Рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
рабочая программа на тему
перспективное планирование, работа с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie.docx | 63.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующая МКДОУ ДС № 60
г.о. Нальчик
_______________________ /Кашежева О.А./
«______» _________________2017 г.
Рабочая программа
по обучению грамоте
в подготовительной логопедической группе
учителя-логопеда
Суровцевой Юлии Николаевны
на 2017-2018 учебный год
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………….
Введение ………………………………………………………………….
Перспективное планирование ………………………………………….
План- программа взаимодействия с родителями …………………..
Список литературы ………………………………………………………
Пояснительная записка
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков ( что обеспечивает правильное проговаривание), значение зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и пр.
Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте уровень речевого развития ребенка выводит его на серьезный этап. Ребенок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письма). Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе.
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме готовности детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой показало, что в последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы.
Цель занятий: Обучение грамоте звуковым аналитико-синтетическим методом от простого к сложному; коррекция нарушений устной речи; предупреждение нарушений письменной речи.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
- Развивать у детей фонематические процессы, формировать ориентировку в звуковой системе языка.
- Обучать звукобуквенному анализу слов.
- Обучать детей плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями.
- Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности ребенка на основе общения.
- Развитие грамматического строя речи.
- Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
- Развитие координации движений с речью.
Основной принцип работы.
В основе программы лежат следующие принципы:
- Принцип научного подхода – подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
- Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику;
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
- Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
- Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.
- Принцип сочетание игровых и учебных видов деятельности. Постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности.
- Принцип комплексности. Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других.
Законодательное и научно – методическое обеспечение программы.
- Закон РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» с изменениями и дополнениями (действующая редакция от 01.12.2012);
- Конвенция о правах ребенка 20.11.1989 г.;
- Образовательная программа МКДОУ ДС № 60
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 г.
Данная программа предназначена для коррекционного обучения детей шестилетнего возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. В группе для детей с нарушением речи проводятся групповые занятия 2 раза в неделю по развитию речи и 2 по подготовке к обучению грамоте. Индивидуальная работа с детьми проводится ежедневно.
Ожидаемый результат:
Ребенок должен:
- Знать термины (звук, буква, слог, слово, предложение, гласные, согласные – твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- совершенствовать фонематическое восприятие;
- овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи;
- иметь первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
- иметь первичные навыки послогового чтения;
- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания букв, слогов, слов в пределах программы;
- иметь достаточно развитые графо-моторные навыки;
- уметь пользоваться магнитной доской, разрезной азбукой, звуковыми линейками, наборным полотном;
- быть психологически подготовленным к школьному обучению.
Введение
Данная программа основывается на основе образовательной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой и др., и подготовке к обучению грамоте с учетом пособий различных авторов: Новотворцовой Н.В., Каше Г.А., Агранович З.Е., .Ф. Марцинкевич, О.Н.Лиманской, Третьяковой Т.С., Тумаковой Г.А. и др.
Данная программа дает возможность через систему педагогических мероприятий приблизить ребенка к уровню развития, которому соответствуют дети, поступающие в школу.
Материал, предлагаемый в программе, расположен с постепенным усложнением, с повторениями.
Каждое занятие, включает задачи направленные на развитие:
- Фонематического восприятия;
- Навыков звукового анализа;
- Произвольной ассоциативной памяти (зрительной, слуховой, моторной).
- Произвольного и непроизвольного внимания.
- Повышения культуры мышления (умение анализировать, обобщать, сравнивать).
- Творческого воображения.
- Формирование позитивной мотивации к обучению грамоте.
- Мелкой моторики рук.
Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах. Определяет место звука в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук. Дети знакомятся с материализованными моделями слов – схемами.
При подготовке к овладению грамотой важен весь процесс речевого развития дошкольников в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, сформированность фонематических процессов и развитие мелкой моторики, зрительно – двигательной координации и пространственной ориентировки. Это основные критерии готовности ребенка к овладению грамотой.
При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте выделены следующие направления работы:
– комплексное развитие всех компонентов устной речи: формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматический строй речи, связной речи;
– подготовка к обучению грамоте:
a) Дать представления о предложении (без грамматического определения).
б) Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
в) Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
г) Учить составлять слова из слогов (устно).
д) Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Наряду с основной программой для МКДОУ используются программы коррекционного обучения для детей с нарушениями речи, по которым ведётся работа в нашем детском саду в логопедической группе:
- «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
- «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
- «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищева Н. В.
Работа охватывает все стороны речевого развития, предусматривает подготовку руки дошкольника к письму. Правильно построенная коррекционная работа способствуют повышению уровня готовности.
Обучение грамоте включает несколько этапов:
- подготовительный этап - подготовка к звуковому анализу слова;
- основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Подготовительный этап обучения
На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом).
Задачи этапа.
1. Сформировать у детей действия протягивания, пропевания звука в слове.
2. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении.
3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов.
Учить различать их на слух.
4. Введение терминов "звук" и "слово".
5. Научить называть слова с заданным звуком.
6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.
Основной этап
Методика формирования элементарных навыков чтения и письма делится на 4 раздела.
- Знакомство со звуками и буквами русского языка.
- Развитие звукобуквенного анализа слова.
- Обучение чтению.
- Формирование первоначальных навыков письма.
1 раздел. Знакомство со звуками и буквами русского языка.
Задачи.
1)Дать представление о звуках русского языка.
2)Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.
3)Показать детям связь звука с буквой.
4)Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.
Раздел 2. Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников
Задачи.
1)Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.
2)Учить детей определять позицию звука в слове.
3)Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки
4)Учить правильно, соотносить звуки и буквы.
Порядок звукобуквенного анализа слова:
- называние изолированного звука;
- дается характеристика звуку (гласный, твердый (мягкий) согласный);
- обозначение звука соответствующей фишкой;
- обозначение звука буквой;
- определение количества слогов.
Проведение звукобуквенного анализа слова для дошкольников – сложный процесс, поэтому формировать его нужно постепенно:
1. Сначала дети учатся определять, какой гласный (согласный) звук слышится в слове.
2. Затем учатся определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
Начинать звукобуквенный анализ следует начинать со слов, состоящих из 3-х звуков; затем переходить к словам состояших из 4-х звуков. После переходим к анализу слов из 5-ти и более звуков.
Раздел 3. Обучение чтению
Задачи.
1)Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями.
2)Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым).
3)Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.
4)Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного.
5. Научить самостоятельно, работать со схемой слова и предложения.
Раздел 4. Формирование первоначальных навыков письма
Задачи.
1)Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке.
2)Развитие мелкой моторики рук.
3)Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
Оптимальным средством развития первоначальных навыков письма являются альбомы с практическими заданиями, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т.д.).
Изучение готовности к овладению грамотой осуществляется путем проведения специальной методики Е. В. Колесниковой «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» и «Педагогической диагностики развития детей перед поступлением в школу» под редакцией Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой.
Для оценки результатов исследования состояния речи используется количественная и качественная обработка результатов.
Перспективное планирование
I период (сентябрь-ноябрь) | |||
Сроки проведения | тема | Задачи, цели занятия | Виды деятельности |
сентябрь | |||
3-я неделя | Гласные и согласные звуки. | Знакомство с гласными и согласными звуками; запись звука схемой; учить выражать эмоции мимикой; развитие речи в инсценировке | Игры и игровые приемы по развитию фонематического слуха. |
Звук [а], буква а | Характеристика, артикуляция звука (гласный). Познакомить детей со звуком [а] и буквами А, а; учить выделять звук из ряда других звуков и слов; учить печатать буквы А,а. | Графический диктант как средство формирования навыка ориентации на тетрадном листе в клетку. Выкладывание буквы из палочек, штриховка и прочее (О. Крупенчук «Учим буквы») Нахождение буквы А среди других букв. Печатание буквы А. | |
4-неделя | Звук [у], буква у | Характеристика, артикуляция звука (гласный). Учить выделять звук [у] из речи; познакомить с буквами У, у; развивать фонематический слух. Закреплять умение определять позицию звука У в слове (по предметным картинкам) | .Графический диктант как средство формирования навыка ориентации на тетрадном листе. Выкладывание буквы из палочек; штриховка и прочее (О. Крупенчук «Учим буквы») Нахождение буквы У среди других букв. Печатание буквы У. |
Звуки[а], [у], буквы А - У | Совершенствовать навык деления слов на слоги; развивать фонематический слух. Активизировать умение различать звуки А-У. Учим звуковому анализу и синтезу слов «ау», «уа». | Игра «Доскажи словечко». Нахождение буквы У - А среди других букв; учить выделять звуки из ряда гласных звуков; чтение и печатание слогов ау-уа | |
октябрь | |||
1-я неделя | Звук[о] , буква о | Характеристика, артикуляция звука (гласный).Познакомить детей со звуком [о] и буквами О, о; учить выделять звук из ряда других звуков и слов; | Игра «4-ый лишний» (знакомство с темой) Нахождение буквы О среди других букв. Печатание буквы О. (Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы») |
Звук [м], буква м | Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий); Познакомить с буквой М. Придумывание детьми слов с новым звуком. Определение позиции звука в словах. Познакомить со звуко – слоговой схемой слова. Звуковой анализ слова «мама». | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Выкладывание буквы из палочек. Нахождение буквы М среди других букв. Печатание буквы М. | |
2- неделя | Звуки М, Мь | Характеристика (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким). Активизировать умение различать звуки «М» - «Мь». | Игра «Измени слоги». Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы» |
Звук [х], буква х | Характеристика, артикуляция звука (согласный, глухой) Познакомить с буквой Х. Закрепить навык деления слов на слоги. Упражнять в чтении слогов типа «АХ», «ХА», чтение слова «МУХА». | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Преобразование слогов, слов Печатание буквы Х;чтение слогов, слов из 3-4 букв. | |
3-я неделя | Звуки Х,Хь | Характеристика (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким). Активизировать умение различать звуки «Х» - «Хь». | Игра «Синий- зелёный». Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы» |
Звук [и], буква и | Характеристика, артикуляция звука (гласный) Познакомить детей со звуком [и] и буквами И, и; определять позицию звука в слове; научить отличать звук на слух и по артикуляции от других. Совершенствовать навык деления слов на слоги. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Подбор слов со звуком [и]. Печатание букв И, и, слов Иа-иа! Игра «Угадай звук», «Эхо» | |
4-я неделя | Звук [ы], буква ы | Характеристика, артикуляция звука (гласный) Познакомить с буквой Ы; продолжать учить определять позицию звука в слове | Игра «Угадай звук»; придумывание слов с новым звуком; игра «Чего не стало» Печатание букв Ы, слога мы |
Звуки [и], [ы], буквы и,ы | Закрепить умение определять позицию звуков И, Ы в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Сравнение букв И-Ы. Совершенствовать навык деления слов на слоги, определения ударного слога в слове. | Игра «Твёрдо - мягко», «Наоборот». Звуковой анализ слов: кит, пых. Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы» | |
ноябрь | |||
1-я неделя | Звук [н], буква н | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, звонкий). Познакомить с буквой Н. Упражнять в чтении слогов типа «АН», «НА», чтение слов типа «Нина». Практическое усвоение правила написания имен. | Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. (О. Крупенчук «Учим буквы») Печатание буквы Н. Чтение слогов, слов из 3-4 букв |
Звуки Н, Нь | Характеристика звука (согласный, глухой, в словах бывает твердым или мягким) Познакомить с твердым и мягким звуками [н] - [н’]. Развитие фонематического слуха. | ИГРА «Где находится звук?». Печатание слогов: на, но, ну, ны, ни | |
2- неделя | Понятие о предложении | Знакомство со схемой предложения. Составление предложений. Закрепить с детьми пройденный материал; дать понятие, что такое предложение. | Игра «Составь предложение», «Назови букву»; запись предложения схемой. |
2- неделя | Звук[п], буква п | Характеристика, артикуляция звука (согласный, глухой). Совершенствовать навык деления слов на слоги, определения ударного слога в слове. Учить составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквой П. Упражнять в чтении слогов типа «АП», «ПА», чтение слов типа «пух». | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. (О. Крупенчук «Учим буквы»). Печатание буквы П.Чтение слогов, слов из 3-4 букв. |
3-я неделя | Звуки П, Пь | Характеристика звука. (согласный, глухой, в словах бывает твердым или мягким) Закрепить умение определять позицию звуков П, Пь в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Активизировать умение различать звуки «П» - «Пь». | Игра «Добавь словечко». Печатание слогов: па, по, пу, пы, пи. Звуковой анализ слова «пух», игра «Наоборот» |
Звук [т], буква т | Характеристика, артикуляция звука (согласный, глухой). Закрепить навык деления слов на слоги. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквой Т. Упражнять в чтении слогов типа «АТ», «ТА», чтение слов типа «Тим», «тина». | Игра «Доскажи словечко». Преобразование слогов, слов. Печатание буквы Т. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. (О. Крупенчук «Учим буквы»), игра «Посчитай» | |
4-я неделя | Звуки Т, Ть | Познакомить с твердым согласным звук [т], мягким согласным звук [т’], учить различать их на слух. Закрепить умение определять позицию звуков Т, Ть в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух) | Чтение сказки Г. Юдина «Как варить компот». Печатание слогов: та,то,ту,ти,ты. Звуковой анализ слова «тина» |
Звук [к], буква к | Характеристика, артикуляция звука (согласный, глухой). Познакомить с буквой К. Упражнять в чтении слогов типа «АК», «КА», чтение слов типа «ком», «мак». | Игра «Доскажи словечко». Печатание буквы К. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр.( О. Крупенчук «Учим буквы») Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Составление предложений по схеме из 2х слов. | |
II период (декабрь- февраль) | |||
декабрь | |||
1-я неделя | Звуки К,Кь | Познакомить с твердым согласным звук [к], мягким согласным звук [к’]; учить различать их на слух. Активизировать умение различать звуки «К» - «Кь». | Печатание слогов: ка,ко,ку,ки,кы. Звуковой анализ слов «мак», «маки». Игра «Добавь словечко», «Повтори» |
Звук [с], буква с | Характеристика, артикуляция звука (согласный, глухой). Познакомить с буквой С. Упражнять в чтении слогов типа «АС», «СА», полный анализ слов типа «СОМ». Работа со схемой предложения. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов.( О. Крупенчук «Учим буквы») Печатание буквы С. Чтение слогов, слов из 3-4 букв. | |
2- я неделя | Звуки С,Сь | Характеристика звука (согласный, глухой, в словах бывает твердым или мягким) Познакомить с твердым согласным звук [с], мягким согласным звук [с’]; учить различать их на слух | Игра «Составь предложение», Игра «Наоборот». Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы» |
Звук [з], буква з | Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий). Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквой З. Упражнять в чтении слогов типа «АЗ», «ЗА», чтение слов типа «замок». | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове, игра «Третий лишний» Преобразование слогов, слов. Печатание буквы З. Чтение слогов. Чистоговорки. | |
3-я неделя 4-я неделя | Звуки З, Зь | Познакомить с твердым согласным звук [з], мягким согласным звук [з’]; учить различать их на слух и на письме; развитие фонематического слуха | Игра «Кто внимательный?»; « Добавь слог» |
Повторение пройденного материала: совершенствование навыка чтения слогов, слов, составления предложений с заданным словом, несколькими словами, графические и буквенные диктанты. | |||
январь | |||
1-я неделя | Каникулы | ||
2- я неделя | Звук [ц], буква ц | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, глухой, всегда твердый). Знакомство с буквой Ц, учить находить данную букву среди других. Закрепить умение определять позицию звука Ц в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Упражнять в чтении слогов типа «АЦ», «ЦА» | Учить находить данную букву среди других. Выкладывание буквы из счетных палочек, штриховка (О. Крупенчук «Учим буквы»). Закрепить навык деления слов на слоги. Чтение сказки Г. Юдина «Цыпленок Цып» |
Дифференциация звуков С – З – Ц | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [С-З-Ц], в слогах, в словах, фразах: 1)развивать фонематический слух; учить выделять звуки из звукового потока. 2) Определять звук в начале, середине и в конце слова. 3) Звуковой анализ прямых и обратных слогов с конфликтными звуками: са-ца, сы-зы, зо-цо. Различение слов – квазиамонимов: сабля – цапля, суп – зуб, свет – цвет и слов близких по звучанию кольцо – колесо | игра «Найди букву»; игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове; звукобуквенный анализ слов - ЗИМА – СИМА | |
3-я неделя | Звук [д], буква д | Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий). Знакомство с буквой Д, учить находить данную букву среди других. Упражнять в чтении слогов типа «АД», «ДА», чтение слов типа «дом», «дым», «дымок». Звуко – слоговой анализ слогов и слов «дом», «дым». Работа со схемой предложения. | Отгадывание загадок. Игра «Доскажи словечко». Беседа «У кого какой дом» Чтение прямых, обратных слогов, слов и предложений: ДОМ, ДЫМ, ДАМ, ДЫМОК, ДОМИК. У ДОМА ДЫМОК. Преобразование слогов, слов. Печатание буквы Д. Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Чтение предложений из 3- х слов |
Звуки Д,Дь | Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким). Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Д], [ДЬ] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух; развивать память, внимание, мышление. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Выделение звука [д], [д’] Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы». Печатание слов ДОМ, ДОМИК | |
4-я неделя | Звук [б], буква б | Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий). Познакомить с буквой Б. Упражнять в чтении слогов типа «АБ», «БА», чтение слов типа «бантик» (упражнять в чтении слогов со стечением согласных). Работа со схемой предложения | Придумывание детьми слов с новым звуком; игра «Доскажи словечко». Преобразование слогов, слов. Выкладывание слогов, слов из букв разрезной азбуки: БАК, БОК, БЫК, ДУБ, БОБИК, БАНТИК. У БАБЫ БИНТ. У ДУБА КАБАН. Беседа «Как появились буквы?» |
Звуки Б, Бь | Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким) Закрепить умение определять позицию звуков Б, Бь в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Активизировать умение различать звуки «Б» - «Бь». | Игра «Наоборот», «Бим и Бом». Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы». «Где находится звук?» | |
февраль | |||
1-я неделя | Дифференциация звуков Т-Д | Закреплять навыки различения и произношения звуков по мягкости – твердости в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух Звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов с конфликтными звуками: ТА – ДА, ТО – ДО. Различение слов – квазиамонимов: ТОЧКА – ДОЧКА, ТЕНЬ – ДЕНЬ, ВОДА – ВАТА. | Придумывание детьми слов с заданным звуком; игра «Найди букву»; игра «Доскажи словечко», игра «Кто это?», «Наоборот». |
Дифференциация звуков Б-П | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Б] - [П], в слогах, в словах, фразах и их мягких вариантов; развивать фонематический слух; Различение слов-квазиамонимов и слов близких по звучанию: суп-дуб. Закрепление навыков чтения и печатания слов. | Игра «Доскажи словечко», «Слушай внимательно». Звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов с конфликтными звуками: ПА– БА, ПО-БО. | |
2- я неделя | Звук [г], буква г | Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий). Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквой Г. Упражнять в чтении слогов типа «АГ», «ГА», чтение слов типа «год», «нога», «годик». Работа со схемой предложения | Чтение прямых, обратных слогов, слов: ГНОМ, НОГА, КОНИ, МАГ. И предложений: У ГНОМА МАК. |
Звуки Г,Гь | Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким) Активизировать умение различать звуки «Г» - «Гь». | Чтение сказки Г. Юдина «Генерал Гена». Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы». | |
3-я неделя | Дифференциация звуков К- Г -Х | Развивать умение дифференцировать парные согласные к и г; Г и Х. Закреплять умение узнавать и правильно писать изученные буквы | преобразование слов МУКА- МУХА, КАЛИНА – ГАЛИНА, КОСТИ – ГОСТИ, КОЛОС – ГОЛОС, КОРКА – ГОРКА, КОРА – ГОРА. Игра «Доскажи словечко» (слоги ки,хи) |
Звук [в], буква в | Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий). Познакомить с буквой В. Упражнять в чтении слогов типа «АВ», «ВА», чтение слов типа «вата», «вода» | Чтение сказки Г. Юдина «Мыша - водолаз», игра «Третий лишний», «Добавь приставку». Печатание буквы В. Чтение слогов, слов из 3-4 букв. | |
март | |||
1-я неделя | Звуки В,Вь | Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким). Активизировать умение различать звуки «В» - «Вь». Закрепить навык деления слов на слоги. | Игра «Не ошибись», «Какой звук убежал?». Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы» |
Звук [ж], буква ж | Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий, твёрдый). Знакомство с буквой Ж, учить находить данную букву среди других. | Игра «Третий лишний», «Повтори чистоговорку». Чтение Г.Юдина «Жадная жаба», игра «Найди место в слове». Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЖУК, ЖАБА, ЖАЛО, УЖИ, НОЖИ. Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы» Печатание буквы Ж. | |
2- я неделя | Звук [ш], буква ш | Характеристика, артикуляция звука (согласный, глухой, всегда твёрдый). Знакомство с буквой Ш. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. | Чтение прямых, обратных слогов, слов: УШИ, МЫШИ, ШИНА, МАШИНА. Печатание буквы Ш. Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы».Чистоговорки. |
Дифференциация звуков С-Ш | Развивать фонематический слух; закреплять умение выделять определенный звук из звукового потока, определять позицию звуков в словах. Закреплять умение дифференцировать по мягкости – твердости, звонкости - глухости. | ИГРА «Где находится звук?». Звукобуквенный анализ слогов ша – са, шо - со и слов. | |
3-я неделя | Звук [л], буква л | Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий). Познакомить с буквой Л. Упражнять в чтении слогов типа «АЛ», «ЛА», чтение слова типа «луна», «лужок» | Преобразование обратных слогов в прямые: ал-ла, ол-ло. Чтение слов: ЛАК, ЛУК, ЛУНА. Игра «Закончи предложение». Придумывание детьми слов с новым звуком. Печатание буквы Л |
Звуки Л,Ль | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким). Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Л – Л’] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух. | Игра «Синий - зелёный», «Скажи наоборот». Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы». | |
4-я неделя | Звук [р], буква р | Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий). Познакомить с буквой Р. Упражнять в чтении слогов типа «АР», «РА», чтение слова типа «рак», «рыбка» | Продолжать учить преобразовывать обратные слоги в прямые: ар-ра, ор-ро. Чтение слов: РАК, РАМА, ГОРА. Печатание буквы Р. Игра «Продолжи слово», «Слово рассыпалось» |
Звуки Р,Рь | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким). Активизировать умение различать звуки «Р» - «Рь». | Чистоговорки. Игра «Составь предложение». Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы». | |
апрель | |||
1-я неделя | Дифференциация звуков Р-Л | Закреплять навыки различения звуков Р - Л в слогах, словах и фразах. Выполнять звуковой анализ прямых и обратных слогов с конфликтными звуками: ла-ра, ло-ро. Различать слова – квазиамонимы: лак – рак, ложки – рожки, малина – Марина и др. | Преобразование обратных слогов в прямые: ар-ра, ор-ро. Печатание букв, слогов и слов в тетради. |
Дифференциация звуков Ж-Ш | Характеристика, артикуляция звука (согласный, глухой (Ш) звонкий (Ж), всегда твердый) Закрепить умение определять позицию звуков Ш, Ж в словах. Активизировать умение различать звуки Ш-Ж. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Практическое усвоение правила «ши-жи». | Закреплять правило написания ЖИ - ШИ, учить преобразовывать слова: уши-ужи, лыжи-мыши. Игра «Гусь- жук». Игра «Доскажи словечко». | |
2- я неделя | Звук [э], буква э | Характеристика, артикуляция звука (гласный) Закрепить умение определять позицию звука Э в слове. Совершенствовать навык деления слов на слоги, определения ударного слога в слове. Упражнять в звуковом анализе и синтезе слов типа «эхо», «Эмма». Познакомить с буквой Э. | Игра «Составь предложение», «Назови 1 звук». Печатание буквы Э. Чтение сказки Г. Юдина Экскаваторщики». Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы». |
3-я неделя | Звук [щ], буква щ | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, глухой, всегда мягкий). Закрепить умение определять позицию звука Щ в словах. Познакомить с буквой Щ. Упражнять в чтении слогов типа «АЩ», «ЩА». Практическое усвоение правила «ча-ща». Работа со схемой предложения. | Чтение сказки Г. Юдина «Верное средство». Игра «ДА-НЕТ», «Добавь словечко». Печатание буквы Щ, слов щит, вещи. Предложения: У нас щенок. Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы». |
Звук [ч], буква ч | Характеристика, артикуляция звука (согласный, глухой, всегда мягкий). Закрепить умение определять позицию звука Ч в слова. Познакомить с буквой Ч. Упражнять в чтении слогов типа «АЧ», «ЧА», упражнять в чтении слов типа «чашка». | Чтение сказки Г. Юдина «Кто живет в часах». Игра «Измени слово», «Третий лишний». «Где находится звук?». Печатание буквы Ч. Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы». | |
4-я неделя | Звуки [ч], [щ], буквы ч,щ | Закрепить навык различения на слух и чёткого произношения звуков [ч], [щ]; повторить написание букв. Работа со схемой предложения. | .Чистоговорки. игра «Щётка и поезд», «Добавь слог», «Составь предложение» |
Звук [ф], буква ф | Характеристика, артикуляция звука (согласный, глухой, в словах бывает твердым или мягким). Активизировать умение различать звуки «Ф» - «Фь». Закрепить умение определять позицию звука Ф в слова. Познакомить с буквой Ф. Упражнять в чтении слогов типа «АФ», «ФА», чтение слов типа «фантик». | Игра «Услышь звук»; Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Игра «Продолжи слово», «Где находится звук?». Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы». | |
май | |||
1-я неделя | Буква Ь | Познакомить детей с буквой ь, с показателем мягкости согласных звуков. | Печатание буквы Ь. знакомство с буквой ь; игра «Доскажи словечко». Чтение сказки Г. Юдина «Отец и мать». Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы». |
2- я неделя | Разделительный Ъ | Познакомить детей с буквой ъ, с показателем твердости согласных звуков. | Чтение сказки Г. Юдина «Как Мыша за сыром ездил». Печатание буквы. Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы». |
3-я неделя | Буквы Е, Ё, Ю, Я. | Познакомить с гласными буквами Е, Ё, Ю, Я; показать, что в начале слова и после гласных они обозначают два звука [йэ] и т.д., а после согласных звук [э] и обозначают мягкость согласного звука. | Знакомство с новыми буквами: показ буквы, чтение стихов про них; слого-звуковой анализ слова «ели»; слого-звуковой анализ слова «юла»; - слого-звуковой анализ слова «ѐжик»; игра «Доскажи словечко». Печатание. |
4-я неделя | Повторение пройденного материала: совершенствование навыка чтения слогов, слов, составления предложений с заданным словом, несколькими словами, графические и буквенные диктанты. |
План- программа взаимодействия с родителями
Задача:
Развить у родителей интерес и желание помочь своему ребёнку при подготовке к школе.
Формировать навыки к учебной деятельности, умение выполнять домашнее задание.
Воспитывать усидчивость, внимательность.
Развивать контроль и самоконтроль.
Пропагандировать педагогические знания, используя информационный стенд под названием «Скоро в школу».
Месяц | Основные направления работы | Ответственные |
Сентябрь | Родительское собрание. «Чему и как учить до школы». Знакомство с программой «Скоро в школу». Анкетирование родителей. | Учитель-логопед Воспитатели |
Октябрь | "Дневник воспитателя" с советами и рекомендациями для каждого ребенка. | Учитель-логопед |
Ноябрь | Консультация "Готовим ребёнка к письму". | Учитель-логопед |
Декабрь | Консультация «Формы обучения детей в домашних условиях». | Учитель-логопед |
Январь | Рекомендации родителям и воспитателям «Самые распространённые ошибки при обучению чтению» | Учитель-логопед |
Февраль | Развлечение "Папа, мама, я - читающая семья". | Учитель-логопед Воспитатели |
Март | Рекомендации родителям «Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы». | Учитель-логопед |
Апрель | Открытое занятие | Учитель-логопед |
Май | Подведение итогов работы. Родительское собрание "Наши успехи". Рекомендации родителям на лето. | Учитель-логопед |
Литература
- Г.Ф. Марцинкевич: Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Издательство Учитель, 2004
- О.Н. Лиманская: Конспекты логопедических занятий (подготовительная группа) М.:ТЦ Сфера, 2015
- Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение. 1991.
- В.В. Коноваленко. С.В.Коноваленко: Фронтальные логопедические занятия М.: Издательство Гном и Д,2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Т"
Цели и задачи:В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:Научить характеризовать звук т по акустическим и артикуляционным признакам (согласный, глухой , твердый звук);Закреп...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема. «Звуки "М", "Мь". Буква "М"»
Обучение элементам грамоты...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Учимся играя"
В рамках проекта "Моя первая Азбука" в нашей группе прошло открытое занятие для родителей воспитанников с ОНР по обучению грамоте "Учимся играя" ....
Рабочая программа по коррекции речевого развития детей логопедической группы.
Рабочая программа...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс (для детей с нарушением слуха)
Данная рабочая программа по обучению грамоте предназначена для работы с детьми с нарушением слуха...
Презентация к рабочей программе коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе
Презентация к рабочей программе учителя-логопеда в средней группе, разработанной на базе «Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми...
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: «Путешествие по любимым сказкам»
Цель: совершенствовать у детей навык звуко-слогового анализа и синтеза.Задачи.Коррекционно-образовательные.активизация словаря;повторение и закрепление знаний детей о сказках;упражнение в умении...