пересказ сказки В.Осеевой "Добрая хозяюшка" конспект
план-конспект урока по теме
Конспект пересказа сказки В. Осеевой "Добрая хозяюшка" в группе для детей с ОНР. Цель: обучение связному последовательному пересказу по опорным картинкам, формирование навыка планирования высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz_dobraya_hozyayushka.docx | 30.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: пересказ сказки В. Осеевой «Добрая хозяюшка»
Цель: обучать связному последовательному пересказу по опорным картинкам, формировать навык планирования высказывания, развивать выразительность речи (учить передавать интонации героев), воспитывать чувство ответственности за домашних питомцев, стремление дорожить дружбой, быть хорошим другом.
Оборудование: сюжетная картинка «Девочка с петушком», иллюстрации к сказке, иллюстративное панно (скамеечка, пруд), силуэты действующих лиц -петушок, курочка, уточка, щенок, девочка, соседка, сосед). Подготовительная работа: изучение лексических тем «Домашние животные», «Домашние птицы».
Словарная работа:
гребешок золотой - блестит как золото;
Ошейник - ремешок, который надевают на шею собаке;
Уточку на щенка променяла - уточку отдала, а вместо неё взяла щенка.
Дружбой дорожить.
Занятие первое
1. Организационный момент. Вводная беседа о домашних животных.
- У кого есть дома домашние животные? Кто? Как вы о них заботитесь? Каких ещё вы знаете домашних животных? Почему человек держит домашних животных?
- Сегодня вы будете слушать сказку В. Осеевой, которая называется «Добрая хозяюшка». Послушайте внимательно, чтобы ответить на вопрос:
- Можно ли назвать девочку доброй хозяюшкой?
2. Первое чтение сказки (дважды, после второго чтения разбор содержания
по вопросам и словарная работа)
По ходу первого чтения демонстрируются иллюстрации к сказке.
Перед вторым чтением дается установка на дополнение отдельных предложений нужными словами и словосочетаниями, которые содержат вводимые в сюжет персонажи, события, важные смысловые моменты и языковые особенности текста (подчеркнуты в тексте): девочка, петушок, курочка, уточка, щенок, убежал, дружить, никого у неё нет; Да делать нечего, сама хозяйка отдает.
3. Вопросы по содержанию текста с подбором картинок (дети сами выбирают
нужную картинку)
- Кто был сначала у девочки? (У девочки был петушок)
Выставляется картинка
- Что она сделала с петушком? (она отдала его соседке, а себе взяла курочку, она поменяла его на курочку)
картинка
- Кого она взяла вместо курочки? (она взяла вместо курочки уточку)
картинка
- На кого она променяла уточку? (она променяла уточку на щенка)
картинка
- Что сделал щенок? (щенок убежал)
- Почему щенок убежал? (потому что он не хотел с такой хозяйкой жить, потому что девочка не умеет дружить)
- Как вы думаете, можно ли эту девочку назвать хорошей хозяйкой? Почему писательница так назвала сказку?
Логопед объясняет: «Чтобы мы задумались, а добрая ли она? Что она делала не так».
4. Языковой (лексический) разбор текста сказки и лексико-грамматические упражнения. Добиваться полных ответов.
- Вспомним, что в сказке говорится про петушка.
- Как утром пел петушок? (индивидуальный и хоровой ответы)
- Какие у него были перышки? (разноцветные)
- Какой гребешок? Кто помнит, как говорится о нем в сказке? (если дети затрудняются, прочитывается еще раз описание петушка)
- Как вы понимаете «гребешок на солнышке золотой» ? (блестит как золото)
- Какой был петушок? {Хороший был петушок)
- Как петушок относился к хозяйке? (он её любил)
- Давайте вспомним, как петушок дружил с девочкой.
Упражнение в подборе слов-признаков:
Петушок к девочке -... (подбежит)
Крошки - ... (поклюёт)
С девочкой рядом на скамеечку -... (сядет)
Так же проводится работа по остальным эпизодам сказки:
- Кого увидела как-то раз девочка у соседки?
- Что сказала девочка соседке?
- Что сделал петушок, когда услышал, что хозяйка его отдает? (повесил голову... да делать нечего... сама хозяйка отдает)
- Как девочка дружила с курочкой?
- Что каждый день курочка несет? (Курочка каждый день несет яичко)
- Какое яичко? (свежее)
- Что говорила курочка хозяйке?
- Как говорится в сказке о том, что курочка любила девочку?
- Как она её называла? (моя хозяюшка)
Упражнение в подборе слов-действий: Курочка яичко -... (несет) Девочка яичко -... (съест) На колени курочку -... (возьмет) Перышки её -... (гладит) Водичкой её -... (поит) Пшеном (угощает)
- С кем однажды пришла соседка?
- О чем попросила девочка соседку?
- Что сделала курочка, когда услышала, что хозяйка её отдает?
- Как девочка дружила с уточкой?
- Куда они ходят вместе?
- Почему вы думаете, что уточка любила свою хозяйку?
- Что уточка её говорила, когда они плыли рядом?
- Кого привел раз сосед?
- За что он вел щенка?
Словарная работа: ошейник - ремешок, который надевают на шею собаке.
- Как девочка сказала о щенке? Ах, какой... (хорошенький)
- О чем она попросила соседа?
- Что сделала уточка, когда услышала, что хозяйка её отдает?
Вспомним ещё раз, что девочка рассказала щенку (зачитывается фрагмент с дополнениями хором слов):
Был у меня петушок -я за него курочку взяла. Была курочка -я её за уточку отдала. Теперь уточку на щенка променяла.
- Что сделал щенок?
Упражнение в подборе слов-действий:
Услыхал это щенок, хвост ... (поджал), под лавку ... (спрятался), а ночью дверь лапой ... (открыл) и ... (убежал).
- Что сказал про девочку щенок?
- Что значит дружбой дорожить?
5. Заключительная часть.
- Недаром в народе говорят: «Дружбой умей дорожить». Какие ещё вы знаете пословицы и поговорки про дружбу?
Задание: нарисовать героев сказки (по выбору детей) и рассказать эпизод.
Занятие второе
1. Организационный момент. Припоминание действующих лиц:
Кто кукарекает? Крякает? Кудахчет? Лает?
2. Повторное (3-е) чтение сказки с установкой на самостоятельное составле-
ние плана и пересказ.
После чтения дети (1-2 реб.) составляют картинный план на иллюстративном панно. Логопед помогает озаглавить части.
Был у девочки... (петушок) (силуэты героев)
Петушка она променяла на ... (курочку)
Курочку променяла на... (уточку)
Уточку променяла на... (щенка)
- Назовём первую часть сказки «Девочка и петушок»
-Как можно назвать вторую часть? («Девочка и курочка») -Третью часть? («Девочка и уточка»)
- Следующую часть сказки? («Девочка и щенок»)
- Выборочный пересказ фрагментов по картинному плану (по цепочке).
- Пересказ сказки полностью с демонстрацией событий в динамике на иллюстративном панно. Один ребенок рассказывает, другой - иллюстрирует на панно.
- Пересказ сказки без опоры (для сильной подгруппы)
6. Заключительная часть. Анализ детских рассказов.
В. Осеева
Жила-была девочка. И был у нее петушок. Встанет утром петушок и запоёт:
- Ку-ка-ре-ку! Доброе утро!
Подбежит к девочке, поклюёт у неё из рук крошки, сядет с ней рядом на скамеечке. Перышки разноцветные, гребешок на солнышке золотой. Хороший был петушок.
Увидала как-то раз девочка у соседки курочку. Понравилась ей курочка. Просит она соседку:
- Отдай мне курочку, а я тебе за неё петушка отдам!
Услыхал петушок, опустил голову, да делать нечего. Сама хозяйка отдает.
Согласилась соседка - отдала курочку, взяла петушка.
Стала девочка с курочкой дружить. Каждый день курочка свежее яичко несет.
- Куд-кудах, моя хозяюшка! Кушай на здоровье яичко!
Съест девочка яичко, возьмет курочку на колени, перышки ей гладит, водичкой поит, пшеном угощает.
Однажды пришла в гости соседка с уточкой. Понравилась девочке уточка. Просит она:
- Отдай мне твою уточку. Я тебе свою курочку отдам!
Услыхала курочка, опустила перышки, но делать нечего — сама хозяйка отдает.
Стала девочка с уточкой дружить. Ходят вместе на речку купаться. Девочка плывет и уточка рядом.
- Тась-тась-тась, моя хозяюшка! Не плыви далеко, в речке дно глубоко! Выйдет девочка на бережок - и уточка за ней.
Приходит раз сосед. За ошейник щенка ведет. Увидала девочка:
- Ах, какой щеночек хорошенький! Дай мне щенка - возьми мою уточку! Услыхала уточка, захлопала крыльями, а делать нечего. Сама хозяйка
отдает.
Погладила девочка щенка и говорит:
- Был у меня петушок - я за него курочку взяла. Была курочка -я её за уточку отдала. Теперь уточку на щенка променяла.
Услыхал это щенок, поджал хвост, спрятался под лавку, а ночью открыл лапой дверь и убежал.
- Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить. Проснулась девочка - никого у неё нет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пересказ сказки "Лиса и журавль" конспект
Конспект занятия по пересказу сказки "Лиса и журавль" (адаптированный) по серии сюжетных картин. С инсценировкой....
Конспект открытого индивидуального занятия по обучению пересказу детей с ЗПР "Пересказ сказки К. И. Чуковского «Цыпленок». Закрепление темы: «Домашние птицы».
Цели занятия: учить рассказывать прослушанный текст с опорой на картинки; связно, непрерывно и логично высказывать свою мысль; закрепить активный и пассивный словарь по теме «Домашние птицы...
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу» «Весенняя сказка»
Конспект логопедического занятия...
Конспект занятия. Тема: " Посуда". Пересказ сказки о чайнике с творческим заданием.
Конспект занятия по связной речи для детей с ОНР 3, 4 ур.р.р...
Конспект логопедического занятия "Пересказ сказки "Три медведя"с использованием презентации
Фронтальное логопедическое занятие для старшей группы с использованием презентации....
Конспект логопедического занятия по обучению пересказу сказки «Лиса и журавль» с использованием пальчикового театра
Примерный конспект логопедического занятия по обучению пересказу сказки «Лиса и журавль» с использованием пальчикового театра...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР По теме: «Пересказ сказки «Весенняя сказка» с опорой на мнемотаблицы»
Данный конспект занятия предназначен для старшей группы компенсирующей направленности....