Конспект логопедического семинара-практикума для родителей детей подготовительной к школе группы «Давайте поиграем с детьми»
консультация
Вовлечения родителей в образовательную деятельность, обучения их приемам логопедической работы. Цель данного мероприятия: научить родителей применять речевые игры в домашних условиях для профилактики дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_igry_s_detmi.docx | 39.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»
Конспект логопедического семинара-практикума для родителей
детей подготовительной к школе группы
«Давайте поиграем с детьми»
Составила учитель-логопед: Киреева Н.А
г.Югорск
Основная часть
Цель.
Научить родителей применять речевые игры в домашних условиях для профилактики дисграфии.
Задачи.
- Повышение компетентность и знания родителей о речевых нарушениях.
- Формирование навыков и умений проведения игр с детьми в домашних условиях и организации домашнего досуга.
- Совершенствование форм родительского взаимодействия в процессе проведения специальных игр для профилактики дисграфии у детей.
Оборудование и материалы: несколько столов, расставленных полукругом в середине кабинета, компьютер, проектор, презентация к занятию, бейджи для каждого участника группы с именем и отчеством, разноцветные флажки, листы бумаги для записей, карандаши, ручки или фломастеры, бланки с напечатанным текстом по количеству участников, мяч, газетные листы, клубок пряжи, песочные часы, призы.
Ход мероприятия
- Вводная часть.
Приветствие и представление (упражнение «Имя»)
Логопед. Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю всем вам представиться – назвать свое имя и отчество. Затем охарактеризуйте себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества.
Педагог называет свое имя и подбирает слова: «Меня зовут Ольга Игоревна –
оптимистичная, искренняя». Затем каждый участник называет свое имя и подбирает слова для своей характеристики.
- Основная часть
Логопед. Готовность ребенка к обучению в школе во многом зависит от уровня сформированности фонематической стороны речи. Фонематический слух – это способность выделять, различать звуки родного языка (гласные от согласных, мягкие от твердых). Умение осуществлять и анализировать звуки речи (находить первый и последний звук в слове, определять все звуки по порядку). Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу и синтезу слов. При недоразвитии фонематического слуха многие предлоги и безударные окончания слов для ребенка остаются неуловимыми. Вследствие недоразвития фонематического слуха и восприятия обязательно повлечет за собой нарушение письма в школе.
Сегодня наша встреча будет посвящена играм, направленным на развитие фонематического слуха. Все дети очень любят играть. Игра является частью детства, непременным его атрибутом. Этот вид деятельности доступен как дошкольникам, так и младшим школьникам. Игра доставляет ребенку огромную радость, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, познавательные процессы. Игра стимулирует и развивает умения сравнивать, размышлять, анализировать, формирует устойчивый интерес и потребность к интеллектуальным упражнениям, способствует переключению внимания.
Определить, сформирован ли у вашего малыша фонематический слух, лучше до начала обучения чтению и письму, поскольку потом ошибки станут более явными. Ведь практически весь процесс обучения грамоте основывается на умении анализировать звуки в словах. «Неправильное» побуквенное и послоговое чтение, ошибки при письме – все это может иметь в своей основе недостаток развития фонематического слуха. Дальше к этим минусам могут присоединиться проблемы психологического характера: делая частые и систематические ошибки, ребенок будет получать плохие оценки, что приведет к негативному отношению к учебе и к школе вообще.
Но даже если фонематический слух вашего ребенка развит по возрасту, устные игры для его дополнительной тренировки окажут ребенку значительную помощь в дальнейшей учебе. Учителя нередко говорят, что они сразу видят в классе ребят, с которыми в дошкольном возрасте много играли в разнообразные устные фонетические игры. Такие дети хорошо и быстро различают фонемы, имеют высокую скорость чтения, лучше понимают, а значит, и усваивают на слух, грамотность их письма обычно выше, чем у сверстников, да и освоение иностранных языков дается им значительно легче.
Первая игра, с которой я предлагаю вам ознакомиться, называется
«Путешествие», она способствует развитию звукового анализа, внимания, мышления, памяти.
Логопед: «Предлагаю вам отправиться в путешествие. Наш корабль отправляется в круиз, в Индию. С собой в дорогу мы можем взять только те предметы, названия которых начинаются на звук К». Первый начинает и говорит: «Берем кошку!», другой: «Кактусы!», «Кастрюли!»... Если слов на этот звук уже много сказано, можно продолжить так: «Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, словами на звук «Р».
Логопед. Давайте обсудим условия выполнения данной игры, что вызвало затруднения, какие возникли вопросы в ходе игры.
Рекомендации по проведению игры
Игру можно усложнить, ограничив во времени. Для этого необходимо договориться о периоде времени, в течение которого игроки будут называть слова. За каждое правильно названное слово участник берет фишку.
В конце игры определяется победитель.
Следующая игра - «Цепочка». В руках у педагога мяч. Участникам игры предлагается встать в круг.
Игра развивает умение представлять графическое выражение слова, развивает звуко-буквенный анализ и синтез, внимание, мышление, память.
Оборудование. Мяч
Педагог называет первое слово и передает мяч родителю, прочитав такое стихотворение:
Свяжем мы из слов цепочку,
Мяч не даст поставить точку.
Далее мяч передается от родителя к родителю. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова…).
Рекомендации по проведению игры
Слова для игры можно подбирать на последнюю букву предыдущего слова, на предпоследнюю букву слова и т.д. Можно подбирать слова на последний слог, который будет началом следующего слова.
В игре могут участвовать два и более человек.
Если в игре участвуют два человека, мяч передается от игрока к ведущему. Если принимают участие несколько человек – мяч можно передавать от каждого игрока к ведущему или начать с ведущего и передавать мяч от игрока к игроку.
В конце игры можно вручить каждому игроку приз.
После того как дети научились выделять первый и последний звук учим их слышать и находить звуки в середине слова, а так же определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех-пяти звуков. Поможет нам в этом игра «Дом звуков».
Логопед. «На слайде изображен дом. В этом доме три комнаты, в каждой комнате есть окно. В доме живет слово «кот». Все звуки слова «спят» отдельно. Какой звук будет спать в первой комнате? Давайте позовем его спать!». Родитель: «КККК», кладем в первое окошко фишку синего цвета (К - согласный, твердый). «Теперь позовем следующий звук - ООО», кладем во второе окошко красную фишку (О - гласный), аналогично зовем последний звук Т, кладем синюю фишку в третье окошко (Т – твердый согласный).
Рекомендации по проведению игры
Если ребенок «теряет» гласный звук «О», и вторым укладывает «Т», удивитесь: «Разве здесь живет КТ? Я думала, что здесь живет КО-О-О-О-Т».
Игру можно усложнить, предложив слова из 4-5 звуков. Можно «расселить» в домики животных, «сложить» на хранение продукты, одежду, мебель.
Одновременно со звуковыми играми знакомим ребенка с буквами. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:
- написать букву в воздухе, на столе;
- выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
- написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
- выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;
- вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
- вылепить из пластилина, теста;
- написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
Для развития зрительного внимания, закрепления знания образа букв можно использовать упражнение «Корректурная правка». Для этого упражнения нужна газета, с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Педагог раздает участникам газетные листы со статьей и фломастеры.
Логопед. Перед вами текст. Возьмите в руки фломастеры. По команде за 5 минут необходимо зачеркнуть в тексте все буквы О.
По истечении 5минут педагог говорит: «Стоп» — и предлагает всем подсчитать количество зачеркнутых букв и назвать число. Победителю вручается приз.
Логопед. Давайте обсудим условия выполнения данной игры, что вызвало затруднения, какие возникли вопросы в ходе игры.
Рекомендации по проведению игры «Корректурная правка» следующие.
Необходимо заранее подобрать текст из газет и журналов по количеству игроков, разложить листы и ручки перед игроками.
Текст должен состоять из простых слов и нескольких абзацев с хорошо читаемым шрифтом.
Необходимо договориться о периоде времени, в течение которого игроки будут зачеркивать буквы в тексте (например, не дольше двух минут).
По секундомеру (будильнику или песочным часам) все зачеркивают загаданную букву в незнакомом тексте.
После каждой игры подсчитывается количество найденных букв за данное время и определяется победитель.
Для новой игры выбирается другая буква, условия остаются прежними, предлагается другой текст. Игра проводится 3—4 раза, победителю присуждается приз (например, конфета).
Начать игру нужно с одной буквы, например А. Затем О, далее — согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной.
Через 5—6 дней таких занятий можно перейти к зачеркиванию двух букв, при этом одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек.
- Заключительная часть
В заключении хочу напомнить, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка. Семья является источником, который питает человека с рождения, дает ему первые навыки и умения. Я призываю вас к сотрудничеству. Только совместными усилиями родителей, логопеда и воспитателей мы сможем решить любые проблемы в развитии и обучении ребенка.
Уважаемые родители, наша встреча подходит к завершению. Вы познакомились с играми, приобрели навыки организации игр в домашних условиях. У вас сформировалось свое мнение по поводу нашего занятия.
Рефлексивный лист
Уважаемый родитель!
Прошу Вас помочь в изучении эффективности проведенного мероприятия, оцените его организацию по 5-бальной шкале.
Актуальность: (необходимость, полезность) 1 2 3 4 5
Организационная сторона: (активность, последовательность) 1 2 3 4 5
Форма проведения: (целесообразность, оптимальность) 1 2 3 4 5
Значимость теоретической части: (доступность изложения) 1 2 3 4 5
Значимость практической части: (возможность применения) 1 2 3 4 5
Напишите короткий отзыв ___________________________________________________
Благодарю за сотрудничество!
Логопед. Уважаемые родители! Мне было очень приятно видеть вашу активность и заинтересованность. Давайте поаплодируем друг другу. Желаю вам успехов!
Мероприятие организованно в соответствии с установленными требованиями к родительскому собранию. Родительское собрание выстроено в определенной последовательности, каждый этап предполагает выполнение определенных задач. При организации данного мероприятия учитывались принципы сотрудничества между родителями и логопедом, постепенного вовлечения родителей в образовательный процесс.
- Предварительная работа.
С целью выявления трудностей у родителей в вопросах речевого воспитания
детей, уровня их педагогической грамотности, интересов, потребностей, а так же для определения перспектив в работе с родителями на учебный год использовала информационно-аналитический метод - анкетирование.
- Вводная часть.
С целью приветствия и представления всех участников практикума была организована игра «Имя».
- Основная часть.
Теоретическая часть.
С целью повышения уровня компетентности родителей, ознакомления их с основными понятиями, раскрывающими проблему развития фонематического слуха и восприятия, выступила с сообщением, сопровождаемое презентацией по теме «Влияние фонематического слуха на школьное обучение».
Практическая часть.
С целью обучения родителей проведению специальных игр, направленных на развитие фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, познакомила с содержанием и правилами игр, а так же показала их на практике.
- С целью выяснения отношения родителей к проведенному собранию,
подготовила рефлексивные листы для оценки и пожеланий родителей.
Изучив рефлексивные листы, сделала вывод, что в ходе практических действий родители пополнили собственный опыт организации игры с ребенком дома, предложенные игры были полезными, особенно ценна практическая работа. Родители убедились, что ребенку можно помочь, даже не обладая какими-то особенными знаниями.
Исходя из проведенного мероприятия, можно сделать вывод, что такая форма проведения родительского собрания позволила:
- повысить активность и сознательность родителей в совместной с логопедом деятельности по коррекции речевых нарушений;
- стать активным участником процесса воспитания и обучения ребенка.
Приложение 1
Анкета для родителей «Речевое развитие ребенка»
(для определения уровня компетентности родителей
в вопросах речевого развития детей).
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
1. Фамилия, имя ребенка .............................................................................................
Ф.И.О. родителя .........................................................................................................
2. Дата рождения ребёнка ...........................................................................................
3. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка?
................................................................................................................................
4. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю)
................................................................................................................................
5. Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 6-7 лет) (да, нет)
................................................................................................................................
6. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается?
................................................................................................................................
7. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, воспитатели, логопед)
................................................................................................................................
8. Проводилось ли ранее логопедическое обследование вашего ребенка?
...............................................................................................................................
9. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете ли вы, что означает данный диагноз)
................................................................................................................................
10. Проводились ли занятия с логопедом (с какого возраста, сколько времени, результаты занятий)
................................................................................................................................
11. Как вы думаете, от кого зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от самого ребёнка, от родителей, воспитателя)
................................................................................................................................
12. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед (поставьте галочку):
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие фонематических процессов;
- работа над слоговой структурой слова;
- развитие лексики;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие психических процессов.
13. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед в детском саду:
- формирование правильного звукопроизношения
- коррекция нарушений устной речи
14. Знакомы ли Вы с понятием «Фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие?)
................................................................................................................................
................................................................................................................................
15. Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе (необходимо, не нужно, не играет роли)
................................................................................................................................
16. Знакомы ли Вы с требованиями, предъявляемые к воспитанникам, посещающим логопедические занятия.
................................................................................................................................
17. Какие формы работы с родителями Вас больше всего устроили бы? (Родительские собрания, индивидуальные консультации логопеда, совместные логопедические занятия, наблюдение за ребенком на обычном логопедическом занятии, печатная информация)
..........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Дата ............................................. Подпись родителя: ..............................................
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 2
«Диагностика удовлетворенности родителей в общении с педагогами».
(анкета для родителей)
- Считаете ли Вы необходимой совместную работу д/с и семьи?
- Какие проблемы в развитии речи ребенка Вы хотели бы обсудить с логопедом ДОУ?
- Испытываете ли Вы трудности в общения логопедом?
- Каковы причины этих трудностей:
- недостаток знаний
- неумение вступать в диалог
- излишняя застенчивость, робость
- непонимание логопеда
- другие
- Пожелания логопеду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по английскому языку в подготовительной к школе группе по теме "My body" ("Мое тело").
Закрепление и активация лексики по теме "Мое тело", дидактические игры, физкультминутки, песни....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III уровня
Тема занятия "На базар ходили мы..."-проводилась с подгруппой детей, посещающих подготовительную к школе группу детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Проводилась предварительная работа по а...
Конспект занятия по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну сказок".
Сказочница Василиса помогает Аленушке найти братца Иванушку, путешествуя по сказкам. Каждая сказка представлена различными видами кукольного театра. В конце занятия дети-артисты представляют своих кук...
Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: "Дорожные знаки"
Активизация словаря: светофор, сигнал, дорожный знак, предупреждающий знак, запрещающий знак, пешеходный переход, пункт питания, телефон, пункт медицинской помощи, место остановки автобуса, железнодо...
"Оркестры разные бывают" конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.
Конспект НОД по образовательной области "Музыка" "Оркестры разные бывают" для детей подготовительной к школе группы....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей с ОНР. Тема: "Звук и буква С"
Занятие направлено на знакомство со звуком и буквой "С", на автоматизацию звука с словах, словосочетаниях и предложениях . Для поддержания интереса к материалу использовались словесные и дидакти...
Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога в подготовительной к школе группе с ЗПР
Вашему вниманию представлен конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе группе...