Обращение учителя к ученикам. Слайд 2 В июне группа ребят отправилась в лес в турпоход. Основная цель похода состояла в составлении гербария на тему «Флора леса». Однажды во время движения ребята случайно наткнулись на лису: она пряталась под сваленным деревом, скалилась и готовилась к нападению. Руководитель группы Иван Сергеевич оттолкнул ребят и схватил толстую палку и громко закричав, начал стучать по дереву. Лисица скрылась в кустарниках шиповника и убежала. Через день, когда ребята проходили через густой залесок, с ними произошла еще одна очень неприятная история: во время пешего хода, один из ребят громко закричал и упал на колени. Когда все подбежали, он жаловался на сильную боль в ноге. Иван Сергеевич закатил штанину и все увидели две красные точки, похожие на укусы, вокруг которых кожа опухла и покраснела. - Что произошло с мальчиком? -Как вы думаете, кто укусил мальчика? - А вы знаете , что необходимо предпринять в случае укуса змеи? - А зачем руководитель группы при встрече с лисой стал громко кричать и стучать палкой? - Естественно ли такое поведение дикого зверя? Почему зверь вел себя так?
Учитель: А сейчас, проанализировав сказанное, я прошу вас определить тему и поставить цели урока. Слайд 3
Слайд 4 - Тема урока | Слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.
- Его кто-то укусил? - Змея. - (пытаются дать ответы) - чтобы отпугнуть зверя.
- Нет, Наверно, это был бешенный зверь.
- Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. - Выявить правила поведения с дикими животными, определить способы оказания ПМП помощи при травмах.
- Как обеспечить личную безопасность при встрече с дикими животными и змеями? |
III этап учебного занятия: актуализация знаний |
Учитель: Ребята, сегодня прежде чем начать работать по теме урока и искать ответ на поставленный проблемный вопрос, нам надо ответить еще на один вопрос: А только ли одна опасность существует в лесу? Давайте вспомним, какие опасности в природе мы уже изучили? Слайд 5
- Чтобы определить как вы усвоили пройденный материал, я предлагаю вам игру «Крестики-нолики». С правилами данной игры вы все знакомы: половина класса – нолики, вторая половина – крестики. Отвечая на скорость на мои вопросы, необходимо в процессе игры составить ряд крестиков или ноликов по горизонтали, вертикали или диагонали. Чтобы определить команду, которой будет представлен первый ход, я предлагаю кинуть жребий. Итак, начинает _____ команда. Определите номер поля._______ Ваш вопрос. ( Приложение 1) Оцените работу группы: победители – 5 баллов, проигравшие – 4 балла. Поставьте на полях в своих тетрадях. | - Определение сторон света (ориентирование), устройство временного укрытия, разведение костра, добывание огня, добывание воды.
Во время игры ребята отвечают на вопросы, предложенные учителем. |
IV этап учебного занятия: изучение нового материала |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Слайд 3 Учитель: Исходя из случая, описанного мной в начале урока, можно понять, что незнание правил поведения может стоить жизни попавших в аварийную ситуацию. Данные правила нам необходимо выработать на уроке.
Слайд 6 Итак, Задание 1 Встреча с дикими животными. Чтобы выполнить данное задание вам необходимо обратиться к материалу учебнику п.21.1 стр.111 «Как вести себя при встрече с дикими животными». - Прошу вас, озвучить результаты проделанной работы. - Проверяем правильность выполнения задания 1, оцените свою работу на данном этапе. Слайд 7 Слайд 8 - А кто читал внимательно, ответит на мой вопрос когда зверь может быть опасен, в какой период, при каких обстоятельствах? - _________ заработал дополнительный балл. | слушают учителя
слушают правила выполнения работ
( 3-4 минуты ) самостоятельная работа в группах - В брачный период, при защите своего детеныша, в момент , когда зверь ест и пьет. |
Слайд 9 Учитель: Итак, мы подошли с вами к следующему вопросу: Давайте вспомним почему скорее всего, была так агрессивна лисица, ведь на самом деле она должна была убежать? А как вы думаете, серьезно ли это заболевание?
|
- Она могла болеть бешенством. |
Учитель: Сейчас я предлагаю вам игру: «Правда-ложь» Слайд 11 Если мое утверждение верно – вы встаете, если нет – остаетесь сидеть. - Костер – способ подачи сигнала бедствия.
- Рядом с линиями электропередач, железной дорогой показания компаса будут неверны.
- Мох и лишайники обильнее растут с южной стороны.
- Шалаш необходимо накрывать снизу вверх, т.к. это поможет не допустить протекания воды.
- В снежной пещере и иглу можно развести мини-костер.
- Жаровый костер используют, чтобы отогнать комаров и мошкару, для подачи сигнала бедствия.
- В пустыне воду можно добыть из растения заразиха.
| Физкультминутка. |
VI этап учебного занятия: Практическая работа |
Слайд 15 Учитель: Ребята один из великих русских писателей н.В.Гоголь сказал «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». И поэтому я хочу предложить вам выполнить творческое задание – составить кластер на тему нашего урока. Вы знаете, что такое кластер? Кластер – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке. В центре находится слово – тема, а вокруг него «спутники» - слова, раскрывающие нашу тему. Один спутник уже есть, заполните остальные. На данную работу вам отводится одна минута. Данную работу я предлагаю выполнить в группах.(приложение 2) - Ну как вам понравилось? Давайте посмотрим, что же получилось? Молодцы! |
Составление кластера Работа в группах
|
VII этап учебного занятия: Контроль знаний |
Слайд 16 Учитель: А для закрепления знаний на практике: я предлагаю вам выполнить упражнение для контроля знаний «Верно-неверно» - задание 7. Если вы считаете утверждение верным, необходимо отмети знаком «+», если ложным знаком «-» Задание «Верно-неверно»
1. Переносчиком бешенства являются дикие животные и грызуны. |
| 2. Раненые животные очень опасны. |
| 3. Пострадавшему от укуса змеи необходим покой, так как это препятствует распространению яда с кровью по всему организму. |
| 4. Если возникла угроза нападения необходимо бежать. |
| 5, Рану после укуса животного, возможно больного бешенством, промывают проточной водой с мылом и накладывают повязку. |
|
Работаем индивидуально с последующей взаимопроверкой. - Обменяйтесь с товарищем конспектами, проверьте и оцените его решение. | Индивидуальная работа, взаимопроверка, оценивание товарища |
VIII этап учебного занятия: Рефлексия. Подведение итогов урока |
Слайд 17 Ребята, что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились? Какова была проблема нашего урока? Можем ли теперь мы ее решить? Прошу – ваши выводы? | Как обеспечить личную безопасность при встрече с дикими животными и змеями? Ответы детей |