельность, обговаривая с группой; развитие умения договариваться, сотрудничать, помогать друг другу.

Инструментарий: магнитофон, классическая музыка Моцарта, ножницы, разные по размеру коробки, акриловая разноцветная бумага, бланки с качествами характера.

Вводная часть:

Психолог: На один хлопок ходите и здороваетесь рукопожатием, на 2 хлопка – здороваетесь плечами, 3 –хлопка – спинками.

Основная часть:

Психолог:

«Подойдите ко мне и посмотрите в окно. Мы видим дома, дороги нашего города, детские площадки. Что вы можете сказать о нашем городе? Какой он? Совершенно верно, он современный, белокаменный, красивый, чистый.  Люди в нем живут активной городской жизнью. Каждый день утром город просыпается и все спешат по делам: кто-то в детский сад, кто-то в школу, кто-то на работу.  Но всё это мир внешний.  А есть ещё особый мир. Мир внутренний. У каждого человека он свой – удивительный, неповторимый, и где-то неизведанный.
Так давайте с вами создадим город нашего внутреннего мира. Он будет похож на город, которые мы сегодня рассматривали, только  все названия улиц, домов  будут у нас особенные. Например, «дом  любви», или «дом  смелости», или «улица исполнения желаний». Обозначим сначала то, что уже открыли в себе, знаем. И оставим место для наших дальнейших открытий». Когда город будет готов – устроим по нему «экскурсии» друг для друга. Мы работать будем группами: каждая группа придумает свой район города, его название, название улиц и название домов.

Психолог:

 Что  преобладает на вашей части города: какие чувства, состояния, цветовая гамма?
Что  вам было сложнее всего изобразить?

Всё  ли получилось из того, что было запланировано?

 Хотелось бы что-то изменить? Что больше всего понравилось в городе?

Заключительная часть:

Психолог:

Что вы сегодня создали? Во что мы сегодня играли? Что понравилось и что не понравилось, почему? Хотите  ли вы кого-нибудь поблагодарить за помощь? Кому хотите сказать "спасибо" за сегодняшний день?

           Ритуал прощания: первый ребенок встает в круг, протягивает руку и говорит: «Один за всех!», потом подходит другой, и так все дети, и потом хором: «Все за одного!».

Занятие «Мы строим город»

Цель: гармонизация развития личности через групповую работу

Задачи:  развитие эмпатии, понимания другого; развитие умения планировать деятельность, обговаривая с группой; развитие умения договариваться, сотрудничать, помогать друг другу.

Инструментарий: песок, вода, шишки, камушки, ракушки.

Вводная часть: Вы - пчелы. На хлопок – вы закрываете глаза, жужжите и собираетесь в рой (кучку). На 2 хлопка – вы встаете в круг. А сейчас открыли глаза – вы все – дети, и мы с вами продолжаем работу.

Психолог: 

Основная часть:

Психолог:

«Мы с вами будем волшебниками. Есть  особый мир. Мир внутренний. У каждого человека он свой – удивительный, неповторимый, и где-то неизведанный.
Так давайте с вами создадим город нашего внутреннего мира. Он будет похож на город, только  все названия улиц, домов  будут у нас особенные. Например, «дом  любви», или «дом  смелости», или «улица исполнения желаний». Обозначим сначала то, что уже открыли в себе, знаем. И оставим место для наших дальнейших открытий». Когда город будет готов – устроим по нему «экскурсии» друг для друга. Мы работать будем группами: каждая группа придумает свой район города, его название, название улиц и название домов.

Психолог:

 Что  преобладает на вашей части города: какие чувства, состояния?
Что  вам было сложнее всего изобразить?

Всё  ли получилось из того, что было запланировано?

 Хотелось бы что-то изменить? Что больше всего понравилось в городе?

Заключительная часть:

Психолог:

Что вы сегодня создали? Во что мы сегодня играли? Что понравилось и что не понравилось, почему? Хотите  ли вы кого-нибудь поблагодарить за помощь? Кому хотите сказать "спасибо" за сегодняшний день?

           Ритуал прощания: первый ребенок встает в круг, протягивает руку и говорит: «Один за всех!», потом подходит другой, и так все дети, и потом хором: «Все за одного!».


Литература:

  1. Арт-терапия. Хрестоматия. Под. ред. Копытина А.И. СПб.:Питер, 2001.
  2. Беккер-Глом В., Бюлов Э. Арт-терапия вАликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера// Исцеляющее искусство. 1999. № 1.
  3. Дженнингс С, Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии/ Пер. с англ. И. Динерштейн. — Изд-во Эксмо, 2003. — 384 с, илл.
  4. Копытин А.И.  Теория и практика арт-терапии . СПб., Питер, 2002.
  5. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.,  Питер, 1999.
  6.  Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на личность. Изд-во: Институт психологии РАН, 1999.
  7. Колошина Т. Ю. Арт-терапия: методические рекомендации. — М.: Изд-во Института терапии, 2001
  8. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии// Дидактика 2000. № 1.
  9. Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия: Теория и практика». М.:Владос, 1999.
  10. Оганесян Н.Г. «Библиотерапия. Самоактуализация психических состояний через поэзию». М:Ось-89, 2002.
  11. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
  12. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д.Карвосарского СПб., 1999.
  13. Практикум по арт-терапии/ Под ред. А.И.Копытина. СПб., 2000.
  14. Рудестам Р. Групповая психотерапия. СПб., 1999.
  15. Фигдор Г. Детская агрессивность// Начальная школа. 1998. № 11/12.
  16. Письмо Минобразования России от 22.02.99 № 220/11-12// Начальная школа. 1999. № 9. С. 3.
  17. http://www.art-therapy.ru/ - сайт Арт-терапевтической ассоциации и журнала «Исцеляющее икусство». 
    Приложение 1 .

 Список умений:

  1. уметь  делать вместе
  2. уметь помогать друг другу
  3. уметь договариваться
  4. уметь распределять задания, кто что будет делать
  5. уметь петь вместе
  6. уметь обсуждать
  7. уметь думать вместе

Приложение 2.

Черты характера:

Ответственный

Добрый

Веселый

Самостоятельный

Решительный

Смелый

Активный

Внимательный

Спокойный

Осторожный

Неторопливый

Заботливый

Ласковый

Умный

Трудолюбивый

Справедливый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся с ОВЗ

При составлении рабочей программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные авторами ведущих специалистов в области логопедии  ...

«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 1 -4 класс

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...

«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 5- 9 класс

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучаю...