КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ "Коррекция звукопроизношения"
статья на тему
Если ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей. В данной консультации включены методические рекомендации по выполнению в домашних условиях артикуляционной гимнастики, упражнениям по подвижности губ. Перечислен комплекс упражнений для губ и языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_dlya_roditeley_pervoklassnikov.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
«КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»
Уважаемые родители, помните, что хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием. Поэтому старайтесь сделать ваши занятия с ребёнком интересными и увлекательными. Поощряйте каждый правильный ответ ребёнка, и будьте терпимы к его ошибкам. Не предлагайте слишком много упражнений за один раз. Если вы видите, что ребёнок устал и отвлекается, лучше отложите занятие.
Тем не менее, заниматься следует систематически (особенно на этапе постановки звука), ежедневно выполняя все задания логопеда.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно в течение 5-10 минут перед зеркалом.
Выбирайте оптимальное время для проведения занятий, по возможности - утренние часы.
Методические рекомендации
- Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
- Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
- Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
- Комплекс на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.
- Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
- Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.
- После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
- Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
Гимнастика для губ и языка
1. «Рыба». Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5. | Открывает рыба рот, Да не слышно, что поет. |
2. «Лягушка». Губы растянуть в улыбке. Показать верхние зубы. Нижние зубы не должны быть видны. Удержать под счет от 1 до 5. | Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам; Улыбаются, смеются, А глаза у них, как блюдца. |
3. «Хоботок». Зубы сомкнуть, губы вытянуть хоботком. Удержать под счет от 1 до 5. | Подражаю я слону, Губы хоботом тяну. |
4. «Заборчик». Верхнюю губу поднять, нижнюю опустить. Показать сомкнутые зубы. Удержать под счет от 1 до 5. | Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем. А сейчас раздвинем губы, Посчитаем наши зубы. |
5. «Бублик». Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы открыть. Удержать под счет от 1 до 5. | Бублик мы изобразили – Плавно губы округлили. Их теперь нельзя смыкать, Бублик надо удержать. |
6. «Лопата». Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удержать под счет от 1 до 5. | Язык лопатой положи И под счет его держи. Раз, два, три, четыре, пять, Язык надо расслаблять. |
7. «Иголочка». Рот широко открыть. Все зубы видны. Напряженный язык высунуть далеко вперед, сделать его узким. Удержать под счет от 1 до 5. | Язык иголочкой потом. И потянем острием. |
8. «Чистим зубы». Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить нижние зубы с внутренней стороны (движениями вправо-влево). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5. | Чищу зубы, посмотри, Не болели, чтоб они. |
9. «Качели». Высунуть узкий язык. Кончиком языка тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5. | На качелях я качаюсь Вверх-вниз, вверх-вниз. И все выше поднимаюсь – Вверх-вниз, вверх-вниз. |
10. «Вкусное варенье». Представить, что верхняя губа намазана вареньем. Рот приоткрыть, широким кончиком языка облизать губу сверху вниз (но не по кругу). Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз. | Ох, и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И варенье оближу. |
11. «Ступеньки». Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык «прыгает» на первую ступеньку – верхнюю губу (кончик языка должен быть широким), затем на верхние зубы и за верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз. | Язычок пошел гулять, По ступенечкам шагать. |
12. «Чашечка». Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Нижняя губа не должна натягиваться на зубы. Удержать под счет от 1 до5. | Язык широкий положи И под счет его держи. Получилась пиала – Округленная она. В рот ее мы занесем И края к зубам прижмем. |
13. «Индюшата». Рот приоткрыть. Нижняя губа не натягивается на зубы. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, добавить голос. Нижняя челюсть неподвижна. | Индюшата-малышата Ножками топочут, Весело болбочут: БЛ – БЛ – БЛ. |
14. «Маляр». Рот широко открыть. Все зубы видны. Широким кончиком языка гладить верхнее небо вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна. | Красить потолок пора. Пригласили маляра. Кисть ведем вперед-назад, Наш маляр работе рад. |
15. «Дятел». Рот широко открыть. Широким кончиком языка ударять по верхним зубам с внутренней стороны (« Д»). Нижняя челюсть неподвижна. | Целый день я стучу, Червячка поймать хочу. Хоть и скрылся под корой, Все равно ты будешь мой! Д-Д-Д-Д-Д. |
16. «Лошадка». Рот широко открыть. Присосать спинку языка к небу и оторвать ее (пощелкать языком). Все зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна. | Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости |
17. «Грибок». Открыть рот. Присосать язык к небу. Язык похож на гриб-волнушку: подъязычная уздечка – ножка, спинка языка – шляпка. | На лесной опушке Вырос гриб-волнушка. |
18. «Гармошка». Рот широко открыть. Все зубы видны. Присосать язык к небу («грибок»). Смыкать и размыкать зубы, не отрывая языка от неба. Губы в улыбке. | На гармошке я играю, Рот пошире открываю. К небу язычок прижму, Ниже челюсть отведу. |
Упражнения для развития подвижности губ
Упражнения выполняются ежедневно перед зеркалом, каждое – по 5 раз. Необходимое положение губ удерживается под счет от 1 до 5. В один день следует выполнять 5-7 упражнений.
- Вытянуть сомкнутые губы вперед, вернуть в исходное положение.
- Растянуть губы в улыбку (зубы сомкнуты), и. п.
- Растянуть губы в улыбку (зубы приоткрыты), и. п.
- Подтянуть верхнюю губу вверх (зубы сомкнуты), и. п.
- Языком вытягивать верхнюю губу.
- Удерживать губами трубочки разного диаметра, обхват их губами.
- Втянуть губы внутрь рта, плотно прижимая их к зубам.
- Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.
- Вращательные движения губами, вытянутыми хоботком.
- Плотно сомкнуть губы, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки в другую.
Доброе отношение, похвала, игровая форма занятий, соревновательный момент - все это повысит интерес ребёнка к занятиям, а значит, возрастёт и их результативность.
Важно помнить:
- когда звук в речи ребёнка ещё отсутствует либо дефектен, не стоит закреплять неправильное его произношение;
- когда звук только что поставлен или появился в речи ребёнка самостоятельно, ему нельзя давать двойную нагрузку, автоматизируя сразу два звука;
- когда ребёнок смешивает звуки, нужно автоматизировать их поочередно и затем приступать к дифференциации.