Развитие познавательных способностей детей с интеллектуальной недостаточностью через экспериментальную деятельность с неживой природой
статья по теме
В статье представлен опыт работы по экспериментальной деятельности в работе с детьми в ДОУ компенмирующего вида.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доброскокина Татьяна Николаевна
учитель-дефектолог
муниципального казенного
дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад компенсирующего вида № 119»
города Кирова
тел./ факс 64-46-27, e-mail: mkdou119@gmail.
Развитие познавательной активности детей
с интеллектуальной недостаточностью через экспериментальную деятельность с неживой природой.
Дети с интеллектуальной недостаточностью имеют скудный запас знаний об окружающем мире, самостоятельно недостаточно овладевают средствами и способами познания, имеют пониженную обучаемость. При проведении педагогической работы с таким ребёнком необходимо опираться на зону ближайшего развития, помогать выполнять трудные, ещё не освоенные действия. Важно всемерно обогащать развитие малыша, создавая для него развивающую среду, используя эффективные методы, приёмы и средства работы.
В настоящее время в системе дошкольного образования используется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Детям нравится экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим особенностям. Для них гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С Выготский. В экспериментальной деятельности необходимо опираться на ведущие принципы развития дошкольников:
- принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
- принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
- принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
- принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
- принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).
Учитывая психофизические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, в процессе ознакомления детей с миром предметов и миром природы наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, используются методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, элементарные опыты, упражнения, практические ориентировочно-исследовательские действия с предметами.
По результатам диагностики выявлено, что у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно снижены процессы мыслительной деятельности. В связи с этим возникла проблема развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Этот вид деятельности положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения уровня двигательной активности. В процессе формирования представлений об окружающем мире дети овладевают познавательными установками «Что это такое?», «Что с ним можно делать?», «Зачем он нужен?», «Почему он такой?». На основе выделения функциональных, пространственных и качественных признаков объектов ребёнок сравнивает их, классифицирует, делает элементарные обобщения.
С целью создания системы работы по развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования были определены следующие задачи:
1. Содействовать знакомству детей с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования.
2. Способствовать расширению представлений о явлениях природы (вода, ветер, огонь, снег, дождь), сезонных и суточных изменениях (лето – зима, весна – осень, день – ночь, утро – вечер).
3. Побуждать к установлению причинно-следственных связей в процессе решения проблемных ситуаций.
4. Создавать условия для развития самостоятельности у детей.
Для реализации поставленных задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования). В уголке экспериментирования имеется разнообразное оборудование и материалы: ёмкости для игр с водой, природный материал (камешки ракушки, песок, глина, листья деревьев, семена и т.д.), разные виды бумаги, гуашь, акварельные краски, зеркала, воздушные шары, сито, клеёнчатые фартуки, полотенца, контейнеры для сыпучих и мелких предметов.
Экспериментирование разработано на основе опыта работы Тугушевой Г.П., Чистяковой А.Е., проводится в различных видах организованной и самостоятельной деятельности. Отправной точкой для самостоятельной деятельности являются сведения, получаемые детьми в совместной деятельности с педагогом или родителями, которые «маленькие исследователи» «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе проб и ошибок.
Развитие у детей частично-поисковой экспериментальной деятельности осуществляется в три этапа:
- Младший дошкольный возраст: начинается с ознакомления ребёнка с водой, песком, глиной, их свойствами и продолжается до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем-выливаем-измеряем), (насыпаем-высыпаем-измеряем) и т.д.
- Средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ путём экспериментирования, действия становятся более целенаправленными. Дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?»
- Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети обращаются с просьбами: «давайте сделаем так», на занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта, находят сходство и разницу.
Игровой мотив усиливает значимость для ребёнка данной деятельности. Чтобы поддержать интерес, игры-экспериментирования предлагаются от имени
игровых персонажей. Дети радуются и удивляются открытиям вместе с Утёнком, Незнайкой, задают вопросы «Почему?», «Зачем?» вместе с Буратино, Лесовиком. Игровые персонажи в процессе совместной деятельности под руководством учителя-дефектолога моделируют проблемные ситуации.
Для положительной мотивации деятельности детей используются различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта), тайна, сюрприз, мотив помощи, ситуация выбора. Работа в уголке экспериментирования требует соблюдение правил техники безопасности.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на открытых занятиях, практикумах, родительских собраниях, через наглядную агитацию родители убеждаются в необходимости развивать познавательный интерес детей, совместно знакомиться со свойствами предметов в домашних условиях. Родители помогают пополнять необходимым материалом уголок экспериментирования. В группе регулярно проходят выставки поделок из природного материала: «Эти забавные игрушки», «Оригинальные поделки к Новому году» и др.
В целях мониторинга проводится диагностика с детьми по развитию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности. Выявлено, что 80% детей делают выводы о свойствах материалов и закономерностях явлений, 70% детей способны размышлять над наблюдаемыми явлениями и их причинами, устанавливая причинно-следственные связи. Отмечена положительная динамика по всем поставленным задачам: умение решать знакомые проблемные ситуации повысилось на 40%, развитие самостоятельности у детей в процессе экспериментальной деятельности – на 30%.
Таким образом, экспериментальная деятельность в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью способствует развитию познавательной активности детей.
Список литературы:
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.; Издательство «КАРО», 2009.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 5 «Основы дефектологии». – М.; Просвещение, 1983.
- Селивёрстов В.И. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. – М.; ВЛАДОС, 2010.
- 4.Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.; ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей на уроке музыки через различные виды деятельности.
Основные виды деятельности на уроке, творческие задания и развитие творческих способностей....
Развитие творческих способностей детей с интеллектуальной недостаточностью
Став неотъемлемой частью современной жизни, кинематограф формирует собственную виртуальную реальность, оказывающую всё возрастающее воздействие на мировоззренческие позиции человека, на его эмоциональ...
Творческая деятельность, как способ развития познавательных способностей детей с ОВЗ младшего школьного возраста
Методические рекомендации...
Развитие познавательных способностей детей посредством организации совместной образовательной деятельности педагога с детьми (Презентация)
Презенетация программы “Развитие" НОУ “Учебный центр им. А. В. Венгера"...
Развитие познавательных способностей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития через экспериментальную деятельность с объектами живой природы
Одним из самых главных путей формирования познавательной деятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в моей работе является, безусловно, проведение коррекционно – воспитате...