Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство детей со звуком «с», «с'». У нас в гостях Бабушка-Загадушка.
план-конспект на тему

Баринова Светлана Николаевна

 

Знакомство детей со звуком «с», «с'».У нас в гостях Бабушка-Загадушка.

Программное содержание

Познакомить детей со звуком «с», «с'», сравнивать звуки по произношению и звучанию, обозначать их цветовыми символами; упражнять в чтении слогов.

Вырабатывать умение различать звук, слог, слово, предложение.

Совершенствовать умение производить звуковой анализ слов, используя схему звукового состава, слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове.

Продолжать учить понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение из 2 - 4 слов; делить предложение на слова, называя их по порядку.

Развивать слуховое восприятие, внимание и память ребенка в работе со звуками речи; развивать интерес к изучению звуков.

Активизация словаря - гласный звук, согласный твердый звук, согласный мягкий звук, слог, слово, предложение.

Демонстрационный материал: картинки с изображением лисы, лося; звуковые домики: символы звуков «с», «с'» - синий и зеленый кружочки; демонстрационная таблица для чтения слогов, мяч.

Раздаточный материал: предметные картинки со звуком «с», «с'»; пеналы с цветовыми символами звуков, схемы слов (лиса, луна, зонт); картинки для составления предложений; полоски - символы предложения.

Предшествующая работа

Игра «Назови пару», игра «Какой звук гласный?», игра «Звуковые часы», игра «Отгадки спрятались», игра «Слова, рифмы, звуки»; звуковой анализ слов (сани, слон, зонт, рыба).

Ход занятия

 

1.Создание игровой мотивации

Дети стоят в кругу возле воспитателя.

Ребята, вы хотели бы побывать в гостях? Сегодня мы отправимся в гости к Бабушке-Загадушке. Она живет далеко, поэтому полетим мы на самом быстром виде транспорта на самолете.

Как вы думаете, кто встретит нас у трапа самолета? (стюардесса)

Да, она скажет «Здравствуйте, уважаемые пассажиры. Проходите в салон, займите свои кресла», (дети садятся на места) Самолет набрал высоту. Чтобы не было скучно - посмотрите в иллюминатор. Над чем мы летим? Я буду называть один предмет, а вы много:

Мы летим над лесом (лесами)

Мы летим над мостом (мостами)

Мы летим над садом (садами)

Самолет снижается и приземляется. Нас встречает Бабушка-Загадушка.

 

2.Сообщение темы занятия.

Ребята, а почему Бабушку назвали Загадушкой (умеет загадывать загадки) Бабушка-Загадушка пригласила вас в гости, чтобы познакомить с новым звуком. Отгадайте загадки, и вы узнаете звуки, с которыми мы встретимся. Эти звуки есть в отгадках.

Загадки.

У нее хвост пушистый.

Мех золотистый.

В лесу она живет,

В деревне кур крадет (лиса)

Выставляется картинка.

Какой звук вы услышали в середине слова (звук «с»)

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув высоко (лось)

Выставляется картинка.

Назовите звук, который услышали в конце слова (звук «с'»)

 

3.Характеристика звуков

Упражнение «Произнесем звук»

Сейчас мы будем произносить звук «с» как я - с-с-с. Язык не пропускает воздух, он улегся вниз и прижался к нижним зубам, зубы тоже закрыли выход воздуху, осталась маленькая щелка. А воздух прервал преграду и засвистел от радости.

Произношение звука (девочки, мальчики)

Женя, если воздух встречает преграду при произношении звука, какой он? (согласный) Почему? (мешает язычок и зубы) Давайте произнесем звук твердо (с, с, с). Помогайте себе кулачком (сильно сжать).

В какой домик «поселим» звук? (в синий)

Произнесите звук мягко (с', с', с') - кулачок сжимается слабо, губы улыбаются. В каком домике будет жить мягкий звук с'(в зеленом). Обозначаем фишкой.

Расскажите Бабушке-Загадушке в каким домиках живут звуки.

В красном домике живут гласные звуки; они поются, им не мешает преграда.

В синем домике живут согласные твердые; они не поются, им мешает преграда.

В зеленом домике живут согласные мягкие; они не поются, им мешает преграда.

 

4.Произнесение звуков «с» и «с'» в словах.

Бабушка-Загадушка приготовила для вас картинки. Произнесите слова (на картинке у каждого), определите, как звучит звук твердо или мягко, обозначьте его фишкой, (спрашиваю 3-4 детей)

 

5.Физкультминутка.

Бабушка-Загадушка приглашает вас поиграть в игру.

Игра (в кругу) «Звуки-слоги». Дифференциация понятий «слог», «слово».

Я бросаю вам звуки, вы мне возвращаете слоги (с, а – са; с, о – со; с, и – си и т.д.).

Что я вам бросала? (звуки) А вы мне (слоги)

Прочтем слоги (чтение слоговой таблицы хором и индивидуально)

А теперь помогите закончить скороговорки:

ось - ось - ось - ось - ест осинку... (лось),

оси - оси - оси - оси - по лесу бродят... (лоси)

зы - сы -зы - сы - хвост пушистый у ... (лисы)

Вы мне подсказывали слова или слоги? (слова)

Слово спряталось куда-то

Слово спряталось и ждет

Пусть найдет меня ребята,

Ну-ка кто меня найдет?

 

6.Игра «Найди слову домик» (2 детей работают у мольбертов. 1 ребёнок находит слова, в которых 3 звука, а 2 ребёнок слова, в которых 4 звука)

Звуковой анализ слов (лиса, луна, зонт) (на ковре)

Как вы думаете, сколько звуков в слове «лиса»? (4) Сколько нужно произнести слово? (4 раза) Произносите слово, выделяя звуки и обозначая фишками.

Спрашиваю одного ребенка полностью все 4 звука и четырех детей по одному звуку.

 

7.Работа над предложением(за столами)

Бабушка-Загадушка хочет послушать, как мы умеем составлять предложения. Составьте предложение по картинке, обозначьте схемой (спрашиваю 3-4 детей) Составьте предложения по схеме.

 

8.Итог.

Пришла пора попрощаться с Бабушкой-Загадушкой. Поблагодарим ее за гостеприимство. Стюардесса приглашает вас подняться и поудобнее разместиться в креслах. Самолет поднялся в воздух. Чтобы не было скучно, давайте поговорим. Спасибо, дети, вы меня очень поразили своими ответами, мне было приятно работать с вами. Активными были (назвать имена детей). А что запомнилось вам?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_obucheniyu_gramote.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство детей со звуком «с», «с'».У нас в гостях Бабушка-Загадушка.

Программное содержание

Познакомить детей со звуком «с», «с'», сравнивать звуки по произношению и звучанию, обозначать их цветовыми символами; упражнять в чтении слогов.

Вырабатывать умение различать звук, слог, слово, предложение.

Совершенствовать умение производить звуковой анализ слов, используя схему звукового состава, слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове.

Продолжать учить понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение из 2 - 4 слов; делить предложение на слова, называя их по порядку.

Развивать слуховое восприятие, внимание и память ребенка в работе со звуками речи; развивать интерес к изучению звуков.

Активизация словаря - гласный звук, согласный твердый звук, согласный мягкий звук, слог, слово, предложение.

Демонстрационный материал: картинки с изображением лисы, лося; звуковые домики: символы звуков «с», «с'» - синий и зеленый кружочки; демонстрационная таблица для чтения слогов, мяч.

Раздаточный материал: предметные картинки со звуком «с», «с'»; пеналы с цветовыми символами звуков, схемы слов (лиса, луна, зонт); картинки для составления предложений; полоски - символы предложения.

Предшествующая работа

Игра «Назови пару», игра «Какой звук гласный?», игра «Звуковые часы», игра «Отгадки спрятались», игра «Слова, рифмы, звуки»; звуковой анализ слов (сани, слон, зонт, рыба).

Ход занятия

1.Создание игровой мотивации

Дети стоят в кругу возле воспитателя.

Ребята, вы хотели бы побывать в гостях? Сегодня мы отправимся в гости к Бабушке-Загадушке. Она живет далеко, поэтому полетим мы на самом быстром виде транспорта на самолете.

Как вы думаете, кто встретит нас у трапа самолета? (стюардесса)

Да, она скажет «Здравствуйте, уважаемые пассажиры. Проходите в салон, займите свои кресла», (дети садятся на места) Самолет набрал высоту. Чтобы не было скучно - посмотрите в иллюминатор. Над чем мы летим? Я буду называть один предмет, а вы много:

Мы летим над лесом (лесами)

Мы летим над мостом (мостами)

Мы летим над садом (садами)

Самолет снижается и приземляется. Нас встречает Бабушка-Загадушка.

2.Сообщение темы занятия.

Ребята, а почему Бабушку назвали Загадушкой (умеет загадывать загадки) Бабушка-Загадушка пригласила вас в гости, чтобы познакомить с новым звуком. Отгадайте загадки, и вы узнаете звуки, с которыми мы встретимся. Эти звуки есть в отгадках.

Загадки.

У нее хвост пушистый.

Мех золотистый.

В лесу она живет,

В деревне кур крадет (лиса)

Выставляется картинка.

Какой звук вы услышали в середине слова (звук «с»)

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув высоко (лось)

Выставляется картинка.

Назовите звук, который услышали в конце слова (звук «с'»)

3.Характеристика звуков

Упражнение «Произнесем звук»

Сейчас мы будем произносить звук «с» как я - с-с-с. Язык не пропускает воздух, он улегся вниз и прижался к нижним зубам, зубы тоже закрыли выход воздуху, осталась маленькая щелка. А воздух прервал преграду и засвистел от радости.

Произношение звука (девочки, мальчики)

Женя, если воздух встречает преграду при произношении звука, какой он? (согласный) Почему? (мешает язычок и зубы) Давайте произнесем звук твердо (с, с, с). Помогайте себе кулачком (сильно сжать).

В какой домик «поселим» звук? (в синий)

Произнесите звук мягко (с', с', с') - кулачок сжимается слабо, губы улыбаются. В каком домике будет жить мягкий звук с'(в зеленом). Обозначаем фишкой.

Расскажите Бабушке-Загадушке в каким домиках живут звуки.

В красном домике живут гласные звуки; они поются, им не мешает преграда.

В синем домике живут согласные твердые; они не поются, им мешает преграда.

В зеленом домике живут согласные мягкие; они не поются, им мешает преграда.

4.Произнесение звуков «с» и «с'» в словах.

Бабушка-Загадушка приготовила для вас картинки. Произнесите слова (на картинке у каждого), определите, как звучит звук твердо или мягко, обозначьте его фишкой, (спрашиваю 3-4 детей)

5.Физкультминутка.

Бабушка-Загадушка приглашает вас поиграть в игру.

Игра (в кругу) «Звуки-слоги». Дифференциация понятий «слог», «слово».

Я бросаю вам звуки, вы мне возвращаете слоги (с, а – са; с, о – со; с, и – си и т.д.).

Что я вам бросала? (звуки) А вы мне (слоги)

Прочтем слоги (чтение слоговой таблицы хором и индивидуально)

А теперь помогите закончить скороговорки:

ось - ось - ось - ось - ест осинку... (лось),

оси - оси - оси - оси - по лесу бродят... (лоси)

зы - сы -зы - сы - хвост пушистый у ... (лисы)

Вы мне подсказывали слова или слоги? (слова)

Слово спряталось куда-то

Слово спряталось и ждет

Пусть найдет меня ребята,

Ну-ка кто меня найдет?

6.Игра «Найди слову домик» (2 детей работают у мольбертов. 1 ребёнок находит слова, в которых 3 звука, а 2 ребёнок слова, в которых 4 звука)

Звуковой анализ слов (лиса, луна, зонт) (на ковре)

Как вы думаете, сколько звуков в слове «лиса»? (4) Сколько нужно произнести слово? (4 раза) Произносите слово, выделяя звуки и обозначая фишками.

Спрашиваю одного ребенка полностью все 4 звука и четырех детей по одному звуку.

7.Работа над предложением (за столами)

Бабушка-Загадушка хочет послушать, как мы умеем составлять предложения. Составьте предложение по картинке, обозначьте схемой (спрашиваю 3-4 детей) Составьте предложения по схеме.

8.Итог.

Пришла пора попрощаться с Бабушкой-Загадушкой. Поблагодарим ее за гостеприимство. Стюардесса приглашает вас подняться и поудобнее разместиться в креслах. Самолет поднялся в воздух. Чтобы не было скучно, давайте поговорим. Спасибо, дети, вы меня очень поразили своими ответами, мне было приятно работать с вами. Активными были (назвать имена детей). А что запомнилось вам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуки [Х], [Х\'], буква Х. "Слияние", "Вне слияния"

Конспект занятия по развитию навыков звукового анализа и синтеза с элементами обучения грамоте. Тема «Звуки [Х], [Х’], буква Х». Знакомство с терминами «Слияние», «Вне слияния»....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: БЕСЕДА О ЗИМЕ. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «КОМ». СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ 2, 3, 4 СЛОВ

Тема: БЕСЕДА О ЗИМЕ. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «КОМ».СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ 2, 3, 4 СЛОВЗадачи:• совершенствовать умение детей слушать и слышать; да­вать обоснованные ответы на во...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ О ТЕМЕ " ЗВУКИ ДбДЬ"

Занятие по развитию фонематических  процессов и обучению грамоте у  старших дошкольников....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ О ТЕМЕ " ЗВУКИ Б,БЬ

Занятие  по ознакомлению и дифференциации звуков Б-БЬ  в старшей логогруппе...