Реализация индивидуального подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по теме
В статье представлен опыт работы обучения детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_s_ovz_akishina.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация индивидуального подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. ( Из опыта работы МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1)
Слайд 2
Совместное обучение и воспитание обычных и нетипичных детей, установление между ними более тесных взаимоотношений - одно из приоритетных направлений модернизации современного образования в России.
С каждым годом в нашей школе увеличивается число детей с легкой патологией, с ограниченными возможностями здоровья.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Гл. 1., ст.2. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» п.16. дается понятие обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Слайд 3
С целью помощи таким детям в МБОУ "Излучинская ОСШУИОП №1" долгое время функционировали классы компенсирующего обучения.
С внедрением ФГОС нового поколения нами переосмыслена образовательная модель обучения.
Слайд 4
Разработана и второй год реализовывается Программа коррекционной работы с учащимися (программа прошла внешнюю экспертизу и имеет рецензию к. пед. наук Петровой Г.А. входит в образовательную программу начального общего образования).
Учебный процесс в школе осуществляется в разных организационных формах: общеобразовательные классы, общеобразовательные классы с интеграционной формой обучения, классы с углубленным изучением предмета, специальные (коррекционные) классы VIII вида, индивидуальное обучение на дому. Вариативность предоставления образовательных программ разного уровня сложности позволяет обучать в стенах школы детей с разными возможностями, состоянием здоровья и адаптивными способностями. Слайд 5
2012-2013 учебного года в школе открыты специальные (коррекционные) классы VIII вида для учащихся школы 1 и 2 ступеней. Проведена большая организационная работа: разработка и реализация образовательной программы для СКК, разработка учебных планов по всем ступеням обучения, подготовка и тщательная проверка рабочих программ по всем предметам специальных (коррекционных) классов; курсовая подготовка учителей в Тюменском университете. Слайд 6
На слайде представлена динамика о количестве обучающихся, нуждающихся в специальном коррекционном образовании, выявленным школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом.
Специальное образование | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 |
Прошли через районную ПМПК, рекомендовано: | 7 | 19 | 11 | 15 | 25 |
VII вид | 4 | 7 | 11 | 9 | 7 |
VIII вид | 2 | 1 | - | 4 | 2 |
Индивидуальное обучение на дому | 3 | 4 | 5 | 7 | 9 |
Лечебная физическая культура | 66 | 72 | 74 | 101 | |
Логопедия | 2 ставки 109 | 2 ставки 115 | 2 ставки 117 | 2 ставки 100 | 1ставка 53 |
Системная диагностико-коррекционно-консультативная деятельность школьного психолого-медико-педагогического консилиума (в течение всего учебного года) позволяет правильно определить образовательный маршрут обучающимся, имеющим затруднения в обучении, обеспечивает квалифицированную помощь педагогическому коллективу и родителям в выборе адекватных условий обучения и воспитания детей. Слайд 7
Внедрение идей интегрированного образования в практику МБОУ "Излучинская ОСШУИОП №1 позволяет предоставлять равные возможности получения образования детям с нарушениями в развитии наряду с нормально развивающимися сверстниками при создании в школе специализированных условий обучения.
При организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо квалифицированное сопровождение учащихся, тогда каждый ребёнок будет иметь возможность реализовать своё право на образование в любом типе образовательного учреждения.
Слайд 8
В соответствии с общим уровнем готовности ребенка к социально-образовательной интеграции мы используем следующие формы: постоянная (полная), частичная, временная.
Полная интеграция – при этой форме дети с ограниченными возможностями здоровья (без потери интеллекта), достигшие или приближенные по уровню умственного и психического развития к возрастной норме, обучаются в общеобразовательных классах на общих основаниях и по необходимости получают помощь отдельного специалиста.
Частичная интеграция – при этой форме интеграции учащиеся обучаются в условиях отдельного класса, но объединены в единое образовательное пространство с нормально развивающимися школьниками (дети с ЗПР). Они вовлекаются во все общешкольные воспитательные и учебные мероприятия на равных правах с учащимися общеобразовательных классов. Также эта форма используется для детей, находящихся на надомном обучении, которые могут посещать отдельные уроки в классе совместно с основным составом учащихся.
Временная интеграция – эта форма интеграции используется для детей, находящихся на надомном обучении, при которой учащиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность социального общения со здоровыми сверстниками (участие во внеклассных воспитательных мероприятиях, в общешкольной деятельности). Слайд 9
Обеспечение процесса интеграции достигается посредством создания в школе единого образовательного пространства для учащихся с разными возможностями психофизического развития, ориентированного на укрепление, сохранение и развитие здоровья детей, раскрытие индивидуальных способностей и резервов каждого ребенка. Готовность общеобразовательной школы к организованному обучению и воспитанию различных категорий учащихся с ограниченными возможностями здоровья достигается посредством включения помощи специалистов разного профиля с использованием как внутренних ресурсов учреждения, так и сетевого взаимодействия с целью сопровождения обучающихся.
В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в гл. 1. «Обучающиеся и их родители (законные представители), ст 42. «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» четко прописано психолого-педагогическое сопровождение детей данной категории:
1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, и.т.д.
2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). Слайд 10
В нашей школе успешно функционирует школьный психолого-медико-педагогический консилиум, разработана модель командного взаимодействия, на основе которой реализуется моделирование программ комплексной помощи. Модель командного взаимодействия предполагает определение необходимых специалистов, привлекаемых для решения проблемы и степени участия каждого из них в ее решении. На этом уровне определяется степень включенности специалиста в процесс реализации программы комплексной помощи учащемуся, которая предусматривает: сопровождение-наблюдение – это включенность специалиста, при которой он, участвуя в реализации программы комплексной помощи, осуществляет динамическое наблюдение за ребенком, разрабатывает рекомендации педагогу, родителям и другим специалистам, консультирует их; Слайд 11
реализация программы коррекционно-развивающих занятий с сопровождением-наблюдением – это включенность специалиста, при которой он в рамках программы комплексной помощи проводит занятия и обеспечивает организацию всего комплекса мероприятий необходимых для эффективности коррекционного воздействия. Слайд 12
Формы взаимодействия специалистов: заседания ПМПк, расширенные заседании ПМПк; малые совещания; взаимное консультирование, комплексный сбор данных о ребенке; многоуровневая диагностика со сведением результатов; составление индивидуальных комплексных программ коррекционно-развивающих занятий, их реализация, корректировка, выработка совместных рекомендаций педагогам и родителям; индивидуальное консультирование педагогов и родителей; индивидуальное консультирование родителей группой специалистов; консультирование командой специалистов участников образовательного процесса; выступление на педсоветах, методических объединениях и другое.
При условии реализации организации процесса обучения на основе создания единого образовательного пространства все обучающиеся дети с ограниченными возможностями здоровья получают индивидуализированную помощь и оказываются вовлеченными в социально активную деятельность общественной жизни школы, что позволяет повысить адаптивные возможности ребенка и раскрыть потенциальные способности личности.
Таким образом, при организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, мы исходим из положения о том, что каждый ребенок имеет реальную возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.
Деятельность узких специалистов в первую очередь направлена на самообразование по коррекционной педагогике. В прошлом учебном году учитель-дефектолог Скубриева С.В. и учитель-логопед Михайлова А.Т. прошли курсовую подготовку по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве», г. Нижневартовск.
В 2013 году учитель-дефектолог Скубриева С.В. прошла курсы в Сургутском государственном педагогическом университете по теме: «Основы инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями».
Надеемся, что в ближайшее время будут утверждены федеральные образовательные стандарты для детей с ОВЗ. В концепции специального ФГОС для детей с ОВЗ, которую мы обсуждаем уже с 2010 года, говорится, специальные ФГОС для детей с ОВЗ должны рассматриваться как неотъемлемая часть ФГОС общего образования. Слайд 13
".. дети с ОВЗ могут реализовывать свой потенциал лишь при условии начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальный идифференцированный подход в обучении умственно отсталыхшкольников....
Реализация индивидуального подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Электронное сопровождение к докладу: "Обучение детей с ОВЗ"....
Презентация "Ииндивидуальный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья"
Электронное сопровождение к докладу "Обучение детей с ОВЗ"...
Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида
Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без организации системы индивидуализаци...
Проблемы реализации индивидуального подхода в обучении воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
В данной работе представлены коррекционно-педагогические методы и приемы реализации рабочих программы по технологии (швейное дело)....
Доклад. ИНДИВИДУАЛЬНО – ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НАВЫКАМ ПОВАРСКОГО ДЕЛА
Среди детей, которые испытывают значительные трудности в процессе обучения, особое место занимает категория обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта).Наши дети различаются не...