Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»
план-конспект

Рыжикова Татьяна Владимировна

Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим  диагнозом «Общее недоразвитие речи»

Автор: учитель-логопед: Рыжикова Татьяна Владимировна

                             ГБДОУ №47  г.Санкт-Петербурга Фрунзенского района

 

Цель: Актуализация и обобщение знаний детей о времени года – осень.

Задачи:

-Совершенствование навыка образовывать относительные прилагательные;

-Развитие и совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;

-Закрепление навыка понимать и употреблять сложные прилагательные;

-Совершенствование навыков словообразования и словоизменения;

-Совершенствование навыка согласования в речи прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

-Развитие навыка соотносить звук и букву;

-Развитие слогового анализа и синтеза;

-Развитие навыков чтения;

-Закрепление навыка длительного ротового выдоха, совершенствование артикуляторных движений, закрепление ранее поставленных звуков;

акрепление и обобщение знаний детей по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Осень. Деревья», «Грибы. Ягоды», «Перелетные птицы», "Насекомые",«Домашние животные», «Дикие животные».

-Развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, памяти, словесно-логического мышления, умения наблюдать и анализировать, сравнивать и сопоставлять.

-Развитие общей и тонкой моторики.

-Развитие интереса к играм с речевым содержанием.

-Совершенствование коммуникационных навыков, умения работать в коллективе, сообща выполнять задания; воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

 -Развитие пантомимических движений, пластики.

 

Оборудование: презентация по лексическим темам, карточки со слогами, карточки с ребусами и индивидуальными заданиями, касса букв, загадки, кроссворд, карандаши, предметные картинки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_viktoriny_proshchanie_s_osenyu.docx121.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим  диагнозом «Общее недоразвитие речи»

Автор: учитель-логопед: Рыжикова Татьяна Владимировна

                             ГБДОУ №47  г.Санкт-Петербурга Фрунзенского района

Цель: Актуализация и обобщение знаний детей о времени года – осень.

Задачи:

-Совершенствование навыка образовывать относительные прилагательные;

-Развитие и совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;

-Закрепление навыка понимать и употреблять сложные прилагательные;

-Совершенствование навыков словообразования и словоизменения;

-Совершенствование навыка согласования в речи прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

-Развитие навыка соотносить звук и букву;

-Развитие слогового анализа и синтеза;

-Развитие навыков чтения;

-Закрепление навыка длительного ротового выдоха, совершенствование артикуляторных движений, закрепление ранее поставленных звуков;

акрепление и обобщение знаний детей по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Осень. Деревья», «Грибы. Ягоды», «Перелетные птицы», «Домашние животные», «Дикие животные».

-Развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, памяти, словесно-логического мышления, умения наблюдать и анализировать, сравнивать и сопоставлять.

-Развитие общей и тонкой моторики.

-Развитие интереса к играм с речевым содержанием.

-Совершенствование коммуникационных навыков, умения работать в коллективе, сообща выполнять задания; воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

 -Развитие пантомимических движений, пластики.

Оборудование: презентация по лексическим темам, карточки со слогами, карточки с ребусами и индивидуальными заданиями, касса букв, загадки, кроссворд, карандаши.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята и наши гости! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы вместе поиграть и повеселиться. Кажется, совсем недавно мы собирались в этом зале, чтобы встретить осень, но вот приближается время с ней проститься.

По народному календарю 1 ноября (19 октября по старому стилю) – Иванов День. Проводы Осени, встреча зимы. В этот день встречали зиму и провожали осень. Наступали настоящие морозы. Было поверье, что баламутит на 1 ноября конюшенный домовой: гриву треплет, в косицы заплетает, на дыбы вставать жеребцов принуждает. Несмотря на то, что ноябрь – это последний месяц осени, погода уже может быть совсем зимней: морозы, снег. И, чтобы вы ребята не скучали, Осень на прощанье приглашает поиграть в веселые игры и конкурсы. В нашей викторине будут участвовать две команды: «Теремок» и «Колокольчики». В викторине  3 тура: «Природа», «Животный мир», «Человек. Здоровье». За правильные ответы наши члены жюри будут зачислять баллы.

/команды занимают места, знакомятся с правилами игры/приветствие /

Задания командам чередуются.

1 тур «Природа»

1-е задание «Какая осень?»

Мы встречали раннюю осень с урожаем  фруктов, овощей, грибов и ягод, с разноцветными листьями, теплой погодой, а прощаемся с осенью поздней. Какая она? /команды поочередно дают ответы/ холодная, дождливая, хмурая, ветреная, …

2-е задание /электрон. игра/

 /правильность ответа подтверждается предметной картинкой на экране/

Чтобы сохранить дары осени люди делают заготовки, и  бабушка сварила варенья. Какое варенье получилось из малины? ….малиновое

Из черники, брусники, земляники, рябины, ежевики

3 –е задание /карточки с предметными картинками/см. приложение №1

«Составь слово по первым звукам в названии предметов»:

Тыква, Укроп, Чеснок, Апельсин –ТУЧА

Лук, Укроп, Желуди, Абрикос - ЛУЖА

Заяц, Облако, Нос, Тыква– ЗОНТ

Помидор, Лук, Апельсин, Щавель - ПЛАЩ

4-е задание «Отгадайте загадки о явлениях природы»:

/Правильность отгадки подтверждается тематической картинкой на экране/

\Радуга\               Что за чудо-красота!

                             Расписные ворота

                            Появились на пути!...

                            В них ни въехать, ни войти.

\Ветер\                    Летит, рычит,

                                 Ветки ломает,

                                 Пыль поднимает,

                                 Слышишь его,

                                 А не видишь его.

\Эхо\                Ты кричал – оно молчало,

                         Ты молчал – оно кричало.

\Река\                     Течет, течет –

                               Не вытечет,

                               Бежит, бежит –

                               Не выбежит.

\Туча\           Надо мною, над тобою

                     Пролетел мешок с водою,

                     Наскочил на дальний лес,

                     Прохудился и исчез.

\Дождь\             Кто всю ночь по крыше бьет

                           Да постукивает,

                          И бормочет, и поет,

                           Убаюкивает?

5-е задание: «Сделай картинки одинаковыми» см. приложение  №2

/Задание выполняется индивидуально/

2 тур  «Животный мир»

Осенью, с наступлением холодов, прячутся насекомые, перелетные птицы улетают в теплые края, а животные готовят жилища и делают запасы.

1-е задание «Узнай животное по описанию» /правильность ответа подтверждается предметной картинкой на экране/

Она: длиннохвостая, остроухая, остромордая (тонконогая)  - Лиса

Он: короткохвостый, короткошерстный, длинноухий (косоглазый) - Заяц

 Он: Длиннохвостый, остроухий, остромордый (тонколапый) - Волк

Он: Короткохвостый, толстолапый, большеголовый  (косолапый) – Медведь

2-е задание «Назовите детенышей домашних животных»- на экране возникает изображение домашнего животного, нужно назвать его и его детеныша / правильность ответа подтверждается предметной картинкой на экране/

3-задание «С какой буквы начнем писать?» на экране изображение перелетной птицы. Нужно назвать ее, определить первый звук в слове и найти соответствующую букву в кассе букв: Цапля, Кукушка, Аист, Грач, Утка, Ласточка.

4-задание «Собери слово» /правильность ответа подтверждается предметной картинкой на экране/

 Ведущий в заданной последовательности произносит звуки: м,у,х,а;   о,с,а;   ж,у,к;   к,о,м,а,р.

Веселая переменка: каждая команда получает карточку с изображением дикого животного /лиса,заяц/ и предлагается, не называя его с помощью характерных движений, мимики изобразить его.

3 тур «Человек.Здоровье»

1-е задание «Путаница» ребятам зачитывается предложение, и предлагается определить, что верно и что нужно исправить:

Деревья падают с листьев.                                Ярко светит туча.

Дует сильный ветер.                                          Катины сапоги гуляли по лужам.

Куртка одела девочку.                                       Идет холодный дождь.

2-е задание «Составь слово из слогов»

СЫ,ВО,ЛО – ВОЛОСЫ                                          ВА,ГО,ЛО – ГОЛОВА

3-задание «Ребус» см.приложение №2

Порядок букв в слове нарушен, выставив буквы в порядке увеличения кружков, получить загаданное слово: АНОГ- НОГА   АРУК – РУКА

4-задание «Составь новые слова»  из букв слова АСКОРБИНКА составить новые слова /задание выполняется индивидуально/  сок, бок, кон, арка, банка, бант, кран, Ира, Арина, банка, кабина…

5-задание «Кроссворд» /команды поочередно отвечают на задания, при правильном ответе слово появляется в кроссворде на экране/

По горизонтали:
1. Удивительно, но чем холоднее становится, тем больше оно раздевается.
2. Массовый падёж листьев.
3. Мокрое место.
4. Осенние темные и дождливые облака.

По вертикали:
5. Одежда для пальцев.
6. Быстрое перемещение холодного воздуха.
7. Переносная осенняя крыша.
8. Ну как же нам не плакать, когда холодно и … (слово в рифму).
9. Верхняя одежда.
10. Небо плачет.

1. Дерево. 2. Листопад. 3. Лужа. 4. Тучи. 5. Перчатки. 6. Ветер. 7. Зонт. 8. Слякоть. 9. Пальто. 10. Дождь.

Осень прощается с нами и на память оставляет свои ароматные гостинцы.

Подведение итогов игры. Награждение.

Приложение№3

А    Р   У     К    

        

Приложение №2

C:\Users\802332\Downloads\Сделай картинки одинаковыми.jpg

Приложение №1

C:\Users\802332\Downloads\туча.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия "Путешествие в страну Звукляндию" для детей старшего дошкольного возраста

Материал представлен в виде конспекта интегрированного логопедического занятия по дифференциации звуков. В основу легли материалы М.Ф. Фомичевой...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Голос и его свойства. Гигиена голоса».

Логопедическое занятие валеологической направленности, в котором интегрированы образовательные области "Развитие речи", "Коммуникация",  "Здоровье", "Музыка", посвящено ознакомлению детей с образ...

Подгрупповое интегрированное логопедическое занятие с элементами театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет Тема: «Путешествие в сказочную страну Лапландию. Звук «Ш»

Подгрупповое интегрированное логопедическое занятия с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в сказочную страну Лапландию. Звук "Ш".Этап: автоматизация звука "Ш" в предложении....

Конспект логопедического развлечения по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР, ЗПР, нарушение зрения).

Помимо занятий, в детском доме проводим различные мероприятия. Например, логопедические развлечения. Данный конспект развлечения из серии развлечений, посвященной развитию фонематических процессов у д...

Логопедические пятиминутки по недельным лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста

_______,  ______-я неделя.            (месяц) Тема: «Детский сад. Игрушки».Словарь. Существительные: мяч, кукла, кубики, мишка, машина, собачка, пирам...

Эколого-логопедический досуг, с применением технологии биоэнергопластики для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопункт, «Краски осеннего леса»

Экологическое воспитание в ДОО тесно переплетается с изучение определённой лексической темы. Досуг разработан как итоговое занятие по лексической теме "Осень" для детей старшей группы п...

ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Статья посвящена проблеме фонематического восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Эта тема особенно актуальна среди детей старшего дошкольного возраста. Авторами проанализирован...