Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
материал на тему
Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII-VIII вида".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по теме:
«Формирование социальных навыков на основе проектирования
индивидуальных образовательных маршрутов
у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Методическая тема Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» «Создание и развитие образовательной системы «Школа успеха – социокультурный центр микрорайона» которая включает в себя создание условий для становления человека – гражданина, интегрированного в современное общество; воспитание физически и нравственно здоровой, творческой личности, подготовленной к жизни; формирование у обучающихся мировоззренческих позиций, толерантности, культуры мира, культуры ненасилия; формирование и воспитание в обучающихся таких ценностей, как сострадание, милосердие, гражданское самосознание, любовь к Родине.
Гуманизация общественных отношений предполагает наличие особого внимания к наименее защищенным членам общества. Люди с ОВЗ (умственно отсталые (все степени), с задержкой психического развития (ЗПР)) - это многочисленная группа социально не защищенных граждан. Особое место среди них занимают дети. Они растут вдали от сверстников и традиционных детских радостей. Им автоматически приписывается статус людей второго сорта. Они вырастают с ущербной психикой, часто со злобой на отторгнувший их окружающий мир.
Актуальность темы.
- Принципы государственной политики в области образования – гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, ориентация на реализацию личного потенциала - определяют направление совершенствования образования на современном этапе.
- Актуальной задачей на сегодняшний день является усиление внимания к вопросам охраны здоровья детей, создание системы общедоступного, личностно-ориентированного образования для детей c ОВЗ:
а) В каждой стране есть дети с ЗПР, умственной отсталостью (легкой, умеренной, тяжелой или глубокой), которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания помощи таким детям весьма актуальны;
б) Лица с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности являются инвалидами детства; имея грубые нарушения познавательной деятельности, речи и эмоциональной сферы, они не способны к самостоятельной жизни и требуют постоянного надзора и опеки. Однако при организации специального обучения они усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками;
в) Лица с задержкой психического развития не являются инвалидами детства, имея нарушения познавательной деятельности, речи и эмоциональной сферы, они способны к самостоятельной жизни, но требуют постоянного надзора и опеки. Однако при организации специального обучения они усваивают формы коммуникации, овладевают трудовыми и социальными навыками.
Цель:
создание индивидуальных образовательных маршрутов для качественной подготовки детей специальных (коррекционных) классов (СКК) VII-VIII вида к полноценной жизни в обществе, формирование у них уверенности в своих силах.
Задачи:
- Изучение проблемы формирования социальных навыков детей с ОВЗ.
- Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей СКК VII-VIII вида, имеющих отклонения в психическом или интеллектуальном развитии по формированию навыков социального взаимодействия.
- Распространение опыта работы по социальной адаптации детей с ОВЗ.
- Инициировать социальную работу с детьми с ОВЗ и их родителями, оказывая максимальную социально - педагогическую поддержку.
Гипотеза:
ЕСЛИ в школе реализуются индивидуальные образовательные маршруты для детей СКК VII-VIII вида по формированию навыков социального взаимодействия и будут созданы условия для проведения целенаправленной работы, включающие:
- раннюю диагностику, внешнюю и внутреннюю дифференциацию образования;
- коррекционно-развивающую работу, проводимую педагогами-дефектологами, психологами, педагогами дополнительного образования и другими специалистами индивидуально или в небольших группах;
- усиленное внимание к вопросам охраны здоровья детей;
- реализацию идеи оказания всесторонней, своевременной помощи этой категории обучающихся;
- консультационно-методическую поддержку родителей детей с ОВЗ,
ТО ВОЗМОЖНО
- будут сформированы навыки социального взаимодействия у детей СКК VII-VIII вида способствующие непрерывному процессу социализации с дальнейшей интеграцией их в общество на основе индивидуальных образовательных маршрутов.
Ожидаемые результаты:
- положительная динамика в развитии детей СКК VII-VIII вида;
- успешная социальная адаптация детей с ОВЗ.
В 90-е гг. под влиянием социально-политических изменений в стране произошел резкий перелом в ценностных ориентациях государства: стали переосмысливаться права человека, права ребенка, права инвалидов; началось освоение обществом новой философии: признание неделимости общества на "полноценных" и "неполноценных", признание единого сообщества, состоящего из разных людей с различными проблемами. Государство провозглашает антидискриминационную политику по отношению к людям с ОВЗ. В этом контексте резко изменилась оценка обществом и государством состояния системы специального образования и перспектив ее развития, оно стало характеризоваться как кризисное. Одновременно на федеральном и региональном уровнях начинают возникать инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого-педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, копирующих современные западные модели обучения детей с нарушениями в развитии.
В настоящее время раннее выявление хронически больных детей, проводится в семьях с "повышенным риском", к их числу относятся семьи, в которых:
- уже есть ребенок с отклонениями в развитии;
- есть члены семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, эпилепсией и др., с нарушением слуха или зрения, с резко выраженными речевыми недостатками;
- есть дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, родовую асфиксию, травму или же нейроинфекцию, черепно-мозговые травмы в первые месяцы жизни;
- родители подвергались радиационному облучению, жили в неблагоприятной экологической обстановке, работали в опасных для здоровья условиях химической промышленности;
- матери перенесли во время беременности острое инфекционное заболевание, тяжелый токсикоз или травму;
- родители (или хотя бы один из них) являются алкоголиками.
Значимая роль в обнаружении тех или иных заболеваний ребенка принадлежит семье. Постоянно общаясь с малышом, родители быстрее замечают некоторое специфическое развитие младенца, особенно его поведение, отличающее его от других детей того же возраста. Им необходимо сразу же обратиться к врачу-специалисту: педиатру, психоневрологу, невропатологу, офтальмологу и т. д. для установления наличия заболеваний и получения квалифицированной помощи. Позднее ребенка стоит направить на ПМПК - психолого-медико-педагогическую комиссию. Туда поступают дети из дошкольных учреждений (ДОУ) и школ (МОУ) в тех случаях, когда их состояние вызывает беспокойство у педагогов и воспитателей. Там обследуются обучающиеся из школ общего назначения, СК школ и из детских домов. Как правило, это неуспевающие ученики, полезность пребывания которых в обычной школе вызывает сомнение. По рекомендации ПМПК дети могут быть определены для обучения в СКК VII вида, специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII вида или школу-интернат. В этих классах, учреждениях создаются хорошие условия для воспитания и развития ребенка.
Детей с выявленными психосоматическими проблемами стали определять в классы коррекционно-развивающего обучения (классы КРО) и затем в процессе первого года обучения, выполняющего, кроме того, и диагностические функции, определять более точно характер и природу отклонений, а вследствие этого, и форму дальнейшего обучения.
Особое значение в интеграции детей с ОВЗ имеет его полноценная подготовка к жизни. Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1971 г. принята Декларация о правах умственно отсталых лиц. Особо оговорено в декларации право таких лиц продуктивно трудиться в меру своих возможностей, получать за это материальное обеспечение. Для возможности воспользоваться этими правами умственно отсталый ребенок должен быть достаточно хорошо подготовлен к жизни в условиях домашнего воспитания, в период обучения в школе или интернате. Поэтому проблема интеграции таких детей является актуальной.
В младшем школьном и подростковом возрасте социально-педагогическая работа с детьми направлена на подготовку ребенка к жизни вне ОУ. Однако не все воспитанники данных классов, учреждений в полном объёме усваивают государственную программу обучения. Поэтому для таких детей пишутся индивидуальные, т.е. конструированные программы или индивидуальные образовательные маршруты как по общеобразовательной, так и по воспитательной деятельности (например общеобразовательная деятельность, девочка стала изучать предмет «Технология» (швейное дело) не с 4 класса, а только в 8 классе, поэтому педагог берёт программы всех классов и составляет для неё индивидуальный образовательный маршрут; при ЗПР и нарушениях зрения берутся за основу программы школ VII и IV видов и т.д.). (Приложение 1. Алгоритм создания индивидуальных образовательных маршрутов).
Принципы проектирования программы:
- Индивидуальный и дифференцированный подход к каждому конкретному ребёнку, где учитываются результаты клинико - психологического и педагогического изучения ребёнка.
- Межпредметные связи.
- Интегрированный подход (берутся разные программы).
- Дозированность объёма. (Увеличение времени изучения материала).
- Степень усложнения программы (концентры).
- Тематичность - близкие по содержанию темы изучается на различных предметах одновременно.
- Принцип инвариантности (в программе возможны изменения, корректирующие элементы).
Основная идея разработки программ индивидуальных образовательных маршрутов в олигофренопедагогике для детей с ОВЗ опирается на работы известных педагогов: Л.С.Выготского, В.В.Воронковой, М.С.Певзнер, А.Р.Лурии, А.Р.Маллера и др..
Занявшись глобальными вопросами о соотношении между обучением и воспитанием, Л.С. Выготский выдвинул концепцию о "зоне ближайшего развития", согласно которой только то обучение является действенным, которое "забегает вперед" развития. Изучал проблемы взаимосвязи мотивации и познавательных процессов, законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов), наметил совместно со своими учениками (А.Р.Лурия и др.) принципиально новый подход к коренным вопросам формирования личности. Одной из первых публикаций В.С.Выготского была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.
Исследования ученых (Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, Ф.М. Новик, В.Г. Петрова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.) свидетельствуют о значительном потенциале детей с ограниченными возможностями здоровья, резерве здоровых качеств, которые могут проявиться в благоприятных условиях системы образования и являться основой их социализации.
Обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию – это факторы социализации, важнейшим из которых является воспитание. Успех воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а значит и его социализации, в значительной степени определяется тем, насколько эффективно школа использует воспитательный потенциал той среды, где дети и подростки проводят большую часть времени, т. е. среды коррекционной школы.
Как свидетельствуют исследования ученых-дефектологов В.В. Воронковой, В.Г. Петровой, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер и др., психофизическое развитие аномальных детей осуществляется по общим закономерностям детского развития при решающем воздействии специального обучения. Результатом образования детей данной категории должна являться максимальная социализация и трудовая адаптация детей и подростков в современных экономических условиях. Для возможности участия детей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества необходимо главный акцент в воспитании и социализации делать не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения ими определенной системы знаний и ценностей, сколько на создании определенных условий для их социального воспитания опыта.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) разрабатывается не более чем на один учебный год
Для диагностирования уровня усвоения социальных навыков
- выработаны направления деятельности специалистов школы и направления деятельности по формированию умений и навыков у детей с ОВЗ (Приложение 2);
- сформированы цели и задачи по направлениям деятельности специалистов (Приложение 3);
- определены занятия, на которых проводится целенаправленная работа по формированию социальных умений и навыков (Приложение 4).
Для отслеживания результатов и корректировки ИОМ разработаны критерии (умения и навыки, необходимые для обучающегося) и шкала оценки уровня сформированности навыков (Приложение 5).
Для закрепления выработанных навыков составлена схема взаимодействия ОУ с социальной средой (Приложение 6).
Вывод: Мой опыт работы над данной проблемой показывает, что целенаправленное использование индивидуальных образовательных маршрутов в коррекционно-воспитательной работе приводит к успешной социальной адаптации и развитию детей с ОВЗ. У них вырабатываются те же компетентности, которые присущи здоровым гражданам нашего общества (Приложение 7).
Тезаурус
Внутриутро́бная гипокси́я — кислородное голодание плода. Родовая асфи́кси́я (от др.-греч. ἀ- — «без» и σφύξις — пульс, буквально — отсутствие пульса, в русском языке допускается ударение на второй или третий слог) — удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислоты в крови и тканях.
Гипертензионный синдром - клиническое проявление повышения внутричерепного давления.
Дезадаптация школьная [фр. dés — от, раз + лат. adaptare — приспосабливать] — невозможность школьного обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует. Наиболее часто проявляется в невозможности обучения ребенка по программе, адекватной его способностям, а также в поведении, не согласующимся с принятыми дисциплинарными нормами.
Дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии; (в узком понимании этого термина) — коррекционный педагог.
Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.
Коррекция (лат. Corrеctio — исправление) в дефектологии — система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения, зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обозначается понятием «коррекционно- воспитательная работа».
Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности аномальных детей, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности специальных учреждений.
Компенсация (лат. Compensatio — возмещение, уравновешивание) — замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных либо приобретенных аномалий. Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности.
Коммуникативность - способность к передаче и восприятию информации.
Нейроинфекция - вирусное, бактериальное, грибковое, протозойное (вызванное простейшими) поражение головного, спинного мозга или периферических нервов. Это такие заболевания: менингит, энцефалит, абсцесс мозга, полиомиелит и другие.
Радиационное облучение — воздействие на людей ионизирующего излучения, возникающего в результате радиационной аварии.
Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Социальная адаптация (от лат. Аdapto — приспособляю) — приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У аномальных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении.
Толерантность - терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Умственная отста́лость (малоу́мие, олигофрени́я; др.-греч. ὀλίγος — малый + φρήν — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом».
Умственная отсталость - это состояние задержанного или неполного врожденного развития психики (хотя диагноз может устанавливаться по достижении ребенком 1 года). Введение новой международной классификации породило невероятный разнобой в названиях. Наряду с узаконенными названиями «умственная отсталость» легкой, средней, тяжелой и глубокой степеней широко, может быть даже чаще, употребляются старые термины: дебильность, имбецильность и идиотия.
Говоря об умственной отсталости, следует выделять их степени и причины. Одна и та же причина может вызвать умственную отсталость самых разных степеней. Излечить можно весьма ограниченное количество ее форм.
Степени умственной отсталости определяются по величине коэффициента умственного развития (IQ — в общепринятой интерпретации).
Легкая степень (старое название — дебильность): IQ = 69-50. (F-70).Отличие от здоровых людей: неспособность к абстрактному мышлению или обобщениям. Если, например, попросить субъекта с легкой степенью умственной отсталости определить сюжет картины И. Репина «Не ждали», он добросовестно перечислит увиденные на картине предметы, их цвета, величину, но не в состоянии будет определить суть их, эмоциональный или смысловой контекст. Если предложить расшифровать смысл пословиц, ответы также будут предельно конкретными. «Семь раз отмерь — один раз отрежь» — это так надо, чтобы не испортить материал; «Яблоки от яблони недалеко падают» — так, конечно, они с одного дерева; «Не все то золото, что блестит» — правильно, медное тоже блестит и т. п. Смысловое содержание не определяется. Если в семье происходит спор, они не в состоянии понять его предмета, хотя могут заразиться общим настроением. В то же время дебилы могут получать элементарные навыки по чтению, письму, счету. Они учатся в специальных школах. Иногда математика «отстает», но часто дебилы в состоянии складывать, умножать и запоминать огромные цифры, что вовсе их слабоумия не исключает. Кроме того, они в состоянии выполнять простые хозяйственные обязанности: сходить в магазин, правильно сосчитать деньги и сдачу; доехать на транспорте до необходимого места, перемыть посуду и даже приготовить несложный обед. Уход за собой (еда, умывание, чистка одежды и т.д.) осуществляется полностью. Больные с легкой степенью умственной отсталости легко внушаемы вследствие недопонимания ситуации. Поэтому нередко их используют криминальные элементы для того, чтобы стоять «на стрёме», проникнуть в квартиру, чтобы взять определенную вещь, и пр. Так же легко они вовлекаются в деятельность экстремистских групп (несут лозунги, дерутся «за наших» и т. п.).
Умеренная степень умственной отсталости (старое название — имбецильность): IQ = 49—35. (F-71). В этих случаях человек не только не может абстрактно мыслить, но и не способен читать, писать, считать. Отмечается определенная двигательная неловкость. Трудовые занятия осуществляются лишь самые элементарные: мотание ниток, склеивание, подметание. Главное отличие умеренной степени умственной отсталости от легкой — состояние речи. Грамматическая связность ее теряется, а содержание отражает лишь основные биологические потребности («Вася есть, пить», «дай это» и т. п.). Произношение слов при этом нечеткое. За собой может осуществлять только элементарный уход: есть, пить, пользоваться ложкой и вилкой, мыться и чистить зубы. Но о приготовлении пищи, самостоятельной езде в транспорте, походах в магазин не может быть и речи. Более того, если дать поручение больному, превышающее его возможности, например, зажечь газовую плиту, то это может привести к пожару. Аппетит может быть понижен, но может отмечаться и прожорливость. Настроение, так же как и при легкой степени, может быть преимущественно благодушным или злобным (вплоть до агрессивности). Иногда преобладает эмоциональная неустойчивость, и наблюдаются быстрая утомляемость, усталость. Кроме того, при этой степени умственной отсталости более выражены изменения двигательной активности. Больные могут подолгу находиться в одном и том же положении либо почти непрерывно в движении.
Тяжелая степень умственной отсталости (если применять старые названия — это переходная стадия от имбецильности к идиотии): IQ = 34—20. (F-72)
Основное отличие от умеренной степени — практически полное отсутствие речи, хотя понимание элементарных просьб («встань», «ешь», «пойдем гулять») возможно. Уход за собой принимает самые примитивные формы: есть руками, подставить руки под воду. В отличие от наиболее выраженной глубокой степени умственной отсталости дети отличают съедобное от несъедобного, обладают чувством высоты и глубины. Движения неловкие. Как и при имбецильности, могут отмечаться прожорливость, гиперсексуальность ((гипер... + секс), значительно повышенное половое влечении), двигательные заторможенность или возбуждение, благодушие или злобность.
Глубокая степень умственной отсталости (старое название — идиотия): IQ < 20. (F-73) Дети не только не говорят сами, но и не понимают смысла обращенной к ним речи. Об их внутреннем состоянии и потребностях можно догадаться только по отдельным довольным или недовольным нечленораздельным звукам либо по изменению подвижности. Более того, они не отличают родных лиц от чужих. Ухаживать за собой совершенно не могут: самостоятельно не едят, неопрятны. Они не отличают съедобное от несъедобного, могут соскребать и есть обои или краску со стен, даже собственные испражнения. Они не обладают чувством высоты и глубины; могут выпасть из окна, провалиться в ямы; нуждаются в постоянном надзоре. Двигательные навыки также не развиты: иногда они не могут самостоятельно ходить, передвигаются ползком; иногда с трудом, но ходят. Активность может быть повышенной или пониженной. При этой степени умственной отсталости в переходном возрасте часто наступает половое возбуждение. В период гневливых вспышек они могут сами себя повредить. Характерны для них и стереотипные движения (раскачивания, кивания, переминания с ноги на ногу).
Шизофрения — (от греч. schizo — расщепляю и phren — ум, разум, мысль), наиболее распространённое психическое заболевание, проявляющееся своеобразными изменениями личности, нарушениями социального контакта, четкого мышления и др.
Шизофрения — это тяжелое хроническое заболевание, которое может поражать людей разного возраста и принимать различные формы. Она не является следствием неправильного воспитания или личных ошибок и слабостей больного. Эта болезнь является следствием неправильного протекания биохимических реакций или органических изменений в головном мозге, которые иногда возникают в раннем возрасте.
Эпиле́псия (др.-греч. ἐπιληψία от ἐπίληπτος, «схваченный, пойманный, застигнутый»; лат. epilepsia или caduca) — одно из самых распространённых хронических неврологических заболеваний человека, проявляющееся в предрасположенности организма к внезапному возникновению судорожных приступов.
Список литературы
- Богданова, Е.И. Лечение различных форм олигофрений // Проблемы общего психического недоразвития. Л., 1976. - 49с.
- Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М., 1996.
- Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997.
- Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1973.
- Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. / Л.С. Выготский. – М., 1995.
- Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). – М., 1999.
- Гуськов, В.С. Неврозоподобные и психопатоподобные нарушения при дебильности в детском возрасте // Журнал невропатологии и психиатрии. 1983. Вып.10.
- Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучении детей с особыми нуждами. М., 1996.
- Жигорева, М.В. Система коррекционной помощи детям с комплексными нарушениями развития. / М.В. Жигорева // Коррекционная педагогика. - 2004, № 3.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
- Занков Л.В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. М., 1954.
- Инновационная деятельность учреждений государственной поддержки детства: материалы областной научно-практической конференции (20-21 апреля 2005 года) / Курган: ИПК и ПРО, 2005. – 96с.
- Казымова, Е.Н. Психолого – педагогические основы проектирования коррекционно-образовательного процесса: учебно – методическое пособие в помощь педагогам специальных (коррекционных) образовательных учреждений. / Е.Н. Казымова. – Курган: ИПК и ПРО, 2002. – 64с.
- Лурия А.Р. Умственно отсталый ребёнок. М.: АПН, 1960.
- Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / А.Р. Малер. – М.: Аркти, 2002.
- Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М.: Академия, 2003.
- Маллер, А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. / А.Р. Маллер. - М., 1990.
- Малер, А.Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. – М., 1988.
- Малер, А.Р. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми. / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. // Дефектология. - 1984. - №1
- Маллер, А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью / А.Р. Маллер // Дефектология. – 1991. - №5.
- Маллер, А.Р. Педагогическая этика в работе с семьей ребенка-инвалида / А.Р. Маллер // Дефектология. - 1995, № 5
- Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями в развитии / А.Р. Маллер. – М.: Аркти, 1992.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е.М.Мастюкова. – М., 1992.
- Певзнер М.С. Дети - олигофрены. М.: АПН, 1959.
- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. – М., 1983.
- Проектирование содержания коррекционно - образовательного процесса: методические рекомендации и рабочая программа для участников педагогической мастерской / Е.Н. Казымова [и др.]; Курган: ИПК и ПРО, 2003. – 68с.
- Сорокин В.М. Характер длительных эмоциональных переживаний родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Социальное и душевное здоровье ребёнка и семьи. М., 1998.
- Цикото, Г.В. Развитие познания пространства у детей-имбецилов / Г.В. Цикото // Дефектология. – 1987. - №1.
- Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
- Юртайкин, В.В. Семья ребенка с особыми нуждами / В.В. Юртайкин, О.Г. Комарова // Школа здоровья. – 1996. - № 1.
Приложение 1.
Алгоритм создания индивидуальной программы
по формировании социальных навыков у детей с ОВЗ.
- Диагностика социальных навыков у обучающихся, воспитанников.
- Сбор общей информации о ребёнке.
- Подбор коррекционных методик, адаптированных с учётом индивидуальных особенностей детей.
- Диагностика специалистами (психолог, логопед, дефектолог).
- Создание индивидуального образовательного маршрута.
- Разработка направлений деятельности специалистов школы и направлений деятельности по формированию умений и навыков. (Приложение 2)
- Формирование целей и задач по направлениям деятельности специалистов. (Приложение 3).
- Определение занятий по формированию социальных умений и навыков. (Приложение 4).
- Мониторинг формирования социальных навыков.
- Определение временных характеристик диагностических срезов по оценке социальных навыков. (Приложение 5)
- Корректировка индивидуального образовательного маршрута.
- Закрепление полученных навыков в социальной среде. (Приложение 6)
- Создание социального портрета ребенка с ОВЗ. (Приложение 7)
Приложение 2.
Направления деятельности специалистов школы
Направления деятельности по формированию социальных умений и навыков
Приложение 3.
Формирование целей и задач по направлениям деятельности специалистов
1.Коррекционно-образовательная деятельность (для VII и VIII вида)
Цель: Формирование познавательной деятельности обучающегося.
Задачи:
- Развитие памяти (точности, прочности, запоминания и готовности к воспроизведению).
- Развитие произвольного внимания (извлечение из памяти наиболее необходимых сведений).
- Развитие мышления (операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, умозаключения, обобщения, систематизации).
2.Психо-коррекционная деятельность (для VII и VIII вида)
Цель: Развитие эмоционально - волевой сферы обучающегося.
Задачи:
- Формирование самооценки и самоконтроля.
- Формирование умения добиваться результата, доводить начатое дело до конца.
- Устранение навыков некритичности, неустойчивости и заниженной самооценки.
- Предупреждение возникновения дурных привычек и влечений.
3.Коррекционно-логопедическая деятельность (для VII и VIII вида)
Цель: Преодоление речевого негативизма.
Задачи:
- Формирование устойчивого интереса к занятиям.
- Формирование речевого восприятия, внимания.
- Формирование экспрессивной стороны речи (внешняя речь).
- Формирование коммуникативной стороны речи.
4.Коррекционно-воспитательная деятельность (для VII и VIII вида)
Цель: Формирование социальных навыков.
Задачи:
- Коррекция искаженных представлений о жизни, природе, обществе.
- Воспитание умения анализировать свою деятельность, сравнивать её с образцом.
- Расширение круга культурных потребностей ребёнка.
В МОУ «СОШ № 10» основным направлением для разработки ИОМ выбрана коррекционно-воспитательная деятельность.
Приложение 4.
Занятия по формированию социальных умений и навыков
(для VII и VIII вида)
- Развитие психомоторики и сенсорных процессов (коррекционные занятия)
- Предметно – практическая деятельность
- Социально – бытовая ориентировка
- Хозяйственно – бытовой труд
- Самообслуживание
- Развитие речи или окружающий мир
- Основы безопасности жизнедеятельности
- Профилактика употребления психоактивных веществ
- Логопедические занятия
- Занятия у педагога – психолога
- Внеклассное чтение
- Классные часы
- Часы жизневедения
- Занятия в кружках, секциях
- Экскурсии
Приложение 5.
Мониторинг формирования социальных навыков
у детей с ОВЗ VII вида
Критерии формирования умений и навыков по направлениям деятельности (VII вид)
ШКАЛА ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ
1 балл – навыки отсутствуют; черный цвет
2 балла – навыки находятся в стадии начального формирования; голубой цвет
3 балла – слабые навыки; зеленый цвет
4 балла – неустойчивые навыки; желтый цвет
5 баллов – сформированные устойчивые навыки; красный цвет
Направление «Я с самим собой»
Параметры деятельности – «Санитарно-гигиенические навыки»
№ | Умения и навыки, необходимые для обучающегося | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч |
Пользоваться личными предметами ухода за волосами, лицом, руками | |||||
Уметь подготовиться к завтраку, обеду | |||||
Уметь пользоваться туалетом | |||||
Уметь правильно оценить свой внешний вид | |||||
Уметь рационально распределить свое время перед занятиями | |||||
Уметь правильно одеваться, подобрать чистую и по сезону одежду | |||||
Уметь оказать помощь старшим в уборке помещений | |||||
Осуществление обязанностей дежурного по группе |
Параметры деятельности – «Прием пищи, дежурство по столовой»
№ | Умения и навыки, необходимые для обучающегося | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч |
Уметь ждать приглашения к столу | |||||
Уметь идти в столовую организованно, вместе с учителем, воспитателем | |||||
Не опаздывать на прием пищи | |||||
Соблюдать культуру и этику еды | |||||
Соблюдать чистоту за столом | |||||
Уметь разговаривать негромко, на литературном язык | |||||
Попросить другого передать то, чего самому не достать | |||||
Уметь пользоваться салфеткой, платком | |||||
Не качаться, не стучать столовыми приборами | |||||
Не уходить раньше из-за стола, чем разрешит педагог | |||||
Есть все, что приготовят, терпимо относит к предлагаемой пище | |||||
Поблагодарить сотрудников столовой за пищу | |||||
Оставить свое место в столовой в порядке | |||||
Выполнять обязанности дежурного по установленным правилам |
Направление «Я и окружающие»
Параметры деятельности – «Трудовая деятельность, самообслуживание»
№ | Умения и навыки, необходимые для обучающегося | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч |
Умение выслушать инструктаж | |||||
Умение решать, что необходимо делать сначала | |||||
Умение определить, как надо делать | |||||
Попросить учителя, воспитателя объяснить, если что-то непонятно | |||||
Уметь договориться друг с другом | |||||
Уметь выполнить работу качественно | |||||
Выполнять правила безопасности | |||||
Помогать другим ученикам | |||||
Правильно воспринимать критику | |||||
Подождать своей очереди | |||||
Не бросать работу, если она не получается | |||||
Уметь попросить помощи | |||||
Следить за чистотой и опрятностью одежды |
Параметры деятельности –
«Умение считаться с другими, независимость, ответственность»
№ | Умения и навыки, необходимые для обучающегося | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч |
Уметь формировать собственные суждения | |||||
Уметь планировать действия с учетом интересов других | |||||
Уметь быть независимым по отношению к сверстникам | |||||
Толерантность (уметь понять и принять другого человека) | |||||
Уметь оказать посильную помощь | |||||
Уметь определять свое место при изменении ситуации | |||||
Уметь соблюдать правила культуры общения | |||||
Уметь выполнять установленные нормы и правила поведения | |||||
Уважать мнение других людей | |||||
Уметь отвечать за свои поступки | |||||
Уметь взять часть ответственности на себя | |||||
Уметь отвечать за младших | |||||
Уметь взять ответственность за хозяйственные дела | |||||
Умение обучить навыкам и приемам работы младшего | |||||
Уметь предъявить требования к товарищам |
Направление «Я и окружающий мир»
Параметры деятельности –
«Адаптация в условиях города, безопасность, здоровье»
№ | Умения и навыки, необходимые для обучающегося | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч |
Уметь самостоятельно пользоваться телефоном | |||||
Уметь обратиться к врачу, медицинскому работнику | |||||
Уметь написать заявление | |||||
Уметь пользоваться городским транспортом | |||||
Знать и выполнять правила дорожного движения | |||||
Уметь написать и отправить письмо, телеграмму | |||||
Уметь рассчитать деньги на необходимые покупки | |||||
Уметь пользоваться магазином | |||||
Уметь делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность | |||||
Уметь делать выбор, обеспечивающий безопасность для здоровья | |||||
Владение навыками конструктивного сопротивления | |||||
Уметь отказаться от вредных привычек | |||||
Способность к самозащите | |||||
Умение следить за состоянием собственного здоровья | |||||
Развитие коммуникативных качеств личности |
Параметры деятельности –
«Социальные контакты, дружба, личные взаимоотношения»
№ | Умения и навыки, необходимые для обучающегося | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч |
Уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми | |||||
Уметь принять и подготовиться к дружбе | |||||
Уметь доверять другому | |||||
Уметь вызывать доверие к себе | |||||
Уметь принять другого таким, каков он есть | |||||
Уметь сопереживать и сочувствовать | |||||
Уметь устанавливать предел в сфере личных отношений | |||||
Уметь сдерживать собственные желания | |||||
Уметь ограничить отношения в личной сфере | |||||
Уметь понять желания и интересы окружающих | |||||
Уметь справляться со стрессами | |||||
Уметь владеть своими эмоциями | |||||
Уметь принимать решения | |||||
Уметь противостоять групповому давлению |
Направление «Я и школа»
Параметры деятельности – «Поведение в школе, выполнение домашних заданий»
№ | Умения и навыки, необходимые для обучающегося | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч |
Уметь опрятно одеться, в соответствии с требованиями к одежде | |||||
Уметь подождать всех | |||||
Уметь идти в школу группой, в сопровождении педагога | |||||
Взять все необходимое для школы | |||||
Соблюдать правила поведения на улице | |||||
Уметь поздороваться с педагогом и со старшими в школе | |||||
Уметь задать вопрос педагогу | |||||
Уметь слушать объяснения и задания | |||||
Попросить помощи, если что-то не получается, не понятно | |||||
Уметь отвечать на вопросы | |||||
Уметь выполнять задания | |||||
Уметь обращаться с книгой, тетрадью, другими школьными принадлежностями | |||||
Уметь распределить работу при самоподготовке на части | |||||
Уметь правильно реагировать на замечания | |||||
Уметь подготовиться к новому занятию |
Параметры деятельности – «Планирование и организация досуга»
№ | Умения и навыки, необходимые для обучающегося | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч |
Уметь занять себя с пользой в свободное время | |||||
Уметь решить, что делать сначала | |||||
Уметь решить, как делать | |||||
Уметь попросить помощь при необходимости | |||||
Уметь начать игру по собственной инициативе | |||||
Уметь ответить на инициативу сверстников | |||||
Уметь подождать своей очереди | |||||
Поддерживать правила игры | |||||
Правильно реагировать на критику | |||||
Уметь закончить игру, даже если проигрываешь | |||||
Уметь убрать за собой игрушки | |||||
Слушать инструкции, объяснения педагога | |||||
Уметь при необходимости попросить повторить объяснение | |||||
Попросить передать нужную вещь, игрушку, предмет | |||||
Уметь помогать друг другу |
Мониторинг формирования социальных навыков
у детей с ОВЗ VIII вида
Критерии формирования умений и навыков по видам деятельности (VIII вид)
ШКАЛА ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ
5 баллов – Полное соответствие программным требованиям, самостоятельное выполнение
заданий. Красный цвет.
4 балла – Соответствие программным требованиям, самокоррекция после стимулирую-
щей помощи. Желтый цвет.
3 балла – Неполное усвоение ЗУНов, принятие направляющей помощи. Зеленый цвет.
2 балла – Частичное усвоение ЗУНов, принятие направляющей помощи. Голубой цвет.
1 балл – Фрагментарное усвоение ЗУНов, принятие направляющей помощи. Коричневй
цвет.
0 баллов – Неусвоение ЗУНов, невыполнение заданий, отказ от заданий, смысловая неадекватность. Черный цвет.
Направление «Я и окружающие»
Параметры деятельности по развитию речи
№ | Умения и навыки, необходимые для обучающегося | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч |
Умение называть свое имя | |||||
Умение называть свою фамилию | |||||
Умение называть имена одноклассников | |||||
Умение при произнесении имени показывать учеников своего класса | |||||
Знать название реальных предметов (школьные принадлежности) | |||||
Знать название реальных предметов (обстановка в классе) | |||||
Уметь повторять фразы, обозначающей просьбу и действие | |||||
Уметь выполнять просьбу и действие | |||||
Уметь проговаривать вслед за учителем чистоговорки | |||||
Уметь высказываться предложением, состоящим из 1 слова | |||||
Уметь высказываться предложением, состоящим из 2 слов | |||||
Уметь высказываться распространенными предложениями | |||||
Уметь понимать смысл коротких простых сюжетов (сказок, потешек) | |||||
Уметь воспроизводить короткие простые сюжеты | |||||
Уметь соотносить игрушки и их названия | |||||
Уметь называть части тела у себя (руки, ноги, голова, туловище, пальцы и т.д.) | |||||
Уметь называть части тела у товарища | |||||
Умение высказывать элементарные наблюдения за погодой | |||||
Умение высказывать элементарные наблюдения за живой природой | |||||
Уметь самостоятельно рассказывать об увиденном. |
Параметры по предметно-практической деятельности (ППД)
№ | Умения и навыки, необходимые для обучающегося | I | II | III | IV |
Имитация жестов, мимики. | |||||
Имитация движений окружения | |||||
Подражание голосам | |||||
Подражание речи | |||||
Воспроизведение образцов букв, слогов | |||||
Повторение схем поведения | |||||
Ориентация в пространстве | |||||
Ориентация во времени | |||||
Соединение элементов (застёгивание, связывание, оклеивание) | |||||
Открытие и закрытие предметов | |||||
Разрезание (ножом, ножницами, пилкой для бумаги). | |||||
Приготовление простых блюд, варка, выпекание | |||||
Работа с техническими устройствами (компьютером, телефоном, утюгом, калькулятором и т.д) | |||||
Умение фиксировать взор на деятельности педагога | |||||
Умение выполнять простые статические подражательные действия за учителем | |||||
Умение выполнять простые динамические подражательные действия за учителем | |||||
Умение выполнять простые статические действия по словесной инструкции | |||||
Умение выполнять простые динамические действия по словесной инструкции | |||||
Умение катать мячик по подражанию | |||||
Умение катать мячик по словесной инструкции | |||||
Умение бросать мяч в корзину по подражанию | |||||
Умение бросать мяч в корзину по словесной инструкции | |||||
Умение перекладывать предметы из корзины в корзину по подражанию | |||||
Умение перекладывать предметы из корзины в корзину по словесной инструкции | |||||
Умение складывать пирамидку по подражанию | |||||
Умение складывать пирамидку по словесной инструкции | |||||
Умение нанизывать пуговицы на нитку | |||||
Умение катать машинку в определенном направлении | |||||
Умение строить из кубиков фигуры по подражанию | |||||
Умение строить из кубиков фигуры по словесной инструкции | |||||
Умение складывать простые мозаики | |||||
Умение группировать предметы по форме, величине, цвету | |||||
Умение складывать разрезные картинки из 2-3 частей |
Параметры деятельности – «Я как член семьи, ученик, потребитель»
№ | Умения и навыки, необходимые для обучающегося | I | II | III | IV |
Моё место в семье (роль и функции) | |||||
Члены семьи, их занятия и обязанности | |||||
Моя квартира (помещения, вещи) | |||||
Название и адрес школы | |||||
Виды и функции школьных помещений | |||||
Сотрудники школы и их функции | |||||
Структура дня в школе | |||||
Школьные правила и нормы | |||||
Нормы совместной жизни в классе | |||||
Формы вежливости | |||||
Участие в коллективных играх | |||||
Участие в коллективном труде | |||||
Магазины (ассортимент, оплата) | |||||
Пункты общественного питания | |||||
Средства транспорта | |||||
Пункты услуг | |||||
Газ, отопление, водопровод | |||||
Почта и телекоммуникации | |||||
Домашняя техника и аппаратура | |||||
Инструменты, правила безопасности при работе сними |
Направление «Я с самим собой»
Параметры деятельности по самообслуживанию
№ | Умения и навыки, необходимые для обучающегося | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч |
Умение различать и показывать части тела | |||||
Уметь называть части тела по показу | |||||
Уметь различать и показывать предметы санитарии и гигиены | |||||
Уметь называть предметы санитарии и гигиены по показу | |||||
Уметь различать действия связанные с гигиеной тела | |||||
Уметь совершать действия связанные с гигиеной тела | |||||
Умение хранения сангигиенических предметов | |||||
Умение надевать одежду правильно | |||||
Умение застегивать пуговицы | |||||
Умение застегивать молнию | |||||
Умение шнуровать ботинки | |||||
Умение надевать обувь | |||||
Умение надевать верхнюю одежду | |||||
Умение прибирать снятую одежду | |||||
Умение называть и различать предметы необходимые для приема пищи | |||||
Умение мыть руки | |||||
Умение правильно пользоваться ложкой, вилкой | |||||
Умение убирать за собой посуду | |||||
Умение самостоятельно ходить в туалет | |||||
Умение не мешать окружающим криком шумом |
Параметры деятельности - «Личная гигиена, самоориентация, моё здоровье»
№ | Умения и навыки, необходимые для обучающегося | I | II | III | IV |
Навыки ухода за руками | |||||
Навыки ухода за лицом (умывание, вытирание) | |||||
Навыки ухода за телом | |||||
Навыки ухода за ногами | |||||
Гигиена полости рта | |||||
Интимная гигиена | |||||
Использование туалетных принадлежностей, косметики | |||||
Осознание собственного тела | |||||
Ориентация в строении тела | |||||
Ориентация в пространстве | |||||
Половая идентификация | |||||
Идентификация с именем, фамилией | |||||
Знание имени, фамилии | |||||
Идентификация с адресом | |||||
Знание своего адреса | |||||
Детальные вопросы периода созревания | |||||
Необходимость поддержания здорового образа жизни | |||||
Поведение в случае недомогания | |||||
Пользование медицинскими услугами для сохранения здоровья | |||||
Пользование медицинскими услугами для восстановления здоровья |
Направление «Я и окружающий мир»
Параметры деятельности - «Еда, одевание, физиологические потребности»
№ | Умения и навыки, необходимые для обучающегося | I | II | III | IV |
Умение мыть руки перед едой | |||||
Эстетический приём пищи | |||||
Умение накрывать на стол | |||||
Использование столовых приборов (ложка, вилка) | |||||
Умение пользоваться столовым ножом | |||||
Умение различать и называть посуду | |||||
Умение убирать за собой посуду | |||||
Умение правильно надевать одежду | |||||
Умение выбора одежды в зависимости от погоды. | |||||
Умение выбора одежды в зависимости от времени суток | |||||
Умение выбора одежды в зависимости от ситуации | |||||
Умение застёгивать пуговицы, молнию | |||||
Умение надевать обувь | |||||
Умение шнуровать ботинки | |||||
Умение прибирать снятую одежду | |||||
Умение ухаживать за одеждой (чистка, хранение) | |||||
Умение ухаживать за обувью | |||||
Умение пользоваться туалетом | |||||
Сообщение о сигналах, поступающих от тела ( голод, жажда) | |||||
Сообщение о сигналах, поступающих от тела (боль, её локализация) |
Параметры деятельности - «Мои особенности, умения, подготовка и навыки, позволяющие мне познавать мир и функционировать в нём. (Восприятие, сенсорная интеграция, мышление, общение)»
№ | Умения и навыки, необходимые для обучающегося | I | II | III | IV |
Регистрация органами чувств раздражителей, поступающих из окружающей действительности | |||||
Нахождение подобия и различий между раздражителями, воспринимаемыми разными органами чувств. | |||||
Создание наблюдений и представлений о предметах на основании информации от анализаторов органов чувств | |||||
Практическое понимание элементарных математических понятий | |||||
Практическое понимание элементарных природных понятий | |||||
Практическое понимание элементарных художественных понятий | |||||
Практическое понимание элементарных музыкальных понятий | |||||
Практическое понимание элементарных лингвистических понятий | |||||
Определение простейших причин, вызывающих следствие | |||||
Простейшая классификация | |||||
Исключение лишнего | |||||
Сравнение | |||||
Понимание неязыковых сообщений | |||||
Понимание речевых знаково- символических сообщений | |||||
Понимание содержания общественных ситуаций, представлений | |||||
Чтение (буквенно- слоговое) | |||||
Передача невыбранной информации | |||||
Высказывание речевых сообщений и их передача с помощью знаков, символов |
Направление «Я и школа»
Параметры по трудовой деятельности
№ | Умения и навыки, необходимые для обучающегося | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч |
Умение правильно сидеть за партой | |||||
Умение соблюдать порядок на рабочем месте | |||||
Участие в коллективном анализе образца изделия по вопросам учителя | |||||
Повторение за учителем анализа образца изделия | |||||
Умение ориентироваться на листе бумаги (верх- низ) | |||||
Умение ориентироваться на листе бумаги (лево- право) | |||||
Правильное расположение листа бумаги, материалов на рабочей плоскости. | |||||
Показ основных геометрических форм | |||||
Называние основных геометрических форм | |||||
Сгибание и разгибание бумаги | |||||
Разрывание бумаги по прямым линиям. | |||||
Умение держать ножницы | |||||
Резание ножницами по прямой линии | |||||
Резание ножницами по ломаной линии | |||||
Резание ножницами по дугообразной линии | |||||
Вырезание простых геометрических фигур | |||||
Сплющивание, скатывание пластилина | |||||
Прилаживание, соединение деталей из пластилина | |||||
Связывание ниток узлом | |||||
Наматывание ниток в клубок |
Параметры математических ЗУНов
№ | Умения и навыки, необходимые для обучающегося | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч |
Умение слушать учителя (родителей) | |||||
Умение выполнять инструкцию учителя (родителей) | |||||
Знать формы (круглый, квадратный, треугольный) | |||||
Знать цвета | |||||
Уметь показывать предметы разных цветов | |||||
Знать размеры: большой маленький | |||||
Уметь ориентироваться на листе бумаги: верх-низ | |||||
Уметь ориентироваться на листе бумаги: начало- конец строки | |||||
Уметь определять положение предметов в пространстве (в, на, близко, далеко) | |||||
Знать временные представления (утро, день, вечер, ночь) | |||||
Знать количества: один | |||||
Знать количества: много | |||||
Знать количества: ни одного | |||||
Уметь держать ручку, карандаш | |||||
Уметь обводить по шаблону геометрические фигуры | |||||
Уметь обводить по трафарету геометрические фигуры | |||||
Уметь штриховать | |||||
Уметь штриховать в заданном направлении | |||||
Уметь рисовать геометрические фигуры по точкам | |||||
Знать геометрические формы (квадрат, круг, треугольник) |
Параметры ЗУНов по письму
№ | Умения и навыки, необходимые для обучающегося | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч |
Умение правильно сидеть за партой | |||||
Умение вставать и садиться на уроке по просьбе педагога | |||||
Умение слушать педагога | |||||
Умение выполнять простые инструкции педагога | |||||
Умение выполнять сложные (двухступенчатые) инструкции педагога | |||||
Умение держать карандаш, ручку | |||||
Умение узнавать предмет по контуру | |||||
Умение соотносить контур предмета с реальным предметом | |||||
Умение распознавать группы предметов, один- много | |||||
Умение узнавать заштрихованные предметы | |||||
Умение определять начало и конец строки | |||||
Умение определять верх и низ страницы | |||||
Умение показывать цвета и предметы соответствующих цветов | |||||
Названия цветов (черный, белый, синий, красный, зеленый, желтый) | |||||
Складывание разрезанных картинок из 2-3 частей | |||||
Умение выполнять упражнения для развития мелкой моторики по показу | |||||
Умение выполнять упражнения для развития мелкой моторики по словесной инструкции | |||||
Обводка по шаблону, по трафарету | |||||
Штриховка | |||||
Складывание фигур из палочек |
Приложение 6.
Схема взаимодействия МОУ с социальной средой
(для закрепления полученных навыков)
Приложение 7.
Образ личности ребенка с ОВЗ
Ребенок с ОВЗ
Коммуникативная компетентность
- Способен к эффективному межличностному взаимо-
действию;
- Владеет навыками констру-
ктивного взаимодействия в социуме.
Социальная компетентность
- Готов к сотрудничеству в коллективе;
- Готов и умеет вести здоровый и безопасный для себя и окружающих образ жизни;
- Знает и соблюдает законы РФ
Личностная компетентность
- Ответственность за свои поступки перед семьей. коллективом и т.д.;
- Толерантность;
- Активен в познании окружающего мира и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально-ориентированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся индивидуально на дому в ОКОУ «Курская школа «Ступени»
Отражен сжатый анализ и классификация индивидуально-ориентированных программ с учетом Федерального государственного стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Н.Н. Малофеев...
Реализация индивидуального подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
В статье представлен опыт работы обучения детей с ОВЗ....
Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида
Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без организации системы индивидуализаци...
Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях
В 2012 году в нашей стране произошло событие уникальное по своей значимости - в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые были закреплены положения об инклюзивном, то есть ...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ограниченными возможностями "Конструирование из бумаги"
ИОМ предназначен для ребенка с ограниченными возможностями здоровья по конструкторской деятельности с бумагой. Маршрут краткосрочный, модульный, расчитан 1 месяц. Для оценки результативности маршрута...
Нормативно-правовая основа реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются реализация АООП обучающихся и воспитанников с особыми образователь...
Социальная сеть как дистанционная образовательная технология для детей с ограничениями возможностей здоровья
в статье рассматривают особенности различных социальных сетей как платформ для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание преподавателем сообществ по учебным дисцип...