Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида
статья по психологии
Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без организации системы индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, предусматривающей построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_iop.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы
для детей с ограниченными возможностями здоровья
в условиях образовательного пространства
школы-интерната VIII вида
Индивидуальная образовательная программа - документ, который описывает специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания.
Основной целью ИОП является построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
Индивидуальная образовательная программа в рамках образовательного коррекционного учреждения разрабатывается в несколько этапов (см. таблицу)
таблица
№ п\п | Этап | Шаги проектирования | Содержание деятельности |
1 | Предвари тельный | Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей | 1. Администрация школы - определяет, к какому учителю и в какой класс поступает ребенок - заключается договор с родителями - проводится сбор и анализ предварительной информации о ребенке 2.Разрабатываются локальные регламентирующие документы (приказ о деятельности ПМПк) Основная задача – договориться с родителями об одной общей цели на данный учебный год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей. При этом, подписывая ИОП, родитель должен осознавать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе. |
2 | Диагностический | Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования | 1. Организация диагностической работы педагога и профильных специалистов (психолог, логопед) - Подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков Основная задача – определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь (т.е. зону ближайшего развития ребенка) 2. Организация деятельности ПМПк: обсуждение заключений специалистов, принятие решения о необходимости разработки ИОП |
3 | Разработка | Определение: - цели и задач ИОП - временных границ реализации ИОП - содержания основных компонентов ИОП - форм мониторинга учебных достижений | Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках работы ПМПк |
4 | Реализация | Организация деятельности учителя и специалистов сопровождения в соответствии с программой и планом | |
5 | Анализ и корекция | 1. Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка 2. Внесение корректив в ИОП |
Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов:
- титульный лист, на котором указываются: наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и ПМПк школы, а также специалисты, ответственные за реализацию программы.
- пояснительная записка, включающая в себя общие сведения о ребенке; краткую психолого-педагогическая характеристику ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени; цель и задачи программы
- индивидуальный учебный план
- содержание программы, включающее в себя три основных блока:
- образовательный компонент
- коррекционный компонент
- воспитательный компонент
- мониторинг достижений учащегося, в котором сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей развития
- заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового ПМПк в конце учебного года.
Разработка и реализация ИОП влияет на изменение содержания, структуры и качества профессиональной деятельности учителя. Разработка ИОП помогает:
- структурировать и систематизировать процесс обучения в определенных образовательных областях;
- сфокусироваться на моментах, которые являются приоритетными для обучения ребенка в определенный период времени, опираясь на понимание его возможностей;
- привлечь дополнительные ресурсы и разделить ответственность за качество обучения и воспитания с несколькими специалистами и, что немаловажно, с родителями;
- увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности;
- сделать образовательный процесс «прозрачным» для родителей и администрации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально-ориентированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся индивидуально на дому в ОКОУ «Курская школа «Ступени»
Отражен сжатый анализ и классификация индивидуально-ориентированных программ с учетом Федерального государственного стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Н.Н. Малофеев...
Коррекционно-образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель данной программы - дать каждому учащемуся многогранное и полифунк -циональное представление об окружающем мире путём создания условий для познания его предметов и явлений в совокупнос...
Реализация индивидуального подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
В статье представлен опыт работы обучения детей с ОВЗ....
Реализация индивидуального подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Электронное сопровождение к докладу: "Обучение детей с ОВЗ"....
государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида г. Ба
Цель проекта:Развитие движения ЮИД в школе, посредством использования современных информационных технологий, электронных ресурсов....
Нормативно-правовая основа реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются реализация АООП обучающихся и воспитанников с особыми образователь...