Конспект итогового подгруппового логопедического занятия с умственно-отсталыми дошкольниками.Тема:Классификация: дикие животные и птицы
план-конспект урока по теме
Конспект итогового подгруппового логопедического занятия Конспект итогового подгруппового логопедического занятия
Тема: Классификация: дикие животные и птицы.
Занятие с подгруппой детей (6 чел.), имеющих логопедическое заключение: Стойкое нарушение речи системного характера тяжелой степени при умственной отсталости. Дизартрия.
Подгрупповое логопедические занятия дети посещают 1 раз в неделю первый год.
Цель занятия:
формирование мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности; совершенствование умения узнавать, различать и обобщать объекты в категорию дикие животные, птицы.
В основе планирования занятия лежит программа «Обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью», под общей редакцией профессора Дементьевой Н.Ф.
Занятие относится к 2-му этапу обучения.
Реализовывались следующие задачи:
- формирование речевого внимания;
- обучение детей умению слушать речь взрослого и понимать ее;
- обучение детей знанию назначения предметов окружающего быта, учить их словесному обозначению;
- обучение узнавать действия бытового характера и по возможности называть;
- учить строить простую фразу.
Данное занятие итоговое формирует вербальные представления об окружающем мире, умение воспринимать и дифференцировать птиц от животных и наоборот. Различение, уточнение и обобщение предметов становится базой для развития активной речи. Параллельно идёт формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной, артикуляционной моторики, развитие психологических основ речи через развитие внимания, мышления, памяти, восприятия. Содержание занятия включает 3 этапа занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_podgruppovoe_zanyatie_lakizo_i.l..doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБСУСОНСО «Ояшинский детский дом интернат для умственно-отсталых детей»
Конспект итогового подгруппового логопедического занятия учителя-логопеда первой квалификационной категории Лакизо И.Л.
Тема: Классификация: дикие животные и птицы.
Цель: формирование мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности; совершенствование умения узнавать, различать и обобщать объекты в категорию дикие животные, птицы.
2011
Конспект итогового открытого
подгруппового логопедического занятия
с детьми старшего дошкольного возраста имеющих стойкое системное недоразвитие речи тяжёлой степени при умственной отсталости
умеренной и тяжелой степени выраженности
Тема: Классификация: дикие животные и птицы.
Цель: формирование мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности; совершенствование умения узнавать, различать и обобщать объекты в категорию дикие животные, птицы.
Задачи:
- развивать подвижность органов артикуляционного аппарата (губ, языка), мимическую выразительность по подражанию за взрослым;
- развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений и заданий по инструкции и показу взрослого;
- формирование предпосылок для развития активной речи; расширение, уточнение и активизация пассивного словаря посредством использования в речи местоимений, слов-названий; развитие понимание речи взрослого (умение выполнять словесную инструкцию), понимание косвенных вопросов (покажи ..)
- развитие просодических компонентов: силы голоса (тихо-громко) и интонаций голоса (!?)
- развитие психологических основ речи.
Оборудование:
Карточки для глоб.чтения (имена детей, привет, пока );
Массажный мячик- 6 штук
Маски животных и птиц (6)
Карточки-буквы
Конверты – наборы с картинками для игр и упражнений (6)
Диски «Звуки природы», Железновы «Играем с мамой»
Плакат «Жилье обитателей леса»
Муз.центр
Игрушки:медведь,заяц,ворона,ёжик.
Предварительная работа
Приветствие детей в группе, приглашение их на занятие, речевое сопровождение маршрута «группа-кабинет», создание положительных эмоций для предстоящего занятия.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
- мобилизовать внимание детей на предстоящее занятие;
Сообщение детям о том, что к нам пришли гости посмотреть и послушать, чему они научились. Предложить детям занять свои места и начать занятие.
- Глобальное чтение (методика Г.Домана):
- развитие зрительной памяти и долговременной памяти;
Приветственного слова: Привет
Имена детей: Глеб, Денис, Дима, Сережа, Артем.
2.Введение в тему:
- развитие слухового внимания, восприятия, логического мышления; умения соотносить номинативное слово (отгадку) со зрительным образом (картинкой);
- Отгадывание загадок:
Пригласить детей подойти поближе к взрослому и посмотреть на картинки лежащие, на столе и отгадать загадки:
Он под кустиком сидит,
Он ушами шевелит.
Всех он боится:
И волка и лисицу.
(заяц)
Большой, косолапый
По лесу идет,
Громко ревет.
(медведь)
Маленький, колючий,
Свернулся в клубок,
Закатился под кусток.
(ежик)
Хвост у неё рыжий, пушистый
Бегает по лесу.
Зайчиков ищет.
(лиса)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? …
(ворона)
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
(сорока)
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?»
Прилетела, посидела,
крыльями помахала и улетела…
(кукушка)
3.Сообщение темы:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес. А в лесу, как известно много животных и птиц. Прислушайтесь! (звучит муз.сопровождение «Звуки природы»).
4. Основная часть занятия:
Прежде чем встретиться с лесными обитателями, давайте, вместе выполним разминки для пальцев рук и, конечно же, лица и губ. Как хорошо, играть в лесу с мячом!
- побудить каждого ребенка к повтору движений за взрослым; развитие мелкой моторики пальцев рук и умения сочетать движения с сопроводительной речью;
- Логопедический массаж рук массажным мячом (по методике Крупенчук) :
Выдаются массажные мячи детям и взрослому, выполняется комплекс «Разминка»
Мячик сильно пожимаю и в ладошке подержу…..1,2,3.
Здравствуй мой любимый мячик, скажет утром каждый пальчик - «привет-привет-привет».
Крепко мячик обнимаю, никуда не выпускаю, только брату отдаю, брат у брата мяч берет.
Два козленка мяч бодали и другим козлятам дали.
По-столу круги катаю, мяч из рук не выпускаю…
Взад-вперед качу его, вправо-влево, как хочу..
Танцевать умеет танец на мяче мой каждый палец..
Мячик мой не отдыхает все по пальчикам гуляет..
Светит солнышко, поют птички, дует приятный ветерок…расположимся поудобнее.
- Логопедический массаж лица и пассивная артик.гимнастика
(по методике Крупенчук, Воробьевой)
- нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры
- уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата
- снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата
- стимуляция проприоцептивных ощущений
- увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений
- активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность
- формирование произвольных координированных движений органов артикуляции
см.приложение
Массаж лица (приложение)
) Физминутка.
Рано утром под лопух – ух, ух,
Прибежал гулять петух – ух, ух,
Там увидел он горох – ох, ох,
Начал важно он клевать – ах, ах,
Горошины подбирать – ах, ах,
А потом во весь свой дух –ух, ух,
Свою песню спел петух –ух, ух. Ку-ка-ре-ку!
- Игра « Эхо» :
- продолжать развивать умение различать артикуляцию губ в соответствии с произносимым звуком подкреплять слуховой образ зрительной опорой;
- Развитие слухового внимания и восприятия, инициативности, дружеских взаимоотношений в игре, умение соблюдать очередность во время ответа.
А теперь, давайте поиграем с вами в игру «Эхо». …
- Я показываю букву и проговариваю, а вы за мной повторяете…
- Игра «Кто позвал?»
(Мимико-вокально-голосовые упражнения с опорой на зрительный образ буквы)
- развитие силы и динамики голоса, интонационной и мимической выразительности;
- развитие зрительно-слуховой памяти;
С вами хотят поиграть и наши гости: ежик, медведь, зайка, ворона. Все они разговаривают нашими звуками, послушайте и запомните, кто как разговаривает
ворона А (.!?); медведь О (.!?); ежик У (.!?); заяц И (.!?)
Давайте попробуем поговорить, как они…..
А теперь угадайте, кто позвал? (дети показывают на «гостя»).
- Динамическая пауза (под муз.сопровождение Железновых):
- Развитие координации. Формирование умения танцевать под музыку в соответствии с песенным текстом. Побуждение к подпеванию песенки.
Засиделись наши ребятишки, не мешало бы и попрыгать, погулять. Хотите?
Детям предлагаются маски-шапочки с изображением диких птиц и животных, под музыку выполняются движения в соответствии с текстом.
А теперь все проходим на свои места и садимся за столики.
- Дидактическая игра «Кто, где живет?»
- дифференциация обобщающих понятий «дикие животные», «дикие птицы»;
- закрепление представлений о жилье птиц и животных леса;
- развитие координационной системы «взгляд-рука» (соотнесение изображения «жителя» с местом расположения картинки «жилья»).
На столе у детей по 2 разных картинки (птица и зверь). Детям предлагается расселить и назвать животное или птицу.
Как хорошо в лесу, посмотрите, здесь у меня на доске, пустые норки и гнездышки. Давайте вместе, определим, где же живут птицы, а где живут животные?
5. Итог:
- Игра с разрезными картинками:
(игра на успех)
- развитие зрительного внимания, мелкой моторики, конструктивного праксиса, мышления;
- закрепление навыков работы с разрезными картинками из 3-х частей (умение различать и соотносить части тела: голова ,туловище, хвост).
На столе у детей разрезные картинки «лиса» и «сорока». На доске целостные изображения. Напомнить правила «мозайки» голова-туловище-хвост.
Ребята, самые хитрые жители леса из-за своей болтовни и хитрости попали в неприятную историю.. и помочь им, могут только такие ловкие и умные ребятишки, как вы. Я предлагаю вам собрать из кусочков наших лесных жителей и узнать кто же это ?
Какие вы все молодцы!!! Все хорошо занимались на занятии, на котором мы научились различать диких птиц и животных друг от друга. Занятие окончено. Встали, подошли ко мне. Попрощались с игрушками, с гостями, с птичкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой".
Задачи:· Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жиз...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ. Тема: "Путешествие в цирк"
В данном конспекте представлено использование на логопедическом занятии компьютерной программы "Игры для Тигры"...
Открытое логопедическое занятие для детей среднего дошкольного возраста "Дикие животные весной"
логопедические занятия...
Конспект урока ОБЖ на тему: Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.
Конспект разработан с использованием различных форм обучения: игры, задания на соответствия....
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения ( коррекция звукопроизношения + развитие речи) " Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме. Звуки С и С\' в предложениях"
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт-Петербурга « Пансион» Интегрированно...
Конспект логопедического занятие во 2 классе на тему:«Дикие животные. Путешествие в волшебный лес.»
Тема: «Дикие животные. Путешествие в волшебный лес.»...
Конспект логопедического урока с использованием "Логополя" Дикие животные и птицы о. Сахалин.
Конспект логопедического урока для обучающихся 2 класса с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) и СНР легкой и средней степени....