Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ограниченными возможностями "Конструирование из бумаги"
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_ovz_1.doc | 235 КБ |
iom_1.1.tablitsa.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского(юношеского) творчества» |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Д/О «Особый ребенок»
Тема: «Конструирование из бумаги»
Васильев Константин 17.09.2003 г.р.
Срок реализации: 1 месяц
Педагог дополнительного образования
Высокова Елена Евгеньевна
г. Магадан
2017 год
Пояснительная записка.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
В настоящее время обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной задачей. С одной стороны обучение и воспитание в коллективе помогает решить проблемы социализации и адаптации ребенка в обществе, но с другой стороны такое обучение в силу индивидуальных особенностей ребенка не является продуктивным. Для этого такого требуется подстроиться под индивидуальный темп возможности освоения учебного материала, его интересы, устранение отвлекающих факторов.
У ребенка проявляется наибольший интерес к простой конструкторской деятельности. В этой деятельности ребенок может быстро увидеть результат своего труда. Такая деятельность имеет четкий порядок действий, который ребенок в состоянии осмыслить и при этом сохранить интерес.
Учитывая неустойчивый интерес ребенка к какой-либо деятельности, ИОМ рассчитан на 1 месяц. За это время ребенок сможет изучить простую конструкторскую деятельность в системе, ее разнообразие. При этом ребенок научится различать конструкторскую деятельность двухмерную от трехмерной, различные способы соединения бумажных деталей, конструировать из готовых форм. Такие мыслительные процессы как сравнение, обобщение, планирование действий способствуют совершенствованию психических процессов личности. Поэтому направлением ИОМ выбрана художественно-конструкторская деятельность.
Причины: С программными задачами мальчик справляется частично; нет устойчивого интереса к познавательной деятельности во время работы в коллективе, отвлекается на посторонние темы. Высокая речевая активность мешает сосредоточится на выполнении поставленной задачи, отказывается завершать задание или делает это неохотно, отсутствует заинтересованность в продуктивной деятельности. В связи с этим нуждается в индивидуальном подходе.
Цель - Создание психолого-педагогических условий для личностного развития и самореализации ребенка процессе обучения конструкторской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с основными геометрическими понятиями при работе с бумагой, с видами конструкторских работ, со способами соединения бумажных конструкций;
- учить планировать свою деятельность;
- обучать различным приемам работы с бумагой.
Развивающие:
- развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать моторику рук, пространственное воображение;
- стимулировать развитие памяти;
- совершенствовать процессы мышления;
- создавать творческую атмосферу на занятиях, развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
Воспитывающие:
- воспитывать аккуратность, старательность;
- воспитывать устойчивый интерес к деятельности
Методическое обеспечение. В системе занятий предусмотрено изучение нового материала, закрепление, практическая работа. Материал подается по принципу - от простого к сложному. Продолжительность одного занятия составляет 30-40 минут.
Используемые методы обучения: наглядно-демонстрационный, репродуктивный, практический, словесный. Педагог демонстрирует практические действия, ребенок подражает им. Работа происходит синхронно. При этом ребенок может вносить свои коррективы, не влияющие на общий результат работы. Выбор цвета, оформление работы, дополнение элементами.
В описании этапа реализации ИОМ встречается термин «сопровождение». Под этим термином подразумевается педагогическая помощь в предвидении возможных ошибок, направлении деятельности ребенка и ее коррекции. Однако эта помощь носит рекомендательный, а не директивный характер.
Способ организации образовательного процесса – модульное обучение.
Используемые педагогические технологии: социально-педагогическая, индивидуальная, обучающая, воспитывающая, репродуктивная.
Ожидаемый результат:
По окончании обучения воспитанник должен знать:
- технику безопасности при работе с колюще-режущими предметами;
- виды конструирования.
- способы соединения бумажных деталей
- последовательность изготовления изделий из бумаги;
- условные обозначения.
Должен уметь:
- подготавливать все необходимое для работы с бумагой;
- применять инструменты для обработки бумаги;
- изготавливать и оформлять объемные поделки.
Форма проверки результатов – наблюдение, анализ, тестирование.
Тест
Для диагностики результатов работы по ИОМ по теме «Конструирование из бумаги» Васильева Константина
1. Подпиши названия геометрических тел.
2. Середину сложенный вчетверо листа вырезали. Покажи соответствие стрелками..
3. Посмотри на чертеж. Обведи красным цветом линии разреза, синим линии сгиба, зеленым обозначь место нанесения клея.
4. Пронумеруй технологическую последовательность выполнения поделки из развертки:
Вырезание | |
Проработка сгибов | |
Склеивание | |
Раскраска |
5. Посмотри на развертки поделок. Покажи стрелками способ соединения бумажной конструкции.
Клей Замок Заклепка | |
6. Какой коробке соответствует развертка?
7. Допиши слово в определении.
Развертка – это развернутый __________________________ предмет.
8. Какое из утверждений является правильным для проработки сгибов на бумаге:
(напротив правильного утверждения поставь знак + )
Сгиб прорабатывается с тыльной стороны | Сгиб прорабатывается с лицевой стороны | ||
Острой стороной ножниц | Тупой стороной ножниц | ||
Применение линейки не обязательно. | Применение линейки обязательно. |
- Вставь пропущенные слова в определение.
Чертеж - это графическое изображение предмета выполненное с помощью _______________ и _______________________________________________.
10. Вставь пропущенные слова в определение.
Шаблон – это _________________ из плотного материала, по контуру которого изготавливаются какие-либо изделия.
Предварительный просмотр:
Таблица этапов реализации ИОМ «Конструирование из бумаги»
№ п/п | Тема занятия | Содержание работы | Критерии оценки эффективности проводимой работы | Примечание, результат |
1 | Конструирование из плоских деталей геометрических форм «Фантастический дом». Аппликация | Понятие аппликации. Повторение геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник. Расположение деталей на фоне. Конструирование дома по собственному замыслу или образцу. | Знание геометрических форм. Собирает из геометрических форм изображение дома. Количество, разнообразие используемых элементов: по цвету, форме, этажность постройки, наличие балконов, лестниц, конструкций двора. | Знает основных геометрических форм. Умеет конструировать на плоскости. Выбрал вариант работы по образцу. Используя совет педагога, добавил в постройку дополнительные детали: окна, крыльцо. Проявляет фантазию неохотно. |
2 | Шаблон. Работа с шаблоном. Шарнирная кукла. Соединение деталей с помощью заклепки. | Понятие шаблон. Правила работы с шаблоном. Планирование действий. Работа с шаблоном. Раскрашивание деталей. Вырезание деталей. Сборка. | Аккуратность обведения шаблона на картоне, аккуратности вырезания и раскрашивания деталей. Самостоятельность закручивания проволоки в заклепку. | Имеет представление о шаблон. Умеет его располагать на бумаге, обводить. Вырезает детали. Производит сборку с помощью заклепки. Планирует свою работу. Нуждался в постоянном контроле и сопровождении. Вырезает немного небрежно, торопится, раскрашивает не аккуратно. Сборку производит самостоятельно и хорошо. |
3. | Развертка – основа объемных конструкций. Линии чертежа. Соединение деталей способом «замок». Изготовление поделки «Бонбоньерка». | Понятие – развертка. Линии чертежа (разреза, сгиба, границы нанесения клея). Вид соединения бумаги- замок. Технология работы с объемной конструкцией: раскрашивание, обработка сгибов, вырезание, сборка. | Степень усвоения технологии работы с разверткой. Проработка сгибов. Последовательность действий, аккуратность. | Имеет представление о развертке, линий чертежа, способе соединения бумаги «замок». Использовал цветную плотную бумагу, не требующую раскрашивания. Хорошо обработал сгибы. Нуждался в сопровождении. Оформил дополнительными элементами. |
4. | Изготовление по чертежу поделки «Дом». | Повторение изученного на предыдущем занятии. Способ соединения бумаги – склеивание. Планирование действий. Изготовление поделки «Дом». | Степень усвоения технологии работы с разверткой. Проработка сгибов. Последовательность действий, аккуратность. | Знает линии чертежа. Планировал этапы работы. Раскрасил хорошо, использовал несколько цветов. Проработал сгибы хорошо. Вырезал и склеил аккуратно. Нуждался в сопровождении. |
5. | Цилиндр. «Заяц». | Понятие «Цилиндр». Планирование действий. Изготовление на основе цилиндра поделки «Заяц» | Аккуратность раскрашивания, вырезания, сгибания, соединения деталей клеем. | Знает понятие «цилиндр». Планировал работу самостоятельно. Работа выполнена хорошо на каждом этапе. Требовалось незначительное сапрвождение. |
6 | Конус. «Баба Яга» | Понятие «Конус». Планирование действий. Изготовление поделки «Баба Яга». | Аккуратность раскрашивания, вырезания, сгибания, соединения деталей клеем. | Знает понятие «конус». Планировал работу самостоятельно. Работа выполнена хорошо на каждом этапе. Работает самостоятельно. |
7 | Конструирование из нескольких объемных деталей. Понятие куб, параллелограмм. Комбинированное соединение(замок, клей). «Робот» | Повторение линий чертежа. Повторение объемных геометрических тел. Понятие «куб» и «параллелограмм». Сопоставление образца с чертежом и нахождение соответствующих деталей. Планирование действий. Раскраска, вырезание деталей. | Способность отличать различные геометрические тела. Умение соотносить образец с деталями чертежа. Аккуратность раскрашивания и вырезания. | Знает линии чертежа. Отличает параллелограмм и куб. Испытывает трудности при нахождении деталей конструкции на чертеже. Раскрасил в отличный от образца цвет. Проработка сгибов хорошая. Вырезал аккуратно, мелкие детали вырезал при помощи педагога. |
8 | «Робот». Сборка. | Склеивание отдельных деталей. Сборка всей конструкции. | Аккуратность склеивания деталей, сборки конструкции. | Испытывал трудности в склеивании мелких деталей. Нуждался в помощи педагога. Проявлял повышенный интерес изготовляемой поделке. Придумал название «Андроид». Нуждался в сопровождении. |
9.. | Выполнение теста | Инструкция по работе с тестом. Заполнение теста. | Правильность заполнения теста. Количество правильных ответов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII-VIII в...
индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка (образец)
Для учителей-предметников, которые работают с одаренными детьми...
Тьюторское сопровождение индивидуального образовательного маршрута одарённого ребенка
В статье рассматривается система тьюторского сопрождения одарённых детей. Тьюторское сопровождение – это деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образо...
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка.
С введением новых стандартов, приходиться искать новые пути решения проблемы. И одной из таких проблем является обучение одаренных детей в общеобразовательно организации....
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка
Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий ...
Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребенка основной школы
Индивидуальный образовательный маршрут...
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка
Пояснительная запискаПроблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием цело...