Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой".
методическая разработка на тему

Сафронова Ирина Васильевна

 

Задачи:

·        Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью зверей и птиц, способами их приспособления;

·        Обучающие: способствовать развитию логического мышления, воображения; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, дополнять;

·        Воспитательные: воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе, животных, птицах.

Словарная работа: след лисий, волчий, лосиный, заячий, беличий, кабаний, человечий.

Оборудование:

·        Мультимедийная система.

·        Слайды: старичок – Лесовичок, зимняя природа, лось, заяц, медведь, волк, белка, лиса, еж, барсук, кабан.

·        Картинки перелетных зимующих птиц, солнышко, снежинка.

·        Сюрприз для детей: картинки диких животных (раскраски).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций перелетных и зимующих птиц, диких животных; беседа о том, как они приспособились жить зимой.

 

Ход занятия.

         -Здравствуйте  ребята, сегодня нам пришло письмо от необычного гостя. Давайте прочтем от кого это письмо (от старичка – Лесовичка). Слайд №1.Максим прочтет содержание письма: «Дорогие ребята! Это вам пишет старичок – Лесовичок. Мне очень интересно с моими лесными друзьями как вы подготовились к школе. Я приготовил вам задания, игры и сюрприз!»

- Ну что, ребята, согласны показать старичку – Лесовичку свои знания. Проходите, присаживайтесь на свои места.

- Ребята, скажите, а где живет старичок-Лесовичок.

- Правильно в лесу.Мы с вами отправимся в путешествие в наш замечательный лес. Посмотрите, какой он красивый (заставка на экране фотографии зимнего леса). Слайд №2

- Представим, что мы с вами в этом лесу. Посмотрите вокруг, прислушайтесь. Что вы слышите?

         Дети: В лесу тишина.

- Чем пахнет воздух в лесу?

         Дети: Смолой, хвоей, свежестью, морозом.

- Посмотрите на этот лес, расскажите: какой он?

         Дети: Таинственный, неподвижный, большой, дремучий, спящий, заколдованный, сказочный, снежный.

 Игра «Сравни на что похоже?»

- Снег пушистый, как…  вата, пух

- Снег мягкий, как…  перина, одеяло

- Снег нежный, как…  шелк

- Ветер колючий, как… ежик, иголки

- Ветер холодный, как… лед

- Лед гладкий, как…  стекло

- Снежинки кружатся, как…  парное молоко, пламя

- Снежок тает, как…  сосулька, мороженое

- Сосулька плачет, как…  ребенок

- Молодцы,  в лесу сейчас очень, очень холодно, а почему?  (Зима)

- Сейчас поиграем в игру «Хорошо - плохо»

- Зима, это хорошо…. Почему?

- Зима, это плохо…. Почему?

·        - Ребята, скажите, а где живет старичок-Лесовичок.

·        - Правильно в лесу.Мы с вами отправимся в путешествие в наш замечательный лес. Посмотрите, какой он красивый (заставка на экране фотографии зимнего леса). Слайд №2

·        - Представим, что мы с вами в этом лесу. Посмотрите вокруг, прислушайтесь. Что вы слышите?

·                 Дети: В лесу тишина.

·        - Чем пахнет воздух в лесу?

·                 Дети: Смолой, хвоей, свежестью, морозом.

·        - Посмотрите на этот лес, расскажите: какой он?

·                 Дети: Таинственный, неподвижный, большой, дремучий, спящий, заколдованный, сказочный, снежный.

·         Игра «Сравни на что похоже?»

·        - Снег пушистый, как…  вата, пух

·        - Снег мягкий, как…  перина, одеяло

·        - Снег нежный, как…  шелк

·        - Ветер колючий, как… ежик, иголки

·        - Ветер холодный, как… лед

·        - Лед гладкий, как…  стекло

·        - Снежинки кружатся, как…  парное молоко, пламя

·        - Снежок тает, как…  сосулька, мороженое

·        - Сосулька плачет, как…  ребенок

·        - Молодцы,  в лесу сейчас очень, очень холодно, а почему?  (Зима)

·        - Сейчас поиграем в игру «Хорошо - плохо»

·        - Зима, это хорошо…. Почему?

·        - Зима, это плохо…. Почему?

·         Лось  слайд №15 Лось – лесной великан. Вес его обычно достигает 400 килограммов. Такому зверю нужно много еды. Зимой добывать её очень сложно. Медленно бродят лоси среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Но этот корм малопитательный. Время от времени лось отдыхает, закопавшись в рыхлый снег.

·         Заяц слайд №16 По глубокому снегу скачками передвигается заяц от одного куста к другому. Зимой он стал белым. Шубка его теплая, густая. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов тоже на снегу.

·        Медведь слайд №17 Медведь за осень нарастил под меховую шубу толстый слой жира. Этот жир и греет и питает его зимой. Медведь обычно устраивает себе берлогу под корнями ели и другого дерева свалившего бурей.

·        Волк слайд №18  Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днем, близко подходят к селениям, нападают на скот.

·        Белка слайд №19 А на этом дереве у нее свой домик – дупло. Оно  не очень большое, но сухое. Дупло выстлано мхом, сухими листьями, белочке там тепло. Обычно у них не один домик, а несколько – для сна, для зимовки, для выведения бельчат.

·        Лиса слайд №20  По снегу, даже глубокому, лисица ходит без труда. Из-за малого веса она почти не проваливается. Отрастает густая шуба, которая спасает от морозов. Охотится она в поле, где ветер сдувает снег.

·        Еж слайд №21 Осенью ежик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму еж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны.

·        Барсук  слайд№22 Барсук роет нору с большим количеством ходов, от норки  и тупиков. В ней он отдыхает, выводит детей и проводит зиму в спячке; ведет ночной образ жизни.

·        Кабан слайд №23 Осенью и вообще в холодные дни разделывают они в земле углубления, устилают его ветошью и здесь укладываются друг возле друга. Предпочитают они залегать в чаще.

- Молодцы, а сейчас выходите ко мне разомнемся.

     За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалочку)

     За мамою белкой скакали бельчата (вприсядку)

     За мамой зайчихой косые зайчата (прыжки на 2-х ногах)

     Волчица вела за собою волчат (на четвереньках)

     Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, движения языком «лакают»)

- Молодцы, присаживайтесь на места. У нас есть такая лесная профессия как Егерь.

     Егерь запасает сено, зерно - отходы, березовые веники и соль летом. А зимой развозит его по лесу для диких животных, которые не могут добыть себе корм. Еще егерь по следу может определить, где какой зверь пробежал.

- Сейчас мы с вами попробуем определить где  «Чей след?»  на экране будет появляться след, а вы должны узнать, чей это след.

-Как называется след, который оставила лиса – (лисий) слайд №24, след волка – (волчий) слайд №25, лося – (лосиный) слайд №26, зайца  –(заячий) слайд №27, белки –(беличий) слайд №28, кабан –(кабаний)слайд №29, человека –(человечий) слайд №30.

-Ребята, а про кого мы с вами еще забыли.  Мы с вами забыли про птиц. Все ли птицы улетели в теплые края, или какие-то остались зимовать? Ребята, какие птицы называются «перелетными» и какие «зимующими»?

- Молодцы у меня на столе лежат картинки с птицами, а на доске весит солнышко и снежинка. Под солнышко будем прикреплять перелетных птиц, а под снежинку зимующих птиц.

-Ребята где мы свами сегодня побывали? О ком говорили?  Молодцы ребята, все сделали правильно. Слайд №31  Нашему старичку – Лесовичку все понравилось, и за это он вам принес сюрприз. Картинки животных, про которых мы с вами говорили. На этом наше занятие окончено спасибо, что были внимательные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_original.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке для второй младшей группы, тема "Отправляемся в гости"

Цели: Продолжать знакомить детей с видами транспорта и правилами поведения в нем. Побуждать детей давать развернутые ответы на вопросы. Упражнять в образовании имен прилагательных. Ввести в активны...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми с выраженной степенью умственной отсталости на тему "Виды транспорта"

Цели: Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.Задачи:Образовательные:закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.упражнять в умени...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами исследовательской деятельности по теме «Песок» для детей дошкольного возраста с ЗПР (второй год обучения, подгрупповое)

Данное занятие предназначено для учителя-дефектолога при работе с  дошкольниками с диагнозом ЗПР. В занятии присутствует исследовательская деятельность: сравнение песка и камня, работа в песочниц...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и физкультуре в старшей группе Тема: « Путешествие в космос»

Комплексное занятие:  окружающий мир, физкультура.Интеграция образовательных областей: познание, здоровье, коммуникация, социализация....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и физкультуре в старшей группе Тема: « Путешествие в космос»

Комплексное занятие:  окружающий мир, физкультура.Интеграция образовательных областей: познание, здоровье, коммуникация, социализация....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 5-6 лет с ЗПР по теме "Дикие животные"

Конспект к презентации. Расширение и углубление знаний детей с ЗПР по теме "Дикие животные"...