Дислалия
материал по теме

Дислалияэто нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислалия проявляется в дефектах воспроизведения звуков речи: в искаженном их произнесении, замене одних звуков другими, смешение звуков, иногда их пропусканием.

Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Статистические данные полученные при изучении дислалия показали, что дислалия встречается у 35-40 % детей дошкольного возраста, у 20-25 % детей школьного возраста, у людей старшего возраста дислалия встречается не менее 2%. Дислалия может являться временным нарушением , которое преодолевается в ходе речевого развития детей в процессе школьного обучения.

Дислалия имеет различные формы:

  1. Функциональная дислалия. Возникает в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения. Как правило, возникает нарушение в произношении одного или нескольких звуков. Причины появления функциональной дислалии могут быть различные от общей ослабленности организма ребенка до задержки психического развития. От неблагоприятного круга общения до ограниченности социальных связей. В таких случаях несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляционных органов, необходимые для произношения звуков. Оказывается неусвоенный один из признаков данного речевого звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. При функциональной дислалии происходит смешение или взаимозамена звуков, искажение звуков.

Функциональная дислалия делится на:

- акустико-фонематическую дислалию. При такой форме наблюдается нарушение процесса опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятии решения о фонеме. Причина – нарушение фонематического слуха. В итоге происходит неправильное восприятие слов, например, гора – кора, рыба – лыба, жук – щук. Чаще всего идет неузнавание с последующей заменой таких пар, как букв как р – л, ж – ш, д – т, г – к, з – с.

- артикуляторно – фонематическую дислалию. Чаще, при произнесение звука, подбирается звук близкий к нему по набору артикуляционных признаков. Например, крыса – крыша, гол – дол, лук – люк.

- артикуляторно – фонетическая дислалия. Может проявляться в форме пропуска звуков, искаженно произносимые звуки, нехарактерные для данного языка. Причина – неправильно сформированная артикуляционные позиции. Это ротацизм – деффект произношения «р», сигматизм – неправильное произношение свистящих и шипящих звуков, ламбдацизм – «л», каппацизм – «к», гамацизм – «г» и хитизм – «х».

  1. Механическая дислалия. Как правило, возникает при отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, неба). Обычно возникают нарушение в воспроизведении нескольких групп звуков.

При данном виде речевого нарушения логопедические занятия проводятся регулярно. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная работа учителя- логопеда при дислалии

Начинается  с выявления нарушения речи  это достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникнове­ния этих нарушений весьма разнообразны. Они...

Формы дизартрии. Причины возникновения дизартрии, отличие от дислалии.

Материал презентации можно использовать, как демонстрационный к выступлению на методическом объединении учителей начальных классов, воспитателей и родительских собраниях. В презентации рассматриваются...

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии

  Нередко бывает сложно отдифференцировать особенности нарушения речи встречающиеся при дислалии от тех, с которыми приходится сталкиваться при стертой форме дизартрии. Предложенный матери...

Дислалия

Дислалия...

Контрольная работа по логопедии (раздел «Дислалия») Тема: «Некоторые взгляды на механизмы дислалии»

Благодаря исследованиям отечественных логопедов, мы имеем полное представление о структурной организации такого сложного речевого дефекта, как дислалия. Эти данные необходимы школам, детским садам и с...

Проект "Реализация инновационных подходов в логопедической работе по коррекции дисграфии и дислалии. Рисунки песком".

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятсяперспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективныхс...

Индивидуальный план работы по коррекции дислалии

Для достижения оптимальных результатов коррекционной работы учителю- логопеду необходимо чётко спланировать коррекционный процесс. Предлагаю вариант  плана индивидуальной работы по коррекции дисл...