Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)
рабочая программа по теме
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).
Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи ( II, III и IV уровни) в разных возрастных группах детского сада.
Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе.
Рабочий план составлен в соответствии со следующими программами:
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
- ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. : «Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида» и т д
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_starsh_gr_mal.shrift.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей
в старшей логопедической группе
на 2012-2013 уч.г.г.
Учитель-логопед: Матвеева Ю.Н.
МДОУ детский сад № 31
комбинированного вида
«Рябинка»
Пояснительная записка
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).
Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи ( II, III и IV уровни) в разных возрастных группах детского сада.
Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе.
Рабочий план составлен в соответствии со следующими программами:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. : «Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида»
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.: «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи
Раздел 1. Повышение педагогического уровня
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Ответственный |
1 | Посещение проблемных групп, заседаний методических объединений, научно- практических конференций, семинаров | по плану ВНМЦ | Старший воспитатель, завед. МДОУ |
2 | Повышение квалификации на курсах при ИПК и ПРНО МО | по мере необходимости | по приказу директора ОУ |
3 | Изучение новинок методической литературы | еженедельно | Учитель- логопед |
4 | Изучение новинок периодических изданий. Изучение и внедрение передового педагогического опыта | ежемесячно | Учитель- логопед |
Раздел 2. Коррекционно- педагогическая работа
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответст-венный |
1 2 3 | Психолого-педагогическое обследование (оформление документации, заполнение речевых карт, сбор анамнеза) Планирование работы (составление планов занятий, календарное планирование) Комплектование групп и подгрупп в зависимости от тяжести речевого недоразвития с учетом рекомендаций ПМПК Цель коррекционно- педагогической работы: устранить речевой дефект детей и предупредить возможные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием. Продолжать развитие связной речи детей (монологической и диалогической) на основе уточнения и расширения словарного запаса, совершенствования грамматического строя речи, практического овладения сложными формами словоизменения и способами словообразования. Основные задачи коррекционного обучения - помочь детям в практическом усвоении лексических и грамматических средств языка; - формировать правильное произношение (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия); - готовить к обучению грамоте, помочь овладеть ее элементами; - развивать навыки связной речи. Принципы построения занятий 1. Принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка. 2. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи. 3. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов. Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в разных видах деятельности. Основная форма коррекционного обучения: логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Содержание. Структурировано в соответствии с тремя периодами обучения и реализуется в ходе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Фронтальные логопедические занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи разделяются на следующие типы. 1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка: а) словарного запаса; б) грамматического строя. Основные задачи занятий этого типа: развитие понимания речи; уточнение и расширение словарного запаса; формирование обобщающих понятий; практических навыков словообразования и словоизменения; выработка умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксически структур. 2. Занятия по формированию звуковой стороны речи. Основные задачи: -формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; -выработка навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры; - контроль за внятностью и выразительностью речи; - подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза. 3. Занятия по развитию связной речи. Основная задача - обучение детей самостоятельному высказыванию. Учет требований общей и специальной дошкольной педагогики при проведении занятий, который выполняет логопед при проведении занятий: определяет тему и цель занятия; выделяет предметный и глагольный словарь, словарь признаков, который дети должны усвоить в активной речи; отбирает лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление речевого материала); обозначает основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, а также сформулировав цель каждого этапа; подчеркивает наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала; обеспечивает постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности; включает в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей; учитывает при отборе программного материала зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения; предусматривает приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность; I период обучения: сентябрь - ноябрь. Содержание коррекционного обучения: развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слова; подготовку к овладению диалогической формой общения; практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-, у- и т п) усвоение притяжательных местоимений мой- моя в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия); овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке по моделям: им. п. суш. + согласованный глагол + прямое дополнение; им. п. сущ. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах; усвоение навыка составления короткого рассказа. Лексические темы: «Помещение детского сада», «Игрушки», «Части тела и лица. Умывальные принадлежности», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Осень. Перелетные птицы», «Овощи, фрукты». «Ягоды» II период обучения - декабрь - март. Содержание занятий: уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями; практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания (лимонный, яблочный), растениям (дубовый, березовый), различным материалам (кирпичный, каменный и т.д.); - различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам: какой? какая? какое?; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе; употребление предлогов (на, под, в, из), обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации); закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путем введения однородных членов, первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; - составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов. Лексические темы: «Продукты питания», «Посуда», «Дом. Квартира. Мебель.», «Наш город», «Домашние и дикие животные и их детеныши», «Домашние птицы и их птенцы», «Новый год», «Зима», «Транспорт», «Профессии», «Комнатные растения», «Восьмое марта. Женский день», «Весна. Первоцветы». III период: апрель - июнь Содержание занятий: закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (выехал - подьехал - съехал и т.п.); закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ав, -ин, -ев, -ан, -ян); образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных (волчий, лисий); образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов -еньк, -оньк; усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами (добрый - злой, высокий - низкий и т.п.); уточнение значений обобщающих слов; формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (с основой на мягкий и твердый согласный звук); расширение значения предлогов: к (употребление в дательном падеже), от (родительном), с, со (винительном и творительном) умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи (два - три - четыре); развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий; закрепление навыка составления рассказов по картинке и серии картинок с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа); составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. Лексические темы: «Водоемы. Обитатели водоемов. Рыбы», «Поле. Луг. Цветы», «Лес. Деревья. Кусты», «Цветы. Грибы», «Насекомые. Земноводные», «Сад- огород», повторение всех ранее пройденных тем. Индивидуальные занятия с детьми Основная задача индивидуальных логопедических занятий первоначальное формирование звуковой стороны речи, что включает в себя: комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия. | с 1 по 15 сентября сентябрь-июнь с 15 по 25 сентября | Учитель- логопед Учитель- логопед Учитель- логопед |
Раздел 3. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственный |
1 | Обсуждение сетки занятий | сентябрь | Учитель- логопед, старший воспитатель |
2 | Обсуждение проведения коррекционных часов | сентябрь-октябрь | Учитель- логопед, воспитатели |
3 | Составление плана работы по развитию у детей ВПФ на логопедических и общеразвивающих занятиях | сентябрь-ноябрь | Учитель- логопед |
4 | Осуществление деятельностного подхода в коррекции речевого дефекта у детей | в течение года | Учитель- логопед |
Раздел 4 . Работа с родителями
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственный |
1 | Выступление на родительских собраниях | 1 раз в квартал | Учитель- логопед |
2 | Проведение индивидуальных консультаций для родителей | еженедельно | Учитель- логопед |
3 | Проведение бесед, семинаров, тренингов, анкетирования | по плану | Учитель- логопед, старший воспитатель |
4 | Проведение открытых занятий, дней открытых дверей | по плану | Учитель- логопед, старший воспитатель |
Раздел 5. Связь со специалистами
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственный |
1 | Направление детей к психоневрологу, невропатологу детской поликлиники для установления уточненного диагноза (в трудных случаях) | По мере необходимости по согласованию с администрацией ОУ | Учитель- логопед |
2 | Направление детей к логопеду ЦРБ |
3 | Направление детей к психологу ДОУ, МОУ СОШ |
4 | Направление детей к педиатру, ЛОР-врачу |
Раздел 6. Пополнение кабинета. Методическая работа
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственный |
1 | Обновление раздаточного материала, игр, пособий | 2 раза в месяц | Учитель- логопед |
2 | Паспортизация кабинета | 1-2 раза в месяц | Учитель- логопед |
3 | Оформление накопительного материала в папку | В течение года | Учитель- логопед |
Раздел 7. Преемственность со школой
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственный |
1 | Взаимное посещение уроков в начальной школе и занятий в детском саду | 1 раз в квартал | Учитель- логопед, специалисты МОУ СОШ |
2 | Консультации для учителей начальных классов по проблемам развития письменной речи детей и специфических нарушениях письменной речи (дислексия, дисграфия) | 1 раз в квартал |
3 | Совместное обследование с школьным психологом уровня подготовки детей к школьному обучению | апрель-май, по запросу |
Раздел 8. Логопропаганда
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственный |
1 | Оформление уголков для родителей в группах младшего и среднего возраста (пропедевтика речевых нарушений) | 1 раз в квартал (обновление) | Учитель- логопед, воспитатели |
2 | Оформление ширмы-раскладушки для родителей с домашними заданиями | 1 раз в неделю | Учитель- логопед, |
3 | Консультирование родителей детей из МДОУ № 31, 28; домашних детей | по мере необходимости | Учитель- логопед, |
Далее предоставлен краткий тематический план по всем периодам обучения в соответствии с задачами и содержанием рабочей программы
I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
13-14 занятий по формированию словаря и грамматического строя | Лексические темы | 6-7 занятий по развитию связной речи |
1 . Развитие понимания речи, умение вслушиваться в обращенную речь; выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов. Подготовка к овладению диалогической, фразовой речью. 2. Практическое усвоение простых способов словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками. 3. Усвоение некоторых форм словоизменения: единственного и множественного числа существительных, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени; существительных в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия) . 4. Усвоение притяжательных местоимений: мой — моя — моё. | Помещение д/сада, одежда, обувь, головные уборы, игрушки, осень, перелетные птицы, овощи-фрукты, ягоды праздник урожая. Части тела и лица. Умывальные принадлежности | Построение и употребление простой фразы. Усвоение навыка составления короткого рассказа по следам демонстраций действий, беседе по картине. |
II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
3 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
13-14 занятий по формированию словаря и грамматического строя | Лексические темы | 6-7 занятий по развитию связной речи |
1. Уточнение представлений детей об основных цветах и .их оттенках. 2. Практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности. 3. Различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам: какой-какая-какое? 4. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. 5. Употребление предлогов: на — в — из — под. Повторение ранее пройденных лексико-грамматических форм. | Посуда, дом , квартира, мебель, продукты питания, домашние и дикие животные, их детеныши, домашние птицы и их птенцы, зима, зимующие птицы, праздник Новый год, 8 Марта, весна, первоцветы, профессии, комнатные растения, транспорт | Совершенствование навыка ведения диалога, умение самостоятельно задать вопрос. Сравнение предметов с выделением различных и сходных качеств. Составление простого описания предмета. Закрепление навыка построения простого предложения. Первоначальное усвоение наиболее доступных конструктивно-сложных предложений. Составление коротких рассказов по картинке, серии картин, рассказов-описаний, простых пересказов. Заучивание простых стихотворений |
III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
4 фронтальных занятия — 50-60 занятий
13-14 занятий по формированию словаря и грамматического строя | Лексические темы | 6-7 занятий по развитию связной речи |
1. Закрепление навыка пользования приставочными глаголами. 2. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. 3. Употребление притяжательных прилагательных. 4. Образование прилагательных с уменьшительными суффиксами: еньк, оньк. 5. Усвоение слов-антонимов. 6. Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными. 7.Расширение значений предлогов | Сад-огород, насекомые, земноводные, обитатели водоемов, рыбы, поле, луг, цветы, лес, деревья , кусты, повторение всех ранее пройденных тем. | Совершенствование диалогической формы речи. Распространение предложений. Составление предложений по вопросам, по опорным словам, по слову в заданной падежной форме. Составление рассказа по картинке, серии картинок. Рассказ-описание, пересказ. Составление предложений с заданным словом. Умение отвечать на вопросы полным ответом. Развитие диалогической речи |
Учитель-логопед ______________________ Матвеева Ю.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа логопедической работы в подготовительной логопедической группе (перспективный план)
Работа с детьми, имеющими ОНР на втором году обучения (дошкольники 6-7 лет)...
Интегрированное логопедическое занятие в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Насекомые»
Конспект интегрированного логопедического занятия. с использованием нетрадиционной техники рисования "монотопия". Содержание занятия направлено на развитие лексико-грамматич...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе ТЕМА: ЗВУК Х
Конспект фронтального логопедического занятияв старшей логопедической группеТЕМА: ЗВУК Х ЦЕЛЬ:-Закрепление правильного произношения звука Х.-Развитие навыков произнесения слов различной зву...
План работы в старшей логопедической группе с ОНР на 2019-2020 учебный год
план работы логопеда...
Тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР.
Коррекционная работа логопеда направлена на речевое, эмоциональное, нравственное и интеллектуальное развитие ребенка и обеспечивает овладение детьми диалогической и монологической формами ...