Развитие моторных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью
учебно-методический материал на тему

Жмаева Лариса Михайловна

Одной из сторон развития ребенка является развитие речи, где важной составляющей считается письмо. Владение письменной речью, графическими навыками способствует общему развитию ребёнка. Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения графическим навыком. У многих детей с проблемами развития отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие тонкой моторики. Слабое развитие мышечных ощущений приводит к плохой координации. Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро устают.

              Целенаправленная и систематическая работа по развитию моторных навыков у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.  Цель исследования: - создание системы специальных коррекционных упражнений, направленных на развитие моторных навыков и развитие сенсомоторного компонента речи у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на логопедических занятиях

Гипотеза  - разработанная нами система упражнений на развитие и коррекцию моторных младших школьников с интеллектуальной недостаточностью,  овладению ими устной и письменной речью, и в дальнейшем успешной социализации в современное общество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Жмаева Лариса Михайловна

ВВЕДЕНИЕ

Одной из сторон развития ребенка является развитие речи, где важной составляющей считается письмо. Владение письменной речью, графическими навыками способствует общему развитию ребёнка. Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения графическим навыком. У многих детей с проблемами развития отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие тонкой моторики. Слабое развитие мышечных ощущений приводит к плохой координации. Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро устают. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затрудняет овладение гигиеническими, трудовыми, учебными, а также навыками самообслуживания. Моторная составляющая является ведущей. Следует отметить, что у детей с нарушениями интеллекта разные виды координаций без специальной работы не формируются.

Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием моторных навыков малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Все это повышает работоспособность коры головного мозга, активизируют мыслительную деятельность и головоломки с использованием счетных палочек.

У детей с интеллектуальной недостаточностью долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действиях обеих рук. "У многих умственно отсталых учащихся с большим трудом формируется техника письма, что вызывается моторной недостаточностью или нарушениями пространственного представления. Для детей характерна слабая степень нажима карандаша или ручки на бумагу, нечеткость проведения линий (волнистой, прямой, ломаной), смещение центра листа в стороны. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Развивая грубую и тонкую моторику детей, мы воздействуем на внутренние органы человека. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.

Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем тонкую моторику у младших школьников рук - развиваем и языковой аппарат.

Таким образом, грубая и тонкая моторика верхних и нижних конечностей - это тонкие движения, которые по своей сути не являются безусловным рефлексом, а требуют специального развития, что имеет большое значение. Развитие грубой и тонкой моторики рук в онтогенезе осуществляется постепенно: от генерализованных движений до сложных двигательных актов. У ребёнка с умственной отсталостью отмечаются значительные трудности и недостатки в развитии грубой и тонкой моторики. Для преодоления данных недостатков требуется проведение целенаправленной коррекционно-педагогической работы.

Обучение и воспитание детей с умственной отсталостью, в том числе и физическое, достаточно актуальная тема в практике теории и методики специального – коррекционного обучения.

Анализ научно-методической литературы показал, что значительное число исследований направлено на изучение особенностей физического развития, физической работоспособности, психомоторики умственно отсталых детей.

В то же время недостаточно исследований, отражающих возрастные закономерности и особенности развития грубой и тонкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Необходимость использования новых средств развития грубой и тонкой моторики обоснована с одной стороны тем, что тенденции снижения числа детей с дефицитом интеллекта с каждым годом не просматривается, а с другой – с практической значимостью разработки для них программы, позволяющий производить больший эффект.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы обучения письму, несовершенство решения этой проблемы на практике заставляют вновь обращаться к поискам ее дальнейшего теоретического и практического решения.

В связи с этим актуальность данной проблемы определили тему нашего выступления: «Развитие моторных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью на логопедических занятиях».

        Объект исследования: процесс развития моторных навыков у детей

        Предмет исследования: развитие моторных навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на логопедических занятиях

Цель исследования: создание системы специальных коррекционных упражнений, направленных на развитие моторных навыков и развитие сенсомоторного компонента речи у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на логопедических занятиях.

В качестве гипотезы было выдвинуто следующее предположение,  разработанная нами система упражнений на развитие и коррекцию моторных навыков на логопедических занятиях, способствует эффективному обучению младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, овладению ими устной и письменной речью, и в дальнейшем успешной социализации в современное общество.

 В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

-Изучить особенности грубой и тонкой моторики детей с интеллектуальной недостаточностью.  

-Выявить систему упражнений, способствующих овладению устной и письменной речью у детей  с интеллектуальной недостаточностью.

 -Разработать рекомендации для педагогов и родителей по применению предложенных упражнений.

Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ психолого-ᴨедагогической литературы, наблюдение, беседы, психолого-ᴨедагогический эксᴨеримент, количественный и качественный анализ результатов.

Методологической основой являются труды следующих авторов: И.М. Сеченов, Е.А. Стребелева, И.М. Бгажнокова, Н.П. Вайзман, Л.В. Занков, В.И. Лубовский, Л.А. Метиева, В.М. Мозговой, М.С. Певзнер, Б.И. ПинскийС.Я. Рубинштейн, Г.Я. Трошин, Ж.И. Шиф, Петрова В.Г, Головина Т.Н., Дульнев Г.М., Мясищева В.Н., Щербакова А.М, Т.А. Власова

Практическая значимость заключается в выявлениии разработке рекомендаций по развитию моторных навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию моторики, в соответствии с лексической темой

разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы: грубая моторика, тонкая моторика                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

занятия по развитию моторных навыков проводятся в игровой форме

Педагогическая целесообразность  заключается в том, что на занятиях дети   работают с пластилином, природным материалом, с мелкими предметами, карандашами и т.д.

База исследования: МОКУ С(К)ОШ VIII вида №4 г. Якутска

Структура: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения

Система специальных коррекционных упражнений, нацеленных на развитие грубой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью на логопедических занятиях

                                                                                           

Название

Описание

Сопровождение

1

«Влезать и перелезать через простые препятствия»

Улучшение владения телом и уверенность в движении. Задание: Залезать и перелазить через ряд низких препятствий.  Понадобятся коробки из-под обуви, низкая скамейка, толстый словарь, молочные коробки

Раз-два-три, раз-два-три,
Ноги поднимайте.
Раз-два-три, раз-два-три,
Веселей шагайте.

Раз-два-три, раз-два-три,
Сели и привстали.
Раз-два-три, раз-два-три,
Ноги крепче стали.

2

«Обежать простое препятствие»

 Улучшение  координации и контроль равновесия, идти по следу.

Задание: идти по заданному следу, преодолевая при этом простые препятствия

Материал: различная мебель, канат

Я бегу бегу бегу

Удержаться не могу

Здесь я прыгну

Тут нагнусь

Ни за что не ошибусь

3

«Стоять на одной ноге»

Улучшить контроль за равновесием

Задание: стоять на одной ноге 5 секунд

Материал: 2 стула, деревянная палка

Можно усложнить, положив на голову мешочек с крупой

Очень трудно так стоять

Ножку на пол не спускать

И не падать не качаться

За соседа не держаться

4

«Стоять на цыпочках»

Улучшить контроль за равновесием, укрепление мышц ног

Задание: 10 раз стоять на цыпочках продолжительностью 3 секунды

Я на цыпочках стою

Тихо песенку пою

Цып-цып-цып

Кря-кря-кря

Крепко стойте все, друзья.

5

«Бросать мешочки с фасолью»   (мешочки с гречкой, горохом)

Тренировка направленного движения броска рукой

Задание: бросить 5 раз мешочек с фасолью в коробку с расстояния 1 м

Материал: 2 мешочка с фасолью, коробка

Мишка бросил шишку

Белке и зайчишке

Вот обрадовались звери

Станцевали и запели

6

«Тренировка равновесия»

Улучшение контроля за равновесием, движения и общей координации

Задание: сохранять равновесие во время одновременных движений руками и ногами

Можно усложнить, положив на голову мешочек с крупой

Мы хлопаем руками,

Мы топаем ногами,

Киваем головой,

мы руки поднимаем,

мы руки опускаем,

мы руки подаем

и бегаем кругом

7

"Идти по линии, не теряя равновесия"

Улучшить  контроль  за  равновесием; передвигаться вперед различными способами

Задание: передвигаться вперед на 5 см по линии различным способом, не теряя равновесия

Можно усложнить, положив на голову мешочек с крупой

Мишка по лесу идет

И корзиночку несет

А в корзинке шишки

Белке и зайчишке

8

Игра в "классики"

Улучшить координацию тела и контроль за равновесием; считать

Задание: игра в "классики"

Материал: мел или клейкая лента, мешочек с фасолью или плоский камешек.

На одной ноге скачу

Цифры я не пропущу

Раз квадрат два квадрат

Три четыре ноги шире

5 и 6 не пропущу

7 и8 наступлю

А девятка поворот

И назад меня ведет

9

Прыжки через веревку

Перепрыгнуть с места без разбега через веревку. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли.

Прыг-скок прыг-скок

Провалился потолок

10

«Посадка картошки»

У ребенка в ведерке 5 мешочков с песком. Перед ним, на расстоянии 50 см друг от друга, располагаются «лунки» (на пример, метки мелом на полу). Подойдя к «лунке» необходимо достать мешочек из ведерка и положить на метку, затем идти к следующей.

Из ведерка – прыг! –  на грядку,
Все по делу, по порядку.
Ты, картошечка-картошка,
Посиди в земле немножко,
Только  там не засыпай,
А быстрее прорастай!
И расти на радость нам,
Не по дням, а по часам.
Мы тебя за тем сажаем,
Чтоб вернулась  урожаем!

11

«Мяч по кругу»

Играющие образуют круг. По сигналу начинают передавать мяч двумя руками рядом сидящему. Сначала в одну сторону, затем в другую. Затем можно усложнить, введя в игру еще один мяч.

Что такое, что за шум?
Скачет мячик: бум-бум-бум!
Прыг-прыг-прыг и скок-скок-скок, -
Укатился под кусток. 

12

«Сбей кеглю»

Перед участником на расстоянии 2-3 м стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу.

Посмотри, какие кегли.         

Ровно-ровно в ряд стоят!

К ним направим мяч умело 

И они уже лежат!      

13

«Циркачи»

На полу стоит предмет, на который нужно набросить кольцо. Ребенку дается пять попыток. Затем кольца передаются следующему игроку.

Пирамидку соберу,
Позову свою сестру.
Пусть воскликнет: - Ой, откуда
появилось это чудо? -
Я отвечу: - Сам собрал!
Мне никто не помогал!

На логопедических занятиях нами были использованы следующие коррекционные упражнения, нацеленные на развитие тонкой моторики детей с интеллектуальной недостаточностью

Система специальных коррекционных упражнений, нацеленных на развитие тонкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью на логопедических занятиях

                                                                                     

Название

Описание

Сопровождение

1

Нанизывание

Необходимы пирамидки, крупные бусины, шнурок.

Рекомендуемые игровые упражнения: нанизывать-снимать кольца на пирамидку, крупные бусины на шнурок. Изготовление «ожерелья», «браслетов» для себя, кукол.

Бусинка к бусинке

Бусы сошьем

С мамой носить

 Их будем вдвоем

2

Навинчивание

Необходимы баночки, бутылки, тюбики и прочее, все то – где есть крышечки; мелкие предметы – бусины, бисер, горох, семечки, палочки и прочее.

Задание: отвинчивание-завинчивание крышечек от банок, бутылок и прочее. Мелкие предметы бросать в горлышко бутылок, затем пересыпать их в баночки. Доставание мелких предметов из баночек.

Колпачки скорей беру

И на досочку креплю

А потом их раскручу

И картиночки найду

я картинки называю

Колпачки я посчитаю

3

«Брать маленькие предметы»

Овладение "захватом щипцами", улучшение тонкомоторного контроля

Задание: поднять 10 различных по размеру предметов, положить их на блюдо                              

Материал: маленькое блюдо, 10 маленьких предметов (например, изюм, орешки, пуговица, кубики, бусины, шурупы, карандаши, теннисный мячик, монета, ключ)

Сою маму в магазин
Провожает крошка сын.
Три копейки ей дает:
- Вот! 
Купи мне, мама, самолет!
А еще –
Ружье, 
Лопатку,
Танк, 
Лошадку, 
Шоколадку,
Самосвал,
Тетрадки,
Краски,
Маски, 
Сказки и салазки!..
Постарайся
Не забыть!
А на сдачу
Можно даже
И свистульку
Мне купить!

4

Совершенствование "захвата пинцетом"

Овладение "захватом пинцетом", улучшение тонкомоторного контроля

Задание: оторвать от большого куска пластилина маленькие кусочки и положить их в коробку

Материал: пластилин, коробка

Я леплю из пластилина 
Домик, на крыльце - кота. 
Получается картина - 
Ах, какая красота! 

5

«Нажимать кнопки»

Улучшение  тонкомоторного  контроля, направлять палец на цель

Задание: самостоятельно нажать на кнопку, чтобы достичь определенного действия

Материал: кнопки включения света, музыки, механические игрушки (музыкальная шкатулка, звонок вызова, детское пианино)

Я хочу нажать на кнопку

Повернув ее чуть-чуть

Тут же вдруг раздастся песня

Или МЯУ! Скажут тут.

6

«Геометрик»

Укрепление мышц пальцев рук

Материал: дощечки с вбитыми гвоздиками.

Задание:Натягивать резинки на гвоздики по разным схемам

Словно стол стоит квадрат.
Он гостям обычно рад.
Он квадратное печенье
Положил для угощенья.

7

«Упражнение с руками»

Укрепление мышц рук

Задание: 5 раз сжать рукой губку и мягкий резиновый мяч

Материал: губка, мягкий резиновый мяч

Я надул воздушный шарик

Укусил его комарик

Лопнул шарик, Не беда!

Снова шар надую я.

8

«Разноцветные прищепки»

Научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки.

Задание: прикреплять прищепки по тематике (лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и т.п.)

Ира просит: "Ежик, Еж! 
Ты мне платьице сошьешь?" 
Еж ответил из-под елки: 
"Ниток нет - одни иголки!"

9

«Весёлые дорожки»

Улучшение тонкомоторного контроля и улучшение ловкости пальцев        

Задание: провести пальчиком по нарисованным дорожкам

(рисуем маркером, выложить весь путь горошком, шнурочком, из пластилина катаем колбаски и прокладываем весь путь)

Материал: нарисованные дорожки, шнурки, пластилин, горох

По дорожке мы идем

Песенку с тобой поем.

Побежали ножки

За мамой по дорожке.

10

"Милая гусеничка"

Улучшение тонкомоторного контроля, улучшение ловкости пальцев

Задание: расстегнуть все застежки (пуговицы, крючки, липучки и т.д.), соединяющие части тела гусеницы и застегнуть в определённом порядке.

Гусеничка милая,

Самая красивая

Тело я ей отстегну,

А потом все застегну

11

«Вырезание круга»

Укрепление мышц рук, развитие умения пользоваться ножницами

Задание: вырезать из тонкого картона или плотного ватмана круг, квадрат, треугольник, трапецию.

Вот кружок,

А вот квадрат,

Вырезать я буду рад!

12

«Катушка с ниткой»

Задание: намотать нитку на катушку. Для этого с катушки отматывается 2 метра нитки. Левой рукой испытуемый берет катушку, указательным и большим пальцем правой руки берет нитку.

Я кручу, кручу. Кручу

Намотать клубок хочу

Разноцветный:красный, синий

Самый яркий и красивый!

13

«Лыжи»

Материал: две пробки от пластиковых бутылок.

Задание:пробки кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог. То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Мы едем на лыжах,

 мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

 холодной зимы.

14

«Цветные капельки»

Материал: три прозрачных стаканчика с разного цвета, три пипетки с закругленными концами, небольшая губка, формочки для льда из 12 ячеек

Задание: перенести пипеткой из стаканчиков жидкость каждого цвета так, чтобы она совпадала с оттенком соответствующей формочки. Затем воду перемещайте из формочек обратно в стаканчики. Пролитую мимо воду необходимо собрать губкой.

Капля с капелькой слетела,
капля капельку задела,
капля с капелькой слилась,
вот и лужа налилась!

 Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования развития моторных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью показали, что проблема является актуальной.

Грубая и тонкая моторика в жизни и деятельности, учащихся с интеллектуальной недостаточностью выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Присущие младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью грубые нарушения моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в коррекционном (образовательном) учреждении VIII вида. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов развития моторных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Проведенная нами экпериментальная  работа на базовом этапе эксперимента показала, что у обучающихся нулевого класса страдает развитие моторики навык. По результатам констатирующего эксперимента мы определили, что у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью нарушены все компоненты грубой и тонкой моторики, но не у всех учащихся одинаково. Многие ученики не в состоянии активно переключать внимание, и в большей степени страдает объем. Другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.

На протяжении всего эксперимента нами был использован ряд специально подобранных упражнений для развития грубой и тонкой моторики у учащихся младших классов коррекционной школы.

Основная задача тренировочных упражнений состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования моторики на уроках и занятиях.

Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития моторной умелости, достигаемой в результате перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими. Коррекция нарушений моторных навыков, свойственных школьникам с умственной отсталостью осуществляется путем избирательного воздействия на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них организованности, точности и напряжения. Умение активно и сосредоточенно выполнять предложенные задания.

На заключительном этапе нашего эксперимента нами были сделаны контрольные срезы знаний по методикам констатирующего эксперимента. Сравнивая результаты этапов эксперимента, мы увидели, что под влиянием коррекционно-развивающей работы постепенно расширились возможности учащихся замечать, интенсивно выполнять несложную однообразную работу, обобщать и осмысливать воспринятое. Они становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Таким образом, в ходе нашего эксперимента цели и задачи достигнуты, были изучены особенности развития грубой, тонкой моторики и разработаны рекомендации по развитию моторных навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Тем не менее, проблема развития моторных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью остается актуальной на сегодняшний день. Поэтому мы считаем, что разработанные нами рекомендации, а так же подобранные упражнения, направленные на развитие грубой и тонкой моторики, окажут помощь педагогам, родителям, воспитателям в устранении данных нарушений у младших школьников специального (образовательного) учреждения VIII вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности

Система обучения игре детей с интеллектуальной недостаточностью строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с интеллектуал...

доклад на тему "Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью"

Умственно- отсталые дети более беззащитны в окружающем мире, чем их нормально развивающиеся сверстники; они плохо способны самостоятельно анализировать свои поступки, находить выход из конфликтн...

Развитие сенсомоторной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью

        Наблюдая за детьми 5-7 лет, имеющими отклонения в развитии, сталкиваемся с тем, как трудно ребёнку выразить свои мысли, бывает даже одно слово сказать правильно сост...

Формирование коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью

Формирование коммуникативных навыкову детей с интеллектуальной недостаточностью...

«Формирование и развитие коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью»

Материал посвящен формированию и развитию мотивативации к взаимодействию у детей с тяжелой умственной отсталостью....

Развитие моторных навыков у детей дошкольного возраста

 Навыки мелкой моторики формируются в контексте целостного развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферы. Развитие мелкой моторики подобно строите...