Формирование коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью
презентация к уроку на тему

Ляпкова Елена Хайдяровна

Формирование коммуникативных навыков

у детей с интеллектуальной недостаточностью 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд

 На современном этапе развития общества дети с нарушениями интеллекта уже не остаются наедине со своими трудностями. Проводятся многочисленные исследования с целью улучшения условий жизни таких детей. Большое значение придается подготовке таких их к школе, где ведущую роль играет наличие навыков общения со сверстниками и со взрослыми.
При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказывается слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость к новому. Дети с нарушением умственного развития имеют нормальное зрение, но не умеют видеть, имеют нормальный слух, но не умеют слышать. Именно поэтому они плохо представляют себе окружающие предметы, не всегда могут выделить нужный предмет среди других, не различают свойства предметов и недостаточно ориентируются в пространстве.

Содержание коррекционной педагогической работы с детьми дошкольного возраста включает:  речевое развитие, развитие внимания, памяти, мышления, сенсорной сферы, развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, развитие всех видов деятельности.

Речевое развитие таких детей характеризуется наличием очень стойких аграмматизмов, недостатков звукопроизношения, слоговой структуры. Дети имеют ограниченный словарный запас. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, ограниченное употребление прилагательных. Наличие фразовой речи. Недоразвитие фонематического восприятия, отсутствие навыков фонематического анализа и синтеза. Недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

Нарушения речи у умственно отсталых детей отрицательно влияют на всю психическую деятельность, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов, то есть имеются существенные препятствия в формировании личности, социальной адаптации детей с нарушением интеллекта.

У этих детей оказывается несформированной не только сама речь, но и ее предпосылки: у них не развиты ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, не развита предметная деятельность. Все эти факторы лежат в основе развития смысловой стороны речи и ее грамматического строя. Кроме того, у умственно отсталых детей нет потребности в общении и не развиты доречевые средства общения; не сформированы слуховое внимание и восприятие, фонематический слух и артикуляционный аппарат, обеспечивающие становление звуковой стороны речи.

Без специального обучения детей с нарушениями интеллекта не развивается возможность регулировать деятельность с помощью собственной речи: наблюдается в отдельных случаях сопровождающая речь, но совсем не возникает фиксирующая и планирующая. Сопровождающая речь часто производит впечатление неотнесенной, в ряде случаев наблюдается эхолаличная речь.

Речь у детей с нарушением интеллекта настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. В результате к школьному возрасту дети с нарушениями интеллекта приходят с существенным речевым недоразвитием. При поступлении в школу, дети отстают на 3–4 года от своего биологического возраста. Поэтому очень важна четкая организация логопедической работы с дошкольниками имеющими нарушения интеллектуального развития.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями интеллекта
В логопедической работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, учитываются закономерности развития детской речи в онтогенезе. Периоды развития речи ребенка от появления гуления, лепета, аморфных слов, словесных сочетаний, распространенных предложений, до рассказывания.

 Развитие импрессивной речи.

Основная задача заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить, как называются их игрушки, части тела, предметы одежды, предметы туалета, предметы домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается, отдельные названия предметов и явлений окружающей его жизни, названия животных, которых ребенок часто видит. Работа над формированием словаря осуществляется путем рассматривания тематических картинок, обыгрывании различных действий, происходящих на них, описании предметов и др.
Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам и близкие ему люди.

Развитие экспрессивной речи.

Одно из главных условий логопедической работы – проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи. В экспрессивную речь переводится только то, что ребенку понятно и имеется в его импрессивной речи.
После того как у детей возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо начать работу по воспроизведению ударного слога, а затем интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспроизводить приближенно). Важным в развитии речи на этом этапе будет научить детей объединять два слова в одном предложении, например «Дай шарик». 
В коррекционной работе используются следующие логопедические приемы: называние предметов или предметных картинок; просьба передать, взять, отдать и т.д. предмет; договаривание начатых логопедом фраз со зрительной опорой на предмет или его изображение; называние действий в повелительной форме. Необходимым условием является многократное проговаривание детьми усвоенных слов.

Формирование предложений из нескольких слов.

Активизация речи осуществляется путем ответов на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинам (Кто, что это? Что он, она делает?); дети обучаются подбирать названия предметов к названным действиям (Лежит кто? Что? Мама, девочка, мальчик, собака, кошка, книга, тетрадь, ложка…); учатся договаривать слова, словосочетания в разучиваемых стихотворениях, и др.

Формирование грамматического строя речи.

Дети обучаются выражать связь между словами с помощью окончаний с правильным их оформлением. С помощью вопросов логопед исправляет порядок слов в предложении, следит за тем, чтобы ребенок не опускал глагола и употреблял его в нужной форме, согласуя в числе и лице с существительным.
Правильное употребление частей речи в числе, роде, падеже.
Употребление предложно-падежных конструкций.

Формирование звукопроизношения, слоговой структуры слова.

Работа над развитием просодической стороны речи включает в себя развитие дыхания, преодоление твердой атаки гласных, передача основных видов интонации.
Усложняя работу над слоговой структурой слов, в отрабатываемые слова вводится стечения согласных звуков. Вводятся специальные артикуляционные упражнения для постановки звуков.
Формирование, коррекция звукопроизношения осуществляется по обычной для всех детей схеме: постановка звука, автоматизация его в слогах, словах, предложениях, и дифференциация. Этап автоматизации звука у детей с нарушениями интеллекта занимает гораздо больше времени чем у их нормально развивающихся сверстников. 
Развитие мелкой моторики осуществляется с помощью пальчиковых игр, упражнений, массажа, самомассажа ладоней и др.

Формирование фонематического восприятия

Коррекционная работа по формированию фонематического слуха с детьми, страдающими нарушениями речи, проводятся в два этапа:

  1. Развитие слухового внимания
  2. Формирование фонематического слуха

Формирование связной речи.

Начинается работа с составления предложений по демонстрируемым действиям. 
Составление рассказа-описания по опорным вопросам к картинке; по предмету, игрушке. 
Пересказ небольшого текста с опорой на предметы и предметные картинки. 
Пересказ короткой сказки по ролям.
Рассматривание серии сюжетных картин, установление их последовательности и составление рассказа с помощью вопросов логопеда. 
Рассматривание сюжетной картины и составление рассказа с помощью вопросов логопеда.

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:

Коммуникативная деятельность является важнейшим фактором общего психического развития ребенка, однако общение – это всегда взаимодействие двух сторон, заинтересованность в достижение некой общей цели, что в случае с детьми, имеющими нарушения интеллекта, в большинстве случаев невозможно, в силу особенностей их развития, безразличности к окружающему миру, замкнутости. Вследствие этого возникает дефицит общения, что, в свою очередь, только усугубляет задержку в развитии ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов при формировании зрительного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития

Зрение – важнейшее из пяти чувств. Именно благодаря зрению, мы получаем большую часть информации об окружающем мире. Существует четкая взаимосвязь между зрением и способностью использовать окружающие ...

Основные направления работы социального педагога по формированию и развитию навыков бытового труда у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реабилитационного центра

В данной работе рассматриваются основные этапы формирования и развития навыков бытового труда, организация индивидуальной и групповой работы. кроме этого отслеживается эффективность реабилитационной р...

Творческие задания как средство формирования коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью

Обобщение практического опыта использование ттворческих заданий для развития коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью...

«Формирование и развитие коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью»

Материал посвящен формированию и развитию мотивативации к взаимодействию у детей с тяжелой умственной отсталостью....

Мастер - класс по теме «Использование занимательного геометрического материала в формировании сенсорных умений у детей с интеллектуальной недостаточностью»

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Главными помощниками в восприятии окружающего мира...

Использование логических игр для стимулирования интеллектуальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью

Использование логических игр для стимулирования интеллектуальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью...