Развитие познавательных способностей детей с интеллектуальной недостаточностью через экспериментальную деятельность с неживой природой
статья по теме

В статье представлен опыт работы по экспериментальной деятельности в работе с детьми в ДОУ компенмирующего вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доброскокина Татьяна Николаевна

учитель-дефектолог

муниципального казенного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад компенсирующего вида № 119»

города Кирова

тел./ факс 64-46-27, e-mail: mkdou119@gmail.

Развитие познавательной активности детей

с интеллектуальной недостаточностью через экспериментальную деятельность с неживой природой.

Дети с интеллектуальной недостаточностью имеют скудный запас знаний об окружающем мире, самостоятельно недостаточно овладевают средствами и способами познания, имеют пониженную обучаемость. При проведении педагогической работы с таким ребёнком необходимо опираться на зону ближайшего развития, помогать выполнять трудные, ещё не освоенные действия. Важно всемерно обогащать развитие малыша, создавая для него развивающую среду, используя эффективные методы, приёмы и средства работы.

В настоящее время в системе дошкольного образования используется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Детям нравится экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим особенностям. Для них гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С Выготский. В экспериментальной деятельности необходимо опираться на ведущие принципы развития дошкольников:

  1. принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
  2. принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
  3. принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
  4. принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
  5. принцип интеграции – интегративность  всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).

Учитывая психофизические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, в процессе ознакомления детей с миром предметов и миром природы наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, используются методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, элементарные опыты, упражнения, практические ориентировочно-исследовательские действия с предметами.

По результатам диагностики выявлено, что у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно снижены процессы мыслительной деятельности. В связи с этим возникла проблема развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Этот вид деятельности положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения уровня двигательной активности. В процессе формирования представлений об окружающем мире дети овладевают познавательными установками «Что это такое?», «Что с ним можно делать?», «Зачем он нужен?», «Почему он такой?». На основе выделения функциональных, пространственных и качественных признаков объектов ребёнок сравнивает их, классифицирует, делает элементарные обобщения.

С целью создания системы работы по развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования были определены следующие задачи:

1. Содействовать знакомству детей с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования.

2. Способствовать расширению представлений о явлениях природы (вода, ветер, огонь, снег, дождь), сезонных и суточных изменениях  (лето – зима, весна – осень, день – ночь, утро – вечер).

3. Побуждать к установлению причинно-следственных связей в процессе решения проблемных ситуаций.

4. Создавать условия для развития самостоятельности у детей.

Для реализации поставленных задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования). В уголке экспериментирования имеется разнообразное оборудование и материалы: ёмкости для игр с водой, природный материал (камешки ракушки, песок, глина, листья деревьев, семена и т.д.), разные виды бумаги, гуашь, акварельные краски, зеркала, воздушные шары, сито, клеёнчатые фартуки, полотенца, контейнеры для сыпучих и мелких предметов.

Экспериментирование разработано на основе опыта работы Тугушевой Г.П., Чистяковой А.Е., проводится в различных видах организованной и самостоятельной деятельности. Отправной точкой для самостоятельной деятельности являются сведения, получаемые детьми в совместной деятельности с педагогом или родителями, которые «маленькие исследователи» «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе проб и ошибок.

Развитие у детей частично-поисковой экспериментальной деятельности осуществляется в три этапа:

  1. Младший дошкольный возраст: начинается с ознакомления ребёнка с водой, песком, глиной, их свойствами и продолжается до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем-выливаем-измеряем), (насыпаем-высыпаем-измеряем) и т.д.
  2. Средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ путём экспериментирования, действия становятся более целенаправленными. Дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?»
  3. Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети обращаются с просьбами: «давайте сделаем так», на занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта, находят сходство и разницу.

Игровой мотив усиливает значимость для ребёнка данной деятельности. Чтобы поддержать интерес, игры-экспериментирования предлагаются от имени

игровых персонажей. Дети радуются и удивляются открытиям вместе с Утёнком, Незнайкой, задают вопросы «Почему?», «Зачем?» вместе с Буратино, Лесовиком. Игровые персонажи в процессе совместной деятельности под руководством учителя-дефектолога моделируют проблемные ситуации.

        Для положительной мотивации деятельности детей используются различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта), тайна, сюрприз, мотив помощи, ситуация выбора. Работа в уголке экспериментирования требует соблюдение правил техники безопасности.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на открытых занятиях, практикумах, родительских собраниях, через наглядную агитацию родители убеждаются в необходимости развивать познавательный интерес детей, совместно знакомиться со свойствами предметов в домашних условиях. Родители помогают пополнять необходимым материалом уголок экспериментирования. В группе регулярно проходят выставки поделок из природного материала: «Эти забавные игрушки», «Оригинальные поделки к Новому году» и др.

В целях мониторинга проводится диагностика с детьми по развитию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности. Выявлено, что 80% детей делают выводы о свойствах материалов и закономерностях явлений, 70% детей способны размышлять над наблюдаемыми явлениями и их причинами, устанавливая причинно-следственные связи. Отмечена положительная динамика по всем поставленным задачам: умение решать знакомые  проблемные ситуации  повысилось на 40%, развитие самостоятельности у детей в процессе экспериментальной деятельности – на 30%.

Таким образом, экспериментальная деятельность в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью способствует развитию познавательной активности детей.

Список литературы:

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.; Издательство «КАРО», 2009.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 5 «Основы дефектологии». – М.; Просвещение, 1983.
  3. Селивёрстов В.И. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. – М.; ВЛАДОС, 2010.
  4. 4.Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.; ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей на уроке музыки через различные виды деятельности.

Основные виды деятельности на уроке, творческие задания и развитие творческих способностей....

Развитие творческих способностей детей с интеллектуальной недостаточностью

Став неотъемлемой частью современной жизни, кинематограф формирует собственную виртуальную реальность, оказывающую всё возрастающее воздействие на мировоззренческие позиции человека, на его эмоциональ...

Развитие познавательных способностей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития через экспериментальную деятельность с объектами живой природы

Одним из самых главных путей формирования познавательной деятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в моей работе является, безусловно, проведение коррекционно – воспитате...