Конспект индивидуального занятия с ребенком с тяжелыми нарушениями в развитии Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, звукоподражания.
план-конспект по теме
Цель занятия:
формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности.
Достигалась с помощью следующих задач:
- развивать подвижность органов артикуляционного аппарата (губ, языка), мимическую выразительность по подражанию за взрослым;
- развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений и заданий по инструкции и показу взрослого;
- формирование предпосылок для развития активной речи; расширение, уточнение и активизация пассивного словаря посредством использования в речи слов-действий, слов-названий; развитие понимание речи взрослого (умение выполнять словесную инструкцию), понимание косвенных вопросов (покажи ..)
- развитие просодических компонентов: силы голоса (тихо-громко) и модуляции голоса (высоко-низко)
- формирование мыслительных операций: развитие наглядно-действенного мышления;
- совершенствование умения рисовать кистью предметы круглой формы, закреплять знание цвета (кр.,зел.,жел.)
- воспитание интереса к совместной деятельности.
Занятие относится к 1-ой ступени речевого развития ребенка , которая предполагает формировать вербализованные представления об окружающем мире дифференцированного восприятия предметов и явлений ,элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметов становится базой для развития активной речи. Параллельно идёт формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной, артикуляционной моторики.
Данное занятие с ребенком, имеющего в заключении МПК следующий диагноз:F.72., F.90., G.80.Органическое поражение ЦНС (синдром Агика).Врожденная аномалия гол.мозга,врожденная гидроцефалия,врожденная аномалия кистей и ступней,смешанный тетрапарез,грубая задержка психомоторного развития.
Логопедическое заключение:Стойкое нарушение речи системного характера обусловленное органическим поражением головного мозга и ЦНС.Дизартрия.
Ребенок посещает логопедические занятия 2 раза в неделю третий год. За этот период ребенок научился вступать в контакт со взрослыми,понимать и выполнять элементарные инструкции на слух,научился работать с мелкими деталями (мозайкой), складывает элементарный ряд, активный словарь более 5 слов (да,вот,нет,на,привет,пока) ещё 10 слов аморфные, знает 4 буквы(а,о,у,и);умеет механически считать до 5; различает 5 цветов (син.,зел.,кр.,жел,бел.).Различает понятия большой-маленький,тихо-громко,круглый-квадратный.Классифицирует предметы по размеру,цвету. Классифицирует птиц - животных, овощи - фрукты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия с ребенком
Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, звукоподражания.
Цель: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности.
Задачи:
- развивать подвижность органов артикуляционного аппарата (губ, языка), мимическую выразительность по подражанию за взрослым;
- развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений и заданий по инструкции и показу взрослого;
- формирование предпосылок для развития активной речи; расширение, уточнение и активизация пассивного словаря посредством использования в речи слов-действий, слов-названий; развитие понимание речи взрослого (умение выполнять словесную инструкцию), понимание косвенных вопросов (покажи ..)
- развитие просодических компонентов: силы голоса (тихо-громко) и модуляции голоса (высоко-низко)
- формирование мыслительных операций: развитие наглядно-действенного мышления;
- совершенствование умения рисовать кистью предметы круглой формы, закреплять знание цвета (кр.,зел.,жел.)
- воспитание интереса к совместной деятельности.
Оборудование:
Карточки для глоб.чтения (Ира, Гриша, привет, пока,стена,стол,стул,дверь);
Игрушка Чипполино
Массажный мячик
Игрушки-символы: Лягушка, слон,змейка,лошадка,цветы (2)
Маски медведей (2)
Цветы
Корзина с цв.крышками
Сенсорная тропинка
Альбом, кисти, краски (желтая,красная,зеленная)
Предварительная работа
Приветствие ребенка в группе, приглашение его на занятие, речевое сопровождение маршрута «группа-кабинет», создание положительных эмоций для предстоящего занятия.
Ход занятия:
1.Орг.момент.
Вырабатывать стереотип ритуальных действий на занятии:
Глобальное чтение (методика Г.Домана)
Чтение слов ( Привет,Гриша, Ира ) и определение своего места на занятии.
Приветствие игрушек. Обводка букв своего имени.
2. Введение в тему. Сообщение темы.
Вызвать положительные эмоции и интерес к предстоящей деятельности:
Садись поудобнее…
Мотивация на предстоящую деятельность
-Раз,два, три! Слушай и смотри. Три,два,раз! Мы начнем сейчас.
- Сегодня на занятии мы отправимся в гости к Чипполино с которым будем играть в разные игры .А для начала выполним гимнастики для рук и язычка.
3. Основная часть занятия.
Логопедический массаж:
Массаж рук массажным мячом.
Выдаётся массажный мяч ребенку и взрослому, выполняется комплекс «Разминка» (по методике Крупенчук):
побудить ребенка к повтору движений за взрослымза взрослым
Мячик сильно по сжимаю и в ладошке подержу.1,2,3.
Здравствуй мой любимый мячик, скажет утром мячу пальчик «привет-привет-привет».
Крепко мячик обнимаю, никуда не выпускаю, только брату отдает, брат у брата мяч берет.
Два козленка мяч бодали и другим козлятам дали.
По-столу круги катаю, мяч из рук не выпускаю…
Взад-вперед качу его, вправо-влево, как хочу..
Танцевать умеет танец на мяче мой каждый палец..
Мячик мой не отдыхает все по пальчикам гуляет..
Молодец,Гриша! Чипполино очень понравилась наша разминка.
- А сейчас, садись поудобнее я поглажу твое личико.
Массаж лица и пассивная артик.гимнастика (по методике Крупенчук,Воробьевой)
- нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры
- уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата
- снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата
- стимуляция проприоцептивных ощущений
- увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений
- активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность
- формирование произвольных координированных движений органов артикуляции
5. Артикуляционная гимнастика комплекс «Зоопарк» (по методике Кислицыной) в сочетании с вокально-голосовыми и дыхательными упражнениями.
- Но перед тем как отправиться играть, давай потренируем язычок.
«Сказка о Весёлом Язычке»
Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он широко открывал свои двери (рот ,губы) и громко зевал:
-А-А-А-А-а-а-а-а! (2-3 раза).
Затем выглядывал в окошко (язычок на губке), смотрел направо, затем налево – нет ли по близости кого-нибудь, потом вверх на солнышко и вниз на всякий случай. И только потом отправлялся гулять. Вот и сейчас, наш язычок
отправился на прогулку и встретил лягушку.
Упр. «Лягушка»
Подражаем мы лягушкам,
тянем губы прямо к ушкам.
Вокализация: И-и-и-и-и-и-и.(3-4 раза)
Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, стоит огромный слон с большущим хоботом.
Упр. «Слоник»
Подражаю я слону,
Губы хоботом тяну.
Вокализация: У-у-у-у-у-у-у. (3-4 раза)
Засмотрелся язычок на слоника и не заметил, как споткнулся о какой-то длинный шланг. Оказалось, что это вовсе не шланг, а маленькие змейки.
Упр. «Змейка».
Подражаю я змее с ней я буду наравне,
Высуну язык и спрячу только так, а не иначе. (3-4 раза)
Но вот откуда не возьмись, прискакала лошадка, и так язычку захотелось прокатиться, что он тут же сел на лошадку и поскакал.
Упр. «Лошадка»
Язычком пощёлкай громко-
стук копыт услышишь звонкий.
Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал дальше, бежит и видит, сидят 2 медведя: один большой, другой маленький и нюхают цветочки:
Дыхательное упр-ние:
Вдох носом выдох ртом с восклицанием (громко-тихо в соответствии с исполняемой ролью):
-Ах! – ах,
- Ох!- ох,
- Эх!- эх,
- Ух!- ух.
Загулялся язычок, как вдруг вспомнил, что пора уже идти домой. И пошёл.
На этом наша прогулка тоже окончена.
6. Музыкальная пауза «Ладушки» (по методике Железновых).
7. А теперь пойдем к Чипполино, он нас уже заждался:
- Привет,Чипполино!
-Поздоровайся с Чипполино, скажи «привет».
Чипполино приготовил для тебя интересные задания, смотри:
- «Покажи, что шуршит?»
У Чипполино в коробочке лежат разные «шумелки» (газета, пакет, бумага). Чипполино будет шуршать, шелестеть, а ты угадывать, что это шуршало, согласен? Скажи «Да».
- «Цветная тропинка слов и звукоподражаний» (выкладывание заданного цветового порядка в сочетании со звукоподражанием),
Чипполино предлагает тебе выложить звуковую дорожку к следующему заданию. Вот корзинка с цветными крышками. Нам потребуются крышки только красного и желтого цветов. Вот такие (показываю крышки). Крышечки будут шагать друг за другом вот так: красная-желтая-красная-…какая следующая, но прежде, чем уложить крышечку на тропинку мы пропоем с тобой слово:
Ау.На.Дай.Мама.А-ня.О-ля.Та-та.Па-па.Тут.Спи.Иди.Пей.Там.Ля-ля.Ба-ба.
- Глобальное чтение.
Давай покажем Чипполино, как ты умеешь читать слова.
Слова:Стул.Стол.Стена.Мяч.
- Рисование красками «Яблоко».
Давай вместе с тобой нарисуем для Чипполино яблочко.Я нарисую желтое, а ты красное, а вместе нарисуем зеленое.
8. Заключительная часть. Подведение итогов.
Какие красивые яблочки у нас получились. Чипполино, какое тебе больше нравиться, выбирай. (Чипполино выбирает яблочко нарисованное ребенком, хвалит его , благодарит и прощается.)
Сегодня ты был с язычком на прогулке в зоопарке. Ходил в гости к Чипполино.Т ебе понравилось, ты придёшь ещё?
А сейчас наше занятие окончено. Ты молодец! Давай прощаться с игрушками (словом и жестом).
Глоб.чтение слова «пока». Увод ребенка в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар-практикум для родителей "Развитие артикуляционной и мелкой моторики в профилактике речевых нарушений"
как помочь родителям своевременно и грамотно органиовать процесс формирования звукопроизношения. о значимости проведения артикуляционной и мелкой моторики у детей 3-4 лет....
семинар-практикум с родителями "Развитие артикуляционной и мелкой моторики в профилактике речевых нарушений"
помочь родителям своевременно и грамотно организовать процесс формирования правильного звукопроизношения у детей в домашних условиях...
Конспект подгруппового занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи (второй год обучения) Тема: «Звуки В, В\'. Буква В»
Цели. Развитие фонематического слуха, зрительного внимания и восприятия, тонкой и общей моторики. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Развитие синтаксической...
Конспект индивидуального занятия с ребенком, имеющим комплексное нарушение развития (ст. группа)
Материал для дошкольников старшей группы...
Конспект индивидуального занятия с ребенком, имеющим комплексное нарушение развития (ср. группа)
Материал для дошкольников средней группы...
Мастер-класса на тему: «Использование современных методов в развитии артикуляционной и мелкой моторики, фонематического слуха и дыхательной гимнастики.»
Занятие – консультация по проведению артикуляционной гимнастики «Зачем язычку делать гимнастику?».Дыхательная гимнастика «Дышим правильно- говорим легко».Игра – пут...
Презентация "Игры и игровые приемы для развития артикуляционной и мелкой моторики"
В презентации представлены материалы для развития артикуляционной и мелкой моторики...
Комментарии
конспект занятия
Ирина Леонидовна огромное спасибо за конспект. Вы конечно профессионал с большой буквы. Не могли бы Вы поделиться описанием массажа с мячом по методике Крупенчук. Заранее благодарна.
массаж с мячом
массаж с мячом