Программа логопедической работы в подготовительной логопедической группе (перспективный план)
календарно-тематическое планирование по теме
Работа с детьми, имеющими ОНР на втором году обучения (дошкольники 6-7 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_podg.gr_.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план коррекционно- педагогической работы в подготовительной к школе логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на 20___-____ уч.г.г.
Раздел 1. Повышение педагогического уровня
№ | Содержание работы | Сроки выполне-ния | Ответственные |
1 | Посещение проблемных групп, заседаний методических объединений, научно- практических конференций, семинаров | по плану | Учитель-логопед |
2 | Повышение квалификации на курсах при ИПК и ПРНО МО | по мере необходимости | Учитель-логопед |
3 | Изучение новинок методической литературы | еженедельно | Учитель-логопед |
4 | Изучение новинок периодических изданий. Изучение и внедрение передового педагогического опыта | еженедельно | Учитель-логопед |
Раздел 2. Коррекционно- педагогическая работа
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответствен ные |
1 2 3 4 | Психолого-педагогическое обследование (оформление документации, заполнение речевых карт, сбор анамнеза) Планирование работы (составление планов занятий, календарное планирование) Комплектование групп и подгрупп в зависимости от тяжести речевого недоразвития Основные задачи коррекционного обучения Цель: устранить речевой дефект детей и предупредить возможные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием. Продолжать развитие связной речи детей (монологической и диалогической) на основе уточнения и расширения словарного запаса, совершенствования грамматического строя речи, практического овладения сложными формами словоизменения и способами словообразования. Задачи: - помочь детям в практическом усвоении лексических и грамматических средств языка; - формировать правильное произношение (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия); - подвести детей к обучению грамоте, помочь овладеть ее элементами; - развивать навыки связной речи. Принципы построения занятий 1. Принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка. 2. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи. 3. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов. Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в разных видах деятельности. Основная форма коррекционного обучения: логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. В I период обучения (сентябрь - ноябрь) проводится 3 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию произношения. Во II период (декабрь - март) проводится 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию произношения и 1 занятие по обучению грамоте. В III период (апрель - май) про водится 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматического строя, 1 - по формированию произношения, 2 - по обучению грамоте. Содержание. Структурировано в соответствии с тремя периодами обучения и реализуется в ходе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Фронтальные логопедические занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи разделяются на следующие типы. 1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи: Основные задачи занятий этого типа: развитие понимания речи; уточнение и расширение словарного запаса; формирование обобщающих понятий; практических навыков словообразования и словоизменения; выработка умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксически структур. обучение детей самостоятельному высказыванию работа над пересказом, составлением рассказов по предметной картинке, по серии картин, по демонстрации действий и т д 2. Занятия по формированию звуковой стороны речи. Основные задачи: -формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; -выработка навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры; - контроль за внятностью и выразительностью речи; 3. Занятия по развитию связной речи. -обучение самостоятельной монологической и диалогической речи 4. Занятия по обучению грамоте. Основная задачи - усвоение элементарных навыков звукового анализа и синтеза, обучение детей чтению. Учет требований общей и специальной дошкольной педагогики при проведении занятий, который выполняет логопед при проведении занятий: определяет тему и цель занятия; выделяет предметный и глагольный словарь, словарь признаков, который дети должны усвоить в активной речи; отбирает лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление речевого материала); обозначает основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, а также сформулировав цель каждого этапа; подчеркивает наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала; обеспечивает постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности; включает в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей; учитывает при отборе программного материала зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения; предусматривает приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность; I период обучения: сентябрь - ноябрь. Содержание коррекционного обучения: развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слова; подготовку к овладению диалогической формой общения; практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-, у- и т п) усвоение притяжательных местоимений мой- моя в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах; усвоение и практическое употребление сложных слов, согласование существительных с числительными, практическое употребление этих оборотов в речи, овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке по моделям: им. п. суш. + согласованный глагол + прямое дополнение; им. п. сущ. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах; усвоение навыка составления короткого рассказа. Лексические темы на закрепление (отрабатывается на коррекционных часах ): «Помещение детского сада», «Игрушки», «Части тела и лица. Умывальные принадлежности», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Осень. Перелетные птицы», «Овощи, фрукты». «Ягоды» II период обучения - декабрь - март. Содержание занятий: уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями; практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания (лимонный, яблочный), растениям (дубовый, березовый), различным материалам (кирпичный, каменный и т.д.); - различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам: какой? какая? какое?; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе; упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов (лежи - лежит - лежу), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного и множественного числа; употребление предлогов (на, под, в, из), обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации); закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путем введения однородных членов, - составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов. Лексические темы на закрепление (отрабатывается на коррекционных часах): «Продукты питания», «Посуда», «Дом. Квартира. Мебель.», «Наш город», «Домашние и дикие животные и их детеныши», «Домашние птицы и их птенцы», «Новый год», «Зима», «Транспорт», «Профессии», «Комнатные растения», «Восьмое марта. Женский день», «Весна. Первоцветы». III период: апрель - июнь Содержание занятий: закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (выехал - подьехал - съехал и т.п.); закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ав, -ин, -ев, -ан, -ян); образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных (волчий, лисий); образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов -еньк, -оньк; усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами (добрый - злой, высокий - низкий и т.п.); уточнение значений обобщающих слов; формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (с основой на мягкий и твердый согласный звук); расширение значения предлогов: к (употребление в дательном падеже), от (родительном), с, со (винительном и творительном) умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи (два - три - четыре); умение выделять предлог как отдельное служебное слово; развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий; закрепление навыка составления рассказов по картинке и серии картинок с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа); составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. Лексические темы (на закрепление): «Водоемы. Обитатели водоемов. Рыбы», «Поле. Луг. Цветы», «Лес. Деревья. Кусты», «Цветы. Грибы», «Насекомые. Земноводные», «Сад- огород», повторение всех ранее пройденных тем. Индивидуальные занятия с детьми Основная задача индивидуальных логопедических занятий первоначальное формирование звуковой стороны речи, что включает в себя: комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия. | с 1 по 15 сентября сентябрь-май с 15 по 25 сентября В течение учебного года В течение учебного года В течение учебного года В течение учебного года | Учитель-логопед Учитель-логопед Воспитатели Учитель-логопед Воспитатели Учитель-логопед Воспитатели Учитель-логопед Воспитатели Учитель-логопед Учитель-логопед Воспитатели |
Раздел 3. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственные |
1 | Обсуждение сетки занятий | сентябрь | Учитель-логопед, старший воспитатель |
2 | Обсуждение проведения коррекционных часов | сентябрь-октябрь | Учитель-логопед Воспитатели |
3 | Составление плана работы по развитию у детей ВПФ на логопедических и общеразвивающих занятиях | сентябрь-ноябрь | Учитель-логопед Воспитатели |
4 | Осуществление деятельностного подхода в коррекции речевого дефекта у детей | в течение года | Учитель-логопед Воспитатели |
Раздел 4 . Работа с родителями
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственные |
1 | Выступление на родительских собраниях | 1 раз в квартал | Учитель-логопед Воспитатели |
2 | Проведение индивидуальных консультаций для родителей | еженедельно | Учитель-логопед |
3 | Проведение бесед, семинаров, тренингов, анкетирования | по плану | Учитель-логопед |
4 | Проведение открытых занятий, дней открытых дверей | по плану | Учитель-логопед Воспитатели |
Раздел 5. Связь со специалистами
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственные |
1 | Направление детей к психоневрологу, невропатологу детской поликлиники для установления уточненного диагноза (в трудных случаях) | По мере необходи- мости | Учитель-логопед |
2 | Направление детей к логопеду ЦРБ |
3 | Направление детей к психологу ДОУ, МОУ СОШ |
4 | Направление детей к педиатру, ЛОР-врачу |
5 | Участие в заседаниях психолого-медико-педагогическом консилиума | По графику | Учитель-логопед |
Раздел 6. Пополнение кабинета. Методическая работа
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответствен ные |
1 | Обновление раздаточного материала, игр, пособий | 2 раза в месяц | Учитель-логопед |
2 | Паспортизация кабинета | 1-2 раза в месяц | Учитель-логопед |
3 | Оформление накопительного материала в папку | В течение года | Учитель-логопед |
Раздел 7. Преемственность со школой
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответствен- ные |
1 | Взаимное посещение уроков в начальной школе и занятий в детском саду | 1 раз в квартал | Учитель-логопед |
2 | Консультации для учителей начальных классов по проблемам развития письменной речи детей и специфических нарушениях письменной речи (дислексия, дисграфия) | 1 раз в квартал | Учитель-логопед |
3 | Совместное обследование с школьным психологом уровня подготовки детей к школьному обучению | апрель-май | Учитель-логопед |
Раздел 8. Логопропаганда
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответ-ствен- ные |
1 | Оформление уголков для родителей в группах младшего и среднего возраста (пропедевтика речевых нарушений) | 1 раз в квартал | Учитель-логопед |
2 | Оформление ширмы-раскладушки для родителей с домашними заданиями | 1 раз в неделю | Учитель-логопед |
3 | Консультирование родителей детей из МДОУ № 31,28; домашних детей | по мере необходимости | Учитель-логопед |
Учитель-логопед ____________ Матвеева Ю.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...
Интегрированное логопедическое занятие на тему "Я люблю свой город" (подготовительная логопедическая группа с ОНР)
Любовь к Родине - чувство , проверенное веками. Каждый человек испытывает чувство привязанности к месту, где он родился, к дому , в котором он живёт, к людям, с их обычаями и традициями, к приро...
Годовой план работы в подготовительной логопедической группе на 2013-2014 учебный год.
Годовой план работы в подготовительной логопедической группе на 2013-2014 учебный год.Разделы:1. Дагностическая работа.2. Коррекционно-развивающая работа.3. Работа с родителями и профилактическая рабо...
Конспект индивидуальной логопедической непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе Тема: Автоматизация звука [Р]. По дороге в Звукарию.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» города Будённовска Будённовского района» Конспект индивидуальной...
План интегрированных занятий специалистов ДОУ в подготовительной логопедической группе
План будет полезен специалистам ДОУ, работающих с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....
Индивидуальный план логопедической работы (НВОНР, подготовительная группа)
В данной публикации представлен вариант заполнения индивидуального плана логопедической работы для воспитанника подготовительной к школе группы с диагнозом НВОНР...
Рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
перспективное планирование, работа с родителями...
Комментарии
Авторы программы Г.В. Чиркина
Авторы программы Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева