Коррекционно-развивающая программа по развитию навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью
рабочая программа (5 класс) по теме
Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками обслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей.Основной задачей программы является, целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а так же формирования для каждого ребенка максимального уровня самостоятельности. Программа направлена на удовлетворение потребностей каждого ребенка в формировании жизненно важных практических навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmagladyk.doc | 403 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное стационарное учреждение социального обслуживания
«Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 1»
Комитета по социальной политике
Рассмотрен на заседании МО учителей ГС(К)ОУ школы № 439 «24» октября 2008г | Утвержден Методическоим советом ГС(К)ОУ школы № 439 протокол№4 от от30.10.08 «30» октября 2008г |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по развитию навыков самообслуживания
у детей с интеллектуальной недостаточностью
Автор-составитель:
педагог Гладык Татьяна Романовна
Материалы находятся
в процессе апробации с 2008г.
г. Петродворец
Пояснительная записка Содержание разделов: | ||
Применение предметов личной гигиены по назначению | ||
Соблюдение культурно-гигиенических умений | ||
Формирование культурно-гигиенических умений во время приема пищи | ||
Формирование хозяйственно-бытовых умений | ||
Список рекомендуемой литературы | ||
Приложение I | ||
Приложение II | ||
Приложение III Приложение IV |
Пояснительная записка.
Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей. Данная программа направлена на удовлетворение потребностей каждого воспитанника в формировании жизненно важных практических навыков.
Основной задачей программы является, целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а так же формирования для каждого ребенка максимального уровня самостоятельности. Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость умственно отсталого молодого человека от окружающих (одновременно облегчает их деятельность), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах. Программа составлена с учетом психофизических возможностей ребенка, его познавательной активности, уровня знаний, умений.
Программный материал по данному разделу самообслуживание предусматривает реализацию следующей цели – формирование у детей интеллектуальной недостаточностью, развития жизненно необходимых культурно-гигиенических умений. В процессе решения данной цели предусматривается планомерная работа по формированию у детей данной категории социально-бытового опыта, способствующего жизнеобеспечению. Стратегия воспитания такого ребенка будет базироваться на принципах нормального развития ребенка, но с учетом довольно медленного, неравномерного, в силу ограниченных возможностей, протекания развития определенного умения.
При построении коррекционно-развивающего процесса педагог должен знать основные аспекты работы по программе.
- Диагностический аспект: предусматривает диагностические и мониторинговые исследования динамики уровня развития культурно-гигиенических умений у подростков. В основе диагностики по определению уровня развития культурно-гигиенических умений лежит диагностическая карта (вариант карты приведен в программе). (Приложение I).
Цель диагностики – получение качественной, объективной информации о “пороге” развития культурно-гигиенических умений у подростков с интеллектуальной недостаточностью.
Критерии:
- системность в проведении диагностических исследований;
- объективность полученной информации;
- корректировка программ на основе полученных диагностических данных.
2. Составление плана коррекционно-развивающей работы по формированию культурно-гигиенических умений на основе результатов диагностического исследования. (Приложение II фрагмент).
Цель: Определение содержания и планирование коррекционно-развивающей работы по формированию культурно-гигиенических умений у подростков с интеллектуальной недостаточностью.
Критерии:
- обеспечение коррекционно-развивающего процесса специальной программой;
- системность, комплексность, непрерывность проводимой работы;
- согласованность в организованных действиях всех специалистов;
- регулирование коррекционно-развивающего процесса на основе анализа мониторинговых данных.
Содержание работы:
- Формирование культурно-гигиенических умений в процессе повседневной деятельности, проведение групповых и подгрупповых занятий, которые определенны расписанием, организация деятельности подростков вне занятий, проведение режимных моментов.
- Использование личностно-ориентированного подхода к каждому подростку при организации любых видов деятельности.
- Включение специальных приемов работы по формированию культурно-гигиенических навыков в структуру комплексных занятий воспитателя, учителя-дефектолога и педагога (игра, игровые упражнения, жизненно-практические ситуации и т.д.), индивидуальные занятия инструктора ЛФК, подгрупповые занятия по адаптивной физкультуре (имитационные упражнения бытового характера: причесывание, расстегивание и застегивание молний, мытье рук, лица и т.д.).
- Организация открытых занятий в группах с целью включения подростков в активное взаимодействие с окружающими взрослыми.
- Включение подростков во все культурно-массовые мероприятия, проводимые в детском доме.
- Проведение прогулок, экскурсий (улица, парк, и т.д.) с целью организации взаимодействия с природной и окружающим социумом.
- Создание развивающей среды в группе способствующей активному формированию культурно-гигиенических навыков.
Наличие программы по данному направлению, дифференциация детей по возможностям, организация индивидуального подхода, позволяют добиваться результативности в проводимой коррекционно-воспитательной работе.
Программа состоит из четырех разделов:
- применение предметов личной гигиены по назначению;
- соблюдение культурно-гигиенических умений;
- формирование культурно-гигиенических умений во время приема пищи;
- формирование хозяйственно-бытовых умений;
В каждом разделе определена цель работы, выделены основные формируемые умения и задачи коррекционно-воспитательной работы, подобраны методические рекомендации. К каждому варианту выполнения действия присваивается номер, который вносится в диагностическую карту.
Варианты выполняемых действий:
- Выполнение сопряженных действий взрослого и ребенка.
- Выполнение полусопряженных действий взрослого и ребенка.
- Выполнение действий по подражанию.
- Выполнение действий по образцу.
- Выполнение действий по инструкции взрослого.
- Выполнение действий самостоятельно.
3. Мониторинг в данной системе позволяет:
- выявлять “порог” развития умений у подростков;
- определить близких по уровню развития детей с целью создания микрогрупп, так как при активном взаимодействии между собой дети быстрее приобретают социально-бытовой опыт;
- изменять микрогруппы детей в зависимости с изменением “порога” развития того или иного умения.
Мониторинг служит главным средством контроля и учета социального опыта ребенка и группы в целом.
Цель – определение эффективности и качества организации коррекционно-воспитательной работы по формированию у детей, культурно- гигиенических умений.
Критерии:
- непрерывность наблюдений за развитием ребенка и получение оперативной информации;
- эффективность программного обеспечения социализации детей;
Направления работы.
- Анализ диагностических карт с целью построения профиля развития умений детей (один раз в год в мае месяце на административном уровне).
- Подготовка аналитических справок (уровень администрации) с конкретными рекомендациями по совершенствованию дальнейшей воспитательной работы.
Опыт работы с диагностической картой показывает, что каждое формируемое умение имеет свой “порог развития”. Полученные данные в ходе диагностики дают возможность с помощью общей программы моделировать индивидуальную программу для ребенка. При выводе ребенка на шестой уровень выполнения умения – самостоятельные действия, работа не прекращается, а сформированное умение включается в продуктивные виды деятельности.
Формирование культурно-гигиенических умений.
Применение предметов личной гигиены по назначению.
Цель: Формировать у детей умение дифференцировать предметы личной гигиены по назначению в процессе практической деятельности.
Формируемое умение: учить узнавать предметы личной гигиены (расческа, полотенце, салфетка, носовой платок, зубная щетка, зубная паста).
Задачи коррекционно-воспитательной работы:
- Учить детей называть (показывать) предметы личной гигиены при активной помощи взрослого.
- Учить детей находить собственные предметы личной гигиены по определенному символическому знаку.
Методические рекомендации.
- Проговаривание в сопровождении показа воспитателем названия предмета личной гигиены: “Это расческа", “У меня расческа,” “Возьми расческу,” “Это расческа Кати,” “ Дай мне Катину расческу”, “Положи расческу на место” и т.д.
- Игровые упражнения: “Найди свою щетку”, “Сними свое полотенце”, “Открой (закрой) тюбик с зубной пастой” и т.д.
- Игровые упражнения (работа с натуральными предметами): «Найди салфетку» (зубную щетку и т.д.) среди других предметов.
- Рисование предметов личной гигиены.
- Украшение рисунков предметов личной гигиены (нанесение точек пальчиком, палочкой, губкой и т.д.)
- Игровые упражнения (работа с рисунками): «Покажи, где полотенце» (зубная щетка и т.д.)
- Практические ситуации: “ Где полотенце Тани?” и т.д.
Формируемое умение - учить использовать предметы личной гигиены по назначению.
Задачи коррекционной – развивающей работы.
- Учить детей правильно использовать предметы личной гигиены в ходе режимных моментов и специально созданных игровых и практических ситуаций при активной помощи педагогов (взрослых).
- Совершенствовать (развивать) у детей умение правильно дифференцировать предметы личной гигиены по назначению.
Методические рекомендации.
- Игровые и практические упражнения:
- причеши куклу Катю;
- моем руки кукле Маше;
- моем лицо кукле Даше.
2. Игры с использованием носового платка: “У Кати насморк”, “Заболел зайчик”, “Мишка чихает” и т.д.
3. Игры с использованием полотенца: “Купаем куклу Катю”, “Подарим зайке полотенце”, “Мишка вымыл лапки”, “Вытираем руки (лицо)”.
4. Игры с использованием расчески: “В парикмахерской”, “Утро Маши”, “Расчешем лошадку ( мишку, зайку)”, “ Причешусь у зеркала”, “Тане делаем
прическу” и т.д.
5.Игры с использованием салфетки: “На обеде у куклы Маши”,
“У Тани завтрак”, “Зайка на ужине” и т.д.
6. Игры с использованием зубной щетки: “Почистим кукле зубки”, “Утро (вечер) куклы Даши”.
7. Игры с использованием мыла: “У зайки грязные лапки”, “Кукле Кате моем ручки (лицо) и т.д..
Соблюдение культурно-гигиенических умений
Цель. Формировать у детей особо значимые культурно-гигиенические умения, способствующие жизнеобеспечению.
Формируемое умение - учить мыть руки.
Задачи коррекционно-воспитательной работы.
- Учить детей пользоваться краном, устанавливать нужную температуру воды в практической деятельности.
- Совершенствовать умение пользоваться мылом в ходе режимных моментов и специально созданных игровых ситуациях.
- Совершенствовать умение пользоваться полотенцем, используя жизненно-практические и игровые ситуации.
- Учить детей приводить в порядок предметы личной гигиены (мыло, полотенце) в повседневном жизнеобеспечении.
- Формировать у детей умение последовательно выполнять операцию мытья рук по речевому алгоритму с подкреплением символическими (графическими) знаками.
Методические рекомендации
- Подготовительные упражнения по формированию умения мыть руки:
- переливание воды из одного кувшина в другой:
- упражнение “Поймай мыло” (удержание мыла, выпускание из рук скользкого мыла);
- упражнение “Плыви рыбка” (захватывание предметов одной рукой, снижение тонуса и напряжения пальцев и кистей рук);
- Имитационные упражнения: “Моем руки”, “Ах, водичка горячая (холодная)!”.
- Игровые упражнения с холодной и горячей водой.
- Практические упражнения по формированию правильного мытья рук по алгоритму.
Встать позади ребенка и взять своими руками руки ребенка, проделать вместе с ним следующее:
- включить воду;
- подставить обе руки ребенка под воду и сказать: ”Вымой руки!”;
- помочь ему взять мыло одной или двумя руками в зависимости от того, как удобнее ребенку;
- потереть мыло между ладоням, снова положить на раковину;
- потереть тыльную сторону одной ладони об другую, мыльную ладонь;
- повторить действие с тыльной стороной ладони;
- подставить под воду обе руки и споласкивать их, потирая одну о другую, пока не смоется вся пена;
- поощрить ребенка, закрыть кран.
- Практические упражнения по формированию правильного мытья лица по алгоритму (аналогично алгоритму мытья рук).
- Закрепление приемов мытья рук (лица) на кукле.
- Игра “Водичка, водичка, умой моё личико!” (совершенствование умений последовательности выполнения санитарно-гигиенических действий по алгоритму).
- Игра “Купание кукол” (закрепление умения правильного умывания, намыливания, смывания пены, вытирания тела полотенцем).
Формируемое умение - умение чистить зубы.
Задачи коррекционно-воспитательной работы
- Формировать у детей умение распознавать свою щетку по личному символическому знаку, брать и правильно удерживать её, выполнять совместные (самостоятельные) действия в процессе чистки зубов, наблюдать за процессом чистки зубов в зеркале, споласкивать рот.
- Учить детей умению приводить в порядок зубную щетку, зубную пасту в повседневном жизнеобеспечении.
- Вырабатывать у детей последовательность выполнения действий при чистке зубов по этапному алгоритму:
1-й этап по речевому алгоритму с показом и совместными действиями;
2-й этап по символическому (графическому) алгоритму;
3-й этап по речевой инструкции педагога (взрослого).
Методические рекомендации
- Имитационные и подготовительные упражнения: “Чистим, чистим зубы по утрам и вечерам”, “Выдави пасту из тюбика”, “Сожми резиновую игрушку”, “Надави на тюбик”, «Открути (закрути) пробку на бутылке (на тюбике)» и т.д.
- Практические упражнения:
- ощупывание зубов;
- постукивание по зубам;
- рассматривание зубов перед зеркалом;
- поскрипывание зубами;
- чистка зубов щеткой без пасты.
- Практические упражнения по выдавливанию пасты из тюбика (совместные действия с педагогом по выработке умения правильно дозировать выдавливание пасты из тюбика, контроль за тем, чтобы дети не ели пасту).
Формируемое умение - учить пользоваться туалетом.
Задачи коррекционно - воспитательной работы.
- Учить раздевать (одевать) одежду перед (после) туалетом с помощью педагога и без посторонней помощи, самостоятельно в свободном режиме и за определенное фиксированное время.
- Формировать умение выражать свои потребности жестом, звуковым сигналом, словом.
- Учить пользоваться туалетной бумагой, смывать унитаз, одеваться в туалете и мыть руки.
- Учить садиться (подниматься) с горшка.
Методические рекомендации.
1. Для того, чтобы приучить ребенка проситься в туалет, его необходимо регулярно спрашивать через постоянные промежутки времени (например, через каждые 30 минут) о потребностях. Согласие и удачу подкреплять похвалой.
2. Практические упражнения:
- снятие и одевание простой одежды;
- приседание в снятых до колен колготках (трусиках);
- нажимание рукой на кран унитаза;
- мытье рук после туалета.
3. Практические упражнения по формированию умения пользоваться туалетом с помощью алгоритма (расписывается аналогично алгоритму мытья рук).
4. Практические упражнения по определению места туалета по особому символическому знаку в группе, в центре (родители дома туалет обозначают таким же значком-символом).
Формирование культурно-гигиенических умений
во время приема пищи.
Цель. Формировать у детей умения соблюдать правила при приеме пищи.
Формируемое умение - умение приема пищи.
Задачи коррекционно - воспитательной работы.
- Знакомить детей с назначением предметов посуды (ложка, вилка, чашка, тарелка) в практической и игровой деятельности.
- Формировать у детей умение пользоваться столовыми приборами: вилкой, ложкой, ножом, чашкой.
- Формировать у детей умение выполнять функцию дежурного по столовой (расставить стулья, расставить тарелки, чашки, правильно разложить приборы, уборка стола после еды, подметание пола около стола и т.д.).
- Формировать у детей правила правильного поведения за столом во время приема пищи (не ставить локти на стол, не отставлять ноги, есть из своей тарелки, пользоваться салфеткой, жевать с закрытым ртом).
Методические рекомендации.
- На первоначальном этапе ребенку разрешается принимать пищу так, как ему удобно (на коленях взрослого, на специальном стульчике, в уединенном уголке, в стороне от детей), а затем ко всем детям предъявляются единые требования при приеме пищи.
- Использование звоночков, сигналов для привлечения внимания детей к моменту приема пищи.
- Подготовительные упражнения, способствующие выработке определенных движений (преддействия по формированию умения приема пищи):
- упражнение “Перекладывание шариков”;
- упражнение “Просеивание фасоли” (зачерпывание и пересыпание ложкой);
- упражнение “Перекладывание бусин” (держание ложки тремя пальцами, зачерпывание ложкой бусин и пересыпание их в другую емкость);
- упражнение “Раскладывание орехов” (вращательные движения кисти ведущей руки, раскладывание ложкой орехов по сортам).
Практические упражнения по формированию умения пользоваться ложкой, вилкой, ножом.
Умение пользоваться ложкой по алгоритму:
- встать за спиной ребенка, поместить ложку в его руку, а другую руку положить сбоку от миски;
- держать руки ребенка своими руками;
- наполнить ложку едой зачерпывающим движением справа-налево;
- поднести ложку ко рту ребенка и дать ему есть содержимое пищи;
- опустить ложку в миску и дать ребенку время проглотить пищу.
Повторять все пункты алгоритма до тех пор, пока ребенок не закончит есть.
Умение пользоваться вилкой по алгоритму:
- взять вилку и показать, как нужно правильно ее держать в руке (ручка вилки держится щепотью);
- сказать ребенку, что он должен “наколоть кусочек … на острые зубчики вилки”;
- показать, как это сделать (медленно) (если ребенок не может повторить движение по подражанию, то обхватить своей рукой и помочь наколоть кусочек … на вилку);
- отправить вилку с наколотым кусочком в рот;
Постепенно сокращать свою помощь.
Умение пользоваться ножом:
- подобрать подходящий нож (легкий, удобный для намазывания, не острый).
- положить то, что будете намазывать на булку в удобную посуду;
- взять кусочек булки в левую руку, нож в правую руку;
- взять на кончик ножа небольшое количество повидла;
- намазать его на кусочек булки;
- предложить ребенку намазать повидло на кусочек булки;
- сопровождать каждое действие показам и словесным комментарием (кратким и четким).
.Игры.
- Игра “К нам медведица пришла, медвежонка принесла” (закрепить умение правильно держать ложку).
- Игра “ Лошадка заболела” (совершенствовать умение пользоваться ложкой и вилкой).
- Игра “Покорми зверей салатом” (закреплять умение правильного приема пищи, пользования пластмассовым ножом).
Формирование культурно-бытовых умений
Цель. Формировать у детей культурно-бытовые умения в процессе режимных моментов и постоянной практической деятельности.
Формируемое умение - учить одеваться и раздеваться.
Задачи коррекционно- воспитательной - работы.
- Формировать умение выполнять процесс одевания и раздевания зимней одежды (пальто, шуба, шарф, варежки, сапоги); весенне-осенней одежды (куртка, шапка, джемпер, брюки, колготки, ботинки); летней одежды (майки, трусы, платье, носки, тапочки рубашки, сандалии, шорты, кофта), используя речевую инструкцию, символические знаки, жесты.
Методические рекомендации
Подготовительные упражнения (преддействия по формированию умения одеваться и раздеваться):
- упражнение “Перекладывание помпонов в банку” (развитие сгибательных и вращательных движений кисти, захватывание мелких предметов помпонов в банку через отверстие);
- упражнение “Нанизывание крупных шаров на шнурок с деревянным наконечником” (захватывание предметов щепотью, согласованность работы обеих рук);
- упражнение “Шарик катись” (захватывание всеми пальцами больших шаров, захватывание “ полупинцетом“ шаров среднего размера, захватывание щепотью маленьких шариков, соотнесение размера шара и диаметра трубы);
- упражнение “Копилка” (совершенствование “пинцетного захвата”, складывание мелких монеток в узкое отверстие копилки).
Имитационные упражнения и практические упражнения.(Картотека практических заданий и упражнений (Приложение IV).
Умение надевать штаны по алгоритму:
- посадить ребенка на такой стульчик, сидя на котором он не боялся, бы поднимать ногу, пытаясь просунуть ее в штанину;
- сопровождать каждое действие словами, когда правая нога ребенка будет просунута в штанину, попросить его просунуть вторую ногу в пустую штанину;
- взять обе руки ребенка и положить их на резинку штанишек;
- попросить ребенка покрепче держаться за нее и тянуть штанишки вверх;
- положить, если у ребенка не получается, свои руки поверх рук ребенка и натянуть штанишки вместе;
Закрепление приемов одевания и раздевания в игровой деятельности.
- Игра “Кукла ложиться спать” (совершенствовать умение раздевания – расстегивать пуговицы, развязывать шнурки, снимать штанишки, колготки, платье и т.д.).
- Игра “Оденем куклу на прогулку” (закрепить алгоритм одевания).
Формируемое умение - учить застегивать и расстегивать молнии, липучки, пуговицы.
Задачи коррекционно- воспитательной работы.
- Развивать двигательную активность детей в процессе выполнения имитационных упражнений (расстегивания и застегивания молний, липучек, пуговиц и т.д.).
- Формировать умение выполнять застегивание и расстегивание различных застежек в ходе игровых ситуаций (на макете, на себе и другом ребенке).
Методические рекомендации
- Использование имитационных упражнений.
- Подготовительные упражнения (преддействия по формированию умения расстегивать и застегивать молнии, липучки, пуговицы):
- упражнение “Что лежит в кошельке” (складывание пальцев определенным образом, удобным для захвата язычка молнии);
- упражнение “ Переливание воды большой пипеткой” (захватывание предметов в кулак ведущей руки, переливание из одной емкости в другую);
- упражнение “ Переливание воды маленькой пипеткой” (захват предметов щепотью, развитие силы пальцев);
- упражнение “Перекладывание кусочков поролона большим пинцетом” (захватывание предметов “полупинцетом”, перекладывание кусочков поролона большим медицинским пинцетом);
- упражнение “Нанизывание бочонков на резиновый шнур” (согласование работы обеих рук, держание шнура тремя пальцами; нанизывание бочонков на шнур);
- упражнение “Сушим белье” (“пинцетное” захватывание предмета, открывание прищепки, прикрепление с ее помощью “белья к веревке”).
- упражнение “Разложи пуговицы” (совершенствование соотносящих движений, умение брать предметы “пинцетным захватом”).
3. Практические упражнения по формированию умения застегивать и расстегивать молнии, липучки, пуговицы.
- Умение застегивать молнию по алгоритму:
- взять основание “молнии” левой рукой;
- в правую руку взять язычок “молнии”;
- вставить одну часть застежки в другую;
- потянуть “молнию” вверх.
б) Умение застегивать липучку по алгоритму:
- взять прилипающую часть липучки в правую руку;
- продеть ее конец в железную петлю застежки;
- потянуть вперед;
- прижать липучку ко второй ее половине.
в) Умение застегивать пуговицу по алгоритму:
- раскрыть петлю;
- просунуть в нее пуговицу;
- взять просунуть пуговицу двумя пальцами (большим и указательным пальцами “ пинцетным захватом”).
- вытянуть пуговицу с другой стороны;
- завести пуговицу за край петли.
4. Закрепление умения застегивать и расстегивать молнии, липучки, пуговицы в игровой деятельности.
- Игра “Что забыла надеть Маша?” (учить застегивать “молнию” на кофточке куклы, закрепить алгоритм одевания).
- Игра “ Двери закрываются” (совершенствовать умения застегивания и расстегивания застежки “молнии”).
- Игра “Пристегни зайке ушки” (совершенствовать умение застегивать “молнию”).
- Игра “Полянка” (совершенствовать умение застегивать различные виды застежек).
- Игра “Пристегни лисе хвостик” (совершенствовать умение застегивать застежку-липучку).
- Игра “Ежик с фруктами” (закреплять умение застегивать застежки-липучки, прикрепляя фрукты на спину ежику).
- Игра “ Чего не хватает у чайника” (закрепить умение застегивать липучку, пристегивая “носик” или “ручку” к чайнику.
- Игра “Чья ботва?” (закреплять умение застегивать крупные пуговицы; пристегивать ботву к морковке).
- Игра “ С какого дерева листок?” (учить детей застегивать маленькие пуговицы; группировать листья по цвету).
Формируемое умение: - учить заботится о своих вещах (умение повесить свою одежду на крючок, вешалку, умение сложить вещи на полке в шкафу, умение намыливать, стирать, полоскать, отжимать и вывешивать для просушки вещи).
Задачи коррекционно- воспитательной - работы
- Учить находить свои вещи среди других вещей, а процессе организации режимных моментов и специально созданных ситуациях.
- Формировать у детей первоначальные умения содержать свои вещи в порядке. Приучать детей сообщать педагогу (взрослому) об оторванных пуговицах, застежках, дырках в вещах.
- Развивать умение обеспечивать себе предметами повседневного пользования в процессе режимных моментов в группе.
- Учить детей уважать чужую собственность.
Методические рекомендации
- Упражнение “Покажи, где застежка у Сережки и где у тебя”.
- Упражнение “Постирали грязные вещи (новые платочки, ленточки, одежду кукол, носки и т.д.)”.
- Игра “Кукла Маша пришла с прогулки”.
- Игра “Хорошая хозяйка”.
- Практическая ситуация “Покажи свои сапоги (шапку, платье, шарф и т.д.)”.
- Практическая ситуация “Покажи свои вещи”.
- Практическая ситуация “Наведем порядок в группе” и т.д.
Формируемое умение: - учить находить свои места в группе по маркировке (шкафчик, стульчик, кровать, полотеночница и т.д.)
Задачи коррекционно-воспитательной работы.
- Формировать у детей умение ориентироваться в группе при помощи опознавательных знаков и символов.
- Учить детей пользоваться в быту определенными своими местами (место за обеденным столом, место полотенца в полотеночнице, на занятии, знание своего шкафчика в раздевалке, знание своих предметов личной гигиены).
Методические рекомендации
- Упражнение “Посади куклу на свою кровать (стульчик)”.
- Упражнение “Положи зайку в свой шкафчик”.
- Практическая ситуация “Мишка косолапый”.
- Практическая ситуация “Найди свое полотенце”.
- Практическая ситуация “Почистим зубы” и т.д.
Литература:
- Варенова Т.В. Научно-методические основы абилитационного образования детей с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности. // Дефекталогия. – 2007. - №4
- Григорьева Т.А. Педагогические технологии: современный взгляд // Дефекталогия. – 2000.- 2.
- Демьяненок Т.В. Педагогическое проектирование социальной адаптации учащихся с тяжелой формой умственной отсталости // Дефекталогия. – 2002. - №1.
- Дормаш С.В., Заводова Т.Е. Технология учебного процесса // Мн.: НООО Красико-Принт, 2004.
- Жаврид Ю.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста с интеллектуальными и двигательными нарушениями развития: Программа и методические рекомендации. – Мн.: НИО. 2000
- Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. – Мн.: Университецке., 2001
- Ковалец И.В. Социально-бытовая адаптация детей с ранним детским аутизмом. Мн.: 2000г.
- Кислякова Ю.Н. Социально-бытовое воспитание детей с особенностями психофизического развития. Мн. НИО.2005
- Коноплева А.Н., М.Г. Еленский и другие. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями. Мн.: НИО. 2005.
- Коноплева А.Н., Е.М. Калинина и другие. Коррекционно-образовательные технологии. Мн.: НИО 2004.
- Кислякова Ю.Н. Формирование знаний о предметах ближайшего окружения. Мн.: НИО 2006.
- Кислякова Ю.Н. Формирование социально-бытовой компенсации у детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности. Мн.: НИО. 2005.
- Лещинская Т.Л. Социальная адаптация детей с особенностями психофизического развития. Мн.: НИО. 2005.
- Лисовская Т.В. Научно-методические подходы к образовательной деятельности в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. // Дефектология. – 2007. - №4
- Савенок Н.В. Современные педагогические технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития. Мн.: АПО. 2006г
Приложение III
Развитие навыков самообслуживание
Индивидуальная карта развития культурно-гигиенических умений.
Ф.И.ребенка __________________
№ п/п | Формируемый навык | Варианты выполнения действий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2009-2010 | 2010-2011 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расческа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полотенце | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Салфетка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Носовой платок | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зубная щетка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зубная паста | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение мыть руки | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение мыть лицо | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение пользоваться туалетом | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение причесываться | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение чистить зубы | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение правильно сидеть за столом во время еды | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение благодарить после еды | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение использовать салфетку во время еды | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение выполнять функцию дежурного по столу | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение пить из чашки | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение пользоваться ложкой, вилкой, ножом во время еды. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Надевание одежды. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение надевать носки | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение надевать колготки | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение надевать обувь | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение надевать шапку | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение надевать шарф | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение надевать одежду | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 9 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение снимать носки | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение снимать колготки | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение снимать обувь | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение снимать шапку | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение снимать шарф | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение снимать одежду | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На пуговицах | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
На молниях | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
На липучках | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На пуговицах | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
На молниях | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
На липучках | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шкафчик | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Стул | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Кровать | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Полотеночница | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Горшок | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 |
Приложение II
Перспективный план коррекционно- воспитательной работы
по формированию у детей культурно-гигиенических умений (фрагменты).
Период: январь – май
№ п/п | Формируемое умение | Задачи коррекционной работы | Имя ребенка | Вариант выполнения действий | Примечание |
| |||||
1. | Умение применять предметы личной гигиены по назначению | Учить детей правильно использовать предметы личной гигиены (расческа, полотенце, салфетка, носовой платок, зубная щетка, туалетная бумага) по назначению в ходе режимных моментов, играх, жизненно-практических ситуациях. | Миша Вова Алексей Антон | 1-2 3, 4 4-5 | |
| |||||
2. | Умение мыть руки | Совершенствовать умение последовательного мытья рук (засучивание рукавов, открытие крана, пользование мылом, мытье рук, вытирание рук) | Миша Денис РусланИгорь Саша | 2 3 5 6 6 | |
3. | Умение мыть лицо | Формировать умение правильного мытья лица, в ходе режимных моментов, специально организованной игровой и практической деятельности. | Миша Денис РусланИгорь Саша | 2 3 4 5 | |
| |||||
4. | Умение использовать салфетку во время еды | Вырабатывать умение пользоваться салфеткой во время еды. | Миша Денис РусланИгорь Саша | 2 4 5 6 | |
| |||||
5. | Умение застегивать и расстегивать одежду | Формировать умение застегивать и расстегивать одежду в процессе режимных моментов, игр, игровых и практических ситуациях | Миша Денис РусланИгорь Саша | 1-2 2-3 4-5 5-6 6 |
Приложение IV
Картотека практических заданий и упражнений для подростков с тяжелой степенью умственной отсталости |
ТЕМА: Застегивает одежду на кнопки или на крючки. Задания:
|
ТЕМА: Открывание и закрывание двери. Материал: Дверь, ручка двери, замок с язычком. Цели: Прямая – ребенок учиться открывать и закрывать дверь, знакомиться с работой замка; косвенная – контроль и координация движений, развитие самостоятельности, независимости от других людей, формирование навыков социального поведения. Презентация:
Особый интерес: Знакомство с замком, язычком замка, щелчком замка. Контроль ошибок: Дверь громко хлопает и открывается. Упражнение:
|
ТЕМА: Сметание со стола (подметание) Материал: матерчатый фартук, коробка или корзина, совок со щеткой, коробочка с несколькими маленькими кружочками с клейкой обратной стороной, баночка или небольшая плоская коробочка с зернами или сухими корками. Цели: Прямая – ребенок учиться подметать; косвенная – анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястий. Презентация:
Особый интерес: Клейкий кружок, подметать так чтобы зерна не падали на пол, зернышки на щетке. Контроль ошибок: Зерна на столе и на полу, вокруг ведра. Упражнения:
Расширение словарного запаса: «совок», «щетка», «мусор», «ведро», «подметать», «сметать». |
Тема: Вытирание пыли Материал: коробочка с махровой тряпкой для вытирания пыли, кисточкой (возможно, подставка с разными кисточками для сметания пыли), матерчатый фартук. Цели: прямая – ребенок учится вытирать и обметать пыль; косвенное – анализ сложных движений, запоминание последовательности действий ,контроль координация движений , развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястий. Презентация:
Особый интерес: пыль на тряпке, сравнение чистой и пыльной поверхности стола. Контроль ошибок: пыль на столе, пыльные рукава одежды. Упражнения:
Расширение словарного запаса: «пыль», «кисточка», «обметать», «тряпка», «пыльный», «чистый». |
ТЕМА: Переноска стула и действия со столом. Материал: стул, стол. Цели: Прямая – ребёнок учиться носить стул; косвенная – контроль и координация движений, развитие самостоятельности. Формирование навыков социального поведения. Презентация:
Особый интерес: наклонить стул так, чтобы тот стал сначала на две, а затем на одну ножку: опустить скачало стул на одну ножку; пройти со стулом по комнате, не наталкиваясь при этом на мебель. Контроль ошибок: шум; ребенок наталкивается на мебель или других детей. Упражнение:
Примечания: это упражнение очень важное, так как в Монтессори - группе во время занятий столы не обязательно занимают строго определенное место. Дети могут их передвинуть, например, для того, чтобы вымыть, переставить на них комнатные цветы или просто для того, чтобы сесть рядом со своими друзьями во время работы. По окончании занятий первоначальный порядок в помещении восстанавливается. Переноска стола в одиночку. Учитель берется за крышку стола справа и с лева обеими руками и наклоняет стол к себе , так чтобы тот встал на две ближайшие к учителю ножки. Он приподнимает стол и переносит его в другое место, обходя мебель и детей. Ножки стола опущены вниз. Учитель осторожно ставит стол сначала на одну из ближайших к себе ножек, затем на другую, и, наконец, медленно опускает его на две оставшиеся ножки. Ребенок повторяет действия учителя. Переноска стола вдвоем. Учитель просит ребенка помочь ему перенести стол. Учитель берется справа и слева обеими руками за крышку стола с одного конца, ребенок – с другого. Стол наклоняют в одну сторону (например, налево по отношению к ребенку), так чтобы тот встал на две боковые ножки. Учитель поднимает свой край стола (стол касается пола одной ножкой), ребенок – свой край. Они осторожно переносят его на другое место. Учитель бесшумно ставит на пол одну ножку стола, ребенок опускает ножку стола с той же стороны, так чтобы стол касался пола двумя боковыми ножками. Затем учитель и ребенок одновременно опускают две оставшиеся ножки стола. Учитель благодарит ребенка за помощь. По окончании занятия стол относиться на место.
Правую ногу учитель ставит под стул. Он приподнимает задние ножки стула так, чтобы передние ножки касались земли. Стул оказывается слегка наклоненным вперед. Учитель приподнимает стул и аккуратно отодвигает его назад, так чтобы тот оказался на некотором расстоянии от стола. Он бесшумно ставит стул, сначала на обе передние, затем - на обе задние ножки. Он аккуратно садиться на стул, заходя при этом с края, а не с середины стола. Обеими руками учитель аккуратно приподнимает стул и бесшумно подвигает его к столу, так чтобы удобно было сидеть. Учитель: «А теперь, я покажу тебе, как встают из-за стола». Он встает из-за стола, выполняя все действия в обратном порядке, затем он предлагает ребенку повторить упражнения. Ребенок может так же выполнять упражнение одновременно с учителем. Примечание: Умение бесшумно садиться и вставать из-за стола – одно из важных умений, не обходимых каждому человеку в повседневной жизни. Именно по этому на данное упражнение следует обратить особое внимание. Расширение словарного запаса: название всех предметов, которые мы переносим, а так же действий, например: «принести», «перенесите», «приподнять», «отодвинуть», «задвинуть», и т.д. |
ТЕМА: Начинает и заканчивает одевание и раздевание, кроме вещей с застежками, в трех из четырех случаев. Задание:
|
ТЕМА: высмаркивает нос после напоминания Задания:
ТЕМА: Чистит зубы, когда получает указания. Задания;
ТЕМА: Надевает рукавицы Задание:
ТЕМА: Застегивает большие пуговицы на макете с пуговицами или на куртке, лежащей на столе. Задание:
ТЕМА: Надевает пальто на плечики и помещает плечики на нижнюю вешалку по указанию. Задание:
|
ТЕМА: Переноска, раскатывание и скатывание коврика. Как известно, коврики бывают самые разные: фабричные и самодельные, с ворсом и без него, мягкие и на жесткой основе и т.д., поэтому такой, казалось бы, простой вопрос о переноске коврика в действительности представляет большой интерес. Учителю предлагается его хорошо обдумать. Приведем лишь некоторые соображения. В зависимости от качеств ковриков существуют различные способы их переноски и хранения. Так, например, мягкие коврики лучше хранить на полке в горизонтальном положении, а жесткие – вертикально на подставке с отделениями для каждого коврика. Кроме того, их можно скатывать лицевой стороной внутрь или наружу, применяя самые разные способы. Жесткий коврик удобно носить, взявшись руками за его концы и прижимая край большими пальцами, что бы коврик не разворачивался, Маленькие дети часто носят такой коврик вертикально, обхватив его в середине двумя руками. Мягкий коврик носить за концы не удобно, поскольку он прогибается, поэтому его можно взять за середину, так что бы оба конца свешивались вниз. Мы приводим здесь пример обращения с жестким ковриком. Материал: коврик размером 120 – 70 см, скатанный в рулон лицевой стороной внутрь, подставка для ковриков. Цели: прямая – ребенок учится носить, раскатывать и скатывать коврик; косвенная – контроль и координация движений, развитие самостоятельности, в зависимости от других людей, формирование навыков социального поведения. Презентация: 1. Коврик стоит на подставке для ковриков. Учитель говорит ребенку «Мы будем учиться правильно, носить коврик. Сначала покажу я, а затем попробуешь ты». 2. Учитель подходит к подставке и смотрит на коврик сверху. Если он видит, что коврик скатан в направлении почасовой стрелки, то встает правым боком к подставке (если против часовой стрелки – то левым). 3. Учитель приседает, берется правой рукой за верхний конец коврика, а левой – за нижний его конец, так чтобы большие пальцы обеих рук прижимали край коврика. Он аккуратно вынимает коврик из подставки. 4. Учитель берет коврик и несет его на свободное место, продолжая прижимать большими пальцами край коврика. Он кладет коврик на пол, опускает его край и встает на него коленками . 5. Обеими руками он медленно раскатывает коврик переползая при этом вперед. 6. Коврик лежит на полу. Учитель отползает назад на край коврика и встает с него. Он говорит ребенку; «А теперь давай попробуем обойти коврик!» Он вместе с ребенком обходит один раз вокруг коврика. 7. Учитель показывает, как скатывают коврик. Он садиться на корточки, берется за ближайший край коврика и скатывает коврик, плотно прижимая его. При этом он либо подвигается вперёд по мере скатывания, либо постепенно подтягивает коврик к себе. 8. Когда коврик скатан, учитель уносит его на подставку и приглашает ребенка повторить упражнение. Особый интерес: Правильно подойти к коврику; не наступить на коврик при обходе; заметить, что коврик имеет лицо и изнанку. Контроль ошибок: Коврик разворачивается, когда его несут: коврик скатан криво; скатанный коврик не умещается на подставку. Упражнения
Расширение словарного запаса: «Коврик», «лицо», «изнанка», «подставка», «скатать», «раскатать». |
ТЕМА: Завязывает тесемки капюшона. Задания:
|
ТЕМА: Поднимает, несет, ставит под нос. Задания:
ТЕМА: Помогает накрывать на стол, правильно расставляя тарелки, раскладывая тарелки. Задания:
ТЕМА: Чистит зубы. Задания:
ТЕМА: Вешает одежду на плечики Задание:
ТЕМА: Делает себе бутерброд. Задания:
|
ТЕМА: Расстегивает свою одежду. Задания:
|
ТЕМА: Чистит загрязнения на одежде. Задания:
|
ТЕМА: Надевает ботинки Задание:
|
ТЕМА: отвечает за одну ежедневную работу по группе (например, накрывать на стол,убрал игрушки) Задания:
|
ТЕМА: Расстегивать большие пуговицы на макете с пуговицами или на куртке, лежащие на столе. Задание:
|
ТЕМА: Завязывать шнурки на ботинках. Задание:
|
ТЕМА: Использует соответствующие принадлежности для еды. Задание:
|
ТЕМА: Одевается сам, справляясь со всеми передними застежками, за исключении завязок. Задание:
|
ТЕМА: Идёт вовремя в туалет, раздевается, подтирается, спускает воду и одевается самостоятельно. Задания:
|
ТЕМА: Шнурует ботинки. Задание:
|
ТЕМА: отвечает за одну из еженедельных работ по группе и делает ее по просьбе. Задания:
|
Тема: выбирает соответствующую одежду, по сезону и случаю Задания:
|
ТЕМА: Причесывается или расчесывает волосы. Задания:
|
ТЕМА: Режет мягкую пищу ножом (например, сосиски, бананы, печеный картофель) Задания:
|
ТЕМА: Вытирает нос, когда ему напоминают. Задание:
|
ТЕМА: надевает сам, с небольшой помощью, свитер и одежду с застёжками. Задание:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей детей с интеллектуальной недостаточностью через экспериментальную деятельность с неживой природой
В статье представлен опыт работы по экспериментальной деятельности в работе с детьми в ДОУ компенмирующего вида....
Игры и упражнения на развитие внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Материал в помощь воспитателю, работающему в коррекционной школе VIII вида. Представлены игры и упражнения на развитие внимания....
Развитие моторных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью
Одной из сторон развития ребенка является развитие речи, где важной составляющей считается письмо. Владение письменной речью, графическими навыками способствует общему развитию ребёнка. Развитие письм...
Развитие творческих способностей детей с интеллектуальной недостаточностью
Став неотъемлемой частью современной жизни, кинематограф формирует собственную виртуальную реальность, оказывающую всё возрастающее воздействие на мировоззренческие позиции человека, на его эмоциональ...
Формирование коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью
Формирование коммуникативных навыкову детей с интеллектуальной недостаточностью...
«Формирование и развитие коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью»
Материал посвящен формированию и развитию мотивативации к взаимодействию у детей с тяжелой умственной отсталостью....
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Одним из актуальных направлений психолого-педагогических исследований в настоящее время является изучение внимания у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Начало систематическог...