Индивидуально-ориентированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся индивидуально на дому в ОКОУ «Курская школа «Ступени»
статья
Отражен сжатый анализ и классификация индивидуально-ориентированных программ с учетом Федерального государственного стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Н.Н. Малофеева. В статье также представлен идин из возможных вариантов построения индивидуальной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_programmy_nadomnogo_obucheniya_v_okou.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуально-ориентированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся индивидуально на дому в ОКОУ «Курская школа «Ступени»
Бурлакова Татьяна Ивановна,
зам. директора по УВР (надомное обучение)
ОКОУ «Курская школа «Ступени»
Содержание образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которым по состоянию здоровья ВКК было рекомендовано индивидуальное обучение на дому, в ОКОУ «Курская школа «Ступени» определяется индивидуально-ориентированными образовательными программами, разрабатываемыми педагогами надомного обучения и специалистами сопровождения на основе федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 и 2 варианта, федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования для обучающихся для обучающихся с ОВЗ, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития и возможностей ребенка, сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания.
Все программы содержат пояснительную записку, в которой указываются индивидуальные особенности ребёнка и раскрываются основные принципы построения программного материала с учётом этих особенностей. В содержательной части предусмотрен определённый минимум знаний и практических умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения.
Каждая из образовательных программ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции. В зависимости от того, какая доля в содержании программы принадлежит тому или иному компоненту все представленные разработки можно разделить на 3 условных группы:
- Содержание академического компонента сопоставимо по уровню с образованием здоровых сверстников, но с более пролонгированными календарными сроками для освоения материала.
- Академический компонент редуцирован за счёт расширения области развития жизненной компетенции. Программный материал в этом случае соответствует содержанию ФАООП УО (ИН), но предполагает более длительные сроки изучения, либо исключение отдельных тем вообще в силу индивидуальных возможностей ребёнка.
- Максимальное углубление в область развития жизненной компетенции при значительном ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования. Данный вариант предусматривает выработку строго индивидуальных требований к уровню образования и индивидуально дозированное и планомерное расширение жизненного опыта ребёнка и его повседневных контактов в доступных для него пределах.
Как один из вариантов построения индивидуальной программы, которую можно отнести к третьей группе, предлагается индивидуальная разработка для обучения ученика со смешанным специфическим расстройством психологического развития выраженной степени на фоне органического поражения ЦНС. Для данного ребенка характерно пассивное подчинение, обнаруживаются трудности в понимании устного обращения, требуется наглядно-действенная инструкция с жестовым или/и мимическим уточнением, при выполнении заданий затруднено принятие помощи. Он не способен к переносу показанного способа действия на аналогичное задание. Основным способом усвоения нового являются совместные действия. Самостоятельные действия оказываются возможными только на уровне отдельных операций. Поэтому основным в обучении этого школьника является формирование у него социального опыта, приобщение и вовлечение его в окружающий мир людей, вещей, действий и многих других явлений жизни.
Отбор содержания образования в данном случае проводится в строгом соответствии с принципами жизненной необходимости и практической значимости.
Предлагаемый вариант построения программы призван решать следующие задачи:
- укрепление и охрана здоровья;
- формирование социального поведения и доступных данному ребенку коммуникативных умений;
- включение школьника в домашний, хозяйственный труд;
- расширение социальных контактов, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
- формирование элементарных математических представлений, развитие фонематического и речевого слуха, произношения отдельных звуковых сочетаний, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки, внимания.
Названные задачи решаются в ходе преподавания дисциплин, которые условно можно разделить на 3 блока:
Базовые учебные действия
Коррекционно-развивающие дисциплины
Социально-бытовая ориентация
Для решения поставленных задач была выбрана и особая форма планирования учебного материала, при которой один учебный предмет (в данном случае – это «Развитие устной речи», в дальнейшем «СБО – социально-бытовая ориентировка») определяет общую тематику для остальных дисциплин, т.е. является, так называемым, предметом-интегратором, объединяющим все учебные предметы одним лексическим содержанием. Основными методическими подходами при подобном планировании программного материала являются:
- усиление межпредметных связей;
- единая тема из области жизненной компетенции, объединяющая все предметы;
- планирование содержания всех предметов в соответствии с общей темой предмета-интегратора;
- длительное изучение одной темы (не менее одной недели)
- общий наглядный и иллюстративный материал для всех учебных предметов.
При подобном планировании реализуются следующие компенсаторные возможности процесса обучения:
- многократность повторения одной и той же темы в разных ситуациях (на разных уроках);
- перенос знаний, полученных на одном уроке, в различные учебные ситуации других уроков;
- непрерывность повторения одного и того же учебного материала в течение продолжительного времени, разнообразность изучения предмета;
- вариативность связной речи (обращение к одним и тем же словам, использование одного и того же словаря в разных ситуациях).
Опыт работы по данному направлению подтверждает целесообразность и эффективность использования обозначенного приема планирования, так как он дает реальную возможность компенсировать отсутствие познавательных потребностей и возможностей у детей с выраженной степенью умственной отсталости; позволяет создавать ощущение успешности, поддерживать познавательный интерес и тем самым повышать результативность обучения и воспитания таких детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель данной программы - дать каждому учащемуся многогранное и полифунк -циональное представление об окружающем мире путём создания условий для познания его предметов и явлений в совокупнос...
Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида
Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без организации системы индивидуализаци...
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" 8 кл. (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
Используемый УМКПрограмма по русскому языку для 5-11 кл. / Автор-составитель: С.И.Львова. М.: Мнемозина, - 2009. С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. у...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...
Итоги спартакиады для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья – обучающихся образовательных организаций города Москвы
25 – 31 января 2018 года в городе Москве состоялась спартакиада для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья – обучающихся образовательных организаций города Москвы (...
Нормативно-правовая основа реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются реализация АООП обучающихся и воспитанников с особыми образователь...
Интернет-ресурс для поддержки работы единого профессионального сообщества педагогических работников и специалистов, участвующих в реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов является одним из важнейших аспектов государственной политики Российской ...