Логопедическое занятие "Дифференциация звуков р -л. Поездка на Кремлёвскую ёлку"
презентация к уроку на тему

Срещикова Виктория Валерьевна

 

Тема: Дифференциация звуков  Р - Л.

           Поездка на Кремлевскую елку.

Цели: 

  • выработать четкую дифференциацию звуков «Р – Л» в словах, предложениях и в стихах с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
  • формирование правильного произношения;
  • предупредить специфические ошибки на письме и чтении, связанные со смешением букв «Р» и «Л»;
  •  дифференциация понятий «звук – буква», «слог – слово»;
  • совершенствовать фонематическое восприятие, навык звуко-слогового анализа и синтеза и синтез слов сложной слоговой структуры;
  • развитие  навыков аудирования, умения слышать себя и других;
  • пополнить словарь новыми словами и сложными словами;
  • расширить кругозор детей;

-    формировать фразовую речь;

  • воспитание интереса к занятиям, формирование положительной учебной мотивации.

Дидактические средства: мультимедийное сопровождение;

                                            артикуляционные профили;

                                            модели звуков;

                                            лабиринты;

                                            маски; елочные игрушки;

                                            новогодняя елка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_r_-l_kremlyovskaya_yolka.doc64.5 КБ
Office presentation icon poezdka_na_kremlyovskuyu_yolku_1.ppt2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков  Р - Л.

           Поездка на Кремлевскую елку.

Цели:  

  1. выработать четкую дифференциацию звуков «Р – Л» в словах, предложениях и в стихах с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
  2. формирование правильного произношения;
  1. предупредить специфические ошибки на письме и чтении, связанные со смешением букв «Р» и «Л»;
  2.  дифференциация понятий «звук – буква», «слог – слово»;
  3. совершенствовать фонематическое восприятие, навык звуко-слогового анализа и синтеза и синтез слов сложной слоговой структуры;
  4. развитие  навыков аудирования, умения слышать себя и других;
  5. пополнить словарь новыми словами и сложными словами;
  6. расширить кругозор детей;

-    формировать фразовую речь;

  1. воспитание интереса к занятиям, формирование положительной учебной мотивации.

Дидактические средства: мультимедийное сопровождение;

                                            артикуляционные профили;

                                            модели звуков;

                                            лабиринты;

                                            маски; елочные игрушки;

                                            новогодняя елка.

                             Ход занятия:

  1. Организационно – подготовительный этап.
  1. Здравствуйте!
  2. Какое время года на дворе?
  3. Какой месяц?
  4. Какой праздник приближается?

- В нашу школу пришли  пригласительные билеты на Кремлевскую елку.

- Где находится такая елка?  

  1. В Кремле.
  2. А Кремль?
  3. На Красной площади!
  4. А Красная площадь?
  5. В столице нашей родины – Москве!
  6. Куда же мы отправимся?
  7. Мы поедем на Кремлевскую елку в Москву!
  8. Путь наш будет недолгий, но непростой.
  9. А девиз у нас, какой?

 

Друга выручать,

Препятствий не бояться.

Готовы побеждать,

А главное – стараться!

 

2.Сообщение темы занятия.

-  Назовите звуки и буквы, которые стоят на втором месте в словах «Красная площадь».

-    Звуки Р и Л. Буквы «Р» и «Л».

  1. В слове Кремль как звучат эти звуки?
  2. В слове Кремль звуки Р и Л звучат мягко.

Тема занятия:

- Сегодня мы продолжим различать  звуки Л и Р и буквы «Л» и «Р» в словах и предложениях.

3. Сравнительный анализ звуков и букв.

 - Возьмите пригласительные билеты с портретами звуков Р и Л.

(Показываются  портреты разных звуков, дети выбирают нужные).

  1. Дайте характеристику звукам.

(Дети дают характеристику звукам)

(Показ артикуляционных профилей).

  - Чем же отличаются эти звуки? (Положением и работой языка)

  - Почему их путают ребята?  (Оба согласные, звонкие, твердые, сонорные)

  1. А чем будут отличаться портреты  мягких звуков от твердых звуков?
  2. Вместо круга на портрете будет овал.
  3. Губы будут овальные, потому что улыбаются!

    Зрительный анализ букв.

  1. Выберите только правильно написанные буквы.

(Детям раздаются карточки с правильным и неправильным изображением букв)

  1. Из каких элементов состоят эти буквы?
  2. «Л» состоит из двух палочек и похожа на шалаш….
  3. «Р» состоит из вертикальной палочки и овала, который стоит с левой стороны  и в верху от палочки и похожа на топор.

      -    Пригласительные билеты получили, можем отправляться!

4.Упражнение на координацию слов с движениями.

   А) Установить причину и следствие.

             Л:  Снег валил всю ночь, весь день

                   И замел дороги.

                   Ни проехать, ни пройти

                   Мы никак не можем.

                   Вышли дворники, машины,

                   Чтоб заносы все убрать,

                   Чтоб машины на дорогах

                   Перестали застревать

.

  1. Почему машины не могли проехать?
  2. Почему люди не могли пройти?
  3. Как решили эту проблему?
  4. Какие машины помогают расчищать тротуары?
  5. Нам нужно поторопиться!
  6. На чем поедем? … На лыжах или на коньках?
  7. Поедем на лыжах!
  8. Чтобы быстрее добраться поедем куда? (На Вокзал или в Аэропорт?)
  9. В Аэропорт!

Б) Дети имитируют надевание лыж. Проговаривая слова, идут по лыжне.

           Все бело, бело, бело…

Много снега намело!

Вот веселые деньки -

Все на лыжи и коньки.

5. Подготовительная работа.

  А)Упражнение на развитие чувства ритма и темпа.

     

    (Дети говорят с движениями).            

             Едем, едем, долго едем!

            Очень длинен этот путь!

            Скоро в Аэропорт приедем –

             Там и сможем отдохнуть!

      - Приехали, расстегиваем крепления и снимаем … лыжи!

  1. Замерзли?

   Б)   Словарная работа.

  1. А вот и … Аэропорт! Что это такое?
  2. Аэропорт – это воздушный  порт (земельный участок) для воздушного транспорта, состоит из аэродрома и аэровокзала.
  3. Мы полетим или поедем?
  4. А на чем полетим  по воздушной трассе?

В)Звукобуквенный синтез.

  1. Составьте слово из букв изографа.

(Вывешивается изограф «Вертолет»)

  1. По воздушной трассе мы полетим на …
  2. Получилось слово «Вертолет».

Усвоение предложного падежа существительных.

  1. На чем еще можно летать?   (существительные в П.п.)
  2. На самолете, ракете, аэробусе, воздушном шаре, парашюте, космическом корабле, планере, аэростате.

Г)  Логическая задача. Найти отличия.

  1. Что общего между самолетом и вертолетом?
  2. А чем вертолет отличается от самолета?
  3. У самолетов крылья неподвижные, а у вертолетов вращаются.
  4. Лопасти вертолета позволяют ему опускаться и садиться вертикально, ему не требуется большая площадка для взлета и посадки.
  5. Для нас это очень удобно, мы без пересадок можем долететь до самого Кремля!
  6. Андрей много знает о вертолетах, он будет управлять вертолетом.
  7. Кем он будет?
  8. Пилотом вертолета.
  9. А Маша будет нас обслуживать. Кем она будет?
  10. Маша будет стюардессой!
  11. Маша, пригласи нас в вертолет!

С:  Уважаемые пассажиры! Пройдите в салон вертолета. Садитесь поудобнее.

Пристегните ремни. Счастливого вам полета.!

6.Фонетическо-ритмическя гимнастика.

     Вот готовится в полет

     Винтокрылый вертолет.

     Ни разгона, ни разбега:

     Раскрутили винт –

     И в небо!

  1. Заводим мотор вертолета: руки перед грудью, вращательные движения руками, одновременно длительное произношение звука Р_Р_Р_Р. Вначале тихо, потом громче.
  2. Полетели!

7.Словообразование – чтение по слогам – анализ и синтез слов

  ( Выставляется картинка с изображением гор, ледника )

  1. Посмотрите в иллюминатор.
  2. Что вы увидели из вертолета?
  3. Горы.
  4. Это Уральские горы.

        Проблемная ситуация.

  1. Ребята, а если вертолет в горах разобьется, сломается. Что будем делать?
  2.  Мы окажемся с вами в горах. Нам придется лазить по скалам. Кем мы будем?
  3. Скалолазами!
  4. Из каких слов состоит это слово?
  5. Скала и лаз.
  6. Что нужно скалолазам чтобы подняться в горы?
  7. Особое снаряжение: Веревки, топорик, трос.
  8. А что вы видите на вершине гор?
  9. Снег, лед.
  10. Это ледник.
  11. Что такое ледник?
  12. Ледник – это скопление льда на земле или в горах.
  13. Назовите похожие слова.

(Дети называют родственные слова)

Ледяной дом, ледяная горка, ледокол, ледоруб, льдинка, ледниковый период, ледниковая эпоха, Ледовое побоище (1242 г), Ледовый поход, ледоход, ледорез, ледостав, подледный, ледосброс.

  1. Что взяли бы скалолазы с собой в горы?

-    Ледоруб.

  1. Из каких слов состоит это слово?
  2. Лед и рубит.
  3. Скалолазы готовы?

8. Чтение слов. Составление слов путем добавления буквы Р и Л.

  1. Вы поднимитесь  на скалу если вставите в слова  букву «Р» или букву «Л»

 (Дети читают слова и вставляют буквы)

Пуд (пруд)   мак  (мрак)  газ (глаз)   сон (слон)

 сок (срок)    кошка (крошка)  пан (план)

 кот  (крот)    тон   (трон)    бок (блок)

  1. Представьте, что нас встретил в горах снег. Составьте новое слово из двух:

Снег и  падает.

–   Снегопад.

  1. Нас настиг снегопад, где нам устроится?
  2. Под скалой, в ущелье, в пещере.
  3. Снегопад не кончается. Что вы предлагаете?
  4. А вот и вход в пещеру. Что есть в пещерах?
  5. В пещере есть лабиринты.
  6. Лабиринт – сооружение со сложным запутанным планом из камней, выложенных на земле.
  7.  Давайте попробуем по ним пройти.

9. Развитие фонематического восприятия.

     Лабиринты. Преодоление препятствий.

  1. Посмотрим, какой звук  и какая буква, поможет нам быстрее выбраться первыми

      из лабиринта.

(Детям раздаются лабиринты)

СЛОВА: Игрушки: хлопушки, шары, фонарики, мишура, дождик, сосульки, снежинки, вертолет, бусы, флажки, кукла, фейерверк, Снегурочка, колобок.

       - Какие препятствия вам пришлось преодолеть в пещере?

10.Работа с пословицей.

  1. Молодцы вы сумели пройти лабиринт и вот мы на вершине горы.
  2. Что под нами?
  3. Что над нами? Вам не страшно? Какие мы?
  4. Смелые, храбрые, выносливые, дружные, веселые.

  1. На вершине горы нас встречает пословица, но некоторые буквы унесло ….ветром!
  2. Вставьте пропущенные буквы и прочитайте пословицу.

( Д.ужба  и  б.атство сильнее богатства! )

      -    Как понимаете пословицу?

  1. Запомните пословицу:

    «Дружба и братство сильнее богатства!»

  1. Вот так весело и незаметно мы провели время в полете.

Стюардесса: «Наш вертолет совершил посадку в городе Москва на Красной площади!»

  1. Ура!

Стюардесса: «Отстегните ремни! Пилоты вертолета и стюардесса прощаются с вами и поздравляют с наступающим новым годом!»

11. Работа со словами – паронимами.

  1. К вертолету подали …….трап!
  2.  Что такое трап?
  3. Трап – веревочная, деревянная, металлическая лестница, используется при посадке и высадке из самолета или вертолета.

  1. Скажите, дети, а может ли один звук или буква изменить слово?
  2. Проверим! Будем внимательно спускаться по трапу.

     

     Л:   Буква «Л»

            Повстречала букву «Р».

            Говорит: «Давай сыграем,

            Ну хоть в рифмы, например…»

     

     - Заменим в последнем слове звук «Л» на звук «Р».

   

      1.   На лице -     глаза,

А на небе –  гроза.

  1. В бутылке – лак,

В реке -        рак.

  1. В тарелке -  ложки,

У теленка -  рожки.

  1. Рисовал художник      ламу,

И картинку вставил в раму.

  1. Дедушку зовут           Лука,

У него болит               рука.

  1. Поднимается в воздух надутый  баллон.

На балу появляется важный        барон.

  1. Баба деду пекла из муки              колобок.

Из древесной коры сделал дед    коробок.

      8.   Дома украшают из камня             колонны.

            Украшают царей золотые             короны.

12.  А) Слоговой анализ и синтез.

      -     Вот мы и ступили на Красную площадь.

  1. Кто построил эти дворцы?

(Дети выкладывают слово из слогов:  хи – тор – ар – тек)

  1. Архитектор – это художник и строитель, но он сам не строит здание, а придумывает его строение, творит, поэтому он ….
  2. Творец!

Б) Встреча с елкой.

  1. Входим в Кремль!
  2. А вот и елка!
  3. Очень рано мы приехали, елка еще не наряжена.

      -     Какие будут предложения?

  1. Давайте ее сами нарядим!
  2. Будет сюрприз для ребят!

В) Звуковой анализ слов. Наряжаем елку.

-    Выбирайте только те игрушки, в названиях которых есть звуки Р и Л.

(Дети наряжают елку)

  1. Молодцы ребята! Какая елка у нас получилась?
  2. Елка получилась нарядная, красивая, чудесная, замечательная , новогодняя.  

Пословица:

    «Какие были  труды – такие  и  плоды».

Г) Хоровое аудирование стихотворения «Елка».

  1. Давайте порадуем елочку, расскажем дружно стихотворение К.И. Чуковского «Елка»

(Хлопушка)

  1. Кто еще расскажет стихотворение?

  1. Итоги занятия.

- Какие звуки и буквы помогли нам совершить предновогоднее путешествие на Кремлевскую елку?

  1. Звуки Р и Л ,буквы «Р» и «Л»
  2. Молодцы ребята! Теперь я знаю, что нам не страшны никакие преграды!
  3. Спасибо гостям за помощь!
  4. С наступающим новым годом!

                                       Приложение.

П У Д           М А К        С О К        К  О Т         Т О Н

П О Т            П А Н        Б О К        С О Н           Г А З

П Р У Д     М Р А К     С Р О К     К Р О Т      Т Р О Н

П Л О Т      П Л А Н    Б Л О К     С Л О Н     Г Л А З

« Д . ужба   и   б . атство   си . ьнее   богатства »

« Дружба    и    братство  сильнее   богатства »

ХИ      -      ТОР    -      АР    -     ТЕК


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедическое занятие по теме : “ Дифференциация Р-Л ” “ Поездка на Кремлёвскую ёлку ”. Учитель –логопед : Срещикова В.В. МБОУ СОШ №1 г. Советский.

Слайд 5

Аэропорт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие "Звук и буква И"

Данное занятие ориентировано на обучающихся 1 классов с общим недоразвиием речи. Большое внимание уделяется не только фонематическому восприятию, правильной артикуляции звука и, закреплению написания ...

Логопедическое занятие "Звук Ш"

Индивидуальное логопедическое занятие предназначено для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида....

конспект открытого логопедического занятия "Звук и буква ц"

здесь представлен подробный конспект группового логопедического занятия для детей с ОНР...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Звуки [Д], [Дь] и буква Д."

Данное занятие было составлено к МО учителей-логопедов города-курорта Ессенутки по моей аттестации на I квалификационную категорию по теме "развитие графо-моторных навыков у детей, имеющих различные н...

Конспект логопедического занятия Звуки Л,Ль. Буква Л.

Конспект фронтального  занятия для детей подготовительной  к школе логопедической группы по обучению к грамоте. Учим букву Л. Звуки Л-Ль....

На Государственную кремлёвскую ёлку

Воспитывать понимания у детей заботы о них со стороны государства....