пересказ сказки "Лиса и журавль" конспект
план-конспект урока по теме

Конспект занятия по пересказу сказки "Лиса и журавль" (адаптированный) по серии сюжетных картин. С инсценировкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_lisa_i_zhuravl.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: пересказ сказки с использованием сюжетных картин

«Лиса и журавль»

(адаптированный вариант)

        Цель: учить пересказывать сказку, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин, продолжать учить связности, непрерывности, логичности высказывания, совершенствовать навыки диалогической речи, умение передавать диалог действующих лиц, развивать эмоционально-выразительную сторону речи.

        Оборудование: серия картин к сказке (4 иллюстрации худ. В.Лосина), атрибуты для инсценировки (платочек и фартук для лисы, картуз для журавля, тарелка и кувшин)

  1. Организационный момент. Логопед предлагает вспомнить любую сказку и очень коротко объяснить всем, о чем в ней говорится (Сказка «Колобок» о том, как лиса перехитрила колобка... и т. д)
  2. Вводная беседа и словарная работа: уточняются значения слов званый пир, окрошка, стряпать, потчевать, кум, кума,

  1. Когда люди знакомятся и начинают дружить, они зовут друг друга в гости. Такой праздник назывался пир. На него звали, поэтому говорили — званый пир. Для пира готовили - стряпали - еду. Хозяева угощали - потчевали гостей. Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей называли кум, кума.
  2. Сегодня будем слушать сказку о дружбе лисы и журавля.

3.        Первое чтение сказки с показом иллюстраций худ. В. Лосина

«ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»

 Подружилась Лиса и Журавлем и пригласила его к себе в гости:

-        Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идет Журавль на званый пир. А Лиса наварила каши и размазала её по тарелке.

-        Кушай, голубчик мой! Я сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке - ничего в клюв не попадает. А Лиса лижет себе кашу да лижет, так все сама и съела.

  1. Извини, - говорит, - больше потчевать тебя нечем!
  2. Спасибо, Лисонька, приходи теперь ты ко мне в гости, - отвечает Журавль.

На другой день приходит Лиса к Журавлю. А Журавль наготовил окрошки и налил её в высокий кувшин. Лиса-то вертится возле кувшина, и лизнет его, и понюхает, а все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А Журавль стоит на своих длинных лапах и длинным клювом окрошку таскает, (клюёт)

Поел и говорит:

-        Извини, кумушка, больше потчевать тебя нечем! С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.

4. После эмоциональной паузы логопед спрашивает:

-        Чем закончилась дружба Лисы и Журавля? Как сказано в сказке? Словарная работа: врозь (разошлись, дружба кончилась и т.п.).

  1. Повторное чтение сказки с установкой на последующий разбор. Используется прием дополнения детьми отдельных слов и выражений, содержащие персонажи, важные смысловые моменты, особенности лексики сказки (подчеркнуты в тексте).
  2. Разбор содержания по вопросам с использованием иллюстраций.

Логопед вновь обращает внимание на картинки.

  1. Кто подружился? (иллюстрация)
  2. Какой журавль? Какие у него ноги? Какой у него клюв?
  3. А какая лиса? Какой у нее нос?
  4. Для чего Лиса пригласила Журавля? (иллюстрация)
  5. Она действительно хотела его угостить?
  6. Куда положила Лиса кашу?
  7. Почему Журавль не мог есть кашу?
  8. Как ела кашу Лиса?
  9. Для чего Журавль пригласил Лису? (иллюстрация)
  10. Что наготовил Журавль?
  11. Во что он налил окрошку?
  12. Какой был кувшин?
  13. Почему Лиса не могла есть окрошку?
  14. Как Журавль ел окрошку? Что ему помогало?
  15. Можно сказать, что они были друзьями?
  16. Чем закончилась дружба Лисы и Журавля? (иллюстрация)
  17. Почему закончилась их дружба?

7.        Динамическая пауза.

Дети изображают, как Лиса варит кашу, помешивает её, лижет, а Журавль стучит носом по тарелке. Журавль режет овощи для окрошки.

8.        Языковой разбор текста сказки.

Упражнение-игра «Кто лучше запомнил?» на сравнение внешнего вида героев, припоминание эпитетов, образных выражений и других языковых средств сказки:

  1. У журавля какие ноги? А у лисы?
  2. У журавля какой клюв? А у лисы какой нос?
  3. Журавль как ест клювом? (клюёт стук-стук)
  4. А лиса? (лижет)
  5. Как называла лиса журавля? (куманёк,голубчик, дорогой)
  6. Как журавль называл лису? (Лисонька, кумушка)
  7. На какой обед пригласила лиса журавля? Как он назван в сказке? (званый)
  8. Как в сказке лиса говорит, что готовила? (стряпала)
  9. Как в сказке называется слово угощать? (потчевать)
  10. Как сказано, что их дружба кончилась? (врозь)

9.        Инсценировки «Лиса угощает журавля» и «Лиса в гостях у журавля». Обращается внимание на использование детьми выражений сказки (куманёк, голубчик, кумушка, стряпала, потчевать и т.п.)

  1. Третье чтение сказки с иллюстрированием с установкой на пересказ
  2. Самостоятельное составление пересказа детьми с опорой на иллюстрации
  3. Заключительная беседа

  1. Почему дружба у журавля и лисы с тех пор врозь?
  2. В народе говорится: «Как аукнется, так и откликнется». Как вы понимаете эту пословицу?
  3. Какие ещё знаете пословицы и поговорки про дружбу?

13.        Итоги. Поощряется сохранение выражений из текста сказки, точность и выразительность передачи диалогов, а также плавность, непрерывность, смысловая точность пересказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

единый план пересказа англоязычных стран

единый  шаблон  пересказа Великобритании, США, России, Канады и Австралии...

шаблон пересказа книги ( фильма )

шаблон пересказа книги ( фильма )...

"Цикл занятий по обучению детей пересказу"

конспект из авторского методического пособия...

« Но где же пересказать все, что было на той ярмарке!»

Обобщающий урок русского языка для 5 класса после изучения частей речи...

Цикл логопедических занятий:"Обучение пересказу по серии сюжетных картин с использованием массажа фаланг пальцев" для детей 5-7 лет.

Авторами предлагается авторская разработка массажа фаланг пальцев,по десяти лексическим темам,являющаяся эффективной стимуляцией речевого развития.Подробное описание упражнений в конспектах занятий да...

Исследование стратегии пересказа учебного текста в 5 кл.

Методическая статья о развити познавательной компетенции учащихся через выявление и усовершенствование индивидуальных стратегий учеников. Основу создания учебных стратегий и осуществления познав...

Виды пересказа

Материалы помогут систематизировать, уточнить, расширить знания педагогов о видах пересказа....