Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях
статья на тему

Бережанская Людмила Андреевна

В 2012 году в нашей стране произошло событие уникальное по своей значимости - в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые были закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Впервые в отечественной законодательной практике закон определяет инклюзивное образование как совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений. Для того чтобы лучше понять реально существующую ситуацию, надо прояснить некоторые основные моменты. 

Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ. Организационное обеспечение. Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение. Организационно-педагогическое обеспечение. Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении. Кадровое обеспечение. Работа междисциплинарной команды. Индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………2
  2. Основная часть
  1. Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ…………………………………………………………………………..3

2.1.1.Организационное обеспечение…………………………………...3

2.1.2.Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение……………………………………………………………………5

2.1.3.Организационно-педагогическое обеспечение………………….5

2.1.4.Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса……………………………………………………6

2.1.5.Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении………………………………………………..7

2.1.6. Кадровое обеспечение…………………………………………....7

  1. Работа междисциплинарной команды…………………………………….8

  1. Индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ..17
  1. Заключение……………………………………………………………..23

Список литературы………………………………………………….………..27

I.Введение.

В 2012 году в нашей стране произошло событие уникальное по своей значимости - в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые были закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Впервые в отечественной законодательной практике закон определяет инклюзивное образование как совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений. Для того чтобы лучше понять реально существующую ситуацию, надо прояснить некоторые основные моменты.

Сейчас много внимания уделяется пониманию самого термина. «Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера. Соответственно, инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка» (Проф. Ульф Янсон)

Коренные социально-экономические преобразования в стране обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей. Инклюзия в образовании – это ступень инклюзии в обществе, одна из гуманитарных идей его развития. Развитие инклюзивного образования – это не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом.

Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

К задачам развивающего обучения детей с ОВЗ  можно отнести:

- развитие способности самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач и проблем;

- обучение умению овладевать общими правилами и принципами решения задач определенного коллектива (класса);

- овладение способами решения этих задач;

- развитие потребности в творческом поиске.

Необходимо поддерживать тесную, практически ежедневную, связь с родителями данных учащихся. Конечно, вопрос об инклюзии ребёнка с ОВЗ в каждом конкретном случае решается исходя из желания родителей, индивидуальных особенностей ребёнка и возможностей  школы включить его в учебный процесс, но главное о чём нужно  помнить – это то, что ребёнок с нарушенным развитием нуждается в согласованных действиях родителей, педагогов и специалистов.

II.Основная часть

2.1. Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ

Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ определяет  значительную вариативность специальных образовательных условий. Эти условия, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющегося развития. Их можно подразделить на:

2.1.1.Организационное обеспечение

Организационное обеспечение создания специальных условий образования для детей с ОВЗ прежде всего базируется на нормативно-правовой базе. Создание этих условий должно обеспечить реализацию прав всех детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка.

Также должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров — территориальной ПМПК, методического центра, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими организациями надо простроить отношения на основе договоров. Важным компонентом этого условия является наличие разнообразных учреждений образования (включая учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности.

Для определенных категорий детей важным является организация питания и медицинского сопровождения.

Финансово-экономические условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения всех требований и условий, включенных в индивидуальную образовательную программу, в том числе прописанный в ней штат специалистов, реализующих сопровождение, обучение и воспитание ребенка с ОВЗ, а также обеспечивать эффективную реализацию самого образовательного маршрута.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции, социализации и др.), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

2.1.2.Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение

Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение:

- санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);

- возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения;

- санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);

- социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т. д.);

- пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.

2.1.3.Организационно-педагогическое обеспечение

Организационно-педагогические условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ.

Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ОВЗ в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеурочных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

2.1.4.Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса

В рамках реализации инновационной образовательной программы образовательное учреждение должно быть обеспечено удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. Образовательное учреждение, специалисты сопровождения должны иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ. Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована общими и специализированными для детей с ОВЗ печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы, который должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, а также иметь фонд дополнительной литературы по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, обучающихся в данной школе.

2.1.5.Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении

Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении общего типа. Для этого надо предусмотреть:

- в штатном расписании или по договору с ППМС-центром специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем;

- организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработку Индивидуальной образовательной программы;

- организовать в соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей;

- должно быть организовано привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.

2.1.6. Кадровое обеспечение

Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования включают следующие положения:

— укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

— уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ;

— непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере специальной педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии.

  1.  Работа междисциплинарной команды

Наличие в школе специалистов психолого-педагогического сопровождения является необходимым условием приема детей с ОВЗ и реализации инклюзивной практики. Взаимодействие учителя, воспитателя, специалистов сопровождения не сразу и не всегда становится по-настоящему командным, каждый из специалистов решает свои, узкоспециализированные задачи. Без нахождения общего языка, постановки общих комплексных задач по включению «особого» ребенка в образовательный процесс, работу школы в данном направлении нельзя назвать успешной.

В табл.1 в обобщенном виде представлены функции специалистов, обеспечивающих разработку и реализацию индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе.

Таблица 1

Специалисты психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед учитель-дефектолог, социальный педагог,  тьютор)

Учитель   (основной)

  • разработка индивидуальных образовательных программ;
  • отслеживание динамики развития обучающегося;
  • оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение необходимых коррективов;
  • помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;
  • проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
  • консультирование родителей

Проектирование образовательного процесса в инклюзивном классе с учетом реализации ИОП, создание условий для развития позитивных потенций каждого ребенка:

  • участие в разработке индивидуальных образовательных программ;
  • разработка рабочих программ по предметным областям с учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся;
  • организация развивающей среды в классе;
  • создание и поддержка эмоционально-комфортной атмосферы в классном коллективе, формирование у детей отношений сотрудничества, принятия;
  • формирование у всех обучающихся положительной учебной мотивации;
  • выстраивание содержания обучения в соответствии с образовательными потребностями и возможностями каждого обучающегося;
  • применение технологий обучения и воспитания, отвечающих задачам развития всех детей и индивидуальных образовательных программ

Что отличает междисциплинарную команду:

- общие ценностные ориентиры в профессиональной деятельности и в вопросе о включении детей с ОВЗ в среду школы — в частности;

- профессиональная и личностная поддержка друг друга;

- единый философский и методологический подход в работе со всеми участниками образовательного процесса;

- взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний специалистов в подходе к ребенку и его семье, их тесное сотрудничество на разных этапах работы;

- единый профессиональный язык;

- достоверная информация о продвижении ребенка, динамике его развития, представляемая специалистами и учителями друг другу, активная позиция в формировании запроса;

- скоординированность и четкая организация действий, как в рабочих, так и в проблемных, критических ситуациях;

- привлечение дополнительных методических, материальных и других ресурсов;

- участие в широком профессиональном сообществе.

Все специалисты психолого-педагогического сопровождения принимают участие в разработке и реализации ИОП как части основной образовательной программы .

Для лучшего понимания содержания совместной деятельности учителя и специалистов сопровождения по включению «особого» ребенка в инклюзивный класс, опишу основные направления и специфику деятельности каждого из специалистов.

Педагог-психолог на основе собственно психологических исследований совместно со специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума:

— устанавливает актуальный уровень когнитивного развития ребенка, определяет зону ближайшего развития;

— выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками, родителями и другими взрослыми;

— определяет направление, характер и сроки коррекционно-развивающей работы с ребенком;

— ставит и решает задачи гуманизации социальной микросреды, в которой обучается (или будет обучаться) ребенок;

— помогает учителю и другим специалистам наладить конструктивное взаимодействие как с родителями ребенка с ОВЗ, так и родителями обучающихся инклюзивного класса;

— повышает психологическую компетентность учителей и воспитателей, других специалистов, а также родителей;

— проводит консультирование учителей и воспитателей, родителей учащихся;

— совместно с координатором по инклюзии и проводит работу по профилактике и преодолению конфликтных ситуаций и т. д.

Следует сказать, что — как правило — в общеобразовательной школе есть один (максимум — два) педагога-психолога на несколько сотен учащихся. Поэтому даже при углубленной работе с инклюзивными классами один специалист не в состоянии справиться с большим количеством вопросов, связанных с включением ребенка с ОВЗ в образовательный процесс. Основными задачами психолога в школе будут являться:

- разъяснение учителю, воспитателю, администрации школы тех или иных особенностей поведения ребенка с ОВЗ, его причин; помощь в подборе тех или иных форм, приемов взаимодействия с ним;

- отслеживание динамики адаптации ребенка в социуме; раннее выявление тех или иных затруднений как у ребенка и его родителей,

так и у учителя и воспитателя класса.

Социальный педагог — основной специалист, осуществляющий контроль за соблюдением прав любого ребенка, обучающегося в школе. Социальный педагог выявляет потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации ребенка в школе, собирает всю возможную информацию о «внешних» ресурсах для школьной команды,  устанавливает взаимодействие с учреждениями — партнерами в области социальной поддержки (Служба социальной защиты населения, органы опеки и др.), общественными организациями, защищающими права детей, права инвалидов, учреждениями дополнительного образования.

Важная сфера деятельности социального педагога — помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в среде других родителей.

Основное направление деятельности учителя-дефектолога — осуществление коррекционно-развивающей работы, способствующей умственному развитию детей с трудностями обучения, формированию учебных навыков на материале учебных дисциплин. Дефектолог проводит диагностическое обследование детей с отклоняющимся развитием, а также детей по разным причинам не усваивающих школьную программу. В процессе специального обследования и динамического наблюдения, совместно с другими специалистами дефектолог выявляет:

— уровень умственного развития учащихся;

— отношение школьников к учебной работе, характер учебной мотивации;

— обучаемость: восприимчивость школьников к помощи, виды помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая), способность переноса на аналогичные задания;

— отношение ученика к оценке учителя, сформированность самооценки;

— достижения ребенка в учении (уровень и качество обученности) и способы учебной работы;

— темп работы, работоспособность.

На коррекционно-развивающих занятиях с ребенком с трудностями обучения дефектолог решает прежде всего коррекционные задачи: развивает мышление, тренирует зрительное и слуховое внимание, память, формирует зрительно-пространственное и временное восприятие, развивает навыки анализа и синтеза, расширяет и активизирует словарный запас ребенка.

Важное направление деятельности учителя-дефектолога в общеобразовательной школе — методическая помощь учителю инклюзивного класса в адаптации содержания образовательных программ возможностям ребенка. Совместно с учителем-логопедом, ассистентом учителя

(тьютором) дефектолог подбирает формы организации учебной работы всего класса, методы, приемы обучения, способствующие успешному освоению ребенком с ОВЗ программного материала, что способствует в конечном итоге его успешной социализации.

Учитель-логопед, основываясь на результатах исследования устной и письменной (если есть) речи обучающихся и сравнения этих данных с возрастной нормой— устанавливает клинико-педагогический диагноз речевого нарушения;

— разрабатывает программы или перспективные планы коррекционно-логопедического обучения детей, нуждающихся в логопедической помощи;

— проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла);

— совместно с учителем инклюзивного класса, дефектологом, тьютором проводит работу, основной целью которой является соблюдение в классе правильного речевого режима, обогащение и систематизация словарного запаса учащихся в соответствии с учебными предметами, развитие коммуникативных умений;

— проводит консультативную и просветительскую работу с учителями и родителями учащихся.

Учитель является полноправным и — как правило — основным участником команды специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, его семьи, других участников образовательного процесса, смещает акцент на самостоятельную работу учащихся. Например, по направлению «Формирование адекватного поведения в учебной ситуации» может научить ребенка поднимать руку перед ответом, научить ждать и слушать, как отвечает одноклассник, научить готовиться к уроку в соответствии с расписанием, соблюдать порядок на парте, при выходе к доске выполнять задание учителя и возвращаться на свое место и т.д.

Кроме вышеперечисленных специалистов, в процесс включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательный класс активно включены координатор по инклюзии и тьютор (ассистент учителя). Эти должности являются новыми для школ как помощника учителя инклюзивного класса, работающего с одним или несколькими детьми), поэтому необходимо остановиться и на них.

Тьютор (ассистент учителя) — специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка (детей) с ОВЗ в течение учебного дня — на фронтальных и (если есть необходимость) индивидуальных занятиях, во время перемены, выполнения тех или иных режимных моментов.

Основная задача тьютора — помощь самому ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения.

Взаимодействие учителя и педагога сопровождения осуществляется, как минимум, в трех основных направлениях:

  1. Взаимодействие в процессе обучения детей.
  2. Взаимодействие в процессе социализации ребенка.
  3. Взаимодействие в процессе работы с родителями «особого ребенка».

Координатор по инклюзии (методист) — основной «носитель» информации и помощник учителя в организации образовательного процесса в инклюзивном классе.

Одним из важных механизмов организации взаимодействия учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения является формирование запроса и работа с ним. Понимая специфику деятельности каждого специалиста, учитель обращается к нему с вопросом в рамках его компетентности.

Примерная схема работы с запросом учителя

 Приведу примерную схему работы с запросом учителя в тройке «учитель-психолог-дефектолог». Содержание запроса может быть, например, таким — ребенок отказывается выполнять письменную работу на уроке русского языка.

1 этап. Осознание проблемы педагогом, формулирование запроса.

На этом этапе учитель:

1. Отмечает появление нового в поведении ребенка (на предыдущих уроках выполнял письменную работу, а сейчас отказывается);

2. Отмечает для себя, насколько часто и регулярно повторяется такое поведение (на всех уроках, только на некоторых — например, если урок русского языка первый или последний в расписании, на определенном этапе урока — например, в начале урока или в конце и т. д.)

3. Анализирует возможные явные причины появления такого поведения, беседует с тьютором , родителями ребенка (это могут быть причины, связанные с актуальным состоянием здоровья ребенка — болезнь, усталость, изменение схемы медикаментозной поддержки и т. д.; причины, связанные с определенными событиями — переезд, праздники и т. п.; причины, связанные с  несформированностью тех или иных общеучебных навыков у ребенка — ему трудно писать, ребенку трудно сориентироваться в задании, так как плохо сформированы навыки чтения и т. д.; причины, связанные с организацией работы на уроке — ребенок недостаточно мотивирован на выполнение письменных заданий, не успевает за темпом работы класса, излишне критично относится к результатам своей работы, учитель не отмечает его старания, мало спрашивает; причины, связанные с организацией взаимодействия детей на уроке — ребенку не нравится учебное место, сосед по парте и т. д.). На этом этапе педагогу важно вспомнить, выделить из общей массы фактов наблюдаемого «проблемного» поведения, что конкретно послужило причиной его «запуска» на уроке.

4. Пробует внести те или иные изменения в организацию работы на уроке (применить иные способы мотивации, снизить объем письменного задания, предложить выполнять письменное задание на карточке, пересадить ребенка на удобное для него место и т. д.);

5. Отмечает, изменилось ли поведение ребенка после этих действий учителя (например, ребенок с удовольствием выполняет письменные задания на карточке с четким, коротко сформулированным заданием).

6. Если поведение ребенка не изменилось, обращается к психологу и дефектологу (логопеду). При обращении к специалистам важно сформулировать, что конкретно в поведении ребенка мешает организации работы на уроке, описать, какие действия предпринял сам учитель, родители (с их слов) для изменения ситуации.

2 этап. Совместное наблюдение и обсуждение плана.

1. Психолог и дефектолог проводят наблюдение за поведением ребенка и класса, формулируют гипотезу о возможных его причинах. В необходимых случаях проводят дополнительную психолого-педагогическую диагностику.

2. Вся «миникоманда» собирается для обсуждения результатов наблюдения, вырабатывается общая стратегия и план совместных действий — учителя на уроке, возможно — психолога и (или) дефектолога на коррекционно-развивающих занятиях. Важно при составлении плана действий всегда учитывать имеющиеся у ребенка возможности, его сильные стороны. А содержание этой работы необходимо довести до родителей и заручиться их поддержкой.

3 этап. Реализация плана действий в классе.

Учитель «проверяет», насколько действенны те или иные меры, приемы, предложенные специалистами, по отношению к ребенку, организации работы всего класса. На апробирование идей, реализацию первоначального плана отводится ограниченное время — например, неделя или две. Затем специалисты и учитель вновь встречаются для обсуждения результатов, наличия или отсутствия изменений в поведении ребенка.

4 этап. Если проблема не решена, поведение ребенка остается таким же проблемным или еще больше усугубляется (например, ребенок отказывается писать не только на уроке русского языка, но и на других предметах), ее обсуждение выносится на заседание экстренного или планового психолого-медико-педагогического консилиума школы. При этом задача специалистов консилиума сводится не только к новым предложениям по решению проблемы в классе или даже школе. Возможно, решением ПМПк будет привлечение внешних ресурсов — специалистов из ресурсного ППМС-центра, оценка состояния ребенка на Окружной психолого-медико-педагогической комиссии или других видов помощи.

Да, безусловно, основной формой взаимодействия всех специалистов является школьный психолого-медико-педагогический консилиум. В то же время следует определить и ряд задач, которые выходят, на мой взгляд, за рамки компетенции ПМПк. К таким задачам следует отнести:

- сиюминутные проблемы обучения (кратковременное ухудшение усвоения программы обучения: навыков письма, чтения, поведения), которые вызывают тревогу у педагога, но, в связи со своей незначительной продолжительностью, не являются задачей консилиума в целом и психолога, в частности;

- кратковременные проблемы поведения, связанные, в первую очередь, с ситуацией в семье, с начинающимся заболеванием ребенка (а не с постоянным его болезненным состоянием, «отклоняющимся» психическим статусом, которые, естественно, являются задачей углубленного обследования всеми специалистами).

  1.  Индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ

Индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

         Все учителя используют принцип индивидуального подхода в обучении. Принцип индивидуального подхода в системе обучения превалирует над другими принципами. В этом направлении педагогический коллектив школы работает над следующими задачами:

- адаптация детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе (а в дальнейшем – в обществе);

- развитие межличностных отношений в школьном коллективе на основе толерантности, терпимости к окружающим, умение искать и находить компромиссы;

- создание устойчивой и развивающейся системы обратной связи между учителем и учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Из поставленных задач вытекает еще один принцип – принцип развивающего обучения, где связь и взаимосвязь психического развития и обучения наиболее актуальна. В качестве непосредственной основы развития школьников – детей с ОВЗ в процессе обучения рассматривается их учебная деятельность, которая понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта развития: к моменту появления в школе (в другой для него среде) у такого ребенка нет ни потребности в самоизменении, ни способности к нему.   

       Принцип осознанности и действенности результатов обучения, воспитания и развития в данной ситуации предъявляет к результатам обучения более высокие требования. Этот принцип предполагает, что обучение обеспечит осмысленность приобретенных знаний. И ориентирует обучение детей с ОВЗ на обеспечение действенности знаний, умений и навыков, а так же способов поведения, то есть их практической направленности, обращенности к решению жизненных проблем. Здесь задачи педагогического коллектива чисто практические:

 - привлечение детей с ОВЗ во внеклассную и внешкольную деятельность;

- участие в системе дополнительного образования.

        Принцип наглядности необходим в привлечении таких детей именно в посещении школы. Дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья видят своих сверстников в коллективе, приходят самостоятельно к пониманию того, что если другие могут учиться, общаться, значит, смогут и они.

Индивидуальная образовательная программа является результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в рамках ОУ и продуктом деятельности школьного психолого-педагогического консилиума. Основная цель ИОП — построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

ИОП должна обладать следующими характеристиками:

— наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающей успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности ученика;

— обеспечение реализации права учащегося и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата;

— возможность адаптации программы к меняющимся запросам;

— ориентация учебно-воспитательного процесса на продуктивность, развитие индивидуальных особенностей учащихся.

ИОП, структурированная программа действий администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося с ОВЗ корректируется на некотором фиксированном этапе обучения (четверть, триместр, полугодие). По окончании периода производится оценка достижений ребенка — динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит дополнительная корректировка программы (плана).

Оформление индивидуальной образовательной программы представляет собой:

-титульный лист программы с указанием наименования учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и председателем ПМПк школы, указанием специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной образовательной программы);

- пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени, структура индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи);

- индивидуальный учебный план;

- содержание программы;

- мониторинг достижений обучающегося, в котором конкретно

сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций;

- заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Структура ИОП для ребенка с ОВЗ максимально соответствует тем направлениям работы педагогического коллектива, которые неизбежно возникают при разработке и сопровождении индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках одного образовательного учреждения.

Необходимо психолого-педагогическое заключение о состоянии ребенка на момент поступления в школу: перечисление специальных условий, необходимых ребенку для освоения образовательной программы и социальной адаптации в данном образовательном учреждении, актуальное состояние здоровья ребенка, рекомендации врачей на момент поступления в школу. Для получения необходимых сведений о ребенке можно составить анкету, так как данная информация важна для понимания необходимости и объема помощи семье ребенка с ОВЗ, а так же для определения режима пребывания ребенка в школе.

Педагогическая диагностика: определение возможностей и затруднений в освоении образовательной программы

Информация о ребенке и его семье может включать следующие направления

Таблица №2

Сведения о семье

Полная или неполная, состав семьи; есть ли поддержка со стороны других родственников;

есть ли у ребенка няня или постоянный сопровождающий.  

Образование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка до поступления в школу

Посещал ли ребенок детский сад, какую группу, какие специалисты с ним работали в детском саду или дополнительно; посещал ли группы по подготовке к школе вне детского сада — ППМС-центре, другой школе, учреждениях дополнительного образования и т. д.

Сведения об актуальном психолого-педагогическом сопровождении

Занимается ли ребенок с какими-либо специалистами (психолог, дефектолог, логопед, кинезитерапевт и т. д.) на момент поступления в школу; планируют ли родители продолжать занятия с этими специалистами параллельно обучению в школе, если да — то каким образом можно «связаться» с этими специалистами для определения общего направления работы.

Сведения о дополнительном образовании

Посещает ли ребенок какие-либо кружки, секции, творческие объединения; занимается ли с педагогами на дому; каков режим и длительность дополнительных занятий.

Актуальное состояние здоровья ребенка

Рекомендации врачей на момент поступления в школу

Кроме формальных сведений, сотрудники школы в беседе с родителями выясняют их отношение к тем или иным требованиям школы, готовность к сотрудничеству с педагогами и администрацией, конкретизируют представление об обучении их ребенка в инклюзивном классе, выясняют, какие ближайшие и долгосрочных цели относительно их ребенка есть у родителей. Если между родителями и специалистами школы складываются отношения доверия и сотрудничества, родители по собственной воле сообщают обо всем, что может повлиять на качество обучения или потребовать специальных условий для адаптации ребенка в школьной среде.

Учитель же сам выбирает формы и методы диагностической работы с учетом особенностей ребенка, запроса его родителей. При этом содержанием педагогической диагностики могут быть:

- Речевое развитие ребенка (углубленную диагностику особенностей развития речи ребенка проводит логопед, но учитель должен иметь свое представление о том, насколько понятно (внятно) ребенок говорит, как

он использует речь для общения со сверстниками и взрослыми, может ли построить связное высказывание, достаточен ли его словарный запас, может ли использовать речь для планирования и регуляции собственной деятельности);

- Сформированность элементарных пространственных представлений: выше - ниже, дальше - ближе, справа - слева и т. д. (более углубленную диагностику степени сформированности пространственных и квазипространственных представлений проводит психолог, учителю это нужно знать для понимания необходимости пространственного маркирования учебных материалов, рабочего места для ребенка);

- Развитие элементарных математических представлений;

- Кругозор (общая осведомленность об окружающем мире);

- Особенности поведения ребенка в учебной ситуации: может ли сидеть за партой, следовать фронтальной инструкции, ждать, пока ответят одноклассники или его спросят, аккуратно обращаться с учебными материалами, взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения заданий, критично оценивать свою работу и т. д.;

- Общие особенности поведения ребенка: степень самостоятельности, владение гигиеническими навыками, особенности взаимодействия с другими детьми и взрослыми;

- Общая характеристика деятельности: темп, работоспособность, способы преодоления истощения;

- Особенности эмоционально-личностного развития ребенка: его интересы вне учебы, мотивация, адекватность эмоционального реагирования.

Я считаю, что специально организованная диагностическая деятельность учителя не должна занимать много времени и сил. Опытному учителю достаточно наблюдения по выбранным направлениям и изучения продуктов деятельности детей (рисунков, письменных работ), чтобы составить представление об их возможностях и проблемах.

В дальнейшем, для оценки продвижения ребенка в освоении образовательной программы по предметным областям, учитель использует различные формы текущей и итоговой оценки результатов учебной деятельности. Оценивается качество классной и домашней работы, результаты тестов, контрольных и самостоятельных работ, устные ответы на уроке, качество выполнения творческих, проектных работ. Очень важно также оценить степень активности ребенка на уроке, его включенность и заинтересованность происходящим, готовность к взаимодействию с одноклассниками в процессе выполнения учебного задания.

На этапе сбора информации и целеполагания основная задача администрации и сотрудников школы — договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени — например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей — в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем, принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для своего ребенка, родитель должен осознать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.

III. Заключение

Согласно Государственной программе «Доступная среда» на 2011—2015 годы, «С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), доступная среда может определяться как физическое окружение, транспорт, информация и связь, дооборудованные  путем устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей, с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения».

Здесь следует пояснить: с точки зрения средового подхода в инклюзивном образовании, образовательная среда — это «совокупность влияний, условий и возможностей развития личности ребенка».

В результате в образовательных учреждениях, в том числе, реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность:

- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;

- использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;

- адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы и родителей (их законных представителей);

- индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;

- целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;

- выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;

- включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

- использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;

- взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной  школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках одного образовательного учреждения предполагает внедрение новых организационных технологий деятельности как каждого учителя, специалиста сопровождения, так и администрации, всей  педагогической команды в целом. Для создания «безбарьерной» среды необходимо осознание барьеров, возникающих на пути ребенка с особенностями психофизического развития, а их профилактика и устранение — один из способов решения его образовательных проблем. Необходимы специальные приспособления в помещениях школы, оборудование рабочего места, тактильные и зрительные поддержки, специальное учебное оборудование и др., т.е. создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся. Одним из самых сложных направлений деятельности педагогов, реализующих инклюзивную практику, является адаптация образовательной программы в рамках преподавания того или иного предмета.

Адаптация образовательной программы нужна для решения таких задач, как

компенсация дефицитов, возникших вследствие специфики развития ребенка;

минимизация рисков, связанных с организацией и содержанием обучения;

реализации потребностей ребенка в развитии и адаптации в социуме.

Мотивация детей с ОВЗ к учению, безусловно, снижена из-за состояния здоровья. Не всегда учитель получает ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения. Но от этого работа учителя, каждодневная, кропотливая, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой, чем работа учителя, который работает со здоровыми, мотивированными учениками. Необходимо следить, чтобы у учеников не было перегрузки, планировать время для отдыха во время учебного процесса. Строить урок, исходя из возможностей ребенка: кому-то нужно больше работать устно, развивая речь, кому-то необходимо писать, разрабатывая моторику руки, а кому-то надо все потрогать.

Оказание помощи каждому такому ребенку в возможности реализовать право на образование и найти своё место в жизни, создание условий для полноценного включения в образовательное пространство детей с ОВЗ и их успешной социализации - это и есть  цель такого образования. Любой учитель, имеющий опыт обучения детей с различными возможностями в обычном классе, скажет, что включение таких детей – это комплексный и сложный процесс. Но не надо бояться экспериментировать , возможно, совершать ошибки, много работать… Потому что если пробовать, то есть два варианта: либо получится, либо нет. А если ничего не делать, то вариант только один.

Список литературы

  1. Банч Г. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса. Пособие для учителей — М., РООИ «Перспектива», 2008.
  2. Борисова Н.В.Инклюзивное образование: право, принципы, практика. — М.; Владимир: Транзит-ИКС, 2009.
  3. Гайдукевич С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании /Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. —Минск: Четыре четверти, 2007
  4. Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. «Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении». — М, «МИРОС», 2010.
  5. Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе / Пер. с англ. Н.В. Борисовой — М., РООИ «Перспектива», 2008.
  6. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». — М, «МИРОС», 2010.
  7. Тихончук Т.В. «Управление деятельностью учеников — важнейшая функция учителя»//По материалам образовательного портала ucheba.com http://ucheba.com/met_rus/k_nachalka/upravlenie.htm
  8. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-диагностический комплекс. Книга для учителей и родителей. —

М.: Соборъ, 1997.

  1. Раздел I Государственной программы Российской Федерации

«Доступная среда» на 2011—2015 годы // Интернет-портал Правительства Российской федерации/Правительство России http://government.ru/gov/results/14607/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.

психологическое сопровождение -система профессиональной деятельности педагога-психолога, включающая в себя взаимосвязанные компоненты, направленные на создание специальных условий для активизации и ко...

Создание специальных условий получения образования детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Создание специальных условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей  - основная задача в области реализации права на образование детей с ограниченными воз...

Создание условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении

В статье рассказывается об опыте создания условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении. В школе успешно реализуются проекты, направленные ...

"Создание образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях миграционных процессов".

Обучение и воспитание детей с билингвизмом в условиях интернальной интеграции с специальной (коррекционной) школе...

Публикация в сборнике материалов Республиканской научно-практической конференции "Создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Проверка и оценка достижений младших школьников с нарушением интеллекта является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя.  Ц...