Конспект логопедического занятия "Предлоги". 6 класс.
план-конспект урока (6 класс) по теме

Корюкина Вера Вячеславовна

Конспект логопедического занятия с учениками 6 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида по теме "Предлоги".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

открытого логопедического занятия.

Тема:  «Предлоги» (6 класс).

Цели:  1.    Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

           2.    Уточнение значений существительных.

           3.    Уточнение значений прилагательных.

               4. Развитие и уточнение конкретно-пространственных значений предлогов.

           5. Преодоление аграмматизмов как в импрессивной, так и в экспрессивной речи учащихся.

Оборудование:

        Дидактические карточки с заданиями, карточки с предлогами, карточки с существительными, карточки с прилагательными, мяч.

Содержание занятия.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

        - Какую тему мы с Вами проходили?

        - Что такое предлог?

        - Как пишутся предлоги?

        - Для чего служат предлоги?

        - Как доказать, что это предлог?

3. Задание. Докажите, что в скобках написаны предлоги.

        Скучать (по) дому.

        Идти (в) лес.

        Задуматься (над) задачей.

        Сбиться (с) дороги.

        - Какое слово вы вставили?

        - Что это за часть речи? (прилагательное)

        - Что обозначает прилагательное?

        - На какой вопрос отвечает прилагательное?

4. Задание: Произнесите слово с предлогом, изменяя  окончания.

                        На

                        В

                        Из

                        Над

Со

Под

От

До

        - Слово «стол» какая часть речи? (сущ.)

        - Что обозначает имя существительное?

        - На какой вопрос отвечает существительное?

5. Задание: Произнесите слова с предлогом, изменяя                    окончания

                       Кисть

                         Яблоко

                        Крупа

                       Сахар

                         Груша

                     Чай

        - Какое слово здесь лишнее? Почему? (кисть)

        - Что такое кисть?

        - Какое значение имеет это слово?

6. Задание :  Придумайте словосочетание по этой схеме. Запишите их.

а) Учащимся раздаются карточки со словами (существительные, прилагательные в именительном падеже, предлоги).

б) Учащиеся сортируют, где предлог, где прилагательное, где существительное и раскладывают на парте.

в) Задание выполняется устно, а затем письменно в тетради.

младший       брат          плетеная       корзина         белое         облако     многоводная    река   над   по   с  в   на   под   из     около       через       у

7. Дидактическая игра. Придумайте:

    а)        - Предлоги с одной буквой.

        - Предлоги из двух букв.

        - Предлоги из трех букв.

    б)   - Придумайте и назовите словосочетание (сущ. + прил.) с этими предлогами.

8. Задание: Составьте словосочетание, выбирая подходящий предлог.

Приехал … Москвы, … Украины.

Работать … библиотеке, … заводе.

Упал … дерева, … дупла.

Вернулся … магазина, … вокзала.

9. Физкультминутка.

        а) Выполнение действий с предметами по указанию логопеда.

        - положите руки на стол

        - положите ручку в тетрадь

        - положите дневник в парту

        - положите ручку под тетрадь

        б) Построиться по указанию логопеда.

        - Тахир за Димой

        - Дима за Тахиром

        - Тахир перед Димой

        -  Тахир с Димой

        в) Присядьте столько раз, сколько предлогов услышите в предложении (отрывок из стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе»).

        Скачет сито по полям,

        а корыто по лугам.

          За лопатою метла,

        вдоль по улице пошла.

        Топоры-то, топоры

        так и сыплются с горы.

        Вот и чайник за кофейником бежит,

        тараторит, тараторит, дребезжит…

        Утюги бегут, покрякивают,

        через лужи, через лужи перескакивают.

10. Графический диктант

  1. Самолет летит над морем.  
  2. У лесного ручья рос гриб.  
  3. В углу за диваном жил щенок.
  4. Пчелы летают с яблони на яблоню.

Работа в тетради. Цель: проверить навык раздельного написания предлогов с

существительными.

        - Как пишутся предлоги?

        - Как пишется предложение?

- Что ставится в конце предложения?

        - Сколько слов в предложении?

        

11. Задание: Прочитайте загадку. Выпишите только  предлоги.

Дом открыт со всех сторон.

В доме – тысячи колонн.                   а) отгадка - лес

Над колоннами – шатры.                   б) работа в тетради – выписать

Под колоннами – ковры.                        только предлоги  

          Тут живут и на коврах,

          И в колоннах и в шатрах.    

(В.Фетисов)

12. Прочитайте предложения. Назовите слово, стоящее между предлогом и существительным (прилагат.)

  1. В сосновом лесу растут лисички.
  2. Вечером мы вышли к незнакомой деревне.
  3. Птицы спасают урожай от вредных насекомых.
  4. Около заброшенного дома рос дуб.

13. Игра. Задание : Правда или шутка?

Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепешки.

Овечки в речке, караси у речки.

Под столом портрет, над столом табурет.

14. Игра «Наоборот» с перекидыванием мяча (назови противоположный предлог).

в школу – из школы,                              в сумку – из сумки

над окном - под окном                             над диваном – под диваном

перед уроком – после урока               перед боем – после боя

до города – от города                          до поворота – от поворота

к двери – от двери                               к дому – от дома

15. Подведение итогов занятия.

  29 января 2004 г., Корюкина В.В., на городском  методобъединении учителей-логопедов, дефектологов школ

Стол

С

Предлог

 +

Прилагательное

 +

Существительное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

Конспект логопедического занятия. Синонимы.3 класс

Конспект группового логопедичесго занятия для 3 класса по теме "Синонимы" с использованием ЭОР...

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звуки [п],[п\'].Буква П"

Цель  логопедического занятия в 1 классе: обучение дифференциации звуков [п]-[п\'] изолированно, в слогах, в словах, предложениях на слух и правильному обозначению их на письме.  Занятие вклю...

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация [д]-[д\']-[т]-[т\']"

С целью достижения коррекционно-развивающих задач на занятии используются различные виды упражнений: характеристика звуков занятия, дифференциация звуков, звуковой анализ, слоговой синтез, а также упр...

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация звуков с-ш""

Данный урок разработан для учащихся школы VIII вида....

Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»

Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим  диагнозом «Общее недоразвитие речи»Автор: учитель-лого...