Статья педагога «Развитие речи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида».
статья по литературе по теме
В данной статье описано какими современными методами и приемами способствовать улучшению и развтию связнойречи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья: «Развитие речи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида»
В последние десятилетия в коррекционных школах неуклонно растет число детей, испытывающих трудности в обучении. Как показали комплексные исследования: Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, , Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой, И.Ф, М.Н Фишман и др. большую часть контингента учащихся с трудностями в обучении составляют дети, специфические особенности развития которых квалифицируются как «задержка психического развития».
Одним из факторов, препятствующих полноценному обучению детей, является «несформированность» их связной речи. Умение связно, последовательно и точно, грамматически правильно и образно выражать свои мысли является необходимым условием успешности обучения по всем дисциплинам, позволяет расширять возможности в общении с окружающими людьми.
Нормальный уровень развития связной речи предполагает сформированность всех подсистем языка (фонетико-фонематической и лексико-грамматической), а также достаточный уровень развития познавательной деятельности ребенка.
Связная речь представляет собой сложную речемыслительную деятельность и является одним из показателей состояния мышления ребенка. Вследствие этого при всех отклонениях в развитии интеллектуальной и речевой деятельности отмечаются в той или иной степени нарушения связной речи. Особенно выражены эти нарушения у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Научные исследования в области изучения состояния связной речи детей с задержкой психического развития Р.И. Лалаевой, Д.И. Бойкова, Н.Ю. Боряковой, Е.С. Слепович свидетельствуют о значительных нарушениях внутреннего программирования и языкового оформления связных высказываний этой категории детей.
В отечественной логопедии известны методические рекомендации для развития связной речи детей с задержкой психического развития, разработанные Р.И. Лалаевой, И.Н. Лебедевой, Е.С. Слепович, С.Г.Шевченко, но их применение наиболее эффективно в специально созданных для обучения детей с задержкой психического развития условиях (при наличии классов коррекционно-развивающего обучения, в специальных коррекционных школах VIII вида).
Проблема исследования заключается в выявлении особенностей связной речи у учащихся с задержкой психического развития, а также в определении приоритетных направлений и методической системы коррекции нарушений связной речи у детей с задержкой психического равития.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования — процесс формирования связной речи у детей с задержкой психического развития в условиях в специальных коррекционных школах VIII вида.
Предмет исследования — коррекционно-педагогический процесс, направленный на развитие связной речи у учащихся с задержкой психического развития 2-го года обучения.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие связной речи возможно при условии, если:
1.У читывать особенности связной речи детей с задержкой психического развития, уровень ее развития, симптоматику и механизмы.
2,Организовать индивидуально-дифференцированный подход к проведению коррекционной работы с учетом уровня развития связной речи и психолого-педагогических особенностей детей с задержкой психического развития.
3. Осуществлять комплексный подход к развитию связной речи детей с задержкой психического развития с участием логопеда, учителя и родителей.
Для достижения- поставленной- цели и доказательства выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1 .Проанализировать теоретический и методический аспекты исследуемой проблемы в лингвистических, психологических, психолингвистических и научно-методических исследованиях.
2. Разработать и обосновать адекватную модель диагностики состояния связной речи у младших школьников с задержкой психического развития.
3. Выявить особенности связной речи у учащихся с задержкой психического развития с учетом семантических и лексико-грамматических критериев.
4. Определить основные принципы, направления, методы и приемы коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи детей с задержкой психического развития.
Новизна исследования состоит в том, что:
• на основе лингвистической и методической литературы разработана классификация семантических и лексико-грамматических ошибок;
• выделены и охарактеризованы уровни развития связной речи у учащихся с задержкой психического развития с учетом семантических и лексико-грамматических особенностей; разработаны индивидуально-дифференцированные направления и методическая система коррекционной работы (с учетом уровня развития связной речи и психолого-педагогических особенностей детей с задержкой психического развития); научно обоснована эффективность реализации комплекса педагогических направлений, методов и приемов, осуществляемых логопедом, учителем и родителями в целях развития связной речи детей.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• выявлены и охарактеризованы уровни развития связной речи детей с задержкой психического развития; выделены наиболее специфические семантические и лексико- грамматические трудности, характерные для связной речи детей каждого из уровней;
• научно обоснованы и определены основные принципы организации коррекционно-педагогической работы (принцип комплексности, и индивидуально-дифференцированного подхода), направления, методы и приемы по развитию связной речи детей с задержкой психического развития.
Методологическую основу исследования составили: положение о взаимодействии мышления и речи в ходе развития ребенка (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д. Слобин, Дж. Брунер и др.); психологические и психолингвистические теории о порождении речевого высказывания (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Т.В. Рябова (Ахутина), Г.В Колшанский, С.Д.Кацнельсон и др.); положение, представленное в научных трудах А.Р. Лурии, Н.И. Жинкина, Т.М. Дридзе и др; о двух объективно существующих сторонах (планах) речевого сообщения: плана содержания (внутреннего, семантического плана) и плана выражения (внешнего, языкового); лингвистические представления об организации текста и основных его характеристиках Дж. Лайонеза, Е.С. Кубряковой, Г.А. Золотовой, Л.П. Доблаева, Ю.А. Сорокина, К. Кожевниковой, Е.А. Реферовской, Ван Дейка и др.; психолого-педагогические концепции М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Л.И.Переслени, Е.М. Мастюковой, К.С. Лебединской, Е.А. Екжановой, Л.Б. Баряевой, И.Ф. Фишман, С.Г. Шевченко и др. об этиологии, механизмах и симптоматике задержки психического развития; теоретические труды в области методики обучения родному языку Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, В.Г. Горецкого и др.
Методы исследования.
Интерпретационные методы: анализ психологической, лингвистической, педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме. Эмпирические методы: праксиметрические — изучение, анализ личных дел и медицинских карт учащихся, участвовавших в эксперименте; экспериментальные - психолого-педагогический эксперимент по изучению и развитию связной речи младших школьников. Количественный и качественный анализ продуктов речевой деятельности учащихся (протоколы, аудиозаписи).
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе анализировалась научно-методическая литература по проблеме исследования, разрабатывалась методика проведения эксперимента, были определены критерии и уровни сформированности связной речи.
На втором этапе был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого изучалось состояние связной речи детей, осуществлялся анализ полученных результатов. Были выделены уровни успешности выполнения заданий методики. Определены основные принципы, направления, методы и приемы коррекционной работы, учителя и родителей по развитию связной речи учащихся.
На третьем этапе был проведен формирующий эксперимент: изучалась зависимость динамики состояния связной речи от принципов, определяющих организационно коррекционной работы, от выбранных направлений, методов и приемов; обосновывались теоретические и практические выводы.
ВЫВОДЫ
1. Исследование связной речи учащихся с задержкой психического развития показало, что все дети имеют значительные и неоднородные нарушения связной речи, характеризующиеся качественным многообразием лексико-грамматических и, прежде всего, семантических ошибок.
2. На основании полученных экспериментальных данных дети были распределены на группы соответственно уровням развития связной речи (средний и низкий уровни) и, одновременно с этим подтвердили необходимость организации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе развития связной речи изучаемой категории детей.
3. В процессе коррекционно-развивающей работы принимали участие логопед, учитель и родители детей. Все участники педагогического процесса работали по единым обозначенным направлениям, путем использования специально разработанных для каждого методов и приемов.
4. За период внедрения разработанных принципов (комплексности и индивидуально-дифференцированного подхода), направлений, методов и приемов коррекционно-развивающей работы произошли заметные изменения в уровнях развития связной речи детей.
По всем показателям связная речь детей с задержкой психического развития, участвовавших в формирующем эксперименте, имела положительную динамику:
• дети частично овладели навыками подробного, выборочного, сжатого пересказа;
• рассказы по картинкам частично обрели развернутость.
Невысокие результаты по показателям составления рассказов-описаний и самостоятельных рассказов на сводную тему указывают на то, что, дальнейшая коррекционная работа должна быть направлена на эти виды рассказывания при соблюдении выделенных нами основных принципов - реализации комплексного, индивидуально-дифференцированного подхода в развитии связной речи учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Умение связно излагать свои мысли - один главных показателей владения языком. Это умение выражается в сохранении предмета высказывания, в единстве смыслового содержания, в соблюдении законов построения предложений, в правильном использовании языковых средств для их связи.
Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка. Связная речь — есть яркий показатель состояния мышления ребенка.
В основу коррекционно-педагогических мероприятий были положены принципы:
• комплексности, предусматривающий включение в единый педагогический процесс логопеда, учителя и родителей. Совместная педагогическая работа осуществлялась по единым обозначенным направлениям, согласно разработанным методам и приемам, с использованием общих дидактических игр и упражнений;
• принцип индивидуально-дифференцированного подхода, позволяющий учитывать уровень сформированности связной речи, типологию, присущих учащимся семантических и лексико-грамматических нарушений.
Центральным звеном развития связной речи являлась целенаправленная и совместная работа всех участников педагогического процесса по обучению детей; пересказу, как важнейшему средству, способствующему формированию эталонов связной речи.
Проведенное исследование не исчерпывает всех проблем, связанных с развитием связной речи изучаемой нами категории детей. Перспективными вопросами, ожидающими своего решения, на наш взгляд, являются вопросы развития интонационной выразительности высказываний, в специальных коррекционных школах VIII вида
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коррекция и развитие связной речи у учащихся на уроках письма и чтения в специальной школе VIII вида»
Презентация по теме самообразования...
Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида
Набор игр направленных на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида...
Статья «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида».
Доклад «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида» на городском семинаре классных руководителей ....
Формирование общей культуры учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида.
Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида....
Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.
Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...
Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.
Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...
Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.
Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...