пересказ сказки "Лиса и журавль" конспект
план-конспект урока по теме
Конспект занятия по пересказу сказки "Лиса и журавль" (адаптированный) по серии сюжетных картин. С инсценировкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz_lisa_i_zhuravl.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: пересказ сказки с использованием сюжетных картин
«Лиса и журавль»
(адаптированный вариант)
Цель: учить пересказывать сказку, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин, продолжать учить связности, непрерывности, логичности высказывания, совершенствовать навыки диалогической речи, умение передавать диалог действующих лиц, развивать эмоционально-выразительную сторону речи.
Оборудование: серия картин к сказке (4 иллюстрации худ. В.Лосина), атрибуты для инсценировки (платочек и фартук для лисы, картуз для журавля, тарелка и кувшин)
- Организационный момент. Логопед предлагает вспомнить любую сказку и очень коротко объяснить всем, о чем в ней говорится (Сказка «Колобок» о том, как лиса перехитрила колобка... и т. д)
- Вводная беседа и словарная работа: уточняются значения слов званый пир, окрошка, стряпать, потчевать, кум, кума,
- Когда люди знакомятся и начинают дружить, они зовут друг друга в гости. Такой праздник назывался пир. На него звали, поэтому говорили — званый пир. Для пира готовили - стряпали - еду. Хозяева угощали - потчевали гостей. Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей называли кум, кума.
- Сегодня будем слушать сказку о дружбе лисы и журавля.
3. Первое чтение сказки с показом иллюстраций худ. В. Лосина
«ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»
Подружилась Лиса и Журавлем и пригласила его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идет Журавль на званый пир. А Лиса наварила каши и размазала её по тарелке.
- Кушай, голубчик мой! Я сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке - ничего в клюв не попадает. А Лиса лижет себе кашу да лижет, так все сама и съела.
- Извини, - говорит, - больше потчевать тебя нечем!
- Спасибо, Лисонька, приходи теперь ты ко мне в гости, - отвечает Журавль.
На другой день приходит Лиса к Журавлю. А Журавль наготовил окрошки и налил её в высокий кувшин. Лиса-то вертится возле кувшина, и лизнет его, и понюхает, а все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А Журавль стоит на своих длинных лапах и длинным клювом окрошку таскает, (клюёт)
Поел и говорит:
- Извини, кумушка, больше потчевать тебя нечем! С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.
4. После эмоциональной паузы логопед спрашивает:
- Чем закончилась дружба Лисы и Журавля? Как сказано в сказке? Словарная работа: врозь (разошлись, дружба кончилась и т.п.).
- Повторное чтение сказки с установкой на последующий разбор. Используется прием дополнения детьми отдельных слов и выражений, содержащие персонажи, важные смысловые моменты, особенности лексики сказки (подчеркнуты в тексте).
- Разбор содержания по вопросам с использованием иллюстраций.
Логопед вновь обращает внимание на картинки.
- Кто подружился? (иллюстрация)
- Какой журавль? Какие у него ноги? Какой у него клюв?
- А какая лиса? Какой у нее нос?
- Для чего Лиса пригласила Журавля? (иллюстрация)
- Она действительно хотела его угостить?
- Куда положила Лиса кашу?
- Почему Журавль не мог есть кашу?
- Как ела кашу Лиса?
- Для чего Журавль пригласил Лису? (иллюстрация)
- Что наготовил Журавль?
- Во что он налил окрошку?
- Какой был кувшин?
- Почему Лиса не могла есть окрошку?
- Как Журавль ел окрошку? Что ему помогало?
- Можно сказать, что они были друзьями?
- Чем закончилась дружба Лисы и Журавля? (иллюстрация)
- Почему закончилась их дружба?
7. Динамическая пауза.
Дети изображают, как Лиса варит кашу, помешивает её, лижет, а Журавль стучит носом по тарелке. Журавль режет овощи для окрошки.
8. Языковой разбор текста сказки.
Упражнение-игра «Кто лучше запомнил?» на сравнение внешнего вида героев, припоминание эпитетов, образных выражений и других языковых средств сказки:
- У журавля какие ноги? А у лисы?
- У журавля какой клюв? А у лисы какой нос?
- Журавль как ест клювом? (клюёт стук-стук)
- А лиса? (лижет)
- Как называла лиса журавля? (куманёк,голубчик, дорогой)
- Как журавль называл лису? (Лисонька, кумушка)
- На какой обед пригласила лиса журавля? Как он назван в сказке? (званый)
- Как в сказке лиса говорит, что готовила? (стряпала)
- Как в сказке называется слово угощать? (потчевать)
- Как сказано, что их дружба кончилась? (врозь)
9. Инсценировки «Лиса угощает журавля» и «Лиса в гостях у журавля». Обращается внимание на использование детьми выражений сказки (куманёк, голубчик, кумушка, стряпала, потчевать и т.п.)
- Третье чтение сказки с иллюстрированием с установкой на пересказ
- Самостоятельное составление пересказа детьми с опорой на иллюстрации
- Заключительная беседа
- Почему дружба у журавля и лисы с тех пор врозь?
- В народе говорится: «Как аукнется, так и откликнется». Как вы понимаете эту пословицу?
- Какие ещё знаете пословицы и поговорки про дружбу?
13. Итоги. Поощряется сохранение выражений из текста сказки, точность и выразительность передачи диалогов, а также плавность, непрерывность, смысловая точность пересказов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
единый план пересказа англоязычных стран
единый шаблон пересказа Великобритании, США, России, Канады и Австралии...
шаблон пересказа книги ( фильма )
шаблон пересказа книги ( фильма )...
"Цикл занятий по обучению детей пересказу"
конспект из авторского методического пособия...
« Но где же пересказать все, что было на той ярмарке!»
Обобщающий урок русского языка для 5 класса после изучения частей речи...
Цикл логопедических занятий:"Обучение пересказу по серии сюжетных картин с использованием массажа фаланг пальцев" для детей 5-7 лет.
Авторами предлагается авторская разработка массажа фаланг пальцев,по десяти лексическим темам,являющаяся эффективной стимуляцией речевого развития.Подробное описание упражнений в конспектах занятий да...
Исследование стратегии пересказа учебного текста в 5 кл.
Методическая статья о развити познавательной компетенции учащихся через выявление и усовершенствование индивидуальных стратегий учеников. Основу создания учебных стратегий и осуществления познав...
Виды пересказа
Материалы помогут систематизировать, уточнить, расширить знания педагогов о видах пересказа....