Конспект логопедического занятия. Синонимы.3 класс
план-конспект на тему
Конспект группового логопедичесго занятия для 3 класса по теме "Синонимы" с использованием ЭОР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_moego_uroka.docx | 25.47 КБ |
prezentaciya1.pptx | 2.77 МБ |
kartochki.docx | 16.3 КБ |
prilozhenie_stihotvorenie.docx | 13.63 КБ |
kompleks_no1.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия для 3-го класса.
Тема: Логопедическая – лексико-грамматические категории. Синонимы. Грамматическая – закрепление знаний о частях речи: существительном, прилагательном и глаголе.
Цель: Учить детей подбирать подходящие по смыслу синонимы. Закрепить знания о частях речи.
Задачи:
Коррекционно – развивающие:
- Актуализировать и расширить знания детей о синонимах;
- Развивать навыки связного высказывания;
- Развивать слухоречевую память;
- Развивать эмоциональное восприятие нового материала;
- Учить видеть оттенки значений слов;
- Учить дифференцировать понятия на основе выделения их существенных признаков;
- Развивать пространственное ориентирование;
- Обогащать словарный запас;
- Формировать навык самостоятельного построения умозаключений;
- Развивать слуховое и зрительное внимание;
- Развивать межполушарное взаимодействие.
Образовательные:
- Активизировать знания учащихся в области лексикологии, познакомить учащихся с синонимами как лексической группой слов;
- Формировать умения находить синонимы в тексте, самостоятельно подбирать синонимы к словам, составлять синонимический ряд, правильно употреблять синонимы в речи;
- Закрепить знания о частях речи.
Воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес к обучению;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку, к родной культуре, интерес к изучению русского языка;
- Развивать умение работать в команде;
- Формировать самоконтроль, самооценку учащихся;
- Воспитывать трудолюбие;
- Прививать навыки коллективной и индивидуальной работы;
- Воспитывать умение слушать и слышать обращенную речь.
Оборудование: презентационный материал, карточки-лото «синонимы», компьютер, проектор, экран, карточки со стихотворениями, раздаточный материал (диски).
Ход урока:
- Организационный момент.
Л: «Подружили» свои спинки со спинками стульев, ножки - с полом, глазки - с моими глазами. Сосредоточились и готовы слушать и отвечать».
- Введение в тему урока.
Л: Ребята! Есть в русском языке слова- друзья .Сегодня мы познакомимся с ними. Помогут нам герои книги Н. Носова «Приключение Незнайки». Мы совершим путешествие в школу Цветочного города на улицу Друзей. (Слайд 1.) Коротышки, живущие на улице Друзей очень дружат со словами - друзьями. Как - то у меня некрасиво получилось. Скорей за помощью в Цветочный город! Что-то не получается……(Слайд 2). Ой! А где же все?
Незнайка: «Не сердитесь на нас, что мы опоздали».
Появляется Гусля: «Не обижайтесь».
Появляется Пончик: «Не дуйтесь».
«Нас все потеряли, а мы были рядом», сообщил Незнайка.
«Недалеко», подтвердил Гусля.
«Близко», прошептал Пончик.
(слайд 3)
«Немедленно на урок! Быстро в Цветочный город!» произнес Знайка.
Л: Чтобы узнать с какими словами нас хотят познакомить коротышки, надо вспомнить что они произнесли. (слайд 4). Слова Знайка спрятал в кроссворд, разгадав его, мы узнаем тему урока.
- Знакомство учащихся с синонимами как лексической группой слов.
Л: Какие слова называются синонимами? (Ответы детей)
(Слайд 5) Дети зачитывают определение слов-синонимов.
- Формирование умения находить синонимы в тексте, самостоятельно подбирать синонимы к словам, составлять синонимический ряд, правильно употреблять синонимы в речи;
(Слайд 6).
Л: кто это ребята? (Дети читают: поэт, стихотворец, певец). К какой части речи относятся все эти слова? Могут ли синонимы быть другими частями речи? (Дети отвечают).
Л: Цветик приготовил для вас стихотворения, в которых есть слова-друзья разных частей речи. Попробуйте их найти. (Дети зачитывают по очереди текст, называют найденные синонимы, уточняют часть речи)
Л: Друзья, какой вывод мы можем сделать? (Дети уточняют, что синонимы могут быть разными частями речи).
Л: Теперь мы попробуем вместе с Цветиком сочинять стихи, подобрав правильную рифму в виде синонима и назвав часть речи. (Дети выполняют задание)
Л: А вот и новый герой спешит к нам. Кто же это? (Слайд 7) (Дети читают: способный, талантливый, одаренный, гениальный). К какой части речи относятся все эти слова?
Л: Тюбик приглашает нас к себе на выставку «Слов друзей» (Слайд 8) А давайте попробуем подобрать слово-синоним к каждой картинке. (Дети подбирают синонимы).
Л: Почему картинки карандаша, ели и ромашки исчезли с выставки? Какой вывод мы можем сделать? (дети делают вывод, что не ко всем словам можно подобрать синонимы).
Л: Смотрите, а это кто? (Слайд 9) (Кинезиология под музыку).
Л: (Слайд 10) Вы улыбнулись? Вы засмеялись? Вы захохотали? Посмотрите! Синонимы отличаются так, как и улыбка на этих лицах. Слова обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употребления в речи.
Л: (Слайд 11). Снова Знайка к нам вернулся. Он очень любит заглядывать в словарь, и вам предлагает поработать с ним. Откройте страничку на закладке и прочитайте выделенное слово и все синонимы к нему. ( Работа со словарем) Только задумайтесь: всего одно слово и к нему столько можно подобрать слов – друзей, синонимов. А теперь сыграем со Знайкой в лото. (Детям раздаются карточки со словами. Логопед уточняет, все ли слова знакомы, затем зачитывает карточку – синоним и раздает детям).
Л: Пора нам вспомнить и про наши тетради. Взяли, пожалуйста, орешки, положили их между ладонями, правя ладонь вверху. (круговые движения).
«Прилетела птичка, всем дала яичко.
Птичка - невеличка, не роняй, яичко! (перевернули ладони).
Разобьешь скорлупку – вылетит голубка!»
(Слайд12) Л: Открываем тетради, записываем число. Посмотрите, дети, на экран. Прочитайте и составьте пары слов-синонимов. Запишите их в тетрадь.
(Слайд 13). Л: А вот и Незнайка! Он пытался составить правило. Получилось не очень красиво. Подберите слова-синонимы, чтобы правило зазвучало. Что получилось? Давайте его запишем. (Слайд 14)
- Итог занятия.
Л: Вот и подходит к концу наше путешествие. Кто может сказать, как называются слова-друзья ,с которыми нас знакомили коротышки? Что это за слова? Какими частями речи они могут быть? (Слайд15) Что понравилось? А Коротышки приготовили в подарок диск с уроками радионяни. Прилежному (Имя)….старательной (Имя)……… трудолюбивой (Имя)…….
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГУСЛЯ НЕЗНАЙКА ПОНЧИК
…!!!
С Е Р Д И Т Ь С Я О Б И Ж А Т Ь С Я Н А Д У Т Ь С Я Р Я Д О М Н Е Д А Л Е К О Б Л И З К О Н Е М Е Д Л Е Н Н О Б Ы С Т Р О С Е Р Д И Т Ь С Я О Б И Ж А Т Ь С Я Н А Д У Т Ь С Я Р Я Д О М Н Е Д А Л Е К О Б Л И З К О Н Е М Е Д Л Е Н Н О Б Ы С Т Р О
Что такое синонимы? - это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению . Для чего используют синонимы в речи? Благодаря их использованию речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.
ПОЭТ СТИХОТВОРЕЦ ПЕВЕЦ
Я поэт, зовусь я Цветик, От меня вам всем приветик! Сочинять стихи я рад, И не надо мне наград Я поэт, зовусь я Цветик, От меня вам всем приветик! Сочинять стихи я рад, И не надо мне (призов)
Знайка очень умный парень. Хочет все на свете знать. Книги часто он читает, Любит все он узнавать Знайка очень умный парень. Хочет все на свете знать. Книги часто он читает, Любит все он (выведывать)
Тюбик мастер. Тюбик скромник. Книги часто он читает, Настоящий он художник Тюбик мастер. Тюбик скромник. Книги часто он читает, Настоящий он ( живописец )
Он веселый, он смешной . Да, зовут его Незнайка . С очень доброй головой. Он веселый, он (забавный). Ну-ка, имя угадайка!?
ТАЛАНТЛИВЫЙ СПОСОБНЫЙ ОДАРЕННЫЙ ГЕНИАЛЬНЫЙ
Выставка
Музыкант - ГУСЛЯ
1+2 = 3 2+2 = ? А Б С 12 89 23 56 4 А 2 =С 2 +Б 2 2+3 = 5 Полет на луну?
ШАЛУН ЧЕСТНЫЙ ТОВАРИЩ ВОЛШЕБНИК ДРУЖНО ДРУГ ОЗОРНИК ЧАРОДЕЙ ДОБРОСОВЕСТНЫЙ СЛАЖЕННО
Д ети! Чтите товарища c товарищем! Слова для справок: друзья, уважать, друг.
Друзья! Уважайте друг друга!
Что такое синонимы? - это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению . Для чего используют синонимы в речи? Благодаря их использованию речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов. Синонимы могут быть разными частями речи.
ПЕРЕМЕНА!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
И. Токмакова
«Бураны, вьюги и метели-
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!»-
И речку в лед сковал без шума
В. Берестов.
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит дуб выносливый, значит закаленный.
И. Токмакова
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС №1
- Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
- Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произнося их вслух или про себя.
- Лезгинка. Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите – 6 - 8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
- Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
- Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
- Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
- Горизонтальная восьмерка.
1,2 неделя занятий. Упритесь языком во рту в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой , то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.
3,6 неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание),должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз « туда-обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».
7,8 неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев рук по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия 2 класс
Конспект логопедического занятия 2 класс Учитель-логопед МБОУ «Сапогогвская СОШ» Лубянова Наталья ГеннадьевнаТема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях».Цель и задачи:- закреп...
Конспект логопедического занятия в классах НОДА
Основной задачей данного конспекта показать виды работ учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата по специально оборудованным учебным зонам....
Конспект логопедического занятия (2 класс)
Конспект логопедического занятия (2 класс)Тема1. Общеобразовательная: «Имя существительное»2. Лексическая: «Школьные принадлежности»3. Грамматико-орфографическая: правопи...
Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...
Конспект логопедического занятия 1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах.
Конспект логопедического занятия1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах. Тема занятия: Дифференциация букв У и И в словах и ...
Индивидуальное логопедическое занятие "Синонимы, антонимы, омонимы"
Индивидуальное логопедическое занятие...