Рабочая программа по факультативному курсу "Элементы физики" для школ 8 вида
рабочая программа по теме

Домрачева Ирина Вениаминовна

Данная программа была пересмотрена и изменена с учетом особенностей развития познавательной деятельности обучающихся данной категории детей, с учетом их дальнейшей социальной адаптации и профессиональной ориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fiziki.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА элементов  ФИЗИКИ

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ VIII ВИДА

 (Пропедевтический курс, 102 часа)

VII класс - I час в неделю (34 часа)

VIII класс - I час в неделю (34 часа)

IX класс - I час в неделю (34 часа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

"Физика" является пропедевтическим курсом, предваряющим систематическое изучение предмета при продолжении обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

При изучении данного курса ставится задача формирования представлений о явлениях и законах окружавшего мира, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности устанавливать причинные связи при наблюдении явлений природы. Курс решает проблему непрерывности естественно - научного образования при изучении свойств пространства и времени. Формируются представления о физических величинах и способах их измерений.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида основной задачей является необходимость пробуждения интереса к познанию природы, опираясь на естественное желание школьника разобраться в многообразии природных явлений.

Затем необходимо научить школьника описывать явления окружающего мира, уметь их наблюдать, замечать во взаимосвязи с другими явлениями, обнаруживать закономерности в протекании явлений.

Особенность интеллектуального познания детей с проблемами в развитии и обучении требует сместить акценты при изучении курса физики с формирования знаний о фактах, понятиях, законах, теориях на развитие умений приобретать знания и использовать их в повседневной жизни. Это требует развития внимания, всех видов памяти, воображения, умения формулировать свои мысли, описывать явления окружающего мира.

Курс физики носит интегрированный характер. В основе всех наук в природе лежит наблюдение. Наблюдение пробуждает воображение, рождает мысль, учит "задавать вопросы природе на языке науки". Поэтому при изучении этого курса особое внимание уделяется экспериментальным заданиям для работы в классе, дома, а также лабораторным работам. Учащиеся учатся делать самостоятельные вывода о необходимости использования в повседневной жизни измерительных приборов, осваивают приемы получения и обработки информации. При отборе содержания каждой темы курса главное внимание уделяется тем вопросам, ответы на которые ищут сами дети.

Следует особо отметить, что изучение физики начинается на конкретном уровне, основанном на непосредственном наблюдении. Это позволяет реализовать деятельное обучение.

Возрастные особенности и особенности восприятия детей с умственной отсталостью обязывают сообщать информацию "короткой строкой" и проводить разделение вербального и зрительного рядов, использовать пояснительные рисунки и оформлять ученические тетради в виде опорных конспектов. Домашние задания не предусматриваются.

Используются учебник общеобразовательной школы ввиду отсутствия специальных учебников:

А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С.Понтак Физика, химия учебник для 5 – 6  классов

7 КЛАСС

I час в неделю.

Всего 34 часа

Тема и содержание

Кол.ч.

Методы

Оборудование

Практические работы

I. ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

1

Физика – как наука.  Физика в жизни человека. Необходимость знаний физики для людей различных специальностей.Физика и техника.  

1





Беседа. Понятие о содержании физической науки.

Примеры физических явлений: колебания маятника, скатывание шарика по желобу, нагревание спирали электрическим током и другое.

2

М.В.Ломоносов– основоположник физики в России.

1

Изучение биографии

Самостоятельная (творческая) работа

3

Мы – наблюдатели. Методы изучения природы, зачем человеку голова? Как мы получаем информацию об окружающем мире? Органы чувств человека как датчики внешних воздействий. Научные методы. Лабораторное оборудование. Измерительные приборы. Как человек обрабатывает полученную информацию?

1

Основные методы физики – наблюдения и опыты, и их различие.

Примеры измерительных приборов, лабораторного оборудования.

II. Начальные сведения о физических телах и веществах ( 3 часа)

4

Понятие физическое «тело» и «вещество». Свойства тел (размеры, форма, цвет, прозрачность и непрозрачность, упругость, прочность и т. д.). Функциональные свойства тел и использование тел в необычных целях.

1








Беседа. Демонстрация различных тел из одного вещества и одинаковых тел – из разных веществ





Тела, изготовленные из разных веществ: дерева, металла, пластмассы и др.

 Лазерный диск «Естествознание»: Тела и вещества

А). Введение

б) форма, объем, цвет, запах

Практическая игра на различение основных свойств тела (диск «Естествознание 5» )

5

Масса. Вес. Определение веса тел.


1

Беседа. Упражнения в определении веса тел.


Весы. Разновесы. Тела для взвешивания.

Лазерный диск «Естествознание»: Тела и вещества

А). Масса. Измерение массы.

Определение веса тел с помощью весов.

Лазерный диск «Естествознание»: Тела и вещества: измерение массы тел

6

Температура тела.

1

Беседа. Упражнения в определении температуры  тел.

Термометры и различные тела

Изучение устройства термометра и измерение температуры жидкости.

                                                                        Начальные сведения о строение вещества ( 3 часа)

7

Строение вещества. Молекулы. Атомы. Расположение молекул в газах, жидкостях, твердых телах.


Движение частиц вещества.

Диффузия.Взаимодействие частиц вещества

1




1



Беседа. Демонстрация.

Лазерный диск «Естествознание»: Тела и вещества

А). Строение вещества. Молекулы. Атомы.

Б.) движение частиц вещества.

В). взаимодействие частиц вещества

8

Частицы вещества и состояния вещества. Три агрегатных состояния тел: твердое, жидкое, газообразное

1

Демонстрация твердых, жидких и газообразных тел

Твердые тела: мебель, ученические принадлежности и т.д. Жидкие: вода, молоко, бензин и т.д. Газообразные: воздух, пар Лазерный диск «Естествознание»: Тела и вещества

А). Строение вещества в различных состояниях

Б). Вода.

Практическая работа по определению состояния тел.

III. Пространство ( 4  часа)

9

Форма тел. Постоянство формы твердого тела и непостоянство жидкого и газообразного.

1

Демонстрация формы твердых, жидких и газообразных тел

10

Когда глаза и уши нас обманывают? Необходимость измерений. Оборудование. Что можно измерить. Проблема выбора эталона, метрическая система.

1

Измерение линейных размеров тел.

Линейка, штангенциркуль, микрометр.

Лабораторная работа «Измерение размеров различных тел»

11

Площадь, как и для чего измеряется площадь. Палетка.

1

Измерение площадей различных поверхностей.

Измерительные приборы

Лабораторная работа «Измерение площадей различных поверхностей»

12

Объемы тел. Представление об объеме, как месте, которое тело занимает в пространстве. Единицы объема жидкости и соотнесение с основными единицами измерения. Использование в жизни определения объема жидкости. Газы не имеют постоянного объема.

1

Измерение объема твердых теле. Измерение объема сыпучих тел.

Измерительный прибор - цилиндр (мензурка).

Лабораторная работа «Измерение объема твердых тел»

IV. Время (1 час)

13

Время и его свойства. Измерение времени. Повторяющиеся события. Как измеряли время в древности. Календарь. Часы. Секундомер.

1

Календарь. Часы. Секундомер.

V. Движение и взаимодействие тел ( 7 часов)

14

Механическое движение. Относительность движения. Движение и покой (примеры).

1

Демонстрация движения

Примеры механического движения

15

Виды движений: прямолинейное, криволинейное, вращательное, колебательное (демонстрация видов движений).

1

Демонстрация движения

Примеры видов движения

16

Траектория движения. Путь - длина траектории. Меры длины пути. Время движения.

1

17

Равномерное и неравномерное движение. Скорость движения. Единицы скорости. Относительность скорости. Средняя скорость движения. Спидометр.

1

Демонстрация движения

Примеры движений

18

Ускоренное и замедленное движение

1

Демонстрация движения

Примеры движений

19

Изменение скорости и формы тел при взаимодействии о Действие и противодействие о Инерция о Инерция в быту, технике” масса как мера инертности.

2

Демонстрация инерции

Примеры инерции в быту

Лабораторная работа «Наблюдение зависимости инертности от массы тела».

VI. Взаимодействие  тел. Силы. ( 12 часа)

20

Действие одного тела на другое. Взаимодействие тел. Понятие «сила». Измерение силы. Единицы силы.


Деформации.



1





Беседа. Демонстрация действия силы. Демонстрация  взаимодействия тел.



Беседа. Демонстрация действия силы






Игрушечный автомобиль, бумага, ткань, ножницы

Отвес, камень и др.

Лазерный диск «Естествознание»:           взаимодействие сил.

А). Силы. Виды сил

Б). Взаимодействие тел

В). Деформация. Сила упругости.

Г). Трение

21

Виды сил.

              -  Сила тяжести,

             -   сила упругости,                                          

                -  сила трения.

               -электрические силы

1

Беседа. Демонстрация видов силы


22

Всемирное тяготение. Сила всемирного тяготения. Сила тяжести.

1

Беседа. Демонстрация  силы тяжести

23

Сила трения. Зависимость силы трения от веса тела и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.

1

Беседа. Демонстрация  силы трения

Лабораторная работа «Изучение трения»

24

Деформация тел. Различные виды деформации. Сила упругости, её направление. Зависимость силы упругости от деформаций.

1

Беседа. Демонстрация  силы упругости

Лабораторная работа «наблюдение деформации тел»

25

Силы взаимодействия молекул. Явление смачивания тел.

1

Беседа. Демонстрация  смачивания тел

26

Давление. Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Единицы давления. Давление в природе к технике.

1

Беседа. Демонстрация  давления тела на опору

27

Давление в жидкостях и газах.

Передача давления. Закон Паскаля.

1


Беседа. Демонстрация.



Твердые тела: доска и т.д. Жидкие: вода, молоко и т.д. Лазерный диск «Естествознание»: Силы

28

Давление на глубине. Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость Архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.


1

Просмотр кинофильма

29

Сообщающиеся сосуды, их применение.

1

Демонстрация

Наблюдение уровня жидкости в сообщающихся сосудах.


Повторение за год

3

ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Измерение размеров различных тел.

Измерение площадей различных поверхностей.

Измерение объема твердых тел различной формы.

Измерение массы на весах.

Изучение устройства термометра и измерение температуры жидкости.

Измерение силы с помощью динамометра.

Наблюдение зависимости инертности от массы тела

Изучение трения.

Наблюдение различных видов деформации.

Наблюдение уровня жидкости в сообщающихся сосудах.

Исследование действия жидкости на погруженное в нее тело.

Выяснение условия плавания тел в жидкости.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:

Учащимся необходимо знать:

Положение о том, что все тела состоят из частиц, в частности из молекул, что молекулы находятся в непрерывном и хаотическом движении и взаимодействии.

Понятие: инерция, масса, плотность вещества, сила, сила тяжести, вес, время, расстояние, скорость, давление, архимедова сила.

Учащимся необходимо уметь:

Определять цену деления измерительного прибора, правильно пользоваться таблицами физических величин. Измерять путь различных тел.

Измерять объем твердых и жидких тел, массу этих тел на рычажных весах.

VIII КЛАСС.

I час в неделю.

Всего 34 часа.

Тема и содержание

Кол ч

Методы

Оборудование

Практические работы

I. Повторение (2 часа)

1

Движение и взаимодействие тел в природе.

1

2

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

1

II. Звуковые явления. Звук (2 часа)

3

Звук. Характеристики звука. Источники звука. Распространение звука.

2

Беседа. Демонстрация. Просмотр к/ф «Звук»

Колокольчик, радио, магнитофон, и т.д.

Практическая работа «наблюдение источников звука»

III. Тепловые явления ( 12 часов)

4

Тепловые явления. Тепловые явления в природе и их значение в жизни человека, животных и растений. Виды тепловых явлений. Температура - главная "тепловая" величина. Измерение температуры. Термометр. Термометр из бутылки. Из истории создания термометра. Как человек изучает тепловые явления? Основные закономерности тепловых явлений. Тепловое равновесие.

2

Демонстрация опытов

Два бруска, проволока, гвоздь. Пробирка, пробка с трубочкой, стакан с водой, свечка.

5

Нагревание тел. Как можно нагреть тело? (поместить в пламя горелки, пропустить ток, потереть - совершить работу, привести в контакт с более нагретым телом, облучить "тепловыми лучами".

1

Демонстрация опытов

Два бруска, проволока, гвоздь, пробирка, пробка с трубочкой, стакан с водой, свечка.

6

Способы теплопередачи. Теплопроводность. Греет ли шуба? Конвенция. Излучение. Виды теплопередачи в природе и технике. (Солнце и образование ветров. Основные ветры и их преимущественные направления. Бризы. Значение воздушной оболочки Земли. Парниковый эффект. Виды теплопередачи в жизнедеятельности человека, млекопитающих, птиц, рептилий, рыб). Виды теплопередачи в быту

2

Беседа.

Наблюдение явления теплопроводности и выяснение основных закономерностей этого явления.

Наблюдение конвекции в жидкости.

7

Что происходит с телом при нагревании? Особенности явления теплового расширения твердых тел, жидкостей и газов. Линейное расширение. Объемное расширение. Какие тела сильнее изменяют свей объем при нагревании? Как человек использует свойство тел изменять свой объем при нагревании?

1

Беседа. Демонстрация опытов

Два бруска, проволока, гвоздь. Пробирка, пробка с трубочкой, стакан с водой, свечка.

П.р. «Изменение длины и объема тела при нагревании»

8

Особенности теплового расширения тел. Агрегатные превращения. До каких пределов можно нагревать тела? Что такое агрегатные превращения.

1

Беседа. Демонстрация опытов

Наблюдение теплового расширения жидкостей и газов

9

Плавление и отвердевание. Температура плавления. Ее зависимость от рода вещества и внешнего давления. Особенности плавления и отвердевания тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел. Использование плавления человеком. Плавление в природе.

1

Демонстрация Примеры - «Отливка игрушек», «Плавление снега» и тд

Лед, вода, масло, и т.д.

Наблюдение за процессом плавления льда.

10

Испарения и конденсация. При какой температуре жидкость испаряется? От чего зависит скорость испарения жидкости? Испарение жидкости в закрытом сосуде? Кипение жидкости. Температура кипения. Ее зависимость от рода жидкости и внешнего давления.

1

Демонстрация, беседа.

Вода, спирт, термометр, марля

«От чего зависит скорость испарения», «Охлаждение жидкости при испарении»,  «Наблюдение за процессом испарения жидкостей» и т.д.

11

Когда происходит конденсация? Влажность воздуха. Приборы для измерения влажности воздуха. Использование явлений испарения и конденсации. Испарение и конденсация в природе. Дождь. Снег. Град. Может ли испаряться твердое тело?

1

12

Топливо. Виды топлива. Как образовалось топливо в природе? Какое топливе лучше? Топливо и проблемы энергетики и экологии.

1

Беседа

13

Тепловые двигатели. Из истории создания тепловых двигателей. Что такое тепловой двигатель? Из чего состоит и как работает? Как человек использует машины.

1

Беседа

IV

Электромагнитные явления ( 7 часов)

1

Электрический ток. Электроны. Ионы. Сила тока. Электрические явления в природе и их значение в жизни человека, животных. Можно ли их увидеть, услышать или потрогать электричество.

Как добыть немного электричества? Два рода электрических зарядов. Как зарядить тело. Как обнаружить заряд? Электризация тел. Способы электризации. Взаимодействие заряженных тел.

Проводники и непроводники электричества.

2







1









1

Беседа, демонстрация,


Просмотр к.ф.

2

Напряжение, источники тока 

Где может течь ток? Как обнаружить ток? Действие тока - тепловое, химическое, магнитное.

2

Беседа

3

Электрическая цепь. Основные элементы электрической цепи. Схематическое изображение элементов цепи. Электрические схемы. Как собрать электрическую цепь? Последовательное и параллельное соединение. Тепловое действие тока. Электронагревательные приборы. Их устройство. Как электронагревательные приборы служат человеку? Предохранитель - зачем он нужен? Короткое замыкание.

2

Беседа, демонстрация.

V

Световые явления ( 10 часа)

1

Свет. Источник света.

Свет и тень. Особенности цветового зрения у человека и животных. Цветовые аномалии.

Красивые атмосферные явления: радуга, гало. Почему небо голубое, а заходящее Солнце красное?

Бывает ли невидимый свет? Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Свойства и применение этих видов излучений.

2

Беседа, демонстрация.

П.р. «Свет и тень» и т.д.

2

Отражение и преломление света.


Зеркала и их применение


Линзы и их применение. Оптические приборы.


Глаз и очки.


Цвет


Повторение

2


1


1



1


1


2

Беседа, демонстрация.

Лазерная указка, зеркало, вода



Зеркала


Линзы



Очки, плакат с глазом

ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

Наблюдение и описание какого-либо теплового явления.

Наблюдение явления теплопроводности и выяснение основных закономерностей этого явления.

Наблюдение конвекции в жидкости.

Наблюдение теплового расширения жидкостей и газов*

Наблюдение за процессом плавления льда.

Наблюдение за процессом испарения жидкостей.

Наблюдение за процессом кипения воды.

Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

Паспорт электрического прибора. Что нужно знать о приборе, чтобы он хорошо служил человеку?

Наблюдение и образование тени и полутени предмета на экране.

Рассматривание мелких объектов при помощи лупы.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ.

Учащимся необходимо знать:

Положение о том, что все тела состоят из частиц, в частности из молекул, что молекулы находятся в непрерывном беспорядочном движении и взаимодействии (притягиваются и отталкиваются).

Понятия:Сила тяжести, вес, давление, архимедова сила.

Формулы силы тяжести и массы, давления жидкости под действием силы тяжести.

Основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения диффузии в жидкостях и газах, различия между агрегатными состояниями веществ, давления газа.

Определять цену деления измерительного прибора, правильно пользоваться измерительным цилиндром, весами, динамометром,  таблицами физических величин.

Понятия: электрический ток в металлах, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное электрическое сопротивление.

Прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы.

Законы отражения света.

Учащиеся должны уметь:

Проводить простые опыты с простыми механизмами, а также уметь разъяснять понятия теплопроводности и переход вещества из одного агрегатного состояния в другое, распространение звука.

Применять положения электронной теории для простейшего объяснения электризации тел при их соприкосновении, существования проводников и диэлектриков, электрического тока в металлах, причины электрического сопротивления, нагревания проводника электрическим током.

IX КЛАСС.

I час в неделю.

Всего 34 часа.

ПОВТОРЕНИЕ (3 часа).

Взаимодействие тел в природе. Энергия. Виды энергии.

Тепловые явления. Агрегатные превращения. Топливо.

Звук как источник информации. Источники звука – колеблющиеся тела.

Урок №

Тема урока

Компьютерная модель

Видеофрагмент

1/2

Предмет астрономии

Мультимед.библиот.

Презентация№1

3/4

Развитие представлений о Вселенной и Солнечной системе

Мультимед.библиот.

Презентация№8

5/6

Солнечная система

Физикон

Модель, конспект

7/8

Вселенная, галактики – что же этотакое?

Мультимед.библиот.

Презентация№28, 29

9/10

Солнце

Мультимед.библиот.

Презентация№18, 19, 21

11/12

Звездное небо

Мультимед.библиот.

Презентация№2

13/14

Земля. Строение Земли

Мультимед.библиот.

Презентация№12 (1 часть)

Видеофильм «Строение Земли»

15

Литосфера. Гидросфера. Атмосфера.


16/17

Луна – естественный спутник Земли

Мультимед.библиот.

Презентация№12 (2 часть),  13

18/21

Планеты Земной группы. Меркурий.

Мультимед.библиот.

Презентация№14

19/21

Венера

20/21

Марс

22/24

Планеты – гиганты. Юпитер,

Мультимед.библиот.

Презентация№15 (1,2 часть)

23/24

Сатурн.

25/27

Уран

Мультимед.библиот.

Презентация№15 (3,4 часть)

26/27

Нептун, Плутон

28/29

Остальные космические тела Солнечной системы: астероиды и метеориты

Мультимед.библиот.

Презентация№16

30/31

Кометы, метеоры и черные дыры

Мультимед.библиот.

Презентация№17

32-34

Повторение, просмотр фильмов, газет и журналов

Примерный перечень тем проектов: 

Астрономия в древности.

Происхождение Солнечной системы. Первые размышления и научное объяснение.

Жемчужины звездного неба (галактики).

Сокровища звездного неба.

Современные представления о рождении звезд.

Солнечные исследования в ХХ веке.

Современные данные о планетах Солнечной системы.

Система Земля–Луна.

Луна.

Космический этап в исследовании загадочного Марса.

Астероиды. Пояс Койпера.

Сатурн.

Редкие и необычные явления на небе.

Небесные гости (кометы и метеорные тела).

Основные открытия в изучении космического пространства за последние 40 лет.

Примерные темы рефератов Каждый учащийся может самостоятельно выбрать темы для итоговой аттестации. Но учитель должен оказать помощь в выборе темы. Темы рефератов могут носить как чисто астрономический характер, так и быть на стыке нескольких наук. Ниже приводятся темы, которые пока не встречаются на дисках «Рефераты» и в свободном доступе в интернете.

Солнечно-земные связи и 23-летний цикл солнечной активности.

Новости в космических исследованиях Солнечной системы.

История поиска планетных систем у других звезд.

Крупные астероиды из пояса Койпера.

Пояс Койпера и облако Оорта.

Объекты внешней области Солнечной системы: кентавры, транснептунные объекты, плутино.

Крупный космический объект, открытый в 2002 году – десятая планета или рядовой астероид?

Открытия в физике Солнца в ХХ веке.

Представления человечества о звездах и их эволюции в различные эпохи.

Современные представления о структуре межзвездной среды. Межзвездная пыль. Глобулы. Гигантские молекулярные облака.

Круговорот вещества в Галактике. Звездообразование в Галактике.

Взаимодействие сверхновых с межзвездными облаками.

Проявления околозвездного вещества: джеты, объекты Хербига–Аро, диски.

Открытие каннибализма в мире галактик.

Старейшие образования в Галактике: шаровые скопления.

Звезды второго поколения: рассеянные скопления и звездные ассоциации.

Проблемы физики элементарных частиц и возникновение химических элементов во Вселенной.

Эффект Доплера и красное смещение дальних галактик.

Эффект Доплера и квазары.

Определение постоянной Хаббла космическим телескопом им. Хаббла.

Современные представления о строении и эволюции Вселенной.

Фундаментальные открытия в космологии в ХХ веке.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ.

Учащимся необходимо знать:

Понятия: Солнечная система, галактика, планеты, Солнце, Земля, Луна, метеоритный дождь и т.д.

Почему происходит смена дня и ночи, времен года.

Что такое закат  и восход Солнца. Почему происходят приливы и отливы.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Учебник под ред. А.Е.Гуревича, Д.А.Исаева Физика, химия 5-6 кл. М., Дрофа,2001

Сборник под ред. Ю.Н. Дик, В.А.. Коровин. Программа общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 1998

 Сборник под ред. В.В. Воронковой «Программа 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Сборник I, 2. Гуманитарное изд-во центр "Владос", 2000

 Сборник. Физика в средней школе. М., Просвещение, 1990 (библиотека учителя физики)

Методика преподавания физики. М., Просвещение.

И.Л. Панина. 100 игр по физике. М., Просвещение, 1995.

Ф.В. Рабиза. Забавная физика для детей. М., Просвещение, 1997.

Л. Гальперштейн. Занимательная физика. М., Росмэн, 1998.

А.В. Усова, З.А. Вологодская Тетрадь по физике. М., Просвещение, 1997.

Книга для чтения по физике 6-7 кл. (сост. И.Г. Кириллова), М., Просвещение, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку для школ I вида 9 класс

 Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 9 класса среднего (полного) общего образования разработана на основе программы общеобразовательных учреждений 5-9 классов....

Рабочая программа по истории. 7 класс. Школа VIII вида.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание программы, требования к учащимся, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по географии. 7 класс. Школа VIII вида.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, требования к знаниям и умения учащихся, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по технологии. 7 класс. Школа VIII вида.

Рабочая программа по технологии для школ VIII вида составлена на основе программы для коррекционных учебных заведений, содержит пояснительную записку, требования к результатам обучения, основное содер...

Рабочая программа по русскому языку для школ V вида на основе программы авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.

Данная рабочая программа разработана для школ V вида (для детей с нарушениями речи). Она отличается от программы общеобразовательной школы тем, что расчитана на 10 классов.Темы по развитию речи вынесе...