Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»
план-конспект
Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»
Автор: учитель-логопед: Рыжикова Татьяна Владимировна
ГБДОУ №47 г.Санкт-Петербурга Фрунзенского района
Цель: Актуализация и обобщение знаний детей о времени года – осень.
Задачи:
-Совершенствование навыка образовывать относительные прилагательные;
-Развитие и совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
-Закрепление навыка понимать и употреблять сложные прилагательные;
-Совершенствование навыков словообразования и словоизменения;
-Совершенствование навыка согласования в речи прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
-Развитие навыка соотносить звук и букву;
-Развитие слогового анализа и синтеза;
-Развитие навыков чтения;
-Закрепление навыка длительного ротового выдоха, совершенствование артикуляторных движений, закрепление ранее поставленных звуков;
-Закрепление и обобщение знаний детей по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Осень. Деревья», «Грибы. Ягоды», «Перелетные птицы», "Насекомые",«Домашние животные», «Дикие животные».
-Развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, памяти, словесно-логического мышления, умения наблюдать и анализировать, сравнивать и сопоставлять.
-Развитие общей и тонкой моторики.
-Развитие интереса к играм с речевым содержанием.
-Совершенствование коммуникационных навыков, умения работать в коллективе, сообща выполнять задания; воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
-Развитие пантомимических движений, пластики.
Оборудование: презентация по лексическим темам, карточки со слогами, карточки с ребусами и индивидуальными заданиями, касса букв, загадки, кроссворд, карандаши, предметные картинки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_viktoriny_proshchanie_s_osenyu.docx | 121.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»
Автор: учитель-логопед: Рыжикова Татьяна Владимировна
ГБДОУ №47 г.Санкт-Петербурга Фрунзенского района
Цель: Актуализация и обобщение знаний детей о времени года – осень.
Задачи:
-Совершенствование навыка образовывать относительные прилагательные;
-Развитие и совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
-Закрепление навыка понимать и употреблять сложные прилагательные;
-Совершенствование навыков словообразования и словоизменения;
-Совершенствование навыка согласования в речи прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
-Развитие навыка соотносить звук и букву;
-Развитие слогового анализа и синтеза;
-Развитие навыков чтения;
-Закрепление навыка длительного ротового выдоха, совершенствование артикуляторных движений, закрепление ранее поставленных звуков;
-Закрепление и обобщение знаний детей по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Осень. Деревья», «Грибы. Ягоды», «Перелетные птицы», «Домашние животные», «Дикие животные».
-Развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, памяти, словесно-логического мышления, умения наблюдать и анализировать, сравнивать и сопоставлять.
-Развитие общей и тонкой моторики.
-Развитие интереса к играм с речевым содержанием.
-Совершенствование коммуникационных навыков, умения работать в коллективе, сообща выполнять задания; воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
-Развитие пантомимических движений, пластики.
Оборудование: презентация по лексическим темам, карточки со слогами, карточки с ребусами и индивидуальными заданиями, касса букв, загадки, кроссворд, карандаши.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята и наши гости! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы вместе поиграть и повеселиться. Кажется, совсем недавно мы собирались в этом зале, чтобы встретить осень, но вот приближается время с ней проститься.
По народному календарю 1 ноября (19 октября по старому стилю) – Иванов День. Проводы Осени, встреча зимы. В этот день встречали зиму и провожали осень. Наступали настоящие морозы. Было поверье, что баламутит на 1 ноября конюшенный домовой: гриву треплет, в косицы заплетает, на дыбы вставать жеребцов принуждает. Несмотря на то, что ноябрь – это последний месяц осени, погода уже может быть совсем зимней: морозы, снег. И, чтобы вы ребята не скучали, Осень на прощанье приглашает поиграть в веселые игры и конкурсы. В нашей викторине будут участвовать две команды: «Теремок» и «Колокольчики». В викторине 3 тура: «Природа», «Животный мир», «Человек. Здоровье». За правильные ответы наши члены жюри будут зачислять баллы.
/команды занимают места, знакомятся с правилами игры/приветствие /
Задания командам чередуются.
1 тур «Природа»
1-е задание «Какая осень?»
Мы встречали раннюю осень с урожаем фруктов, овощей, грибов и ягод, с разноцветными листьями, теплой погодой, а прощаемся с осенью поздней. Какая она? /команды поочередно дают ответы/ холодная, дождливая, хмурая, ветреная, …
2-е задание /электрон. игра/
/правильность ответа подтверждается предметной картинкой на экране/
Чтобы сохранить дары осени люди делают заготовки, и бабушка сварила варенья. Какое варенье получилось из малины? ….малиновое
Из черники, брусники, земляники, рябины, ежевики
3 –е задание /карточки с предметными картинками/см. приложение №1
«Составь слово по первым звукам в названии предметов»:
Тыква, Укроп, Чеснок, Апельсин –ТУЧА
Лук, Укроп, Желуди, Абрикос - ЛУЖА
Заяц, Облако, Нос, Тыква– ЗОНТ
Помидор, Лук, Апельсин, Щавель - ПЛАЩ
4-е задание «Отгадайте загадки о явлениях природы»:
/Правильность отгадки подтверждается тематической картинкой на экране/
\Радуга\ Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Появились на пути!...
В них ни въехать, ни войти.
\Ветер\ Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Слышишь его,
А не видишь его.
\Эхо\ Ты кричал – оно молчало,
Ты молчал – оно кричало.
\Река\ Течет, течет –
Не вытечет,
Бежит, бежит –
Не выбежит.
\Туча\ Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез.
\Дождь\ Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает?
5-е задание: «Сделай картинки одинаковыми» см. приложение №2
/Задание выполняется индивидуально/
2 тур «Животный мир»
Осенью, с наступлением холодов, прячутся насекомые, перелетные птицы улетают в теплые края, а животные готовят жилища и делают запасы.
1-е задание «Узнай животное по описанию» /правильность ответа подтверждается предметной картинкой на экране/
Она: длиннохвостая, остроухая, остромордая (тонконогая) - Лиса
Он: короткохвостый, короткошерстный, длинноухий (косоглазый) - Заяц
Он: Длиннохвостый, остроухий, остромордый (тонколапый) - Волк
Он: Короткохвостый, толстолапый, большеголовый (косолапый) – Медведь
2-е задание «Назовите детенышей домашних животных»- на экране возникает изображение домашнего животного, нужно назвать его и его детеныша / правильность ответа подтверждается предметной картинкой на экране/
3-задание «С какой буквы начнем писать?» на экране изображение перелетной птицы. Нужно назвать ее, определить первый звук в слове и найти соответствующую букву в кассе букв: Цапля, Кукушка, Аист, Грач, Утка, Ласточка.
4-задание «Собери слово» /правильность ответа подтверждается предметной картинкой на экране/
Ведущий в заданной последовательности произносит звуки: м,у,х,а; о,с,а; ж,у,к; к,о,м,а,р.
Веселая переменка: каждая команда получает карточку с изображением дикого животного /лиса,заяц/ и предлагается, не называя его с помощью характерных движений, мимики изобразить его.
3 тур «Человек.Здоровье»
1-е задание «Путаница» ребятам зачитывается предложение, и предлагается определить, что верно и что нужно исправить:
Деревья падают с листьев. Ярко светит туча.
Дует сильный ветер. Катины сапоги гуляли по лужам.
Куртка одела девочку. Идет холодный дождь.
2-е задание «Составь слово из слогов»
СЫ,ВО,ЛО – ВОЛОСЫ ВА,ГО,ЛО – ГОЛОВА
3-задание «Ребус» см.приложение №2
Порядок букв в слове нарушен, выставив буквы в порядке увеличения кружков, получить загаданное слово: АНОГ- НОГА АРУК – РУКА
4-задание «Составь новые слова» из букв слова АСКОРБИНКА составить новые слова /задание выполняется индивидуально/ сок, бок, кон, арка, банка, бант, кран, Ира, Арина, банка, кабина…
5-задание «Кроссворд» /команды поочередно отвечают на задания, при правильном ответе слово появляется в кроссворде на экране/
По горизонтали:
1. Удивительно, но чем холоднее становится, тем больше оно раздевается.
2. Массовый падёж листьев.
3. Мокрое место.
4. Осенние темные и дождливые облака.
По вертикали:
5. Одежда для пальцев.
6. Быстрое перемещение холодного воздуха.
7. Переносная осенняя крыша.
8. Ну как же нам не плакать, когда холодно и … (слово в рифму).
9. Верхняя одежда.
10. Небо плачет.
1. Дерево. 2. Листопад. 3. Лужа. 4. Тучи. 5. Перчатки. 6. Ветер. 7. Зонт. 8. Слякоть. 9. Пальто. 10. Дождь.
Осень прощается с нами и на память оставляет свои ароматные гостинцы.
Подведение итогов игры. Награждение.
Приложение№3
А Р У К
Приложение №2
Приложение №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного логопедического занятия "Путешествие в страну Звукляндию" для детей старшего дошкольного возраста
Материал представлен в виде конспекта интегрированного логопедического занятия по дифференциации звуков. В основу легли материалы М.Ф. Фомичевой...
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Голос и его свойства. Гигиена голоса».
Логопедическое занятие валеологической направленности, в котором интегрированы образовательные области "Развитие речи", "Коммуникация", "Здоровье", "Музыка", посвящено ознакомлению детей с образ...
Подгрупповое интегрированное логопедическое занятие с элементами театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет Тема: «Путешествие в сказочную страну Лапландию. Звук «Ш»
Подгрупповое интегрированное логопедическое занятия с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в сказочную страну Лапландию. Звук "Ш".Этап: автоматизация звука "Ш" в предложении....
Конспект логопедического развлечения по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР, ЗПР, нарушение зрения).
Помимо занятий, в детском доме проводим различные мероприятия. Например, логопедические развлечения. Данный конспект развлечения из серии развлечений, посвященной развитию фонематических процессов у д...
Логопедические пятиминутки по недельным лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста
_______, ______-я неделя. (месяц) Тема: «Детский сад. Игрушки».Словарь. Существительные: мяч, кукла, кубики, мишка, машина, собачка, пирам...
Эколого-логопедический досуг, с применением технологии биоэнергопластики для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопункт, «Краски осеннего леса»
Экологическое воспитание в ДОО тесно переплетается с изучение определённой лексической темы. Досуг разработан как итоговое занятие по лексической теме "Осень" для детей старшей группы п...
ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Статья посвящена проблеме фонематического восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Эта тема особенно актуальна среди детей старшего дошкольного возраста. Авторами проанализирован...