Логопедическое занятие "Дифференциация звуков р -л. Поездка на Кремлёвскую ёлку"
презентация к уроку на тему
Тема: Дифференциация звуков Р - Л.
Поездка на Кремлевскую елку.
Цели:
- выработать четкую дифференциацию звуков «Р – Л» в словах, предложениях и в стихах с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
- формирование правильного произношения;
- предупредить специфические ошибки на письме и чтении, связанные со смешением букв «Р» и «Л»;
- дифференциация понятий «звук – буква», «слог – слово»;
- совершенствовать фонематическое восприятие, навык звуко-слогового анализа и синтеза и синтез слов сложной слоговой структуры;
- развитие навыков аудирования, умения слышать себя и других;
- пополнить словарь новыми словами и сложными словами;
- расширить кругозор детей;
- формировать фразовую речь;
- воспитание интереса к занятиям, формирование положительной учебной мотивации.
Дидактические средства: мультимедийное сопровождение;
артикуляционные профили;
модели звуков;
лабиринты;
маски; елочные игрушки;
новогодняя елка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_r_-l_kremlyovskaya_yolka.doc | 64.5 КБ |
poezdka_na_kremlyovskuyu_yolku_1.ppt | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация звуков Р - Л.
Поездка на Кремлевскую елку.
Цели:
- выработать четкую дифференциацию звуков «Р – Л» в словах, предложениях и в стихах с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
- формирование правильного произношения;
- предупредить специфические ошибки на письме и чтении, связанные со смешением букв «Р» и «Л»;
- дифференциация понятий «звук – буква», «слог – слово»;
- совершенствовать фонематическое восприятие, навык звуко-слогового анализа и синтеза и синтез слов сложной слоговой структуры;
- развитие навыков аудирования, умения слышать себя и других;
- пополнить словарь новыми словами и сложными словами;
- расширить кругозор детей;
- формировать фразовую речь;
- воспитание интереса к занятиям, формирование положительной учебной мотивации.
Дидактические средства: мультимедийное сопровождение;
артикуляционные профили;
модели звуков;
лабиринты;
маски; елочные игрушки;
новогодняя елка.
Ход занятия:
- Организационно – подготовительный этап.
- Здравствуйте!
- Какое время года на дворе?
- Какой месяц?
- Какой праздник приближается?
- В нашу школу пришли пригласительные билеты на Кремлевскую елку.
- Где находится такая елка?
- В Кремле.
- А Кремль?
- На Красной площади!
- А Красная площадь?
- В столице нашей родины – Москве!
- Куда же мы отправимся?
- Мы поедем на Кремлевскую елку в Москву!
- Путь наш будет недолгий, но непростой.
- А девиз у нас, какой?
Друга выручать,
Препятствий не бояться.
Готовы побеждать,
А главное – стараться!
2.Сообщение темы занятия.
- Назовите звуки и буквы, которые стоят на втором месте в словах «Красная площадь».
- Звуки Р и Л. Буквы «Р» и «Л».
- В слове Кремль как звучат эти звуки?
- В слове Кремль звуки Р и Л звучат мягко.
Тема занятия:
- Сегодня мы продолжим различать звуки Л и Р и буквы «Л» и «Р» в словах и предложениях.
3. Сравнительный анализ звуков и букв.
- Возьмите пригласительные билеты с портретами звуков Р и Л.
(Показываются портреты разных звуков, дети выбирают нужные).
- Дайте характеристику звукам.
(Дети дают характеристику звукам)
(Показ артикуляционных профилей).
- Чем же отличаются эти звуки? (Положением и работой языка)
- Почему их путают ребята? (Оба согласные, звонкие, твердые, сонорные)
- А чем будут отличаться портреты мягких звуков от твердых звуков?
- Вместо круга на портрете будет овал.
- Губы будут овальные, потому что улыбаются!
Зрительный анализ букв.
- Выберите только правильно написанные буквы.
(Детям раздаются карточки с правильным и неправильным изображением букв)
- Из каких элементов состоят эти буквы?
- «Л» состоит из двух палочек и похожа на шалаш….
- «Р» состоит из вертикальной палочки и овала, который стоит с левой стороны и в верху от палочки и похожа на топор.
- Пригласительные билеты получили, можем отправляться!
4.Упражнение на координацию слов с движениями.
А) Установить причину и следствие.
Л: Снег валил всю ночь, весь день
И замел дороги.
Ни проехать, ни пройти
Мы никак не можем.
Вышли дворники, машины,
Чтоб заносы все убрать,
Чтоб машины на дорогах
Перестали застревать
.
- Почему машины не могли проехать?
- Почему люди не могли пройти?
- Как решили эту проблему?
- Какие машины помогают расчищать тротуары?
- Нам нужно поторопиться!
- На чем поедем? … На лыжах или на коньках?
- Поедем на лыжах!
- Чтобы быстрее добраться поедем куда? (На Вокзал или в Аэропорт?)
- В Аэропорт!
Б) Дети имитируют надевание лыж. Проговаривая слова, идут по лыжне.
Все бело, бело, бело…
Много снега намело!
Вот веселые деньки -
Все на лыжи и коньки.
5. Подготовительная работа.
А)Упражнение на развитие чувства ритма и темпа.
(Дети говорят с движениями).
Едем, едем, долго едем!
Очень длинен этот путь!
Скоро в Аэропорт приедем –
Там и сможем отдохнуть!
- Приехали, расстегиваем крепления и снимаем … лыжи!
- Замерзли?
Б) Словарная работа.
- А вот и … Аэропорт! Что это такое?
- Аэропорт – это воздушный порт (земельный участок) для воздушного транспорта, состоит из аэродрома и аэровокзала.
- Мы полетим или поедем?
- А на чем полетим по воздушной трассе?
В)Звукобуквенный синтез.
- Составьте слово из букв изографа.
(Вывешивается изограф «Вертолет»)
- По воздушной трассе мы полетим на …
- Получилось слово «Вертолет».
Усвоение предложного падежа существительных.
- На чем еще можно летать? (существительные в П.п.)
- На самолете, ракете, аэробусе, воздушном шаре, парашюте, космическом корабле, планере, аэростате.
Г) Логическая задача. Найти отличия.
- Что общего между самолетом и вертолетом?
- А чем вертолет отличается от самолета?
- У самолетов крылья неподвижные, а у вертолетов вращаются.
- Лопасти вертолета позволяют ему опускаться и садиться вертикально, ему не требуется большая площадка для взлета и посадки.
- Для нас это очень удобно, мы без пересадок можем долететь до самого Кремля!
- Андрей много знает о вертолетах, он будет управлять вертолетом.
- Кем он будет?
- Пилотом вертолета.
- А Маша будет нас обслуживать. Кем она будет?
- Маша будет стюардессой!
- Маша, пригласи нас в вертолет!
С: Уважаемые пассажиры! Пройдите в салон вертолета. Садитесь поудобнее.
Пристегните ремни. Счастливого вам полета.!
6.Фонетическо-ритмическя гимнастика.
Вот готовится в полет
Винтокрылый вертолет.
Ни разгона, ни разбега:
Раскрутили винт –
И в небо!
- Заводим мотор вертолета: руки перед грудью, вращательные движения руками, одновременно длительное произношение звука Р_Р_Р_Р. Вначале тихо, потом громче.
- Полетели!
7.Словообразование – чтение по слогам – анализ и синтез слов
( Выставляется картинка с изображением гор, ледника )
- Посмотрите в иллюминатор.
- Что вы увидели из вертолета?
- Горы.
- Это Уральские горы.
Проблемная ситуация.
- Ребята, а если вертолет в горах разобьется, сломается. Что будем делать?
- Мы окажемся с вами в горах. Нам придется лазить по скалам. Кем мы будем?
- Скалолазами!
- Из каких слов состоит это слово?
- Скала и лаз.
- Что нужно скалолазам чтобы подняться в горы?
- Особое снаряжение: Веревки, топорик, трос.
- А что вы видите на вершине гор?
- Снег, лед.
- Это ледник.
- Что такое ледник?
- Ледник – это скопление льда на земле или в горах.
- Назовите похожие слова.
(Дети называют родственные слова)
Ледяной дом, ледяная горка, ледокол, ледоруб, льдинка, ледниковый период, ледниковая эпоха, Ледовое побоище (1242 г), Ледовый поход, ледоход, ледорез, ледостав, подледный, ледосброс.
- Что взяли бы скалолазы с собой в горы?
- Ледоруб.
- Из каких слов состоит это слово?
- Лед и рубит.
- Скалолазы готовы?
8. Чтение слов. Составление слов путем добавления буквы Р и Л.
- Вы поднимитесь на скалу если вставите в слова букву «Р» или букву «Л»
(Дети читают слова и вставляют буквы)
Пуд (пруд) мак (мрак) газ (глаз) сон (слон)
сок (срок) кошка (крошка) пан (план)
кот (крот) тон (трон) бок (блок)
- Представьте, что нас встретил в горах снег. Составьте новое слово из двух:
Снег и падает.
– Снегопад.
- Нас настиг снегопад, где нам устроится?
- Под скалой, в ущелье, в пещере.
- Снегопад не кончается. Что вы предлагаете?
- А вот и вход в пещеру. Что есть в пещерах?
- В пещере есть лабиринты.
- Лабиринт – сооружение со сложным запутанным планом из камней, выложенных на земле.
- Давайте попробуем по ним пройти.
9. Развитие фонематического восприятия.
Лабиринты. Преодоление препятствий.
- Посмотрим, какой звук и какая буква, поможет нам быстрее выбраться первыми
из лабиринта.
(Детям раздаются лабиринты)
СЛОВА: Игрушки: хлопушки, шары, фонарики, мишура, дождик, сосульки, снежинки, вертолет, бусы, флажки, кукла, фейерверк, Снегурочка, колобок.
- Какие препятствия вам пришлось преодолеть в пещере?
10.Работа с пословицей.
- Молодцы вы сумели пройти лабиринт и вот мы на вершине горы.
- Что под нами?
- Что над нами? Вам не страшно? Какие мы?
- Смелые, храбрые, выносливые, дружные, веселые.
- На вершине горы нас встречает пословица, но некоторые буквы унесло ….ветром!
- Вставьте пропущенные буквы и прочитайте пословицу.
( Д.ужба и б.атство сильнее богатства! )
- Как понимаете пословицу?
- Запомните пословицу:
«Дружба и братство сильнее богатства!»
- Вот так весело и незаметно мы провели время в полете.
Стюардесса: «Наш вертолет совершил посадку в городе Москва на Красной площади!»
- Ура!
Стюардесса: «Отстегните ремни! Пилоты вертолета и стюардесса прощаются с вами и поздравляют с наступающим новым годом!»
11. Работа со словами – паронимами.
- К вертолету подали …….трап!
- Что такое трап?
- Трап – веревочная, деревянная, металлическая лестница, используется при посадке и высадке из самолета или вертолета.
- Скажите, дети, а может ли один звук или буква изменить слово?
- Проверим! Будем внимательно спускаться по трапу.
Л: Буква «Л»
Повстречала букву «Р».
Говорит: «Давай сыграем,
Ну хоть в рифмы, например…»
- Заменим в последнем слове звук «Л» на звук «Р».
1. На лице - глаза,
А на небе – гроза.
- В бутылке – лак,
В реке - рак.
- В тарелке - ложки,
У теленка - рожки.
- Рисовал художник ламу,
И картинку вставил в раму.
- Дедушку зовут Лука,
У него болит рука.
- Поднимается в воздух надутый баллон.
На балу появляется важный барон.
- Баба деду пекла из муки колобок.
Из древесной коры сделал дед коробок.
8. Дома украшают из камня колонны.
Украшают царей золотые короны.
12. А) Слоговой анализ и синтез.
- Вот мы и ступили на Красную площадь.
- Кто построил эти дворцы?
(Дети выкладывают слово из слогов: хи – тор – ар – тек)
- Архитектор – это художник и строитель, но он сам не строит здание, а придумывает его строение, творит, поэтому он ….
- Творец!
Б) Встреча с елкой.
- Входим в Кремль!
- А вот и елка!
- Очень рано мы приехали, елка еще не наряжена.
- Какие будут предложения?
- Давайте ее сами нарядим!
- Будет сюрприз для ребят!
В) Звуковой анализ слов. Наряжаем елку.
- Выбирайте только те игрушки, в названиях которых есть звуки Р и Л.
(Дети наряжают елку)
- Молодцы ребята! Какая елка у нас получилась?
- Елка получилась нарядная, красивая, чудесная, замечательная , новогодняя.
Пословица:
«Какие были труды – такие и плоды».
Г) Хоровое аудирование стихотворения «Елка».
- Давайте порадуем елочку, расскажем дружно стихотворение К.И. Чуковского «Елка»
(Хлопушка)
- Кто еще расскажет стихотворение?
- Итоги занятия.
- Какие звуки и буквы помогли нам совершить предновогоднее путешествие на Кремлевскую елку?
- Звуки Р и Л ,буквы «Р» и «Л»
- Молодцы ребята! Теперь я знаю, что нам не страшны никакие преграды!
- Спасибо гостям за помощь!
- С наступающим новым годом!
Приложение.
П У Д М А К С О К К О Т Т О Н
П О Т П А Н Б О К С О Н Г А З
П Р У Д М Р А К С Р О К К Р О Т Т Р О Н
П Л О Т П Л А Н Б Л О К С Л О Н Г Л А З
« Д . ужба и б . атство си . ьнее богатства »
« Дружба и братство сильнее богатства »
ХИ - ТОР - АР - ТЕК
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аэропорт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие "Звук и буква И"
Данное занятие ориентировано на обучающихся 1 классов с общим недоразвиием речи. Большое внимание уделяется не только фонематическому восприятию, правильной артикуляции звука и, закреплению написания ...
Логопедическое занятие "Звук Ш"
Индивидуальное логопедическое занятие предназначено для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида....
конспект открытого логопедического занятия "Звук и буква ц"
здесь представлен подробный конспект группового логопедического занятия для детей с ОНР...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Звуки [Д], [Дь] и буква Д."
Данное занятие было составлено к МО учителей-логопедов города-курорта Ессенутки по моей аттестации на I квалификационную категорию по теме "развитие графо-моторных навыков у детей, имеющих различные н...
Конспект логопедического занятия Звуки Л,Ль. Буква Л.
Конспект фронтального занятия для детей подготовительной к школе логопедической группы по обучению к грамоте. Учим букву Л. Звуки Л-Ль....
Логопедическое занятие «Звуко – буквенный анализ слов. Звук [Л] буква Л».
Конспект группового логопедического занятия...
На Государственную кремлёвскую ёлку
Воспитывать понимания у детей заботы о них со стороны государства....