Коррекционно-развивающая программа по развитию навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью
рабочая программа (5 класс) по теме

 

Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а  овладение навыками обслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей.Основной задачей программы является, целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а так же формирования для каждого ребенка максимального уровня самостоятельности. Программа направлена на  удовлетворение потребностей каждого ребенка в формировании жизненно важных практических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmagladyk.doc403 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное стационарное учреждение социального обслуживания

«Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 1»

Комитета по социальной политике

Рассмотрен

на заседании МО учителей

ГС(К)ОУ школы № 439

«24» октября 2008г

Утвержден

Методическоим советом ГС(К)ОУ школы № 439

протокол№4 от от30.10.08

«30» октября 2008г

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

по развитию навыков самообслуживания

у детей с интеллектуальной недостаточностью

 

Автор-составитель:

педагог Гладык Татьяна Романовна

Материалы находятся

в процессе апробации с 2008г.

г. Петродворец

Пояснительная записка

Содержание      разделов:

Применение предметов личной гигиены по назначению

Соблюдение культурно-гигиенических умений

Формирование культурно-гигиенических умений во время приема пищи

Формирование хозяйственно-бытовых умений

Список рекомендуемой литературы

Приложение I

Приложение II

Приложение III

Приложение IV

Пояснительная записка.

Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а  овладение навыками  самообслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей. Данная программа направлена на  удовлетворение потребностей каждого воспитанника в формировании жизненно важных практических  навыков.

Основной задачей программы является, целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а так же формирования для каждого ребенка максимального уровня  самостоятельности. Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость умственно отсталого молодого человека от окружающих (одновременно облегчает их деятельность), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах. Программа  составлена  с учетом психофизических возможностей ребенка, его познавательной активности, уровня знаний, умений.

Программный материал по данному разделу самообслуживание предусматривает реализацию следующей цели – формирование у детей интеллектуальной недостаточностью, развития жизненно необходимых культурно-гигиенических умений. В процессе решения данной цели предусматривается  планомерная работа по формированию у детей данной категории социально-бытового опыта, способствующего жизнеобеспечению. Стратегия воспитания такого ребенка будет базироваться на принципах нормального развития ребенка, но с учетом довольно медленного, неравномерного, в силу ограниченных возможностей, протекания развития определенного умения.

При построении  коррекционно-развивающего процесса педагог должен знать основные аспекты работы по программе.

  1. Диагностический аспект: предусматривает диагностические и мониторинговые исследования динамики уровня развития культурно-гигиенических умений у подростков. В основе диагностики по определению уровня развития  культурно-гигиенических умений лежит диагностическая карта (вариант карты приведен в программе). (Приложение I).

Цель диагностики – получение качественной, объективной информации о “пороге” развития  культурно-гигиенических умений у подростков с  интеллектуальной недостаточностью.

        Критерии:

  1. системность в проведении диагностических исследований;
  2. объективность полученной информации;
  3. корректировка программ на основе полученных диагностических данных.

2.   Составление плана коррекционно-развивающей работы по формированию культурно-гигиенических умений на основе результатов диагностического исследования. (Приложение   II фрагмент).

Цель: Определение содержания и планирование коррекционно-развивающей работы по формированию культурно-гигиенических умений у подростков с   интеллектуальной недостаточностью.

Критерии:

  1.  обеспечение коррекционно-развивающего процесса специальной программой;
  2.  системность, комплексность, непрерывность проводимой работы;
  3.  согласованность в организованных действиях всех специалистов;
  4.  регулирование  коррекционно-развивающего процесса на основе анализа    мониторинговых данных.

Содержание работы:

  1. Формирование культурно-гигиенических умений в процессе повседневной деятельности, проведение групповых и подгрупповых занятий, которые  определенны расписанием, организация деятельности подростков  вне занятий, проведение режимных моментов.
  2. Использование личностно-ориентированного подхода к каждому подростку  при организации любых видов деятельности.
  3. Включение специальных приемов работы по формированию культурно-гигиенических навыков в структуру комплексных занятий воспитателя, учителя-дефектолога и педагога (игра, игровые упражнения, жизненно-практические ситуации и т.д.), индивидуальные занятия инструктора ЛФК, подгрупповые занятия по адаптивной физкультуре (имитационные упражнения бытового характера: причесывание, расстегивание и застегивание молний, мытье рук, лица и т.д.).
  4. Организация открытых занятий в группах с целью включения подростков в активное взаимодействие с окружающими взрослыми.
  5. Включение подростков во все культурно-массовые мероприятия, проводимые в детском доме.
  6. Проведение прогулок, экскурсий (улица, парк, и т.д.) с целью организации взаимодействия с природной и окружающим социумом.
  7.  Создание развивающей среды в группе способствующей активному формированию культурно-гигиенических навыков.                                      

          Наличие программы по данному  направлению, дифференциация детей по возможностям, организация индивидуального подхода, позволяют добиваться результативности в проводимой коррекционно-воспитательной работе.

           Программа состоит из четырех разделов:

  1. применение предметов личной гигиены по назначению;
  2. соблюдение культурно-гигиенических умений;
  3. формирование культурно-гигиенических умений во время приема пищи;
  4.  формирование хозяйственно-бытовых умений;

        В каждом разделе  определена цель работы, выделены основные формируемые умения и задачи  коррекционно-воспитательной работы, подобраны методические рекомендации. К каждому варианту выполнения действия присваивается  номер, который вносится в диагностическую карту.

Варианты выполняемых действий:

  1. Выполнение сопряженных действий взрослого и ребенка.
  2. Выполнение полусопряженных действий взрослого и ребенка.
  3. Выполнение  действий по подражанию.
  4. Выполнение  действий по образцу.
  5. Выполнение  действий по инструкции взрослого.
  6. Выполнение  действий самостоятельно. 

3.     Мониторинг в данной системе позволяет:

  1. выявлять “порог” развития умений у подростков;
  2. определить близких по  уровню развития детей с целью создания микрогрупп, так как при активном взаимодействии между собой дети быстрее приобретают социально-бытовой опыт;
  3. изменять микрогруппы детей в зависимости с изменением “порога” развития того или иного умения.

Мониторинг служит главным средством контроля и учета социального опыта ребенка и группы в целом.

        Цель – определение эффективности и качества  организации коррекционно-воспитательной работы по формированию у детей, культурно- гигиенических умений.

Критерии:

  1. непрерывность наблюдений за развитием ребенка и получение оперативной информации;
  2. эффективность программного обеспечения социализации детей;

Направления работы.

  1. Анализ диагностических карт с целью построения профиля развития умений детей (один раз в год в мае месяце на административном уровне).
  1. Подготовка аналитических справок (уровень администрации) с конкретными рекомендациями по совершенствованию дальнейшей воспитательной работы.

Опыт работы с диагностической картой показывает, что каждое формируемое умение имеет свой “порог  развития”. Полученные данные в ходе диагностики дают возможность с помощью общей программы моделировать индивидуальную программу для ребенка. При выводе ребенка на шестой уровень выполнения умения – самостоятельные действия, работа не прекращается, а сформированное умение включается в продуктивные виды деятельности.

Формирование культурно-гигиенических умений.

Применение предметов личной гигиены по назначению.

Цель: Формировать у детей умение дифференцировать предметы личной гигиены по назначению в процессе практической деятельности.

Формируемое умение: учить узнавать предметы личной гигиены (расческа, полотенце, салфетка, носовой платок, зубная щетка, зубная паста).

Задачи коррекционно-воспитательной работы:

  1. Учить детей называть (показывать) предметы личной гигиены при активной помощи взрослого.
  2. Учить детей находить собственные предметы личной гигиены по определенному символическому знаку.

Методические рекомендации.

  1. Проговаривание в сопровождении показа воспитателем названия предмета личной гигиены: “Это расческа", “У меня расческа,” “Возьми расческу,” “Это расческа Кати,” “ Дай мне Катину расческу”, “Положи расческу на место” и т.д.
  2. Игровые упражнения: “Найди свою щетку”, “Сними свое полотенце”, “Открой (закрой) тюбик с зубной пастой” и т.д.
  3. Игровые упражнения (работа с натуральными предметами): «Найди салфетку» (зубную щетку и т.д.) среди других предметов.
  4. Рисование предметов личной гигиены.
  5.  Украшение рисунков предметов личной гигиены (нанесение точек пальчиком,  палочкой, губкой и т.д.)
  6. Игровые упражнения (работа с рисунками): «Покажи, где полотенце» (зубная щетка и т.д.)
  7. Практические ситуации: “ Где полотенце Тани?” и т.д.

 Формируемое умение - учить использовать предметы личной гигиены по назначению.

Задачи коррекционной – развивающей работы.

  1. Учить детей правильно использовать предметы личной гигиены в ходе режимных моментов и специально созданных игровых и практических ситуаций при активной помощи педагогов (взрослых).
  2. Совершенствовать (развивать) у детей умение правильно дифференцировать  предметы личной гигиены по назначению.

Методические рекомендации.

  1. Игровые и практические упражнения:
  1. причеши куклу Катю;
  2. моем руки кукле Маше;
  3. моем лицо кукле Даше.

2. Игры с использованием носового платка: “У Кати насморк”, “Заболел зайчик”, “Мишка чихает” и т.д.

3. Игры с использованием полотенца: “Купаем куклу Катю”, “Подарим зайке полотенце”, “Мишка вымыл лапки”, “Вытираем руки (лицо)”.

4. Игры с использованием расчески: “В парикмахерской”, “Утро Маши”, “Расчешем лошадку ( мишку, зайку)”, “ Причешусь у зеркала”, “Тане делаем

прическу” и т.д.

5.Игры с использованием салфетки: “На обеде у куклы Маши”,

“У Тани завтрак”, “Зайка на ужине” и т.д.

6. Игры с использованием зубной щетки: “Почистим кукле зубки”, “Утро (вечер) куклы Даши”.

7. Игры с использованием мыла: “У зайки грязные лапки”, “Кукле Кате моем ручки (лицо) и т.д..

Соблюдение культурно-гигиенических умений

 Цель. Формировать у детей особо значимые культурно-гигиенические умения, способствующие жизнеобеспечению.

Формируемое умение - учить мыть руки.

Задачи коррекционно-воспитательной работы.

  1.   Учить детей пользоваться краном, устанавливать нужную температуру воды в практической деятельности.
  2. Совершенствовать умение пользоваться мылом в ходе режимных моментов и специально созданных игровых ситуациях.
  3. Совершенствовать умение пользоваться полотенцем, используя жизненно-практические и игровые ситуации.
  4. Учить детей приводить в порядок предметы личной гигиены (мыло, полотенце) в повседневном жизнеобеспечении.
  5. Формировать у детей умение последовательно выполнять операцию мытья рук по речевому алгоритму с подкреплением символическими (графическими) знаками.

Методические рекомендации

  1. Подготовительные упражнения по формированию умения мыть руки:
  1. переливание воды из одного кувшина в другой:
  2. упражнение “Поймай мыло” (удержание мыла, выпускание из рук скользкого мыла);
  3. упражнение “Плыви рыбка” (захватывание предметов одной рукой, снижение тонуса и напряжения пальцев и кистей рук);
  1. Имитационные упражнения: “Моем руки”, “Ах, водичка горячая (холодная)!”.
  2. Игровые упражнения с холодной и горячей водой.
  3. Практические упражнения по формированию правильного мытья рук по алгоритму.

        Встать позади ребенка и взять своими руками руки ребенка, проделать вместе с ним следующее:

  1. включить воду;
  2. подставить обе руки ребенка под воду и сказать: ”Вымой руки!”;
  3. помочь ему взять мыло одной или двумя руками в зависимости от того, как удобнее ребенку;
  4. потереть мыло между ладоням, снова положить на раковину;
  5. потереть тыльную сторону одной ладони об другую, мыльную ладонь;
  6. повторить действие с тыльной стороной ладони;
  7. подставить под воду обе руки и споласкивать их, потирая одну о другую, пока не смоется вся пена;
  8. поощрить ребенка, закрыть кран.
  1. Практические упражнения по формированию правильного мытья лица по алгоритму (аналогично алгоритму мытья рук).
  2. Закрепление приемов мытья рук (лица) на кукле.
  3. Игра “Водичка, водичка, умой моё личико!” (совершенствование умений последовательности выполнения санитарно-гигиенических действий по алгоритму).
  4. Игра “Купание кукол” (закрепление умения правильного умывания, намыливания, смывания пены, вытирания тела полотенцем).

Формируемое умение - умение чистить зубы.

Задачи коррекционно-воспитательной работы

  1.  Формировать у детей умение распознавать свою щетку по личному символическому знаку, брать и правильно удерживать её, выполнять совместные (самостоятельные) действия в процессе чистки зубов, наблюдать за процессом чистки зубов в зеркале, споласкивать рот.
  2.  Учить детей умению приводить в порядок зубную щетку, зубную пасту в повседневном жизнеобеспечении.
  3.  Вырабатывать у детей последовательность выполнения действий при чистке зубов по этапному алгоритму:

1-й этап по речевому алгоритму с показом и совместными  действиями;

 2-й этап по символическому (графическому) алгоритму;

3-й этап по речевой инструкции педагога (взрослого).

Методические рекомендации

  1. Имитационные и подготовительные упражнения: “Чистим, чистим зубы по утрам и вечерам”, “Выдави пасту из тюбика”, “Сожми резиновую игрушку”, “Надави на тюбик”, «Открути (закрути) пробку на бутылке (на тюбике)» и т.д.
  2. Практические упражнения:
  1. ощупывание зубов;
  2.  постукивание по зубам;
  3.  рассматривание зубов перед зеркалом;
  4.  поскрипывание зубами;
  5.  чистка зубов щеткой без пасты.
  1. Практические упражнения по выдавливанию пасты из тюбика (совместные   действия с педагогом по  выработке умения правильно дозировать выдавливание пасты из тюбика, контроль за тем, чтобы дети не ели пасту).

Формируемое умение - учить пользоваться туалетом.

Задачи коррекционно - воспитательной  работы.

  1. Учить раздевать (одевать) одежду перед (после) туалетом с помощью педагога и без посторонней помощи, самостоятельно в свободном режиме и за определенное фиксированное время.
  2. Формировать умение выражать свои потребности жестом, звуковым    сигналом, словом.
  3.  Учить пользоваться туалетной бумагой, смывать унитаз, одеваться в     туалете и мыть руки.
  4. Учить садиться (подниматься) с горшка.

Методические рекомендации.

 1. Для того, чтобы приучить ребенка проситься в туалет, его необходимо  регулярно спрашивать через постоянные промежутки времени (например, через каждые 30 минут) о потребностях. Согласие и удачу подкреплять похвалой.

     2. Практические упражнения:

  1. снятие и одевание простой одежды;
  2. приседание в снятых до колен колготках (трусиках);
  3. нажимание рукой на кран унитаза;
  4. мытье рук после туалета.

3. Практические упражнения по формированию умения пользоваться    туалетом с помощью алгоритма (расписывается аналогично алгоритму мытья рук).

4. Практические упражнения по определению места туалета по особому символическому знаку в группе, в центре (родители дома туалет обозначают таким же значком-символом).

Формирование культурно-гигиенических  умений

во время приема пищи.

 Цель. Формировать у детей умения соблюдать правила при                приеме   пищи.

Формируемое умение - умение приема пищи.

 Задачи коррекционно -  воспитательной работы.

  1. Знакомить детей с назначением предметов посуды (ложка, вилка, чашка, тарелка) в практической и игровой деятельности.
  2. Формировать у детей умение пользоваться столовыми приборами: вилкой, ложкой, ножом, чашкой.
  3. Формировать у детей умение выполнять функцию дежурного по столовой (расставить стулья, расставить тарелки, чашки, правильно разложить приборы, уборка стола после еды, подметание пола около стола и т.д.).
  4. Формировать у детей правила правильного поведения за столом во время приема пищи (не ставить локти на стол, не отставлять ноги, есть из своей тарелки, пользоваться салфеткой, жевать с закрытым ртом).

Методические рекомендации.

  1. На первоначальном этапе ребенку разрешается принимать пищу так, как ему удобно (на коленях взрослого, на специальном стульчике, в уединенном уголке, в стороне от детей), а затем ко всем детям предъявляются единые требования при приеме пищи.
  2. Использование звоночков, сигналов для привлечения внимания детей к моменту приема пищи.
  3. Подготовительные упражнения, способствующие выработке определенных движений (преддействия по формированию умения приема пищи):
  1. упражнение “Перекладывание шариков”;
  2. упражнение “Просеивание фасоли” (зачерпывание и пересыпание ложкой);
  3. упражнение “Перекладывание бусин” (держание ложки тремя пальцами, зачерпывание ложкой бусин и пересыпание их в другую емкость);
  4. упражнение “Раскладывание орехов” (вращательные движения кисти ведущей руки, раскладывание ложкой орехов по сортам).

Практические упражнения по формированию умения пользоваться ложкой, вилкой, ножом.

Умение пользоваться ложкой по алгоритму:

  1. встать за спиной ребенка, поместить ложку в его руку, а другую руку положить сбоку от миски;
  2. держать руки ребенка своими руками;
  3. наполнить ложку едой зачерпывающим движением справа-налево;
  4. поднести ложку ко рту ребенка и дать ему есть содержимое пищи;
  5. опустить ложку в миску и дать ребенку время проглотить пищу.

Повторять все пункты алгоритма до тех пор, пока ребенок не закончит есть.

Умение пользоваться вилкой по алгоритму:

  1. взять вилку и показать, как нужно правильно ее держать в руке (ручка вилки держится щепотью);
  2. сказать ребенку, что он должен “наколоть кусочек … на острые зубчики вилки”;
  3. показать, как это сделать (медленно) (если ребенок не может повторить движение по подражанию, то обхватить своей рукой и помочь наколоть кусочек … на вилку);
  4. отправить вилку с наколотым кусочком в рот;

Постепенно сокращать свою помощь.

 Умение пользоваться ножом:

  1. подобрать подходящий нож (легкий, удобный для намазывания, не острый).
  2. положить то, что будете намазывать на булку в удобную посуду;
  3. взять кусочек булки в левую руку, нож в правую руку;
  4. взять на кончик ножа небольшое количество повидла;
  5. намазать его на кусочек булки;
  6. предложить ребенку намазать повидло на кусочек булки;
  1. сопровождать каждое действие показам и словесным комментарием (кратким и четким).

.Игры.

  1. Игра “К нам медведица пришла, медвежонка принесла” (закрепить умение правильно держать ложку).
  2. Игра “ Лошадка заболела” (совершенствовать умение пользоваться ложкой и вилкой).
  3. Игра “Покорми зверей салатом” (закреплять умение правильного приема пищи, пользования пластмассовым ножом).

Формирование культурно-бытовых умений

Цель. Формировать у детей культурно-бытовые умения в процессе режимных моментов и постоянной практической деятельности.

Формируемое умение - учить одеваться и раздеваться.

 Задачи коррекционно- воспитательной - работы.

  1.   Формировать умение выполнять процесс одевания и раздевания зимней одежды (пальто, шуба, шарф, варежки, сапоги); весенне-осенней одежды (куртка, шапка, джемпер, брюки, колготки, ботинки); летней одежды (майки, трусы, платье, носки, тапочки рубашки, сандалии, шорты, кофта), используя речевую инструкцию, символические знаки, жесты.

Методические рекомендации

Подготовительные упражнения (преддействия по  формированию умения одеваться и раздеваться):

  1. упражнение “Перекладывание помпонов в банку” (развитие сгибательных  и вращательных движений кисти, захватывание мелких предметов помпонов в банку через отверстие);
  2. упражнение “Нанизывание крупных шаров на шнурок с деревянным наконечником” (захватывание предметов щепотью, согласованность работы обеих рук);
  3. упражнение “Шарик катись” (захватывание  всеми пальцами больших шаров, захватывание “ полупинцетом“ шаров среднего размера, захватывание щепотью маленьких шариков, соотнесение размера шара и диаметра трубы);
  4. упражнение “Копилка” (совершенствование “пинцетного захвата”, складывание мелких монеток в узкое отверстие копилки).

Имитационные упражнения и практические упражнения.(Картотека практических заданий и упражнений (Приложение IV).

Умение надевать штаны по алгоритму:

  1. посадить ребенка на такой стульчик, сидя на котором он не боялся, бы поднимать ногу, пытаясь просунуть ее в штанину;
  2. сопровождать каждое действие словами, когда правая нога ребенка будет   просунута в штанину, попросить его просунуть вторую ногу в пустую штанину;
  3. взять обе руки ребенка и положить их на резинку штанишек;
  4. попросить ребенка покрепче держаться за нее и тянуть штанишки вверх;
  5. положить, если у ребенка не получается, свои руки поверх рук ребенка и натянуть штанишки вместе;

Закрепление приемов одевания и раздевания в игровой деятельности.

  1. Игра “Кукла ложиться спать” (совершенствовать умение раздевания – расстегивать пуговицы, развязывать шнурки, снимать штанишки, колготки, платье  и т.д.).
  2. Игра “Оденем куклу на прогулку” (закрепить алгоритм одевания).

Формируемое умение - учить застегивать и расстегивать молнии, липучки, пуговицы.

Задачи коррекционно- воспитательной работы.            

                         

  1. Развивать двигательную активность детей в процессе выполнения              имитационных упражнений (расстегивания и застегивания молний, липучек, пуговиц и т.д.).
  2. Формировать умение выполнять застегивание и расстегивание различных застежек в ходе игровых ситуаций (на макете, на себе и другом ребенке).

Методические рекомендации

  1. Использование имитационных упражнений.
  2. Подготовительные упражнения (преддействия по формированию умения расстегивать и застегивать молнии, липучки, пуговицы):
  1. упражнение “Что лежит в кошельке” (складывание пальцев определенным образом, удобным для захвата язычка молнии);
  2. упражнение “ Переливание воды большой пипеткой” (захватывание предметов в кулак ведущей руки, переливание из одной емкости в другую);
  3. упражнение “ Переливание воды маленькой пипеткой” (захват предметов щепотью, развитие силы пальцев);
  4. упражнение “Перекладывание кусочков поролона большим пинцетом” (захватывание предметов “полупинцетом”, перекладывание кусочков поролона большим медицинским пинцетом);
  5. упражнение “Нанизывание бочонков на резиновый шнур” (согласование работы обеих рук, держание шнура тремя пальцами; нанизывание бочонков на шнур);
  6. упражнение “Сушим белье” (“пинцетное” захватывание предмета, открывание прищепки, прикрепление с ее помощью “белья к веревке”).
  7. упражнение “Разложи пуговицы” (совершенствование соотносящих движений, умение брать предметы “пинцетным захватом”).

3.       Практические упражнения по формированию умения застегивать и расстегивать молнии, липучки, пуговицы.

  1. Умение застегивать молнию по алгоритму:
  1. взять основание “молнии” левой рукой;
  2. в правую руку взять язычок “молнии”;
  3. вставить одну часть застежки в другую;
  4. потянуть “молнию” вверх.

б)          Умение застегивать липучку по алгоритму:

  1. взять прилипающую часть липучки в правую руку;
  2. продеть ее конец в железную петлю застежки;
  3. потянуть вперед;
  4. прижать липучку ко второй ее половине.

в)         Умение застегивать пуговицу по алгоритму:

  1. раскрыть петлю;
  2. просунуть в нее пуговицу;
  3. взять просунуть пуговицу двумя пальцами (большим и указательным пальцами “ пинцетным захватом”).
  4. вытянуть пуговицу с другой стороны;
  5. завести пуговицу за край петли.

4.          Закрепление умения застегивать и расстегивать молнии,  липучки,  пуговицы в игровой деятельности.

  1. Игра “Что забыла надеть Маша?” (учить застегивать “молнию” на кофточке куклы, закрепить алгоритм одевания).
  2. Игра “ Двери закрываются” (совершенствовать умения застегивания и расстегивания застежки “молнии”).
  3. Игра “Пристегни зайке ушки” (совершенствовать умение застегивать “молнию”).
  4. Игра “Полянка” (совершенствовать умение застегивать различные виды застежек).
  5. Игра “Пристегни лисе хвостик” (совершенствовать умение застегивать застежку-липучку).
  6. Игра “Ежик с фруктами” (закреплять умение застегивать застежки-липучки, прикрепляя фрукты на спину ежику).
  7. Игра “ Чего не хватает у чайника” (закрепить умение застегивать липучку, пристегивая “носик” или “ручку” к чайнику.
  8. Игра “Чья ботва?” (закреплять умение застегивать крупные пуговицы; пристегивать ботву к морковке).
  9. Игра “ С какого дерева листок?” (учить детей застегивать маленькие пуговицы; группировать листья по цвету).

Формируемое умение: - учить  заботится о своих вещах (умение повесить свою одежду на  крючок, вешалку, умение сложить вещи на полке в шкафу, умение намыливать, стирать, полоскать, отжимать и вывешивать для просушки вещи).

Задачи коррекционно- воспитательной - работы

  1. Учить находить свои вещи среди других вещей, а процессе организации режимных моментов и специально созданных ситуациях.
  2. Формировать у детей первоначальные умения содержать свои вещи в порядке. Приучать детей сообщать педагогу (взрослому) об оторванных пуговицах, застежках, дырках в вещах.
  3. Развивать умение обеспечивать себе предметами повседневного пользования в процессе режимных моментов в группе.
  4. Учить детей уважать чужую собственность.

                                     Методические рекомендации

  1. Упражнение “Покажи, где застежка у Сережки и где у тебя”.
  1. Упражнение “Постирали грязные вещи (новые платочки, ленточки, одежду кукол, носки и т.д.)”.
  2. Игра “Кукла Маша пришла с прогулки”.
  3. Игра “Хорошая хозяйка”.
  4. Практическая ситуация “Покажи свои сапоги (шапку, платье, шарф и т.д.)”.
  5. Практическая ситуация “Покажи свои вещи”.
  6. Практическая ситуация “Наведем порядок в группе” и т.д.

Формируемое умение: - учить  находить свои места в группе по маркировке (шкафчик, стульчик, кровать, полотеночница и т.д.)

Задачи   коррекционно-воспитательной работы.

  1. Формировать у детей умение ориентироваться в группе при помощи опознавательных знаков и символов.
  2. Учить детей пользоваться в быту определенными своими местами (место за обеденным столом, место полотенца в полотеночнице, на занятии, знание своего шкафчика в раздевалке, знание своих предметов личной гигиены).

                              Методические рекомендации

  1. Упражнение “Посади куклу на свою кровать (стульчик)”.
  2. Упражнение  “Положи зайку в свой шкафчик”.
  3. Практическая ситуация “Мишка косолапый”.
  4. Практическая ситуация “Найди свое полотенце”.
  5. Практическая ситуация “Почистим зубы” и т.д.

Литература:

  1. Варенова Т.В. Научно-методические основы абилитационного образования детей с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности. // Дефекталогия. – 2007. - №4
  2. Григорьева Т.А. Педагогические технологии: современный взгляд // Дефекталогия. – 2000.- 2.
  3. Демьяненок Т.В. Педагогическое проектирование социальной адаптации учащихся с тяжелой формой умственной отсталости // Дефекталогия. – 2002. - №1.
  4. Дормаш С.В., Заводова Т.Е. Технология учебного процесса // Мн.: НООО Красико-Принт, 2004.
  5. Жаврид Ю.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста с интеллектуальными и двигательными нарушениями развития: Программа и методические рекомендации. – Мн.: НИО. 2000
  6. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. – Мн.: Университецке., 2001
  7. Ковалец И.В. Социально-бытовая адаптация детей с ранним детским аутизмом. Мн.: 2000г.
  8. Кислякова Ю.Н. Социально-бытовое воспитание детей с особенностями психофизического развития. Мн. НИО.2005
  9. Коноплева А.Н., М.Г. Еленский и другие. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями. Мн.: НИО. 2005.
  10. Коноплева А.Н., Е.М. Калинина и другие. Коррекционно-образовательные технологии. Мн.: НИО 2004.
  11. Кислякова Ю.Н. Формирование знаний о предметах ближайшего окружения. Мн.: НИО 2006.
  12. Кислякова Ю.Н. Формирование социально-бытовой компенсации у детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности. Мн.: НИО. 2005.
  13. Лещинская Т.Л. Социальная адаптация детей с особенностями психофизического развития. Мн.: НИО. 2005.
  14. Лисовская Т.В. Научно-методические подходы к образовательной деятельности в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. // Дефектология. – 2007. - №4
  15. Савенок Н.В. Современные педагогические технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития. Мн.: АПО. 2006г


Приложение III

Развитие навыков самообслуживание

Индивидуальная карта развития культурно-гигиенических умений.

Ф.И.ребенка __________________    

 п/п

Формируемый навык

Варианты выполнения действий

2009-2010

2010-2011

9

10

11

12

1

2

3

4

5

9

10

11

12

1

2

3

4

5

  1. Использование предметов личной гигиены по назначению.

Расческа

Полотенце

Салфетка

Носовой платок

Зубная щетка

Зубная паста

  1. культурно-гигиенические умения

Умение мыть руки

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

4

4

4

5

5

5

6

6

Умение мыть  лицо

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

4

4

4

5

5

Умение пользоваться туалетом

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

4

5

5

5

Умение причесываться

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

4

4

4

4

5

5

Умение чистить зубы

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

4

4

  1. Культурно-гигиенические умения во время приема пищи.

Умение правильно сидеть за столом во время еды

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

5

5

5

5

 Умение благодарить после еды

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

4

4

4

 Умение использовать салфетку во время еды

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

4

4

5

 Умение выполнять функцию дежурного по столу

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

4

4

 Умение пить из чашки

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

4

4

4

 Умение пользоваться ложкой, вилкой, ножом во время еды.

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

4

4

4

4

5

5

  1. Культурно-бытовые умения

                   1. Надевание одежды.

Умение надевать носки

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

Умение надевать колготки

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

Умение надевать обувь

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

4

5

5

5

Умение надевать шапку

2

2

2

2

2

2

3

2

3

3

3

3

4

4

4

4

4

5

Умение надевать шарф

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

4

4

Умение надевать одежду

1

1

2

2

2

2

2

2

2

9

3

3

3

3

4

4

4

4

  1. Раздевание одежды.

Умение снимать носки

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

5

Умение снимать колготки

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

4

4

4

5

5

Умение снимать обувь

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

4

4

4

5

5

5

Умение снимать шапку

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

4

4

Умение снимать шарф

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

5

Умение снимать одежду

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

5

5

  1. Застегивание одежды и обуви.

На пуговицах

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

4

4

На молниях

1

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

4

4

4

На липучках

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

5

5

  1. 4. Расстегивание одежды и обуви.

На пуговицах

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

На молниях

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

4

4

4

4

5

5

6

6

На липучках

2

2

2

2

3

2

2

2

3

4

4

4

5

5

5

5

6

6

  1. 5. Нахождение своих  мест в группе.

Шкафчик

2

2

2

2

3

3

3

3

3

4

4

4

4

5

5

5

6

6

Стул

2

2

2

2

3

3

3

3

3

4

4

4

4

5

5

5

6

6

Кровать

2

2

2

2

3

3

3

3

3

4

4

4

5

5

5

5

6

6

Полотеночница

2

2

2

2

2

2

2

3

3

4

4

4

4

4

5

5

5

5

Горшок

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

5

Приложение II

Перспективный план коррекционно- воспитательной работы

по формированию у детей культурно-гигиенических умений (фрагменты).

Период: январь – май

№ п/п

Формируемое умение

Задачи коррекционной работы

Имя ребенка

Вариант

выполнения

действий

Примечание

  1. Использование предметов  личной гигиены по назначению

1.

Умение применять предметы личной гигиены по назначению

Учить детей правильно использовать предметы личной гигиены (расческа, полотенце, салфетка, носовой платок, зубная щетка, туалетная бумага) по назначению в ходе режимных моментов, играх, жизненно-практических ситуациях.

Миша

Вова

Алексей

Антон

1-2

3, 4

4-5

  1. Санитарно-гигиенические умения

2.

Умение  мыть руки

Совершенствовать умение последовательного мытья рук (засучивание рукавов, открытие крана, пользование мылом, мытье рук, вытирание рук)

Миша Денис РусланИгорь Саша

2

3

5

6

6

3.

Умение мыть лицо

Формировать умение правильного мытья лица, в ходе режимных моментов, специально организованной игровой и практической деятельности.

Миша Денис РусланИгорь Саша

2

3

4

5

  1. Культурно-гигиенические умения во время приема пищи.

4.

Умение использовать салфетку во время еды

Вырабатывать умение пользоваться салфеткой во время еды.

Миша Денис РусланИгорь Саша

2

4

5

6

  1. Культурно-бытовые умения

5.

Умение застегивать и расстегивать одежду

Формировать умение застегивать и расстегивать одежду в процессе режимных моментов, игр, игровых и практических  ситуациях

Миша Денис РусланИгорь Саша

1-2

2-3

4-5

5-6

6

Приложение IV

Картотека

 практических заданий и упражнений

для подростков

 с тяжелой степенью умственной отсталости

ТЕМА: Застегивает одежду на кнопки или на крючки.

Задания:

  1. Пришейте кнопки и крючки к одежде. Помогайте ребенку, направляя его пальцы при застегивании кнопки или крючка.  Постепенно уменьшайте помощь.
  2. Пусть ребенок наблюдает за вашими действиями, когда вы застегиваете кнопку или крючок, в то время как вы рассказываете, что вы делаете. Попросите его делать то же самое, одновременно давайте словесные указания.
  3. Укрепите кн6опки или крючки на обратной стороне веселой физиономии ил игрушечного животного. Продолжайте упражняться в застегивании крючков и кнопок сзади.
  4. Начинайте с того, что держите нижнюю часть кнопки, ребенка же заставляйте протолкнуть верхнюю часть кнопки в нижнюю, разрешите ребенку самому держать нижнюю.
  5. Держите петлю от крючка, и пусть ребенок зацепляет ее крючком. По мере приобретения навыка пусть он сам следит, как  крючок залепляется за петлю.
  6. Начинайте с того, что используйте крючки и кнопки большого размера и постепенно уменьшайте их величину.
  7. Упражняйтесь на одежде, расположенной на столе или  на ком-нибудь, когда ребенок этому научился, пусть он упражняется на одежде, которую носит. Изготовьте пояски из матерчатых полосок и прикрепите на них крючки и кнопки. Пусть ребенок надевает их на себя и застегивает крючки и кнопки.

ТЕМА: Открывание и закрывание двери.

Материал: Дверь, ручка двери, замок с язычком.

Цели: Прямая – ребенок учиться открывать и закрывать дверь, знакомиться с работой замка; косвенная – контроль и координация движений, развитие самостоятельности, независимости от других людей, формирование навыков социального поведения.

Презентация:

  1. Учитель говорит ребенку: «Я покажу тебе, как открывают и закрывают дверь».
  2. Учитель становиться у двери правым боком, он кладет правую руку ладонью на ручку двери и плотно обхватывает ручку.
  3. Учитель нажимает на ручку, затем тянет на себя дверь. Дверь открывается, учитель отпускает ручку, не убирая с нее руку.
  4. Учитель нажимает и отпускает ручку двери еще 2-3 раза, показывая ребенку пальцем левой руки язычке замка. Он говорит: «Смотри, это язычок замка!»
  5. Учитель и ребенок выходят из комнаты. Учитель встает левым боком к двери, кладет левую руку ладонью на ручку, плотно обхватив ее. Он надавливает на ручку, затем медленно тянет к себе дверь, пока та не будет до конца закрыта.
  6. Учитель осторожно отпускает ручку. Ребенок пробует сам открыть и закрыть дверь

Особый интерес: Знакомство с замком, язычком замка, щелчком замка.

Контроль ошибок: Дверь громко хлопает и открывается.

Упражнение:

  1. Открывать и закрывать двери с различными замками, а так же двухстворчатые двери.
  2. Учиться пользоваться ключом.Расширение словарного запаса: «дверь», «замок», «язычок замка», «ручка», «хлопок», «щелчок», «открыть», «закрыть», «войти», «выйти».

ТЕМА: Сметание со стола (подметание)

Материал: матерчатый фартук, коробка или корзина, совок со щеткой, коробочка с несколькими маленькими кружочками с клейкой обратной стороной, баночка или небольшая плоская коробочка с зернами или сухими корками.

Цели: Прямая – ребенок учиться подметать; косвенная – анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястий.

Презентация:

  1. Учитель: «Сейчас я покажу тебе, как подметают со стола. Ты можешь взять эту корзину и поставить ее на стол».
  2. Учитель говорит ребенку: «Сначала покажу я, а затем попробуешь ты».  Он надевает фартук встает перед столом и ставит корзинку со всеми предметами в левый верхний угол стола. Работа выполняется стоя.
  3. Учитель ставит коробочку с зернами на стол перед корзиной, а коробочку с тряпкой и клейкими кружочками – перед коробочкой с зерном. Савок со щеткой оставляют в корзине.
  4. Учитель берет коробочку с зернами обеими руками, рассыпает часть зерен по столу, затем ставит коробочку с оставшимися зернами на место. Учитель говорит: «Это мусор; мы сметем его».
  5. Учитель берет клейкий кружок  и приклеивает его примерно в середину того места, где рассыпано зерно.
  6. Учитель берет левой рукой савок и медленно заметает зерна на савок, при этом он слегка сдвигает совок.
  7. Учитель берет совок и щетку высыпает зерна в ведро; при этом он аккуратно сметает зерна сначала в угол совка, а уж затем высыпает их.
  8. Учитель поворачивает щетку щетиной вверх и смотрит, есть ли отдельные зерна на щетки. Если да, то он проводит несколько раз щеткой по краю совка, счищая таким образом зерна на совок, а затем высыпает их в ведро.
  9. Учитель кладет совок и щетку обратно в корзину.
  10. Если клейкий кружок остался на столе, учитель отклеивает его и кладет обратно в коробочку. Все предметы складывают в корзину. Учитель снимает фартук.
  11. Ребенку предлагается повторить все самостоятельно. По окончанию работы он относит корзину обратно на полку.

Особый интерес: Клейкий кружок, подметать так чтобы зерна не падали на пол, зернышки на щетке.

Контроль ошибок: Зерна на столе и на полу, вокруг ведра.

Упражнения:

  1. Подметать пол веником.
  2. Подметать пол щеткой.

Расширение словарного запаса: «совок», «щетка», «мусор», «ведро», «подметать», «сметать».

Тема: Вытирание пыли

Материал: коробочка с махровой тряпкой для вытирания пыли, кисточкой (возможно, подставка с разными кисточками для сметания пыли), матерчатый фартук.

Цели: прямая – ребенок учится вытирать и обметать пыль; косвенное – анализ сложных движений, запоминание последовательности действий ,контроль координация движений , развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястий.

Презентация:

  1. Учитель говорит ребенку «Ты тоже хочешь вытирать пыль? Я покажу тебе, как это делают, потом можешь попробовать сам». Учитель берет коробочку со всеми необходимыми предметами и ставит ее на стол, с которого намерен вытирать пыль. Он надевает фартук.
  2. Учитель берет сложенную в четверо тряпку для пыли и вставляет в нее правую руку, как в варежку, прижимая нижние слои тряпки большим пальцем. Под ладонью оказывается три слоя тряпки.
  3. Учитель вытирает пыль со стола. Он выполняет движения слева на право, начиная с верхнего края стола. Учитель предлагает ребенку наклониться к столу так, чтобы глаза находились на уровне крышки стола. Он обращает внимание ребенка на разницу между чистотой и пылью, поверхностью стола.
  4. Выполнив одно движение с лева на право, учитель завершает его коротким кругообразным движением тряпки к себе.
  5. Учитель кладет пыльную тряпку в корзину для грязного белья и приносит чистую.
  6. Учитель моет руки под краном и снимает фартук. Он предлагает ребенку вытереть другой стол самостоятельно.

Особый интерес: пыль на тряпке, сравнение чистой и пыльной поверхности стола.

Контроль ошибок: пыль на столе, пыльные рукава одежды.

Упражнения:

  1. Вытирание пыли со шкафа, зеркала, Монтессори-материалов, с других предметов.
  2. Использование кисточек для сметания пыли с предметов сложной формы, имеющих желобки и углубления. Ребенок может сам выбрать подходящую кисточку.

Расширение словарного запаса: «пыль», «кисточка», «обметать», «тряпка», «пыльный», «чистый».

ТЕМА: Переноска стула и действия со столом.

Материал: стул, стол.

Цели: Прямая – ребёнок учиться носить стул; косвенная – контроль и координация движений, развитие самостоятельности. Формирование навыков социального поведения.

Презентация:

  1. Стул стоит отдельно от других предметов. Учитель говорит ребёнку: «Я покажу тебе, как правильно носить стул».
  2. Учитель подходит к стулу так, чтобы спинка последнего находилась справа, а сиденье – прямо перед учителем. Правой рукой он берется за спинку стула, а левой за край сидения.
  3. Учитель медленно наклоняет стул вправо, так чтобы он касался земли только двумя ножками. Примечание : стул удобно наклонить в право и поставить на ножки, находящиеся под спинкой, так как его центр тяжести смещен к спинке. Можно также наклонить его к себе , как это часто делают маленькие дети, для которых стул – не очень лёгкая ноша.
  4. Учитель наклоняет стул к себе, так чтобы тот оказался на одной ножке, медленно поднимает его и аккуратно, не наталкиваясь на мебель, несёт по комнате.
  5. Он бесшумно ставит стул начало на ближайшую ему ножку справа, а потом на вторую ножку под спинкой стула. Стул должен принять положение, описанное в п.3.
  6. Учитель медленно опускает стул на оставшиеся две ножки и предлагает ребенку повторить упражнение.

Особый интерес: наклонить стул так, чтобы тот стал сначала на две, а затем на одну ножку: опустить скачало стул на одну ножку; пройти со стулом по комнате, не наталкиваясь при этом на мебель.

Контроль ошибок: шум; ребенок наталкивается на мебель или других детей.

Упражнение:

  1. Переноска стульев различной формы, размера, веса.
  2. Другие способы переноски стула, например, приподнимая его за спинку.
  3. Переноска стола.

Примечания: это упражнение очень важное, так как в Монтессори  - группе во время занятий столы не обязательно занимают строго определенное место. Дети могут их передвинуть, например, для того, чтобы вымыть, переставить на них комнатные цветы или просто для того, чтобы сесть рядом со своими друзьями во время работы. По окончании занятий первоначальный порядок в помещении восстанавливается.

Переноска стола в одиночку. Учитель берется за крышку стола справа и с лева обеими руками и наклоняет стол к себе , так чтобы тот встал на две ближайшие к учителю ножки. Он приподнимает стол и переносит его в другое место, обходя мебель и детей. Ножки стола опущены вниз.

 Учитель осторожно ставит стол сначала на одну из ближайших к себе ножек, затем на другую, и, наконец, медленно опускает его на две оставшиеся ножки. Ребенок повторяет действия учителя.

Переноска стола  вдвоем. Учитель просит ребенка помочь ему перенести стол. Учитель берется справа и слева обеими руками за крышку стола с одного конца, ребенок – с другого. Стол наклоняют в одну сторону (например, налево по отношению к ребенку), так чтобы  тот встал на две боковые ножки. Учитель поднимает свой край стола (стол касается пола одной ножкой), ребенок – свой край. Они осторожно переносят его на другое место.

Учитель бесшумно ставит на пол одну ножку стола, ребенок опускает ножку стола с той же стороны, так чтобы стол касался пола двумя боковыми ножками. Затем учитель и ребенок одновременно опускают две оставшиеся ножки стола. Учитель благодарит ребенка за помощь. По окончании занятия стол относиться на место.

  1. как садиться за стол. Стул задвинут под стол. Учитель говорит ребенку: «Я покажу тебе, как садятся за стол». Учитель подходит к спинке стула. Обеими руками он берется за спинку так, что бы большие пальцы рук находились со стороны сиденья, а остальные 4 пальца были прижаты к задней стороне спинки.

 Правую ногу учитель ставит под стул. Он приподнимает задние ножки стула так, чтобы         передние ножки касались земли. Стул оказывается слегка наклоненным вперед. Учитель приподнимает стул и аккуратно отодвигает его назад, так чтобы тот оказался на некотором расстоянии от стола. Он бесшумно ставит стул, сначала на обе передние, затем  - на обе задние ножки. Он аккуратно садиться на стул, заходя при этом с края, а не  с середины стола. Обеими руками учитель аккуратно  приподнимает стул и бесшумно подвигает его к столу, так чтобы удобно было сидеть.

Учитель: «А теперь, я покажу тебе, как встают из-за стола». Он встает из-за стола, выполняя все действия в обратном порядке, затем он предлагает ребенку повторить упражнения. Ребенок может так же выполнять упражнение одновременно с учителем.

Примечание: Умение бесшумно садиться и вставать из-за стола – одно из важных умений, не обходимых каждому человеку в повседневной жизни. Именно по этому на данное упражнение следует обратить особое внимание.

Расширение словарного запаса: название всех предметов, которые мы переносим, а так же действий, например: «принести», «перенесите», «приподнять», «отодвинуть», «задвинуть», и т.д.

ТЕМА: Начинает и заканчивает одевание и раздевание, кроме вещей с застежками, в трех из четырех случаев.

Задание:

  1. Ребенок должен проявлять инициативу при одевании. Поощряйте его за инициативу.
  2. Приучайте ребенка одеваться самостоятельно, даже если это потребует много времени. Хвалите его за достижения.

ТЕМА: высмаркивает нос после напоминания

Задания:

  1. Научите ребенка правильно сморкаться. Покажите ему , как это делается, и одновременно описывайте эти действия.
  2. Помогайте ребенку, поначалу вместе направляя его руки и подсказывая ему, когда сморкаться.
  3. Если ребенку нужно вытереть нос, предложите ему высморкаться. Хвалите, когда он это делает.
  4. Пусть ребенок носит одежду с кармашком. Положите ему в кармашек салфетку или носовой платок. Хвалите, когда он пользуется этим самостоятельно или  напоминайте ему при необходимости.

ТЕМА: Чистит зубы, когда получает указания.

Задания;

  1. используйте небольшую зубную щетку и позвольте ребенку держать под струёй вод. Он может сначала чистить зубы без пасты. Затем положите небольшое количество пасты.
  2. Пусть ребенок чистит зубы в тоже время, когда кто-то из родителей делает тоже самое пусть он вам подражает. Пусть он наблюдает себя и родителя в зеркале, которое должно быть расположено на высоте роста ребенка так, чтобы он мог себя видеть.
  3. Будьте настойчивы в своих действиях, а так же побуждайте и помогайте ребенку чистить зубы два раза в день, примерно в одно и тоже время.
  4. Храните зубную щетку и собственную зубную пасту ребенка в специальном месте, где он может их каждый день найти.

ТЕМА: Надевает рукавицы

Задание:

  1. Покажите ребенку, как рука соответствует рукавице, а специальное место, предназначенное для большого пальца.
  2. Используйте для ребенка рукавицы нужного размера. Лучше не пользоваться маленькими или очень большими рукавицами.
  3. Чтобы ребенку было интересно, пользуйтесь рукавицами,  которые выглядят как голова животного (пуговки для глаз, красная полоска между большим пальцем и ладонью для рта.).
  4. Сначала помогайте ребенку одевать  рукавицу. По мере того как ребенок начинает справляться, меньше помогайте ему.
  5. Пусть ребенок потренируется и достигнет умения надевать рукавицу голой рукой, прежде чем обучать одевать его вторую рукавицу рукой,  которая уже в рукавице.

ТЕМА: Застегивает большие пуговицы на макете с пуговицами или на куртке,

лежащей на столе.

Задание:

  1. Возьмите пуговицу размером около 1-2 см сделайте петлю в 1,8 см. Для простаты действия работайте с материалом на столе или на полу.
  2. Научите ребенка действовать так, что бы он держал рубашку большим и указательным пальцем, помещая кончик указательного пальца в петлю. Большим и указательным пальцами другой руки он должен держать пуговицу, помещая край пуговицы напротив кончика большого пальца в отверстие  петли. Ребенок теперь может протолкнуть пуговицу так, чтобы она касалась указательного пальца и оказалась над петлей. Когда пуговица уже почти прошла отверстие, помогите ребенку удержать пуговицу рукой, и пусть ребенок тянет пуговицу через отверстие. Хвалите его, когда он старается.
  3. Начинайте с последних этапов действия, когда пуговица уже почти прошла через отверстие, и пусть ребенок завершит действие. Постепенно позволяйте ему проявлять все больше и больше самостоятельности, оставляя все большую часть пуговицы вне петли. Постоянно хвалите малыша.
  4. Используйте куски фетра с петлями и большую пуговицу на веревочке, прикрепленную к крышке пластиковой банке из-под кофе.

ТЕМА: Надевает пальто на плечики  и помещает плечики на нижнюю вешалку по указанию.

Задание:

  1. Помещайте плечики в доступном для ребенка месте на уровне его роста.
  2. Напоминайте каждый раз ребенку о необходимости вешать своё пальто на место.
  3. хвалите ребенка, когда он вешает свое пальто. Если он забудет и бросит своё пальто на пол или на кровать, велите ему надеть пальто снова и выйти за дверь, сразу после этого зайти в дом и повесить своё пальто на место.
  4. покажите ребенку, как плечики соответствуют рукавам и плечам.
  5. Если можно, используйте пластмассовые или деревянные плечики, соответствующие пальто по размеру.

ТЕМА: Переноска, раскатывание и скатывание коврика.

Как известно, коврики бывают самые разные: фабричные и самодельные, с ворсом и без него, мягкие и на жесткой основе и т.д., поэтому такой, казалось бы, простой вопрос о переноске коврика в действительности представляет большой интерес. Учителю предлагается его хорошо обдумать.

Приведем лишь некоторые соображения.

В зависимости от качеств ковриков существуют различные способы их переноски и хранения. Так, например, мягкие коврики лучше хранить на полке  в горизонтальном положении, а жесткие – вертикально на подставке с отделениями для каждого коврика. Кроме того, их можно скатывать лицевой стороной внутрь или наружу, применяя самые разные способы.

Жесткий коврик удобно носить, взявшись руками за его концы и прижимая край большими пальцами, что бы коврик не разворачивался, Маленькие дети часто носят такой коврик вертикально, обхватив его в середине двумя руками. Мягкий коврик носить за концы не удобно, поскольку он прогибается, поэтому его можно взять за середину, так что бы оба конца свешивались вниз. Мы приводим здесь пример обращения с жестким ковриком.

Материал: коврик размером 120 – 70 см, скатанный в рулон лицевой стороной внутрь, подставка для ковриков.

Цели: прямая – ребенок учится носить, раскатывать и скатывать коврик; косвенная – контроль и координация движений, развитие самостоятельности, в зависимости от других людей, формирование навыков социального поведения.

Презентация:

1.  Коврик стоит на подставке для ковриков. Учитель говорит ребенку «Мы будем учиться правильно, носить коврик. Сначала покажу я, а затем попробуешь ты».

2. Учитель подходит к подставке и смотрит на коврик сверху. Если он видит, что коврик скатан в направлении почасовой стрелки, то встает правым боком к подставке (если против часовой стрелки – то левым).

3. Учитель приседает, берется правой рукой  за верхний конец  коврика, а  левой – за нижний его конец, так чтобы большие пальцы обеих рук прижимали край коврика. Он аккуратно вынимает коврик из подставки.

4. Учитель берет коврик и несет его на свободное место, продолжая прижимать большими пальцами край коврика. Он кладет коврик на пол, опускает его край и встает на него коленками .

5. Обеими руками он медленно раскатывает коврик переползая при этом вперед.

6. Коврик лежит на полу. Учитель отползает назад на край коврика и встает с него. Он говорит ребенку; «А теперь давай попробуем обойти коврик!» Он вместе с ребенком обходит один раз вокруг коврика.

7. Учитель показывает, как скатывают коврик. Он садиться на корточки, берется за ближайший край коврика и скатывает коврик, плотно прижимая его. При этом он либо подвигается вперёд по мере скатывания, либо постепенно подтягивает коврик к себе.

8. Когда коврик скатан, учитель уносит его на подставку и приглашает ребенка повторить упражнение.

Особый интерес: Правильно подойти к коврику; не наступить на коврик при обходе; заметить, что коврик имеет лицо и изнанку.

Контроль ошибок: Коврик разворачивается, когда его несут: коврик скатан криво; скатанный коврик не умещается на подставку.

Упражнения

  1. Переноска, раскатывание и скатывание ковриков имеющие другие свойства и размеры.
  2. Скатывание коврика лицевой стороной на верх. Можно либо перевернуть коврик, либо скатывать его, взявшись обеими руками за край коврика и подгибая его вниз. При этом кисти рук совершают вращательные движения.
  3. Переноска, раскатывание и скатывание ковра вдвоем.

Расширение словарного запаса: «Коврик», «лицо», «изнанка», «подставка», «скатать», «раскатать».

ТЕМА: Завязывает тесемки капюшона.

Задания:

  1. Тренируйте ребенка завязывать тесемки капюшона, лежащего на столе или надетого на кого-то другого .
  2. Добивайтесь, чтобы он завязывал тесемки капюшона, когда тот надет.
  3. Тренируйте завязывание любых тесемок (шнурков) с закрытыми глазами.

ТЕМА: Поднимает, несет, ставит под нос.

Задания:

  1. По началу используйте поднос без еды. Пусть ребенок его поднимет, пронесет и поставит. Когда окажется, что малыш уже освоился с этой деятельностью, поставьте предметы или пищу на поднос и продолжайте тренироваться. Похвалите ребенка, говоря ему, что он «большой» мальчик (девочка).
  2. Сначала пусть ребенок несет поднос на короткие расстояния. Постепенно увеличивайте как расстояние, так и препятствия, которые ребенку нужно преодолеть.

ТЕМА: Помогает накрывать на стол, правильно расставляя тарелки, раскладывая тарелки.

Задания:

  1. Поместите столовые приборы в выдвигающийся ящик стола с отделениями для вилок, ножей, ложек.
  2. Помогите ребенку сосчитать, сколько необходимо приборов, считайте вместе с ним.
  3. Храните тарелки в нижней части серванта, чтобы ребенок мог помогать вам, или поставьте их так, чтобы он мог доставать их.
  4. Накрывайте на стол вместе с ребенком только первые несколько раз, после этого постепенно прекращайте помощь.
  5. Похвалите ребенка за помощь. Расскажите семье , как ребенок помогал накрывать на стол.
  6. Накройте одно место за столом, которое будет служить образцом для ребенка. Позвольте ему накрыть стол дальше самостоятельно.
  7. Нарисуйте целиком место сервировки набумажной салфетки и начните с того, что ребенок поместит соответствующие приборы прямо на их изображения.
  8. сервируйте места за столом, исключая  из наборов, например,  тарелки. Посмотрите, может ли ребенок определить и положить отсутствующий предмет. Либо разложите всё, кроме ложек, и пусть ребенок закончит сервировку.

ТЕМА: Чистит зубы.

Задания:

  1. Помогите ребенку выработать эту привычку, беря его с собой в одно и тоже время каждый день, когда вы чистите зубы. Пусть он чисти зубы каждый день в одно и тоже время.
  2. Повесьте таблицу и каждый раз, когда ребенок чистит зубы, он получает звездочку или веселое личико на картинки в качестве награды.
  3. Используйте зубную щетку детского размера. Если ребенку нужна новая щетка, народите его за то, что он хорошо чистит зубы, позволив ему выбрать себе щетку в магазине.

ТЕМА: Вешает одежду на плечики

 Задание:
  1. Сделайте одно из ежедневных обязанностей ребенка, чтобы он вешал свою одежду на место.
  2. Хвалите его, когда он вешает одежду без напоминания.
  3. Приспособите перекладину в стенном шкафу так, чтобы ребенок мог достать ее.
  4. Предоставьте ребенку маленькие плечики, которые соответствуют его одежде.
  5. Покажите ему как вешать вещи на плечики и оказывайте ему словесную и физическую помощь столько, сколько необходимо.
  6. Используйте набитые ватой или покрытые пенопластом плечики, чтобы одежда не скользила по ним.

ТЕМА: Делает себе бутерброд.

Задания:

  1. Храните продукты, которые понадобятся ребенку в легкодоступных местах.
  2. Используйте нож с зазубренным лезвием.
  3. Пусть ребенок сначала повторяет ваши действия, затем делает бутерброд сам.
  4. Пусть ребенок делает бутерброд при помощи формочек для домашнего печенья, вырезая соответствующий друг другу по форме кусочки хлеба, полоски сыра или отварного мяса.

ТЕМА: Расстегивает свою одежду.

Задания:

  1. Используйте одежду, застегивающуюся спереди. Хвалите ребенка за то, что он смог ее расстегнуть.
  2. Надевайте ребенку одежду с большими пуговицами и тренируйте его расстегивать эти вещи. Постепенно уменьшайте размеры пуговиц. Помогайте ребенку словом и делом, когда это необходимо.
  3. С начало расстегивайте все пуговицы, кроме одной, а с ней пусть справляется ребенок сам. Постепенно увеличивайте количество пуговиц, которые должны быть расстегнуты им в очередной раз.
  4.  Частично расстегните каждую пуговицу, и пусть ребенок завершит это действие. Давайте словесные указания, когда он это делает. Все меньше и меньше помогайте расстегивать пуговицы: ребенок будет постепенно расстегивать пуговицы самостоятельно.
  5.  Когда ребенок сам может расстегивать свою одежду, сделайте это его обязанностью при раздевании. При это м не забывайте похвалить ребенка за самостоятельность.

ТЕМА: Чистит загрязнения на одежде.

Задания:

  1. Отведите специальное место для тряпки или губки, которыми нужно чистить загрязнения на одежде.
  2. Пусть члены семьи показывают пример и чистят свою одежду, показывая малышу, как это делать.
  3. Не наказывайте ребенка, если он случайно запачкал одежду.
  4. Хвалите ребенка, когда он приемлемо чистит грязные пятна..

ТЕМА: Надевает ботинки

Задание:

  1. Покажите, как натягивать ботинки (сапожки). Помогайте ребенку, когда он пытается натягивать ботинки сам. Поощряйте его усилия. Помогайте, если трудно. По мере того как у ребенка начинает получаться, постепенно уменьшайте свою помощь.
  2. Потренируйтесь надевать ботинки, которые имеют немного большой размер. Когда ребенок обучиться надевать их, дайте ему поупражняться на ботинках его размера.

ТЕМА: отвечает за одну ежедневную работу по группе (например,

накрывать на стол,убрал игрушки)

Задания:

  1. Помечайте в таблице, какие задания выполняются каждый день. Держите таблицу на видном месте.
  2. Хвалите ребенка, когда он вспоминает, что нужно выполнить задание.
  3. Повести плакат с картинками, на которых ребенок выполняет работу, чтобы напоминать ему об этом. Пусть он делает отметку на плакате каждый день, когда он делает эту работу.
  4. Чтобы ребенок не завывал делать работу, придумайте еженедельное поощрение. Ребенок должен выполнить задание определенное число раз, чтобы заслужить это поощрение. Это число следует постепенно увеличивать, пока он не будет выполнять работу ежедневно.
  5. Дайте ребенку 7 картинок – эмблем, на которых нарисованы ложки или мусорные ящики, или что-нибудь другое, пусть он хранит картинки у себя. Каждый день, когда ребенок выполняет свою работу, разрешайте ему наклеивать одну из эмблем на дверцу холодильника или дверь его комнаты.

ТЕМА: Расстегивать большие пуговицы на макете с пуговицами или на куртке, лежащие на столе.

Задание:
  1. Возьмите кусок ткани шириной в два сантиметра с петлёй на одной половине. К другой половине пришейте пуговицу. Покажите ребенку, руководя его руками, как застёгивать пуговицу. Протолкните  пуговицу  частично через отверстие и пусть ребенок завершит это. Всё меньше и меньше помогайте ребенку до тех пор, пока он не будет расстегивать пуговицу самостоятельною.
  2. Положите пальто или другую одежду с пуговицами на стол или на пол так, чтобы ребенку было проще обращаться с пуговицами и материалом.
  3. Пусть он расстегивает вам  платье или рубаху позволяете ему также расстегивать собственную одежду. Хвалите его, если у него хорошо получается.

ТЕМА: Завязывать шнурки на ботинках.

Задание:

  1. Покажите ребенку, как завязывать узел, позволяя ему наблюдать, как вы это делаете. Дайте ему одну петлю, а вторую частично пропустите через узел. Он держит законченную петлю большим и указательным пальцем другой руки и тянет. Вы делаете первую петлю. Пусть он держит петлю, если это необходимо. Покажите малышу, как протолкнуть другую петлю через эту свободную петлю и крепко затянуть. Вы перекрещиваете тесемки и крепко затягиваете, он делает обе петли, подворачивает одну через другую и затягивает.
  2. Хвалите и награждайте ребенка, если он проделывает все эти действия и позволяйте ему завязать ваши батники или батники папы в качестве дополнительной награды.
  3. Используйте плоские легкие для захвата шнурки (круглые шнурки скользят и более трудны для завязывания).
  4. Пусть ребенок подражает вам в следующем: перекрестите завязки, сделайте первый узел.
  5. Возьмите большие цветные ленточки (для завязывания волос у девочек). Оберните ленточку вокруг ноги сидящего ребенка повыше колена. Упражняйтесь в завязывании узла. Сделайте петлю, и держите ее большим и указательным пальцами. Пронесите ленточку вокруг указательного и большого пальцев. Проденьте ленточку и просуньте большой палец через петлю с помощью указательного пальца другой руки. Освободите и затените петли.

ТЕМА: Использует соответствующие принадлежности для еды.

Задание:

  1. Будьте образцом для ребенка, за столом и правильно пользуйтесь соответствующими столовыми приборами. Рассказывайте, какие приборы вы используете и почему.
  2. Перед приемом пищи проверьте, какие приборы и принадлежности должны быть использованы для каждого блюда. Пусть ребенок сам скажет вам, если знает.
  3. Хвалите ребенка после приема пищи, если он пользовался соответствующими приборами.

ТЕМА: Одевается сам, справляясь со всеми передними застежками,

за исключении завязок.

Задание:

  1. Выложите перед ребенком одежду в том порядке, в котором он должен ее одевать и окажите ему помощь в выборе одежды, которая соответствует погоде.
  2. Пусть он одеваться самостоятельно, хвалите и подбадривайте его. Сделайте одевание его ежедневной обязанностью и предоставьте ребенку достаточно времени для этого.

ТЕМА: Идёт вовремя в туалет, раздевается, подтирается, спускает воду и одевается самостоятельно.

Задания:

  1. Покажите ребенку, как подтираться и спускать воду в туалете. Пусть ребенок делает это самостоятельно постепенно прекращайте свою помощь и указания, пусть ребенок производит все эти действия самостоятельно.
  2. Хвалите ребенка, говоря, что он большой, когда он научиться и будет вспоминать, что нужно самостоятельно подтираться и спускать воду.
  3. Дарите ребенку веселое личико на картинке или наклейку, чтобы он помещал ее в таблицу всякий раз, когда он не забывает выполнять все действия.
  4. Поместите на стену в ванной комнате серию картинок с изображением того, что он должен делать (вытирать, спускать воду, выкл. свет.) Это поможет ему вспомнить, когда и что  необходимо сделать

ТЕМА: Шнурует ботинки.

Задание:

  1. Используйте шнуровочную доску с четырьмя глазками. Покажите, как шнуровать и попросите ребенка повторить движение при шнуровке. По мере того как у ребенка появляется навык, переходите к шнуровочной доске с небольшим количеством глазков. Затем пусть малыш зашнуровывает собственные ботинка.
  2. Тренируйтесь на ботинке взрослого или большом башмаке  со шнуровкой.
  3. Свяжите белый шнурок счерным вместе и используйте как один большой шнурок для большого башмака. Это поможет ребенку запомнить, с какой стороны продевать и вытаскивать шнурок, когда он шнурует. Если малышу нужна помощь, давайте ему словесные указания, используя цвет виде подсказке.

ТЕМА: отвечает за одну из еженедельных работ по группе и делает ее  по просьбе.

Задания:

  1. Выберите задание, которое ребенок может выполнить (например, подмести, вытереть пыль, поправить книги, привести в порядок игровую комнату).
  2. Поместите экран (табличку) домашних дел на стену в спальне или на доске. Пусть ребенок рисует там радостное личико каждую неделю после того как выполнил работу.
  3. Хвалите ребенка за проявление ответственности.
  4. Давайте ребенку выбор, какое из 2-х дел он хотел бы делать на неделе.

Тема: выбирает соответствующую одежду, по сезону и случаю

Задания:

  1. Пусть ребенок выбирает одежду каждый день. Хвалите его, когда он делает правильный выбор.
  2. Просматривайте раздел одежды по каталогу и разговаривайте о том, когда и где следует носить определенные вещи (пальто, плащи, купальные костюмы/, платья ).
  3. Используйте бумажных кукол. Описывайте особенности дня, и пусть ребенок подбирает одежду.
  4. По началу дайте ребенку выбирать из 2-3 предметов одежды 1. По мере приобретения навыков, предоставьте ему возможность выбора одежды самостоятельно. Если его выбор не правильный, объясните, почему эта одежда не подходит.

ТЕМА: Причесывается или расчесывает волосы.

Задания:

  1. Позвольте ребенку понаблюдать, как вы расчесываетесь. Направляйте его руки и давайте ему указания по мере того, как он смотрится в зеркало и наблюдает за собой.
  2. Дайте ребенку его собственную расческу и щетку.
  3. Хвалите его за то, что он так хорошо причесался.
  4. Помогите ему распутать спутанные волосы, прежде чем он начнет причесываться.
  5. Тренируйте его расчесывать волосы у кукол игрушечной  расческой.
  6. Если малыш хорошо расчесывает волосы, позволяйте ему носить выбранный ин яркий бант или берет.

ТЕМА: Режет мягкую пищу ножом

(например, сосиски, бананы, печеный картофель)

Задания:

  1. Используйте столовый нож с зазубренным лезвием.
  2. Покажите ребенку как резать. Направляйте движение рук ребенка, когда он режет. Уменьшайте помощь по мере того, как ребенок приобретает навык.
  3. Пусть ребенок нарезает бананы, желе и пр. и делает это для всех членов семьи. Хвалите ребенка.
  4. Наблюдайте за тем, как он разрезает песок в песочнице, делая куличики из песка.
  5. Сделайте толстую лепешку из пластилина. Помогите ребенку пользоваться пластмассовым ножом, чтобы разрезать пластилин на куски. Постепенно уменьшайте помощь.

ТЕМА: Вытирает нос, когда ему напоминают.

Задание:        

  1. Кладите носовой платок туда, откуда ребенок его может его легко достать. Говорите ребенку, когда надо пользоваться платком. Хвалите ребенка, за то, что он вытирает себе нос и выбрасывает использованный бумажный платок в корзину для мусора.
  2. Показывайте ребенку, как вытереть нос. Пусть он старается подражать вам. Хвалите ребенка за то, что он вытирает нос, когда вы напоминаете ему об этом.
  3. Имейте специальный носовой платок для ребенка, которым тот может воспользоваться.
  4. Пусть ребенок носит небольшой пакетик бумажных салфеток (платков) в кармане, особенно когда холодно.

ТЕМА: надевает сам, с небольшой  помощью,

свитер и одежду с застёжками.

       Задание:

  1. Оденьте свитер на голову ребенка, придерживая рукава, пусть сам оденет на себя свитер.
  2. Положите пальто (куртку)на пол, воротом к ребенку. Он наклоняется, засовывает руки в рукава и перекидывает пальто через голову. Хвалите ребёнка, когда он способен сделать это самостоятельно. Поощряйте за успех. Показывайте, как застёгиваются пуговицы или другие застёжки.
  3. Кладите небольшие призы для ребенка в такие вещи, которые надо расстёгивать (кошельки, карманы с застёжками и т. д.)
  4. Даже если самостоятельное одевание занимает у ребенка больше времени, разрешайте ему делать это. Пусть он знает, чего вы от него ждёте. Планируйте своё расписание так , чтобы было дополнительное время, которое одевание может отнять по утрам, и чтобы не делать этого за ребёнка из-за недостатка времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей детей с интеллектуальной недостаточностью через экспериментальную деятельность с неживой природой

В статье представлен опыт работы по экспериментальной деятельности в работе с детьми в ДОУ компенмирующего вида....

Игры и упражнения на развитие внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Материал в помощь воспитателю, работающему в коррекционной школе VIII вида. Представлены игры и упражнения на развитие внимания....

Развитие моторных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью

Одной из сторон развития ребенка является развитие речи, где важной составляющей считается письмо. Владение письменной речью, графическими навыками способствует общему развитию ребёнка. Развитие письм...

Развитие творческих способностей детей с интеллектуальной недостаточностью

Став неотъемлемой частью современной жизни, кинематограф формирует собственную виртуальную реальность, оказывающую всё возрастающее воздействие на мировоззренческие позиции человека, на его эмоциональ...

Формирование коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью

Формирование коммуникативных навыкову детей с интеллектуальной недостаточностью...

«Формирование и развитие коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью»

Материал посвящен формированию и развитию мотивативации к взаимодействию у детей с тяжелой умственной отсталостью....

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Одним из актуальных направлений психолого-педагогических исследований в настоящее время является изучение внимания у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Начало систематическог...